Как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Как помочь первокласснику хорошо учиться

Школа.… Для всех она является важной вехой на жизненном пути. Порой мы с ностальгией вспоминаем свои школьные годы: как впервые сели за парту, свой первый, последний звонок, первые успехи и неудачи...

А теперь мы с трепетом ведем в первый класс своего ребенка. Наряду с чувством радости и гордости нам немного тревожно. И чувства эти вполне оправданы. Ведь первый класс - это значительные перемены в жизни малыша. Он вынужден проститься с привычным для него укладом жизни и порядком вещей и вступить в новый мир, в котором его ждут не только новые и увлекательные открытия, но и трудности.
С началом учебы в школе в жизни детей начинается новый возрастной этап в развитии. Ведущая игровая деятельность теперь меняется на учебную. Ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому коллективу, к новым требованиям: много времени проводить сидя практически без движения, быть внимательным и сосредоточенным, делать, порой, не всегда то, что хочется и т.д. Первые месяцы в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, так как изменяется вся его жизнь: с этого момента все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. А это нелегкое испытание для еще не совсем сформировавшейся психической, физической и эмоциональной сферы ребенка.
С каким настроем начинают новый виток в своей жизни? Как произошла встреча ребенка со школой? Какие у них сложатся отношения? Понравится ли ему учиться? Во многом это все зависит от того как пройдет процесс адаптации первоклассника к школе.

Как же помочь первокласснику в школе?
Первый класс - это новый ритм жизни, новые правила, обстоятельства, новые люди. И, что немаловажно, осознание ребенком себя в новой роли, в роли «ученика». От того, как сложатся его отношения со школой, во многом зависят его дальнейшие успехи на этом поприще.

Но не только для маленького первоклассника начало учебы является новым и важным испытанием. Этот долгожданный рубеж «первый раз в первый класс» является началом нового этапа в жизни всей семьи. И кому, как не нам, родителям помочь малышу преодолеть трудности в начале такого большого пути, как школьная жизнь. Согласитесь, и у нас, взрослых иногда бывают такие моменты в жизни, когда нужна поддержка. И новоиспеченным первоклассникам она необходима.

Давайте задумаемся о нашем отношении к детским успехам и неудачам: можем ли мы вникнуть в школьные проблемы малыша, правильно ли мы их воспринимаем. К сожалению, если случаются неудачи в учебе, мы, родители часто болезненно их воспринимаем, чрезмерно беспокоимся и спешим выразить свое недовольство ребенку.
Таким образом, добавляем своим детям еще одну проблему: в школе - трудности, дома - непонимание.
Если мы хотим, чтобы ребенок учился с удовольствием, был способным учеником и вырос успешным человеком, давайте поможем ему справиться с периодом адаптации к школе.

Как помочь ребенку психологически преодолеть первые трудности в школе без вреда для его здоровья?
Не перегружайте ребенка. Не пытайтесь дать ему все и сразу. Дайте первокласснику возможность побыть ребенком. Лишние кружки и секции, скорей всего приведут к повышенной утомляемости, и как следствие – к снижению работоспособности, раздражительности, проблемам со здоровьем. Если для вас очень важны занятия спортом или музыкой, либо начните водить туда ребенка задолго до начала школьной жизни, либо подождите еще год.
Продлёнка. Всеми способами постарайтесь ее избежать, хотя бы в течение первого полугодия. Не потому, что это плохо. Нет. Она здорово выручает в безвыходных ситуациях. Но в период адаптации первоклассников к школе пребывание в группе продленного дня становится дополнительным фактором физической и эмоциональной перегрузки ребенка.

Режим дня школьника. Не нужно сразу после школы заставлять ребенка писать, читать, и как бы то ни было заниматься. Отправьтесь на прогулку, дышите свежим воздухом, бегайте, прыгайте, отвлекайтесь. Обязательным пунктом в режиме дня первоклассника должен быть дневной сон. А уже потом можно заняться и уроками (хотя по нормативам в первом классе домашних заданий быть не должно). Самым оптимальным временем для выполнения домашних заданий психологи считают время от 17 до 19 часов. Вечером ограничьте активные игры, а также время, проведенное у телевизора и компьютера. Уложите ребенка не позже 9 часов вечера.
Хвалите его. «Грязь» в тетради, невыученный стих, двойка по поведению – все это, не идет ни в какое сравнение с тем, что от вашей строгости и непонимания ребенок навсегда перестанет верить в себя. Именно сейчас у него складывается собственное мнение о себе, как члене коллектива. Поддержите его, выслушайте, возможно, советом помогите наладить отношения со сверстниками.
Не ругайте первоклассника за неудачи. Чем больше вы будете наседать на него, тем более он будет зацикливаться на своих проблемах.
Уделяйте серьезное внимание детским рассказам о школе. Даже если что-то показалось вам не таким уж важным, для вашего ребенка может много значить. Замечая вашу заинтересованность его делами и проблемами, ребенок чувствует вашу поддержку. А вы, тем самым, можете из разговора сделать вывод о том, как проходит процесс адаптации к школе и нужна ли ваша помощь.

Прислушайтесь к ребенку. Обратите внимание на настроение ребенка до школы и после школы, на аппетит, на общее состояние. Если вы заметили, что ваш ребенок утром не хочет идти в школу, стал конфликтным, начал быстро утомляться, плохо есть - это уже первый звоночек о том, что процесс адаптации к школе идет не совсем хорошо. Поговорите с ребенком, спросите, что его тревожит, успокойте и дайте понять, что для вас важны не его успехи, а он сам. Если ситуация затянется, возможно, придется обратиться к школьному психологу.
Психологический комфорт. Постарайтесь сделать так, чтобы все, что касается школы, вызывало у ребенка положительные эмоции. Будь то выбор пенала или утренняя прическа, завтрак или торопливая дорога к школе, оставайтесь доброжелательными и спокойными, любящими и заботливыми. И тогда ваше чадо в скором времени порадует вас своими успехами, которые не заставят себя долго ждать.

И давайте будем помнить о том, что как бы ни было трудно в начале пути, впереди ждет много интересного и увлекательного, ведь школа это целая эпоха, о которой наши дети потом будут вспоминать с приятной грустью. А наша задача – создать для ребенка такие условия, которые не позволят периоду адаптации к школе затмить стремление школьника к новым знаниям.

Первый год в школе – самое волнительное и сложное время для всей семьи первоклассника. Перед ребенком ставится целый ряд задач, требующих приложения с его стороны интеллектуальных, физических и эмоциональных сил. В то же время для родителей этот период становится не менее трудным испытательным сроком. Чтобы дети благополучно прошли адаптацию к обучению, задача школы ‒ правильно распределить нагрузки, чередуя их с полноценным отдыхом.

Помимо общеобязательных требований СанПиН к организации начальной школы, Министерство образования ежегодно издаёт приказ с указанием общей продолжительности учебного года и времени отдыха. К тому же для минимизации перегрузки и стрессов для первоклассников предусматриваются дополнительные каникулы. Когда же будут каникулы у первоклассников в 2018-2019 году?

Каникулы у младших классов

По законодательству при классическом четырехсеместровом обучении предусматривается, что в период с 1 сентября по 28 мая школьникам на каникулы выделяется не менее 30 дней. Окончательное решение с началом и окончанием каникулярных недель принадлежит школьной администрации. Все даты и продолжительность в неделях прописываются в годовом графике.

Для российских школ всех типов также действительны некоторые учебные положения, согласно которым:

  • дату нельзя смещать более чем на 2 недели;
  • отдых учеников должен начинаться в понедельник;
  • между четвертями ‒ не меньше 7 дней выходных;
  • перерыв летом должен быть не менее 2 месяцев;
  • учебный год нельзя начинать и заканчивать в воскресенье.

Нужно также учитывать, что Минобразования РФ вносит корректировки за несколько месяцев до начала учебного года, поэтому узнать точные даты каникул для первоклассников в 2018-2019 можно будет не раньше весны наступающего года. Хотя на основе опыта предыдущих лет уже сегодня можно сложить ориентировочный график.

Каникулы в обычной школе

Учебные заведения, которые делят год на 4 четверти, после каждой устанавливают перерыв. При этом в зимний период он обычно продолжается 2 недели, а в летний – 3 месяца.

Осенние каникулы

Первые каникулы у первоклассников в 2018-2019 году должны пройди на последней неделе октября и первой ноября. У всех будет один дополнительный выходной, связанный с важным государственным праздником – Днем народного единства, который отмечается в воскресенье 4 ноября. Согласно проекту о переносе праздничных дней, он будет перенес на понедельник. В результате начальная школа сможет отдыхать с 29 октября по 6 ноября.

Планы на новогодние выходные еще не известны, но сроки могут отличаться от привычных 10 дней отдыха.

Зимние каникулы

Новогодние каникулы у первоклассников в 2018-2019 году пройдут почти одновременно со взрослыми, поэтому можно съездить всем вместе в путешествие или провести время дома в кругу семьи. Обычно они длятся 2 недели, то есть они должны бы начаться в среду 26.12.18 и продлиться до 08.01.19 включительно. Но уже сейчас рассматривается предложение начать выходные для младших классов с 24, поэтому последним учебным днем может стать уже 21 декабря. В связи с тем, что на зимние выходные приходятся праздники Новый год и в особенности Рождество Христово, которые должны переноситься, то, надо полагать, все школьники вернуться к учебе только в среду 9 января.

Дополнительный отдых для первоклассников

Для первоклашек, которые только начинают адаптироваться к школьной жизни, законодательством предусматривается дополнительная передышка. Скорей всего, это будет последняя неделя февраля – начало марта. И хотя даты 25.02.19-03.03.19 – ориентировочные, 22.02.19 вполне может стать последний учебным днем для 1 классов. Эта неделя должна помочь маленьким школьникам восстановить силы.

Весенние каникулы

После самой сложной и длиной III четверти предусмотрен долгожданный весенний перерыв. Старшеклассникам нужно будет сосредоточиться на подготовке к экзаменам, а для первоклассников и их родителей – это прекрасная возможность научиться чему-то интересному и новому. Руководствуясь опытом прошлых лет, весенний перерыв, вероятней всего, пройдёт с 25 по 31 марта 2019 г.

Летние каникулы

Это самая долгожданная передышка, которая, как правило, длится не менее 3 месяцев. Но по закону минимальный перерыв между учебными годами может быть и 2 месяца. В связи с возможностью возникновения форс-мажорных обстоятельств длительность летнего отдыха остается на усмотрение администрации школы. Если по ряду уважительных причин школа была закрыта, то школьники учатся дольше. Хотя на практике это случается не так часто. В 2019 г. первоклассники, как обычно, уйдут на отдых первыми и, скорей всего, уже в 20 числах мая смогут закончить свой первый год познания неизвестного и нового.

Согласно закону «Об образовании РФ», каждое школьное заведение самостоятельно выбирает четвертную или триместровую систему обучения.

Триместровые каникулы

Для школ с относительно новой для России методикой обучения, где триместр длится 11 недель, при этом семидневные перерывы повторяются циклично через каждые 5 недель учебы. Каникулярный график хоть и отличается от школ с традиционной образовательной системой, новогодний и летний отдых имеет такую же продолжительность.

В 2018-2019 годах каникулы первоклашек учебных заведений, выбравших модульное обучение, будут проходить между триместрами следующим образом:

  • I – 8-14 октября;
  • II – 19-25 ноября;
  • III ‒ с 29 декабря – по 9 января (новогодние праздники)

  • IV ‒ 18-24 февраля;
  • V ‒ 8-14 апреля;
  • VI – летний перерыв начнется в период с конца мая-1 июня по 31 августа.

Такая образовательная методика привлекает многих родителей, так как она дает возможность заблаговременно строить планы. В то же время для детей создаются все условия, чтобы отдохнуть от интенсивного графика и с новым порывом вернуться к учебе.

Конечно, все даты каникул для первоклассников в 2018-2019 гг. предположительны и базируются непосредственно на подсчете общей продолжительности учебного года и запланированных выходных дат, поэтому ко Дню знаний они могут подвергнуться небольшим корректировкам.

Отклонения от запланированных сроков

Каникулярный график может быть изменен по целому ряду причин. Так, в зимний период при уличной температуре ниже 25°С занятия для 1 классов не проводятся. Хотя если температура будет выше, но скорость ветра сильнее, что усиливает мороз, администрация школы вправе объявить выходные. Аналогичная ситуация, если температура воздуха в классах станет ниже 18°С.

В период пика заболеваемости также могут быть объявлены незапланированные выходные. Обычно это бывает при эпидемии гриппа и острых вирусных инфекций. Если больше 30% школьников болеют, то школа в обязательном порядке закрывается на карантин.

Ребенок в списке поступивших. И это только начало.

Для первоклассника Первое сентября не только праздник, но и день, знаменующий для него начало нового этапа психологического развития. К этому моменту ребенок должен быть полностью готовым к переходу от игры к учебной деятельности. Поэтому нужно сто раз подумать о том, отдавать ли 6-летнего ребенка в школу. Вроде бы один год, но очень важен для малыша, для него за это время очень многое происходит, как в психическом, так и в физическом плане.

Однако психологи считают, что проблемы с адаптацией могут возникнуть и у подготовленного ребенка. Как избежать подобных трудностей? На что родителям следует обратить внимание?

Какие могут возникнуть затруднения с адаптацией?

Помимо вливания в новый коллектив, первоклассник и его родители сталкиваются и с другими трудностями. Главные среди них:

— изменение режима дня (в расписании кроме прогулок, игр и сна теперь появляется учеба и долгое нахождение в сидячем положении, постоянное сосредоточение внимания);
— появление необходимости делать уроки;
— возникновение многочисленных обязательств (перед родителями, учителями, одноклассниками).

Кроме того, на ребенка ложится большая умственная и физическая нагрузка. Из-за кардинального изменения жизненного уклада дети в первое время после начала занятий испытывают эмоциональный стресс. Они могут стать капризными или наоборот замкнутыми.

Чтобы преодолеть возникшие трудности, ребенку необходимо соблюдать режим дня, после школьных занятий отдыхать. Родители должны следить за тем, чтобы домашние задания не откладывались до позднего вечера, но в то же время нельзя за них садиться сразу после школы. Пусть между занятиями на уроках и дома будет обязательная прогулка на свежем воздухе, а для ребят с более слабым здоровьем – дневной сон.

На первых порах помогите ребенку с выполнением заданий. Если что-то у него не получается, не кричите при этом, вызывая у малыша еще большую тревогу. Вспомните себя и свои ощущения, когда на вас наваливается столько всего нового. Ребенок еще слишком привязан к родителям и к комфортной среде, которая есть дома, но пока не сформировалась в школе.

Перед сном можно собрать портфель на следующий школьный день, но пусть ребенок это делает сам, вы только будьте рядом и корректируйте в случае надобности.

Поддержите его влюбленность в первого , от этого ваш ребенок только окрепнет в своей любви к школе и доверии к вам. Авторитет учителя должен укрепляться родителями, уважение ребенком учителя поможет ему быть увереннее в себе и облегчит адаптационный период в школе.

Что делать, если ребенку не понравилась школа?

Для успешной психологической адаптации первоклассника рекомендуется заранее его познакомить со школой, где он будет учиться. Можно сходить туда вместе с ребенком на экскурсию. Вместе рассчитайте, сколько он будет идти, за какое время нужно выйти из дома.

Лучше всего, если еще задолго до 1 сентября поговорить с ребенком о школьных уроках, о заданиях, о его прилежности и поведении. Говорите с ребенком обо всем, что интересует и волнует его, давайте исчерпывающие ответы на его вопросы. Расскажите ему о своей работе, подчеркните ее важность для вас, для семьи и даже для него. И в таком же ключе говорите о школе, о ее значении в его и вашей жизни. Постарайтесь объяснить, что школа не праздник, а увлекательная работа, которую он будет выполнять так же как вы.

Комфорт во время нахождения в школе очень важен для успешной учебы первоклассника. Однако случается, когда ребенок, проучившись некоторое время, сообщает родителям, что школа ему не нравится . И это не каприз, а реальная проблема.

Что взрослые могут предпринять в таком случае?

Во-первых, необходимо выяснить, что конкретно не нравится малышу в школе. Возможно, слишком большая нагрузка, или не устраивает режим конкретной школы. Поэтому стоит узнать заранее о программе, по которой учатся первоклассники в конкретном образовательном учреждении (например, Школа 2100), о ее плюсах и минусах, об уровне сложности, о возможностях ребенка по ее усвоению.

Отсюда следует вторая рекомендация — о праве родителей выбирать школы по собственному желанию. Не стоит искать только самые лучшие школы по рейтингу. Рассматривайте по следующим критериям: близость к дому, сложность программы, количество набираемых классов и свободных мест в них, наличие учителей.

По закону дети имеют право на получение обязательного образования – 9 классов. Однако в школах количество мест ограничено. И при отказе другой школы принять ребенка, родители могут обратиться в вышестоящие структуры (управление образования города/района), где им должны порекомендовать образовательное учреждение с наличием свободных мест.

Ребенку не нравится учительница

Для учеников начальной школы также очень важным является первый опыт общения с педагогом. Поэтому познакомить ребенка с учительницей необходимо еще до того, как он придет к ней на занятия. Например, почти во всех школах имеется школа будущего первоклассника, где развивающие занятия ведут будущие учителя первоклассников данной школы. Стоит узнать, когда они проводятся, сколько стоят и будут ли там нужные учителя.

Что делать если первокласснику категорически не понравилась учительница?

Чаще всего такая проблема возникает, если ребенок требует к себе слишком много внимания. Тогда стоит ему объяснить, что педагог – не мама. Первоклассник должен привыкнуть к тому, что детей в классе много и внимание необходимо каждому.

Если первоклассник не может найти контакт с излишне строгой учительницей, то есть смысл поинтересоваться возможностью его в параллельный класс. Но это крайний метод, на который вряд ли согласится . Ребенок ещё только начал обучение. Приглянитесь к учителю, уточните его требования и старайтесь им следовать при подготовке домашних заданий. Возможно, проблема как раз и кроется в различии требований в школе и дома. Так бывает не только в период адаптации, но и в дальнейшем (например, при переходе в среднее звено, при смене «мягкого» учителя на более требовательного).

Задача родителей – отнестись с пониманием к проблемам ребенка и оказать ему эмоциональную поддержку в начальный период обучения. Ведь именно с вашей поддержкой и поддержкой учителя, ребенок сможет легче перестроиться к новому ритму жизни, найдет школу интересным и увлекательным путешествием, приобретет настоящих и верных друзей. Просто будьте с ним рядом и помогайте ему в его первых взрослых начинаниях.

Будьте активны в комментариях, ставьте лайки, порекомендуйте эту статью вашим «коллегам по первому классу» — родителям одноклассников вашего ребенка и пусть все трудности быстро преодолеваются.

Как научить ребенка правильно реагировать на дразнилки

По-моему, каждый человек проходит через подобное: «Рыжий, рыжий, конопатый…», «Эй, очкарик!», «О, бочка родила сыночка!». В первом классе, когда дети приглядываются друг к другу, прозвища порой возникают на ровном месте. Психологи советуют не обращать внимания на обидчиков. «Включать игнор», однако, это умеет и не всякий взрослый, хотя на самом деле самый действенный метод. Постарайтесь объяснить ребенку, что иначе получается замкнутый круг. Тех, кто обзывается, «заводит» ответная реакция, будь то слезы или угрожающие выпады. Значит, нужно научиться сдерживать обиду, а еще лучше не обижаться совсем. В классе, наверняка, найдутся другие ребята, с кем общаться приятно и легко, вот на них и посоветуйте ребенку переключить внимание. А с задирами – не водиться.
Популярные люди, успешные сегодня и уверенные в себе, тоже страдали от насмешек одноклассников.
Еще один хороший способ отвлечь ребенка от собственных обид, это рассказать ему о том, что кумиров современности тоже дразнили в детстве. Роберт де Ниро носил прозвище «Боби Молоко» за свой бледный вид. Диму Билана обзывали Белкой. Вин Дизель, сейчас воплощение мужественности и силы, мучился в школе из-за клички «Червяк». А Брюс Уилисс, герой «Крепкого Орешка», заикался, чем тоже давал немало поводов для насмешек.
Возможно, ваш первоклашка еще не знает многих «звезд», но в этом случае не грех и приврать. Придумайте любые прозвища его кумирам. Поверьте, ребенку станет легче от того, что не он один является мишенью для острословов.
Расскажите о собственном опыте, только не нагнетайте, а наоборот, постарайтесь найти в этих ситуациях что-то веселое. Сместите акценты, подурачьтесь вместе, придумывая разные безобидные прозвища. И, конечно, главное, постоянно внушайте малышу, что он любим, и для родителей – . Это добавляет уверенности, и никакие дразнилки не пошатнут ее.

Как помочь ребенку влиться в коллектив

Дети уже немного привыкли друг к другу, но дружба и вражда в начальной школе непостоянны. Вчерашний обидчик может завтра оказаться приятелем. Еще и поэтому важно учить ребенка не реагировать остро на дразнилки. Дети же только учатся общаться и правильно выражать свои эмоции. Психологи уверяют, что зачастую мнимые обиды возникают именно из-за этого.
Учите детей различать дружеское подтрунивание и оскорбительные выражения.
Если ребенок жалуется, что в школе его обижают, не спешите сразу кидаться на амбразуру, а выясните, кто и как именно. Мой сын как-то с содроганием в голосе сообщил, что друг его дразнит. «Я больше с Васей не дружу!», – был приговор. В беседе картина прояснилась. Вася всего-навсего назвал его малышом, потому что наш первоклашка носил в школу сок, на котором написано «от 3-х месяцев», глазастый приятель разглядел и поднял на смех. «Что же тебя обидело?», – спросила я. – «Ведь не ДО 3-х!».
«Он смеялся надо мной!». Мы поговорили с сыном на эту тему и выяснили, что относиться к себе слишком серьезно – просто нелепо. Вспомнили капризных принцесс и чванливых принцев, которые в итоге остались без друзей.
Объясняйте ребенку, показывайте на примерах, как важно уметь смеяться над собой и не цепляться к мелочам.
Но действуйте осторожно, тут главное не перегнуть палку: роль шута или мальчика для битья явно не нужна вашему ребенку. Школьник уже в состоянии понять, что такое гибкость, почувствовать нюансы общения. Если в компании он ощущает себя на последних ролях, это не значит, что компания плохая. Может быть, просто нужно сменить круг общения. Или чуть изменить собственное поведение.
Развивать кругозор и разносторонние интересы у ребенка – значит, стимулировать его на общение и продвигать по социальной лестнице.
Такое высказывание звучит напыщенно, но это не только рекомендация психологов, а правда жизни. Чем шире у ребенка круг интересов, чем больше он видел и знает, тем больше вероятность найти единомышленников. Например, одному тихоне из нашего класса, который из скромности страдал в одиночестве, мудрый педагог посоветовала на переменках заняться оригами. Склонный к спокойным занятиям мальчик с энтузиазмом принялся за дело. К парте, заваленной бумажными лягушками и самолетиками, потянулись ребята. Скромный «конструктор» щедро делился поделками. Он не стал душой компании, но и букой тоже теперь не выглядел, и все признали, что у него умелые руки и отзывчивый характер.
У ребенка обязательно должна быть какая-то внешкольная деятельность. Спорт, танцы, рисование – возможностей масса, только выбирай! Увлеченные натуры притягивают внимание, легче переносят стресс, у них есть любимое дело и друзья-коллеги в кружках.

Кому задают домашнее задание, кто собирает портфель

Прежде чем пустить ребенка на глубину, надо научить его . Некоторые все же бросают, и дети выплывают, но стоит ли рисковать? Я не стала, и вам не советую. Первые недели учебы, когда ребенок привыкает к домашним заданиям, нужно посидеть рядом, пояснять, подсказывать, поправлять. А вот во второй четверти стоит отпустить «вожжи».
Идеальный вариант, на мой взгляд, когда ребенок делает домашнюю работу самостоятельно, но имеет возможность задать родителям вопрос по теме, уточнить задание. Самостоятельность в этом вопросе принципиальна. Ведь кто учится? Мама? Папа? Нет, от нас требуется только помощь.
Приучите к элементарному порядку: достал дневник, посмотрел расписание на завтра, приготовил учебники и тетради для выполнения домашнего задания. Некоторым удобней сначала взяться за сложные предметы, оставить легкое на десерт. Другие предпочитают трудиться по возрастающей. Пусть ребенок попробует и так, и эдак, и выбирает сам.
Объясните алгоритм действий. К примеру, у нас висит такой плакат-напоминалка:
  1. Прочитай задание.
  2. Внимательно прочитай задание.
  3. Подумай, как выполнить.
  4. Сядь ровно, вздохни глубоко.
  5. Записывай, проговаривай вслух.
Есть притча о мудром отце, который дал сыну удочку и научил ловить рыбу, вместо того, чтобы каждый день просто делить с ним собственный улов. Думается, выполнение домашнего задания та же рыбалка. Ребенку нужно учиться учиться, набивать собственные шишки, иначе проблем с инфантилизмом не избежать.
Немного по-другому лично я отношусь к навыкам самообслуживания. Проще говоря, мне не в напряг самой повесить рубашку за сыном или потихоньку проверить, как он собрал портфель. Это не означает, что я не учу его аккуратности и собранности. Просто учитываю и делаю скидку, если устал, или, например, мы торопимся на тренировку.
Будьте снисходительны к своим детям. Помогайте им , уверенней в себе, дарите им свою любовь и поддержку!
Любой школьник рано или поздно научится правильно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, собирать портфель, одеваться по погоде, не забывая в школе куртку или ботинки (нередки случаи, когда первоклашки убегают домой прямо в босоножках по лужам). Мне кажется, это не такие принципиальные моменты, чтобы заострять на них внимание в сложный период начальной школы. Не ругайте своих неряшек и забывашек! Лучше вместе посмеяться: да ты сегодня прямо рассеянный с улицы Бассейной. И в следующий раз, собираясь вместе из дома, проведите веселую «инвентаризацию»:
- Две руки, две ноги, рубашка, брюки, сапоги! Голова, два уха, собирайтесь мухой!
Для девочек наша замечательная учительница придумала такой стишок:
- Вот , вот улыбки, юбка, кофта, нет ошибки!
Словом, всячески поддерживайте ребенка, лучше отнестись легкомысленно к его школьным огрехам, чем проявить лишнюю суровость. Ведь тот не ошибается, кто ничего не делает. А если…

Первоклассник не хочет ничего делать

Так не бывает. Ребенок наверняка хочет катать машинки или кормить кукол, вопить и скакать или устроиться с книжкой на диване, примерять мамины бусы или корчить рожи перед зеркалом.
Не хочет делать уроки? Лениться читать? Отказывается ? Не хватайтесь за ремень. Не спешите командовать и угрожать. Сначала разберитесь с причинами.
Возможно, школьник действительно переутомился. По статистике, более 60% первоклассников устают и «перегорают» к концу первой четверти. Наступает апатия, которую многие родители принимают за лень. Если это ваш случай, дайте ребенку возможность расслабиться, укладывайте раньше спать, дольше и чаще гуляйте. Ребятам просто необходимо иметь свободное время, когда они могут заняться тем, чем хотят. Лежать на диване? Пусть лежит. Скакать на диване? Пусть скачет!
Но уроки делать все-таки придется!
В период помогайте ребенку больше, чем обычно. Читайте вслух задания, рисуйте и лепите вместе, пишите в его черновике, а он пусть продолжает – вдруг, ваш пример вдохновит его на подвиги. Дайте немного послабления.
Но домашние задания, так или иначе, придется выполнять, это внушите ребенку обязательно. Есть замечательная фраза по этому поводу: «Не хотеть – можно. Не делать – нельзя!».
У ребенка на уровне инстинкта заложена тяга к знаниям. Если он не переутомлен, а учиться все же лень, ищите подходы. Возможно, одолела скука, и стоит расширить круг интересов. Не нравится учитель или не складываются отношения с одноклассниками? Это тоже может стать причиной для отказа потрудиться. Мол, плевал я на эту школу! Или ребенок столкнулся с трудностями и теперь боится снова напортачить, выставить себя на посмешище. В любом случае, вы лучше знаете своего первоклашку, и увидите истинные причины появления в семье этакого ленивца. Тогда и действуйте по обстоятельствам. Беседуйте с учителем, выясняйте атмосферу в классе, в общем, держите руку на пульсе. На пустом месте никогда не появляется вот это «Не буду делать уроки!».
У любого ученика есть сильные стороны. Родители знают их, осталось только научить ребенка проявляться, показать, как это интересно и здорово. И постепенно превратить уроки в приятное времяпрепровождение, когда скучная обязаловка превращается в увлекательную игру, где задания все сложней и сложней. Не торопитесь. Не раздражайтесь. Представьте, что и вы решаете занятную задачку: как заинтересовать ребенка учебой. Меняйтесь местами – пусть ребенок объяснит вам задание, «разжует» трудные места да еще и оценку поставит.
Желаю, чтобы это была не двойка!
Статьи по теме: