Как подавить агрессию у аутистов. Отчаянная борьба с аутизмом Я должна находить время для других детей и супруга

Аутизм - это одно из широко распространенных нарушений развития, симптомы которого обычно проявляются до трехлетнего возраста. Жизнь является источником стресса для аутичных людей, что приводит к особенностям поведения, которые представляют определенную трудность для родителей и опекунов. Однако, если относиться к ребенку с любовью и уважением, то можно улучшить его социальные навыки и сделать жизнь ребенка счастливой.

Шаги

Как справиться с недостаточной отзывчивостью

    Вы должны понимать, что отсутствие отзывчивости - это типичный симптом при аутизме. Они могут не знать, как предложить социальную или эмоциональную поддержку другим, а некоторые из них проявляют явное недружелюбие и бесчувственность к окружающим.

    • Есть аутисты, которые искренне заботятся об окружающих, но они не знают, как правильно проявить свою заботу и помочь людям, которых они любят.
    • Отсутствие отзывчивости - это одна из причин, по которой аутичные люди испытывают сложности с поиском работы, сохранением рабочего места и поиском друзей.
  1. Научите ребенка навыкам общественного поведения. Тогда как обычные дети учатся навыкам взаимодействия с окружающими естественным образом, просто наблюдая и участвуя в общении с другими, аутичные дети нуждаются в прямых и точных указаниях. Родители и специальные педагоги могут и должны потратить много времени, обучая аутичных детей правилам поведения в обществе (часто начиная с того, что учат ребенка буквально следовать "сценарию") и объясняя, каким образом можно понять потребности и эмоции окружающих.

    Поощряйте ребенка общаться с окружающими. Со временем многие аутичные детьми начинают проявлять интерес к другим детям и пытаются подружиться с ними, особенно если им регулярно предоставляется возможность встречаться с детьми. Вы можете ходить с ребенком на детские площадки и организовывать маленькие детские праздники, где ребенок сможет находиться вместе с обычными детьми. Если ваш ребенок не очень успешен в общении с другими детьми, скажите ему, что вы пришли в это шумное место только на короткое время, и тогда ребенок меньше утомиться.

    Вам нужно добиться, чтобы ребенок проводил время как с аутичными, так и с обычными детьми. Взаимодействие с обычными детьми поможет вашему ребенку стать более отзывчивым и внимательным к окружающим. Общение с аутичными детьми научит ребенка, что особые дети ничуть не хуже обычных, и что в мире немало таких же детей, как он сам. Для более старших детей общение с аутичными сверстниками дает возможность получить поддержку и полезные советы, которые не даст им никто другой.

    • Некоторые школьные программы предлагают для аутичных детей возможность проводить какое-то время в кругу обычных одноклассников. Если степень сохранности вашего ребенка позволяет обучаться в школе, это может быть хорошей идеей.
  2. Предложите ребенку множество позитивных поощрений. Вместо того, чтобы наказывать ребенка, поощряйте каждую его попытку пообщаться с окружающими или поучаствовать в общей деятельности. Поощрите вашего ребенка, поаплодируйте его или предложите награду - звезду из фольги (существует специальная методика работы с аутичными детьми, где за правильные поступки ребенка поощряют звездой, которую ребенок позже может обменять на его любимое лакомство или развлечение) или поход в кафе-мороженое, в общем, что-то, что может создать положительную мотивацию.

    • Избегайте принуждения и наказаний. Не пытайтесь заставить аутичного ребенка общаться с другими. В большинстве случаев это не только бесполезно, но и заставит вашего ребенка бояться и всеми силами избегать ситуаций, где ему придется общаться с другими детьми. Наказание вряд ли поможет решить проблему, и ваш ребенок может начать негативно воспринимать социальное взаимодействие и отзывчивость, ассоциируя их с полученными замечаниями и наказанием.

Как справиться с речевыми и коммуникационными проблемами

  1. Вы должны знать, что проблемы вербального общения с окружающими типичны для аутичных людей. Больше половины аутичных детей имеют проблемы с развитием разговорных навыков и формированием речи. Другие дети могут разговаривать, но испытывают значительные трудности, обнаруживая специфические речевые проблемы, включая эхолалию - повторение слов и предложений, сказанных другими, иногда в точности повторяющие исходный тон и акцент. Кроме того, аутичные дети могут иметь некоторые речевые сложности:

    • Неправильное употребление местоимений. Аутичные дети. например, могут регулярно употреблять "ты" вместо "я".
    • Понимают сказанное буквально. Аутичные люди могут не понимать речевые обороты, шутки и дразнилки.
    • Трудности в распознавании речи. Даже если ребенок прекрасно понимает структуру речи и имеет обширный словарный запас, он может испытывать трудности в обработки обращенной речи. Вам приходится повторять сказанное еще раз.
    • Огорчение. Эти трудности могут приводить в отчаяние!
  2. Развивайте способности вашего ребенка. Правильный подход к преодолению языковых и разговорных трудностей зависит от способностей вашего ребенка и степени проявления аутичного расстройства. Если ваш ребенок не может разговаривать вообще, попробуйте хотя бы научить его или ее указывать пальцем на предмет, который он хочет. В том случае, когда ваш ребенок может произносить отдельные слова и словосочетания, вы можете попробовать научить его говорить простые предложения.

    • Не отчаивайтесь, даже если ваш ребенок никогда не научится говорить. Неговорящие аутисты тоже могут найти свое место в жизни и быть счастливы. Ваш ребенок может научиться взаимодействовать с людьми с помощью других средств общения.
  3. Занимайтесь с логопедом, чтобы помочь развитию речевых навыков. Логопед или логопед-дефектолог могут помочь ребенку улучшить произношение, научиться правильно строить предложения и лучше понимать обращенную речь. Многие специалисты в этой области относятся к особым детям с любовью и заботой, так что ваш ребенок будет каждую неделю с нетерпение ожидать очередного занятия!

    Разговаривайте с ребенком. Беседуйте с вашим ребенком, даже если вам кажется, что ребенок никак не реагирует на ваши речи. Объясните, почему и как происходят те или иные события. особенно если ребенок сердится или нервничает в конкретных ситуациях (Например: "Мы собирается поехать в супермаркет, чтобы купить вкусные и полезные продукты, из которых будем готовить обеды всю неделю. Когда мы будем в магазине, ты может помочь мне выбрать вкусные продукты"). Читайте вслух стихи и пойте песни.

    Рассказывайте ребенку истории. Рассказывайте ребенку истории каждый день. Очень полезно рассказывать истории по вечерам, когда ребенок ложиться спать. В это время ребенок уже устал и готов послушать сказку. Просите ребенка, чтобы он сам рассказывал вам истории, даже если вы не всегда понимаете его рассказы. Это поможет ребенку стать более уверенным в себе и менее нервным.

    • Главным образом, вы должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал, что делает что-то нелепое. Слушая рассказ ребенка, вы должны ценить его попытки общаться. Вы можете даже задать ребенку один-два вопроса по ходу истории, чтобы лучше понимать рассказ. Чтобы не разочаровывать ребенка, иногда вам придется даже притворяться, что вы поняли смысл рассказа.
  4. Повторяйте слова снова и снова, чтобы увеличить словарный запас ребенка. Повторяйте слово, которому вы хотите научить ребенка, несколько раз, указывая или дотрагиваясь до этого предмета. "Это - твоя кровать. Кровать. Скажи - "кровать" " - и поощряйте ребенка каждый раз, когда он повторит нужное слово.

    Если вашему ребенку трудно выражать свои желания словами, попробуйте общаться с ним с помощью рисунков. Сделайте карточки с рисунками или фотографиями, на которых изображены предметы, которые понадобятся вашему ребенку для общения с вами. На карточках может быть изображена разная пища, напитки, кровать, любимые книги и игрушки ребенка. Ребенок сможет использовать эти картинки, объясняя, что именно он хочет.

Как справиться с эмоциональными срывами и истериками

    Попытайтесь понять, что именно послужило причиной такого поведения. Возможные причины:

    • Гнев из-за невозможности объяснить свои желания. Вообразите, насколько неприятно, если человеку необходимо объяснить что-то, но он не может выразить это словами или понятными предложениями. Это вызывает сильное огорчение, и ребенок может сорваться.
    • Сенсорная перегрузка. Аутичные дети могут испытывать раздражения, когда в комнате слишком много раздражителей. Яркий свет и громкие звуки сердят ребенка и причиняют ему дискомфорт. Это может вызвать эмоциональный срыв (который выглядит как истерика, при этом ребенок не может контролировать себя) или уход в себя (когда ребенок перестает реагировать на происходящее вокруг).
    • Нежелание делать что-нибудь. Когда ребенка заставляют делать что-то против его желания, он может выйти из себя.
    • Последнее средство. Если ребенок не верит, что сможет добиться своего с помощью слов или альтернативных способов общения, он может прибегать к такому поведению, полагая, что это единственная возможность быть понятым.
  1. Реагируйте спокойно и терпеливо. Никогда не повышайте голос и не угрожайте своему ребенку. Продемонстрируйте ребенку такое поведение, которое вы сами хотели бы видеть у него в минуты гнева. Ребенок усваивает поведенческие модели, наблюдая за вами. Дайте себе время остыть, если необходимо.

    • Помогите ребенку успокоиться. Дайте ему возможность некоторое время побыть в
    • Определите, какие способы успокоения эффективны для вашего ребенка.
  2. Предложите свою помощь. Дайте ребенку понять, что ему не придется справляться с огорчением или переутомлением в одиночестве. Если, например, ребенок сердится из-за того, что вы заставляете его заправлять кровать, предложите сделать это вместе. Если ребенку трудно сделать это самому из-за неразвитой моторики, не настаивайте.

    Поощряйте ребенка. Будет очень полезно предложить ребенку награду за то, что он выполнил задачу или справился с раздражающей ситуацией. Например, ваш ребенок боится ходить на прием к врачу, но любит собирать модели автомобилей. Скажите ребенку. что после того, как вы сходите к врачу, вы вместе с ним соберете модель автомобиля. Если вы так поступите, то ребенок будет предвкушать приятное занятие и вознаграждение, что может быть достаточным, чтобы справиться с раздражающей ситуацией.

Как справиться со склонностью к самоповреждению

    Вы должны знать, что самоповреждение - это одно из типичных проявлений аутичного поведения. Чрезмерное раздражение внешними стимулами и гнев могут приводить к самоповреждающему поведение. Такое действия ребенка могут вызывать страх у родителей, но им необходимо знать, что такое поведение б обычно для аутичного ребенка и его можно предотвратить.

    • Ученые полагают, что такое поведение обусловлено биохимическими факторами. Во время самоповреждения в организме выделяются эндорфины, которые блокируют сильные болевые ощущения и одновременно заставляют человека чувствовать себя более счастливым.
  1. Попробуйте изменить рацион питания ребенка. Некоторые родители отмечают, что переход на безглютеновую диету, а также увеличение потребления витамина В6 и кальция помогают справиться с нежелательным поведением.

    • Вот некоторые продукты, которые содержат много витамина: подсолнечные семечки, фисташки, рыба, мясо птицы, свинина, говядина, чернослив, изюм, бананы, авокадо и шпинат.
    • Вот некоторые продукты, которые содержат много кальция: молоко, сыр, йогурт, шпинат, кудрявая и листовая капуста, бамия, соевые бобы, белая фасоль, а также соки и хлопья, обогащенные кальцием.
    • Всегда советуйтесь с врачом, если хотите изменить рацион питания ребенка.
  2. Придумайте безопасные формы самостимуляции. Некоторые аутисты могут до крови расцарапывать свою кожу, наносить себе другие повреждения и травмировать себя. Вы можете остановить это, предложив другие, более безопасные способы стимуляции. В данном случае может помочь массаж, а также умеренное растирание кожи с помощью щетки. Кроме того, вы можете надевать на ребенка тонкую одежду (например, хлопковые спортивные брюки), чтобы защитить кожу от расчесывания.

    • Не забывайте, что многие люди, страдающие аутизмом, и сами не в восторге о собственного опасного поведения. Вместе с ребенком вы сможете отыскать альтернативные пути обеспечения необходимой стимуляции. Например, если ребенок бьется головой о твердые поверхности, можно попробовать изменить такое поведение, предложив ребенку просто сильно качать головой назад и вперед.
    • Поищите в интернете истории, где взрослые аутисты рассказывают, чем им удалось заменить свою склонность к самоповреждению.
  3. Попробуйте решить вопрос с источником раздражения. Если приступы самоповреждения у ребенка связаны с раздражающими факторами, постарайтесь что-то с этим сделать. Вы можете найти новые способы общения с ребенком, отказаться от определенных занятий или позаботиться, чтобы ребенок не оказывался в ситуациях, которые могут вызвать у него сенсорную перегрузку.

Как уменьшить тревожность

    Вы должны знать, что повторяющиеся действия и постоянство поведения являются нормой для аутичных людей. Для аутичных людей типично формировать стойкую привязанность к определенным вещам или моделям поведения. Не говорите ребенку, что есть что-то неправильное в его стереотипном поведении и узких интересах, иначе это помешает его эмоциональному развитию и заставить ребенка стыдиться себя и бояться проявлять свою личность.

    • Увлеченность чем-то может помочь выстроить отношения и получить опыт. Они могут даже превратиться в прекрасную карьеру когда-нибудь.
  1. Придерживайтесь распорядка дня. Многие аутичные дети чувствую себя гораздо лучше, когда у них есть стабильный предсказуемый распорядок дня. Если ребенок знает, когда именно он будет есть, играть, заниматься и ложиться спать, это сделает его день менее пугающим, утомительным и непредсказуемым. Это поможет снизить тревожность и связанную с ней ригидность поведения.

    • Установление нового режима дня может быть непростым делом, поэтому запаситесь терпением. Вашему ребенку потребуется некоторое время, чтобы понять распорядок дня и оценить, что его нужно будет придерживаться каждый день. Объясните распорядок дня вашему ребенку и сделайте расписание с картинками, чтобы помочь ребенку понять порядок дел в течение дня. Вы будете вознаграждены за настойчивость - как только ребенок поймет и примет новый режим дня, он станет чувствовать себя намного лучше.
  2. Чаще играйте с ребенком. Старайтесь играть в спокойные игры, которые выбирает ваш ребенок. Позвольте ребенку играть так, как он хочет, даже если игра кажется вам скучной и повторяющейся. Например, если вашему ребенку нравятся пуговицы, дайте ему пригоршню разных пуговиц, и присоединитесь к игре.

    Включите музыку. Многие аутичные дети очень восприимчивы к музыке. Если вы видите, что ребенок слишком встревожен, включите приятную, умиротворяющую музыку. Это поможет ребенку успокоиться.

    Попробуйте сделать массаж. Если вы включите в распорядок дня короткий сеанс массажа, это поможет ребенку расслабиться. Для этого не обязательно приглашать профессионального массажиста, вы сможете научиться делать такой массаж самостоятельно!

    Сохраняйте позитивный настрой. Если ребенок почувствует, что вы злитесь на него или хотите отругать, он, вероятнее всего, снова спрячется в своем внутреннем мире. Таким образом, в ваших интересах быть ласковым, добрым и позитивным, даже если вы чувствуете раздражение. Даже если вы ругаете своего ребенка, он должен чувствовать, что вы сопереживаете и поддерживаете его. Дайте ребенку время успокоиться после выговора.

    Дайте ребенку понять, что он дорог вам. Скажите ребенку, что он так же важен для вас, как и остальные члены семьи. В подтверждение слов относитесь к ребенку с любовью, уважением и щедростью. Если ребенок чувствует себя в безопасности, у него гораздо реже проявляются ригидность и повторяющееся поведение.

Что делать, если ребенок употребляет бранные слова или ведет себя неправильно

    Вы должны понимать, что аутичные люди иногда теряют контроль над своим поведением. Те же самые проблемы (раздражение, чувство незащищенности или избыток раздражающих факторов), которые вызывают поведенческие проблемы, могут заставить ребенка нарушать правила поведения в обществе. Дети могут вести себя необычно, например, начать кричать или издавать необычные звуки.

    Вы должны знать, что аутичные люди часто не умеют распознавать сигналы, которые посылают другие люди. Аутисты иногда даже не понимают, что их поведение мешает другим людям, и им не всегда удается распознать недовольство по мимике и жестам окружающих. Очень важно понимать, что аутисты порой ненамеренно нарушают эти правила.

    Спокойно объясните ребенку, что так вести себя нельзя. Дайте ему время обдумать сказанное. Если ребенок не специально нарушил правила поведения, то ваш суровый выговор только заставить его чувствовать себя неуютно. Если ребенок ведет себя так, чтобы привлечь внимание, отсутствие бурной реакции даст ему понять, что этот способ не работает.

    • Если ваш ребенок не оставляет свои попытки привлечь внимание плохим поведением, даже не получив вашей ответной реакции, спокойно скажите: "Криком ты ничего не добьешься. Если ты что-то хочешь, почему бы тебе не объяснить это словами?". Если вы будете последовательны и предложите лучшее решение, ребенок хорошо усвоит, что такое поведение неэффективно.
  1. Последите за своим собственным поведением. Например, если вы не хотите, чтобы ребенок употреблял бранные выражения, вы и сами должны воздержаться от ругани. Дети учатся, наблюдая за вашим поведением, и правило "делай, как я говорю, а не так, как я поступаю сам" здесь не работает.

    Если вы сделали все. что мы советовали выше, но ребенок не прекратил своего неправильного поведения, вы должны прибегнуть к соответствующему наказанию. Ограничьте что-нибудь, что ребенок воспринимает как привилегию - например, запретите ему в течение всего дня смотреть телевизор.

    • Самое важное в этом методе - быть последовательным. Если ваш ребенок заподозрит, что вы не выполните своей угрозы, вряд ли он перестанет нарушать правила поведения. Последовательность означает, что вы сделаете именно то, о чем говорите.
    • Прибегайте к наказанию только в самом крайнем случае.

Как справиться со стереотипным поведением

  1. Вам необходимо знать, что стереотипии, или устойчивые повторяющиеся движения, являются одной из характеристик аутичного спектра. Большинство аутичных детей периодически повторяют одно и то же движение - они подпрыгивают, кружатся на месте, переплетают пальцы, трясут кистями рук, ходят на цыпочках или гримасничают. Как и самоповреждение, эти движения являются частью самостимулирующего поведения, однако они не причиняют вреда здоровью ребенка. Стереотипные движения помогают ребенку контролировать свои эмоции, сосредотачиваться на задаче, предотвращать срывы из-за сенсорной перегрузки и чувствовать себя спокойнее.

    Вы должны объяснить ребенку, что в таком поведении нет ничего плохого, тем более все люди в той или иной степени имеют склонность к повторяющимся движениям. (Например, даже здоровые люди могут иметь привычку щелкать автоматическим карандашом, расхаживать по комнате туда и обратно, накручивать прядь волос на палец или бесцельно постукивать ногой).

    • Никогда не наказывайте ребенка за такое поведение и не смейтесь над ним, потому что это непременно скажется на его самооценке и неблагоприятно повлияет на эмоциональное развитие.
  2. Предложите ребенку разнообразные занятия. Если вы будете проводить много времени с ребенком, играя в различные игры, то он меньше будет проявлять стереотипное поведение. Научите ребенка новым играм, особенно тем, где нужно будет задействовать воображение.

    • Если двигательные стереотипии присутствуют постоянно, ребенок нуждается в большей физической активности.
    • Если гиперактивный ребенок прыгает на батуте, делает упражнения на надувном мяче, лазит по деревьям, плавает, занимается восстановительными упражнениями или гуляет пешком, это дает ему достаточное количество двигательной активности, и он может спокойно сидеть за партой во время уроков.
  3. Убедитесь, что сверстники вашего ребенка понимают его особенность. Поговорите с учителями и ассистентами учителя, чтобы быть уверенным, что одноклассники ребенка умеют правильно общаться и не дразнят вашего ребенка за то, что он отличается от них. Аутичные дети не должны бояться насмешек из-за стереотипного поведения.

    Дайте ребенку подходящие игрушки. Вашему ребенку может понравиться перебирать локоны куклы или катать в руках клубок ниток. Это даст ребенку возможность выбрать, какие стимулирующие действия ему необходимы, и хочет ли он, чтобы его действия не привлекали внимания окружающих. Подчеркните, что вы принимаете и уважаете его выбор.

Как относиться к пищевым предпочтениям

  1. Будьте реалистом. У аутистов часто бывают очень узкие пищевые предпочтения. Они могут быть очень разборчивы. Вам надо убедиться, что ребенок получает все необходимые питательные вещества, но при этом вряд ли вы хотите, чтобы каждый прием пищи превращался в сражение. Подходите разумно к этому вопросу.

    • Употребление достаточного количества пищи важнее ее органической составляющей.
    • Обратите внимание на сбалансированность питания.
    • Обратите внимание на то, может ли ваш ребенок употреблять витамины.

Когда старшему сыну Джима Лендлера Бенджамину был поставлен диагноз «аутизм», родители бросились на поиски лечения. Однако вскоре выяснилось, что причины аутизма неизвестны, и даже предсказать развитие заболевания у Бенджамина не может никто. По словам Джима, «ни один врач не смог сказать, откуда взялось это расстройство и как его лечить».

В то же время в Интернете Лейдлеры нашли десятки предложений различных «биомедицинских» способов лечения, суливших если не полное исцеление, то. по крайней мере, значительное улучшение состояния Бенджамина в плане речи, взаимоотношений с окружающими и контроля над движениями. Отчаявшиеся родители испробовали почти все - курсы витамина В6 и магния, биологически активные добавки диметилглицин и триметилглицин, витамин А, безглютеновые и безказеиновые диеты, инъекции секретина (гормона пищеварительного тракта), комплексообразующие средства (препараты, связывающие свинец и ртуть и выводящие их из организма). Все эти методы они использовали и для лечения младшего сына Дэвида, у которого также был диагностирован аутизм. Комплексообразующие средства оказались совершенно недейственными, секретин дал сомнительный эффект. Какие-то положительные результаты, казалось, принесли диеты, и Лейдлеры стали повсюду возить с собой специальные продукты, назначая детям десятки пищевых добавок и постоянно повышая или понижая их дозы при малейших признаках изменения поведения.

Спустя какое-то время жена Джима начала все больше сомневаться в эффективности всех этих способов лечения и решила втайне от супруга не давать больше Бенджамину пищевые добавки. Спустя два месяца ей все-таки пришлось в этом признаться: во время поездки в Диснейленд Бенджамин внезапно схватил в кафе с витрины вафлю и с жадностью набросился на нее. Родители в ужасе стали наблюдать за малейшими изменениями в поведении сына, будучи уверенными, в том, что отмена диеты привела к ухудшению его состояния. Однако больше никаких признаков такого ухудшения не появлялось. Так впервые стало ясно, что ни диеты, ни другие «альтернативные» методики на самом деле никакой ощутимой пользы не дают.

Казалось бы. Джиму Лейдлеру это должно было быть понятно с самого начала: он врач по образованию и работает анестезиологом (Лейдлеры живут в Портленде, штат Орегон). В связи с этим он прекрасно знал, что все испробованные ими способы лечения не проходили клинические испытания - непременное условие для применения любых терапевтических воздействий. Джим говорит: «Сначала я пытался как-то воспротивиться, но затем надежда взяла верх над доводами разума».

Сотни тысяч несчастных родителей ежегодно уступают непреодолимому желанию найти хоть что-то, что может облегчить симптомы аутизма - дефицит речи и социального поведения, ограниченные и повторяющиеся действия (например, постоянное рассматривание одного и того же предмета или взмахи руками). По некоторым данным, до 75% таких детей проходят различные курсы «альтернативного», т.е. не применяемого в официальной медицине лечения. Увы, во многих случаях речь идет о простом шарлатанстве. Эти методы не проверены ни на эффективность, ни на безопасность, порой весьма недешевы, а часто и просто вредны. К счастью, резкое повышение диагностики аутизма и активность родительских организаций привели к росту государственного и частного финансирования исследований в этой области, и есть надежда, что когда-нибудь исследования принесут свои плоды.

Ни причин, ни лечения

Лечение аутизма становится все более насущным, т.к. критерии этого состояния расширяются, а потому число выявляемых случаев растет. В 1970-х гг. аутизм назывался детским психозом, а его признаками были нарушения социализации и умственная отсталость. Тогда это расстройство считалось редким: его частота составляла 5 на 10 тыс. детей. В случаях, когда, например, восьмимесячный ребенок даже не устанавливал зрительного контакта, педиатры предлагали обеспокоенным родителям «подождать еще немного».

Впоследствии критерии аутизма были расширены за счет выделения так называемых расстройств аутистического спектра, характеризующихся более мягкой симптоматикой, и частота этого заболевания соответственно возросла. К 1994 г., когда была опубликована настольная книга американских психиатров - четвертое издание «Руководства по диагностике и статистике психических болезней» (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), или DSM IV, - к подобным расстройствам были отнесены синдром Аспергера (заболевание со значительной сохранностью психических функций, описанное в фильме «Человек дождя») и разнородная группа, обозначенная как «первазивные расстройства развития без дополнительных уточнений». Преимущества ранней диагностики и лечения начали становиться все более очевидными, и в 2007 г. Американская академия педиатрии выпустила рекомендации по массовому обследованию всех детей в возрасте от 18 до 24 месяцев на предмет аутизма. К этому времени частота диагностики аутизма возросла до 1 на 110 детей.

До сих пор неизвестно, обусловлен ли такой рост частоты диагностики истинным повышением распространенности аутизма. В значительной степени это связано с тем, что причины заболевания неизвестны. По словам руководителя исследовательского отдела Института медицинских исследований болезней развития нервной системы (Medical Investigation of Neurodevelopmental Disorders, MIND) Калифорнийского университета в Дэвисе и президента Международного общества по изучению аутизма Дэвида Амарала (David Amaral), «в большинстве случаев аутизма нет даже явного наследования». Не существует и объективных показателей, по которым можно было бы судить о риске развития аутизма у ребенка или об эффективности лечения. Основные усилия направлены на разработку психологических и психотерапевтических воздействий, нацеленных на формирование у ребенка навыков общения и речи. Некоторые из таких воздействий, возможно, дают какой-то эффект.

Отсутствие научно обоснованных методов лечения создает прекрасную почву для всякого рода шарлатанов, наживающихся на человеческом горе. Врач из Чапел-Хилл (штат Северная Каролина) Стивен Баррет (Stephen Barrett), в прошлом работавший психиатром (в настоящее время он находится на пенсии), создал сайт Quackwatch.com, посвященный сомнительным методам лечения. Касаясь аутизма, Баррет на этом сайте пишет так: «Прибегая к этим методам, вы получаете смесь из псевдонауки и мошенничества. Отчаявшиеся родители пытаются уловить малейшие признаки улучшения состояния детей, и когда со временем некое улучшение наступает, они не видят его истинных причин». А причины эти, как указывает Баррет, связаны вовсе не с лечением, а с элементарным возрастным развитием.

Тем временем Интернет заполнен объявлениями торговцев надеждой. На одном сайте родителям всего за $299 предлагают книжку, способную «навсегда избавить ребенка от аутизма». На другом сайте можно увидеть видеозапись «больной аутизмом девочки, пошедшей на поправку после введения стволовых клеток». Многие родители признают, что главным источником информации для них служит Интернет, и часто они «доверяются слухам о случаях исцеления, рассказам знакомых или других родителей, - отмечает сотрудник Центра педиатрии Йельского университета Брайан Речоу (Brian Reichow). - Научные исследования в области аутизма сильно отстают от так называемых методов лечения».

Надежда стоит недешево. Сеанс гипербарической оксигенации в барокамере (той самой, которую применяют при кессонной болезни), при которой временно повышается уровень кислорода в крови, стоит не менее $100 в час, а таких часовых сеансов якобы требуется не меньше, чем два в день. Так называемая сенсорно-интегративная терапия, формы которой варьируют от обтягивающей одежды или помещения ребенка в так называемую обжимную машину до игр с ароматизированной глиной, может обходиться до $200 в час. Поставщики запрашивают до $800 за консультации и тысячи долларов за витамины, пищевые добавки и лабораторные исследования. На постоянном форуме в рамках сайта Interactive Autism Network, организованном Институтом Кеннеди - Кригера (Балтимор), родители сообщают о том, что ежемесячно тратят на все эти виды лечения не менее $200. Единственный вид терапии, для которого доказана некоторая эффективность, - поведенческая психотерапия - обходится ежегодно в $33 тыс. и больше. Конечно, эти затраты часто берут на себя программы страхования и школьные округа, но в таких случаях иногда приходится слишком долго ждать очереди на обследование и лечение. В целом же, по данным Института здравоохранения Гарвардского университета, прямые ежегодные затраты на лечение и непрямые расходы составляют в среднем $72 тыс. на больного аутизмом ребенка.

Сомнительные лекарства

Спорные методы лечения включают и некоторые виды лекарственной терапии. Так, иногда больным назначают средства, предназначенные для лечения других состояний. Примером может быть лейпрорелин (Lupron) - блокатор образования тестостерона у мужчин и эстрогенов у женщин, применяемый при раке предстательной железы и для химической кастрации маньяков-насильников. Некоторые врачи применяют сахаропонижающее средство пиоглитазон (Actos) и иммуноглобулин G для внутривенного введения, обычно назначаемый при лейкозах и ВИЧ-инфекции у детей. Все эти препараты обладают серьезными побочными эффектами, а их эффективность и безопасность для человека не исследовались.

К препаратам, официально утвержденным для лечения других заболеваний, но применяемым при аутизме, относятся и комплексообразующие средства (препараты, связывающие свинец, ртуть и другие металлы с образованием биологически неактивных соединений, выводимых с мочой). Некоторые считают, что аутизм может вызываться воздействием тяжелых металлов. в частности ртутьсодержащим консервантом для вакцин тиомерсалом. Однако такая связь никогда не была доказана, а после перехода на вакцины без тиомерсала (в 2001 г.) частота диагностики аутизма продолжала повышаться. Комплексообразующие средства, особенно для внутривенного введения (а именно такие рекомендуют при аутизме), могут вызывать почечную недостаточность. В 2005 г. в штате Пенсильвания после курса внутривенной комплексообразующей терапии умер страдавший аутизмом пятилетний мальчик.

В 2006 г. Национальный институт психиатрии объявил о планировании контролируемого испытания комплексообразующих средств при аутизме. Однако в 2008 г. это испытание было отложено, поскольку, по мнению официальных лиц, «не было явных данных о пользе терапии», а риск для детей «был выше допустимого». Такое мнение было частично основано на данных опытов на крысах, в которых были выявлены когнитивные нарушения у животных, не имевших отравлений тяжелыми металлами и получавших комплексообразующие средства. «Я не думаю, что кто-то серьезно верит в эффективность комплексообразующих средств у существенной части больных детей», - утверждает директор Национального института психиатрии Томас Инсел (Thomas R. Insel). По его мнению, научных сотрудников института «больше интересует испытание средств с более очевидным механизмом действия».

Как и следовало ожидать, прекращение упомянутого испытания вызвало волну обвинений в адрес официальной медицины, игнорирующей альтернативные подходы. Кроме того, средства всегда охотнее выделяют на испытание новых методов лечения, чем на доказательство неэффективности сомнительных способов. До недавнего времени большая часть работ в области аутизма проводилась специалистами по социальным наукам и педагогике, а в этих дисциплинах значительно меньше как финансирование, так и объемы работ: иногда в «испытании» участвует только один ребенок! «Это нельзя даже назвать доказательствами», - говорит помощник директора Южнокалифорнийского центра доказательной медицины корпорации RAND Маргарет Мальоне (Margaret Maglione). В настоящее время Мальоне руководит созданием федерального обзора по поведенческой психотерапии, который будет опубликован в 2011 г.

Стог большой, иголка маленькая

Научных исследований для большинства методов лечения аутизма либо нет вообще, либо их объемы слишком малы. В 2007 г. Кокрановское сотрудничество (организация, занимающаяся независимой экспертизой медицинских исследований) провела обзор испытаний безглютеновых и безказеиновых диет. Применение этих диет основано на предположении о том, что белок молока казеин и белок пшеницы глютен способны действовать на рецепторы головного мозга. Были проведены два очень ограниченных испытания (в первом участвовали 20 детей, во втором - 15). В первом испытании было обнаружено некоторое снижение симптомов аутизма, во втором - нет. Профессор педиатрии медико-стоматологической школы Рочестерского университета Сьюзен Хаймэн (Susan Hyman) опубликовала в мае этого года данные рандомизированного контролируемого испытания с участием 14 детей, в котором на фоне безглютеновых и безказеиновых диет не было выявлено никаких изменений сна, внимания и поведения, в том числе характерной для аутизма симптоматики. По словам врача-педиатра из Филадельфийской детской больницы Сьюзен Леви (Susan Е. Levy), сотрудничавшей с Хаймэн, «постепенно накапливаются данные о том, что диеты - не та панацея, о которой все мечтают».

Леви на собственном опыте знает, как трудно изменить общественное мнение. В 1998 г. было опубликовано сообщение о трех больных аутизмом детях, у которых после введения секретина в ходе обследования пищеварительной системы улучшились зрительный контакт, общая активность и речь. После этого секретин пошел нарасхват, а средства массовой информации, в том числе Good Morning America и Ladies" Home Journal стали публиковать жизнерадостные рассказы родителей о том, как неузнаваемо изменились их дети. Национальный институт детского здоровья и развития тотчас же выделил средства для клинических испытаний. К маю 2005 г. пять таких испытаний были проведены, и ни в одном из них никаких положительных сдвигов обнаружено не было. Однако, как указывает участвовавшая в этих испытаниях Леви, понадобились годы, чтобы ажиотаж вокруг секретина стих. По ее словам, «исследования трудоемки, а прогресс может идти медленно. Родители могут ощущать полную беспомощность и хотят, чтобы не осталась неизученной ни одна возможность».

Однако есть и хорошие новости. Одна из них заключается в том, что растущая потребность в методах лечения с доказанной эффективностью привлекает все большее внимание исследователей и финансирующих организаций. На первой конференции по изучению аутизма, состоявшейся в 2001 г., присутствовало от силы 250 человек, а в мае этого года на аналогичной конференции в Филадельфии собралось более 1,7 тыс. исследователей, аспирантов и представителей родительских организаций. Появление новых технологий и рост общественного интереса делают аутизм более привлекательным для исследователей. Наконец, с середины 1990-х гг. родительские организации стали использовать такие же способы лоббирования и получения финансирования от частных и государственных фондов, как в случае СПИДа и рака молочной железы.

В результате за последние десять лет финансирование исследований в области аутизма в США возросло на 15% в год, причем особое внимание уделяется клиническим работам. В 2009 г. Национальные институты здравоохранения выделили на эти задачи $132 млн, и еще $64 млн поступили в соответствии с Законом о восстановлении и поощрении инвестиций в американской экономике, в основном на разработку баз данных пациентов и других важных средств для проведения исследований. В 2008 г. частные фонды, в том числе фонд Саймонса и общество Autism Speaks, внесли $79 млн. По данным Autism Speaks, около 27% средств тратится на исследования методов лечения, 29% - на изучение причин аутизма, 24% - на фундаментальные работы и 9% - на разработку новых методов диагностики.

Основная задача новых исследований - изучить эффективность психотерапевтических методов обучения детей социальным навыкам путем повторений и поощрений на очень ранних стадиях, когда происходит основная работа мозга по усвоению речи и социальных взаимодействий. Проведенное в нескольких университетах исследование, данные которого появились в Интернете в 2008 г., показало, что если дети с 18-30 месяцев получали сеансы поведенческой психотерапии в объеме 31 час в неделю на протяжении двух лет, то у них по сравнению с контрольной группой в большей степени возрастал коэффициент интеллекта (IQ) (соответственно на 17,6 и 7,0 пунктов), улучшались бытовые и разговорные навыки. У семерых из 24 детей из экспериментальной группы состояние улучшилось настолько, что диагноз «аутизм» был изменен на более мягкий «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений». В контрольной группе, дети из которой получали иные формы лечения, такое изменение диагноза в лучшую сторону было только у одного из 24 детей. Системой центров здравоохранения по лечению аутизма Autism Treatment Network была создана база данных более чем из 2,3 тыс. детей с целью подобрать лечение осложнений аутизма, в частности нарушений сна и желудочно-кишечных расстройств. Предполагается создать на основе этой базы официальные рекомендации для американских педиатров.

В поисках научного подхода

Использование при аутизме лекарственных средств, в том числе применяемых при других психоневрологических нарушениях, может столкнуться с еще большими трудностями. Как утверждает Инсел, лекарственная терапия аутизма «полна разочарований». Так, антидепрессанты. подавляющие в мозге действие серотонина, эффективно устраняют повторные движения рук при обсессивно-компульсивном расстройстве (неврозе навязчивых состояний), но по данным опубликованного в августе обзора кокрановской базы данных, не влияют на такие движения при аутизме. К перспективным средствам относятся препараты, продлевающие фазу быстрого сна (при аутизме она отсутствует), и окситоцин - гормон, усиливающий родовую деятельность и выделение молока и, как считается, способствующий установлению эмоциональной связи матери с ребенком. В феврале французским Национальным центром научных исследований было опубликовано сообщение о 13 подростках с синдромом Аспергера, у которых ингаляции окситоцина привели к улучшению распознавания изображенных лиц. Однако между этими результатами и признанием влияния окситоцина на самые тяжелые симптомы аутизма - большая дистанция. По словам Инсела, «нам предстоит огромная работа».

Эта работа вскоре начнется. В июне коллективом исследователей, осуществившим анализ генома 996 школьников, были найдены редкие мутации генов у больных аутизмом. Некоторые из этих мутаций затрагивают гены, отвечающие за проведение в синапсах - участках контакта между нейронами. Именно синаптическое проведение привлекает основное внимание исследователей в области аутизма. «У разных больных мутации могут быть разными, но их физиологические последствия могут быть сходными», - говорит руководитель исследования, профессор неврологии и психиатрии Медицинской школы Дэвида Джеффена Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дэниел Гешвинд (Daniel Geschwind). Этим автором была также основана база образцов ДНК при аутизме (Autism Genetic Resource Exchange), включившая 1,2 тыс. семей больных детей и использованная в данном исследовании. Однако пробы, позволяющие выявить ответственные за аутизм гены, а также методы устранения последствий мутаций - дело отдаленного будущего.

Сегодня же можно лишь предложить родителям не проводить сомнительные эксперименты над больными детьми только для собственного успокоения. Когда у Николаса - двухлетнего сына 45-летнего маклера с Уолл-стрит Майкла Джангрегорио и его жены Элисон, живущих в Меррике (штат Нью-Йорк), - был диагностирован аутизм, родители решили прибегать только к доказанным методам лечения, таким как поведенческая психотерапия. «Помочь моему сыну очень сложно, - говорит Майкл. - Я не хочу пробовать всякие экспериментальные методы. Меня устраивают только те способы лечения, эффективность и безопасность которых доказана трудами врачей и исследователей». Сегодня Николасу девять лет, и хотя он по-прежнему не разговаривает, с помощью поведенческой психотерапии он хотя бы научился показывать знаками, что хочет пойти в ванную, а также стал способен мыть руки, сидеть за столом в кафе и проходить между рядами в магазине, не размахивая руками. «Для нас, как и для большинства других семей, основная цель - вести как можно более нормальный образ жизни, - рассказывает Майкл. - Это означает, например, пойти всей семьей поужинать в ресторан».

Джим Лейдлер пришел к тому же мнению, но гораздо более тернистым путем. Он испробовал для своих детей множество альтернативных способов лечения, хотя одновременно пытался убедить врачей в необходимости использовать научные данные. «Я беспрестанно спрашивал, есть ли у них хоть какие-то доказательства эффективности», - вспоминает Джим. Его старшему сыну сегодня 17 лет (самому Джиму - 51 год), и он, видимо, уже никогда не сможет жить самостоятельно, но младший посещает обычную среднюю школу. Неофициальные методы лечения, к которым прибегали Лейдлеры, Джим теперь называет «шаманством в белом халате». Тысячи отчаявшихся родителей сегодня ждут помощи от научной медицины.


(Nancy Shute) уже более 20 лет пишет статьи на темы нейронаук и здоровья детей. Она – постоянный автор журнала U.S. News & World Report, где ведет раздел «On parenting blog».

Люди дождя. Такие дети могут показаться чересчур капризными, инфантильными. Часто в них тычут пальцем, говорят, что они « с приветом», называют « больными», « ненормальными». Они могут иметь выдающиеся способности, как герой известного американского фильма « Человек дождя», но навсегда остаются детьми.

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true , "pageDots": false, "prevNextButtons": false }">

Ребятишки с ранним аутизмом требуют к себе постоянного пристального внимания. А ведь родителям бывает сложно принять недостатки даже вполне здорового ребенка, что ж говорить об этих случаях. Помощь специалиста в такой ситуации очень важна, однако специализированных учреждений, занимающихся проблемами аутизма немного.

Одно из них – психологический центр диагностики и консультирования в Михайловске. Поговорить о проблемах и особенностях аутичных детей я отправилась туда. Пока ждала педагога-психолога Марину Лагошину, мой взгляд привлекла маленькая девочка, которую привела мама, видимо, на занятия. Ребенок активно жестикулировал, не мог усидеть на месте, на что-то все время указывал пальчиком и говорил. Это была невнятная речь, нечленораздельные звуки, но можно было догадаться, чего хочет девочка. Вот она ткнула пальчиком в телевизор, вот на меня показала. Стоит отметить, что я ее заинтересовала ничуть не меньше, чем она меня.

В тот момент я никак не могла предположить, что этот симпатичный и шустрый ребенок страдает аутизмом. Однако психолог центра пояснила:

– Бытует представление о том, что дети с аутизмом пассивные. Не всегда это верно. Они могут быть подвижны, активны, создают много суеты вокруг себя. Очень часто им ставят диагноз « гиперактивность». Но их отличительная черта – это то, что они вне контакта с окружающими. Поиграть с таким ребенком очень сложно.

Аутизм, по словам специалиста, может проявиться у малыша еще до года. Однако ученые до сих пор не пришли к единой точке зрения, считать ли его психологическим нарушением либо же органическим поражением клеток головного мозга.

– Я сталкивалась с такими случаями, когда поставлен диагноз « ранний детский аутизм» и есть подобные мозговые нарушения, и с такими, где их нет, но диагностируется это заболевание либо отдельные его проявления, – комментирует Марина Лагошина.

Однако диагноз – это не приговор. Несмотря на весьма специфические особенности таких детей, работать с ними не только можно, но и нужно.

– Первое, на что обращают внимание родители, – это отсутствие речи. Ребенок не реагирует на обращения, не отзывается, не контактирует с окружающим миром. Создается впечатление, что он глухой. А главное, он избегает проявлять эмоции по отношению к другим. Когда родители обращаются к нам, они, как правило, не знают, что такое аутизм. Но каждому из них хочется, чтобы его малыш был здоров и развивался, как все. Но такой ребенок « не как все», он особенный. У него свой путь. Кто-то сможет научиться и писать, и читать, кто-то уже учится в школе, а кто-то не сможет даже выучить буквы. Все зависит от степени болезни, от поддержки родителей и работы специалистов. Задача семьи, психологов, врачей – помочь ребенку развиться настолько, насколько возможно, помочь сделать этот мир для него безопасным.

Необходимо подчеркнуть, что аутизм не лечится, его можно только корректировать. В зависимости от степени заболевания ребенка можно в той или иной степени социально адаптировать, но процесс этот длительный и трудоемкий.

– В этом году, например, мы работаем с группой для деток с проблемами развития. Там не только малыши с диагнозом « ранний детский аутизм», но и с умственной отсталостью. Они контактируют настолько, насколько могут, рады видеть друг друга, проявляют эмоции. Эта группа коммуникативная. Был день, когда пришел только один ребенок, а остальных детей не привели. Этот ребенок аутичный. Он был очень расстроен, плакал, показывал на пустые стульчики. И когда он пришел на следующее занятие и присутствовали другие дети, то очень радовался, хлопал в ладоши. Такое проявление эмоций – уже достижение…

Как показывает практика, главная проблема при работе с аутичными детьми – отсутствие подготовленных кадров. Специализированных центров либо нет, либо о них мало информации. Детские сады, как правило, от таких детей отказываются.

– Работать с ними интересно. Иногда мы, конечно, очень устаем, иногда опускаются руки, но иногда вырастают крылья. Родители очень благодарны, когда видят изменения. И это наша общая с семьей победа. Например, ребенок, когда просыпался, шел на кухню и в ванную и открывал краны с водой. Это был его « защитный ритуал». А однажды утром просто не сделал этого. Победа! То есть этот ритуал ему уже не нужен. Течет вода из-под крана или нет – это уже не разрушает его внутренний мир, – говорит М. Лагошина.

Сложно сказать, что ждет такого ребенка. Кому-то требуется несколько лет, чтобы научиться доверять другому человеку, кому-то полугода достаточно, чтобы попытаться начать выстраивать отношения. Но без надлежащего ухода, безопасного для него образа жизни и комплексного обучения ребенок-аутист абсолютно социально не устроен…


В последнее время, специалисты в области медицины, чаще стали уделять внимание такой болезни как аутизм. Аутисты - люди, испытывающие трудности в общении, в построении отношений с окружающими, их воображение несколько ограничено. Это выражается в особенности буквально понимать то, что им говорят. Например, когда в вагоне поезда контролер спросил молодого человека, страдающего аутизмом, «Могу ли я увидеть Ваш билет?», тот ответил: «Нет, он в моем кармане». В этой статье мы рассмотрим современные методики по борьбе с аутизмом .

Несмотря на то, что аутизм всегда считался неизлечимым заболеванием, в последние годы есть разные мнения по этому вопросу.

Лечение аутизма


С момента его первого обнаружения, в 1942, было предложено множество методов лечения аутизма, но все они получили опровержение в ходе научных исследований. Сейчас есть определенные методы лечения, которые помогают многим взрослым и детям. Рассмотрим их.

Аутизм и пищевая непереносимость
Один из новых методов лечения аутизма, который сейчас набирает силу, это подбор правильной диеты. Педиатр-консультант, доктор Майкл Теттенбом, работающий в Детском Госпитале Фимли, утверждает, что есть связь между аутизмом и наличием пищевой непереносимости, что, в случае некоторых пациентов, также включает в себя наличие дрожжевой инфекции кандида. Начав с лечения кандиды и соответствующей диеты, он удачно вылечил несколько пациентов и помог им в большой степени побороть свой аутизм. Этот режим требует строгого медицинского контроля, говорит Теттенбом, и состояние некоторых пациентов может ухудшаться перед тем, как окончательно улучшиться.

Профессор Джонатан Бростофф из Лондонского Университета Аллергии и Экологической Медицины утверждает: «Логика состоит в том, что в процессе пищеварения продукты питания расщепляются, и мелкие протеины, называемые пептидами, могут проникать в кровяной поток через поврежденные пищеварительные каналы человека. Эти пептиды действуют как седативные средства, отключая головной мозг и вызывая аутизм».


Необычные упражнения
Новая школа-интернат, открытая около Ньюсбери, в Беркшире, Prior"s Court School, внедряет новые образовательные методы, которые включают энергичные упражнения, следуя утвержденному режиму «каждодневной жизненной терапии», который уже зарекомендовал себя с хорошей стороны. Он был предложен Фондом Надежды Хигаши в Японии и Соединенных Штатах. Эта школа-интернат предлагает своим ученикам высоко структурированную программу с множеством интересных занятий, ориентированных на разные группы интересов.

Витамины
Витаминная терапия применялась для лечения аутизма с 1960-х годов. Она широко пропагандировалась американским психологом Доктором Бернардом Римлендом, работавшим в Институте Изучения Аутизма в Сан-Диего, Калифорния. Он также является основателем Американского Общества Аутизма. Были проведены научные исследования и, несмотря на то, что результаты не были слишком впечатляющими, некоторым людям все-таки удалось помочь. Среди предложенных витаминов были витамин А, витамин B6 и витамин С.

Медикаменты
Многие люди, страдающие аутизмом, подвергаются медикаментозной терапии, несмотря на то, что нет доказательств их положительного эффекта. Профессор Майкл Раттер в лондонском Госпитале Мэдсли провел дополнительное документальное исследование в 1999 и подтвердил сделанные ранее выводы о том, что нет лекарства, которое вызывало бы сильные положительный эффект в борьбе с аутизмом.

Поведенческий кризис проходит тяжело для всех. Однако с ним особенно трудно справиться, если он наступил в общественном или людном месте. Вот несколько рекомендаций для родителей, чьи дети склонны к истерикам в общественных местах.

Для детей с аутизмом особенно полезны визуальные подсказки и , которые позволяют им лучше понять ваши ожидания. Вы можете написать отдельную социальную историю для каждого посещения общественного места, которое предстоит вам с ребенком. Например, это может быть история о том, как ребенок идет в продовольственный магазин вместе со своей мамой, и как ему не нравится, что там слишком шумно. Ему хочется закричать, но вместо этого он просит маму о помощи. Она его крепко обнимает, чтобы помочь ему успокоиться, и говорит ему, что они уйдут из магазина через 5 минут, а также предлагает ему наушники для ушей.

Вы можете использовать изображения, чтобы рассказать ребенку историю или иначе сообщить о своих ожиданиях от его поведения. Например, вы можете сделать специальную карточку, которую ваш ребенок сможет вам дать, когда он чувствует слишком сильное напряжение и нуждается в перерыве.

Во время визита в общественное место вы можете использовать для поддержки серию картинок, иллюстрирующих предстоящее событие шаг за шагом. Это поможет ребенку заранее понимать, что его ждет. Вы можете использовать доску «сейчас-потом» на которой размещаются две картинки, иллюстрирующие, что будет происходить в данный момент, и что произойдет потом. Например, на первой картинке ребенок тихо сидит в ресторане, а на второй картинке изображена награда, которую вы ему пообещали за хорошее поведение.

Предварительная практика. Проиграйте по ролям поход в магазин, библиотеку, ресторан или любое другое место, куда вы планируете отправиться с ребенком. Помогите ребенку потренироваться в хорошем поведении во время ролевой игры. Проигрывайте и возникновение потенциальных проблем. Такие репетиции проблем могут помочь вашему ребенку выстоять длинную очередь или смириться с тем, что в магазине нет его любимой игрушки.

Начинайте с малого. Лучше всего начать с малого, поскорее вернуться домой или вернуться в это место после продолжительного перерыва. Так что если вы планируете первый визит в ресторан, то закажите только закуску, десерт или напиток, а потом уходите. Возвращаясь в продовольственный магазин после долгого перерыва, возьмите только один товар и сразу направляйтесь домой. Постепенно увеличивайте время, которое ребенок проводит в людных местах, определяя его готовность по его поведению. Помните, один успех ведет за собой другой.

Вовлекайте вашего ребенка. Помогайте вашему ребенку выполнять как можно более активную и ответственную роль во время визитов в общественные места. Например, поручите ему складывать все товары в тележку в супермаркете. Или позвольте ему самому выбрать книгу в библиотеке.

Держите наготове игрушки или другие предметы, чтобы отвлечь ребенка. Любому ребенку проще перенести неизбежное с помощью маленькой любимой игрушки или компьютерной игры.

Обучайте ребенка стратегиям самоуспокоения. Полезно придумать сразу несколько возможных вариантов того, что может успокоить вашего ребенка. Вы сами лучше всего знаете, что могло бы ему помочь. Одна такая стратегия — подсказать ребенку делать глубокие вдохи. Другая стратегия — попросить его закрыть глаза и сосчитать до 10 или подумать о своем любимом месте. Другие дети могут взять в руки любимую мягкую игрушку или напевать под нос любимую песенку. Очень важно определить все возможные стратегии для самоуспокоения и попрактиковаться в них в комфортной обстановке, когда ребенок спокоен. Только тогда ребенку будет несложно прибегнуть к этим стратегиям в состоянии стресса.

Награждайте хорошее поведение. Помимо однозначных ожиданий, опишите, какая награда последует за хорошее поведение. Например, объясните ребенку, что если он не будет хватать все подряд и кричать в магазине, то по возвращению домой его ждут 15 минут любимой игры. Ожидание положительного события может мотивировать его на хорошее поведение.

Подготовка и планирование могут значительно уменьшить риск истерики в общественном месте. Однако, скорее всего, они не сведут их к нулю. Вот несколько советов по реагированию на поведенческий кризис в публичном месте:

Сохраняйте спокойствие. Делайте глубокие вдохи и постарайтесь оценить ситуацию.

Остановитесь и помогите ребенку. Если это возможно, прекратите то, чем вы занимаетесь и сосредоточьтесь на помощи ребенку. В первую очередь, напоминайте ему об отрепетированных стратегиях для самоуспокоения и/или попробуйте отвлечь его игрушкой или предметом, который вы взяли для этой цели.

Скажите свидетелям истерики, что им лучше сделать. В случае необходимости вы можете сказать что-то вроде: «У моего сына аутизм. Пожалуйста, отойдите. Свободное пространство поможет ему успокоиться». Некоторые родители, чьи дети склонны к истерикам, носят с собой специальные визитки или листовки, в которых объясняется, что такое аутизм, и с чем связано поведение их ребенка. Это позволяет вам не вдаваться в объяснения при ребенке, а просто протянуть визитку или листовку в случае необходимости. Большинство людей будут готовы помочь, если у них будет информация о том, что именно происходит. Не бойтесь попросить постороннего человека позвать менеджера торгового зала на подмогу или помочь убрать опасные предметы подальше от ребенка. В самых крайних ситуациях может потребоваться вызов экстренной службы, хотя такой вариант никому не нравится. В любом случае, на первом месте должна стоять безопасность ребенка и окружающих.

Статьи по теме: