Как правильно научить малыша жевать.

В последние годы специалисты отмечают увеличение количества детей, которые в два года и старше не умеют жевать пищу. По этой причине они отказываются переходить на еду, общую для всей семьи, отдавая предпочтение протертым и жидким блюдам. Вопрос, как научить ребенка жевать, сегодня актуален для многих родителей.

Правильное развитие жевательного рефлекса

Чтобы избежать целого комплекса проблем в возрасте от года и старше, важно вовремя начать развивать у малыша жевательный рефлекс. Просыпается он у грудничка примерно на 6-м месяце жизни. Если вы понаблюдаете за малышом, то заметите, как он старательно тянет в рот все предметы, попадающие ему в руки, и усердно мусолит деснами с пробивающимися зубками.

Обязательно давайте ребенку прорезыватели зубов , игрушки-«погрызушки», поскольку они требуются младенцу не только для того, чтобы почесать десна, но и для развития просыпающегося жевательного рефлекса. Первые навыки жевания крохе желательно приобрести еще до того, как она обзаведется первыми зубками.

Примерно в год у младенца уже несколько зубиков, которыми он готов грызть и жевать пищу. Дайте ему яблочко без кожуры (целое, а не кусочек, чтобы не подавился) или твердую сушку, пусть скоблит зубками и жует под наблюдением взрослых. Если не стимулировать интерес малыша, он позже станет отвергать твердую пищу, поскольку не привык с ней справляться.

Если вы боитесь, что малыш в возрасте около года поперхнется кусочком сушки или яблока, воспользуйтесь ниблером. Это приспособление представляет собой сетчатую соску, внутрь которой вкладывается кусочек подходящего продукта. Это может быть яблочко или детское печенье. Ребенок сосет и жует ниблер, ощущая вкус еды, что помогает ему привыкнуть пережевывать пищу.

Ниблер оптимально начать использовать с 7-9 месяцев. Важно его тщательно мыть после каждого использования, споласкивать кипяченой водой и следить, чтобы сеточка оставалась целой.

Обратите внимание! Ребенок в процессе «работы» с ниблером или сушкой обязательно должен дышать носом. Если у младенца насморк, дождитесь выздоровления, прежде чем предлагать ему твердую пищу.

При правильном развитии в два года ребенок умеет активно жевать и нормально глотать еду. У него могут возникать небольшие затруднения с новыми видами твердой пищи, но в целом он будет справляться.

Почему ребенок не жует

Если не поддержать жевательный рефлекс в возрасте от полугода до года, высок риск, что в два года ребенок станет капризничать, если ему предложить твердую пищу. Неумение пережевывать еду и глотать небольшие кусочки приводит к тому, что малыш начинает давиться, выплевывать неприятные для него кусочки. При попытке проглотить еду он может подавиться или спровоцировать рвотный рефлекс.

Здоровый ребенок не умеет жевать только в одном случае – его не научили. Современные производители предлагают широкую линейку вкусных и полезных каш, творожков, овощных и фруктовых пюре, консистенция которых не располагает к жеванию. Если фруктовое или овощное пюре мамы готовят своими руками, они чаще всего используют блендер и добиваются идеальной однородности продукта, в результате чего ребенок не жует.

Если малыша кормить только блюдами с нежной консистенцией и не стимулировать жевание, то спустя какое-то время можно столкнуться с серьезными проблемами в развитии ребенка.

Почему надо жевать

Навык жевания очень важно развивать с раннего возраста. Постоянные тренировки и употребление твердой пищи обеспечивают:

  • Здоровые красивые зубы. Без постоянной стимуляции, которую не в состоянии обеспечить поглощение мягкой протертой пищи, челюсти малыша плохо растут, из-за чего новым зубам становится тесно. Ухудшается кровоснабжение десен и зубы вырастают недостаточно крепкими. В результате формируется неправильный прикус, могут возникнуть и иные стоматологические проблемы.
  • Хорошее пищеварение. ЖКТ ребенка развивается в соответствии с его возрастом, и желудку малыша старше полутора лет требуется пища, хорошо пропитанная слюной – она «запускает» процесс выработки пищеварительных ферментов. Если малыш не жует еду, а только проглатывает мягкую пищу, его желудок недостаточно активно вырабатывает ферменты, что грозит обернуться серьезным нарушением пищеварения в более взрослом возрасте.
  • Развитую речь. Отказ от жевания и плохая речь ребенка в два года и старше взаимосвязаны. Если малыш не жует с полугодовалого возраста, у него плохо развиваются мышцы, которые задействуются при произношении звуков. В этом случае ребенку физически сложно внятно говорить, и он старается избегать вербального общения.

Решаем проблему

Как научить ребенка жевать, если ему уже исполнилось два года, а навык сам собой не выработался? Важно действовать постепенно, не заставлять малыша резко перейти на новую пищу – стресс только тормозит приобретение новых привычек и развитие рефлекса.

В первую очередь следует наведаться к врачу, чтобы исключить причины, связанные со здоровьем или особенностями развития. Если с малышом все в порядке и не жует он от лени и неумения, приступайте к планомерному приучению ребенка к твердой пище. Есть несколько простых приемов, которые помогут вызвать у крохи интерес к такой еде.

Если малыш старше года не жует и наотрез отказывается дегустировать твердую пищу, не расстраивайтесь. Откажитесь от покупных пюре и готовьте их сами. Сначала сократите время взбивания пюре блендером – пусть там останется немножко маленьких кусочков.

Постепенно перейдите на блюда, в которых овощи просто немного разминаются вилкой – к этому времени ребенок приучится глотать не только однородное пюре, но и небольшие кусочки, предварительно помусоля их во рту.

Затем добавьте на его тарелку мягкие овощи, которые можно взять руками или детской вилкой – цветную капусту, вареную морковку, вареный зеленый горошек. Или предложите ему выловить кусочки овощей из супа «как у взрослых». Малыш легко жует овощи своими зубками. Когда он освоит навык кусать и жевать, добавьте в меню яблоко, детское печенье, другую твердую пищу.

Привычную кашку, творожок или пюре украсьте небольшими кусочками овощей или фруктов, ягодами. Важно выбрать продукты, на которые у малыша нет аллергии и создать яркую, привлекательную композицию. Придумайте игровой сюжет, по которому сначала надо зубками пожевать аппетитный кусочек, чтобы почувствовать его особый вкус. Покажите пример, договоритесь есть эти кусочки или ягодки по очереди.

Некоторые дети проявляют интерес к «взрослой» пище вместе с интересом к столовым приборам. Вооружите малыша детской вилкой, чтобы он пытался самостоятельно доставить привлекательный кусочек в рот и прожевать. Кроме этого, советуем вам прочитать статью о том, как правильно выбрать посуду длы малыша, по ссылке .

Обратите внимание: мясо детям до трех лет следует давать в виде паровых тефтелек или фрикаделек. Жевать кусочек мяса в таком возрасте еще тяжело.

Можно поиграть с малышом в «зайчика», который любит грызть капустку и морковку – в ходе игры ребенок жует не за себя, а за персонажа, что помогает ему снять психологический блок.

Чем раньше родители зададутся вопросом, как научить ребенка жевать, тем проще малышу в возрасте от года перейти на обычное домашнее меню.

Родители, переводя малыша на «взрослую» еду, испытывают затруднения. После жидкообразных смесей и пюре тяжело уговорить свое чадо жевать, потому как он продолжает глотать пищу целиком.

Под жеванием понимают формирование и развитие жевательных навыков. Малыш должен уметь формировать в полости рта комок из еды и сознательно его глотать, т. е. проталкивать дальше по пищеварительному тракту.

Желательно, чтобы малыш научился жевать в полгода, то есть чем раньше, тем лучше. В этот период у него чешутся десны, и если дать ему сушку, баранку, он будет чесать ими десны, заодно учиться делать жевательные движения во рту. Этот момент не стоит упускать, иначе с появлением первых передних зубов малышу пережевывать уже труднее.

В год, имея передние пары зубов, малыш будет снова пробовать жевать, совмещая это с сосанием и глотанием. И если здесь снова упустить момент, то он так и будет глотать еду, не утруждая себя пережевыванием. К двум годам ребенок должен уметь нормально жевать твердую пищу, это помогает правильному развитию зубов, челюсти, жевательных мышц, способствует слюноотделению, в противном случае пищеварение будет происходить с нарушениями. Как научить ребенка жевать?

Задача мамочки – вовремя поддержать развитие жевательного рефлекса и помочь освоить навык малышу. Если же он не хочет в этом возрасте употреблять твердую пищу, на то есть причины.

Причины отказа от жевания

Причин, по которым малыш отказывается есть твердую пищу, много, некоторые из них устранить легко, с другими же будет посложнее. Распространенные причины:

  • неправильное кормление – когда мамочка боится вводить твердую пищу, беспокоясь, что ребенок поперхнется. Постоянная пюреобразная еда становится первопричиной отказа от жевания;
  • не успели сформироваться жевательные навыки – в 6 месяцев малыш не успел научиться грызть сушки и баранки, в год рацион еды не поменялся, твердая пища не вводилась;
  • банальная лень – некоторые дети ленятся пережевывать и просят заменить им твердый кусок на мягкий;
  • подвижность малыша – ребенок гиперактивный, ему попросту некогда уделять время жеванию, он постоянно крутится, не сидит на месте.

Как научить ребенка жевательному рефлексу?

Как научить ребенка жевать, этим вопросом задается почти каждая мамочка. Ничего невозможного нет, главное, запастись терпением и учить малыша жевательным рефлексам. Специальной методики обучения жевательному процессу нет, надо вовремя создавать условия, при которых ребенок сам будет вырабатывать жевательный рефлекс, развивать дальше этот навык. Как правило, детки рано начинают самостоятельно жевать твердую еду, но есть и такие, кто после 10 месяцев едят все измельченное и перетертое, что само соскальзывает в рот и его надо только проглотить.

Несколько несложных советов помогут вам научить ребенка нормально жевать пищу.

  1. Можно своим примером показывать малышу, как надо работать жевательными мышцами, показывать можно играя. Попросить его размять еду вилкой, самому положить ее в рот. Главное – заинтересовать его процессом.
  2. Побалуйте малыша зефиром или мармеладом, их как раз надо хорошенько жевать, подойдут сушки, баранки, мягкие фрукты.
  3. Перестать измельчать еду, давать только твердые куски небольшого размера.
  4. Можно перекусывать с ребенком в общественных местах – в парке на прогулке или кафе. Отсутствие другой еды, присутствие других деток могут повлиять на формирование и развитие жевательного рефлекса.
  5. Сажать ребенка дома за стол, раскладывать ему кусочки овощей на тарелке, брать самому и есть при нем, при этом нахваливая еду. Маленький человечек любит подражать, его заинтересует яркая еда. Пусть берет ее сам и пробует жевать.
  6. Не стоит кричать, нервничать и раздражаться, если у ребенка не получается прожевать пищу сразу, в процессе еды он должен быть спокоен, ему надо объяснять спокойным, ровным тоном, не заставляя нервничать, иначе все старания будут напрасными.
  7. Не заставлять есть насильно, у ребенка попросту пропадет аппетит, а вы заработаете себе головную боль и плохое настроение. Обязательно хвалить малыша за правильное питание, и тогда он быстрее научится нормально жевать твердую пищу.

Главное – запастись терпением, тогда ребенок сдастся и уступит, а вы навсегда забудете, что такое измельченная и перетертая еда.

Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.


В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Комаровский о проблеме

Не жует

Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!


Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

Не ест с ложки

Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.


На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.


Не хочет есть пищу кусочками

Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.


Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.



Не хочет есть, пока не включат мультики

Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.


Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.


  • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
  • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
  • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
  • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
  • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
  • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

Многих молодых родителей волнует вопрос: как научить ребенка жевать? Когда ребенок должен начинать жевать пищу?

Жевательный рефлекс проявляется приблизительно к полугоду. Можно заметить, дав в этом возрасте малышу сушку, что он энергично пытается ее кусать.

Некоторые считают, что так ребенок пытается чесать десны, но чаще ребенок тянет в рот твердые предметы при просыпающемся жевательном рефлексе. Так малыш учится жевать. Нужно не упустить этот момент, так как через пару месяцев, как только у ребенка появятся зубки, жевание для него будет сложной задачей. Поэтому нужно развить навыки жевания еще до того, как покажется первый зубик.

Природой заложены многие рефлексы, в том числе и сосательный. Однако даже при кормлении грудью малышу не сразу удается правильно сосать. Так же и с жевательным рефлексом, нужно тренировать его, давая малышу сначала боле густую пищу, чем обычно, чтобы он постепенно учился глотать ее, проталкивая язычком и работая челюстями.

Когда ребенок должен начинать жевать пищу?

Пищеварительный тракт развивается вместе с остальными органами и системами, усовершенствуется ферментация, мышечные волокна желудка, кишечника, и через некоторое время он готов переваривать и мелкие кусочки еды.

Если малыш привык есть протертую пищу, его пищеварительная система начинает «лениться», затрудняя усваивание еды. Жевательные мышцы не развиваются, а это, как говорят специалисты, может привести к недоразвитию овала лица, а также неправильно сформировать прикус. Ортодонты, конечно, помогут исправить эту проблему, но лучше предупредить все возможные нарушения, чем потом с трудом исправлять их.

Некоторые мамы жалуются, что малыш отказывается жевать. Нужно ли его обучать этому? Почему он ленится жевать? А причина может быть банальной - многие молодые мамочки чаще всего используют для питания ребенка специальные протертые готовые пюре. Это очень удобно, не требует времени и дети отлично растут, питаясь подобной пищей. Ребенок здоров, и никто не обращает внимания до поры до времени, что он ест только протертую однородную еду. Но если к двум годам наблюдается такая же картина, родители начинают волноваться и ищут решение проблемы.

Специальных методик, обучающих жеванию, нет. Самое главное для родителей - вовремя создать условия для того, чтобы малыш постепенно осваивал навык жевания, развивал его и со временем научиться справляться с твердой едой.

Детям сложно осваивать навык жевания еще и потому, что это время обычно сопровождается болезненными ощущениями в деснах, так как режутся зубки.
Как только появились первые зубки, малыш в состоянии пережевывать не очень твердую пищу.

Молодым мамочкам, которые предпочитают пюре промышленного производства, советуем читать на этикетках, для какого возраста предназначен тот или иной продукт. Каждый продукт, будь то пюре или каша быстрого приготовления, различаются по возрастной направленности. Каждая стадия «взросления» продукта различается степенью измельчения. Детям постарше предназначаются продукты более густые, содержащие небольшие кусочки пищи, чтобы ребенок начинал учиться работать челюстями и язычком, стимулируя жевательный рефлекс. Эти продукты уже требуют начинать переходить с соски к кормлению из ложечки, что немаловажно для привития навыков, приучающих к обычной «взрослой» еде.

С 8-месячного возраста можно давать малышу протертую кашу с добавлением более густых комочков, пусть пытается жевать твердую сушку, размачивая ее слюной. Сушка - довольно обычный продукт, в ней мало содержится питательных веществ, но она вкусно пахнет и состоит из натуральных продуктов, поэтому это - идеальный «тренажер» для приучения к жеванию. Смоченные слюной кусочки сушки ребенок в состоянии проглотить и оценить их вкус. Сушка не должна быть посыпана маком, кунжутом или содержать изюм. Когда малыш что-то ест, за ним необходимо присматривать, чтобы он не подавился и суметь вовремя оказать помощь.

Все дети отличаются, это не проходит и мимо их вкусовых предпочтений. Некоторые очень легко переходят на густую пищу, другие едят лишь кусочки из тарелки, пробуя их на зубок, а другие совсем не проявляют интереса ни к какой еде, кроме протертой.

Попробуйте посадить малыша за стол вместе со всей семьей, пусть все едят одинаковую еду, например, легкий суп - вермишелевый, овощной. Дайте ребенку попробовать котлету, приготовленную на пару или фрикадельки, пусть он их пробует под вашим неусыпным контролем. Подайте ему разложенные цветные кусочки овощей, пробуйте их сами и хвалите их вкус. Малыш всегда склонен к подражанию, поэтому тоже обязательно возьмет кусочек. Пусть он поначалу не будет съедать все, докармливайте его привычной пищей. А со временем он сам попросит другой, «взрослой» еды.

Как научить ребенка жевать пищу? Когда начинать это делать? Когда переводить ребенка на «взрослый стол»? Ответы вы найдете в этой статье.
?

Сосательный рефлекс действительно заложен природой, но даже первое прикладывание к груди не всегда проходит гладко: младенцу нужно приспособиться. Здесь помогает действие самого сильного стимула - голода. Способность пережевывать плотную пищу - не безусловный рефлекс и приобретается сложнее. А действие голода родители исключают, утоляя его в избытке протертой пищей… Нужно ли заставлять ребенка голодать?

Учим малыша жевать

Как научить ребенка жевать Нет, конечно. Этого нельзя делать ни в коем случае! Но на определенном этапе прикорма надо предлагать ребенку пищу, более густую, чем мамино молочко, которую просто глотать уже не получается, и приходится работать челюстями, губами и язычком, чтобы сформировать пищевой комочек и продвинуть его вглубь, к горлышку, тогда и сработает глотательный рефлекс.

Мама годовалой Катеньки возражает: «Но я ведь дочке плотную пищу тоже предлагаю, а она все еще никак не хочет жевать. Иногда откусит своими шестью зубками кусочек булки или яблочка, подержит за щекой, а потом выплюнет».

Печалится и мама крепенького бутуза: «А моему Темочке уже 1 год 9 месяцев, но он все еще жевать не умеет и не хочет. Сколько можно протирать ему еду? Нас это очень тревожит. Ведь малышу, наверное, вредно так долго «сидеть» на кашах, пюре и фарше».

Такая тревога понятна. Это действительно вредно. Пища в данном случае недостаточно смешивается со слюной и почти не пропитывается ею. Поэтому и желудочный сок, и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо, не набирают силу. Желудочно-кишечный тракт, образно говоря, становится ленивым, получая только слишком нежную пищу, которая ребенку уже не по возрасту. Он из нее давно вырос, как… Из маленьких штанишек. Пищеварение тоже должно совершенствоваться, упражняться, работать, причем вовремя.

Любой живой организм экономен, он тут же урезает неработающей системе рацион. Если подросшего ребенка продолжают кормить протертой пищей, желудочно-кишечному тракту нет необходимости «работать», и приток крови к органам системы пищеварения сокращается. В результате не упражняется и не развивается ферментный аппарат, не набирает силу мышечный слой желудка к кишечника.

Переваривать и усваивать более грубую и плотную пищу, а также продвигать отработанную массу и освобождаться от нее будет затруднительно. С точки зрения стоматолога, это тоже важная проблема. Жевательные мышцы не упражняются, не развиваются. Это может отрицательно повлиять на формирование овала и формы лица, а что еще важнее - на формирование прикуса. Исправить прикус будет трудно, одно спасение - помощь ортодонта, но исправление - процесс длительный и не очень приятный. Легче предупредить возможные нарушения.

Как научить малыша жевать

Почему ребенок не желает жевать? Ленится? Или его надо обучать жеванию? Это трудности не отдельно взятого малыша. Сегодня такая картина, к сожалению» встречается все чаще. Готовые пюре для детского питания очень удобны для мамочек, особенно для молодых. Приготовление пищи и кормление не занимает личного времени, детки на этих продуктах хорошо прибавляют в весе. Все довольны - малыш здоров. Но время идет, ребенку скоро 2 года, а он все еще признает только протертые супчики и пюре. Тут родители и начинают волноваться. Что делать?

Методики обучения жеванию не существует, да в ней и нет необходимости. Надо просто вовремя создавать такие условия, чтобы малыш пытался жевать, понемногу развивал этот необходимый навык. Обычно дети довольно рано и без проблем начинают справляться с плотной пищей. Но многие и после 10 месяцев предпочитают все протертое, то, что само соскальзывает с ложки в рот и его надо лишь проглотить.

Подрастающим деткам поначалу очень трудно жевать, непривычно, да и болезненно. Зубки, прорезываясь, травмируют десны, нажимать на них больно. А тут еще мама не стимулирует жевание и продолжает кормить кроху пищей, которая увековечена в шуточной народной поговорке: «Не жуй и не глотай, только брови подымай».

Когда учить малыша жевать

Как научить ребенка жевать Очень рано! Ведь дети в состоянии пережевывать густую пищу, как только у них появляются зубки, хотя бы только резцы. И даже когда зубки еще не прорезались малыш уже может пережевывать не слишком плотную пищу.

Если вы предпочитаете готовое детское питание промышленного изготовления, то каждый раз читайте маркировки на баночках и коробках: на какой возраст эти продукты рассчитаны. Практически у всех фирм-изготовителей каши, а также фруктовые, овощные и мясные пюре предназначены малышам определенного возраста, по ступеням. Эти ступени разнятся между собой как раз степенью измельченности пюре. Вовремя переходите на менее измельченные и более густые и даже комковатые продукты, чтобы крохе приходилось работать язычком, губами и челюстями. Кормить такими пюре из бутылочки, через соску просто технически не получится. Вольно или невольно маме приходится пользоваться ложечкой. Это очень важно для развития навыков нормальной еды.

Уже 8-месячному ребенку периодически предлагайте более густые и плотные (но не твердые) крупяные сгусточки размером с лесной орешек, положенные в обычную протертую кашку.

Одна мама давала дочке сушку уже в 6 месяцев. Девочка играла с бубликом, брала его в ротик, мусолила, пытаясь откусить хоть маленький кусочек. Край сушки в конце концов смачивался слюной, и размоченные крошечки попадали в рот, а малышка их с видимым наслаждением рассасывала и съедала.
Но что полезного содержится в сушке? Ценных нутриентов (питательных веществ) в ней действительно совсем немного, в основном - рафинированная мука, калории. Но свежие простые сушки вкусны, аппетитно пахнут, и возникает желание ими полакомиться. Ведь для детишек, как и для нас, взрослых, натуральные цельные продукты гораздо вкуснее протертых.

Попробуйте размочить ту же сушку и приготовить из нее пюре. У такой кашицеобразной пищи и вкуса-то толком не разобрать. А когда малышка мусолит сушку, она ощущает ее вкус, у крохи активно вырабатывается слюна. Смоченные слюной крошечки малышка уже в силах пожевать и проглотить - вот вам и ценнейшее упражнение. Разумеется, сушка не должна быть сдобной. Сладкой или посыпанной маком и кунжутом. Подходят лишь так называемые «простые» баранки. Для упражнения в жевании они хороши еще и тем, что ребенок практически не рискует подавиться, в отличие от хлеба, сухарика или яблочка. Однако присматривать за малышом, когда он что бы то ни было тянет в рот, все равно нужно.

Когда малыша переводить на «взрослый стол»

Постепенно! Начинайте с 7-8 месяцев давать все более густую пищу, не разводите пюре до такой степени, чтобы оно походило на суп. Все дети разные: одни сразу отдают предпочтение более плотной пище, сами берут со стола кусочки отварных овощей и пробуют их на зубок, другие не проявляют ни желания, ни инициативы. Попробуйте такого маленького консерватора сажать за семейный стол, пусть отведает «взрослый» супчик, например картофельный, вермишелевый, из шпината или из цветной капусты. Дайте ему кусочек воздушной паровой котлетки, еще лучше - приготовьте для всех фрикадельки по детской рецептуре, пусть малыш пытается жевать под вашим наблюдением, чтобы не поперхнулся.

Раскладывайте на плоской тарелке «радугу» из брусочков отварной красной моркови, янтарной репки, зеленых букетиков брокколи, белых бутонов цветной капусты. Берите их сами с тарелки и ешьте, похваливая и наслаждаясь. Любой ребенок склонен подражать взрослым и непременно заинтересуется яркими овощами. Пусть берет руками эту «хватательную» еду, пробует жевать то одно, то другое. Если поначалу жевать не очень получается, докормите кроху привычным для него протертым питанием.

Статьи по теме: