Как правильно начинать закаливание ребенка. Закаливание часто болеющих детей

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, как закалять грудничка. Ведь закаливание детей до года – это очень важный момент, который никак нельзя упускать из виду. Организм новорожденного малыша очень нуждается в поддержке. Ребенок только привыкает жить в этом мире с далеко не благоприятной экологической обстановкой. Вокруг сожительствуют миллиарды инфекций, и если не повышать иммунитет ребенка с самого рождения, он просто не сможет им противостоять. Как же закалять грудничка правильно? На что обращать особое внимание?

С чего начать закаливание ребенка?

Закаливание новорожденных можно начинать с первых же дней жизни, если педиатр не нашел никаких отклонений в смысле здоровья ребенка. И тут, конечно, больше всего возможностей открывается для детей, родившихся в теплое время года. Но и зимних детей обязательно стоит закалять, использую все доступные варианты. Все процедуры должны проводиться регулярно, каждый день, иначе положительного эффекта просто не будет. Три кита, на которых основывается закаливание детей до года, это — солнце, воздух и вода. Вот и давайте поговорим о каждом из способов конкретнее.

Закаливание воздухом

Итак, начнем с того, что температура в помещении, где постоянно находится новорожденный, должна быть не выше 22-24 градусов. И для закаливания можно постепенно понижать температуру на 1-2 градуса. В теплое время года форточку или дверь на балкон можно вообще не закрывать, в осенью и зимой – обязательно проветривать помещение несколько раз в день. Разумеется, при этом детская кроватка располагается подальше от сквозняков.

При смене подгузников или пеленании обязательно стоит оставлять малыша голеньким на несколько минут на свежем воздухе. Это самый простой и самый доступный вид закаливания детей до года. Обычно дети с удовольствием воспринимают эту процедуру, радуясь возможности свободно подвигать ножками и ручками. Если пеленальный столик стоит недалеко от окна и на малыша попадают солнечные лучи – это просто идеальный вариант для закаливания новорожденных. Конечно, в холодное время года не стоит при этом держать открытым окно. Приходится и об этом напоминать, потому что неопытные мамы могут в этом вопросе переусердствовать. Продолжительность первых таких воздушных ванн обычно составляет 2-3 минуты. Далее их можно увеличивать, постепенно доводя до 10 минут 2 раза в день (в первом полугодии жизни ребенка) и 15 минут 2-3 раза в день – во втором полугодии. Стоит напомнить, что как только малыш научится переворачиваться самостоятельно, его нельзя оставлять одного без присмотра на пеленальном столике.

Закаливание воздухом происходит и на прогулках. Все мы знаем о том, насколько прогулки важны для здоровья и развития новорожденного. Малыши обычно сразу же засыпают на улице, и здесь сон более спокойный и глубокий, чем в помещении. Начинать прогулки можно с первых же дней после возвращения из роддома. Причем зима в этом смысле – не помеха. Конечно, если на улице пурга или сильный ветер с дождем, прогулка отменяется. Но морозная тихая погода для первой прогулки новорожденного вполне подойдет. Малышам, родившимся весной и летом, в этом смысле больше повезло. Но и здесь некоторые мамы умудрятся допускать ошибки — чересчур кутают ребенка или, наоборот, одевают его слишком легко. Главный показатель здесь – это самочувствие новорожденного. Плохо, если малыш на прогулке красный и мокрый от пота или посиневший от холода, так что маме предстоит здесь выбрать золотую середину. Первые прогулки не стоит затягивать надолго, 15 минут для начала будет вполне достаточно. Постепенно время пребывания на улице увеличивается до 1-2 часов. Летом гулять можно еще дольше.

Солнечные лучи: как закалять грудничка солнцем?

Стоит напомнить, что именно на солнце в нашем организме начинает вырабатываться столь необходимый для здоровья витамин Д. Поэтому ребенку обязательно нужно бывать на солнце. Но в этом вопросе есть несколько нюансов, о которых следует знать. Во-первых, находиться под прямыми солнечными лучами ребенку крайне вредно. Гораздо лучше для малыша побыть на прогулке в тени деревьев. Если солнечные ванны малыш принимает вместе с воздушными – дома, например, на пеленальном столике или в кроватке, то надо очень внимательно следить за самочувствием ребенка. При первых же признаках покраснения, повышенной активности или раздражительности, стоит унести новорожденного в тень и напоить теплой водой. Если ребенку нравятся эти процедуры, то солнечные ванны принимают 2 раза в день – до 11 и после 16 часов. Оптимальная температура все та же – 22 градуса.

Закаливание детей до года водой

Закаливание водой – еще один прекрасный вариант укрепить здоровье новорожденного. Большинство малышей любят купаться, и с удовольствием воспринимают водные процедуры. И это вполне естественно, если учесть, что 9 месяцев они находились в водной среде внутри материнского организма. Но есть и такие дети, которые не любят купаться, их стоит приучать к водным процедурам медленно и осторожно. На самом деле, в этом вопросе много нюансов, и в ближайшее время у нас будет отдельная статья на эту тему. Так что не пропустите, чтобы узнать о ней первым.

С чего начать закаливание ребенка водой? Самые первые процедуры — это обычное подмывание теплой водой и умывание всех открытых частей тела. Температура воды при этом не ниже 28 градусов. Далее, можно приступить к обтиранию всего тела, в сочетании с массажем – легкими круговыми движениями по детскому телу — это дает прекрасный укрепляющий эффект. Вода для обтирания для начала должна быть примерно 34 градуса, постепенно её можно снижать до 23 (снижать температуру следует на полградуса в день). К обливанию же стоит переходить уже после того, как обтирания становятся привычными для новорожденного, и он переносит их спокойно. Температура воды снижается в обычном порядке — на полградуса в день. Начинать обливание стоит с ног, постепенно поднимаясь и затрагивая остальные участки тела.

Купание новорожденного – это тоже тема для отдельного разговора. Начинать купать ребенка можно после того, как зарастет пупочная ранка. Для первого купания температура воды должны быть 36 градусов. Лучше всего приобрести специальный градусник для воды. Но если его нет, можно просто опустить локоть в воду – если вы не чувствуете ни холода, ни тепла, значит вода подходящей температуры. Далее следует смотреть по реакции малыша. Если ребенок ведет себя спокойно, значит именно этот температурный режим ему подходит. Однако если ребенок явно не доволен, капризничает и плачет – попробуйте сделать воду чуть теплее или чуть прохладнее. Реакция малыша вам подскажет, какой вариант ему больше понравится. Продолжительность первых купаний составляет несколько минут. Если же ребенку нравится купаться, то можно оставлять его в ванночке подольше – до получаса.

В виде заключения

Как видим, закаливание детей до года – это не сложная, но совершенно необходимая часть ухода за новорожденным. Даже те дети, которым первые пробные занятия не приносят удовольствия, при регулярном и правильном подходе быстро привыкают. А это значит, что у родителей есть отличная возможность укрепить здоровье и иммунитет малышей.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Неприятно, когда болеют дети. Но если это все таки случается, взрослые приступают к лечению, не задумываясь, а без микстур и таблеток… Подавив симптомы болезни, взрослые успокаиваются, думая, что удалось загнать еще глубже вылечить болезнь ребенка.

И жизнь продолжается… до следующей болезни.

Если ребенок заболел обычной простудой, взрослые винят холод или вирусы. Если болезнь посерьезнее, тогда считают, что кто-то заразил. Но никто не ищет истинные причины болезни. Родители идут к врачу, который потратит на прием не более 10 минут, не расспросив даже о предыстории болезни, о самих родителях и прочее, сразу поставит диагноз или отправит на анализы. А родители, успокоенные компетенцией врача, будут безукоризненно следовать рекомендациям, давать ребенку антибиотики и уповать на великую силу медикаментов….

Единицы задумаются об истинных причинах болезни, единицы обратят внимание на рацион питания ребенка , на его образ жизни и физическую активность. Всем остальным же будет достаточно выписанных лекарств.

Организм ребенка очень крепок с самого рождения при условии, что его иммунитет не был подорван прививками и искусственным вскармливанием… Утверждаю так, по следам случаев, когда новорожденных выкидывали, оставляли на холоде и прочее, но не смотря на это, маленьким человечкам удавалось как-то сохранять жизнь.

Если ребенок ведет активный образ жизни, а не сидит целыми днями перед компьютером и телевизором, если ребенок получает максимальное количество живых продуктов, а не промышленно переработанных, если предпочитает подвижные игры на воздухе, любит солнце и воду, болезни будут беспокоить его гораздо реже, чем тех детей, которые всего этого не любят.

И в родительских силах сделать так, чтобы малыш приучился к здоровому образу жизни с первых минут своего рождения.

Банально?

И так понятно?

Но ведь каждый это понимает, но и каждый борется со своими вредными привычками, что уж говорить о детях. Только мы, родители, можем быть примером им, нашим детям. Так что получается с рождением детей, не мы их всему учим, а они нас… :). Мы становимся лучше, а вместе с нами и наши детки.

О формировании привычек питания у детей вы можете прочитать , а как превратить зарядку в игру . В этой же статье мы попробуем разобрать, как без особых усилий закаливать ребенка дома .

Не знаю, как у других родителей, у меня процедура закаливания ассоциировалась всегда с какими-то сложными действиями. 🙂 Перед глазами всегда всплывали люди, плавающие в проруби, обливающиеся с головой ведром холодной воды или дети, бегающие по снегу голышом.

Да, перед такими картинками, сердце замирало в восхищении, а разум в полной уверенности, что это не для меня, так как требует очень сильной силы воли и регулярной и длительной практики.

С появлением же дочки отношение поменялось, я стала понимать, что закаливание – это вполне естественная процедура , которая при грамотном подходе вовсе не требует каких-то сверхусилий ни от меня, ни от ребенка. А прочитав книгу Никитиных, я совсем успокоилась и поняла, что закалять ребенка можно дома легко и непринужденно.

Но самое интересное, благодаря именно моим действиям по закаливанию своей малышки в домашних условиях , мне косвенно пришлось закаливаться самой. Ведь не могу же я ходить по дому в шерстяных носках, когда дочка радостно бегает босиком. Или укутываться в теплые куртки, когда ребенок одет на прогулку гораздо легче, чем я. А контрастный душ так вообще стал моей необходимостью по утрам. 🙂

Итак, перейдем к делу:

1. С самого рождения приучайте ребенка находиться в помещении голышом. Для некоторых звучит странно. :). Но таким образом вы даете организму развивать свою собственную терморегуляцию. Не зря все педиатры советуют устраивать младенцам воздушные ванны. Если вы не делали этого с рождения, не удивляйтесь, почему ваш ребенок начинает зябнуть, находясь в комнате без одежды, его способность к самостоятельной терморегуляции спит, так как ей не давали развиваться.

Очень многие родители устраивают своим новорожденным воздушные ванны, но почему-то совсем про них забывают, когда ребенок чуть подрастает.

Мой опыт: когда дочка была младенцем, я устраивала ей воздушные ванны, сейчас оглядываясь назад, считаю, что их количество можно было и увеличить. Когда она стала перемещаться по квартире самостоятельно, я раздевала ее, и она с удовольствием щеголяла голышом. Сейчас моей дочери скоро 6 лет, и первое, что она делает, когда приходит домой, скидывает с себя все одежду, оставаясь в одних трусиках. 🙂

2. Позволяйте своему чаду ходить по дому босиком. Именно босиком, без тапочек, туфелек, ботиночек и даже не в носках. У Никитиных на этот счет есть отличная глава про терморегуляцию стоп. К сожалению, ее я прочитала недавно, а то было бы чем аргументировать опасения нашей прабабушки, которая охала и ахала каждый раз, как видела моего ребенка бегающего по полу босиком. «Ножки-то совсем ледяные»,-говорила она, но ребенок утверждал, что ему не холодно.

Оказывается, что хождение босиком позволяет человеческой стопе регулировать температуру. Как пишут Никитины у собак температура стопы ровно такая же, как и температура поверхности по которой они ходят. Именно эта способность позволяет животным ходить босиком по снегу и не отмораживать себе лап. У человека на стопах происходит то же самое. Температура стопы подстраивается под температуру поверхности. Поэтому не стоит удивляться холодным ножкам вашего ребенка и его утверждению, что ему совсем не холодно.

На улице используйте любую возможность запустить своего ребенка на пробежку босиком.

3. Еще один простой способ закаливания малыша – это позволить ему мыть руки, да и вообще умываться холодной водой. Конечно, если ребенок пришел с прогулки чернее трубочиста, холодной водой не отмоешься… Но умываться по утрам, чистить зубы, мыть руки перед едой и после туалета, все эти процедуры можно делать и под холодной водой.

Когда ребенок еще совсем маленький можно поливать его ножки холодной водой. Я делала это по несколько раз на дню, когда подмывала свою малышку.

4. Четвертый способ – контрастный душ. Это уже ближе к обливаниям, но если превратить эту процедуру в игру и не доводить ее до абсурда, включая сразу ледяную воду, можно привить любовь ребенка к контрастному душу так, что он войдет в привычку. А там и до обливаний холодной водой рукой подать:).

Мой опыт: К сожалению, контрастный душ вошел в нашу жизнь совсем недавно. Дочка любит стоять под душем и греться, а в один прекрасный день я предложила ей немного охладиться, потом снова погреться. Ей безумно понравилось. И теперь она сама просит сделать ей контрастный душ даже тогда, когда я про него забываю или мне лень или некогда. 😉

Чтобы приучить ребенка к контрастному душу, нужно выполнять некоторые правила, чтобы он действительно его полюбил:

  • Когда вы только начинаете практиковать контрастный душ, вода не должна быть слишком холодной. Наоборот, лучше сделать ее чуть теплой, чтобы ребенок просто почувствовал небольшую разницу.
  • Не стоит менять температуру воды с прохладной на горячу слишком быстро. Досчитайте до 60, чтобы было веселей, придумайте какую-нибудь считалочку. Минута прохладной воды, минута теплой, если ребенок хочет погреться подольше, позвольте ему это.
  • Чем больше у вас будет переходов с холодной не горячую воду тем лучше, но их должно быть не менее трех.
  • Всегда хвалите ребенка, отмечайте его успехи и ни в коем случае не торопитесь, понижая температуру прохладной воды. Тише едешь, дальше будешь.

5. И последний способ скорее можно отнести к уличному. Всегда одевайте ребенка по погоде, выходя на прогулку. Слишком укутанные дети становятся неповоротливыми и малоподвижными. Ребенок, сидящий в коляске, замерзнет быстрее, чем бегающий малыш, учитывайте это, каждый раз выходя на улицу. Одевайте ребенка в несколько слоев, чтобы можно было снять лишний слой одежды, а не жарить его, если малыш перегреется.

Не бойтесь дождя, снега и сильного ветра, все эти погодные явления только укрепят иммунитет, они страшны лишь тепличным детям, которые редко гуляют и боятся промочить ноги.

Доброго времени суток, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о том, как закалить иммунитет ребёнку. Вы должны понимать, что процедура закаливания благоприятно влияет на укрепление сердца, дыхательной системы малыша, защищает его от частых простуд. Такому ребёнку будет легче адаптироваться в детском саду, а потом в школе. Нужно понимать, чтоб закаливание принесло пользу вашему карапузу, необходимо соблюдать все правила и рекомендации. Если делать что-то неправильно или в несоответствии с возрастом ребёнка, то вы не только не укрепите здоровье крохи, а ещё и угробите его. В этой статье вы сможете узнать, как вести себя, чтоб процесс закаливания приносил пользу, как проводить процедуры, если малыш имеет слабую иммунную систему и как правильно строить процесс, не выходя из дома, без дополнительной помощи.

Правила успешного закаливания

Для того, чтоб процедуры приносили пользу, необходимо соблюдать основные принципы, правила и учитывать возрастные особенности детей. Давайте рассмотрим, как правильно закаливать малыша:

  1. Индивидуально подбирайте для своего ребёнка те процедуры, которые ему больше всего подходят: закаливание воздухом, водой или солнцем (читайте подробнее в статье «Закаливающие процедуры для детей»). Нет надобности, сразу использовать все методы.
  2. Прежде, чем начинать закаливать малыша проконсультируйтесь с врачом, нет ли у вас противопоказаний к проведению таких процедур. Если вам разрешено закаливаться, то не забывайте следить за состоянием здоровья малыша, при малейших изменениях, обращайтесь к доктору, возможно, ребёнку не подходят эти процедуры.
  3. В первую очередь рекомендуется закаливать воздухом, а потом водой и только потом солнцем.
  4. Процесс закаливания можно начинать с малых лет, но нужно учитывать состояние здоровья ребёнка, перенесённые заболевания, особенности нервной системы.
  5. Рекомендуется приучать малыша к закаливанию в тёплый сезон. Важно не переставать закаливать карапуза с наступлением холодного времени года. Если будет сделан большой перерыв — придётся всё начать сначала.
  6. Соблюдайте режим. Важно, чтоб процедуры проходили ежедневно, желательно в одно и то же время.
  7. Действуйте постепенно. Нельзя, например, сразу поставить малыша под душ с холодной водой. Сначала необходимо приучить его к обтиранию и обливанию, причём начинать с тёплой воды и постепенно, по полградуса, снижать температурный показатель.
  8. Безопасность превыше всего. Убедитесь, что малыш одет по погоде, перед началом процедур у него хорошее настроение, розовые покровы тела, тёплые конечности. Также помните о риске того, что можно переохладить карапуза, если дольше нужного держать его в холодной воде или в холодном помещении, а также перегреть его, долго находясь под солнечными лучами.
  9. И самое главное. Одного закаливания будет недостаточно, если у малыша будут отсутствовать здоровый сон, правильное и сбалансированное питание, и хоть минимальные физические нагрузки.

Особенности у детей с новорожденности до года

  1. Когда вы переодеваете карапуза, позаботьтесь о том, чтоб он принял воздушные ванны. Убедитесь, что он не переохлаждается при этом. Температура воздуха в помещении – не ниже 22 градусов.
  2. Когда у карапуза заживёт пупочная ранка, можно начинать уроки плавания.
  3. Делайте ребёнку массаж, это также повлияет на укрепление иммунитета ребёнка.
  4. Трите и потягивайте мочки ушей ребёнка.

Особенности в возрасте от года до трёх лет

В этом возрасте мы продолжаем добавлять новые процедуры:

  1. Активные игры и умеренные физические нагрузки.
  2. Пусть малыш побегает голеньким, минут 10.
  3. Ребёнка в 2 года можно приучать к душу. Начинать с 35-градусной воды, доходя постепенными снижениями до 28 градусов.
  4. Пусть малыш в 3 года начинает бегать босиком. Это не только укрепит иммунитет ребёнка, но и поспособствует правильному развитию стопы, будет хорошей профилактикой от плоскостопия .
  5. Пусть карапуз принимает солнечные ванны, желательно с утра.

Особенности в возрасте от трёх до шести лет

Кроме того, что снижаются градусы при приёме водных и воздушных процедур, добавляются новые занятия:

  1. Делаем десятиминутную утреннюю гимнастику.
  2. Приучайте ребёнка обтиранию, смоченным полотенцем в 28-градусной воде. Постепенно температура снижается.
  3. Ребёнок в 4 года может полоскать рот и горло. Используйте травяные отвары. Начинайте с температуры воды в 35 градусов и постепенно снижайтесь до 18.
  4. Приучаем ребёнка обливать конечности. Начинайте с 28-градусной температуры воды, заканчиваете – 16, не забывайте переход делать медленно и постепенно.

Важно не забывать и о прогулках на свежем воздухе, начиная с первого месяца жизни малыша, и о приёме солнечных ванн. Главное, всё делать умеренно и со знанием, и следить за состоянием карапуза.

Я начинала знакомства своего ребёнка с процедурами закаливания с привыкания к холодному воздуху. Так ещё с пелёнок я приучила малыша находиться, как можно дольше голеньким. Конечно, делала всё постепенно. Также, начиная ещё с первого месяца жизни моего сына, мы с ним регулярно ходили на прогулки, иногда по три раза на день, несмотря на то, какая за окном погода. Естественно, что в сильные морозы я его не выносила на улицу, но мы всё равно выходили на балкон, буквально на несколько минут. Когда сын стал постарше, я приучила его всегда мыть руки и умываться, полоскать ротик. Когда Никитушке было три годика, я начала постепенно снижать воду в ванне во время купания. Ребёнок нормально реагировал на все процедуры закаливания, а купание в прохладной воде ему нравилось значительно больше, чем в тёплой.

Как закалять ребёнка со слабым иммунитетом

Для малышей со слабым здоровьем нужен особый подход и соблюдение определённых правил. Но не стоит думать, что если карапуз имеет ослабленный иммунитет, то и закаливать его не стоит, чтоб хуже не стало. Это неправильное мнение. На самом деле, таких детей нужно закаливать, задание родителей укрепить иммунитет своего карапуза.

Существуют такие правила:

  1. Соблюдайте чистоту в помещении, где находится малыш. Позаботьтесь о том, чтоб в комнате не находились предметы, которые будут накапливать пыль слоями.
  2. Обязательно проветривайте детскую комнату не меньше трёх раз в день.
  3. Необходимо каждый день гулять с малышом, желательно не меньше двух раз за день. Составьте распорядок и ходите на улицу ежедневно в одно и то же время. Но не стоит выводить своего карапуза под сильный ливень, ветер или на мороз.
  4. Позаботитесь о том, чтобы у вашего карапуза было достаточно воды в рационе. Обильное питьё помогает укрепить организм.
  5. Делайте с малышом зарядку. Гимнастика позволяет укрепить не только иммунитет ребёнка, но и опорно-двигательный аппарат.
  6. Приучайте карапуза умываться и мыть руки. Ребёнка постарше научите полоскать ротовую полость и горло.

Кому противопоказано серьёзное закаливание

  1. Малыши с заболеваниями органов дыхательной системы: бронхиты , пневмония , бронхиальная астма.
  2. Карапузы с сердечно – сосудистыми заболеваниями.
  3. Детки с патологиями почек.
  4. Малыши, имеющие проблемы с кожей.
  5. Карапузы с отклонениями в развитии нервной системы.
  6. Если у малыша инфекционная или вирусная болезнь.

Как закалять детей в домашних условиях

Конечно, лучше, когда процедуру закаливания проводит опытный специалист. Например, в детский сад могут приглашать специально обученного человека, который не один год уже проработал с детьми, знает все особенности детской физиологии. Но такое возможно далеко не во всех дошкольных заведениях. В других садиках сами воспитательницы проводят занятия по закаливанию. Однако, не все детки ходят в садик, к тому же приучать к закаливанию можно ещё с грудничкового возраста. Давайте рассмотрим, какие правила необходимо соблюдать при закаливании карапуза в домашних условиях:

  1. Начинайте процедуры () с раннего детства. Пусть они будут минимальными и по большей части ознакомительными, но это уже будет подготовительный этап.
  2. Всё должно быть систематизировано. Составьте распорядок и определите, когда и какие процедуры закаливания нужно проводить карапузу.
  3. Не спешите сразу приучать малыша к резким изменениям температуры, всё должно быть постепенным и изменяться маленькими шажками.
  4. Если при проведении определённых процедур ваш малыш начинает сильно плакать, подумайте, наверное, вы что-то делаете не так. Возможно, вы используете не тот температурный режим и ребёнку просто очень холодно. Кроме того, не всем деткам подходят все типы закаливания, а проводить процедуры насильно не стоит. Закаливание должно вызывать у карапуза только положительные эмоции, а не постоянный страх и стресс, так не будет никакого укрепления иммунитета.
  5. Желательно, чтоб все члены семьи одновременно закалялись. Так малышу будет проще адаптироваться. К тому же, он будет иметь наглядный пример и может захотеть быть похожим на своих родителей или старшего братика.
  6. Дома рекомендуется сочетать водные процедуры с лёгким массажем или гимнастикой. Так вы достигните большего эффекта.
  7. Когда вы только начинаете закаливать карапуза в домашних условиях, нужно убедиться, что ребёнок здоров, чтоб не усугубить его состояние. Может даже лучше сходить на приём к врачу или сдать кинические анализы, чтоб окончательно быть в этом уверенным.
  8. Следите за тем, чтоб ваш малыш не перегревался и не переохлаждался.
  9. Перед началом процедур проверяйте, чтоб ручки и ножки крохи были тёплыми.

Теперь вы знаете, какие правила необходимо соблюдать, когда начинаете приучать ребёнка к закаливанию. Не забывайте, что всё это мы делаем во благо нашим детям, а не во вред. Поэтому, если малышу что-то не нравится, не заставляйте его, попробуйте подобрать другой способ закаливания. Не забывайте, что все процедуры вводятся постепенно в жизнь ребёнка. Желаю, чтоб процедуры закаливания успешно вошли в ваш распорядок! Будьте здоровы!

Мария Муралева
Консультация для родителей «Закаливание детей 3–4 лет в домашних условиях»

Консультация для родителей

"Закаливание детей 3-4 лет в домашних условиях ".

Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни , несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.

В режим дня ребенка с той - же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры . Предлагаем следующее расписание.

Утром - воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику.

После воздушной ванны и гимнастики - умывание до пояса водой, температура которой 16-14 градусов, а если прежде водных процедур не проводили - 27 градусов.

До и после умывания - полоскание горла. В первые дни теплой водой - 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее - каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой - на один градус выше, чем до заболевания.

Самое благоприятное время для солнечных ванн - от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут - под прямые солнечные лучи.

Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.

Ножные контрастные ванны - после дневного сна.

Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды - 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей - каждые 7 дней , довести до 16 градусов.

Все закаливающие процедуры лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у детей дошкольного возраста лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.

2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.

3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий . Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.

4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того , чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам . Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе !

Специальными наблюдениями установлено, что у детей , которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить : следите, чтобы он сам поднимался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах ; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут) .

Купание и плавание.

Купание в открытом водоеме - наиболее эффективная закаливающая процедура . Многие родители сейчас с успехом учат плавать в домашней ванне грудных младенцев. Детей раннего возраста обучают плаванию в бассейнах детских поликлиник. Но если ваш ребенок не стал пловцом, используйте лето, чтобы научить его держаться на воде.

Конечно, малыш может начинать купаться при температуре воздуха не ниже 25 градусов (если он закален - не ниже 24 , в безветренные дни и только в чистом водоеме, с пологим песчаным берегом, где нет коряг, водорослей, камней. Научите его спокойно входить в воду, не бояться открыть глаза в воде. Пусть поиграет с мячом, пробует окунуться, а вы, стоя рядом, помогите ему сохранить равновесие. И следите - не холодно ли ему? Если появилась «гусиная кожа» - сейчас же на берег, вытереться и согреться на солнышке!

После первого знакомства с водой уже возможны игры-задания, подготавливающие к плаванию.

«Достань» . Ребенок должен быстро отыскать игрушку или камень, положенный на дно (на мелководье, конечно) .

«Кто скорее» . Войти в воду по пояс, повернуться лицом к берегу и по команде быстро выбежать на берег.

«Кто выше» . Присесть и выпрыгнуть из воды как можно выше.

«Спрячься под воду» . Окунуться с головой, не зажимая носа и рта руками.

Предварительно объясните ребенку, как правильно дышать в воде. Пусть он, сделав короткий вдох, опустит лицо в воду и медленно выдыхает через рот, как будто дует на горячий чай, но так, чтобы на поверхности воды образовались маленькие пузырьки. На счет «раз» вдох над водой, на «два, три, четыре, пять» - выдох в воду. Повторив это упражнение 12-16 раз, можно приступить к следующему этапу подготовительных упражнений.

«Полоскание белья» . Войти в воду, чтобы она была чуть ниже пояса, поставить ноги врозь, нагнуться, опустить руки в воду и проделать ими движения влево-вправо, вперед-назад.

«Мельница» . Грести руками в воде : одна рука гребет, другая проносится по воздуху.

«Поплавок» . Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, присесть, погрузившись под воду, обхватить руками колени, а подбородок прижать к груди. Вода вытолкнет ребенка на поверхность.

«Медуза» . После того, как малыш научится делать «поплавок» , выполнив это упражнение, развести руки и ноги в стороны.

«Ножницы» . Сесть у берега в мелководье и двигать выпрямленными ногами вверх-вниз.

Если в течение нескольких дней ребенок освоится с этими упражнениями и делает их с удовольствием, попробуйте положить его грудью на резиновый круг, руки вытянуты вперед. Ударами ног по воде сверху вниз поддерживается равновесие, и ребенок плывет. Вначале - не погружая лица, потом уже выдыхая в воду, а для вдоха поворачиваясь лицом в сторону.

Следующий этап - научиться лежать на спине. Пусть стоя спиной к берегу, ребенок медленно присядет, так, чтобы подбородок касался воды, вытянутыми в стороны руками поддерживает равновесие, затем отклонять голову назад, погружая затылок в воду и постепенно принимая лежачее положение. Помогая себе движениями кистей рук, он будет лежать на воде.

Если это сразу не получается,- не беда, на первых порах слегка поддерживайте начинающего пловца.

Остается научиться скользить на груди. Войдя в воду, ребенок должен повернуться лицом к берегу, присесть, вытянуть руки ладонями вниз и, сделав вдох, оттолкнуться от дна. Покажите ему, как можно в положении, напоминающем стрелу, проплыть к берегу; затем научите его делать попеременные греб» руками и быстрые движения ногами.

Терморегуляционные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, до более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта. Хотите, чтобы ваш ребенок рос крепким,- применяйте весь комплекс, о котором мы рассказали!

Если вы закаляете ребенка не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом и на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным : в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно - надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной - и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется.

Напоминаем, это процедура сильнодействующая, и начинать с нее закаливание нельзя .

Осторожность, постепенность, систематичность - три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка .

Статьи по теме: