Как правильно воспитывать ребенка с рождения. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога Если ребенок плачет

Воспитание детей от 0 до 3 лет — целая наука. На основе базы, заложенной в этом возрасте, формируется вся дальнейшая жизнь ребенка. Возраст 0-3 года является для малыша самой главной вехой в жизни. Недаром японская система раннего развития основана на понимании принципа «после трех уже поздно». И воспитание ребенка 3 года гораздо сложнее, нежели воспитание ребенка до трех лет. Чтобы понимать, как воспитывать, родители сначала должны разобраться в видах воспитания.

Воспитание можно разделить на несколько видов:

  • физическое;
  • эстетическое;
  • ментальное;
  • социальное.

В течение первых трех лет жизни малыш переходит от полной беспомощности до полной физической независимости.

С рождения до 3 месяцев дети учатся контролировать свои мышцы и движения. Первый месяц развития ребенка очень важен. С развитием моторики дети будут учиться взаимодействовать с окружающей их средой. В один месяц отроду ребенок может поворачивать голову из стороны в сторону, когда лежит на спине или животе, и может двигать ручками.

От 3 до 6 месяцев координация продолжает улучшаться все больше, чем ближе ребенок подходит к 6 месяцам. В 3 месяца ребенок обычно учится переворачиваться с живота на спинку, а в 6 месяцев — со спины на живот. Физическое воспитание детей 3-6 месяцев может заключаться для родителей фактически только в массаже.

От 6 до 12 месяцев, когда ребенок приближается к своему первому дню рождения, его моторные навыки продолжают развиваться, и он может начать исследовать уже мир вокруг. В возрасте 5-6 месяцев ребенок может начать сидеть без поддержки, а начинает стоять с поддержкой в 7-8 месяцев. Примерно в 8,5 месяцев дети начинают ползать, пользуясь руками и коленками. Способность самостоятельно стоять занимает немного больше времени — годовалый малыш должен уже должен обладать этим навыком.

От 12 до 24 месяцев. К 12-месячному возрасту обычный ребенок может сделать несколько шагов самостоятельно. Между 13 и 15 месяцами навыки ходьбы улучшаются, и маленький человечек может уже самостоятельно пройти хотя бы через комнату. Воспроизведение движений, таких, как поднимание ножек, бросание мяча, начинается около 18 месяцев, и в это время дети могут начать бегать, подниматься по лестнице с посторонней помощью и играть в мяч.

От 24 до 36 месяцев координация улучшается, и малыш ходит уже более плавно. В списке умений детей до 3 лет — стояние на одной ноге, хождение на цыпочках и хождение назад. Здоровый ребенок в 2 года умеет прыгать на месте, в состоянии перепрыгнуть через объекты по достижении 3 лет. В период с 30 до 36 месяцев, малыши начинают ходить вверх по лестнице, чередуя ноги без помощи взрослого и без держания за поручень. В этом возрасте уже в течение летнего сезона нужно начинать ходить на разные спортивные площадки и гимнастические комплексы, чтобы развивать ловкость и координацию. Зимой малыша такого возраста можно ставить на лыжи.

Эстетическое воспитание

Это формирование у детей хорошего вкуса, чувства красоты, а также раскрытие творческих способностей. Нужно заниматься эстетическим воспитанием, даже если вы считаете, что у вас в семье нет творческих людей, и ребенку это не нужно. Эстетическое воспитание не поможет вам вырастить великого художника или музыканта. Это всего лишь один из факторов воспитания счастливого полноценного гражданина.

Действие произведений искусства для детей этого возраста огромно. Они с первых месяцев любят слушать приятные мелодии.

Дети слышат и слушают музыку с самого рождения. Сначала они просто слушают, затем начинают подпевать, еще позднее добавляют движения и танцы. Для детей 3 лет и младше рекомендуется классика, звуки природы и детские песенки. Обязательно нужно читать и учить с малышом стихи детских авторов (Барто, Маршак), потешки, загадки, читать сказки народов мира.

Рисование красками и пальчиками, лепка из пластилина, изготовление аппликаций занимают особое место в жизни малыша. Через такие занятия дети учатся чувствовать и любить прекрасное. Занимаясь художественными поделками, ребенок выражает свое восприятие окружающего мира. Это важно для его развития.

Ближе к году нужно начинать рисовать пальчиковыми красками, в 1,5 года — карандашами, фломастерами или восковыми мелками, лепить из пластилина. В два года добавляется третий способ познания мира — рисование красками, простая работа с цветной бумагой и подручными средствами для поделок.

Ментальное воспитание

Раннее развитие ребенка — это инвестиции в его будущее. Эти основные понятия, установленные в течение многолетних исследований выдающихся нейробиологов.

В первые несколько лет жизни 700 новых нервных связей формируются каждую секунду. Органы чувств начинают развиваться первыми, а на базе этого развиваются языковые и когнитивные функции.

Мозг является наиболее гибким в начале жизни, но, по мере созревания, мозг берет на себя все более сложные функции и уже не реагирует на изменения так оперативно. Постоянные стрессы в раннем детстве нарушают процесс развития мозга, приостанавливают его, что может привести к проблемам на протяжении всей жизни в процессе обучения, поведения и физического и психического здоровья.

В возрасте 3, а иногда только в четыре месяца малыш уже может гулить в ответ на разговоры с ним, поворачивает головку на звук колокольчика, погремушки или голоса.

В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш способен перекладывать игрушки из одной руки в другую.

В возрасте 6-12 месяцев малыши уже могут сконцентрироваться на занятии и даже немного посидеть, заинтересовавшись книжкой или игрушкой. Произносят самые простые слова «мама», «папа», «дай».

От 12 до 24 месяцев ребенок непрестанно совершенствует свои навыки, практически каждый день выучивает по новому слову. , двигаться, взаимодействовать с окружающими.

От 24 до 36 маленький человек учится понимать чувства других, ставить себя на место других. Трехлетний ребенок знает, что такое любовь, дружба, боль и обида.

Эмоциональное воспитание

В возрасте 0-3 года малышу особенно нужны положительные эмоции. Он активно впитывает настроение окружающих и совсем скоро начнет копировать мимику и настроение взрослых. В этом возрасте ребенок должен видеть родителей в хорошем настроении, с улыбкой. Годовалому ребенку бесполезно пока выстраивать систему запретов. Воспитание ребенка от 1 до 2 лет лучше выстраивать не запретами, а отвлекая от желаемой розетки или комода.

В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок начинает осваивать речь. Малыш третьего года жизни уже вполне способен понимать ваши слова, оценивать эмоции и интонацию, запоминать запреты.

Около 3 лет начинается пресловутый «кризис трех лет», когда ребенок делает все наперекор:

  • нарушает запреты, установленные родителями;
  • постоянно проверяет рамки того, что можно и что нельзя;
  • хулиганит и наблюдает за реакцией взрослых;
  • хныкает, и .

Поведение ребенка в этот момент просто ужасное. То, как проявят себя родители в этот период, сыграет большую роль в будущем в жизни ребенка. Нельзя ни уступать, ни идти на принцип и ломать характер ребенка.

Важно учитывать и темперамент ребенка при воспитании. Ребенок-холерик суетлив, тревожен, очень подвижен. А его настроение быстро меняется от веселого к печальному. Таким детям обязательно нужен спорт и общение с другими детьми.

Меланхолик замкнут в себе. Любые начинания такого малыша по данному психотипу важно поощрять! Не критиковать, не приказывать, а запрещать мягко.

Ребенок флегматичного темперамента не любит показывать ни свои радостные чувства, ни печаль от поражения. Поэтому взрослым важно ребенка наполнять эмоциями, постоянно мотивировать, заинтересовывать.

Дети-сангвиники являются лидерами. Такой ребенок открыт, легко общается со сверстниками. Однако сангвиники — совсем неусидчивые. Иногда воспитатели жалуются на их эмоциональное поведение. Поэтому родители должны проявить упорство и выработать это качество у детей-сангвиников. Обучение усидчивости впоследствии перейдет в воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет такого психологического типа.

На самом деле все аспекты воспитания — что детей до 3 лет, что от 3 до 5 лет — тесно переплетены между собой, и нельзя выделить что-то одно, упустив другое.

Психология воспитания детей 3-4 лет в дальнейшем основана на принципах справедливой системы запретов и учета темперамента, то есть на тех же, что и воспитание ребенка 3 лет. А самое важное правило — это безусловная любовь родителей. Включите любовь и полное принятие малыша в воспитание ребенка 3-4 года, психология и советы окружающих в данном случае могут отойти на второй план. В пять лет начинается новый период развития.

Когда мужчина и женщина становятся родителями – меняется их жизнь, привычки и мироощущение. Заботы, которые их волновали ранее отходят на второй план. А на первом месте стоит их родной малыш и все, что с ним связано.

Подготовка к воспитанию

Воспитание собственного чада – задача сложная. Как правильно воспитывать ребенка с рождения будоражит ум новоиспеченной мамочки и папы еще до рождения малыша. Нежность, доброта, забота должны сопровождать вашего ребенка на протяжении всей жизни. Знания по предметам он получит в школе, а жизненные принципы, понятия и ценности идут из семьи. Вместе с воспитанием ребенка, родители учатся новому и для себя.

Малыш еще не родился, а родители уже штудируют литературу, интернет, слушают своих друзей, уже успевших стать родителями, как правильно воспитывать и ухаживать за малышом.

Новорожденный малыш требует к себе заботы и внимания на протяжении всех 24 часов в сутки. Терпение, забота дадут малышу понять, что его любят больше всех на свете и никогда не дадут в обиду. Такие отношения устанавливают неразрывную связь с родными людьми на всю жизнь.

Когда ребенок учится ходить, разговаривать — он учиться понимать своих родителей, дисциплинируетсяи получает азы воспитания, учится правильно себя вести. Смотрит на взаимоотношения между родителями и старается походить на них.

Начиная с 5 лет родителям нужно быть терпимее и не отмахиваться от вопросов маленького почемучки. Надо стараться полностью удовлетворять его любопытство и помогать познать мир. И конечно же быть положительным примером, ведь ребенок копирует вас и старается во всем подражать. Поэтому отношения в семье должны быть теплыми и доверительными, чтобы взрослые парень или девушка принесли такую модель семьи в свои новые семьи.

В подростковом возрасте родителям нужно помочь ребенку в нелегкий для него период. Уметь слушать и слышать. Не потерять доверие, помогать самостоятельно принимать решения в разных ситуациях. Почаще быть с ребенком, что бы он не замкнулся в себе. Для этого можно почаще выезжать всей семьей на природу, сходить на веселый фильм или же пересесть всей семье на велосипеды и весело катить за горизонт. Постараться быть не только строгими родителями, но и друзьями.

Главная задача родителей в воспитании детей

Зачастую воспитание ребенка ограничивается обеспечением его полноценным питанием и восполнением физиологических потребностей. Если в воспитании учесть только эти факторы, то чем тогда человек отличается от животных? Некоторые виды животных проявляют большую заботу о своих потомках, чем отдельные представители человеческого рода. Что же является главной задачей родителей в воспитании детей?

Одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения является воспитание сознательной личности, основу которой составляют истинные ценности. Ребенка можно обеспечить всем, но если не воспитать в нём личность, то всё остальное не будет иметь значения. Родители имеют полномочие сформировать своих детей до совершеннолетия, а потом направить и отпустить их в самостоятельную жизнь.

Только воспитывая личность, можно увидеть человека, способного управлять собой, имеющего твёрдые принципы и ценности. Личность, которая не водима толпой, а только достижением намеченных целей. Для этого крайне важно с самого детства вкладывать в детей такие ценности, как любовь к окружающим, трудолюбие, упорство в преодолении трудностей, умение работать над собой и т.д. Ответственность родителей обнаружить в ребенке заложенный в нём потенциал и помочь в его реализации. Благодаря правильному воспитанию, эти дети в будущем обязательно состояться и осуществят свое предназначение.

Как правильно воспитывать ребенка с рождения решают его родители. Будут и ошибки и вопросы и непонимание. Но ведь это просто замечательно помочь вырасти ребенку в доброте и любви, радоваться успехам вашего ребенка и вытирать его детские слезы. А потом в старости услышать слова благодарности за вашего сына или дочку. Более подробную информацию можете найти на сайте «Красота и здоровье».

Можно ли баловать детей? Нужно!

Никто не знает, как сложится жизнь ребенка за пределами родительского дома, но из него он должен вынести четкое понимание любви, ласки и нежности. Имея за спиной этот важный багаж, ребенок сможет четко ориентироваться в отношениях с людьми, с противоположным полом,создаст свою семью и будет знать: как любить своих детей. В недавнем прошлом бабушки утверждали, что нельзя баловать ребенка, «а то на шею сядет». Сейчас психологи утверждают обратное. Особенно важно показать свою любовь в подростковый период, когда у ребенка происходит гормональная перестройка организма и он не может справиться со своими эмоциями. В этот период важно помнить: взрослый человек здесь вы, а он ваш ребенок: растерянный, злой и не умеющий себя контролировать. Подойдите к нему, обнимите и скажите как вы его любите. Чтобы вырастить психически здорового человека — его нужно любить и происходить это должно в семье, где он родился и вырос.

Исполнитель Садридинова Замира Шамсидиновна (victory2000)

Каждому родителю кажется, что с возрастом проблем с ребенком станет гораздо меньше. Однако те, кто так считает, сильно ошибается. Малыш, конечно же, становится умнее, с ним можно поговорить и что-то объяснить ему, но это не значит, что будет проще. Если не знать особенностей воспитания детей до трёх лет, легким оно не покажется.

С каждым годом малыш расширяет свой кругозор, познавая новые аспекты сложного для него мира. Родителям нужно уметь не только понимать ребенка, но и направлять его энергию в нужное русло. Чтобы это правильно делать, необходимо знать особенности воспитания детей этого возрастного периода.

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык - ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих. Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи.

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки. Поэтому приучайте ребенка к порядку. Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру. Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой. Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть. Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь. Это возраст, когда формируется основа личности.

Какие аспекты нужно учитывать при воспитании малышей

Для каждого возраста характерны свои особенности, определяющие подход к воспитанию и развитию.

От нуля до года

То, каким ребенок вырастет, напрямую зависит от выбранной тактики воспитания. Принципы, которые будут взяты родителями для воспитания малыша до года, сформируют, к примеру, общительную, требовательную или, наоборот, застенчивую и лояльную личность. Поэтому важно определиться с характером воспитания малыша с самого его рождения.

С самого начала жизни необходимо воспитывать в малыше самостоятельность. Так, во время его бодрствования, рекомендуется оставлять кроху на некоторое время одного. В то же время не стоит дожидаться, пока малыш расплачется. Слух и зрение ребеночка можно развить за счёт подвесных игрушек или погремушек. С началом развития запоминания малыш больше времени удерживает своё внимание на отдельной игрушке.

Самостоятельность ребенка будет заключаться и в том, что он научится переворачиваться на животик, достигать желаемого (тянуться за игрушкой), ползать. К семи месяцам, когда кроха уже сидит, интересным для него занятием будет забрасывание колечек или шариков в емкость (ведерко). Разобрать и собрать пирамидку или матрешку, построить башенку из кубиков - всё это развивает ребенка. Стараясь взрастить в малыше самостоятельность, придерживайтесь «золотой середины» в его воспитании: не берите лишний раз на руки, проявляйте достаточно заботы и любви.

От года до двух лет

В этом возрасте детям необходимо уделять особое внимание. Воспитание в период от одного года до двух лет можно поделить на два этапа. Каждый из них имеет свои особенности. Первый период продолжается от года до полутора лет, когда малыш познает мир благодаря тому, что научился ходить. Второй этап длится ещё полгода: от полутора до двух лет. Здесь ребенок познает общение, овладевает новыми словами.

Чтобы нормализовать поведение двухлетнего малыша, следует контролировать его. Для поднятия настроения и его сохранения родителям следует больше времени проводить со своим крохой. Играя со взрослым, ребенок познает новое. Игры должны быть направлены именно на это, но при этом увлекать малыша. К тому же каждый раз нужно закреплять знания.

К двум годам малыш уже способен самостоятельно умываться, приводить себя в порядок, надевать некоторые предметы своего гардероба. К тому же он может сам кушать. В этом возрасте ребенка нужно начинать приучать к порядку. Лучше складывать игрушки на полку, а не в контейнеры. Так, малыш научится брать что-то одно, а не высыпать все сразу. Родители должны объяснить ребенку, как правильно общаться, ведь именно в этом возрасте он начинает играть в компании сверстников и понимать требования взрослых.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и дети с радостью будут копировать ваше поведение. Поэтому если в семье выражаются нецензурными словами, не знают вежливых обращений, разбрасывают вещи, и при этом требуют от ребенка противоположного, не стоит удивляться и требованиям детей вместо просьб. Главное, что должен помнить каждый родитель, занимаясь воспитание ребенка до двух лет - сначала работаем над собой, потом требуем того же от малыша.

Чтобы приучить ребенка следить за своим внешним видом, старайтесь обращать его внимание на то, какую одежду вы на него надеваете. Указывайте малышу на то, какая она чистая и опрятная. Объясните ребенку, что нужно переодеваться, если одежда загрязнилась.

Помогите малышу научиться самостоятельно засыпать. Не оставляйте кроху одного в комнате, если он боится. Побудьте с ним рядом, пока он не заснет. Можно почитать ему сказку. Желайте ему приятных снов. Так, вы выработаете в нём определенный режим: ребенок научится засыпать после того, как послушает сказку или услышит пожелание спокойной ночи.

Необходимо сформировать определенный режим дня малыша. Для этого желательно будить его в одно и то же время. Кормить, играть и гулять с ним, укладывать его спать днём и ночью нужно вовремя. Играя с ребенком, приучайте его к заботе о мишках, зайчиках лисичках и других игрушках. Старайтесь показывать малышу, как можно действовать с той или иной игрушкой. В игре есть возможность научить ребенка мыть за собой посуду, убирать в квартире, одеваться и т. д.

В возрасте от года до двух лет следует научить малыша слушать и выполнять требования родителей. Интонация, возникшая в голосе папы или мамы, должна говорить ребенку о том, что хорошо и плохо. Ещё до года он должен научиться понимать слово «нельзя». Позже необходимо закреплять в нём полученные навыки.

К двум годам ребенок учит новые слова. Поэтому важно показать ему, как правильно вести себя в обществе, какие слова можно и нельзя говорить. Не нужно искривлять речь при общении с малышом, чтобы потом не пришлось вести его к логопеду. Разговаривайте с ребенком на равных, не лишая слов эмоциональной окраски.

От двух до трех лет

В воспитании ребенка 2–3 лет есть свои нюансы и секреты. Они помогут облегчить не только жизнь родителей, но и самих детей. Первое, что нужно делать, это соблюдать последовательность в воспитании. Малышу необходимо объяснить, что сначала он кушает, затем играет, спит, гуляет и т. п. Это поможет ребенку быть более спокойным и уверенным. Если по каким-то причинам распорядок дня приходится поменять, скажите об этом малышу заранее.

Не должно быть никаких стрессовых ситуаций. К двум годам родители уже понимают, что выводит ребенка из себя, почему он начинает капризничать и беспокоиться. К таким последствиям может привести смена места, голод и прочее. Поэтому планируйте свои дела и без острой необходимости не водите малыша туда, где ему некомфортно.

Умейте отвлекать своих детей. Бывают ситуации, когда ребенок просто игнорирует ваши просьбы и замечания. Вместо того чтобы кричать на малыша, отвлеките его от дела более интересным занятием.

Давайте ребенку отдых. Он не должен превышать нескольких минут. Такой «тайм-аут» способствует дисциплине. Усадите его в удобное кресло или на диван, где малыш и сможет отдохнуть.

Представьте себе ситуацию, так знакомую многим, когда вы стоите в магазине, а ребенок истерит, прося купить ему игрушку или какую-нибудь сладость. Старайтесь быть спокойными, попытайте объяснить капризуле, почему сейчас нельзя выполнить его желание. Иногда лучший способ заставить малыша замолчать - это просто не обращать на него никакого внимания. В конце концов, он когда-нибудь устанет плакать и кричать.

Особенностью воспитания детей трёх лет является то, что у них уже есть свои обязанности. Они должны засыпать строго в определенное время, сидеть в специальном кресле при езде на автомобиле, кушать по распорядку дня и т. п. Но есть и такие вещи, которые выполнять необязательно. Поэтому родители должны понимать, когда можно идти на компромисс.

Развитие физических навыков у детей трёх лет

Психология воспитания ребенка трёх лет включает в себя и физическое развитие. Важным для малыша является приобретение новых знаний. Физические упражнения помогают ему развить ловкость, освоить новые движения, тренировать силу.

Нужно заниматься не только утренней зарядкой, но и осваивать другие упражнения, совершенствовать полученные навыки. Достаточно 15–20 минут в день, чтобы развить ребенка физически. При этом не нужно забывать об играх, ведь они тоже бывают спортивными, а соответственно направлены на приобретение физических навыков.

Утренняя зарядка оздоравливает организм малыша, бодрит его и настраивает на активность в течение дня. В этом случае физическое воспитание детей 3 лет должно включать доступные ребенку и разнообразные упражнения. Малыша следует научить правильно дышать и не задерживать дыхание. Лучше всего, если утренняя зарядка будет построена на игре.

Следует включать упражнения, которые укрепляют мышцы плеч и конечностей. Не исключайте из зарядки бег и ходьбу. Должно быть несколько упражнений для ног, рук и туловища.

Запомните, что детей нельзя чрезмерно нагружать. Однако и легкой физическая нагрузка быть не должна. Определить норму можно по пульсу. Если частота пульсации не превышает 10-ти ударов в минуту, то вы всё делаете правильно. И не забудьте чередовать занятия в помещении с упражнениями на свежем воздухе.

Подытожим сказанное

Каждый возрастной период отличается своими особенностями. В любом из них малыш учится чему-то новому. Это требует правильного воспитания.

Прежде чем начать воспитывать своего ребенка, вникните в особенности каждого возраста. Занимайтесь со своими детьми, уделяйте хотя бы часть времени, чтобы просто поиграть с ними. Приучайте малышей к порядку и уходу за собой ещё в раннем детстве. А главное, соблюдайте режим сами, ведь кроха - это ваша маленькая копия.

Консультация психолога о причинах плохого поведения у детей

Мне нравится!

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает три месяца.

  1. От рождения до трех месяцев.
  2. От трех до шести месяцев.
  3. От шести до девяти месяцев.
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев. В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

  • засыпать на улице без пустышки;
  • держать головку;
  • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
  • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
  • засыпать без укачивания;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.

Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

  • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
  • Яркие игрушки из разнообразных материалов , которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
  • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). ;
  • Браслет с колокольчиком , который можно надевать поочередно на разные ручки;
  • Воздушный шарик , который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
  • Схематическое изображение человеческого лица . Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д. ).

Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к . Рекомендуем посмотреть рубрику

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

  • Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек начинают резаться первые зубки ();
  • Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы;
  • Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки;
  • Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей . В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку;
  • Полугодовалые детки обожают рвать бумагу , отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство;

  • Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль . Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша;
  • Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужно показывать маленькому и называть части тела : глазки, ушки, носик, ножки, ручки…

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы. Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в . Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку —

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя» . Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово «нельзя» с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

На счет слова «нельзя» , посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

  • Музыкальные центры , развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
  • Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
  • Игровые центры для развития мелкой моторики . Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
  • Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
  • Игрушки для купания . Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки ();
  • Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой . Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя» . Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки . К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики . Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка , в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

Зачастую молодые родители считают, что ребенок до года ничего не смыслит и не понимает. Это убеждение глубоко ошибочно, поскольку именно в это время закладываются основы воспитания, закрепляются плохие и хорошие привычки. Исходя из этого, в своем общении с малышом нужно руководствоваться следующими принципами:

  • воспитание ребенка должно ложиться на обоих родителей, поскольку именно в этот период формируется представление о семье. Безусловно, главным человеком в первые месяцы жизни ребенка является мама, папиной основной задачей становится посильная помощь – ведь мама должна набраться сил и передохнуть. Спокойная и счастливая мама – здоровый малыш!
  • очень важен тесный контакт ребенка с матерью. Раздражение, нежелание общаться, недостаточное внимание со стороны самого близкого человека может привести к недомоганию малыша, однако и приучать к рукам тоже не стоит;
  • с первых дней нужно, чтобы малыш слышал правильную и спокойную речь родителей, это развивает память и слух крохи;
  • предпосылки крепкого и здорового сна – это проветренное помещение, вечерняя прогулка и ванна с настоями лекарственных трав;
  • до года мама может спать вместе с ребенком, его сон от этого будет только крепче. Если же мама сама спит беспокойно, можно подождать, пока малыш крепко уснет, а потом отнести его в кроватку;
  • для правильного и полноценного питания подходит грудное молоко, после полугода требуется прикорм в виде овощных пюре и кашек;
  • физическое воспитание должно соответствовать возможностям детского организма. К примеру, присаживание не рекомендуются до трех месяцев, не следует помогать малышу садиться, поворачивать головку и вставать на ноги раньше времени – эти действия могут привести к патологии, поскольку кости и мышцы еще не окрепли;
  • после девяти месяцев у ребенка закладываются навыки поведения с посторонними людьми и неизвестными предметами, устанавливается крепкая связь с людьми, проводящими с ним большее количество времени. Приблизительно к 9-11 месяцам малыш начинает бояться чужих людей, он больше привязывается к тому, кого видит постоянно. К примеру, если за ребенком присматривает няня, она вполне может стать ему более близким человеком, чем родители.

«Важные мелочи» для воспитания

Чаще всего происходит так – до исполнения ребенку полутора лет родители больше всего озабочены его купанием, кормлением и пеленанием. Задумываться о воспитании им не приходит в голову, а меняется все лишь тогда, когда ребенок не хочет кушать или одеваться, хнычет и не выпускает ее из квартиры, хватаясь за подол. Ничего удивительного в этом нет – все черты характера в 3-4 года формируются уже с рождения, а значит, именно воспитание до года играет решающую роль. Кроме общей линии поведения родителей значительны и важные нюансы.

  • Уверенность
  • Грудное вскармливание

С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем.

«С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.»

Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. При возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту. А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

  • Откладывание

У ребенка существует потребность быть с мамой постоянно, чаще он хочет находиться на ручках поблизости от груди. Необходимо приучать малыша к тому, что он может побыть какой-то период времени один, когда мама будет совсем рядом. Ближе к трем месяцам откладывание во время бодрствования становятся обязательным для будущего физического развития малыша. Таким способом развиваются моторные навыки, ребенок тренируется в переворачивании и ползанье. Лучше всего укладывать ребенка на спинку и класть рядом яркую игрушку. Если родители подвешивают сверху карусельку, то у ребенка не возникает потребности перевернуться и поползти – он будет просто лежать и смотреть вверх.

Бывают случаи, когда ребенок выражает бурный протест против откладывания. Конечно, вряд ли можно «разбаловать» ношением, но у мамы могут возникнуть такие дела, выполнение которых невозможно с ребенком на руках — вряд ли будет удобно переворачивать горячие котлеты или доставать запеченную курицу из духовки. Даже если мама использует , принять душ вместе с ребенком у нее вряд ли получится. Приучать кроху к откладыванию просто необходимо, иначе, повзрослев, он будет настолько активно возражать против удаления мамы, что это станет настоящей проблемой. Если прививать привычку малыша к самостоятельности постепенно, мама спокойно сможет оставить его на коврике и заняться неотложными делами, собственной гигиеной или приготовлением пищи.

Решает мама

Именно она решает, как лучше кормить малыша (лежа или сидя) и как держать его на руках. Конечно, ребенку больше нравится кушать, когда мама сидит, однако ночью это удобнее делать лежа. Малыш предпочитает, чтобы его носили столбиком, но если в данный момент маме удобнее держать его в позе колыбельки, то главной будет линия поведения мамы. Важнейшая потребность у ребенка – находится рядом с родным человеком, мамой, а какую позу она для этого выберет, решать именно ей.

Однако не всегда нужно проявлять строгость. Во время кормления можно разговаривать с малышом, пусть при занятии едой он услышит мамин ласковый голос. В этот момент недопустимо проявления грубости, даже если она направлена в сторону другого человека. Слишком громкий голос страшит кроху, он может стать нервным и капризным. Проявление любви и ласки в эти моменты формируют дальнейшее отношение к матери, а у мальчиков – в целом ко всем женщинам.

Поведение родителей

В первые месяцы своей жизни ребенок не может доступно выражать свои желания и потребности, однако, подобно губке, он впитывает в себя окружающую информацию. Огромная ответственность ложится на родителей, поскольку их поведение является определяющим в построении характера малыша. Все увиденное и услышанное в младенчестве откладывается в подсознании на всю жизнь, изменить и скорректировать эти воспоминания в будущем будет невозможно. Родители должны взять за правило самоконтроль и фильтрацию событий, происходящих вокруг собственного ребенка.


Постоянно нервничающая мама, разговаривающая на повышенных тонах, не должна удивляться, если через некоторое время точно такой же метод применит ребенок в разговоре с ней. Выпивающий и курящий отец, доносящий свои мысли с помощью мата, воспитает у ребенка в более сознательном возрасте ассоциативное поведение, а в дальнейшем – получит собутыльника.

Возраст ребенка до года считается своеобразным фундаментом, поэтому родителям стоит заранее задуматься о том, какое поведение выбрать. Совместное слушание музыки, веселые песенки, танцы с малышом на руках – эти моменты помогут в дальнейшем развитии малыша. Учеными доказано, что ребенок, которому рассказывали сказки и постоянно разговаривали, начинает говорить существенно раньше, чем детки, которым не уделяли должного внимания. А более раннее развитие речи положительным образом влияет на интеллектуальный уровень малыша.

Проблема бабушек и дедушек

К воспитанию ребенка до года часто привлекается старшее поколение, что в некоторых случаях разумно. Не всегда молодая мамочка в силах справится со свалившимися на нее проблемами в одиночку. Первое купание, первое пеленание после роддома, первое кормление в родных стенах – это маленькое испытание не только для ребенка, но и для его молодых родителей. Вот тут будет идеально, что на помощь могут прийти бабушки и дедушки.

Проблема возникает позже, и она заключается в расхождении взглядов на методы воспитания. Разговоры и ссоры по этому поводу могут разрушить любые хорошие отношения. Чтобы избежать этого, не стоит перекладывать слишком много на плечи бабушек, а если необходимо оставить их с ребенком – мягко, но уверенно изложить свои требования к питанию и режиму малыша. Не нужно забывать, что ответственность за дальнейшее поведение будет всецело лежать на родителях.

Главный принцип полноценного воспитания ребенка до года — участие в этом процессе обоих родителей. Именно в это время у малыша вырабатываются семейные привязанности, формируются представления об окружающей среде и близких ему людях. Несмотря на свою занятость, мама и папа ребенка должны постоянно находиться в режиме поиска новой информации, читать печатные издания, изучать психологические статьи, общаться на форумах и в жизни. Совершенствуясь, они смогут стать первыми и самым авторитетными людьми в жизни своего малыша.

  1. телеграм-канал

Молодым родителям следует начинать воспитывать новорожденного с первого месяца его жизни. Об этом даже есть старинная притча - воспитывать дитя надо еще тогда, когда оно «лежит не вдоль лавки, а поперек». Каковы особенности раннего формирования привычек малыша? От 0 до 1 года малышу можно привить многие полезные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Становление ребенка до года идет очень быстрыми темпами - важно не упустить ни минуты!

Воспитание новорожденного ребенка правильно будет начать с первых дней. Не стоит недооценивать важность этого самого трудного и самого главного периода – именно в первые месяцы жизни закладывается будущий характер крохи, манеры его поведения и отношение к правилам гигиены.

Физическое воспитание малышей

Для своего полноценного роста и профилактики простудных заболеваний кроха должен с первых дней получать . Для этого можно, обтерев тельце и личико ребенка куском мокрой ваты, оставить его на несколько минут голеньким. В теплое время года можно устраивать малютке воздушные ванны 2-3 раза в день и продлевать их продолжительность до получаса.

Пока малыш лежит голеньким на пеленальном столике, приучайте его к и . Как массажировать грудного ребенка? Рассмотрим несколько простейших приемов:

  1. Поглаживание. Таким приемом начинайте массаж, им же и заканчивайте. С конца первого месяца нежными скользящими движениями рук поглаживайте тельце малыша в направлении от периферии к центру (ножки – от стоп к ягодичкам, ручки – от кистей к плечикам), спинку и животик – круговыми движениями по часовой стрелке. Незатейливое действие расслабит и успокоит ребеночка первого-второго месяца жизни.
  2. Поколачивание. Прием не рекомендуется худеньким детишкам. Легонько поколачивайте ребром ладони все мягкие местечки на тельце крохи: верхнюю часть ножек, попку, спинку.
  3. Растирание. Начиная с 4-го месяца одними кончиками пальцев растирайте кожицу и мышцы грудничка. Растирание мышц приводит их в тонус, побуждает к работе и развитию.
  4. Разминание. Легкими надавливающими движениями помассируйте все крупные мышцы малыша - от этого к ним усилится приток крови и кислорода. Прием рекомендуется деткам с 3-месячного возраста.


Закаливание малыша, разминание, прием воздушных ванн и гимнастика - все эти процедуры благотворно влияют на здоровье малыша и приучают его к правильному образу жизни

Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?

Маленькому человечку очень трудно и страшно жить на свете свой первый месяц. Все что он умеет – плачем привлечь к себе внимание. Так он просит о помощи. Часто неопытные родители теряются и не знают, что им делать, когда малыш заходится плачем. Что младенец хочет сказать, о чем попросить, на что пожаловаться? Спустя некоторое время заботливые мамы уже умеют по характеру детского плача определять, голоден ли ребенок, мокрый ли, или у него что-то болит.

Иногда между родителями разгораются споры о том, брать или не брать малыша на руки, успокаивать или нет, если он плачет. Некоторые из них считают, что не нужно подходить к плачущему ребенку, что от этого он разбалуется и потом вообще с рук не слезет - нужно подождать какое-то время, пока малыш сам успокоится.

Какое же материнское сердце это выдержит? Родители, придерживающиеся современных методов воспитания детей раннего возраста, убеждены в том, что они должны все силы приложить для спокойствия ребенка. Просто подойдите и возьмите дитятко на руки. Особенности психологии ребенка до года состоят в том, что ребенок должен чувствовать материнское тепло и защиту, знать, что он не один в этом новом для него мире, его никогда не бросят на произвол судьбы (рекомендуем прочитать: ).



По поводу приучения ребенка к рукам в семье могут разгореться споры, однако хотя бы первый год не стоит воспитывать малыша такими жесткими методами - он пока еще не капризничает осознанно

Как воспитывать в ребенке самостоятельность?

Многие малыши грудного возраста категорически не желают отпускать от себя маму даже на ночь, просятся на руки, плачут и успокаиваются только тогда, когда она берет кроху к себе в постель. В этом вопросе всех родителей можно разделить на 2 лагеря:

  1. Сторонники традиционных методов воспитания ребенка до 1 года считают, что малыша как можно раньше нужно приучать к самостоятельности. У годовалого малыша точно должна быть отдельная комната, а если ему скучно, он должен уметь самостоятельно играть и развлекаться. Так ребенок раньше станет самостоятельным. Тем не менее, подход не пойдет на пользу душевому состоянию самого маленького члена семьи. Взрослым он будет почти всю жизнь, а ребенком – лишь несколько лет, так дайте же ему сполна насладиться детством, почувствовать родительскую любовь и заботу.
  2. Родители, которые практикуют современное воспитание детей до года, стараются находиться около малыша по возможности дольше. Они берут его к себе в кровать, спят с ним вместе, много с ним играют. Если малютка плачет по какой-либо причине, они сразу берут его на руки, успокаивают.

Какой подход для развития своего ребенка вы бы ни выбрали, во всем нужно соблюдать разумный предел. Нельзя допускать, чтобы грудничок часами плакал – это может серьезно травмировать детскую психику. Ребенок не должен чувствовать себя заброшенным и одиноким. Если ему страшно одному – возьмите его к себе в постель, а когда заснет, осторожно переложите в кроватку.

Не стоит при первой же слезинке сразу брать на руки годовалого и тем более 2-х-летнего карапуза - в таком возрасте ребенок уже вполне может дать маме знать, что случилось. Покажите ему, как правильно играть с игрушками одному, чтобы у вас было хоть немного времени для себя и домашних дел. Оставьте открытой дверь в его комнату и время от времени перекликайтсь с ним, чтобы у малыша сохранился «эффект присутствия» мамы. Он слышит родной голос, и ему спокойно. Нужно хвалить кроху за любую попытку сделать что-то самостоятельно.

Как воспитывать детей до 1 года по Комаровскому?

Существует множество методик воспитания маленьких детей. Врачами, педагогами и психологами со всего мира разработаны разные методы: одни специалисты считают, что ребенка уже на первом году жизни можно учить читать и считать, другие – что в каждом ребенке заложены музыкальные способности и он может их развивать чуть ли не с рождения. Третьи рекомендуют как можно раньше выявить склонность малыша к какой-либо деятельности, обеспечить его нужной информацией и помогать его развитию в выбранном направлении.

Что же говорит о воспитании маленьких детей до 1 года добрый доктор Комаровский? Этот авторитетный детский врач в своих трудах по психологии раннего возраста подчеркивает, что воспитание ребенка до года должно происходить в здоровой эмоциональной атмосфере. Если малыш с рождения видит, что родители любят и уважают друг друга и остальных членов семьи, всегда готовы помочь друг другу, в семье царит доброжелательность и понимание, то он будет копировать манеру их поведения и расти психически здоровым уравновешенным человеком.

Если же дома гнетущая тяжелая обстановка, ребенок ежедневно слышит грубые окрики и ругань, папа пьет или, боже упаси, бьет маму – о каком нормальном развитии здоровой психики маленького человечка может идти речь? Дети, растущие в таких семьях, часто страдают аномалиями психического и физического развития, неадекватным поведением, нервными расстройствами.

Также Комаровский утверждает: помимо здоровой психологической обстановки в семье, для раннего развития крохи много значит:

  • соблюдение режима сна и прогулок;
  • гигиена помещения и окружающей обстановки - оптимальная температура воздуха в детской комнате - 18-22 градуса, влажность - 60-70%;
  • закаливание детского организма - солнечные и воздушные ванны, ежевечернее купание не в маленькой детской ванночке, а в большой взрослой.

Годовалому ребенку предлагайте возможность выбора блюд, которые он будет кушать, или места, куда с ним пойти гулять.

Роль примера родителей для раннего развития детей

Родителям нужно помнить, что ребенок во всем будет им подражать, поэтому они должны с младенческого возраста воспитывать дитя собственным примером. С первых месяцев можно учить малыша доброте и состраданию – например, покормите вместе с малышом бездомного котенка или на глазах у крохи помогите пожилому человеку подняться по лестнице, полейте вместе увядающее растение.

Надо на собственном примере формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему миру, к людям, животным и природе. Мамы и папы могут выбрать для раннего воспитания своего малыша традиционный или современный подход, следовать советам известных врачей и психологов или игнорировать их, но главное, что нужно усвоить всем родителям – ребенок больше всего на свете нуждается в общении с ними.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Статьи по теме: