Как обработать верхний и боковые срезы фартука. Обработка нижнего и боковых срезов фартука

- Подготовка ткани к раскрою (выявление дефектов, утюжка, определение лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити).

- Подготовка выкройки к раскрою.

Нанести на выкройку основные конструктивные линии: линия низа, линия бока, линия середины-сгиба, линия груди, место расположения кармана, нанести значения припусков на подгибку низа, на обработку швов, количество деталей, направление долевой нити.

-Раскрой фартука . Ткань сложить лицевой стороной внутрь, по долевой нити. Выкройку приколоть к ткани, совмещая сгиб ткани и выкройки. Вырезать выкройку фартука с учетом припусков: боковые швы – 1 см, по линии низа – 3 см. Выкроить карман, бретели, завязки пояса с учетом припусков.

-Обработка бретелей и деталей пояса . Детали бретелей и пояса сложить пополам лицевой стороной внутрь, срезы уравнять. Сметать или сколоть булавками по одному продольному и поперечному срезам, оставив один поперечный срез для выворачивания. Стачать детали по наметке, ширина шва 1 см. Выполнить закрепки вначале и конце шва. Удалить наметку или булавки. Деталь оттужить, уголки срезать на расстоянии 2 – 3 мм от шва. Деталь вывернуть на лицевую сторону, уголки выправить. Отутюжить, делая перекант 1 мм.

-Обработка кармана на верхнем слое фартука .

Наметить с изнаночной стороны на детали кармана припуски на обработку верхнего среза кармана (4 см от верхнего края) и боковых срезов (1см от бокового края).

Припуск верхнего среза кармана перегнуть на изнанку и заметать на 0,5 см от намеченной линии. Отстрочить по намеченной линии, наметку удалить, приутюжить. Подогнуть на изнаночную сторону нижний срез кармана и заметать на 0,5 см от сгиба. То самое сделать с боковыми срезами кармана. Карман наложить на основную деталь фартука приколоть булавочками, наметать. Настрочить, делая закрепки у входа в карман. Отутюжить.

-Соединение верхнего и нижнего слоев, бретелей и завязок фартука .

Сложить детали фартука лицевыми сторонами внутрь. Между деталями вложить бретели со стороны верхнего среза нагрудника так, чтобы концы бретелей были направлены вниз. Сколоть детали. Между деталями вложить детали пояса со стороны боковых срезов так, чтобы концы деталей пояса были направлены в бок. Сколоть, сметать детали по верхнему и боковым срезам, оставляя открытым нижний срез фартука. Стачать детали, выполняя закрепки вначале и конце шва. Ширина шва 1 см. Наметку удалить. Приутюжить шов. Фартук вывернуть на лицевую сторону, выправить углы, отутюжить.



-Обработка нижнего среза фартука швом в подгибку с открытым обметанным срезом.

Обметать на оверлоке нижний срез фартука. Обметанный срез подогнуть, заметать так, чтобы он закрывал нижний слой фартука. Застрочить подогнутый срез на расстоянии 2 мм от подогнутого края, выполняя закрепки вначале и конце шва. Шов отутюжить.

-Окончательная ВТО фартука. Выполнить окончательную влажно-тепловую обработку фартука.

Экономическое обоснование

Материально- технические ресурсы.

Для изготовления фартука мне потребовались следующие инструменты, материалы и оборудование: ткань плащевая «Оксфорд» 1,5 метра при ширине 150 см, ткань бязь 1,5 метра при ширине 150 см, нитки швейные в тон, нитки контрастные для сметывания, портновский мел, сантиметровая лента, бумага для построения выкройки, портновские булавки, игла ручная, игла машинная №100, распарыватель швов, швейная машина, утюг, гладильная доска.

Финансовые затраты на изготовление фартука

Себестоимость моего изделия получилась небольшая - 535 рублей, так как я сшила фартук сама, а затраты денежных средств были только на материалы. В магазине спецодежды такой фартук стоит дороже, начиная от 700 рублей.

Пошив фартука – это почти безотходное производство, потому что из остатков ткани можно сшить салфетку в технике лоскутной пластики, головной убор, прихватку.

Пошив фартука своими руками – это выгодное производство!

Информационные ресурсы

Для осуществления проекта я привлекала учителя технологии (консультации), книги по теме, журналы по шитью, ресурсы сети интернет.



Экологическое обоснование.

Работая над проектом, я в первую очередь определила требования к фартуку.

Гигиенические: все материалы должны иметь гигиенический сертификат соответствия. Материалы для пошива должны содержать в своем составе и натуральные и искусственные волокна.

Эксплуатационные . Удобство модели для рабочего процесса - разрезы посередине или сбоку упрощают движения возле рабочих поверхностей. Не должно быть предметов декора, кроме вышитого логотипа заведения. Материал фартука должен иметь специальное защитное покрытие, которое препятствует впитыванию грязи, жира, воды и других жидкостей. Строчки должны быть качественными и ровными. Фурнитура крепко пришита. Цвет фартука, количество карманов, клапанов, их форма выбираются в соответствии с предпочтениями поваров или владельцев заведения.

Эстетические: изделие должно быть красивым, гармонично сочетаться с униформой остальных сотрудников ресторана, фирменными цветами заведения. Крой должен подходить для формата заведения: короткие фартуки чаще приобретают для небольших кафе и фастфудов, длинные - для ресторанов.

При изготовлении фартука соблюдала правила безопасного труда при ручных и машинных работах, при работе с инструментами для шитья, работе с электроприборами (утюгом). Правила даны в приложении №1.

С экологической точки зрения процесс изготовления и процесс эксплуатации моего изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, так как мой фартук сшит из экологически чистых материалов. Процесс пошива фартука – это экологически чистое производство!

Презентация проекта.

Мое изделие получилось красивым, функциональным, соответствует всем требованиям. И самое главное очень понравилось папе. Теперь он носит его на работе. Презентация проекта может быть организована в следующих вариантах: рассказ и демонстрация изделия на манекене, компьютерная презентация, демонстрация изделия на себе с пояснениями. Я выбрала вариант презентации изделия на манекене с пояснениями. Презентацию и защиту проекта я буду осуществляться по следующему плану.

План защиты и презентации проекта.

1. Сообщение темы проекта.

2. Аннотация проекта (рассказать о чем проект, цели и задачи)

3. Краткая историческая справка (история фартука)

4. Описание работы над изделием

Какие материалы, инструменты и оборудование использовались.

- какие технологические приемы применялись при изготовлении изделия (как шили фартук, последовательность его изготовления)

5. Какие трудности и проблемы были в работе, что было легко и просто.

6. Что нового узнали при выполнении проекта, чему научились.

7. Если бы снова выполняли проект, что бы изменили, подкорректировали, что бы оставили без изменений.

8. Самооценка проекта (как сами оцениваете свое изделие, довольны ли вы, понравилось ли вам шить фартук, писать проект).

Готовое изделие.

Библиографический список.

1 Иллюстрированный толковый словарь русского языка. / В.И.Даль. – М.:

Эксмо, 2009. – 896 с.: ил.

2 Махмутова Х.И. Конструируем, моделируем, шьём. Книга для учащихся. –

М.: Просвещение, 2009.

3. Технология: учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: «Вентана-Граф», 2010г.-256с.

4. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2011г.-160с.

Приложение № 1.

Техника безопасности

Тема урока: Технология обработки фартука.
Цель урока: Дать учащимся сведения по технологии пошива фартука, способствовать
развитию навыков работы на швейной машине.
Задачи урока:
­ закрепить знания о видах обработки изделий;
­ закреплять полученные знания практикой;
­ стимулировать познавательную деятельность.
Оборудование: образец изделия, инструменты, крой изделия,
инструкционная карта, деформированный текст, карточки с
заданием, проверочные тесты, словари, иллюстрации.
Словарь: обтачной, стачной, долевая, поперечная, спецодежда
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Подготовка к уроку, отметка отсутствующих учащихся.
­ Урок пройдет в виде деловой игры «Работа в сфере обслуживания
населения».
С некоторыми профессиями мы знакомы из нашего жизненного опыта, но
с другой стороны – со стороны потребителя услуг. Сегодня вы именно
поработаете в некоторых сферах услуг в качестве работников некоторых
профессий.
II.
Повторение.
­ Что такое обтачка?
­ Для чего применяют обтачку?
­ Какие виды обтачек вы знаете?
­ Чем отличается косая обтачка от долевой и поперечной?
­ Почему закругленный срез нужно обрабатывать косой обтачкой?
­ Назовите виды косой обтачки?
­ Для чего применяют сборки?
­ Каким способом можно выполнить сборки?
Тест «Правильно – неправильно»
Если вы согласны с данным утверждением, поставьте + , если нет,
то –

1.Обтачка – это собранная в сборку полоска ткани
2.Косая обтачка не тянется
3.Долевая обтачка выкраивается по поперечной нити
4.Обтачка – это полоска ткани для обработки срезов детали
5.Поперечная обтачка выкраивается по поперечной нити
6.Закругленные срезы обрабатывают косой обтачкой
7.Сборки применяют для лучшего облегания фигуры
8.Для выполнения сборок прокладывают три строчки
9.Косые обтачки не бывают двойными
10.Для выполнения сборок прокладывают две строчки
­
­
­
+
+
+
+
+
­
+
Проверка теста.

III.
Целепалагание.
­ Посмотрите, что здесь написано. Буквы случайно перемешались, но вы
постарайтесь сложить их правильно, и тогда узнаете тему нашего урока.
РТ ФА УК НА Я ПО СЕ
­ Назначение фартука. Служит для защиты одежды от загрязнений. Фартук
является специальной одеждой – спецодеждой.
­Давайте вместе посмотрим а каких случаях используют фартук:
­уборка квартиры, приготовление пищи, как часть школьной формы, для
работы на производстве, работе в саду и других работах.
­нарядные фартуки для сервировки стола, обслуживание гостей
­как часть национального костюма.
Виды фартуков: с нагрудником, на поясе.
Покажите и посчитайте фартуки с нагрудником
Покажите и посчитайте фартуки на поясе.
Мы будем шить фартук на поясе, обработанный двойной косой обтачкой.
Образец.
­Крой фартука на поясе состоит из двух деталей: основная и пояс.
Зарисуйте в тетрадях детали фартука и подпишите срезы кроя.

Назовите срезы кроя основной детали фартука.
Форма основной детали: прямоугольная, закругленная, углом.
Иллюстрация фартуков на поясе. Повторите.
Ткани. Фартуки шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей. Для
приготовления пищи подбирают светлые ткани, для уборки и работы по дому
– темные.
Применяемые швы: стачной, обтачной. Закругленные срезы обрабатывают
косой обтачкой.
IV.
Закрепление.
­ Посмотрите на иллюстрации, обратите внимание на формы. Цвета,
дополнительные детали фартуков. Ответьте на вопросы:
­ сколько девочек в школьных фартуках?
­ сколько фартуков с желтым цветом?
­ сколько синих фартуков?
­ сколько фартуков на поясе?
­ сколько фартуков с нагрудником?
­ что здесь лишнее?
V.
Изготовление фартука.
VI. Работа с инструкционной картой.
1. Подготовить косую обтачку
2. Обработать боковые и нижний срезы косой обтачкой
3. Обработать пояс
4. Выполнить сборки по верхнему срезу
5. Обработать верхний срез поясом
6. Отутюжить изделие, сложить
VII.
Закрепление.
­ Самостоятельное чтение
ТЕСТ «Фартук на поясе»
1.Фартуки относятся
а) к верхней одежде
б) к спецодежде
в) к нательному белью
2.Крой фартука ­ это
а) деталь, вырезанная из бумаги
б) деталь, вырезанная из картона
в) деталь, вырезанная из ткани

3.Крой фартука на поясе состоит
а) из 1 детали
б) из 2 деталей
4.Верхний срез фартука обрабатывают
а) швом вподгибку
б) поясом
в) стачным швом
5.К деталям кроя фартука относят
а) оборка
б) пояс
в) обтачка
6.Фартук на поясе относится
а) к плечевым изделиям
б) к поясным изделиям
7.Какой шов не применяют для пошива фартука
а) обтачной
б) двойной
в) стачной
VIII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
1.Подготовка кроя к обработке. Определить середину деталей путем
сложения. Проложить строчки прямых стежков по линиям середины
основной детали и пояса. Сметать и стачать части пояса, разутюжить шов.
2. Подготовка обтачки. Сметать и стачать части обтачки, разутюжить шов.
Складывание обтачки вдвое сметать края, приутюжить по сгибу.
IХ. Итог урока.

остроение чертежа фартука будем выполнять для фартука вот такого вида.

Снятие мерок.

Для построения фартука с грудкой необходимо снять всего четыре мерки:

1. Обхват талии От

Измеряется вокруг туловища по линии талии, используется для определения длины пояса.
Для правильного определения уровня талии завяжите вокруг туловища резинку и немного подвигайтесь. Резинка сама ляжет на самое узкое место туловища, т.е на талию.

2. Обхват бедер Об

Измеряется вокруг туловища через наиболее выступающие точки ягодиц. Используется для определения ширины нижней части фартука.

3. Длина грудки Дгр

Измеряется по линии середины переда от линии талии до желаемой высоты грудки фартука

4. Длина изделия Ди

Используется для определения длины нижней части фартука. Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины фартука

Для примера приведу мерки девочки одинадцати лет:

От -60 см
Об = 80 см
Дгр = 22 см
Ди = 45 см

Построение фартука будет выполняться на половину фигуры, поэтому мерки обхватов нужно разделить пополам. В результате деления получатся мерки полуобхватов, которые обозначаются большой буквой С: полуобхват талии — Ст, полуобхват бедер - Сб.

Полуобхват талии Ст = От / 2 = 60/2 = 30см

Полуобхват бедер Сб = Об / 2 = 80 / 2 = 40 см

Не пугайтесь его простоты, в дальнейшем на этапе моделирования, Вы сможете изменить его до неузнаваемости.

Построение чертежа выполняется на листе бумаги размером ориентировочно 50 х 100 см.

Для построения чертежа фартука нам необходимы следующие мерки:

Полуобхват талии Ст = 30 см

Полуобхват бедер Сб = 40 см

Длина грудки Дгр = 22 см

Длина изделия Ди = 45 см

1 этап. Построение основных линий чертежа

1.1 Линия середины фартука

Отступив 5-10 см от левого края бумаги, провести вертикальную линию — это будет линия середины фартука.

1.2. Линия уровня талии

Отступив от верхнего края бумаги расстояние чуть больше, чем мерка Дгр, провести горизонтальную линию — это будет линия талии.

Пересечение линии середины и линии талии обозначить буковой Т.

В дальнейшем все точки расположение на линии талии будем обозначать буковой Т с цифровым индексом (Т1, Т2, Т3 и т.д.)

2 тап. Построение горизонтальных уровней чертежа фартука

2.1. Линия низа

От точки Т вниз по линии середины отложить мерку Ди и отметить точку Н. Через точку Н провести горизонтальную линию — это будет линия низа.

2.2. Линия верхней части фартука (грудки)

От точки Т вверх по линии середины отложите мерку Дгр и отметьте точку В. Через точку В проведите вправо горизонтальную линию - это будет линия верхней части фартука (грудки)

Важно! Линия грудки, линия талии и линия низа должны быть параллельны, проверьте соблюдение этого условия.

В дальнейшем все точки, расположенные на линии низа, будем обозначать буквой Н с цифровым индексом (Н1, Н3, …) и точки, расположенные на линии верхней части фартука, - буквой В с цифрой (В1, В2, …).

3 этап. Построение линий ширины частей фартука

3.1. Ширина верхней части фартука

От точки Т вправо по линии талии откладываем 10 см и отмечаем точку Т2. От точки Т2 вверх проводим вертикальную линию до пересечения с линией грудки, на пересечении отмечаем точку В2

Важно! Линия Т2В2 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.

3.2 Ширина нижней части фартука

От точки Т вправо по линии талии откладываем мерку Сб и отмечаем точку Т3. Из точки Т3 вниз проводим вертикальную линию до пересечения с линией низа, на пересечении отмечаем точку Н3.

Важно! Линия Т3Н3 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.

4 этап. Построение пояса фартука

Пояс нашего фартука завязывается сзади на талии. Следовательно, длина пояса фартука будет равна мерке От плюс какая-то величина необходимая для завязывания. По опыту могу сказать, что для завязывания достаточно запроектировать длину концов по 30 см каждый.

От точки Т вправо по линии талии откладываем величину равную сумме Ст+30см и отмечаем точку Т1 - это точка конца пояса фартука.

Ширина пояса может быть любой, и зависит она от особенностей модели и технологии изготовления. Мы возьмем, для примера, ширину пояса в готовом виде 3см.

От точки Т вверх по линии середины отложим 3 см и отметим точку П. И от точки Т1 вверх отложим 3см, отметим точку П1. Точки П и П1 соединим прямой линией — это будет линия верхнего края пояса.

По технологии изготовления предполагается, что пояс будет двойной и состоять из двух одинаковых деталей.

5 этап. Построение бретелей фартука

На рассматриваемой модели фартука две бретели, которые завязываются сзади на шее.

Возьмем длину каждой бретели 40 см, а ширину бретелей такую же, как ширину пояса - 3 см в готовом виде. По технологии изготовления бретель предполагается сделать двойной и состоящей из одной детали сложенной пополам.

Построим бретель в виде прямоугольника: длина -40 см, высота — ширина бретели в крое, т.е 6 см.

Вот и все. Чертеж готов. Обведем линии чертежа цветом, например зеленым, как у меня, подпишем названия деталей фартука, их количество, отметим расположение сгибов.

План урока

Класс: 5 «А» класс

Тема раздела: Создание изделий из текстильных материалов

Тема урока: Технология изготовления швейного изделия. Обработка боковых и нижнего срезов фартука.

Цель урока: Формирование умений и навыков обработки срезов изделия, используя краевые швы в подгибку.

Задачи ведущие к достижению личностных результатов : проявление познавательных интересов и активности в процессе работы над определением способов обработки срезов изделия; развитие ответственности за качество своей деятельности;

Метапредметных результатов : овладение приемами, правилами, технологией обработки срезов изделия краевыми швами; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности ; отражение в устной форме результатов своей деятельности; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Предметных результатов: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин.

Тип урока: урок применения предметных ЗУН.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Организация деятельности учащихся на уроке:

Самостоятельно определяют тему, цели урока;

Определяют способы обработки боковых срезов изделия;

Работают с технологической картой;

Отвечают на вопросы;

Выполняют практическую работу по обработке боковых срезов;

Оценивают себя и друг друга.

Оборудование:

Методическое оснащение урока: рисунки моделей рабочей одежды и фартуков; образец - эталон фартука; образцы краевых швов; мультимедийное оборудование.

Дидактическое обеспечение: технологические карты: « Выполнение шва в подгибку с закрытым срезом», «Выполнение стачных швов» ; материалы для закрепления знаний учащихся; критерии оценивания качества выполненной работы; учебник; рабочая тетрадь. «Правила техники безопасности при работе со швейной машиной, электрическим утюгом, ручными инструментами».

Инструменты и материалы: детали фартука; нитки, иголка ручная, ножницы, швейная бытовая машина; гладильная доска; утюг.

Меж предметные связи: математика, изобразительное искусство, ОБЖ.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

Определение последовательности завершающих операций с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (обработка боковых срезов изделия швом в подгибку)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, учащимися в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Ход урока

Этапы урока

Методы, приемы обучения

Формы учебного
взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный этап

Фронтальная

Цель: формирование мотивации к познавательной деятельности, способствовать формированию умения организовывать свое рабочее место.

Доброе утро!

Я рада видеть вас сегодня на уроке!

Поприветствуем друг друга и пожелаем успехов в работе.

Садитесь.

Отметка явки на урок.

Слайд № 1

Готовность мы проверили до начала урока.

Все готово, следовательно, можно приступить к работе.

Цель: включиться в деловой ритм урока.

Приветствуют учителя и друг друга.

Отчет дежурных о готовности класса.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2.Актуализация знаний

Анализ и обсуждение способов обработки кармана.

Фронтальная, групповая

Цель: проверить усвоение учащимися темы: «Обработка карманов и соединение их с нижней частью фартука», выявление пробелов их коррекция.

Сегодня мы работаем по маршрутным листам. Я думаю каждый уже познакомился с предстоящей работой на уроке.

Скажите, какой первый этап работы мы должны выполнить?

Верно. Поэтому сейчас мы проверим как вы поняли пройденную тему. Для этого в маршрутном листе каждый найдет для себя индивидуальное задание, которое выполняет и оценивает себя (ставит +; -) затем вы должны поменяться заданиями и проверить правильность его выполнения.

Молодцы. С поставленной задачей справились.

Цель: проверить правильность и осознанность выполнения д/з, развивать умение оценивать работу других.

Повторить тему: «Обработка карманов и соединение их с нижней частью фартука».

Работают в маршрутных листах, отвечая на поставленные задания.

Самооценка, взаимооценка.

Личностные:

Регулятивные:

взаимодействовать с одноклассниками.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать ответ в поставленной задаче; умение осознанно строить речевое высказывание.

3. Мотивационно-целевой этап

Беседа.

Фронтальная, индивидуальная.

Цель: подготовка к основному этапу урока; обеспечить мотивацию учащихся к усвоению нового материала.

Мы повторили обработку карманов и соединение их с фартуком.

Скажите, какая работа нас ожидает дальше?

Верно. Какие срезы фартука нам необходимо обработать?

Сформулируйте тему нашего урока!

Слайд № 2

Молодцы.

Запишите тему в маршрутный лист.

А теперь каждая для себя поставьте задачи на сегодняшний урок. Впишите их в маршрутный лист.

Слайд № 3

Любая работа включает определенный алгоритм действий. Есть ли у вас предложения по какому алгоритму сегодня нам предстоит работать?

Слайд № 4

Верно.

Определить способ обработки срезов изделия.

Выполнить обработку боковых и нижнего срезов фартука.

И конечно проконтролировать качество выполненной работы.

В маршрутном листе поставьте себе + за правильно сформулированную тему и поставленные задачи.

Цель: подготовиться к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Обработка срезов фартука.

Боковые и нижний срез.

Обработка боковых и нижнего среза фартука.

Работают над определением задач урока:

Проговаривают задачи.

Для чего обрабатывают срезы. Какие способы используют для обработки срезов.

Какие требования необходимо соблюдать.

Обработать срезы фартука.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать с классом.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

4. Первичное закрепление (изучение нового материала )

Беседа по уточнению и конкретизации знаний.

Индивидуальная

Цель: Выяснить уровень усвоения знаний и способов действий по технологии обработки срезов изделия.

Для того чтобы определить способы обработки срезов фартука вспомните какие машинные швы вы уже выполняли. Определите какие из них можно использовать для обработки срезов фартука.

Слайд № 5

Как вы уже проговорили боковые и нижний срезы фартука можно обработать краевыми швами, а именно швом в подгибку с закрытым срезом.

Этот шов вы уже знаете, поэтому можете самостоятельно, используя технологическую карту в маршрутном листе, выполнить обработку срезов.

Слайд № 6

Есть вопросы по выполнению шва в подгибку с закрытым срезом?

Если есть вопросы проговорить технологию его выполнения.

Подобной рабой на производстве занимаются технологи швейного производства.

Слайд № 7.

В маршрутном листе поставьте себе + за правильно выбранный способ обработки срезов.

Молодцы. А теперь разомнемся, подготовимся к практической работе.

Физкультминутка

Потрудились - отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки кверху поднимаем

И немного покачаем.

Чуть назад, вперёд прогнулись

И друг другу улыбнулись.

Нам за партой не сидится,

Разминаем поясницу.

Повороты влево, вправо.

Так мы отдохнем на славу.

Цель: усвоить знания и способы действий по технологии обработки срезов изделия.

Определяют какие швы можно использовать для обработки срезов изделия.

Краевые швы в подгибку.

Соединительные стачные швы.

Краевые швы в подгибку -потому что они используются для обработки краев изделий.

Стачные швы - для соединения деталей.

Выступают по очереди определяя способ обработки срезов своего фартука.

Рассказывают технологию выполнения шва в подгибку с закрытым срезом.

Читают информацию о технологе швейного производства.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (практическая работа)

Практическая работа

Индивидуальная работа учащихся

Цель: обеспечить усвоение учащимся способов обработки срезов изделия; активизировать самостоятельность в добывании знаний; развивать умение осмысленно работать с технической документацией.

Перед началом практической работы вспомните Правила техники безопасности.

Слайд № 8

Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы - дальше от иголки,

Под косынки спрячем чёлки.

Давайте, повторим все вместе:

Хранить булавки в определённом месте.

Чтоб не болели зубы и живот,

Не брать иголки и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами
к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми - может быть беда.

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку поскорей поставь утюг!

Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.

Ваш экзамен принимаю
и к работе допускаю.

А теперь подготовьте рабочее место, уберите все лишнее и приступайте к работе.

Контролируйте качество своей работы с помощью инструкционной карты в маршрутном листе.

Слайд № 9

Выполнением технологических операций на производстве занимается швея.

Слайд № 10

(Учитель делает обходы, оказывает необходимую помощь учащимся в выполнении практической работы, контролирует соблюдение правил техники безопасности)

Цель: усвоить и практически отработать способы обработки срезов изделия, технологическую последовательность и технические условия на выполнение краевых швов.

Проговаривают ТБ по слайду.

Готовят рабочее место.

Выбирают необходимые инструменты и материалы.

Выполняют обработку нижней части фартука в соответствии с требованиями технологической карты.

Знакомятся с профессией швея.

П.Р. Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

6 . Рефлексивно-оценочный этап

Фронтальная

Самоанализ.

Цель: получить информацию об уровне усвоения учащимися новых знаний и способов действия.

Отложите выполненную работу.

А теперь у нас работает ОТК - отдел технического контроля.

Слайд № 11

Вот и вам предстоит оценить свою работу в соответствии с требованиями к качеству выполнения шва в подгибку с закрытым срезом.

Контроль качества:

1. Ширина шва одинакова по всей длине.

2. Величина первой и второй подгибки 5 - 7 мм.

3. Машинная строчка проложена на расстоянии 1-2 мм, от края внутреннего подгиба.

4. Швы хорошо приутюжены.

За правильное выполнение ставите себе + в маршрутном листе.

Цель: проверить правильность усвоения учебного материала.

Знакомятся с профессией контролер.

Оценивают выполненную работу в соответствии с требованиями к качеству работы. Самоконтроль.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные:

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

7 . Задание на дом

Фронтальная

Индивидуальная.

Цель: способствовать формированию умений использовать новые знания в разных ситуациях.

Д/З: Подготовить пояс, фартук; инструменты: игла, ножницы, нитки.

Попытаться закончить работу по обработке срезов дома - кто не успел???

В этом вам поможет учебник параграф 13, стр. 60-61; или технологическая карта в маршрутном листе.

Цель: проверить степень усвоения новых знаний в разных ситуациях

Определяют для себя д/з.

Записывают Д/З в дневник.

8.Подведение итогов

Анализ и обсуждение.

Цель: способствовать формированию умений анализировать свою деятельность и выполнить самооценку.

Ответьте на вопросы:

Что нового я узнала?

Чему я научилась?

Все ли у меня получилось? Почему?

Какое настроение после урока?

Спасибо за урок!

Наведите порядок на рабочих местах.

До свидания.

Отвечают на вопросы.

Обозначают свое настроение в смайликах.

Уборка рабочих мест.

Личностные: умение провести самооценку Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

Познавательные: умение сформулировать свой ответ;

умение оценить свою работу.

1. Раскрой фартука

Продекатировать ткань. Определить изнаночную и лицевую стороны ткани. Определить направление нити основы. Выявить и обозначить дефекты ткани, определить характер рисунка (направленный или ненаправленный). Осуществить рациональную раскладку лекал (стараясь, чтобы расход ткани был минимальным) с учетом направления нити основы и характера рисунка, величины припусков. Обмелить лекала сплошной линией (тонко отточенным мелом, мылом или карандашом). Толщина меловых линий не должна превышать 1мм. Убедиться в том, что все детали кроя обмелены. Нанести на ткань штриховыми линиями припуски на швы и обработку деталей. Вырезать детали кроя.

2. Подготовка деталей кроя к пошиву

Проверить наличие всех деталей кроя:

Перенести контурные линии на вторую сторону деталей и парные детали. Проложить контрольные линии посередине нижней части фартука, грудки, пояса, кармана (модель №2). С помощью лекала наметить место расположения кармана на нижней части фартука. С помощью копировальной строчки перенести место расположения кармана на другую половину нижней детали фартука (для модели №1). Наметить место расположения складок на нижней части фартука (с помощью надсечек).

3. Обработка мелких деталей

Обработка бретелей (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами). Одновременно обрабатываются концы бретелей.

Обработка пояса (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами обрабатываются концы пояса и его завязывающиеся части, при этом средняя часть пояса остается открытой).

Обработка накладных карманов. В данной модели верхний срез карманов обрабатывают настрочной бейкой (долевой для обеспечения формоустойчивости), боковые срезы кармана заметываются на изнаночную сторону.

4. Обработка основных деталей

Обработка грудки. Обтачивают верхний срез грудки настрочной бейкой, предварительно приметав бретели, уложив их лицевой стороной на изнаночную сторону грудки, обработанными продольными сторонами в внешней стороне грудки. Внешние края бретелей должны совпадать с размеченными линиями боковых краев грудки. Долевую бейку приметывают лицевой стороной к изнаночной стороне грудки, поверх бретелей. Обтачивают, отворачивают бейку на лицевую стону грудки и настрачивают, подогнув второй срез бейки.

Боковые стороны грудки заметывают и застрачивают швом вподгибку с закрытым срезом.

На нижней части фартука размечают и заметывают мягкие складки по верхнему срезу, Размечают, наметывают и настрачивают накладные карманы, выполняя в их верхних углах закрепки.

Обтачивают нижний срез фартука настрочной бейкой.

Заметывают и застрачивают боковые стороны нижней части фартука

5. Сборка изделия

Приметать грудку к нижней части фартука, укладывая грудку изнаночной стороной на изнаночную сторону нижней части фартука и совмещая контрольные линии

Приметать пояс к нижней части фартука, складывая лицевыми сторонами внутрь, совмещая середины и уравнивая срезы. Ширина шва 6мм

Притачать пояс и грудку к нижней части фартука, ширина шва 7мм

Удалить нити приметывания грудки и пояса к нижней части фартука, разрезая через каждые 10-15см. Заутюжить припуски шва притачивания в сторону пояса

Удалить нити заметывания и наметывания пояса. Приутюжить пояс

Наметать и настрочить верхний край пояса на грудку, совмещая середины, по сгибу пояса, ширина шва 1-2мм

Удалить нити наметывания грудки с помощью колышка

6 Окончательная обработка фартука

Удалить все строчки временного назначения и меловые линии

Отутюжить готовый фартук

Проверить качество готового изделия

Статьи по теме: