Как поощрять ребенка за хорошее. Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки? Когда стоит привлекать ребенка к помощи по хозяйству

Что делать, если ребенок приносит из школы плохие отметки? Многие родители нашли простой и действенный способ мотивации - платить за «четверки» и «пятерки». Тем же методом не первый год пользуются в Нью-Йорке и Вашингтоне - там школьникам платят мэрии. Почему же товарно-денежные отношения в семье негативно оцениваются психологами?

Главные аргументы сторонников «платежной системы»:

1. Учеба - это работа

Один из главных доводов сторонников материального стимулирования: «Учеба для ребенка - как работа для взрослого, труд должен оплачиваться».

- Ученик должен понимать, что в первую очередь ему самому необходимы знания, - Елена Бодрова, заместитель директора по учебной работе, -и аналогии с работой проводить не следует. Работникам платит работодатель, платит за предоставленные услуги, а кому и какие нужные услуги оказывает школьник? Поощрять ребенка за старание нужны, но поощрение не должно быть материальным, ребенок не должен получать по сто рублей за каждую четверку.

Как вариант: можно объявить, что учеба - это и так обязанность школьника, за исполнение долга денег не платят, но, если ребенок будет стараться и выполнять свои обязанности хорошо, то, по аналогии с работой, такие достижения заслуживают премии.

Важно: продумайте четкий механизм стимулирования - за что именно вы будете платить и в каком объеме: за каждую ли отметку, за отметку ли по в четверти, за общую ли успеваемость, за оценки ли по трудным для ребенка предметам. Как часто будут выдаваться деньги, как вы будете контролировать траты, будут ли штрафы за, например, обман? Иначе школьник обязательно найдет какие-то лазейки в первоначальном договоре и быстро научится зарабатывать деньги не совсем так, как вы планировали.

В этом разделе:
Новости партнеров

Опасность: если вы считаете, что надо платить ребенку за учебу, как за работу, то вы ставите себя в позицию работодателя. Это вам нужно, чтобы ребенок учился, это вам нужны его успехи, а он может ненавидеть школу, но заставлять себя получать хорошие отметки, чтобы вы платили деньги. Согласитесь, такая позиция по отношению к труду и знаниям - не лучшая.

2. Ребенок научится обращаться с деньгами

Действительно, поощряя материально хорошую учебу, вы стимулируете школьника научиться считать деньги, планировать расходы, экономить. Ребенок поймет, что родителям приходится прикладывать усилия, чтобы заработать, начнет ценить подаренные игрушки и книжки.

Важно: даже, если вы платите за хорошие отметки и школьные достижения, не забывайте хвалить ребенка. Никакие деньги не могут заменить похвалы родителей.

Опасность: некоторые дети чрезмерно увлекаются экономией и накоплением денег, проявляют излишнюю жадность или привязанность к деньгам.

3. Деньги - эффективный стимул

Деньги действительно эффективный стимул, интересный современным детям. В первое время после введения оплаты за оценки, ребенок начинает учиться лучше, но постоянно мотивировать только деньгами у вас не выйдет. Это не работает и со взрослыми людьми, что подтверждают результаты исследований, проведенных крупными корпорациями. Одно только финансовое стимулирование приводит к тому, что школьники пытаются обмануть родителей, вписывая в дневник несуществующие пятерки и уничтожая низкие отметки.

Важно: объясните школьнику, почему нужно учиться, вспомните случаи из своей жизни, когда вам пригодились какие-то знания, расскажите, каким образом в дальнейшем знания помогут зарабатывать деньги.

Опасность: если по каким-то причинам у вас не будет денег заплатить ребенку, вы попадете в некую материальную зависимость. Более того - со временем суммы, которые школьник потребует за свои успехи, будут возрастать. Разве вы не хотели попросить у начальства повышения зарплаты?..

Противники системы оплаты оценок говорят о следующих минусах:

1. Неверная мотивация

По сути, оплачивая отметки, родители меняют мотивацию ребенка к учебе с «узнать новое» на «заработать денег». К тому же важность получения знаний отступает перед важностью получения хороших отметок - это далеко не всегда одно и то же. Каждый школьник знает не один способ, как получить «хорошо» или даже «отлично», не обладая знаниями по предмету, значит, оплачивая оценки, мы часто стимулируем ребенка лишь к тому, чтобы продолжать выкручиваться или обманывать учителя. Стоит ли платить деньги за совершенствование хитрости?

Психологи давно заметили, что ни один метод мотивации не дает длительного эффекта, если он навязан сверху. Человек, и взрослый, и ребенок, старается только в том случае, если это нужно ему самому. Не для денег и не для родителя-работодателя.

Язык денег – один из тех, которые современные дети учат быстро и абсолютно без принуждения. Практика выдачи карманных денег, поощрение хорошего поведения рублем или преподнесенная бабушкой ко дню рождения кругленькая сумма - все это позволяет ребенку быстро понять выгоду своего личного материального благополучия. Поэтому, когда родители в целях мотивации ребенка к учебе начинают поощрять «пятерки» и «четверки» наличными деньгами, школьник быстро привыкает к новому способу «заработать».

Баш на баш

Принцип рыночных отношений относительно школьных успехов достаточно прост: за каждую хорошую оценку или при успешном завершении четверти/полугодия ребенок получает определенную сумму наличными. Отсчитать купюры дорогому чаду раз в неделю или раз в четверть для многих родителей намного проще , чем тратить ежедневно драгоценные вечерние часы на проверку домашнего задания, обсуждение школьного проекта или контроль, занимается ли ребенок учебой после школы в принципе.

Однако обосновывают свои действия мамы и папы в большинстве случаев не собственной ленью или нехваткой времени, а современным особым отношением к процессу учебы и мотивации. Логика проста. Взрослые работают и получают за это зарплату. Зарплата - основная мотивация для многих, особенно когда работа сложная и не приносит особой радости. Ребенок учится - это его главная «работа», и получать за успехи в ней вознаграждение так же естественно, как получать зарплату. Помимо этого, в школе дети должны готовиться к взрослой жизни, а во взрослом мире деньги играют огромную роль. Чем успешнее бизнесмен, тем больше он зарабатывает. Чем профессиональнее сотрудник, тем больше ему платят. Почему же ребенку не зарабатывать на хороших оценках?

Другой аспект подобного подхода к мотивации школьников: какая сумма будет необходимой и достаточной, чтобы ребенок действительно захотел ее «заработать» и прилагал больше усилий в учебе? А с другой стороны, чтобы эта сумма не была бы в тягость родительскому бюджету? Или другой пример: а все ли пятерки имеют одинаковый «вес»? И по физике, и по физкультуре? Обычно, в каждой семье это решается индивидуально. Важно, переходя на «рыночные отношения», сразу обговорить весь «прайс» с ребенком. Чтобы потом не было неожиданностей, если подросток в один момент придет с вопросом: «Мам, а сколько накинешь за пятерку за полугодовую контрольную по математике?».

Специалисты же утверждают , что использование денег в педагогическом плане - в корне неверное решение. Повышение «выплат» в случае школьных успехов и «урезание» карманных денег в случае неудач нарушает как сам процесс обучения, так и формирования здорового отношения к деньгам. Денежное вознаграждение не может заменить участие родителей в образовательным процессе. Для детей важен не только результат (оценка и вознаграждение), но и сам процесс: обучение и активное участие родителей в нем, их внимание к тому, что происходит с ними в школе. Даже обычный разговор или обсуждение с родителями темы грядущего сочинения, творческого проекта или непонятного материала помогает ребенку «расставить по полочкам» ту кучу знаний, что пытаются передать ему учителя. А, к примеру, объяснение принципа сообщающихся сосудов в исполнении папы и подсобных емкостей на кухне запомнится быстрее и лучше, чем десять раз прочитанный параграф в учебнике.

открываем угадайку к очередному писательскому конкурсу. основная тема - Группа, усложняющих элементов ноль.
рассказы тут
12 конкурсных + 3 вне
авторы вот
Юка
Ящер
Аноним
Арсалана
Некоторые люди
Надин Губер
Божья Коровка
Айрини
Му-Му
Зоя Калашникова
Коза Агата
Инесса Федоровна

Поехали! (и махнул рогОм!)

310

Вероника Соловых

Рассудите права я или нет.
Мои родители и бабушка живут в 30 км от нас. Машина есть. Каждые выходные они приезжают в наш город. То в театр, то в гости к родственникам, то на выставку какую, то погулять просто, кафе, тц там....то есть как бы расстояние не проблема совсем. Раньше заезжали к нам периодически. Ну раз в 2-3 недели где-то. 2 минуты потискают внучку, кофе попьют и дальше тусить. Оставляя мне грязные чашки. Ну ладно, я не в обиде. Помогают все таки - привозят иногда подгузники, ползуночки. Ок.
Т.е. в основном мы с мужем одни занимаемся ребёнком. Точнее муж весь день на работе, он с детем вечером. А я днем. Ребёнок днем не спит практически. Ну вот не уложишь никак. Регресс сна, зубы еще намечаются... То есть я не могу порой спокойно поесть, помыться, прибраться по дому, и, извините, в туалет сходить, потому что стоит исчезнуть из поля зрения, сразу ор...
Ну ладно. Последний раз родители с бабушкой приезжали 8 марта. Как оказалось, у матери была температура, но бабушка (старики как дети) закапризничала "почему это мы не поедем" и они приехали. И ребёнок заразился и заболел. Потом от неё я. Потом муж.
Я спокойно, но всё-таки высказала матери, что, мол, если болеете, не надо приезжать. Ребёнку 4 месяца тогда было. Лечить толком ничем нельзя. Сопли рекой, температура. Ну вот нахрена это??? Почему нельзя было визит на неделю передвинуть. Что за слезы от бабушки на пустом месте?! Что за капризы? Как детё...
Ну ладно. С тех пор не приезжают. Видимо обиделись, хотя я спрашивала, говорят нет.

Так вот. Как я уже сказала, ребёнок не спит. Весит она уже 8 кг. Таскать тяжело. Плюс после беременности у меня грыжа. Устаю. Хочется посидеть просто в тишине попить горячий чай. Думаю, многие поймут меня. Бабушка звонит иногда. Я чисто физически не всегда могу ответить. То кормлю и ребёнок только только начинает закрывать глаза... Конечно, я надеюсь, что он уснёт и не беру трубку. То мы купаемся. То ещё что-то. Да даже просто я могу, извините, сидеть на унитазе. Или мыть попу ребёнку. Да мало ли что...нет. Она начинает безостановочно названивать пока я не возьму трубку. А взяв, она начинает как со школьницей со мной отчитывать меня "ТЫ ПОЧЕМУ НЕ БЕРЁШЬ ТРУБКУ! Я ЗВОНИЛА!"
Желание разговаривать пропадает, конечно. Заезжать родители перестали щас. Хотя на фото в соц.сетях я вижу, что они регулярно в нашем городе бывают. Я же могу дойти только до ближайшего магазина, вот и все развлечения мои))). Настроение портится, конечно. Но я никому не жалуюсь, я не высказываю недовольство. Я занимаюсь своими обязанностями и никому не навязываю своего ребёнка. Занимаемся им только я и мой муж.
Так вот звонит мама, я начинает с претензий, "что вообще происходит??? Что у тебя с настроением??? ты не звонишь! не пишешь! я-то вот звоню тебе!" А когда мне звонить? Регресс сна, зубы наметились..дете не спит вообще. Я не грублю, я говорю сухо и только по делу... Недосып и усталость берут своё.
Я спросила "я имею право устать? Я имею право на плохое настроение?" Ответ утвердительный. Мать свернула разговор и положила трубку. Теперь она обиделась, а я чувствую себя виноватой.
Я повторю, что я никогда не высказывала претензий им. Это мой ребёнок, я родила его для себя, и занимаюсь им сама вместе с мужем. Но родители могут помогать, могут найти один час в месяц, чтоб приехать, взять коляску и прогуляться часок с ребёнком по парку. Пока я дома спокойно поем, или помою пол, и помоюсь сама, да просто вздремну может. А раз нет, раз не приезжаете, не хотите или не можете, то тогда какие обиды ко мне почему не звоню да почему не пишу...? Когдаааа?? И никаких допросов почему не брала трубку!. Не могла, значит.
Мне есть чем заняться. Я считаю так.
К слову, я росла с бабушкой и дедом. Родители брали меня на выходные только. Типа им надо было работать, а за мной и учёбой следить было некогда. Короче получается с их ребёнком занимались их родители.
В общем, рассудите... Может я не права. А может у кого-то было так. Обязана я кидаться к телефону и отчитываться, как первоклашка, почему не брала трубку или почему не звоню?? Обязана оправдываться за своё плохое настроение и усталость??

Извините за целую простыню.. Накипело просто

256

Мир прекрасен

Вчера хожу по узкому тротуару, навстречу девушка идет, с собакой, а собака прыгает на всех прохожих. Я честно боюсь собак, иду с огромным животом, а тут большая собака прыгает на меня. Девушка в наушниках. Даже не услышала мою просьбу держать собаку подальше. Конечно, я ничего не имею против животных, да они милые (только издалека могу наблюдать), но только мне кажется что это неправильно держать животных на длинном поводке во время прогулки, и не обращая внимание, что они прыгают на прохожих? А вас это тоже раздражает?

180

Ekaterina

Ситуация такая, дочери совсем недавно исполнилось 15 лет, учится на отлично, обычно обо всём со мной делится, и я буквально совсем недавно узнала о том, что у неё уже есть какие-то отношения.
В общем, так как она в 8 классе, проводилось родительское собрание по поводу дальнейшей аттестации и т.д., не суть. Конечно же, помимо этого, разговор шёл и о детях. Классная руководительница выдала информацию о том, что в классе дочери уже есть такие, кто встречается с мальчиками - с девочками. Среди них она назвала и мою дочь, но встречается она с мальчиком не из своего класса, и даже не из параллели, а из 9. Мне стало интересно, и после собрания я решила подойти к руководительнице, и спросить насчёт этого мальчика.
Оказалось, он тоже учится у неё, учился не очень до поры - до времени, позже, когда моя дочь и её уже парень начали встречаться, по 2м предметам классной(русский и литература) стал подтягиваться, может ещё по каким-то, этого даже учительница не знала, зато узнала, что курил раньше, также завязал, когда они встречаться начали.
В чём вопрос-то, как поговорить с дочкой о парне об этом, тем более у которого были вредные привычки? Переживаю, что может, не дай Бог, попасть не в ту компанию. И стоит ли заводить подобный разговор вообще?

159

Как поощрять ребенка за хорошие оценки? Сначала давайте разберемся, какова цель таких поощрений? Родители хотят сказать любимому чаду «Молодец», «Мы гордимся тобой» и в то же время сильнее мотивировать его стремление учиться как можно лучше.

Как правильно выразить свою радость по поводу хорошей учебы?

Чаще всего детям дают за это деньги, объявляют устную благодарность, дарят подарки. Еще один нередко встречающийся вариант – родители не замечают успехи, негативно реагируют только на ухудшение уровня успеваемости.

Давать деньги, с одной стороны, кажется отличным стимулом. И логичным. Ведь взрослым за работу платят, почему бы не приравнять учебу к работе. Да и ребенку нужны же карманные деньги. Так пусть он их «зарабатывает» старанием в учебе, спорте, музыке (если ходит в музыкальную школу) и т.д. Захотел что-то купить – достаточно проявить себя как можно лучше на ниве образования и получить оговоренную сумму. И у родителей просить не нужно, и привыкает сам зарабатывать. Вроде бы и к самостоятельности приучается. С другой стороны, дети – гениальные манипуляторы. Об этом никогда нельзя забывать. Со временем любимое чадо понимает, что с родителями можно поменяться местами в вопросе кто кому предъявляет требования. И отношения будут строиться на уровне: вы мне определенную сумму – я вам хорошую отметку или радующие вас достижения в спорте, музыке и т.д. Нет денег – нет стараний. И что тогда делать?

Может лучше дарить подарки? Конечно, презенты являются приятным событием в жизни ребенка. Под подарками нужно понимать не только желаемую вещь, но и интересные поездки, посещение кино, театров, футбольных матчей и т.д. То есть что-то, что будет для ребенка радостным праздником.

Некоторые родители советуют просто выражать радость по поводу хороших достижений. И не приучать к чему-то большему. Ведь он учится для себя. Интересно, как ребенок может прочувствовать и осознать тезис: «Хорошая учеба нужна тебе. Сможешь поступить в вуз, получить престижную высокооплачиваемую работу». Для постижения всей глубины, мудрости и справедливости этих слов ему просто не хватает жизненного опыта. Удивляет вера родителей в то, что ребенок чувствует и понимает, что учеба нужна именно ему и от приложенных им сейчас стараний зависит его будущее. Любимое чадо учится для вас, чтобы … а далее варианты: чтобы вас порадовать, чтобы вы не злились на него, чтобы не выслушивать ваши надоевшие нотации… Каждый раз это «чтобы» будет разное. Но учится он для вас. Будь его воля, он, может быть, вообще не ходил бы в школу.

Но даже если бы и понимал, картина, скорее всего, существенно не изменилась бы. Почему? Приведем пример. Все родители прекрасно знают, что если они выучат, допустим, иностранный язык, в совершенстве освоят компьютер, то смогут получить еще более «престижную высокооплачиваемую работу» (заметили, это слова родителей, призванные вдохновить ребенка на учебные подвиги). И что? Родители самозабвенно учат и осваивают? Ничуть не бывало! А ведь они, в отличие от ребенка, понимают, насколько это улучшит качество их жизни. Дело в том, что кроме понимания нужны еще целеустремленность и огромная сила воли.

Если же родителям удалось воспитать у любимого чада непреодолимую тягу к новым знаниям, то, возможно, в качестве поощрения достаточно и улыбки, доброго слова. Ведь ребенок уже достаточно мотивирован, ему не нужны дополнительные стимулы для хорошей учебы. За что бы он ни взялся: школьные предметы, музыка, рисование и т.д. – ему все интересно. Для него узнать что-то новое – уже огромная награда, наслаждение. Ну а если и родители довольны при этом – отлично.

Так может быть самое правильное – использовать разные поощрения, неожиданные для ребенка: и деньги, и выражение радости и гордости за успехи любимого чада, и покупка чего-то очень желаемого им, и осуществление мечты (например, съездить на море, в другую страну и т.д.)? Как вы считаете?

Перед тысячами родителей встает множество задач, связанных с успешным обучением ребенка. Многие школьники могут успешно учиться только при условии постоянных дополнительных занятий. Неудивительно, что мамы и папы ищут варианты грамотного мотивирования ребенка к учебе.

Стоит ли платить за оценки: мнение экспертов

Часто родители самостоятельно формируют своеобразную «платежную систему» за хорошие оценки. Но что об этом говорят сами педагоги и психологи? Специалисты с профессиональным педагогическим образованием выступают категорически против оплаты мамами и папами хороших отметок. Но почему? Ведь часто родители, которые «за» материальное стимулирование, говорят, что для школьников учеба является по сути той же работой. Именно поэтому они призывают оплачивать сей достойный труд.

Однако такая позиция в корне неверна и ведет к краху. Каждый ученик должен отчетливо осознавать, что хорошие и крепкие знания (а не оценки, полученные за ответы у доски, тесты, диктанты и контрольные работы!) жизненно необходимы ему самому. Не нужно проводить аналогии с работой взрослого человека в данной ситуации. За такой труд работникам платит наниматель, который получает определенную выгоду от проделанной своими подчиненными работы. Школьник учится в первую очередь для себя самого. Да, в определенной степени он работает, но делает это исключительно ради своего же блага и будущего.

Разрабатываем собственную систему стимулирования

Получается, от системы поощрений стоит отказаться вовсе? Нет, психологи и учителя на этом не настаивают и в один голос твердят, что поощрение не должно быть денежным.

решено премировать чадо за достижения в учебе, то не стоит это делать бессистемно. Следует придумать и разработать четкий механизм, который будет учитывать вид стимулирования, его объем, регулярность (за каждую оценку, за общую успеваемость, по итогам четверти).

На заметку: можно ввести систему поощрений, которая будет основываться на стимулировании за получение хороших отметок только по предметам, которые являются наиболее сложными для ребенка.

Не менее важно продумать вопросы контроля за успеваемостью и необходимости введения штрафов. Эти вопросы крайне важны и не стоит их игнорировать, поскольку современные детки весьма сообразительны и изобретательны. Чтобы получить свой «приз», многие из них готовы отыскать лазейки или пойти на откровенный обман.

Каким может быть поощрение?

Если педагоги и психологи настоятельно рекомендуют отказаться от денежного эквивалента, то что же можно придумать? Это могут быть маленькие приятные и неожиданные презенты: новые фломастер и альбом для рисования, предметы одежды или аксессуаров, оригинальные школьные принадлежности и т. д.

Сейчас большой популярностью у детей пользуются «тролластики». Это ластики в виде персонажей мультфильма «Тролли». Основная их функция – помогать детям в учебе, развлекая их при этом. Такие ластики обладают множеством положительных характеристик:

  1. яркая расцветка, поэтому их сложно потерять в школьном рюкзаке;
  2. они необычные и куда интереснее привычных стирательных резинок;
  3. «тролластики» сделаны в виде насадок на карандаши, что облегчает и ускоряет процесс решения задачек по математике и помогает на уроках рисования;
  4. их можно использовать в настольных играх в качестве фигурок.

Ну и плюсом также является то, что их можно получить в подарок буквально в любой «Пятёрочке».

Для справки: фигурки маленьких троллей бесплатно выдают в «Пятёрочке» за каждые 555 рублей в чеке. Также их можно получить за покупку товаров, участвующих в акции, или просто купить на кассе за 49 рублей.

Есть и еще один замечательный вариант стимулирования в учебе. Он подходит семьям, где двое школьников и более. На стене в гостиной или в детской комнате стоит создать специальный стенд. На нем пишутся имена деток. В ходе учебной недели напротив имени каждого ребенка кнопками или магнитами фиксируются вырезанные из бумаги пятерки и четверки. Здоровая конкуренция, азарт, дух соревнования подстегивает деток и заставляет их проявлять больше усердия на занятиях в школе.

Как видно, далеко не всегда стимулирование неотрывно взаимосвязано с финансовым вопросом. Каждый родитель может придумывать свои варианты подарков, исходя из предпочтений ребенка, его вкусов, увлечений и бюджета. Некоторые мамы и папы и вовсе в качестве стимулирования выбирают презенты-эмоции. Это может быть поход в аквапарк, посещение любимого кафе, просмотр нового мультика или детского фильма в кинотеатре. Многие школьники с восторгом воспринимают поощрения в формате похода в зоопарк, творческую мастерскую, дельфинарий или парк аттракционов.

Статьи по теме: