Как развивать фантазию воображение ребенка. Заблуждения и правда о детском воображении

   Воображение - это способность создавать новые образы на основе пережитого, используя воспоминания о разных ощущениях и чувствах. Оно тесно связано с восприятием мира , эмоциями и памятью, поэтому развитие воображения имеет очень важное значение для правильного развития ребёнка в целом.

   Ребёнок начинает ориентироваться в мире благодаря своим ощущениям (изначально зрению и осязанию). В памяти малыша сохраняются разные образы, которые сочетаются с определёнными ощущениями и эмоциями, - сначала расплывчатые (ощущение спокойствия и тепла рядом с мамой или боль и страх при неожиданном падении).

   После эти воспоминания возникают у крохи в различной комбинации, поначалу неосознанно, но постепенно малыш научится произвольно их сочетать, чтобы вызвать те или иные ощущения, или использует их как символы.

   Приблизительно к возрасту 2-х лет воображение у детей начинает активно развиваться. Прежде всего становится более сложной игра ребёнка: кроха уже не просто носит с собой мягкую собачку, а укладывает её спать, кормит - то есть воспроизводит знакомые действия, в которых каждый день сам принимает участие, но уже представляя себя на месте взрослого - того, кто кормит и укладывает.

   Примерно до возраста 3-х лет воображение ребёнка будет ограничиваться знакомыми ему ситуациями.

   После трёхлетнего возраста, хотя игровые ситуации могут вполне напоминать бытовые, ребёнок начинает замещать игровые предметы. Крохе уже не нужна настоящая ложечка, чтобы покормить любимую игрушку - достаточно будет и палочки, которую ребёнок нашёл.

   В играх начинают появляться фантазированные сюжеты, которые не имеют никакой прямой связи с опытом ребёнка плавание на корабле, полёты на другую планету и прочее).

   В возрасте 3-5-ти лет ребёнок не проводит грани между фантазией и реальностью, он по-настоящему летает к другим планетам, сражается с неизведанными противниками. Довольно часто ребёнок настолько погружается в мир собственного воображения, что оно начинает влиять на реальность. Родители ничего не потеряют, если поддержат эту игру.

   Чем больше ребёнок приобретает опыта, тем сложнее и разнообразнее становятся сюжеты игр, рассказов и рисунков. Кроха использует знакомые элементы в различных вариантах, придумывает новых героев для своих приключений. В таком возрасте ребёнок всё ещё проговаривает вслух все свои мысли или разыгрывает их.

   В возрасте около 5-6-ти лет фантазии ребёнка постепенно уходят вовнутрь, ребёнок способен уже очень многое вообразить "про себя". И это является очень важным этапом на пути подготовки малыша к обучению в школе, ведь в школе нужно будет произвольно использовать воображение.

   Со временем детское воображение начнёт работать более конструктивно, мечты ребёнка станут более реальными.

   С возрастом ребёнок с хорошо развитым воображением имеет все шансы стать человеком, который умеет:

    1) Гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны.

    2) Находить несколько решений для одной задачи.

    3) Ставить цели, визуализировать их, планировать пути к их достижению.

    4) Предполагать возможный исход событий, видеть несколько вариантов их развития и возможные риски.

    5) Быстро ориентироваться в сложной ситуации, найти необходимое решение, проявить смекалку.

Как развить воображение у ребёнка?

   Для того чтобы стимулировать развитие воображения у ребёнка , необходимо следующее:

    1. Получать впечатления:

    - разнообразить тактильные ощущения (выбирать игрушки из разлнообразных материалов, играть в игры, которые способствуют развитиютактильных ощущений);

    - пробовать новые вкусы и ароматы;

    - путешествовать;

    - ходить на концерты, спектакли, в музеи;

    - разглядывать лес, небо, водяную гладь, угадывать, на что похожи те или иные предметы;

    - играть на подручных музыкальных инструментах - кастрюлях, ложках, разделочных досках;

    2) Рисовать.

   Когда ребёнок рисует, то он строит свой собственный мир, он может рассказать о персонажах целую историю, которую обдумывал сам, пока водил карандашом по листу бумаги.

   Для рисования стоит использовать не только фломастеры (они не дают возможности передавать оттенки), но и карандаши, различные виды красок, мелки.

   Слушая чтение взрослого, а также уже читая самостоятельно, ребёнок быстро представляет себе все сюжеты и переживает за книжных героев.

   Книжки с картинками помогают малышу быстрее настроиться на восприятие речи. Очень важным является не только сюжет, но и образы. Именно поэтому многие детишки постарше любят книжки в жанре фентези.

    4) Рассказывать сказки.

    5) Отгадывать загадки.

    6) Сочинять различные интересные истории.

   Родителям на заметку

    1. Детям просто необходимо время, когда они могут просто погулять по скверу, послушать музыку, поваляться с книжкой на кровати или без неё, когда родители их не контролируют.

    2. Настоящий порыв фантазии возможен только в том случае, если малыш чувствует себя в полной безопасности, уверен в том, что его не будут осуждать или над ним смеяться.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая , способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уровни развития и жизни. Человеку с хорошей фантазией и воображением легче находить новые контакты, общаться, заводить друзей, реализовывать себя в творческих профессиях. Но воображение – это не врожденное качество, его нужно развивать с самого детства. «Я – Родитель» расскажет мамам и папам, как развить воображение у ребенка, как научить его мыслить нестандартно и какие средства могут в этом помочь.

Сказки и истории

Все дети любят сказки. Кто-то уже умеет читать их самостоятельно, а кому-то больше нравится теплая семейная традиция слушать перед сном, как мама читает книгу вслух. можно весело и интересно развивать детскую фантазию. Попробуйте дочитать малышу сказку лишь до определенного момента, а затем попросите его самостоятельно придумать, чем закончилась история книжных персонажей. То же самое можно сделать и с уже прочитанной любимой книгой – пусть ребенок попробует представить, что произошло со сказочными персонажами дальше, за страницами этой истории. Сначала это будут лишь догадки и предположения, но постепенно они превратятся с длинные и увлекательные сюжеты, полные приключений и новых придуманных персонажей.

Эта игра хороша тем, что для нее можно использовать не только сказочные истории, но и мультфильмы, окружающие предметы и все, что угодно. Играть в «истории» можно в любом месте: дома, в гостях, на прогулке, в автобусе, в очереди в поликлинике или магазине.

Наблюдение за окружающим миром

Замечательно развивает фантазию и наблюдение за окружающим миром. Встретив на улице девочку с собакой, предложите малышу придумать, какое имя подошло бы ее питомцу, чем любит заниматься его хозяйка, в каких местах они предпочитают гулять. Увидев необычный дом, попросите ребенка пофантазировать: кто живет в этом доме, как выглядят комнаты в нем, что подают в этом доме на обед и т.д.

В игре «наблюдения» можно пользоваться и самыми простыми подручными средствами. Пусть ребенок придумает, как можно использовать не по прямому назначению обычную палку, столовые ложки, табурет. Вы обязательно получите веселые и нестандартные ответы о том, что палку можно использовать как рыцарский меч или измерять ей глубину лужи, ложки можно использовать в качестве музыкальных инструментов, а забравшись на табурет можно громко .

Ролевые игры

Хорошо работают на развитие детской фантазии по ролям. При этом важно, чтобы ребенок понимал моделируемую ситуацию. Если малыш хотя бы раз бывал в кабинете у врача, он понимает, что делает доктор, и можно предложить ему поиграть в больницу: вы будете пациентом, а ребенок – врачом, который осматривает его и ставит диагноз. Потом ролями можно поменяться. Точно также можно играть в учителя и ученика, парикмахера и клиента, который хочет красивую прическу, модельера, придумывающего вечерний наряд для любимой куклы, официанта и посетителя ресторана. Можно представить, что вы с малышом собираетесь в дальнее путешествие и попросить ребенка перечислить те вещи, которые он возьмет с собой и для чего они ему пригодятся.

Дети лучше всего познают окружающий мир в игровой форме. Организуйте . Вовсе необязательно покупать для этого особые приспособления, вполне подойдут обычные игрушки и бюджетные пальчиковые куклы. Импровизированную «сцену» можно сделать из табуретов, накрытых покрывалом. Привлеките родственников и друзей, используйте сценарии всеми известных сказок и придумывайте свои собственные увлекательные истории и новых героев. Ребенок будет в восторге!

Творческий процесс

Прекрасно развивают детскую фантазию и самые простые творческие занятия: , раскраски, лепка из пластилина, сочинение стихов и рассказов. Если ваш ребенок проявляет интерес к творчеству, поощряйте его начинания и придумывайте новые способы . Обязательно расспрашивайте ребенка, что он рисует или лепит из пластилина, почему использует именно такие цвета. Ставьте перед ним новые задачи: нарисовать тот же самый домик, но в окружении не летнего пейзажа, а зимнего, слепить друга для уже готового пластилинового мишки, раскрасить такую же картинку, но другими цветами, изобразить необычное существо и рассказать о нем.

Подручные средства

Используйте всевозможные подручные материалы для развития воображения ребенка. Предложите малышу собрать конструктор, не пользуясь инструкцией, а полагаясь на свою интуицию, создать веселый зоопарк из кубиков с животными, выложить из мозаики необычный узор. Можно поиграть в веселую игру «дорисуй картинку»: возьмите чистый лист бумаги и сделайте на нем какой-то набросок, контур или просто нарисуйте закорючку и предложите ребенку закончить ваш рисунок. Покажите ему, как из пары кружков может получиться котенок или зайчик, а несколько линий легко и быстро могут превратиться в машинку или домик.

Игры на природе

Даже самая обычная прогулка на свежем воздухе может превратиться в увлекательный способ знакомства с окружающим миром и развития творческой фантазии. Покажите ребенку, как можно лепить фигурки из песка, собирать гербарий из красивых осенних листьев, делать забавных человечков и животных из желудей и шишек, строить снежную крепость, надувать мыльные пузыри, наблюдать за движением облаков. Поиграйте с малышом в игру «представь себе». Попросите ребенка представить, что бы было, если бы вдруг пошел конфетный дождь, если бы летом с неба начал падать снег, если бы небо было бы не голубым, а зеленым, если бы медведи жили на деревьях, а кошки умели летать.

В простой и веселой форме развивают детское воображение и впечатления от прогулки, выраженные в форме рисунка. Придя домой, попросите малыша нарисовать красивое большое дерево, которое вы увидели в парке, птичку необычной расцветки, снежную крепость, которую вы вместе построили. Почаще водите ребенка на разнообразные увлекательные экскурсии и всегда просите его рассказывать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Виктория Котлярова

Детство – чудесная пора. Все ребята верят в существование волшебников, сказочных героев и Деда Мороза. Однако в школе прагматизм и скепсис растут пропорционально возрасту. Сохранилась ли у вашего ребёнка вера в чудо, поможет определить наш тест.

В этой статье:

Детство обычно можно сравнить с долгой и прекрасной сказкой . Для ребенка жизнь начинается с волшебных историй, которые ему читают мамы и папы. Он развивается, играет - его игры становятся все более сложными. Это говорит о пробуждении воображения и фантазии – ведь они не рождаются вместе в нами, а появляются гораздо позже. Теперь жизнь наполнена красками.

Для детей дошкольного возраста важно, насколько хорошо развито их абстрактное мышление. Выражать свои мысли на бумаге, разыгрывать маленькие пьесы с куклами и другими детьми - все это помогает им эмоционально развиваться.

Без воображения наш мир станет тусклым. Однако его уровень и наличие говорят о том, что психика проходит определенный этап совершенствования. Родители могут без труда заинтересовать малыша развивающей игрой, а в результате он получит бесценный опыт.

Мир детства - фантазия и сказка

Родился ребенок. У него еще отсутствует понятие воображение. Как таковое оно возникает у детей на 3 году
жизни. К этому возрасту накапливается некий опыт: малыш знает названия и предназначение многих предметов, он слышал истории и сказки, для него появились стандарты поведения в разных ситуациях. Без этого невозможно развитие фантазии.

Воображение дается нам как один из механизмов психики. Слишком активное воображение означает уход от реальной жизни, желание спрятаться там, где нет проблем . В таком раннем возрасте жить только воображением нехорошо: это говорит о проблемах адаптации ребенка. Но и недостаток воображения тоже является проблемой, свидетельствующей о неправильном развитии психики.

Совершенно нормально, если малыш 3-4 лет переплетает реальность и сказку, пуская в жизнь достаточно воображения, чтобы сделать ее более полной. Это часть логического мышления. Он знает о мире, но не все – то, что неизвестно, нужно придумать, додумать, сформировать .

Если правильно заниматься с детьми, то вы можете обнаружить у них уже в 4-5 лет таланты к рисованию, лепке, созданию историй. Не прячьте такие «радужные» стороны личности своего малыша. Это так же важно, как и умение читать, писать, говорить. Кстати, речь и воображение тесно связаны.

Дошкольный возраст

Когда вы отдаете ребенка в детский сад, то будьте готовы: это мощный прорыв для его развития. Здесь коммуникации со взрослыми, первые знакомства с детьми и совместные игры. А что такое игра? Набор игрушек вдруг приобретает «историю» . Ребенок выдумывает свои правила, по которым будут жить здесь и сейчас игровые персонажи. В его голове есть некий план того, как пойдет игра.

Сначала это повторение известных сценариев. Сказка о Белоснежке или Спящей Красавице, истории, которые рассказывала мама на ночь. Известный сюжет разыгрывается иногда слово в слово. Для воображения нет пределов - самые простые вещи становятся «волшебными». Коробка - «троном», кубики - «молодильными яблочками» , заколка для волос - «королевской короной». Для детей дошкольного возраста такое поведение самое нормальное.

Они начинают создавать собственный мир вокруг. В раннем возрасте роль воображения гораздо сильнее, а позже оно, как считается, отходит на второй план. Конечно, так происходит не у всех. Творческие люди используют свою фантазию для реализации задуманного: картины, книги, скульптуры.

У маленьких детей нет критичного отношения к себе, своим мыслям . Они не знают законов физики и химии, нашего мира в целом. Сложные процессы и явления они будут объяснять простыми словами. «Человек тяжело болел, врач дал ему волшебную таблетку - он сразу выздоровел». Психика ребенка - тонкий и сложный инструмент . Постепенно он начнет видеть мир таким, каким его видят взрослые, а пока что лучше заменять непонятное и страшное простыми объяснениями. Вот роль воображения в жизни малыша.

Зачем нужно воображение?

Прежде чем заниматься развитием воображения у детей, родителям нужно понять главное: зачем оно им нужно?

Дети видят мир не так, как мы. В нем есть место для всего чудесного, необычного, сказочного. Развитие воображения важно, ведь это показатель того, как ребенок, а потом и взрослый, могут адаптироваться в любой среде. В этот процесс входит многое:

  • опыт и знания;
  • возможность объяснить явление;
  • желание объяснить то, чего не понимаешь ;
  • интерес к жизни.

Убедиться в том, как хорошо работает фантазия, можно, просто рассказав ребенку новую сказку. И вот он уже капитан пиратского корабля, ищет сокровища, сражается с врагами и побеждает.

Воображение - реакция нашей психики на впечатления,
переживания, новый опыт. Так, дети старшего возраста, читая книгу, вдруг начинают видеть себя ее героями. Перед глазами появляются картинки прочитанного.

В 3-4 года формируются новые нейронные связи . Чем их больше, тем на большее будет способен человек. На их формирование влияет способность мечтать, фантазировать, придумывать, изобретать что-то новое.

Даже в таком юном возрасте в фантазиях у малыша уже много всего интересного. Для дошкольного возраста первая встреча с жизненными трудностями проходит через опыт воображения.

Виды воображения

Воображение принято делить на два вида:

Непроизвольно-пассивное

Отличный пример - сны, грезы. Тут развитие идет само собой: ребенок задумался – у него возникла некая картинка перед глазами . Это может быть его фантазия о себе, представление каких-то возможных событий, желаний.

Этот вид воображения уже развит у детей раннего дошкольного возраста, в 3-4 лет года. Это наше непроизвольное действие, направленное на создание образов . Для него необходимо знание о мире.

Произвольно-активное

Этот тип воображение возникает тогда, когда нужно решать конкретные задачи. Для детей дошкольного возраста с целью его развития рекомендованы игры, когда нужно представить
что-то, придумать, выдумать. Сюда же относятся логические игры.

Развитие этого типа приходит несколько позднее, обычно тогда, когда ребенок становится более самостоятельным. Дети до 4 лет еще с трудом могут решать такие задачи, ведь у них недостаточно развита речь, а опыт еще довольно мал.

Важность развития воображения

Воображение играет огромную роль в нашей жизни. Мы говорим «представь себе…», а для воображения другого это уже толчок к действию. В голове возникает образ, совершенно уникальный. Мы слышим историю, а ее герои уже «видны» нам.

Наш мозг сам
строит их, молниеносно предлагает нам картинку происходящего
. Каждый представляет себе одного и того же героя сказки по-разному.

Развитие воображения - один из способов подготовки ребенка к решению многих насущных проблем. В будущем нам придется искать пути решения сложных ситуаций. Дома, на работе, в общении с кем-то. Именно наша фантазия подсказывает нам, как поступить . Наличие опыта дает варианты. Именно поэтому так важно правильное и своевременное развитие способности фантазировать.

Речь и фантазия

Важную роль играет уровень развития речи. Если речевое развитие идет с задержкой, то абстрактное мышление , фантазия ребенка тоже отстает.

Речь - связующее звено между тем, что творится внутри нас и снаружи. Это способ передать информацию о
наших желаниях, потребностях, идеях. У малышей дошкольного возраста речь уже должна быть развита на достаточном уровне, чтобы суметь объяснить свои действия.

Занятия с ребенком 3-5 лет

Заниматься развитием воображения у детей несложно, но очень интересно. Взрослый человек может многое предложить ребенку, ведь его опыт и знания бесценны .

Как правильно заниматься с малышом? Терпеливо, без агрессии, без принуждения. Заставлять наслаждаться чем-то – это неправильно. Развитие должно проходить только в комфортных условиях, там, где для фантазии и мечты нет границ.

Рисование

Здесь все более или менее понятно. Рисование начинает интересовать малышей сразу . Конечно, в 1-3 годика это просто цветные каракули. Но давайте больше фломастеров, безопасных карандашей и мелков - пусть ребенок увидит все
цветовое многообразие. В этом возрасте вы можете рисовать, а ребенок смотрит, часто просит вас нарисовать что-либо . Что? Знакомые ему вещи, предметы, людей.

В 4-5 малыш он уже сам может рисовать . Развитие мелкой моторики позволяет не только чертить, но и раскрашивать. Учите его делать рисунок аккуратным. Вы можете рисовать вместе: мама начинает, а малыш заканчивает. У детей дошкольного возраста не сразу появляется способность самим придумывать сюжеты - это как раз развитие воображения. Помогите ему, сделайте сначала простые формы и знакомые предметы: чашки, солнышко, котик, человечки.

Позже предлагайте ему тему - пусть малыш сам рисует то, что хочет, но в некоторых заданных рамках. Здесь важно, насколько он может следовать вашей просьбе. Если просите нарисовать домик, а он рисует солнце - что-то не так с его логическим мышлением и восприятием .

Конечно, нужно давать малышам свободу. Белый лист бумаги, карандаши и то, что он придумает. Очень скоро вам понадобится много бумаги, ведь дети любят все свои мысли пытаться переложить на бумагу – все, что приходит в голову. Чем сложнее образы, тем лучше. Так воображение начинает пробиваться.

Диалоги с куклами

Разыгрывать маленькие сценки с куклами - одно из любимых занятий детей. Даже сам ребенок, играя без вас, может лепетать какие-то описания действий, придумывать диалоги.

Вы можете задать тему и разыграть маленький спектакль .
Например, прочтите сказу, а потом предложите воплотить ее в жизнь с помощью кукол. Когда сюжет закончен, спросите: а что было дальше? Придумайте вместе продолжение истории своих героев .

Точно так же можно выдумывать и новые собственные сказки. У детишек дошкольного возраста воображение приходит с опытом. Первый раз такая игра может поставить в тупик, но уже очень скоро малыш радостно будет выдумывать свои собственные сказки. Развитие абстрактного мышления идет постепенно.

Игра в ассоциации

Предлагайте малышу придумать ассоциации. Эта игра на развитие подходит для детей от 4 лет. Самые простые ассоциации:

  • мама;
  • лето;
  • семья;
  • друзья;
  • детский сад;
  • дружба;
  • вкусно.

Предложите ему слово, а ответ разберите вместе. Почему он думает именно так? Ассоциации должны быть логичными, но приходить на ум детям просто. Чем богаче его речь, словарный запас, тем больше понравится игра. Ведь со словом «лето» может быть миллион ассоциаций .

Комфортная среда для психического развития

Для малышей дошкольного возраста важно, чтобы их воображение не ограничивалось какими-то рамками.

Реальность и воображение - разные понятия, которые нельзя смешивать. Скажите себе, что в занятиях вы полностью открыты .
Нормально, если, воображая себя героем сказки, малыш в фантазии будет именно главным героем – принцессой или принцем, например. Не нужно тут одергивать его, объясняя, что на самом-то деле быть принцессой - это тяжелая работа.

Сейчас важно, чтобы он допускал внутри себя лю
бые возможности: волшебство, единорогов, магию и сказки. Свобода воображения - это очень важно для психического развития. Она поможет вам избежать таких проблем, как комплексы.

Если мы не можем даже в своей голове сотворить что-то важное, чудесное, увлекательное, то на что будем способны в жизни? Дайте детям возможность фантазировать.

Чем интереснее и необычнее их истории и игры, тем лучше. Конечно, следите за тем, что они делают и говорят. Поправлять и ставить границы дозволенного - разные вещи. Развитие воображения должно проходить в безопасных условиях. Там, где над малышом и его идеями не будет насмешек и издевок.

Это не просто придуманные мысли и фантазии ни о чем - это очень важная защитная функция психики ребенка. С помощью воображения он компенсирует негативные эмоции и ситуации и защищает себя. Поэтому не удивляйтесь, если кроха начал рисовать Бабу-Ягу или других сказочных персонажей с негативным образом.

Воображение у детей начинает развиваться примерно с трех лет. С этого возраста у крохи появляются два вида воображения - аффективное и познавательное. Первое , переживаниями и защищать свое «Я», а второе - выстраивать картину мира.

ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У РЕБЕНКА

Первый этап развития воображения начинается примерно в 2,5-3 года. С этого возраста ребенок выделяет свое «я» из общей картины мира. Также у малыша активно и наглядно-действенное мышление. Кстати, особое значение для воображения имеет именно речь. Чем более обширен словарный запас ребенка, тем лучше развивается фантазия. Это связано с тем, что малыш уже может описать предмет или ситуацию не только эмоционально, но и словами. Так, у глухих деток воображение довольно скудное.

Трехлетние малыши, которые уже умеют рисовать, проявляют свои способности и на бумаге. Но пока у малыша отсутствует важная составляющая воображения - план реализации идеи. В этом возрасте у деток присутствует только образ идеи. Поэтому сначала малыш рисует что-то, а уже потом придумывает этому описание. Если вы предложите ребенку составить план и по нему действовать, он вряд ли сможет и захочет рисовать дальше.

С трех лет малыш может переживать свои страхи через игры. Если вы заметили, что ребенок боится чего-то, с помощью игры помогите ему преодолеть страх. Сильные эмоциональные переживания можно выплеснуть и в рисунке или лепке. Не тревожитесь, если ребенок рисует страшных животных. Так он прорабатывает свои страхи.

ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Второй этап развития воображения у деток начинается в 4-5 лет. В этом возрасте малыш знакомится с общепринятыми нормами поведения, правилами. Это укрепляет его «я», он ведет себя более осознанно.

Устойчивые сходят на нет. Но ребенок все так же проигрывает серьезные переживания и травмы. Так, если малышу довелось пережить операцию, он может проигрывать эту ситуацию со своими игрушками: делать им уколы, снимать швы.

Ребенок больше играет в ролевые игры, рисует, лепит. В этом всем он воспроизводит уже известные ему образцы поведения. Но происходит и некий «апгрейд». Так как у малыша уже более развита речь, он уже начинает планировать. Теперь его рисунки более осознанные. Он рисует их пошагово. «Сейчас я нарисую квадрат», - говорит кроха и делает задуманное. «А сейчас - дом», - продолжает. Это ступенчатое планирование. Оно же помогает детками придумывать сказки, «нанизывая» события одно на другое.

Детское воображение. Заблуждения и правда о детском воображении. Развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Между другими психологическими ошибками, вредно влияющими на воспитательную практику, не последнее место занимает мнение о чрезвычайно развитом воображении у детей. На детей смотрят как на маленьких поэтов; говорят, что дети - великие фантазеры; что самая ничтожная игрушка с помощью их богатого и живого воображения может занимать их целые дни; что самая невероятнейшая сказка представляется им как бы совершающейся пред их глазами; что они одушевляют свои игрушки, мебель и пр.; что самая плохая гравюра, картинка превращается их воображением в яркий, живой, действительный предмет. Как ввиду такого множества неоспоримых и убедительных фактов не прийти к заключению, что уж чем другим, а фантазией дети могут похвастать, что очень живая, очень богатая развивается она слишком скоро и составляет психическую особенность детства! Такое, с виду весьма правдоподобное, мнение из неотчетливой, ненаучной ежедневной воспитательной практики попадает в педагогические книжки и - пошло гулять по свету как результат строгих научных наблюдений, как авторитетная истина.

А между тем эта авторитетная истина при небольшом критическом анализе ее оказывается весьма сомнительной. Возможно ли допустить, что у детей очень развито воображение? Память у ребенка слабо развита. Если она очень восприимчива, то вследствие недостатка смежных и сходных ассоциаций она удерживает немного, ребенок слишком много забывает. О рассудке ребенка в три-четыре года, когда фантазия признается уже развитою, нечего и говорить, - он очень слаб и не развит; у ребенка нет еще многих высших форм чувствований, эстетических, нравственных, умственных; у ребенка слаба воля. Таким образом, у ребенка вся психическая жизнь не развита, организм также, а вот фантазия почему-то очень развита.

Рассмотрим теперь факты, которые приводят в защиту такого, теоретически столь несостоятельного, мнения. Факты эти всем давно известны, на них мы указали в самом начале статьи. Они состоят в одушевлении детьми всех окружающих предметов, в крайнем увлечении самыми невероятными сказками, в любви детей к играм, которыми они постоянно занимаются, в увлечении картинками и гравюрами, в которых они видят действительные, живые существа. Подобных фактов бесчисленное множество; они совершенно несомненны и общеизвестны. Поэтому приводить их мы не будем. И вопрос будет заключаться не в обсуждении достоверности фактов, а в объяснении их. Следует ли объяснять эти факты необыкновенно развитым воображением детей или как-либо иначе?

Няня рассказывает детям самую нелепую, самую фантастическую сказку. Дети так увлечены, их фантазия так разыгралась, что они видят сказочные действия, герои и героини сказки проходят пред их глазами совершенно живыми; постучись в дверь кто-нибудь в то время, когда в сказке изображается, как какое либо чудовище подкрадывается к богатырю, и дети страшно перепугаются, они вообразят, что чудовище сказочное к ним пришло. Вот, говорят, воображение-то! Но, позвольте, в чем же тут сказывается сила воображения? Почему ребенок в сказке видит действительность, а не сказку?

Потому, во-первых, что он не умеет отличить возможное от невозможного. Чтобы считать действительными сказочные события, которые невозможны, для этого, очевидно, необходимо не уметь отличать возможное и невозможное. Без этого существенного условия так сильно увлекаться сказкой, как дети увлекаются, невозможно. И Пушкин, и Лермонтов увлекались русскими народными сказками, и сильно увлекались, но их увлечение было иное, чем увлечение детей. Они не видели в сказке действительных фактов - подобная мысль была для них невозможна, - они увлекались поэтичностью сказок, их метким языком. Детям же естественно увлекаться сказкой, как действительностью, потому что у них способность различения возможного от невозможного очень слаба. Знание природы у них так недостаточно, законы явлений настолько еще неизвестны им, что у них нет разделения между действительным и вымышленным, между возможным и невозможным.

Эта весьма естественная особенность детской психической жизни выражается во многих фактах. Например, известен факт, что дети не умеют хорошо делать различия между лицами и событиями, виденными во сне, и действительными людьми и приключениями. Они перемешивают их, уверяют, что действительно видели лиц, которых и не существует. Гёте в своей автобиографии "Поэзия и правда моей жизни" пишет о своих детских годах: "Мы, мальчики, имели по воскресеньям свои собрания, на которых каждый из нас должен был представить свои стихи. Один из нас, добрый мальчик и мой приятель, но совершенно неспособный к подобной работе, заставлял писать стихи своего гувернера и не только считал их лучшими, но был в полной уверенности, что сочинял их сам".

Сама Неккер де Соссюр говорит: "Спрячьтесь за занавес; радость ребенка и крики, когда он опять увидит вас, доказывают, что ему было бы грустно, но не удивительно, если бы вы совсем исчезли".

По данному вопросу одна опытная детская воспитательница сообщает нам следующие наблюдения: "Мне приходилось и приходится много возиться с детьми трех, четырех и пяти лет, и я давно убедилась в их полном неуменьи отличать возможное от невозможного. Для примера приведу самую обыденную игру "Кошка и мышки". Пока кот не ловит, мыши все резвятся, но лишь только тот зацепит мышонка каким-либо образом за одежду - беда! Такой вой подымется, что ничем не уймешь! Спросишь, наконец: "О чем ты плачешь?" - "Да как же, кошка поймала меня, она меня съест!" Начнешь уговаривать, что такой-то мальчик или девочка ведь не кошка на самом деле, - ведь это только игра и никто никого съесть никоим образом не может. Никакие увещания не помогают, и на следующий раз та же история. Другие дети не плачут, но зато бледнеют и дрожат от страха и бывают рады-радешеньки, когда какой-нибудь хищник оставит их во время игры в покое. Такие примеры у меня повторяются каждый день".

Таким образом, неспособность детей ясно различать между возможным и невозможным выражается во многих фактах их детской жизни. В частности, это явление служит основанием их сильного увлечения сказками, значительного влияния сказок на чувства, на настроение ребенка. Не считая сказку невозможной, ребенок естественно увлекается ею. Таким образом, причина могущественного влияния сказок на детей - не богато развитое воображение, а скудость знаний, слабость интеллекта, неуменье отличить возможное от невозможного. Но это не единственная причина.

Другая особенность психической жизни детей, имеющая значение в занимающем нас вопросе, есть значительная живость, полнота, яркость представлений. Эта черта опять есть результат не богато развитого воображения, а недостатка развития всей психической жизни детей по сравнению с жизнью взрослого. У взрослого, особенно у образованного, в значительной степени бывает развита способность обобщения. У него представления не остаются одинокими, но сейчас же сравниваются между собою, и из сравнения их возникают новые продукты, более отвлеченные, менее живые и яркие, чем представления, именно понятия. В понятии нет тех частных черт, которые принадлежат представлению и которые дают представлению яркость и жизненную полноту; понятие есть только остов, скелет, схема представлений, и под эту схему может подойти бесчисленное их количество. Образованные чрез сравнение представлений понятия также сравниваются между собою, и из сравнения их возникают новые понятия, еще более общие, и т. д., пока не получатся самые общие понятия, на которых классифицирующая деятельность рассудка и должна остановиться.

Таким образом, у взрослого представления служат только материалом для образования высших психических продуктов, мышление же совершается с помощью понятий. Конечно, это не значит, чтобы у взрослого человека не существовало в памяти представлений, чтобы каждое представление у него вошло в состав соответствующего понятия и само по себе перестало существовать как отдельный, самостоятельный психический продукт. У каждого человека существует, в виде материала, не вошедшего в дело, на образование новых высших продуктов, довольно представлений. И чем человек менее мыслит, чем менее занимается он систематизированием, классификацией своих знаний, тем больше у него такого материала, не пошедшего в дело, остающегося без употребления. Память самых великих систематизаторов хранит неизбежно большее или меньшее количество такого мертвого, беспроцентного умственного капитала, невольно образующегося вследствие ежедневных, будничных встреч и приключений, свиданий с различными лицами, чтения газет и журналов. Но вообще мы можем сказать, что психическая деятельность взрослого всегда отличается более или менее отвлеченным характером, вследствие присутствия в его памяти значительного количества понятий.

Совсем иной характер психической жизни ребенка. Способность обобщения у него очень слаба, у него нет даже и охоты к сопоставлению представлений и образованию из них новых высших продуктов. Представления у него не материал для высших продуктов, а суть сами по себе эти высшие продукты; память его наполнена ими. Естественно, что психическая жизнь детей является более образной, картинной, яркой, чем жизнь взрослого. В то время, когда какой-либо рассказ пробуждает в памяти взрослого ряд тусклых образов, перемешанных с понятиями, совершенно отвлеченными продуктами, в это время в душе ребенка, соответственно рассказу, возникает ряд ярких картин, чуждых всякой отвлеченности.

Даже отдельные представления у детей бывают гораздо живее и подробнее, чем у взрослого. Взрослый привык обращать внимание на главное, на существенное; первым делом умственной деятельности при знакомстве с новым предметом он ставит отнесение этого предмета к известному классу, приурочиванье его к известному понятию. А в этом случае частности, мелочи, которые оттеняют предмет, которые дают ему жизненность, полноту не важны н даже могут быть вредны, заставив обратить внимание на неважное и опустить из виду главное. Ребенок же знакомится с новым предметом, так сказать, совершенно бесстрастно; он тщательно рассмотрит его, одинаково запомнит как главные черты, так и мелочи. Сопоставлять этот предмет с другими он особенной потребности не чувствует. Если он припомнит, что видел подобный предмет прежде, то он, может быть, сравнит эти два предмета; если же не припомнит, то ему и горя мало. Его нисколько не опечалит, что он не в состоянии отнести этот новый предмет к разряду каких-либо виденных им прежде; он просто будет рассматривать этот предмет и запомнит все в нем, важное и неважное, главное и мелочное. А вследствие этого предмет отпечатлеется в памяти ребенком несравненно полнее и живее, чем при классифицировании предмета. Картина, изображение предмета всегда бывает несравненно живее и яснее, чем понятие о предмете.

Слушая сказку, считая сказочные события вполне возможными, ребенок представляет их в образах живых, ярких, с различными частностями и подробностями, чего не бывает у взрослого. Естественно, что сказка производит на него сильное впечатление. Но очевидно, что в этой второй черте ничего не приходится на долю воображения. Воспроизведение образов - дело памяти; а что эти образы ярки и живы - это результат не воображения, а результат отсутствия высших форм познавательной деятельности.

Третье обстоятельство, на которое нужно указать для объяснения действия сказок на детей, - это простота фабулы сказки, простота мотивов действий. В сказках действия героев и героинь определяются мотивами весьма рельефными и несложными - страстной злобой, местью, любовью, страхом, феноменальной глупостью, хитростью, жадностью и т. п. В сказке изображаются две-три таких страсти, тонкого психологического анализа их нет, сложных, запутанных коллизий - так же. Самые страсти изображаются крайне ярко, резко, так сказать, "по-суздальски", без всяких ограничений, как будто составители сказок придерживались известного правила: "Коль любить, так без рассудку... коль ругнуть, так сгоряча... коль рубнуть, так уж сплеча... коли пир, так пир горой". А если даже и такая страсть не вывозила, то к услугам - волшебство, сверхъестественные силы колдуньи, бабы-яги, дивные серые волки, коньки-горбунки и т. д.

Все подобные мотивы для ребенка ясны и понятны, такие чувства, хотя и в меньшей степени напряжения, в других формах, он испытал, он их знает. Поэтому сказка, со всем ее волшебством и чудесностью, для него ясна как день, он ее вполне понимает и потому интересуется ею. Но дайте ему художественное произведение более сложное, дайте ему роман, повесть, и он будет скучать, его фантазия еще не доросла до того, чтобы обнять подобное произведение. Прекрасная повесть покажется ребенку хуже, чем самая нелепая сказка, подобно тому, как прекрасная картина великого художника для него гораздо хуже, чем картинка на его большой конфете, подаренной ему в именины. Очевидно, что и в этой третьей причине, обусловливающей сильное действие сказок на детей, мы не видим и следов богато развитого воображения, а, совершенно напротив, замечаем фантазию, крайне скудную, неразвитую, которой не под силу еще художественное в истинном смысле этого слова, которой нравится все грубое, резкое.

Таким образом, причина увлечения детей сказками - не богато развитое воображение, а слабость развития психической жизни вообще, неуменье отличать возможное от невозможного и слабость развития собственно фантазии, не могущей обнять произведений более сложных и художественных.

Другой ряд фактов, приводимых в подтверждение значительно развитой фантазии у детей, - это одушевление детьми всего окружающего мира, мебели, игрушек, очеловечение животных, превращение самых плохих гравюр и рисунков в живые действительные существа. Нам кажется, что для того, чтобы в подобных фактах видеть подтверждение богато развитой фантазии у детей, надобно иметь очень сильное желание видеть это. Фантазия здесь решительно ни при чем.

Почему ребенок оживляет и наделяет человеческими способностями весь мир? Потому что он не знает этого мира, его свойств, его формы существования и судит о нем по себе. Войдите в психическое положение ребенка, представьте себе ход его мыслей: ребенок еще ничего не знает о том, как существуют предметы, он только начинает присматриваться к ним. Все, что он знает, это он сам. Он замечает, что он хочет есть, пить, что он двигается в направлении предмета, который ему нравится, что ему бывает больно, холодно и т. д. Он видит предметы. Что он должен думать о них? Как он должен представлять их существующими? Он видит, что собака, кошка двигаются, едят, пьют, кричат, когда их бьют. Он находит в них много сходства с собой и полагает, что они владеют теми же свойствами, как и он сам. Так же он думает и о неодушевленных предметах; иначе он и думать не может. Он не знает еще, что это предметы неодушевленные, так как он знает только себя, существо одушевленное. Он не знает еще никакой другой формы существования, кроме человека, ему еще невозможно и представить, что есть предметы бездушные.

Чтобы понять, что мир существует несколько иначе, владеет другими свойствами, чем человек, для этого ребенок должен сделать много наблюдений, должен резко отличать себя от других предметов. Когда он сделает такие наблюдения, тогда он перестанет считать неодушевленные предметы одушевленными и животных - человекообразными существами. А до тех пор ему иначе представлять мир, нежели массой существ живых и человекоподобных, решительно невозможно. У него для такого воззрения нет оснований и побуждений, нет элементов. При чем же тут фантазия? Решительно ни при чем. Дело идет не о фантазии, а о крайней неразвитости психической жизни ребенка, делающей для него временно необходимыми подобные неправильные воззрения.

В увлечении детей гравюрами и картинками также нельзя видеть деятельности фантазии. Ребенок потому увлекается ими, что он не видит различий между гравюрой и соответствующим ей предметом. Подарите маленькому мальчику лошадку-игрушку: ребенок поражается прежде всего сходством формы лошадки-игрушки с действительною лошадью, - у игрушки-лошадки есть и голова, и хвост, и ноги, и все как у действительной лошади. Увлеченный сходством ребенок и не думает обратить внимание на различие; он преспокойно садится верхом на своего мирного бегуна, подстегивает его кнутиком, поит и кормит. Неужели это свидетельство богато развитой фантазии? Но почему же в таком случае не слышно, чтобы великие поэты и художники принимали игрушек-лошадок за действительных лошадей? Подобные факты из детской жизни - самые убедительные доказательства умственной неразвитости детей. Ребенок видит, что лошадка-игрушка не ест, не пьет, не бегает, но не дает на первых порах этим фактам значения, не выводит из них никаких заключений о различии между игрушкой-лошадкой и действительной лошадью и продолжает считать свою игрушку живым конем.

Подобным же образом ребенок увлекается и гравюрами. Гравюра напоминает ему действительный, виденный им прежде предмет, а так как представления у ребенка, как мы говорили выше, очень ярки, очень живы, то ребенок, смотря на гравюру, как бы видит соответствующий ей предмет. Различие же между плохой гравюрой и его живым и ярким представлением о предмете от него ускользает, так как он на различия вообще не обращает внимания, увлекаясь сходством.

Третий и последний ряд фактов, приводимых в подтверждение богато развитой фантазии детей, есть любовь детей к играм, в которых они проявляют свое творчество. Играть дети никогда не устают, играют целый день; их игры крайне разнообразны. Материал игр может быть очень прост: какая-нибудь палка, обрубок дерева, старое платье может исполнять у них всевозможные роли; иногда же дети в своих играх обходятся совсем без материала, не только игра выдумывается, но и материал.

Ни чудесной силы воображения, ни изобретательности мы в детских играх не находим. Если наблюдать детские игры, то легко заметить, что изобретательность детская очень слаба. Игры детей суть подражания деятельности и занятиям взрослых, или же воспроизведения жизни животных и явлений природы. Каждая мать, каждая воспитательница знает, что дети, хотя и чрезвычайно любят играть, нередко затрудняются отысканием игры, скучают, не знают, что делать, и приходят к матери с просьбой - поиграть с ними. Таким образом, детские игры суть результат подражательности, а не изобретательности, суть воспроизведение, а не творчество; а во-вторых, даже и этой воспроизводительной деятельности у них не хватает на все свободное время, так что они вынуждены обращаться к посторонней помощи, и оставление их без помощи нередко ставит их в весьма затруднительное положение, и они, не умея занять себя, просто начинают шалить. Упомянутая выше детская воспитательница сообщает, что дети, предоставленные себе, не умеют даже разнообразить своих игр и занятий. Творческий же элемент вносится в игру детьми более старшего возраста, чем четыре года, да и тех приходится наводить на мысль, помогать им.

Что у детей одна и та же игрушка может превращаться во всевозможные вещи, совершенно различные и даже противоположные, этому удивляться нечего, имея в виду яркость и живость представлений у детей и их неспособность обращать внимание на различие между предметом, возбуждающим в них известное представление и нередко очень мало на него похожим, и самым представлением. В этом психическом акте фантазия, как мы говорили выше, совсем не участвует.

Остается последний и, по-видимому, самый сильный, самый убедительный факт значительного развития воображения у детей - дети играют без игрушек, создают не только игру, но воображают и самый материал. Но и этот факт мы нисколько не затрудняемся объяснить со своей точки зрения как следствие скудного и неразвитого воображения детей. Припомним прежде всего слабую способность детей различать возможное и невозможное, представление, игру и действительность. Мы уже знаем, что дети свои сновидения принимают за действительные, внешние факты, и стихи, сочиненные для них другими, совершенно, вполне искренно выдают за свои. Что же удивительного, что ребенок, увлеченный игрой, находясь под влиянием возбуждения, принимает свое представление за внешний предмет? Даже в жизни взрослых мы можем указать подобный факт: когда взрослый, как говорится, мечтает, то он забывает время и место, где он находится, забывает окружающую среду, свое положение и пр. и совершенно переносится в те места, беседует с теми личностями, которые в это время возникают в его фантазии. Он живет в другом мире, чем окружающий его действительный мир, он как бы видит этот воображаемый мир. Но раздался резкий звук, почувствовался укол, пахнула струя холодного воздуха - и мечтатель очнулся, из воображаемого мира снова спустился в действительный. То же бывает и с ребенком. Взрослый замечтался, ребенок заигрался.

Таким образом, мы приходим к тому общему заключению, что все факты, приводимые в доказательство необычайно развитого воображения у детей, составляющего исключение из обыкновенного хода развития прочих психических способностей, не доказывают тезиса; все они объясняются гораздо проще и естественнее недостаточностью развития их психической жизни вообще, слабостью развития фантазии, в частности, и особенною живостью и яркостью представлений детей, обусловливающимися недостаточным развитием их интеллекта.

Дальнейшее подтверждение эта мысль - о скудости детского воображения - находит в анализе деятельности воображения. Какая отличительная черта воображения? Сущность деятельности воображения состоит в творчестве, в создании новых продуктов. У детей именно творчества-то и не достает в их деятельности. Вся их деятельность носит характер простого воспроизведения и увлечения механическим сходством. Их игры суть результат подражания, воспроизводительности, а не творчества; их одушевление природы есть результат крайне скудных знаний и необращения внимания на различие предметов.

Механичность, неразвитость психической жизни детей выражаются самым различным образом, во множестве мелких фактов. Например, Неккер де Соссюр и за ней другие замечают, что в рассказанной раз детям сказке нельзя ничего изменять при повторении ее. Всякое изменение сказки детям очень не нравится. Спрашивается, почему? Всякое изменение фабулы дает нечто новое, новый образ, новую картину и таким образом должно удовлетворять творческому воображению, стремящемуся постоянно к новому и к новому. Но такие изменения детям не нравятся. Почему же? Да, очевидно, потому, что они желают повторения, воспроизведения, а не творчества; процесс воспроизведения им более по плечу, более нравится, чем творчество.

Другой подобный же факт: бывает такой период в жизни детей, когда они довольно удачно острят. Многие родители в этих детских остротах видят признаки талантливости своих детей, говорят: какой умный мальчик, какие смелые сопоставления и сближения предметов он делает! Но напрасно в детских остротах видят признак талантливости. Острота есть сопоставление, объединение какой-либо сходной чертой таких предметов, какие с виду кажутся совершенно различными. Дети, как мы замечали раньше, сильно увлекаются сходством, которое поразило их, и не обращают внимания на различия. Поэтому их остроты крайне рискованны и крайне механичны. Пораженные сходством, они иногда крайне смело и очень удачно сближают предметы - выходит очень милая острота; но иногда их необращение внимания на различие увлекает их слишком далеко и заставляет сблизить такие предметы, в которых нет ничего сходного - тогда выходит, к прискорбию родителей, глупость.

По нашему мнению, дети равно неповинны ни в остротах, ни в глупостях; они просто, вследствие недостаточности своего общего умственного развития, увлекаются первым поразившим их сходством и, не обращая внимания на различия, не давая себе труда сравнить предметы, показавшиеся сходными, сопоставляют их. Иногда выходит хорошо, а иногда плохо. Поэтому, в особенности детскому остроумию, применимо замечание Жана Поля Рихтера об остроумии вообще, что остроумие похоже на легкомысленного священника, который соединяет браком каждую встретившуюся пару.

Нам остается сделать еще несколько педагогических заметок относительно развития воображения, вытекающих из изложенных выше суждений. Если усвоить обыкновенный взгляд на воображение детей, то, очевидно, заботиться о его развитии и укреплении нечего; оно само развивается, без всякой помощи, до высоких размеров. Скорее должно заботиться об ограничении деятельности воображения, чем о его возбуждении и развитии. Если же усвоить взгляд, высказанный в настоящей статье, то необходимо заботиться столько же о развитии воображения, сколько о всех других психических деятельностях, потому что путь развития воображения одинаков с путем развития других психических деятельностей. Средства для развития воображения, сообразно со сказанным выше, будут следующие: весьма много вредит правильному развитию воображения у детей их неуменье отличать возможное от невозможного. Вследствие этого самая нелепая, самая фантастическая сказка считается ими столь же возможной, как и самый простой рассказ из жизни детей или взрослых. Считая их одинаково возможными, ребенок, конечно, отдаст предпочтение сказке, вполне нелепой, вполне лишенной всякой поэтичности и художественности, пред рассказом в высшей степени изящным, но простым, потому что сказка даст ему более поразительные образы, сильнее возбудит его, чем рассказ.

Таким образом, сказка воспитает в ребенке наклонность к грубым эффектам, неожиданности, чудесности, она лишит его способности находить прекрасное в изящном, но чуждом "суздальских картин", рассказе, она испортит его вкусы. Поэтому сказки с фантастическим, волшебным содержанием в высшей степени вредны для правильного развития воображения и эстетического чувства ребенка и должны быть изгнаны из воспитательной практики; иначе ребенок слишком поздно дорастет до понимания и наслаждения истинно художественными произведениями. Но изгнать фантастические сказки еще мало; нужно еще прямо заботиться о приучении ребенка отличать возможное от невозможного. Средство для этого, очевидно, общее умственное развитие, знакомство с природой, с жизнью и деятельностью людей.

Таким образом, развитие воображения может совершаться правильно только в связи со всем умственным развитием человека. Умственное же развитие приучит ребенка обращать внимание на различия предметов и не увлекаться слишком сходствами. А это опять будет содействовать правильному развитию воображения ребенка, потому что тогда резкое несходство между фантастическою сказкой и действительностью, плохой картинкой и соответствующим ей предметом, между одушевленным и неодушевленным будет ясно ребенку.

У детей замечается недостаток в творчестве, а между тем сущность воображения именно и заключается прежде всего в творческой деятельности. Поэтому нужно стараться пробудить в детях эту потребность и приучить к ней. Средства для этого могут быть теоретические и практические. Теоретические - это художественные рассказы, детские повести, сказки, лишенные таинственности, стихи, доступные детям, словом, все те произведения, в которых выразилось творчество с особенною силою. Читая и слушая такие произведения, ребенок, естественно, вызывается на подобную же деятельность. Существенным, главнейшим условием всех этих произведений нужно поставить простоту, несложность фабулы, незначительное количество действующих лиц и вполне рельефную, яркую их обрисовку. Нечего стремиться к тому, чтобы очертить лицо вполне подробно, охарактеризовать его множеством оттенков чувств, множеством мелких психических черт; мелких черт ребенок не заметит и не усвоит, тонкий психологический анализ ему не по плечу, коллизия разных чувств и положений также. Детям нужно давать простое, короткое и рельефное. Поэтому выбор художественных произведений, способных правильно воспитывать воображение, дело не особенно легкое.

Практические средства воспитания творчества детей - игры. Игры детей обыкновенно суть подражания. Нужно стараться ввести в них творческий элемент. Для этого нужно иметь в виду, чтобы игрушки, материал игры своею определенностью не стесняли деятельности детей. Чем проще игрушка, тем лучше, потому что она дает больше свободы детям, дает возможность превращать ее в различные вещи. Затем необходимо руководить детскими играми, конечно, не стесняя их, не навязывая им игр. Нужно показать детям, каким образом, комбинируя известные уже действия по-новому, разделяя одно и соединяя другое, мы создаем нечто до сих пор невиданное. При великой охоте детей к играм, творчество в играх, при правильной поддержке воспитательниц, может возникнуть и окрепнуть быстро, и ребенок, таким образом, рано может вкусить весьма важного плода - наслаждения собственною изобретательностью.

Наконец, так как яркие, живые представления имеют большое значение в деятельности воображения, помогая создавать картины, сильнее действующие, то нужно позаботиться о сохранении живости и яркости представлений детей. Постепенное интеллектуальное развитие, как мы заметили выше, будет непременно ослаблять яркость представлений. Чтобы отчасти вознаградить эту неизбежную потерю живости представлений вместе с развитием интеллекта, необходимо, чтобы наглядность проникала всю умственную жизнь ребенка, чтобы во всех знаниях он начинал с предметов. А для этого он должен все сам видеть, слышать, осязать и т. д., должен подробнее и прочнее запомнить свойства предметов, не только главные, но и дополнительные, чтобы в его памяти сохранились не только схемы, остовы предметов, но полные и ясные их образы.

Статьи по теме: