Как играть со смертью в жизни. Игра со смертью

«Вся жизнь - театр, а люди в нем актеры!»-
Сказал великий Шекспир. И был прав. Вся наша жизнь - большой театр со множеством актеров и ролей. Каждый из нас играет не одну и даже не две роли. А всегда ли мы выбираем ту роль, которая нам подходит? Она может быть созидательной, а может быть и разрушительной. И в первую очередь для нас самих! Мы живем, играем и жалуемся на то, что роль мелкая, декорации ни те, да и гонорары оставляют желать лучшего… А не проще ли все взять и изменить?! Позволить себе жить так, как хочется!


Эта мысль приходит в голову, когда читаешь книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». В ней рассмотрены различные жизненные ситуации, но мой взгляд остановился на «Играх со смертью».

В книге Э. Берна тема смерти освещена именно как финальная сцена всей жизни, как «смерть-зрелость» - естественный итог. Однако я хочу предложить иной ее аспект: смерть-молодость, противоестественное прекращение жизни (суицид), как распространенная проблема нашего общества.
« Смерть-это не поступок и даже не событие для умирающего» (Эрик Берн). Но в том лишь случае, если мы говорим о естественной смерти, смерти-зрелости. Однако, в случае, когда человек самостоятельно принимает решение уйти из жизни, утверждение Берна имеет ровно противоположный смысл.

Человек, переосмысляя смерть как финал, воспринимает ее в контексте некой драматургии жизни, наделяя значением едва ли не литературного произведения. Он начинает мыслить себя включенным в контекст созданного им самим мифа. И единственным выходом из выдуманной литературной реальности он видит суицид. Это театральный жест! Яркий страшный, возвышенный жест-кульминация, брошенный тем, кто остается, вместе с оставленной в наследство виной. Исходя из терминологии Берна эту игру можно назвать «посмотрите, что вы наделали!» Сценарий спланирован и прописан до мелочей. Действия, записи, исход, даже послесловие.

Оборотной стороной сценария «Посмотрите, что вы наделали» является ИГРА В суицид (иными словами игра «Спасите меня!») В этой ситуации человек абсолютно также продумывает все детали спланированного заранее представления с единственной разницей ценою в жизнь. И речь здесь идет именно о финале. Никакой последней решимости, равно как и протеста. В самый момент ожидаемой развязки, в точке наивысшего напряжения по лучшим законам театральной драмы возникает этакий Deus Ex Machina и спасает покинутого миром страдальца. Собственно, целью разыгрываемого действа и является само спасение, единственное, способное перевернуть целый мир с ног на голову, дающее окружающим возможность переоценки ценностей, заставляющая другими, полными слез раскаяния глазами посмотреть на вновь обретенного «милого друга», родственника.
Однако, оставив иронию, стоит признать, что вопреки расхожей точке зрения на суицид, как на проявление человеческой слабости, доведенной к тому же до абсурда, решение свести счеты с жизнью оказывается подвластным именно сильным мира сего. Как это ни парадоксально, человек решает уйти, дабы не позволить проявиться слабости, недостойному в себе, неподдающемуся человеческой воле и разумному самоконтролю. Речь идет о ситуациях, в которых человек теряет способность управлять собственной жизнью и решениями. Он оказывается подчиненным действию внешних, подавляющих его сил. Одним из ярких примеров в данном случае может послужить серьезное заболевание и, взятая, как крайность, потеря рассудка, безумие. Человек, будь он сильнейшей личностью, перестает растрачивать себя на бессмысленную борьбу с неизбежным. Впереди он видит единственный возможный выход. Вопрос только во времени. Дальнейшее физическое существование ему кажется невозможным, лишенное смысла, порой даже унизительным и опасным для окружающих. Он приходит к последнему решению тихо и осознанно, без лишних проявлений эмоций. Это уже ни в коем случае не протест и уже тем более не театральный жест. Но все же роль. Даже стоя на пороге, он не может допустить случайного краха, извне сломившего его волю. Он выбирает и рвет все связи сам. В самом деле, стоит согласиться с Берном в том, что смерть - итог и одна из главнейших целей жизни для человека. В финале его воображаемого сценария нет места чужой воле, равно как и собственному безволию. Даже в этой видимой пассивности - борьба!

Порой самоубийство как таковое трудно рассматривать в контексте темы социальных игр. По той лишь причине, что этот ужасный исход является закономерным следствием другой игры и других ролей («покинутый любовник»). Человек иногда настолько сживается с избранной ролью, что доходит в ней до последнего предела. Эта роль заполняет его жизнь всецело, поглощает все прочие роли. Нет больше ничего. Ни чувств, ни окружающих людей, ни самосознания. Только роль. Из этого тупика уже нет ни малейшей возможности выйти. Раз за разом человек скатывается все в ту же колею. Все глубже и дальше.

Уход из жизни по воле самого человека- это именно игра в смерть, игра со смертью. И, безусловно, одна из самых ярких, захватывающих ролей в театре жизни. Превращая смерть в событие, человек как бы вступает с ней в некий диалог. Он чувствует себя творцом собственной судьбы, как никогда остро. Он- герой собственного мира, живущий, страдающий, сгорающий в собственном огне. И только в его власти все это прекратить. Только в его власти нажать спусковой курок. Игра со смертью в «русскую рулетку». На грани, над пропастью, по лезвию бритвы…Что может быть большим соблазном для азартного игрока? Исход не ясен, последствия кажутся сокрушительными, но покрыты завесой тайны.

Рассуждая с этих позиций не трудно понять, что тема смерти и отношений со смертью является одной из самых древних, жутких, но притягательных тем для человечества. И если жизнь - игра, то смерть - причина игры. Вне контекста, вне осознания всего существующего ни одна игра попросту не имеет смысла.

Над любым предисловием давлеет неизбежность финала. Только развязка и завершение наполняет смыслом любую драму. Memento mori – просвечивает сквозь строки театральной пьесы. «Помни о смерти» - читаем мы в человеческих играх.

Вариант 1.

Как просто больным. Они могут уговорить доктора ввести в вену маленький пузырёк воздуха. Они могут попросить "случайно" перепутать лекарства. Они могут всё. Но я-то не больной. Я хотел им быть. Хотел умереть от воспаления лёгких, но купание в холодном море лишь укрепляло здоровье. Хотел умереть от какой-нибудь инфекции, употребляя в пищу немытые фрукты и выпивая литрами воду из крана, но это лишь шло на пользу моему иммунитету.

Хорошо знаменитостям. Их могут убить завистники, больные фанаты. Им могут подстроить катастрофу. Они могут спокойно погибнуть. А я - всего лишь простой человек. Мне уже не стать таким, как они, сколько бы я не пытался сочинять графоманские рассказики, писать стишки, разрисовывать холсты карандашами и красками, лепить, играть, петь, танцевать. Я - бездарность.

Богатым ещё проще. Смерть для них - не проблема. За деньги можно купить всё, в том числе и свою собственную кончину. Но у меня нет столько.

Я хочу умереть, но я не хочу умереть. Мне необходима смерть, но я жутко её боюсь. Без смерти не получить жизнь.

Визг тормозов и моё тело летит вверх, забыв на пару секунд о земном притяжении. Уже в воздухе я прочувствовал всю боль переломанных ног и даже краем глаза заметил лицо водителя. Он даже не успел испугаться, рефлекторно нажав на педаль. Молодчина! Его старенькая "Тойота" 2076 года выпуска почти не пострадала.

Следствие установило, что я погиб случайно и меня вернули к жизни. И это - в последний раз.

Всё очень просто - если человек умирает не собственной смертью, его возвращают к жизни. Очень просто и так сложно.

Улица освещена маленькими солнцами фонарей. Машин почти нет. Теперь, когда впереди ещё одна жизнь, можно делать всё.

Всё очень просто - если человек умирает не собственной смертью, не от старости, а от болезней, в результате несчастных случаев, его возвращают к жизни. Конечно, если он не сам стремился попасть на тот свет. Но есть и ограничение - только одно воскрешение. Нельзя играть со Смертью.

Чёрт, я её не заметил! Визг тормозов. Удар об асфальт…

Вариант 2.

Я хочу умереть. Эта мысль в последнее время всегда со мной. Я. Хочу. Умереть. Мне нужно умереть. Что может быть проще? Но это так сложно. Тем более - старику.

Кинуться под машину нельзя, разрезать вены нельзя, повеситься нельзя, застрелиться нельзя, утопиться нельзя… Ничего нельзя, но я хочу умереть.

Как просто больным. Они могут уговорить доктора ввести в вену маленький пузырёк воздуха. Они могут попросить «случайно» перепутать лекарства. Они могут всё. Но я-то не больной. Я хотел им быть. Хотел умереть от воспаления лёгких, но купание в холодном море лишь укрепляло здоровье. Хотел умереть от какой-нибудь инфекции, употребляя в пищу немытые фрукты и выпивая литрами воду из крана, но это лишь шло на пользу моему иммунитету.

Хорошо знаменитостям. Их могут убить завистники, больные фанаты. Им могут подстроить катастрофу. Они могут спокойно погибнуть. А я - всего лишь простой человек. Мне уже не стать таким, как они, сколько бы я не пытался сочинять графоманские рассказики, писать стишки, разрисовывать холсты карандашами и красками, лепить, играть, петь, танцевать.

Богатым ещё проще. Смерть для них – не проблема. За деньги можно купить всё, в том числе и свою собственную кончину. Но у меня нет столько.

Я – бездарность. Растранжирил жизнь. Я ничего не смог сделать, не смог ничему научиться. И не успею уже.

И хочу умереть, но и не хочу умирать. Мне необходима смерть, но я жутко её боюсь. Без смерти не получить жизнь.

Всё очень просто – если человек умирает не собственной смертью, его возвращают к жизни. Очень просто и так сложно.

Улица освещена маленькими солнцами фонарей. Машин почти нет…

Всё очень просто – если человек умирает не собственной смертью, не от старости, а от болезней, в результате несчастных случаев, его возвращают к жизни. Конечно, если он не сам стремился попасть на тот свет. Но есть и ограничение – только одно воскрешение. Нельзя играть со Смертью.

Хочу. Умереть. Хочу. Умереть.

Чёрт, машина! Но я действительно её не видел!

Визг тормозов и моё тело летит вверх, забыв на пару секунд о земном притяжении. Уже в воздухе я прочувствовал всю боль переломанных ног и даже краем глаза заметил лицо водителя. Он даже не успел испугаться, рефлекторно нажав на педаль. Молодчина! Его старенькая «Тойота» 2076 года выпуска почти не пострадала.

Удар об асфальт. Меня уже нет. Я умер…

Вот оно, Воскрешение. Такое простое. Теперь у меня новое тело. Молодое тело. Моё тело.

Следствие установило, что я погиб случайно и меня вернули к жизни. Но это – в последний раз. Теперь, когда впереди ещё одна попытка, можно попытаться хоть что-то сделать.

Играть со смертью

Разг. Рисковать собой. Ф 1, 217.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Играть со смертью" в других словарях:

    Играть со смертью - Экспрес. Рисковать жизнью. Старый офицер, обычно такой скромный и по солдатски осторожный, сейчас словно решил играть со смертью, которая кружилась вокруг него (В. Пикуль. Баязет) …

    Подвергать себя риску, подвергать себя опасности, идти ва банк, искушать судьбу, играть жизнью и смертью, идти на риск, испытывать судьбу, шутить с огнем, работать на грани фола, рисковать, ходить по острию ножа Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Играть жизнью (и смертью) - Экспрес. Рисковать собой, пренебрегая опасностью. Вы находите какую то особенную прелесть в опасности, в этой игре жизнью и смертью (Л. Н. Толстой. Севастополь в декабре месяце) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    ИГРАТЬ С ОГНЁМ - кто Поступать неосмотрительно, крайне неосторожно. Подразумевается, что обострение ситуации может произойти вследствие раздражения, возмущения или гнева того, от кого зависит дальнейшее развитие хода событий. Имеется в виду, что лицо или группа в … Фразеологический словарь русского языка

    рисковать жизнью - ▲ рисковать жизнь рисковать головой. ходить по краю пропасти [бездны]. игра жизнью и смертью. играть жизнью и смертью. играть со смертью в жмурки. лезть в петлю. совать [сунуть] голову в петлю. смерти подобно. подставлять шкуру. подставлять… … Идеографический словарь русского языка

    Без смерти смерть. 1. Новг., Ряз. О чём л. трудном, тяжёлом, неприятном. НОС 10, 95; ДС, 528. 2. Новг. О неожиданной смерти. НОС 10, 95. Быть (жить) у смерти. Перм. Находиться в большой опасности, на грани гибели. Подюков 1989, 20. До смерти.… … Большой словарь русских поговорок

    Отправляться к праотцам Фразеологический словарь русского литературного языка

    Отправиться к праотцам - ОТПРАВЛЯТЬСЯ К ПРАОТЦАМ. ОТПРАВИТЬСЯ К ПРАОТЦАМ. Ирон. Умирать. Бросьте, друг мой, играть со смертью, подошёл Булгаков. В конечном счёте вы всегда останетесь в проигрыше и раньше времени отправитесь к праотцам (А. Степанов. Порт Артур) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    действие - возыметь действие действие действие кончилось действие, субъект, окончание действие направить действие действие начинается действие, субъект, начало действие основано касательство действие производить действие действие происходит … … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Обретение ада , Чингиз Абдуллаев. Он - человек, чья профессия - играть со смертью. Играть до победного конца. Он - один из лучших агентов российской внешней разведки. Один из мастеров выполнять невыполнимое. И теперь он…
Статьи по теме: