Как приучить ребенка убирать за собой игрушки. Ребенок не хочет убирать игрушки? Как научить ребёнка убирать за собой после игры? Делать ребенок не убирает игрушки

Просмотр содержимого документа
««Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки»»

«Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки»

Многие родители не хотят мириться с положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Если Вы постоянно убираете игрушки после детских игр сами, Ваш ребенок будет все время ожидать от Вас этой помощи.

Конечно, у каждой семьи есть свои особенности и привычки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то, как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры. Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете, куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка, скорее всего, не появится привычки убирать игрушки, если вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание…

Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.

Если у вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а вы – дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а вы получите информацию о том, как малыш воспринимает вас и ваши просьбы (или приказы).

Не оставляете мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становиться необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это – правило для всех членов семьи. Если же вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки – буду тебе читать, не уберешь – не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать».

Ниже приводятся несколько советов, как помочь ребенку справиться с данным заданием:

1. Правильно формулируйте задания. Не ограничивайтесь просто требованием "Убери". Ребенку трудно сориентироваться в огромной куче игрушек, и он не знает с чего начать. Попытайтесь дать более точные инструкции: "Сначала убери машинки, а затем принимайся за книжки". Разбив задание на небольшие этапы, Вы поможете ребенку понять, что уборка это не бесконечный процесс, и он вполне сможет с ней справиться.

2. Объясните, почему уборка игрушек необходима. Для Вас, конечно, цель уборки очевидна, но для Вашего ребенка она означает только, что развлечения придется отложить ради нудного дела.

3. Организуйте пространство удобным для ребенка образом. Разместите на корзинах и ящиках для игрушек картинки, которые помогут малышу запомнить, какие контейнеры предназначены для каких игрушек.

4. Добавьте громкость. Поставьте музыку, когда ребенок занимается уборкой. Так уборка пойдет веселее, а энергичная мелодия создаст ребенку необходимый настрой.

5. Пусть уборка превратится в игру. Поставьте кухонный таймер на 10 минут и предложите ребенку задачу "уложиться за это время". Или устройте соревнование "Кто быстрее": "Я собираю одежду для куклы, а ты - пазлы, победителем будет тот, кто закончит первым!"

6. Не переделывайте сами. Когда ребенок, наконец, убрал комнату, не переделывайте то, что, по Вашему мнению, сделано не идеально. Неровно застелена кровать? Не нужно поправлять покрывало. Неправильно расставлена мебель в кукольном домике? Не обращайте на это внимания. Когда работа сделана, просто оставьте все как есть. Четырехлетка не в состоянии убрать так же хорошо, как и взрослый.

7. Поощрите за хорошо сделанную работу. Разместите на кухне или на другом видном месте в доме график уборки. Когда Ваш дошколенок справится с задачей, пусть он пометит цветным стикером соответствующий квадратик в графике.

Чего никогда не надо делать?

Если вы, действительно, хотите понять, как научить убирать ребенка игрушки за собой, то вам придется придерживаться определенных правил и никогда не допускать следующих ошибок:

Не стоит заставлять ребенка убирать игрушки насильно

Не надо кричать на ребенка

Не надо давать обещаний обязательно поощрить за это ребенка. Иначе малыш быстро поймет это и будет ждать: «А что мне за это будет?». Тогда вместо положительного навыка аккуратности, вы, невольно, привьете ему навык вымогательства.

Никогда не следует убирать игрушки самому родителю.

Наберитесь терпения, никогда не ждите быстрого результата, а весело и задорно в игровой форме ежедневно вместе с ребенком постигайте эту науку и, у вас обязательно вырастут аккуратные и послушные дети, а вашем доме будут царить любовь, уважение и желание всегда порадовать друг друга.

О том, почему дети не хотят убираться и как превратить уборку в развивающее занятие. «В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность.» Святитель Филарет, митрополит Московский (с)

«Ребенок играл и в какой-то момент необходимо убирать игрушки. Многие родители стараются с раннего детства приучить малыша убирать игрушки и многие при этом терпят фиаско. Попробуем разобраться почему. На мой взгляд, самый сажный важный момент при приучении ребенка к убиранию игрушек – это количество игрушек у современных детей и организация их хранения.

Оля и Катя – подружки. Им почти по три года. Мамы девочек тоже регулярно общаются. Мама Кати постоянно жалуется, что Катя не убирает игрушки и маме каждый вечер приходится делать уборку вместо Кати. У Олиной мамы такой проблемы нет.

Давайте заглянем домой к каждой девочке и посмотрим, что же происходит вечерами.

У Кати много замечательных игрушек. Целый игрушечный рай. Из-за изобилия, Катя даже не очень знает, какие у нее есть игрушки. Все Катины игрушки аккуратно хранятся в больших коробках в детской комнате. Точнее, так хотелось бы маме. В идеале. В реальности дела обстоят так. Каждый вечер Катя и мама перед сном начинают убирать игрушки. Точнее, Катя продолжает играть, а мама бессистемно заполняет пустые контейнеры игрушками и закрывает крышками. В одну коробку попадают и кубики, и куклы, и набор доктора. В другой коробке мы найдем снова кубики, часть набора посуды, колечки от пирамидки и т.д. Комната приобретает внешне опрятный вид. Десяток больших разноцветных контейнеров аккуратно стоят по периметру комнаты. Утром Катя начинает играть. Она не знает, что где лежит и поэтому просто вываливает игрушки из каждого контейнера на пол. Комната начинает напоминать свалку. Катя роется в игрушках, ее внимание переключается от одной игрушки к другой.

В чем же проблема? Мама организовала пространство жизни девочки без учета особенностей ребенка. Давайте представим себе, что кто-то другой «помог» вам с организацией хранения ваших вещей. Вам выделили много симпатичных коробочек и хаотично сложили туда ваши вещи: в первую коробку сложили джинсы, часть нижнего белья, свитера, во вторую снова белье, брюки и блузки и т.д. И вы не знаете, что и где у вас лежит. Поиски нужной вещи занимают массу времени. Вам хочется разложить все аккуратно, но обилие вещей затрудняет наведение порядка. Готовы ли вы каждый день аккуратно убирать в шкаф свои вещи, если их каждый день будут снова выбрасывать на пол? Хватит ли у вас на это сил? Скорее нет, чем да. Точно так же происходит и с Катей. Количество игрушек у девочки настолько велико, что ей не хватает энергии их убрать. Именно поэтому это приходится делать маме.

А что же с Олей?

У Оли немного игрушек. Может быть, даже мало. пара кукол, посуда для кукол, набор доктора, машинка, конструктор, пирамидки. С первого взгляда может показаться, что в Олиной комнате шкафов больше, чем игрушек. Действительно, существенную часть комнаты занимают невысокие стеллажи, на которых аккуратно разложены игрушки. Куклы сидят на полке, некоторые игрушки лежат в пластиковых ящичках или корзиночках, конструктор в коробке. Оля помнит все свои игрушки и знает, где у нее лежит какая игрушка. Мама никогда не перекладывает вещи девочки. Поэтому Оля никогда не тратит время на поиски. Она просто достает с полки то, что ей нужно. А после игры убирает. Да, иногда оказывается убрано не все, иногда некоторые детали закатываются под кровать. Бывает, что мама Оли в отсутствие тратит немного времени на то, чтобы разложить по местам что-то, что лежит не на своем месте. Но это нельзя назвать уборкой..

Вам кажется странным, что Оля убирает игрушки? А самом деле, здесь нет ничего странного. У каждого ребенка есть внутренняя тяга к порядку. Она даже сильнее, чем у взрослого. Но взрослый способен сам организовать свою жизнь и достичь порядка в делах и вещах. А ребенку нужна помощь. Ребенку очень важно знать, что все всегда лежит на своих местах, и он может найти нужную вещь там, где она должна быть. Но если вещи ребенка перемещаются, как в случае Кати, то ребенок не живет в состоянии порядка. Поэтому задача родителей – организовать пространство жизни ребенка так, чтобы у малыша не было большого количества игрушек, чтобы каждая игрушка имела свое место. Тогда ребенок сможет поддерживать порядок.

Отдельно стоит поговорить и о различных родительских притязаниях и требований. Всегда ли требования родителей адекватны и всегда ли ребенок может их выполнить?

Вера (3 года) очень любит рисовать. Она часами может сидеть за столом и рисовать. Вера очень любит цветные рисунки и у нее отличное цветовое восприятие, она очень тонко чувствует оттенки. Поэтому Вере покупают очень большие наборы карандашей, по 30-50 штук. Обычно Вера организовывает свое рабочее пространство так: выкладывает перед собой все карандаши, которые у нее есть и рисует. У девочки есть специальная полка, где хранятся альбомы, подставки с карандашами и краски. После рисования Вера обычно ставит карандаши в стаканчик, убирает альбом. Но Вериному папе не нравится сам процесс организации рисования. Его раздражает стол, заваленный карандашами. Он говорит: «Неужели трудно держать карандаши в стакане? Ты рисуешь одним карандашом! Нужно брать один карандаш, рисовать, ставить его в стакан и брать другой. А так у тебя на столе бардак», — возмущается папа. Вера старается угодить папе. Она ставит перед собой стакан, но потом карандаши все равно оказываются на столе: так ей удобнее выбирать. А папа сердится.
Что мы видим в этом примере? Требования, которые не только не соответствуют возрасту ребенка, но и противоречат здравому смыслу. Проблема скорее в педантичности папы, чем в Вере. Именно папе стоит пересмотреть свои взгляды в сторону меньшего стремления к всеобщему порядку».

Трудолюбие через игру

Есть еще варианты, как превратить непосредственно процесс уборки в игру. Учитывая психологические факторы, не стоит также забывать о возрасте и доступных игровых методах в целях воспитания трудолюбия. Используя немного фантазии, можно научить ребенка поддерживать порядок без выработки негативных ассоциаций к процессу уборки.

Сюжетно-ролевые игры.

Игра — это и приятно и полезно для детей. Можно представить себя строительно-уборочной техникой, которая собирает мусор (разные игрушки) и сортирует их. Машинки могут развозить кукол по домам, большие машинки могут собирать маленькие к себе в «гараж». Пылесосный монстр в случае отказа спец.техники выполнять свое задание может засосать все разбросанные игрушки, и их необходимо будет срочно спасать.

Изобретения.

Креативный способ вызвать интерес – придумать полезные изобретения для уборки. Это может быть что угодно из подручных материалов. Например, из ненужной картонной коробки можно сделать реактивный самолет по сбору игрушек. Ковром-самолетом, который собирает всякие мелочи, может стать кусок картона. Такой способ развивает творческое мышление, расширяет кругозор, ведь необходимо придумать что-то новое и полезное.

Время объявлений.

Поскольку уборка игрушек рано или поздно превращается в рутинную обязанность, приходится придумывать что-то нестандартное для поддержания интереса. Так, можно объявлять время уборки конкретных вещей. Например, «время лего» по звонку колокольчика или свистку – и ребенок убирает конструктор. Постепенно такую тактику можно довести до игры. Например, подготовить список с перечнем вещей и два кубика. Один кубик указывает на категорию игрушки, другой на количество. Так, ребенок бросает кубики и выполняет задание. Не только интересно, но и полезно – можно таким образом научиться считать. А когда и такая форма надоест, разбавить игру можно приятными заданиями с карточками, как-то кувырок на кольцах, минутка отдыха и т.д.

Квест, а не ультиматум.

Любимое родительское «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест.

Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину), другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего), третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.

Семейные субботники.

Можно завести общие семейные субботники. Например, генеральной уборкой заниматься всем вместе, чтобы не только мама, но и все члены семьи подключились. Таким образом, дети будут чувствовать себя частью клинингового процесса, а не наблюдателями со стороны. Ежедневно можно взять за правило уборку 10-минутку перед ужином, например.
Иногда совместный труд может временно уступить место состязанию. Для него удобно повесить на холодильник табличку, где каждый будет отмечать вымытую им посуду или вынесенный мусор. А через неделю подвести итоги и наградить победителя. Даже если взрослые будут продолжать все делать обычным образом, азарта ребенка хватит на всех.

Награды.

Какую бы игру вы не выбрали, не забывайте о похвале и наградах. Конечно, мотивация уборки ради мультиков или конфет не педагогична. Очки, набранные во время уборочных игр должны быть приятной мелочью – наклейкой, интересной открыткой, детским журналом. Ребенку будет интересно копить и зарабатывать эти очки, если он сможет потратить их на что-то существенное, например, поход в музей или зоопарк. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список разных наград с расценками, пусть ребенок сам выбирает.

Разумность в воспитании, о которой говорил Святитель Филарет, должна быть и в деле приучения к труду. Конечно, маленьких детей проще увлечь игрой, и необходимо это делать, потому что лучше так, чем ультиматумы, наказания и выработка негативных ассоциаций вкупе с потраченными нервными клетками родителей. К тому же игры развивают фантазию и логику, так или иначе учат системному мышлению и аккуратности. Однако дети растут, и понятие игры должно постепенно заменяться понятием ответственности. Порядок и уборка игрушек, а затем и личных вещей, а затем и остального дома должны стать ответственным делом, и, в конечном счете, дети должны научиться любить труд. Пусть в раннем детстве это будет ради очков и наград. Но взрослея, ребенку полезно будет понять, что трудится он не только для себя, но и для окружающих. Посеянные зерна трудолюбия в детстве обязательно дадут добрые плоды в будущем.

Сегодня мы расскажем вам о самом рациональном и мудром способе того, как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки, ведь у большинства детей уборка — далеко не самое любимое занятие.

Современные магазины предлагают нам множество разных интересных и забавных игрушек для наших детей. Мы, желая доставить радость своим дочкам и сыночкам, покупаем им всех этих кукол, конструкторы, машинки на радиоуправлении, мягких зверей и роботов, а потом с умилением смотрим, как малыши радуются, играя с новыми красивыми игрушками.

Как мотивировать ребенка убирать игрушки

Однако наряду с умилением у молодых мам часто возникает проблема: разбросанные по всему дому игрушки, валяющиеся под ногами. Вдоволь наигравшись, чадо бросило разноцветные фигурки и пошло по своим делам, а в доме из-за этого моментально воцарился самый настоящий хаос.

Постоянно складывать все эти вещи по местам за ребёнком маме или обоим родителям бывает очень тяжело, поэтому рано или поздно каждая родительница начинает задаваться вопросом, как же приучить свое дитя убирать за собой игрушки?

В нашей статье мы постараемся ответить на этот вопрос и предложить вам действенные психологические методы «приобщения» вашего ребёнка к уборке своих игрушек, причем не заставляя, а правильно мотивируя его, чтобы он делал это без напоминания и с удовольствием.

Превратите уборку в игру

Объяснять маленькому ребёнку, что убирать игрушки по местам – это «важная обязанность» или «его долг», чтобы «помочь замученным на работе родителям» — занятие бесполезное. Хотя бы потому, что он не знает, что такое долг и обязанность, соответственно, понятия не имеет, зачем делать то, что ему не нравится и не доставляет удовольствия. Единственный способ привлечь ребёнка к уборке игрушек – показать, что это весело и очень интересно, причём не менее увлекательно, чем играть с игрушками.

Поэтому постарайтесь включить фантазию и преподнести своему чаду уборку его игрушек и вещей как занимательную и интересную игру! К примеру, объясните сыну или дочери, что игрушки устают так же, как и дети, поэтому их тоже следует укладывать спать в специальные места, где они смогут хорошо выспаться.

Например, предоставьте отпрыскам раскрашенные в разные цвета и оформленные в виде домиков коробки, устройте в ящиках импровизированную постель для кукол. Тогда дети будут складывать игрушки в эти коробки и ящики, будто бы продолжая играть, и процесс уборки не будет их напрягать.

Или, к примеру, возьмите цветной пакетик для мусора, дайте его ребёнку и предложите ему собрать как можно больше поломанных и ненужных ему игрушек за пять минут. Объясните ему, что сломанные игрушки стоит отпустить на свободу, чтобы потом на их место пришли новые. Думаю, ребёнок не останется равнодушным!

Варианты подобных «игровых уборок» могут быть разными, вам стоит лишь приложить фантазию.

Награда и одобрение — лучший мотиватор для детей

Запомните и ещё кое-что: в данных «развивающих играх» вам следует всегда хвалить ребёнка после того, как он выполнил свою задачу, так как именно одобрение родителей является лучшим мотиватором для детей.

И, естественно, вместо того, чтобы силой заставлять ребенка убирать за собой игрушки, лучше каждый раз обращайте внимание на то, что у него очень хорошо получилось : отметьте, как он замечательно расставил игрушки по местам и сколько сломанных и ненужных вещей смог собрать за пять минут. Такой подход позволит закрепить в голове вашего ребёнка положительное отношение к уборке игрушек.

В качестве награды предложите чаду полезное яблоко, банан или грушу, либо прогулку в парке, а может быть, чтение вслух интересной книжки. Не следует награждать ребёнка конфетами или печеньем (это может повредить здоровью), целым днём сидения за компьютером (как вы знаете, современные дети разбираются в электронике получше родителей, да и времяпрепровождение у компьютера также не слишком полезно для здоровья) или перед телевизором, чтобы ненароком не привить сыну или дочери вредных привычек.

Ещё один важный момент: как мы говорили в прошлой статье, привычку к чистоте надо прививать сначала именно себе, так как ребенок берет пример с родителей , поэтому себя вам также следует вознаградить после того, как вы убрались в квартире. Съешьте полезный фрукт вместе с ребёнком, попейте чаю, погуляйте вместе, посмейтесь. Закончили уборку – значит, пришло время наградить себя.

Действуя таким образом, вы сможете привить детям привычку вознаграждать и поощрять себя самостоятельно, что обязательно пригодится им в жизни.

Не требуйте от ребёнка идеальной уборки

Частотная ошибка, совершаемая практически всеми родителями – это критика и замечания, обращённые к своему чаду во время уборки игрушек, Понимаю: именно так нас и воспитывали наши мамы и папы, преследуя при этом самые благородные цели – побудить нас развиваться, научить самосовершенствованию.

Однако подобный подход даже у взрослых людей в большинстве случаев вызывает отнюдь не желание сделать что-либо лучше, чем прежде, а провоцирует полную потерю интереса к какому-либо делу.

По мнению ребёнка, если, как бы ты ни старался убраться в комнате, раз за разом ничего не получается, и вместо похвалы ты слышишь критику и постоянные нравоучения, то какой вообще толк в уборке игрушек? Всё равно ведь родители не будут довольны. Когда не убираешься – они ругаются, когда убираешься – тоже ругаются. Зачем прикладывать какие-либо усилия, если результат всегда один?

Так считает любой нормальный ребёнок, да и сами бы вы так считали, если бы вас постоянно кто-то тыкал в ваши ошибки и стоял над душой во время уборки. Вспомните, нравится ли это вам, и сделайте вывод.

Критикой и вашим стремлением довести все до идеала вы добьётесь только потери интереса вашего сына или дочери к уборке игрушек, а впоследствии – и квартиры в целом. А кому понравится за то, что он сделал, получать неприятности?

Не следует заякоривать (делать привычным) в голове вашего чада мысль «уборка игрушек=критика, ругань, замечания», иначе этот процесс станет для него сущим наказанием. А заодно и для вас, так как в этом случае вам уж точно понадобиться именно заставлять своего ребенка убирать игрушки, на что вы потратите куда больше времени и нервов, да и отношения с ним испортите.

Как не отбить у ребенка желание помогать по дому

И уж тем более, чтобы не отбить у ребенка желание помогать вам по дому, ни в коем случае не стоит сравнивать его с другими, особенно не в его пользу . Раз и навсегда забудьте фразу: «А вот тёть Наташина Олечка убирает за собой игрушки сама, ей не нужно лишний раз об этом напоминать!» Я и сама помню, какое огромнейшее раздражение в детстве вызывали у меня подобные фразы.

Однажды я даже ответила маме: «Если тебе так нравится эта Олечка, так возьми и удочери её!» Мама, конечно, была в ярости, потому что «проверенный временем» приём не сработал. Но если бы она обратила внимание на то, что это не работает, то смогла бы, наверное, более продуктивным способом приучить меня к чистоте и порядку.

Пусть ваше чадо время от времени забывает убрать свой паззл в коробку, оставляет кусочек конструктора на полу и сваливает запчасти от своего робота в ящик для мягких игрушек – не нужно его ругать за это, не нужно обвинять в лени и нежелании помогать вам. Наоборот – поддержите ребёнка, поблагодарите его, похвалите за то, что он делает очень полезное и интересное дело, и тогда ему обязательно захочется помочь вам в следующий раз, и сделать это ещё лучше.

На этом мы с вами прощаемся. Наш портал саморазвития и самосовершенствования искренне желает вам, чтобы ваши детки сами убрали за собой игрушки, помогали вам с уборкой по дому (как это сделать, мы рассказывали в прошлой статье) и делали это только с удовольствием, а, повзрослев, сами смогли бы запросто поддерживать порядок в доме, не испытывая негативных эмоций к уборке.

Мы очень надеемся, что у вас хватит мудрости и организованности применить наши советы на практике, так как это будет еще один большой шаг к вашему индивидуальному саморазвитию и счастью. Давайте вместе будем шагать дальше! Ждите новых и интересных статей , и отдельно, и даже взрослых! И не забудьте прочесть первую часть данной статьи, о том .

Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ИГРУШКИ.

Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям.

Конечно, у каждой семьи свои особенности и привычки. Безусловно, Вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то как и с какого возраста. Но если уж Вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то Вы быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению Ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно Вы убираете, куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка скорее всего не появится привычки убирать игрущки, если Вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание...

Для того, чтобы облегчить для малыша процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т.д. Никитин Б.П. (СПб, 1998) советует для того, чтобы легче было уложить кубики в коробку, на дно ее положить лист с разметкой, куда и как класть кубики (разметка может быть как черно-белая, так и цветная). Конечно, в этом случае необходимо учитывать возраст и возможности ребенка.

Если у Вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. В главе “Игры для родителей и детей” описана одна из них (“Помоги маме”). Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а Вы - дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а Вы получите информацию о том, как Ваш малыш воспринимает Вас и Ваши просьбы (или приказы) .

Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у Вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становится необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если Вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что Вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это - правило для всех членов семьи. Если же Вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки - буду тебе читать, не уберешь - не буду то малыш скорее всего сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно “зарабатывать”.

ИТАК:

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ИГРУШКИ:

1.Твердо решите для себя, необходимо ли это

2.Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи

3.Убирайте игрушки вместе с малышом

4.Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего

5.Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6.Используйте маркировку, схемы.

7.Учитывайте возраст и возможности ребенка.

8.придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для малыша.

9.Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.


Детские игрушки – признак счастливого детства. Как часто они превращают маленькую планету малыша в хаос, с немалой скоростью продолжают расползаться по всей квартире, а потому являются причиной семейных ссор, и обид. Как же выработать у малыша привычку убирать игрушки?
Обычно уже годам к двум малыш начинает подражать взрослым. Причем делает это с истинным удовольствием: «моет» посуду, самозабвенно машет веником, старается укротить пылесос. Важно не упустить данное время, считая эти дела «не для малышей».

В вопросе уборки игрушек не стоит забывать главное правило – воспитываем личным примером. Если родители никогда не кладут свои вещи на место, а к любой уборке приступают с лицом мученика, то не удивительно, что и ребенок будет относиться к своим обязанностям, как к каторге, а «почетную обязанность» уборки игрушек предоставит взрослым.

Вообще же детишки лет четырех уже очень чувствительны к прекрасному и с удовольствием расставляют машинки (или кукол) на полочках красиво. Но даже если малыш упрямится и с завидной настойчивостью продолжает раскидывать только что убранные игрушки, не стоит показывать свое нежелание заниматься таким «интересным и нужным делом», а продолжать наводить порядок в детской. Если малыш видит, что мама не сердится и кричит, а помогает жителям детской приготовиться ко сну, или наводит порядок под веселую музыку, то скоро у нее появится маленький помощник.

У каждой игрушки своё место

Никто не спорит, что у каждой вещи свое место. Значит, детская комната (или уголок ребенка) должна быть оборудована всевозможными стеллажами, полочками, выдвижными ящиками, специальными коробами и корзинами для хранения игрушек. Ведь если все игрушки свалены в одну корзину, их обязательно придется высыпать на пол, чтобы найти «синий самолетик». А дав возможность маленькому хозяину самому решить, где будут храниться кубики, а на какой полочке удобнее устроится любимый мишка, можно не сомневаться, что они нашли свое место в детской.

Опытные мамы советуют периодически перебирать детские богатства, выбрасывать весь хлам и даже убирать игрушки, которые порядком поднадоели малышу, чтобы через некоторое время достать из укромного местечка и порадоваться им, ну почти как новым.
Или вместе с ребенком сделать «жадную коробку», в которую попадают все «ненужные» игрушки. Когда что-то лежало не на своем месте, «жадная коробка» определенное время не отдает вещь, даже если она мамина или папина.

Как приучить ребенка убирать игрушки?

Чтобы воспитать ответственного и трудолюбивого человека, следует превратить этот скучный процесс из обязанности в веселую игру. Педагоги для этого придумали немало хитростей.

  1. Можно, например, придумывать истории про игрушку, которая живет в комнате малыша, но очень расстраивается, если там беспорядок, и даже может «уйти» к другому заботливому хозяину.
  2. Или рассказать о герое какой-нибудь сказки, который приходит в детскую, когда все спят (гномики заходят в гости к игрушкам, Оле Лукойе приносит сны, а фея подарки).
  3. Существуют игровые приемы, помогающие быстро убрать игрушки:
  • кто быстрее справится со своим заданием: мама уберет кубики, или дочка уложит кукол спать;
  • кто найдет и уберет на место все игрушки определенной формы (или цвета);
  • кто больше соберет деталей Lego (фломастеров, кубиков);
  • развозим игрушки по местам на большой машине;
  • убираем под любимую музыку;
  • представляем, что малыш – это грузовик (подвозит грузы), а папа – большой кран (расставляет их по местам).

Похвала — залог успеха

Не следует надеяться, что через неделю или даже месяц, малыш будет справляться с уборкой самостоятельно. Чтобы это стало привычкой, родителям нужно проявить терпение, настойчивость и любовь. Ведь главное и приятное для детей – похвала. Как часто взрослые ярко выражают свое недовольство, повышая голос, если ребенок что-то не сделал или ошибся. Хвалят же на бегу или совсем забывают об этом. А ведь искреннее одобрение самого близкого человека бесценно!

Приучая малыша к уборке игрушек, мы воспитываем аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к своим вещам. Это так пригодится ребенку в жизни. А в доме всегда будут царить порядок, мир, любовь и уважение.

Статьи по теме: