Как научить ребенка быть внимательным и сосредоточенным. Как научить ребенка быть внимательным

Все родители мечтают, чтобы их чадо было самым красивым, успешным, умным, любимым и, конечно же, внимательным. И именно последнее сыграет огромную роль в недалеком его будущем. Только тогда, когда ребенок растет внимательным, показанные ему обучающие фильмы, мультики, прочтенные книги смогут его чему-то научить. Такой ребенок ни в коем случае не упустит ничего из услышанного и увиденного.

Жаль, но такое поведение присуще не всем деткам. И мы зачастую упускаем такую немаловажную составляющую, как умение концентрировать внимание. Уже в начальной школе родители узнают от педагогов, что их ребенок частенько отвлекается на уроках. Именно тогда большинство мам и пап начинают думать, что с ребенком что-то не то. Поэтому давайте выясним, что делать с такой неприятной ситуацией!

Что такое внимание?

Внимание – это качество, развивать которое необходимо начинать с 2–3 лет.

Именно в этом возрасте дети уже способны хорошо все понимать, запоминать. Научить ребенка внимательности — это значит показать ему, как быть сконцентрированным, сосредоточенным на определенном явлении, объекте или событии.

Как научить маленького ребенка быть внимательным?

У самых маленьких на внимательность больше всего влияет состояние здоровья и эмоциональный фон. К примеру, если у вашего маленького чада заболел живот, то навряд ли он станет долго смотреть с вами книжку или слушать сказку. Или если он очень возбужден, капризен, то не просидит и минуты на представлении или детском концерте. Именно поэтому вашей главной задачей является забота о здоровье малыша. И только тогда вы сможете научить его внимательности, усидчивости.

В более же старшем возрасте ребенка гораздо сложнее научить этим качествам, ведь на него влияет уже намного больше факторов, чем в маленьком возрасте. Давайте их рассмотрим.

Факторы, влияющие на ребенка

  1. Что-то новое. Любой новый мультик, будучи интересным, необычным вызовет у ребенка особый интерес, внимательность, поскольку будет являться достаточно ярким событием для него.
  2. Старенькое тоже ничего! Старые положительные эмоции ребенка порой заставляют его с еще большим интересом и внимательностью слушать сто раз прочитанную сказку или смотреть один и тот же детский фильм.
  3. Совпадение интересов. Чтобы привлечь особое внимание ребенка, нужно найти максимально интересное занятие для него. Для девочек оно может быть связано с куклами, для мальчиков — с машинками.
  4. Понятность информации. Вся информация для ребенка должна быть понятной и доступной. Только в этом случае он будет усидчив, сконцентрирован, внимателен. Вспомните, как неинтересно было изучать английский в младшей группе детского сада и как вам нравилось делать это в начальных классах.
  5. Интересность подачи информации. Подавайте информацию исходя из возможностей и потребностей чада. Проанализируйте его черты характера и задатки, подумайте, что ему нравится больше всего.
  6. Поощрение. Значительного повышения сосредоточенности можно добиться также обоснованным поощрением. Вспомните, как вам хотелось снова получить пятерку по математике после того, как родители вам подарили новую игрушку.

Как научить ребенка быть более внимательным с помощью игры?

Немногие родители знают, что специальные, подходящие по способностям, возрасту и темпераменту упражнения и игры способны сделать непоседу намного более внимательным. Давайте рассмотрим основные из них, исходя из возраста ребенка.

  1. Для малышей от 2 лет.
    Для малышей такого возраста в домашних условиях будет очень актуальна игра под названием «Что пропало?». Разложите на столе 3–4 хорошо знакомых ребенку предмета. Расскажите о них, дайте ему запомнить, что именно лежит на столе. Затем попросите закрыть глазки и уберите один из предметов. Как только любопытный малыш откроет глазки, попросите его назвать, что пропало.
    Если же вы находитесь на улице, то попробуйте поиграть в игру «Расскажи, что это». Называйте какие-то определенные предметы: дома, машины, животных. Обсудите с отпрыском их размер, состояние, цвет. Попросите рассказать про что-то поподробнее. Если такое упражнение повторять регулярно, то уже через некоторое время вы заметите, что малыш стал более внимательным к деталям. И одной его новой способностью станет запоминание разных мелочей.
  2. Для деток 3–4 лет.
    В возрасте трех лет детки начинают ходить в сад. Попробуйте своему малышу дать задание запомнить, во что был одет сегодня его лучший друг. На следующий день задание повторите, но спросите уже про подругу или кого-то еще. Таким образом, с каждым днем ваш ребенок будет становиться все внимательнее и внимательнее.
  3. Для старших дошколят.
    В этом возрасте особенно актуальны будут различные картинки, где необходимо найти различия. Не забывайте их постоянно менять, ведь ребенок очень быстро все запоминает. И все ваши успехи могут оказаться весьма поверхностными.


А вы заметили некое совпадение: когда ребенку нужно заниматься или делать уроки, ему сразу хочется покушать, попить, полежать? Ребенок просто ищет повод избежать скучных и сложных дел. Причиной этому служит плохая концентрация внимания, ребенку сложно сосредоточится на одном важном деле. Даже взрослому человеку не так уж и просто собрать силу в кулак и терпеливо закончить работу, что уж говорить о маленьком ребенке! Вокруг столько веселья: улица, друзья, телевизор - какие тут занятия? В таких случаях ребенку без специальных упражнений не обойтись.

Для тренировки внимания следует выполнять несколько простых упражнений:

1. Сохраняем позу. Дети очень активны и подвижны, сидение за столом их быстро утомляет. Что бы помочь ребенку сохранить усидчивость, поиграйте с ним в игры:

  • Памятник - в этой игре нужно изобразить известного человека и замереть. Мама будет угадывать загаданного героя. Задача ребенка не двигаться и не моргать, иначе проиграет;
  • Море волнуется - знакомая многим игра, говорим такие слова: «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» После слова «Замри» ребенок должен принять позу фигуры или предмета. Мама должна отгадать кого изображает ребенок.

2. Сбрасываем напряжение. Для хорошей концентрации внимания ребенок должен научиться расслабляться. В этом ему помогут небольшие упражнения:

  • Глубоко вдохнуть и выдохнуть 6 раз;
  • Потянуться, вытягивая руки и ноги;
  • Помассировать переносицу, виски, потереть ладошки.

3. Помолчим. Есть еще одна вещь, которая мешает сосредоточиться ребенку - это посторонняя болтовня. Где-то спросит не по делу, начинает «ойкать», озвучивать реплики из мультиков, невольно уходя от сути своей работы. Избавиться от этой привычки можно, играя в игры:


  • Молчим – учим ребенка долго молчать, говорим ребенку такие слова: «чок-чок, зубы на крючок, кто промолвит слово, тому щелчок!» и вместе с ребенком молчите. Кто первый скажет слово, тот проиграл;
  • Крокодил – с помощью мимики и жестов необходимо изображать животных. Второй участник будет отгадывать. Тот кто больше угадал – победил.

4. Фиксируем взгляд. Что бы уметь концентрировать детское внимание, необходимо научиться долго удерживать объект в поле зрения. Для этого подойдут следующие игры:

  • Дартс – кидать дротики в цель, можно для безопасности использовать шарики на липучках;
  • Стрельба по мишени в тире;
  • Серсо – набрасывание колец на палочки;
  • Вышивание – для девочек;
  • Выжигание – для мальчиков.

5. Переключаем внимание. Что бы ребенок долго не отвлекался и быстро включался в работу, ему нужно научиться переключать свое внимание. В этом ему помогут игры с условными сигналами:

  • Хлопки – услышав один хлопок, ребенок должен поднять руки, два хлопка –приседать, три – покружиться;
  • Путаница – нужно показывать ребенку части тела и называть их не правильно, задача ребенка назвать быстро правильное название, например: дотрагиваетесь до подбородка и говорите «ухо», ребенок должен быстро вас исправить, затем дотрагиваетесь до рта и говорите «глаз» и т. д. В процессе игры ускоряете темп, только сами не запутайтесь.

6. Тренировка памяти. Учим ребенка запоминать место, вещи. Для этого поиграйте в игру «Положи на место». Расставьте предметы, пусть ребенок их запомнит и место, где они лежат. Затем пусть ребенок выйдет из комнаты и в этот момент поменяйте предметы местами. Задача ребенка все расставить по своим местам.

Если после тренировок ребенок с трудом может сосредоточиться, то стоит обратить внимание на его здоровье. Некоторые случаи могут свидетельствовать о наличии гиперактивности или синдрома дефицита внимания. Все это не стоит оставлять без внимания, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Как научить ребенка быть внимательным

Если вы замечаете, что ваш ребенок не способен усидеть и досмотреть любимый мультфильм, никогда не дослушивает до конца сказку, убегает, когда вы хотите сказать ему что-то важное, забывает про ваши просьбы и поручения, небрежен к выполнению заданий, то это первые признаки того, что он растет невнимательным. Это проблема многих современных детей.


Учим ребенка внимательности


Внимание – это качество, которое следует развивать и воспитывать в ребенке начиная с 2-3 лет, когда он уже способен запоминать и понимать все, о чем ему говорят.

Внимание – это способность сосредоточиться, сконцентрироваться на определенном событии, явлении или объекте.

Многие родители ошибочно полагают, что внимание необходимо только в школе. Если не задуматься о том, как научить ребенка быть внимательным в более раннем возрасте, то сделать это в школе будет очень сложно.

Ребенку необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Внимательность – это особенность, которую следует тренировать и наращивать, но делать это необходимо регулярно и систематически. Без постоянных занятий она будет уменьшаться и ослабевать.

  • проявлять твердость и последовательность
  • помнить, что чрезмерная подвижность, болтливость, недисциплинированность не является умышленным
  • избегать лишнюю мягкость и высокие требования
  • повторять просьбу много раз
  • не настаивать на том, чтобы ребенок принес извинения
  • не разрешать откладывать выполнения задания
  • уделять ребенку достаточно внимания
  • не допускать ссор в присутствии ребенка

Важно- не упустить время!

Внимательность как единица измерения

Педагоги и психологи отмечают, что внимательность ребенка и взрослого человека можно разделить на несколько сегментов:

  • Объем внимания. Это единица, которая определяет количество действий совершенных ребенком одновременно, например, сложить, вычесть, классифицировать, сравнить. Также этот показатель говорит о наличии логического мышления.
  • Устойчивость. Ребенок может фокусировать свое внимание на одном действии или предмете долгое время. Такие дети хорошо учатся, все доводят до конца, старательны и исполнительны.
  • Распределение внимания – ребенок может улавливать все и сразу, слышит, понимает и запоминает все, о чем говорит учитель, кроме этого видит, что делают одноклассники, успевает улыбнуться над шуткой соседа и одновременно вспоминает, что ему задали по другому предмету. Такие дети учатся хорошо, однако не потому, что они долго учат уроки и проводят много времени в библиотеке, а потому, что все запоминают быстро и без особенных усилий.
  • Оперативность переключения внимания – ребенок может быстро переключиться с одного занятия на другое, но эффективность его запоминания и работы не снизится.

Прекрасный тренажер для внимательности и усидчивости- это игры для развития внимания детей.

Упражнения и игры для развития внимания у детей

Воспитание и развитие в ребенке внимательности – это серъезная и ответственная работа родителей. Приучайте детей к порядку. Дела и обязанности формируют собранность. Для того чтобы привить это качество понадобится время, усидчивость и терпение. Игры, развивающие память и внимание детей разного возраста, отличаются.

Для того чтобы начать воспитывать внимание младенца понадобятся простые красочные игрушки, которые увлекут его. Покажите малышу яркую погремушку и начните водить ее из стороны в сторону, пусть малыш следит за ней и фокусирует свое внимание.


  • Игра для развития внимания ребенка 3-х лет

Возьмите разноцветные пазлы, разложите их перед ребенком и начните складывать. Пусть в пазлах будет несколько простых составляющих, чтобы ребенок трех лет смог складывать их самостоятельно.

Это простые, но очень эффективные занятия. Деревянные развивающие игрушки для детей, которые складываются в фигуры – отличный помощник в развитии внимательности и усидчивости.

Привить ребенку это качество в школьном возрасте намного сложнее. В первую очередь перед занятиями необходимо исключить все, что сможет отвлекать ребенка (телевизор, телефон, музыка, вид из окна). С ребенком такого возраста уже можно договориться. Психологи и педагоги советуют попросит ребенка, чтобы после того, как вы произнесете слово «внимание», он положил руки на стол и слушал вас.

Внимание детей 4-5 лет и раннего школьного возраста можно развивать, используя игру «В гости в мультфильм». После просмотра мультфильма попросите ребенка рассказать как можно больше деталей из него, во что были одеты герои, что они ели, чем занимались. Путешествия с детьми – еще один метод развития детского внимания. Попросить ребенка рассказывать все интересное, что он видит за окном. Так развивается зрительное внимание у детей.

Если постоянно использовать игры и упражнения для развития внимания и усидчивости, то уже вскоре появятся первые результаты. Ребенок будет быстрее и легче запоминать, станет менее рассеянным, более собранным и самостоятельным.

Видео по теме

Как развить внимательность у ребенка

Порой родители слишком поздно, уже когда ребенок учится в школе, понимают, что из-за невнимательности снижается успеваемость и уровень знаний ученика. Многие жалуются, что ребенок не может сосредоточиться и сконцентрироваться на конкретном объекте. На самом деле, внимание – то качество, которое можно и нужно вырабатывать с ранних лет. Развивать внимание и концентрацию, учиться быть сосредоточенным, как ни странно, очень даже интересно и увлекательно, потому что делать это нужно в игре. Мы подобрали для вас упражнения, для которых достаточно только два игрока – вы и ваш малыш. Благодаря этим простым действиям вы поймете, как развить внимательность у ребенка.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимательности и концентрации детей

1. Что в комнате?

Буквально каждый день с ребенком можно играть в игру, которой нет конца. Попросите его сегодня перечислить все предметы желтого цвета, находящиеся в комнате. На следующий день пусть он перечислит все предметы, название которых начинается на букву «Б». Таким образом, вы можете задавать задание до бесконечности, меняя цвет, букву, размер, форму и т.д. Времени это займет совсем немного, но будет способствовать развитию внимательности и концентрации малыша.

2. Зеркало

Эта игра обязательно понравится вашему ребенку! Вы – человек, он – ваше отражение в зеркале. Его задача – пытаться одновременно с вами выполнять несложные действия, причем, если вы задействовали правую руку – ему придется проделать аналогичное движение левой рукой. После поменяйтесь ролями – пусть малыш будет человеком, а вы его отражением. В игре постарайтесь выполнять движения плавно – это упражнение не на скорость, а на концентрацию. В качестве движений можете выбрать обычный набор хаотичных жестов, это также может быть наведение марафета у зеркала, рассматривание соринки в глазу, и даже веселое кривляние – проявите фантазию и как следует повеселитесь.

3. Заметь потерю

Разложите перед ребенком предметы (или игрушки). Разрешите несколько секунд посмотреть, чтобы запомнить, а после закрыть глаза, пока вы уберете один из предметов. Открыв глаза, он должен будет назвать, что исчезло. Чтобы малышу было интересней, меняйтесь ролями.

4. Кто во что одет?

Задавайте друг другу вопросы, относительно того, кто во что одет – «Какого цвета на мне носки?», «Есть ли у меня в ушах серьги?», «Какая надпись на футболке под кофтой?» и т.п. Играть лучше всего, находясь в разных комнатах или отправляясь на прогулку – чтобы не было возможности подглядеть. Возможно, сначала ребенок не сможет ответить на многие вопросы, но со временем все изменится. Если вы постоянно будете играть в эту игру, у малыша родится азарт, и он станет внимательнее относиться к тому, как кто выглядит, а заодно, хорошо разовьет зрительную память.

5. Ищем букву

Распечатайте на двух листах бумаги одинаковый текст – для себя и ребенка. На время (засеките 60 секунд) обведите в кружочек все встречающиеся буквы «О». Чтобы силы были равны, можете усложнить себе задание, и обводить две буквы вместо одной. По истечении минуты, поменяйтесь листами – теперь ваша задача проверить друг друга, посчитать балы и определить победителя.

6. Восстанавливаем сюжет

Подберите картинки, иллюстрирующие сказку, которую недавно прослушал или прочитал ваш малыш. Попросите его выложить их по порядку.

7. Найди игрушку

Спрячьте в комнате игрушку или какой-то предмет. Ребенку надо указать точные координаты – например, скажите, что ему необходимо пройти три шага прямо, затем повернуть налево и сделать два шага, после повернуть направо, сделать шаг и там искать.


8. Слушаем окружающий мир

В течение минуты слушайте все, что происходит в комнате. Затем попросите ребенка назвать все звуки, услышанные за это время. Позже можно упражнение усложнить – малыш должен называть звуки в том порядке, в котором он их слышал. Чтобы было интереснее, звуки можно не называть, а попытаться их заново озвучить. Проделав упражнение, измените круг внимания – минуту слушайте то, что происходит за окном, и т.д.

9. Составляем фоторобот

Обычную прогулку по магазинам можно превратить в увлекательно детективное приключение. Встретив на улице любого человека, кошку, голубя, собаку, скажите малышу «Сейчас нам потребуется создать фоторобот!». После того, как объект пропадет из поля зрения, вы по очереди его описываете его, не упуская самые мелкие детал.

10. «Да и нет не говорить, черный с белым не носить!»

Наверняка эта игра известна вам с детства. Ведущий задает вопрос, на который естественно было бы ответить «да», «нет», «черный» или «белый». Задача игрока ответить на вопрос, не используя эти слова. Кто проиграл – становится ведущим.

Ежедневно уделяйте время, чтобы проделать хотя бы одно из этих упражнений. Через пару месяцев вы вдруг поймете, что ваш ребенок стал замечать много вещей в окружающем мире, ему стало проще удерживать внимание на нужном объекте, он легко сосредотачивается и концентрируется. Но главное – другое: кроме того, что вы увидите результат, вы получите радостного ребенка, который каждый день играет с любимой мамой в увлекательнейшие игры и счастлив оттого, что получает необходимую ему заботу.

Читать также:

Как развивать внимательность у детей

В дореволюционной России в гимназиях выставлялась отдельная оценка за внимание. Предохранение подрастающего поколения от рассеянности считалось наипервейшей заботой педагогов. Это не удивительно: способность концентрироваться на задании позволяет успешно обучаться. Обидные ошибки при письме и счёте свидетельствуют в первую очередь о плохом внимании.

Рассеянность – недостаток воспитания

Привычку к произвольному вниманию нужно специально вырабатывать. Это качество развивается «в одной упряжке» вместе с волей, целеустремлённостью. Внимательны в своей работе люди, которые ясно осознают, что и для чего они делают. Школьники, особенно младшеклассники, в большинстве своём не приучены к сосредоточенной работе. Преодоление невнимательность – долгий, но благодарный труд. Важно не упустить момент и помочь ребёнку заложить основу хорошей учёбы.

Секреты развития внимательности

  1. Систематичность. Любая работа или игра может подарить возможность тренировки сосредоточенности. Даже несколько минут в день, посвящённые развитию ребенка, превращаются в солидное вложение в его будущее.
  2. Понимание причин проблемы. Основанием рассеянности ребенка могут быть:
  • нарушения здоровья, утомление;
  • отсутствие интереса;
  • пробелы в знаниях, которые не позволяют следить за объяснением учителя;
  • слишком высокая сосредоточенность, погруженность в себя (ребёнок не следит за окружающей ситуацией).

Для начала полезно получить консультацию специалиста, чтобы исключить серьёзные заболевания. Затем вдумчиво проанализировать ситуацию и решить, что нужно ребёнку: репетитор или занятия по развитию внимания.

  1. Подбор интересных, разнообразных и полезных тренингов преодоления рассеянности. Упражнения призваны постепенно приучать ребенка «держать» произвольное внимание. Это становится возможным, если школьник осознает важность задания и заинтересован в результате. Никому ведь неинтересно тренироваться ради тренировки! Помогают научиться сосредотачиваться на действии словесные отчёты о том, что сделано, что ещё необходимо сделать.

Воспитание внимательного человека

Для детей полезны упражнения, направленные на развитие следующих качеств:

  • объём внимания (сколько объектов воспринимает одномоментно);
  • устойчивость внимания;
  • переключение (сознательное перемещение внимания с предмета на предмет);
  • концентрация (сосредоточенность на одной деятельности или предмете).
  1. Найди слово. За определенное время найти слова. среди набора случайных букв. Рекомендуется 4-5 строк без пробелов. Например, такой вариант:

Чем быстрее ребёнок находит реально существующие слова, тем лучше.

  1. Счёт в обе стороны. Считать вслух от 1 до 10, но одновременно на листке бумаги писать обратную последовательность (от 10 до 1). Интервал можно увеличивать до 20, 50 и т. д. При оценивании учитывается скорость и правильность при счёте и письме.
  2. Шифр. Простейший вариант – присвоить числовое значение каждой букве алфавита, ведущий диктует слова, играющие записывают их шифром. Упражнение можно усложнять: нумеровать не с первой буквы, а с последней, шифровать при помощи придуманных символов.
  3. Копирование. Списать с образца бессмысленное сочетание букв. Для выполнения нужна высокая концентрация и устойчивость внимания. Вариант для списывания: миаормиквжуйщшсбуеаоыичмч . Можно увеличивать длину буквосочетания в соответствии с возможностями ребёнка.
  4. Помеха. Рисовать в тетради фигуры (треугольники, квадраты и т. п.) и одновременно считать хлопки ведущего. Чем больше фигур нарисовано и правильно сосчитано сигналов, тем качество внимания выше.
  5. Тень. Ребёнку предлагается стать «тенью» – повторять за ведущим все движения. Процедура развивает не только внимательность, но и двигательную память.
  6. Корректор. Вычеркивание определённых букв из печатного текста оттачивает концентрацию. Можно взять любой печатный текст, задать букву (или несколько) и как можно быстрее найти их и отметить.

Для достижения наилучшего результата надо тщательно продумать весь образ жизни ребенка. Режим дня дисциплинирует, помогает развивать волю. Растущий человек должен знать, что существуют временные рамки для выполнения определенной работы. Если делать дела не отвлекаясь, концентрируясь на выполнении, результат будет лучше. Взрослым нельзя тревожить ребенка во время работы. Запрещается дёргать, ругать, комментировать до завершения начатого. Лучше помочь примером: не затягивать с важной работой, не делать «на скорую руку». Если родители внимательны, ребенку легче вырастить в себе подобное качество.

Особенности развития внимательности у гиперактивного ребёнка

Существует категория детей, которых специалисты относят к категории «СДВГ». Синдром дефицита внимания и гиперактивность серьёзно осложняет жизнь и родителям, и самому малышу. Здесь не обойтись без помощи специалистов, синдром можно и нужно лечить. Родителям придётся набраться терпения и помочь ребенку повысить внимательность.

  1. Давайте только одно задание и назначайте срок выполнения. Мягко возвращайте к работе, если непоседа отвлёкся.
  2. Давайте подробные инструкции. Поверните ребёнка к себе лицом, смотрите в глаза. Лучше присесть, чтобы облегчить контакт. Устные инструкции подкрепляйте зрительными (картинками, предметами).
  3. Чаще хвалите и благодарите за все работы, требующие внимательности.
  4. Не допускайте сильного утомления малыша – это снижает самоконтроль. Избегайте больших и шумных компаний детей.
  5. Избыточную энергию лучше расходовать в спортивных играх. Хорошо, если родители занимаются йогой – можно учить ребенка элементам медитации и расслабления.

Будущий успех детей в руках родителей. Будьте внимательны к своим детям!

Источники: Комментариев пока нет!

Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель - научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» - 53 %, «да» - только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное - 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки - 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми - 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще - это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания - это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито - можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком, например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них - любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети - в стороны, если я присяду - дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа - 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам - уходящая внутрь; профиль - ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами - сначала назвать цифры по порядку, потом - буквы по алфавиту, потом чередуя букву - цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
победитель областного конкурса «Учитель года»

меня сегодня будила старшая сестра катя я не как не пороснулась в школу и катя моя старшая сестра меня до сих пор очухивает в школу ставит мне будильник под ухо я его не слышу

Мечта любого родителя - здоровый, активный ребенок , который хорошо учится, успешно овладевает навыками игры на инструментах и рисования и всегда успевает выполнить намеченные планы. Но, к сожалению, эти мечты омрачает одна неприятная черта малыша - невнимательность.

Причины детской невнимательности

Родителям не стоит паниковать и записываться на прием к невропатологу. Для начала необходимо выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Гиперактивность или дефицит внимания взрослых. Таких детей не сложно заметить на игровой площадке, они ни минуты не находятся на одном месте. Вечно куда-то спешат, несутся и отвлекаются на всевозможные внешние факторы. Проблемы такого характера обнаруживаются в возрасте 3- 5 лет и требуют от родителей большого терпения. Воспитание такого ребенка должно проходить под контролем медиков, педагогов и психологов.

Частые затяжные болезни. Слабое здоровье - еще одна из причин, по которой ребенок все забывает и невнимателен. Чтобы восполнить энергетический запас чада, необходимо систематически пропивать курсы витаминов для школьников.

Особенности нервной системы. Внимательные, активные и устойчивые дети с лабильным характером. Их инертные одноклассники будут более вялыми, посредственными.

Высокие нагрузки, как результат - переутомляемость. Специалисты утверждают, что интенсивная школьная программа и стремление родителей задействовать ребенка во всех кружках приводит к перегруженности. В итоге падает работоспособность и внимательность.

Отсутствие мотивации. Даже годовалый малыш будет уделять свое внимание той игрушке, которая пришлась ему по душе. При выполнении скучных, неинтересных задач внимание падает с геометрической прогрессией.

Группа риска

Рассеянный и невнимательный ребенок сегодня не редкость, но в некоторых случаях проблема стоит особенно остро. Стрессы, хроническая усталость, негармоничный распорядок дня, злоупотребление нездоровой пищей и плохая экология усугубляют эту особенность характера. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы обеспечить своему чаду идеальные условия проживания.

Признаки невнимательности малыша

Рассеянность и отсутствие концентрации у ребенка может проявляться в следующем:

  1. Быстрое поверхностное выполнение поставленных задач, в особенности школьных заданий.
  2. Медлительность.
  3. Мечтательность.
  4. Быстрая утомляемость даже от небольшого объема работы.
  5. Большое количество ошибок при выполнении несложных заданий.
  6. Отсутствие внимательности и сосредоточенности в процессе работы.

Поиск решения проблемы

Если ребенок невнимательный, что делать? Главное - не горячиться и не ставить сложных диагнозов. Об этом должны помнить все родители. Специалисты в области педиатрии рекомендуют тренировать произвольное внимание с грудного возраста. В помощь мамам и папам широкий ассортимент развивающих игрушек в детских магазинах. Динамические атрибуты улучшат внимание малышей до года.

Если проблемы с расстройством внимания появились в более взрослом возрасте, например, когда чадо пошло в садик или школу, необходимо заняться поиском основных причин невнимательности. Педагоги рекомендуют максимально оптимизировать рабочее пространство ребенка - выделить в доме отдельное тихое место, где он сможет сосредоточиться и подготовить домашнее задание.

Невнимательность на уроке

Развитие памяти и внимания - прямой путь к пятеркам . Основная причина рассеянности младшеклассника - недостаточное участие родителей в образовательном процессе или полное его отсутствие. Чтобы максимально развить внимательность ребенка , нужно заниматься с ним с первого дня школы, включая каникулы. В первую очередь, необходимо выяснить, что подразумевают под понятием «невнимательность» учителя и родители. Во вторую - проследить, как проявляется рассеянность у ребенка .

Нередки случаи, когда школьник невнимателен на конкретной дисциплине. Значит, предмет ему не интересен или учителю не удается заинтересовать ребят. Если же рассредоточенность сохраняется и дома, вероятно, малыша что-то беспокоит.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

В стремлении помочь ребенку взрослым необходимо руководствоваться всего одним правилом - нужно воспитывать не малыша, а себя. Эта работа непростая, отнимает много сил и времени, но результат будет просто ошеломительным! По большому счету, от родителей требуется не так много:

Важно понимать, что все приложенные усилия в борьбе с невнимательностью ребенка будет сведены на нет без ежедневных занятий и упражнений. Они просты, доступны, не требуют особых временных и эмоциональных затрат. Взамен они обеспечат занимательное времяпрепровождение и отличное настроение.

«Не собьюсь» - упражнение на развитие внимания

Несложная техника направлена на развитие сосредоточенности и устранение расстройства распределения внимания у детей. Ребенку предлагается сосчитать до 31, произнося каждую цифру вслух. При этом цифры, которые содержат тройку или кратны этому числу, называться не должны. Вместо них школьник должен сказать «не собьюсь». Например: 1, 2, «не собьюсь», 4, 5, «не собьюсь», 7, 8, «не собьюсь» и далее до 31.

«Буква под запретом»

Типичное задание на внимательность. Взрослый называет букву, которая не должна употребляться в слове. Ребенку задают простой вопрос, например, как зовут учительницу, какой сегодня день недели и т. д. Он должен не задумываясь дать ответ, исключив из фразы запрещенную букву. Например, запрещенная буква «н », на вопрос о том, какой сегодня месяц года (ноябрь), чадо должно ответить «оябрь ».

Суть упражнения заключается в простоте. Не стоит задавать слишком сложные вопросы, школьник должен отвечать не задумываясь и не мешкая. Если был дан неверный ответ, партнеры меняются ролями - ребенок становится ведущим и задает свои вопросы.

«Наблюдательность»

С этим упражнением невнимательный ребенок сможет развить зрительное внимание. Мама или папа должны предложить ему вспомнить объекты, с которыми он встречался много раз. Вариантов масса - бабушкина квартира, дорога в школу, расположение аттракционов на детской площадке. Описывать необходимо максимально детально, уделяя внимание даже несущественным мелочам.

Игра может быть командной. Например, один из детей выступает в роли ответчика, а другие подсказывают ему или дополняют ответ.

Развивающая игра на внимание «Ладошки»

Описываемое отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая - на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.

«Летает - не летает»

Развивающая внимание игра для детей, направленная на тренировку произвольного его переключения. Участники садятся в полукруг. Ведущий, учитель или родитель начинает перечислять предметы. Если произнесенный объект летает, дети должны поднять руки над головой, в противном случае они должны сидеть неподвижно.

Как только ребята входят во вкус, главный может начинать хитрить, поднимая вверх свою руку на нелетающий предмет. Ввиду действия силы подражания руки некоторых участников будут подниматься интуитивно.

Задача каждого ребенка-участника - поднимать руки обдуманно, не обращая внимания на действия соседей и ведущего.

Загадки на развитие внимания

Загадки на внимательность помогут в игровой форме повысить сообразительность и способность к концентрации ребенка .

Загадка № 1. Сундук лежит на дне океана. В нем имеется все, кроме одного. О чем идет речь?

Ответ: пустота.

Загадка № 2. Самолет летит из Берлина в Нью-Мексико. Ты - его штурман . Будет одна пересадка в Париже. Какая у штурмана фамилия?

Ответ: фамилия ответчика.

Загадка № 3. Ты закрыт в темной комнате, в руках коробок с одной спичкой внутри. В углу стоит на столе газовая плита, в стакане - свечка. Какой предмет придется зажечь первым?

Ответ: Спичку. Отличная загадка на внимательность и способность найти наиболее простое решение проблемы.

Загадка № 4. Сколько горошинок черного перца войдут в один стеклянный стакан?

Ответ: Ни одной, горошинки не ходят.

Загадка № 5. Начался проливной дождь, пришлось раскрыть зонт. Под каким зонтом я стою?

Ответ: Под мокрым. Задачка на простую логику.

Загадка № 6. Двое мужчин идут по направлению друг к другу. Они абсолютно одинаковы по возрасту, росту и т. д. Кто из мужчин первым поздоровается?

Ответ: Самый вежливый.

Загадка № 7. Семь сестер проживают на даче, никто не сидит без дела. Первая девушка смотрит телевизор, вторая готовит ужин, третья разгадывает кроссворд, четвертая играет в шахматы, пятая ухаживает за растениями, шестая стирает одежду. Чем занимается седьмая сестра?

Ответ: играет в шахматы (это парная игра, поэтому четвертая вряд ли будет играть в одиночестве).

Очень часто причиной плохой успеваемости школьников становится банальная невнимательность. Эта же проблема мешает и детям дошкольного возраста, ведь они не весьма небрежно относятся к выполнению различных заданий, что приводит к значительному отставанию от сверстников.

Чтобы этого избежать, начиная с двух-трехлетнего возраста, необходимо учить ребенка внимательности, усидчивости и собранности. В данной статье мы расскажем вам, как это правильно делать.

Как научить внимательности ребенка дошкольного возраста?

Самых маленьких деток можно учить внимательности и собранности при помощи таких упражнений, как:

  1. «Сколько?» В эту игру можно играть абсолютно в любом месте. Как можно чаще предлагайте малышу посчитать, сколько цветов в помещении, людей в очереди, машин на парковке, и так далее.
  2. «Топ-Хлоп». Заранее объясните крохе правила этой игры – вы произносите названия различных предметов, а он, если услышит слово «дом», хлопает в ладоши, а если название любого животного – топает ногой. Правила можно менять с каждым новым этапом.
  3. «Выбери меня!» Произносите подряд самые разнообразные слова и предложите малышу выбрать те из них, которые относятся к определенной категории, например, посуда, животные, фрукты, овощи и так далее. Пусть кроха повторит за вами то, что посчитает нужным.

Кроме того, для развития внимательности в дошкольном возрасте с детьми можно собирать пазлы, играть в такие игры, как «Найди отличия», «Найди общее», проходить всевозможные лабиринты и так далее.

Как научить ребенка внимательности, собранности и усидчивости?

Чтобы ребенок стал более внимательным, с ним необходимо побольше заниматься. Между тем, маленькие дети очень сильно устают от утомительных занятий и уроков, поэтому всю необходимую информацию следует подавать в шутливой игровой форме. Научить ребенка собранности, усидчивости и внимательности помогут такие игры, как:

  1. «Кто самый внимательный?» Эта игра подходит для группы детей одного возраста. Ребята должны прочитать текст и посчитать, сколько в нем содержится слов с определенной буквой, например, «м». Чуть позже задание можно усложнить – предложить малышам подсчитать количество тех или иных звуков. В конце игры самый внимательный участник должен получить приз.
  2. «Не собьюсь». Ребенок должен называть все числа цифровой последовательности, за исключением тех, которые делятся на 3 или любое другое число. Вместо них следует говорить «не собьюсь».
  3. «Все подряд». На листе бумаги напишите все числа от 1 до 20 вразброс. Предложите своему чаду в быстром темпе показать и назвать числа в правильной последовательности.

Наконец, для ребят постарше отлично подойдут игры в

Статьи по теме: