Как правильно закалять ребенка в домашних условиях: эффективные советы по закаливанию. Закаливание ребенка

Чаще всего вопрос о закаливании как способе укрепления детского иммунитета перед родителями встает, когда ребенок постоянно болеет простудами, гриппом, ОРЗ. Тогда папа с мамой задумываются о выборе закаливающих процедур. С чего нужно начинать закаливание трехлетнего ребенка? Какие способы подойдут для таких детей?

В наше время существует множество методов и систем закаливания детского организма. Но для детей трех лет лучше использовать следующие:

  1. Обтирание мокрым полотенцем.
  2. Полоскание горла и ротовой полости.
  3. Обливание водой.
  4. Ходьба босиком.
  5. Пляжный массаж.

Как же грамотно начать использование этих процедур?

Педиатры советуют начинать с полоскания горла. Для трехлетнего малыша это интересно и просто. Необходимо на стакан кипяченой воды добавить чайную ложку натуральной морской соли (без ароматизаторов и прочих веществ). Другой вариант - полоскание горла отваром календулы, ромашки либо добавление на стакан воды ½ чайной ложечки спиртового раствора календулы. Жидкость не должна быть теплой, но и не слишком холодной. Лучше начинать с температуры 25 градусов и снижать ее до 18 постепенно, в течение недели. Этот вид закаливания наилучшим образом подойдет для тех деток трехлетнего возраста, которые страдают тонзиллитами.

Читайте также

После привыкания к полосканию в течение недели-двух можно добавлять обтирания мокрым полотенцем. Начинают такую процедуру сугубо с конечностей. Два или три дня нужно обтирать руки и ноги малыша полотенцем, смоченным в прохладной воде (18-20 градусов), движениями вверх-вниз. Сила нажима должна быть нарастающей, а в конце процедуры обязательно досуха вытереть конечности полотенцем. На четвертый день область закаливания расширяется, и обтирается уже все тело. Последовательность процедуры такая: ручки, грудь, живот, затем спина, ножки. Через месяц проведения полосканий в сочетании с обтираниями можно добавить и контрастное обливание водой. Опять же, процедура начинается сугубо с конечностей. В этом случае обливать надо ножки ребенка. В одном тазу должна быть горячая вода (40-45 градусов), в другом холодная (20-25). Начинать нужно с обливания ступней горячей водой и ней же заканчивать. Смена температур должна происходить 4-5 раз. Далее, через несколько дней, обливаются уже ножки выше колена. Адаптация к этой процедуре составляет 14 дней. После этого можно переходить к обливанию тела ребенка. Первый раз - это горячее-холодное-горячее обливание. После этого малыша растирают теплым полотенцем. Так действуют на протяжении недели. А уже со второй можно добавить еще два чередования температур.

Альтернатива обливанию - ходьба босиком и пляжный массаж. Начинать рекомендуется с ходьбы босиком по резиновому коврику со специальными пупырышками. Пусть дитя это делает, проснувшись утром и за час перед укладыванием спать на ночь. По своей сути, коврик является стимулятором биологически активных точек на стопах ребенка. Затем, дней через 10 привыкания к коврику, можно пробовать ходить по траве босиком, начиная с 2 минут и увеличивая продолжительность такой ходьбы в течение недели до 10 минут.

Пляжный массаж - это не только ходьба на пляже по гальке. Ее можно принести домой и предлагать малышу ходить по ней на дне тазика. Вода в нем сначала должна быть температурой 27-29 градусов. Ее нужно постепенно снижать. Ребенок может топтаться по камушкам, стоя, или перекатывать их стопами, сидя на стульчике и опустив ноги в таз. Таким образом приводятся в состояние активности иммунные зоны на стопах трехлетнего ребенка.

Что касается периода начала закаливающих процедур, то, конечно же, лучше это делать летом. Когда похолодает, ходьба босиком по траве заменяется пляжным массажем.

Главное в проведении закаливающих процедур - их систематичность. При этом сами манипуляции должны вызывать у малыша положительные эмоции. Таким детям нужно предварительно объяснить цель таких процедур. В три годика дети уже способны понять, что закаливание - лучше таблеток и уколов.

Как известно, закаливание - это своего рода тренировка способностей организма приспосабливаться с помощью естественных природных факторов, а именно: воды, воздуха, солнца.

Также в качестве закалки используются закаливающие диеты. Как правило, одним способом закаливаться трудно, так как наиболее благотворно на организм человека, в частности ребёнка, влияет именно синтез различных факторов. Закаливание ребёнка 4 лет также должно быть разнообразным. Главное помнить, что если Вы начинаете закалку с нуля, то делать её нужно плавно.

Одним из самых эффективных видов закаливания является закаливание водой. Укрепление иммунитета достигается холодными ваннами и купаниями, контрастным душем и влажными обтираниями. При этом закаливание ребёнка в 4 года предусматривает температуру воды около 26°С. Постепенно снижая её на градус, Вы дойдёте до 17-18°С. Продолжительность обтирания влажным полотенцем и душа не должна превышать 1-2 минуты.

Эффективно закаливание ребёнка в 4 года и в форме контрастного обтирания. При этом используется вода температурой 4-6°С и 40-41°С. Кроме того, четырёхлетнему ребёнку полезны будут полоскания рта и горла отварами лечебных трав комнатной температуры, которую следует постепенно снижать на градус.

Не менее эффективно и закаливание воздухом. Благотворное действие связано с разницей его температуры и температуры тела ребёнка. Закаливание ребёнка 4 лет таким образом, заключается в принятии воздушных ванн. В тёплое время года они проводятся на улице, в холодное - в комнате. Начинать такое закаливание нужно, раздевшись до майки, трусов и носков. Через две недели после начала можно закаливаться в одних трусах. Проводить ванны нужно через полтора часа после принятия пищи, а заканчивать за полчаса до принятия. Наилучшее время для таких процедур - это период с 9 до 12. Температура воздуха должна быть не ниже 12°С и не выше 27°С. Продолжительность процедур для четырёхлетнего ребёнка не должна превышать 40 минут.

Очень полезны для ребёнка прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Начиная с четырёхлетнего возраста можно начать практиковать и сон на свежем воздухе. При этом температура воздуха должна быть в пределах 20-25°С. К этому времени дети уже должны быть закалены обтираниями, холодными душами и т.д.

Продолжительность принятия солнечных ванн очерчена теми же временными рамками, что и воздушные. Однако в этом виде закаливания необходимо иметь при себе платок или панамку для покрытия головы, во избежание солнечного удара. Также важно, чтобы во время закаливания происходило облучение всех частей тела. Закаливание рёбёнка 4 лет таким способом гарантирует насыщение растущего организма столь необходимым ему витамином D.

Как Вы уже убедились, в укреплении детского организма, по сути, нет ничего сложного. Нужно лишь ответственно подходить к делу, выполняя ежедневные нормы и держа под контролем процесс. Важно знать, что начинать закалять ребёнка в любом возрасте нужно лишь тогда, когда он абсолютно здоров. Идеальным временем года для начала закаливания является лето, однако это непринципиально. Только учтите, что если Вы решили начать закалять ребёнка осенью или зимой, нужно быть крайне осторожным и особенно соблюдать плавность и постепенность. Обязательно придерживайтесь систематичности, не делая поблажек ребёнку, решившему полениться и пропустить один день обливаний или обтираний. Такой, на первый взгляд незначительный пропуск приведёт к снижению реакции детского организма на неблагоприятные условия окружающей среды.

Многие родители очень хотят начать закалять малыша, НО… просто замучили разные ОРЗ и ОРВИ. Кажется, что не успел ребенок поправится, как снова заболел… Что же делать? Как начать закаливание в данном случае?
Закаливание часто болеющего ребенка требует, конечно, большой осторожности и большого терпения, потому что стойкий эффект достигается, как правило, не сразу.

Во-первых, нужно самим родителям перестать бояться закаливать, а твердо решить, что это нужно. Если есть хоть какая-то доля сомнений, то закаливание лучше не начинать.

Во-вторых, необходимо каждый день гулять с ребенком на свежем воздухе не менее 2 часов. В любую погоду (ну кроме сильного мороза и штормового предупреждения). Помните, что день без прогулки-потерянный день

В-третьих, перестать кутать ребенка, как дома, так и на улице. Перегрев, гораздо хуже переохлаждения. Если ребенок на улице в прохладную погоду вспотел, то это прямой путь к простуде.

В-четвертых, ежедневно проветривайте комнату. Зимой до 4-5 раз в день, а летом окно держите постоянно открытым. Не бойтесь открытых форточек-прохладный свежий воздух не враг, а друг часто болеющего ребенка.

В-пятых, каждый день делайте зарядку. Хорошо, если утреннюю зарядку ребенок будет делать вместе с родителями.

В-шестых, в режим дня ребенка с той - же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры.

Начинайте закаливание с воздушных ванн. Пусть с утра ребенок минут 15 побегает босиком в трусиках. Первые минут 7 с ребенком сделайте гимнастику, чтобы он разогрелся.
После зарядки и воздушных ванн умывание ПРОХЛАДНОЙ водой. Начинайте от 27 градусов, каждый день потихоньку снижая температуру воды до 14-16 градусов.
После умывания - полоскание горла кипяченой водой. В первые дни теплой водой - 36-33 градуса; через каждые 7 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой - на один градус выше, чем до заболевания.
Начните делать контрастное обливание ножек.
Ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. У ослабленных детей процедуру нужно заканчивать тазом с горячей водой, а у крепких и здоровых – с прохладной.
Ну и конечно, придерживайтесь основных принципов закаливания:
Приступать к закаливанию можно в любое время года.
Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.
Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

А еще очень рекомендую почитать книгу Бориса Сергеевича Толкачева «Физкультурный заслон ОРЗ».
Речь в ней идет о важных вещах - о профилактике острых респираторных заболеваний средствами физкультуры, а также о физической реабилитации детей и взрослых, здоровье которых серьезно страдает от дыхательных инфекций.
Нам эту книгу посоветовал очень опытный детский педиатр, когда наш первый сынишка простудился, т.е. заболел ОРЗ. Эта книга очень нам помогла.
Здоровья вам и детишкам!

Всем привет! Когда наши детишки в очередной раз начинают чихать и температурить, мы достаём аптечку и горестно вздыхаем. Ну вот опять! И руки просто опускаются, ведь конца и края нет простудам!

Лекарства уже перестают действовать, потому что организм к ним просто привык. И вот на этот счёт у меня есть предложение. А, может, будем приучать карапуза не к лекарствам, а к здоровому образу жизни? Что для этого необходимо? Узнать, как правильно закалять ребёнка в домашних условиях. А точнее, правила и методики этой замечательной процедуры.

Сперва ответьте себе на вопрос: «Готовы ли вы изменить свой образ жизни ради здоровья карапуза?». Ведь закалка - это регулярные мероприятия, которые должны стать ритуалом. Кроме того, что придётся иногда жертвовать своими интересами, будет нужно иногда принимать участие в процессе! Вы должны стать примером! Только так ребёнок поймёт, что мероприятие вполне естественное и нужное.

Итак, готовы? Ну что ж, тогда вот вам список правил. Изучите, пожалуйста, прежде чем приступать!

  1. Рекомендации врача. Не поленитесь, сводите малютку к педиатру. Вдруг процедуры, которые вы самостоятельно назначите, не подойдут крохе? Заручитесь врачебной поддержкой.
  2. Чем раньше, тем лучше. После рождения детки легче привыкают к воздействию холода. Так что не стоит кутать своё сокровище более, чем это необходимо. Заботьтесь о здоровье не затягивая.
  3. Регулярность. Если начали, останавливаться не нужно. Ведь перерыв в неделю станет критичным. Детский иммунитет вернётся на прежние позиции.
  4. Последовательность. Дети в снегу и босиком, это лишь результат большого и упорного труда, который мы видим. На пути к этому стоят долгие месяцы тренировок. Начинать всегда хорошо с комфортных температур. И понижать их всего на градус каждые 5-7 дней.
  5. Индивидуальность. Подход к каждому разный. Учитывайте желание и состояние здоровья каждого малыша.
  6. Настроение. Ни в коем случае не принуждайте! Если кроха капризничает, отложите мероприятие на другое время или день. Процесс должен доставлять радость! Ведь мы же собираемся сделать его регулярным и каждодневным ритуалом, правда? Зачем же вызывать негатив у крохи?
  7. Начинаем закаливать только полностью здорового карапуза. Никаких простуд или хронических обострений.

Каждый пункт важен. Но чаще у родителей возникает вопрос по последнему. Да, начинать не рекомендуется, есть ребёнок болеет. А что делать, если закаливание идёт полным ходом, и тут малыш подцепил простуду?

Если ребёнок заболел?

В этом случае действует правило №1. Обязательна консультация врача. В зависимости от состояния здоровья будет зависеть, что делать. Обычно, при любой повышенной температуре тела процедуры полностью отменяются.

А когда возобновлять? Не раньше, чем через неделю после полного выздоровления. Организм должен восстановиться полностью. Иначе вместо пользы получим новую простуду.

Если же заболевание проходит с незначительными симптомами, доктор может позволить продолжать закалку. Но! Накинуть при этом несколько градусов. К примеру, вы обливали ребёнка водой +25° . На период болезни делайте это водой +28° . Т.е. режим всё равно должен быть щадящим!

Но, я надеюсь, что при проведении закаливания у вашего крохи никаких катаклизмов не случится. Тогда, изучив правила, давайте я расскажу о методах.

Методы и способы

Существует несколько методик закаливания. На самом деле, при определённой привычке можно их все сочетать между собой! А можно выбрать несколько и систематически проделывать. Выработать такую привычку, как скажем, почистить зубы. Итак, выбирайте!

  • Воздух.
  • Вода.
  • Солнце.
  • Нестандартные мероприятия.

Что же, сначала о самом популярном. А затем я попробую вас удивить нестандартной методикой!

Воздух

Это самый щадящий и мягкий способ. Но и тут можно использовать массу интересных приёмов! Самое простое, это воздушные ванны. Рекомендуются самым маленьким, т.е. ! Сначала оставить голеньким кроху секунд на 15, затем увеличивать интервал пребывания на 5-10 секунд. Так довести до 30-40 минут!

Такие ванны принимают при +22° в комнате. Когда ребёнок привыкнет к этим манипуляциям, можно усложнить задачу. Проветриванием снижайте температуру каждые 5 дней на градус. Но это уже после полугода, а лучше года. Доведите показания до +17° .

Ах, да! Хочу у вас спросить, как часто вы проветриваете помещение? Нужно не меньше 5 раз в день по 15 минут. А ещё не забывайте о прогулках! Кстати, как сильно вы кутаете кроху? Знаете, что от перегрева дети чаще всего простужаются? Одевайте их по погоде. Не усердствуйте слишком.

Боитесь, замёрзнут? Так пусть активнее двигаются. Аааа, не хотят? Тогда вариант один: двигайтесь вместе! Организуйте игры на свежем воздухе! Поверьте моему опыту, деткам нравятся коллективные игры. Особенно с родителями!

Вода

Не знаю, как у вас, а у меня вызывают восторг те мамы, которые возят деток в бассейны ещё до года. А точнее, плавание начинается сразу, как только заживёт пупочная ранка. В этот период ещё не разучился плавать. И это хорошо развивать в бассейне.

Нет такой возможности? А ванна дома есть? Тогда набирайте воды побольше, купите специальные круг и вперёд! Знаете, как кувыркаться будет? За уши не вытащишь! Кроме этого, вот ещё несколько отличных вариантов:

  • Обтирания.
  • Обливания.
  • Мытьё ног в холодной воде.

Такие манипуляции можно проводить как на всё тело, так и местно. Да, лучше начать местно. Пусть к одним значениям привыкнут сначала ножки, потом ручки, пока, спинка, животик... Пока не понятно? Постараюсь разъяснить!

Обтирания

Если карапуз регулярно болеет, сперва растирайте его до лёгкого покраснения махровой или фланелевой рукавичкой. Потом смачивайте эту рукавичку в воде. Ручки и ножки обтирают от пальчиков вверх. Спинку и грудку от середины к бокам. А живот строго по часовой стрелке. Начать надо с +35° . А довести до +20° ...+22° .

Ещё интересную рекомендацию узнала. После обтирания ведь надо вытереть полотенцем тело насухо, до лёгкого покраснения. Так вот, когда к этому выработается привычка, вытирайте, оставляя тело немного влажным. Пусть досохнет естественным путём. Это даст дополнительную закалку организму.

Да, ещё один совет: подобные манипуляции проводить не раньше полугодовалого возраста. Особенно при .

Кроме этого, не забывайте об умываниях в прохладной водичке. Сбавляйте показания термометра на градус каждые 5 дней. Честно, я сразу после рождения умывала дочку водой комнатной температуры. Точнее обтирала. Главное, по мере взросления не утратить эту хорошую привычку!

Обливания

До года многие уже обливают деток. Сначала водичка примерно +35° , а в результате доводят до +20° . А иногда и того меньше! Тут смотрят на реакцию ребёнка.

Сперва нужно, чтобы привыкли конечности, а затем и всё тело. Как правило, голову не обливают. Да и, вообще, в большинстве случаев к таким мероприятиям рекомендуют приступать не раньше 1-2 лет. Зависит от здоровья карапуза. А теперь совет для тех родителей, детки которых особенно часто болеют.

Мытьё ног в холодной воде

Замечательно укрепляет иммунную систему. Особенно, когда ребёнок часто болеет. Итак, каждый вечер поливаем на ножки водой +36° . Постепенно снижаем границы: если кроха не старше годика, то до +28° . А когда старше, то и до +20° .

В конце не забываем растереть до красна пяточки. Делать лучше перед сном, чтобы сразу лечь в тёплую кроватку. Кстати, если стопы холодные, это не всегда значит, что малютка мёрзнет. Оказывается, наши пятки умеют приспосабливаться к условиям окружающей среды.

Так что не бойтесь пускать малютку босиком по полу. Конечно, в разумных пределах. И не надолго.

Солнце

Вообще, здорово проводить водные процедуры на улице летом! Но сначала требуется выработать привычку к солнечным лучам. Выводите ребёнка только утром, до 10:00 и гуляйте лишь под кронами деревьев.

Затем, можно выходить на солнышко, но после 10:00 срочно в дом! Палящее солнце никому ещё хорошо не сделало. И не забывайте про головные уборы.

По поводу одежды: изначально это лёгкие рубашечки и шортики. Потом можно оставлять только в трусиках, даже босиком! При условии, что на поверхности земли ничего нет опасного и колющего.

А теперь, как обещала, несколько слов о необычных методах, которые помогают укрепить иммунитет!

Нестандартные методы в закаливании детей

Скажите, разрешаете ли вы пить напитки детям из холодильника? А поверите, что ребёнок не заболеет после этого? Если это организовать правильно, он, действительно, не заболеет. Более того, питьё холодных напитков, тоже станет методом закалки! Так как же это сделать? Очень просто. Дорогие читатели, главное следовать правилу последовательности.

На самом деле есть несколько методов и приёмов, именно . Я выбрала самые эффективные и интересные:

  • Холодные кубики из морозилки. Можно сок заморозить и давать пососать малютке. Сначала секунд 15. Так, довести рассасывание до 2-х минут. Не давайте большие кубики и контролируйте время.
  • Мороженное. Давайте изначально чайную ложку. И объясните, чтобы ребёнок не глотал, а также рассасывал.
  • Полоскание горла холодной водой. Смотрите, в воду можно добавить соль. Или сделать отвар из ромашки. Полоскание надо начать с комфортных температур тёплыми растворами. Понижать на градус, доведя до +17°. У подростков и взрослых нижняя граница +8°...+10°.
  • Употребление напитков из холодильника. Берём напиток, и даём буквально глоточек - два. И так, раз в 3 дня увеличиваем число глотков.

Ну и как вам такие способы закаляться? Правда, здорово? Вот только применять это можно к более старшим детишкам, не менее 3-4-х лет.

Ну что же, методика, думаю ясна. Вы, наверняка, уже выбрали для себя что-то подходящее. Что, если не секрет? Расскажите в комментариях! Но выбрать вариант мало. Необходимо разобраться, а с чего же начать?

Начинаем закалку правильно

Выше, в методах, я описывала температуры, с которых можно начинать закаливание. Если ваш ребёнок вполне закалённый или просто здоровый, тут бояться не стоит. Т.е., если он уже пьёт сок их холодильника, не нужно его тренировать по глоткам. Продолжайте в том же ритме, просто добавляя новые способы закаливания.

А с остальными нужно обращение понежней. Более сложные методы добавляйте, только, когда малыш полностью привыкнет к предыдущему, более простому.

Сперва рекомендуют приём воздушных ванн. Затем добавляют водные обтирания, обливания дома. Когда чадо привыкнет, летом возможно проделывать это на улице, в жаркую погоду. Усложняйте по мере привыкания и взросления. В принципе, до 4 лет можно использовать все выше описанные методики. А дошкольный возраст, лет 5-6-ти, вовсе выпустить и на снежок босиком! Ну, при условии, натренированного организма и консультации врача.

А теперь расскажите, что вы предпринимаете, чтобы ваш ребёнок перестал часто болеть? Какие способы понравились? Что планируете попробовать из предложенного мной? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. Пока. До новых встреч!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Статьи по теме: