История и этнология. Факты

Золото скифов не давало покоя археологам, ведь о нём были упоминания в писаниях самого Геродота. Долгое время племена проживали на территории нынешних России и Украины. Кроме того скифы очень активно сотрудничали с греками по ювелирному делу. Именно греческие мастера считались настоящими профессионалами по изготовлению золотых украшений.

Кто такие скифы

В древних источниках скифами называют племена, которые в 7-3 веке до современного летоисчисления населяли территорию степи Северного Причерноморья. Учёные сходятся во мнении, что скифы являются потомками срубной общности, которая была распространена от реки Днепр до Урала.

Они создали самобытную культуру. Исторические факты указывают, что скифы в своё время сплавились в племенной союз. Этому сплочению способствовало нашествие персов в конце 6 века до современного времяисчисления.

Самое долгое время племена жили на территориальных землях Крыма, а в 3 веке до нашей эры их уничтожили войска готов.

Скифские украшения

Первое время золотые украшения могли себе позволить только очень богатые скифы, а простые люди даже и не мечтали о такой роскоши. Через некоторое время золотые украшения стали делать и для простого народа, правда, самого золота в них было намного меньше.

Первые украшения у скифов появились в конце бронзового века, уже тогда мастера могли хорошо обрабатывать металл и делать из него нужные формы. Самое древнее ювелирное украшение имеет возраст около двадцати тысяч лет.

Места нахождения золотых украшений древних скифов

Большая часть украшений из золота скифов была найдена в местах захоронений — курганах. Именно в курганах хоронили самых богатых и знатных скифов. Во времена правления Петра первого начали разработку этих захоронений. Но так как власть Российской Империи часто менялась, четкие действия по раскопкам скифских захоронений не проводились.

Где золото скифов?

Известные места находок находятся в Причерноморье:

  • Солоха;
  • Куль-Оба;
  • Чертомлык.

В этих местах были найдены самые большие находки украшений из золота скифов, которые и по сей день хотят получить все мировые музеи.

Где сейчас золото скифов?

Огромная часть украшений этого народа находится в северной столице нашей странны, а именно в главном музеи страны. Некая часть находится в музеях Крымского полуострова. В 2014 году украшения из золота скифов в Крыму были вывезены в другие страны, но до сих пор не были возвращены.

Тайны и мифы кладов

Золото древних кочевых народов обросло множеством мифов и тайн. Эти истории до сих пор не дают покоя многим искателям кладов.

Все мифы о золоте этого народа пугают людей различными заклятиями, которые наложены на украшения, спрятанные в земле. Немало известно случаев, когда искатели золота умирали в курганах, а оставшиеся в живых, рассказывали страшные истории и проклятьях этик кладов.

Некоторые ученые заявляют о том, что на самом деле курганы обладают определённой магией. Ведь в народе не зря ходят рассказы о больших мучениях тех людей, кто посмел разграбить могилы великих скифов. Одна легенда гласит, что несколько человек, нашедших клад и, ликуя от счастья, получили сердечный приступ прямо в могиле, а те люди, кто сумел выжить и забрал золото — всю жизнь мучились от неизлечимых болезней. А самая древняя легенда гласит, что курганы должны обходить стороной обычными людьми. И никто не смеет тревожить скифов в их вечных снах.

Но даже заклятия и страх не мешали золотоискателям продолжать свою деятельность. Стремление разбогатеть никогда не уменьшалось, и людям предки передавали истории золота, хотя о таком народе, как скифы часто забывали. В своих рассказах часто упоминали казаков, татар, турок. Некоторые удачливые искатели кладов, создавали новые клады, закапывая их в землю.

Но и у курганов древних скифов есть тайны. По мнению учёных, их количество исчисляется не одной тысячей. Малые курганы практически незаметны, тем более прошло уже очень много лет. Народ скифов отличался хорошим умением прятать свои богатства. Некоторые раскопанные курганы содержали в себе тайники, где находилось много золота. И… возможно, не всё золото было найдено в раскопанных захоронениях…

В Окружном суде Амстердаме 5 октября начался суд по делу о возвращении коллекции археологических находок из курганов Крыма, и коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция скифского золота состоит из 2 тысяч артефактов, была предоставлена четырьмя крымскими музеями для выставки в голландский музей Алларда Пирсона в феврале 2014 года . Выставка «Золото скифов» побывала и в музеях Германии, и произвела Когда выставка закончилась, власти Нидерландов отказались возвращать экспонаты в крымские музеи, потому что Крым перестал быть украинским и вернулся в Россию. Такой отказ сам по себе противоречит общепринятой мировой практике взаимодействия между музеями. Экспонаты предоставлялись на выставку четырьмя музеями Крыма , а вовсе не правительством Украины. Если экспонаты взяты из конкретного музея – они должны быть возвращены в конкретный музей, вне зависимости от того, в какой национальной юрисдикции этот музей теперь находится.

Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть. Глава Крыма Сергей Аксенов не верит в справедливость судебного разбирательства вокруг спорной музейной коллекции золота скифов. «Судебным путем вряд ли решить этот вопрос. Всё это все не будет решено, пока не будет положительной политической воли. Процесс это политический, а не юридический и решаться должен в другом поле. Окружной Суд Амстердама ничего не решит», - считает Сергей Аксенов.

У России сейчас очень непростые взаимоотношения с Нидерландами, вызванные известным докладом по поводу судьбы самолета Малайзийских авиалиний, сбитого над Украиной. И ожидать от голландского суда непредвзятости никак не приходится.

В Амстердаме решает судьбу никакого не скифского золота, а коллекция готских, позднесарматских, боспорских предметов, найденных на территории Крыма, всего около 2 тысяч предметов. А вот скифского золота там нет, потому что скифское золото находится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины, расположенном на территории Киево-Печерской лавры. Вся скифская часть экспозиции была взята в Нидерланды именно из этого музея, и после окончании выставки благополучно вернулась обратно. Не вернулось лишь то, что было взято из крымских музеев.

Зададимся вопросом: откуда в Музее исторических драгоценностей Украины взялось скифское золото?

Впервые золото скифов было найдено в 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи и впервые были описаны археологами. Узнав о найденных драгоценностях, Николай I приказал привезти все находки в Санкт-Петербург, и разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей, основанном в России русским градоначальником Керчи Иваном Стемпковским , осталась малая часть археологических находок, которая со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

Когда же золото скифских курганов попало из Керченского музея древностей в киевский Музей исторических драгоценностей Украины? В 1960-х годах. Украинское правительство решило создать в Киеве сокровищницу, подобную собраниям Москвы и Ленинграда.

Экспонаты во вновь созданный киевский музей свозились со всей территории Украины, включая территорию Крыма, который был включен в состав Украины в 1954 году. Из Керченского музея древностей и из музея Херсонеса в Киев вывезли практически всё — сотни предметов из золота.

При распаде СССР Россия решала с Украиной много вопросов: о вывозе ядерного оружия, делили армейское вооружение СССР, обсуждали статус Черноморского флота, но никто не задался вопросом: а как быть русскими культурными ценностями, оказавшимися на территории другого государства? Царские дворцы Крыма, ценнейшие музейные экспонаты остались в Крыму, и ими стала распоряжаться Украина.

Экспонат выставки «Крым: золото и секреты Черного моря» в Амстердаме.

Передача Крыма в состав Украины в 1954 году была незаконной, так как изменение территории РСФСР не было утверждено Верховным Советом РСФСР. Все решения о переносе археологических древностей с территории Крыма в Киев, принятые украинским руководством в 60-х годах прошлого века, после незаконной передачи территории Крыма в 1954 году, тоже были незаконными. Никогда не поздно вернуться к вопросу о Реституции, предполагающей восстановление состояния чего-либо, существовавшее до принятия неправомерных решений, всё надо вернуть к состоянию «до 1954 года».

Из Керченского музея древностей практически все золотые предметы были вывезены в Киевский музей исторических драгоценностей Украины, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

России следует заявить свои права на скифское золото, хранящееся на территории Украины. Тем более, что его судьба вызывает серьезные опасения. Древние скифские украшения видели и на жене Виктора Ющенко, и на певице Софии Ротару. в скандальной истории с кражами картин из голландского музея фигурируют два имени - лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока и бывшего главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко.

Самое дикое во всей этой истории состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет, несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

Где теперь окажется пропавшая коллекция скифского золота можно только догадываться!

В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу - украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.

Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню «Одна калина» певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье «Бабочка», браслеты, серьги и кольца , выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.
По материалам: https://ria.ru

Скифы — древнегреческое обозначение группы племен, существовавших на территории Восточной Европы и Азии в период приблизительно с 7 века до нашей эры и до 3 века нашей эры.

Наиболее известные раскопки скифских поселений находятся в Запорожской области Украины и в Крыму.

Среди художественных произведений, оставленных скифами, наиболее известны многочисленные изделия из золота, декорированные в «зверином» стиле. Животные изображены, как правило, сбоку с повернутой к зрителю головой.

Здесь вы можете посмотреть изображения некоторых известных находок, которые часто обобщенно называют «золото скифов».

Золотая пектораль древних Скифов — одна из крупнейших археологических находок за последние 100 лет и является признанным шедевром мирового искусства.

Этот артефакт весит 1 килограмм 200 граммов чистого золота и содержит около 100 различных фигурок, выполненных с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена в V веке до н. э. Возможно, первой обладательницей пекторали была скифская царевна.

Золотая пектораль была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область). До настоящего времени неизвестно, несут ли фигуры на пекторали какую-либо информационную нагрузку или представляют собой просто декоративные элементы.

Это золотая бляха в форме оленя, которая когда-то украшала щит знатного скифского воина, погребенного в VI веке до н. э. Этот артефакт найден при раскопках кургана у станицы Костромской, открытого русским археологом Николаем Ивановичем Веселовским.

гребень из кургана Солоха

Курган Солоха — скифское захоронение недалеко от города Никополя, изученное в 1912-1913 годах экспедицией Н. И. Веселовского.

Фиала — священный предмет, который скифы носили их на поясе. Поверхность этой фиалы покрывает 21 изображение со сценами терзания хищниками копытных.

Нашивная бляшка «Конный скиф». Найдено в кургане Куль-Оба

Обычай хоронить покойников в насыпных курганах был свойственен многим кочевым племенам. Но скифские курганы, буквально, набиты золотом. Причем, не только захоронения знати, но и рядовых граждан.

Ни у каких других племен курганы не были столь богаты. Это объясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов. В иранской мифологии золото отождествлялось огнем, солнцем и вечной жизнью.


Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.





Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент 400 - 350 до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым



Ременная бляшка 8 век до н. э. Золото, серебро, цветное стекло Государственный исторический музей Киев Принадлежит культуре киммерийцев, населявших земли теперешней Украины до прихода скифов



Бляшка "Олень" 6 век до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы"



Ножны. Фрагмент Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото, чеканка Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя



Скифский гребень с изображением батальной сцены Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Найден в кургане Солоха



Пектораль. Фрагмент Середина 4 века до н. э. Золото; литьё, филигрань. Государственный исторический музей Киев Мужское украшение с изображением картин пастушеской жизни, сцен битв с участием грифонов, львов, коней и диких кабанов. Найдено в кургане Толстая могила (Украина)



Ваза с изображением скифских воинов 4 век до н. э. Электрум; чеканка Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Электрум - природный сплав золота (80%) и серебра (20%). Найдена в кургане Куль-Оба



Гривна с фигурками скифов-всадников 4 век до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Украшение было в ходу у кочевых народов. Найдена в кургане Куль-Оба



Серьги, ожерелье, браслеты и трубочка 4 век до н. э. Золото, ковка, чеканка, скань, зернь, тиснение, пайка Государственный Исторический музей Москва Украшения выполнены греческими ювелирами. Найдено в Северной Украине



Сосуд со сценами охоты 400 - 375 до н. э. Серебро; позолота Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)



Бляшки с изображением лежащего оленя 400 - 375 до н. э. Золото Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)



Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской Около 350 до н. э. Золото Курган Куль-Оба, Крым



Подвески и фибула 2 - 1 век до н. э. Агат, сердолик, цветное стекло Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник Краснодар Из станицы Динской



Браслет Вторая половина 1 века н. э. Золото, бирюза, коралл, стекло



Височный фалар от банданы 1 век Золото, агат, бирюза, альмандины, коралл, цветное стекло Азовский краеведческий музей Из могильника "Дачи"



Браслет 4 - 5 век Золото, стекла; литье Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва



Шейная гривна 4 - 5 век Золото, стекла; литье Диаметр 22 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Найдено в Северном Причерноморье



Бляшка в виде фигурки кабана Золото Государственный исторический музей Киев Маленькие зооморфные (в виде фигурок кабанов, львов, оленей, коней) и антропоморфные (в виде Беса, Горгоны и других божеств) бляшки получили распространение в искусстве скифов и использовались для украшения одежды, головных уборов и конской сбруи



Бляшка в виде фигурки льва Золото Государственный музей искусств народов Востока Москва


Использованы материалы: http://www.liveinternet.ru/users/stat_masterom/post137042293/

Полынный, пыльный и ковыльный,Вершиной спрятавшись в туман
Стоит над степью он, всесильный,Седой, как прадед мой, курган.
А прадед мой с вершины этой Смотрел внимательно в простор
И, вражьи орды чуть заметив,Сейчас же разводил костер…



«29 января с. г. крестьяне села Нижних-Серогоз, в числе 33 человек, по своему почину, занялись раскопками кургана, что возле с. Нижних-Серогоз, под названием „Агузки“. Этот курган разрыт был членом Археологической комиссии Веселовским в 1893 г., который и закончил раскопки. В настоящее же время вышесказанными крестьянами открыт совершенно новый туннель и найдено во время раскопок несколько предметов, которые от них мною отобраны и представляются Вашему высокоблагородию.

…Старый солевозный чумацкий шлях, идущий от Никополя на юг, к Перекопу, тянется по бескрайним степям Таврии. И повсюду, аж до самого Мелитополя и далее, раскиданы по степи высокие, издалека видные «могылы» — курганы, оставленные неведомыми древними народами и таящие, по преданию, несметные сокровища.





Что за люди оставили эти
курганы в степи? Бывалые люди рассказывали всякое. Неспешно плетутся по пыльной дороге волы, поскрипывает подвешенное к задку воза ведёрко с дёгтем для смазки колёс, неторопливо льётся рассказ о минувших временах…

…Около двух тысяч лет назад верстах в двадцати от нынешнего Никополя был погребён скифский царь. С ним, по обычаю, зарыли жену, рабов, лошадей и имущество, а над могилой насыпали высокий курган, столетия спустя получивший название Чертомлыцкого. Вскоре после похорон в курган, прорыв подземный ход, проникли грабители.

Едва они подступились к царским сокровищам, как обвалилась земля, и грабители вынуждены были бежать, оставив одного своего товарища под завалом. А в 1863 году археолог и историк И. Е. Забелин, раскапывая Чертомлыцкий курган, натолкнулся на следы этой древней трагедии. Он обнаружил следы грабительских подкопов, скелеты царя, царицы и челяди. Под грудой обвалившейся земли стояло ведёрко с собранными грабителями золотыми украшениями, а рядом лежал скелет неудачливого грабителя, двадцать веков пролежавшего на месте преступления.



Скифы. Рельеф на амфоре из Чертомлыцкого кургана. Серебро. 4 в. до н. э. Эрмитаж.
За два тысячелетия в причерноморских степях сменилось множество народов, оставивших после себя высокие курганы с каменными идолами на вершинах. И два тысячелетия в этих курганах рылись кладоискатели, соблазнённые «даровым» золотом мертвецов…

Серебряная амфора из Чертомлыцкого кургана близ Никополя. 4 в. до н. э.. Эрмитаж.
Первые исторические сведения о «гулящих копачах», грабящих курганное золото, появились ещё в Средние века. В одном из документов XVI века говорится: «По городищам и селищам ходячи, могилы роскопуют, ищучи там оброчей и перстней». А к концу XIX столетия только в Херсонской губернии более половины «степных пирамид» были уже перекопаны и разграблены.



Реконструкция женского головного убора — калафа — по золотым накладкам и остаткам ткани, найденным в Рыжановском кургане
Тем не менее и на долю археологов там кое-что осталось. Большой Рыжановский курган в Звенигородском уезде (под Киевом) раскапывал в 1884 году археолог Ю. Гринцевич. Через три года после его раскопок, в траншее, размытой дождём, местный крестьянин нашёл амфору и множество золотых украшений, которые он тайно выкапывал на протяжении нескольких дней. А уже после этого крестьянина другой археолог, Г. Оссовский, нашёл ещё 446 золотых предметов!

Фрагменты ткани из мужского захоронения в Большом Рыжановском кургане

Круглодонный серебряный кубок, найденный в Большом Рыжановском кургане. Его, безусловно, сделал выдающийся греческий мастер.
Рельеф изображает борьбу мифических чудовищ — грифонов с быком и оленем

Покрывало с золотыми бляхами.Рыжановский курган

На бляхах покрывала из Рыжановского кургана изображена голова Горгоны Медузы
Вскрывая древние захоронения, кладоискатели, конечно, не особо затрудняли себя в определении значения найденных сокровищ. По их убеждению, эти золотые «треугольники», «пластинки» и «кольца» — клады, зарытые турками, татарами, запорожцами, гайдамаками или разбойниками. Поэтому легенды о разбойниках или запорожцах, зарывших золото в очередной «могыле», уверенно считались надёжным указателем пути к сокровищам…

В степи за Мариуполем, близ сёл Амвросиевки, Голодаевки и Савуровских хуторов, находится курган Савур-могила. Величественный курган был виден за 40-60 вёрст. Некогда на «могыле» стояла половецкая каменная баба — «каменный чоловик», но к середине XIX столетия её уже не было.



В старину мимо курганов Савур и Медведь пролегали большие дороги — Чумацкий шлях и Великий (Почтовый) шлях. У чумаков бытовала пословица — «Савур-могыла, Теплынский лис — де бере чумакив бис». Место это считалось заклятым — где-то близ могилы был зарыт зачарованный клад («багато сховано гро́шей»). Клад этот, по преданию, закопал легендарный разбойник Савва, который «с товарыством» в старину жил на Савур-могиле. Следами пребывания разбойников долгое время оставались глубокие ямы — остатки землянок. Одна из ям, отмеченная кустом бузины, была остатками землянки Саввы.





Скрываясь днём в подземельях, разбойники в ночное время выходили на добычу и собирали дань со всех обозов, шедших по Великому шляху. В одном из подземелий жил у них старик глубоких лет, который по временам смотрел в книгу и по ней определял, возможно ли ещё жить этим разбойникам в данном месте или уже пора скорее уходить, перебираться на другое. Переселяясь на другое место, разбойники из награбленных ими богатств брали лишь небольшую часть, а остальные сокровища зарывали в окрестных местах с заклятиями в землю.

Верстах в пяти от города Купянска, по дороге в слободу Маночиновку, возвышался большой курган, известный под названием Острой могилы. Курган, вероятно, был остатками древнего городища. Он долгое время служил местом паломничества окрестных кладоискателей, и искать клад в Острой могиле приезжали кладоискатели аж из Воронежской губернии

Следы раскопок были видны повсюду. Говорили, что будто одному из кладоискателей удалось докопаться до дверей, запертых большим висячим замком. Но лишь только дотронулся он до замка, как услышал из-за двери голос: «Не трогай, пропадёшь! А прежде откопай на 80-саженной цепи ключ, тогда отопрёшь им все двери и всё будет твоё». Дверь внезапно засыпал обвал земли, а сам кладоискатель едва живой вылез из вырытого им в кургане хода и отказался от дальнейших работ.



Смертью кладоискателя закончились поиски сокровищ легендарного разбойника Саввы Самодриги в курганах близ деревни Шамовка Херсонской губернии. Прорыв подземный ход в курган, кладоискатели в одну из ночей проникли в склеп, где обнаружили обугленный скелет. Ночь, душное подземелье, мысли о подстерегающих кладоискателя «страхах», внезапное зрелище человеческих останков — всё это так повлияло на кладоискателей, что один из них умер от страха, а другой навсегда зарёкся лазить по ночам в «могылы».

Справедливости ради надо сказать, что иногда игра со смертью всё же стоила свеч и находка курганного золота многократно превышала все неудобства, риск и издержки, связанные с кладоискательством. Но чаще всего грабителям курганов после нескольких дней или даже недель упорных раскопок доставалась ни на что не годная рухлядь. Вместо желанных денег кладоискателям доставались целые возы человеческих костей, битой глиняной посуды, ржавого железа, угольков.


В 1876 году в окрестностях села Андрусовка кладоискатели раскопали несколько курганов. Единственными сто́ящими вещами, найденными в них, оказались древнегреческая чернолаковая вазочка и серебряный проволочный браслет — да и то их отобрал у кладоискателей уездный исправник и доставил в Херсонский Археологический музей. А остальными находками стали медный котелок, бронзовые наконечники стрел и глиняные горшки, которые кладоискатели с досады перебили. Ещё печальней закончились поиски клада в селе Вершац, где в течение зимы 1898/99 года местными крестьянами были раскопаны несколько курганов. Мало того что в них, кроме битых черепков, ничего не оказалось, так кладоискателей вдобавок арестовала уездная полиция и десятерых из них привлекла к суду.
Верстах в семи к востоку от села Заселья близ Херсона до сих пор сохраняются следы обнесённого небольшим валом городища, покрытого следами кладоискательских ям. Называют его Шарманским городищем. Окрестные жители были убеждены, что в том городище есть подвал, а в нём запрятанные запорожцами 12 бочонков золота. В течение 18 лет около пятидесяти местных крестьян под предводительством кладоискателя Дия Холодулькина разрывали городище. Всю осень до больших морозов кладоискатели жили в степи в наскоро сделанных землянках, нанимали для раскопок рабочих и сами неустанно копали.


Они добрались до каменной камеры, вероятно, погребальной, от которой шли в разные стороны подземные ходы; вверху камера была заложена толстыми брёвнами, а в них проделаны два отверстия. Целая армия всевозможных колдунов, ворожей и баб-шептух уверяла, что они, колдуны, «видят», побуждала кладоискателей продолжать раскопки, и те ежегодно, затрачивая большие деньги на доски, брёвна и «струмент», с наступлением свободного от сельскохозяйственных работ осеннего времени принимались за раскопки. Слух об этом предприятии дошёл до Херсона, и по распоряжению губернатора полиция прекратила раскопки.
Тайны Пяти Братьев


Группа курганов Пять братьев возвышалась на берегу Дона, в его дельте, возле хутора Колузаево. Своими размерами — их высота достигала 7-12 м, а диаметр 60-70 м — эти курганы выделялись среди окружающего их множества более мелких насыпей, придавая неповторимый колорит простирающейся вокруг плоской равнине. Плывущему по широкому извилистому Дону на протяжении многих километров, за каждым поворотом реки, эти огромные курганы открывались с разных сторон, постоянно меняя ракурс и неизменно вызывая восхищение своей суровой красотой.
Пять братьев издавна привлекали к себе внимание путешественников и исследователей. О них высказывались самые различные, порою фантастические, мнения. Английский путешественник Кларк, видевший эти курганы в начале XIX столетия, полагал, что они представляют собой алтари Александра Македонского, устроенные великим полководцем древности для жертвоприношений. Интерес к Пяти братьям возрос во второй половине XIX века в связи с поисками в низовьях Дона древнего города Танаиса. Некоторые учёные полагали, что эти курганы принадлежат некрополю Танаиса.



В 1871 году к раскопкам Пятибратних курганов приступил сотрудник Археологической комиссии П. И. Хицунов, уже имевший опыт раскопок курганов в Крыму и на Таманском полуострове. Своей целью он избрал два больших кургана в группе и четыре маленьких. На глубине 4,5 саженей (9,6 м) от поверхности кургана Хицунову удалось обнаружить обширную каменную гробницу, сложенную из дикого камня без применения скрепляющего раствора. Она была частично разрушена, и внутри её не оказалось ничего, кроме песка и глины, перемешанных с истлевшим деревом и камышом. Решив, что гробница давным-давно разграблена, Хицунов прекратил раскопки.

В 1954 году в дельте Дона начала работать экспедиция Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР и Ростовского областного краеведческого музея, которую возглавил археолог В. П. Шилов. В первом сезоне экспедиция Шилова раскопала семь небольших курганов в Пятибратней группе, не трогая пока больших

В их число входили и четыре кургана, раскапывавшиеся некогда П. И. Хицуновым. При этом Шилову бросилось в глаза чрезвычайно важное обстоятельство: все курганы, которые копал Хицунов, содержали значительное число находок — раздавленные винные амфоры, железные и бронзовые наконечники стрел, обломки медных котлов и т. д. Стало очевидным, что Хицунов ни в одном случае не довёл исследования раскапывавшихся им курганов до конца — все они требовали доследования.

Внимательно осмотрев большие курганы и сопоставив увиденное с архивными данными, В. П. Шилов смог определить те два, которые начинал копать Хицунов. Особенное его внимание привлёк курган, в котором Хицунов обнаружил каменную гробницу. Осенью 1959 года Шилов начал его раскопки.


Когда камера была расчищена, археологи нашли в нём лишь фрагменты скелета пожилого мужчины. Вся южная часть склепа была начисто ограблена. Однако грабители орудовали в склепе уже после того, как перекрытие из брёвен рухнуло внутрь камеры, и это спасло её от полного ограбления.


После полной расчистки погребальной камеры оказалось, что в её северной части располагалось второе, совершенно не потревоженное захоронение: здесь лежали останки молодого воина в роскошном царском убранстве. От его парадной одежды сохранились многочисленные золотые нашивные бляшки — в одном лишь головном уборе их было 78. На шее погребённого сверкала массивная золотая гривна, украшенная на концах фигурками лежащих барсов, и, кроме того, золотое ожерелье; на пальцах — золотые перстни.


Возле погребённого лежало его оружие: у левого бедра — золотая обкладка горита и железный меч в деревянных ножнах, обложенных золотым листом; так же была украшена и рукоять меча. Вся поверхность золотой обкладки ножен была покрыта рельефными изображениями сцен битвы скифов с греками.


Следующая группа изображает схватку двух греков со скифом. Безбородый грек лежит на земле. Он ещё жив, поддерживаемый бородатым товарищем, который пытается копьём отразить удар скифа, стремящегося добить копьём раненого юношу…


На третьей сцене показан бой пешего грека с двумя скифами — пехотинцем и всадником. Пеший юноша-скиф ранен и упал на колени. Греческий воин пытается его добить, а раненый готовится к отражению удара своим боевым топором. На помощь ему спешит скиф на коне с длинным копьём в руке, но лошадь его споткнулась и упала на передние ноги. Всадник натянул поводья, пытаясь поднять коня, но безуспешно. Юный скиф, по-видимому, обречён…


В четвёртой сцене изображены два грека, один из которых ранен и полулежит облокотившись, другой, склонившийся над ним, зубами пытается вытащить из колена раненого вонзившуюся стрелу.




Наконец, последняя сцена изображает мчащегося во весь опор коня, волокущего раненого молодого скифа, который крепко держит в руке повод. Перед конём на земле лежит греческий шлем…




Все изображения на ножнах очень реалистичны. Детально переданы особенности скифского и греческого вооружения, одежды и т. д
.

В могилу были также положены драгоценные серебряные сосуды: ваза, схожая по форме со знаменитой вазой из Куль-Обы, и килик. Около входа в камеру на небольшом пространстве пола в беспорядке лежала целая куча драгоценных предметов: золотых пластинок и бляшек с различными рельефными изображениями, разнообразных бус и т. д. общим счётом 1273 золотых предмета. По мнению В. П. Шилова, здесь стоял деревянный ларец, в который были уложены парадная одежда, головные уборы и украшения.

Реконструкция костюма «царя». Пятибратный курган № 8
Как и в других скифских курганах, в могилу были положены запасы пищи и вина. Вино было привезено из южночерноморских городов Гераклеи и Синопы. На большинстве амфор имеются клейма мастерских, в которых они были изготовлены, позволяющие достаточно точно определить дату захоронения: оно было совершено в последней трети IV века до н. э. Очевидно, что и в этом случае мы имеем дело с погребением высших представителей скифской аристократии, которых вслед за Геродотом принято называть царями. Поэтому и Пятибратний курган с полным основанием причисляют к скифским царским курганам, но он принадлежит царю иного племени или объединения племён, чем Чертомлык и Солоха.

Танаис (греч. Τάναϊς) — античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье р. Дон. В первые века н. э. входил в Боспорское царство. Расположен примерно в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, у хутора Недвиговка.


Заповедник Танаис — один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников. Территория заповедника Танаис насчитывает более 3 тыс. га и объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIX века. Это самый северный пункт древнегреческой цивилизации.

Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета по кафедре римской словесности и древности П. М. Леонтьев, а с 1867 г. — В. Г. Тизенгаузен. Изучение Недвиговского городища проводилось под контролем Императорской археологической комиссии.


В конце 1860-х гг. при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, но ничего не знавшие об археологических раскопках Танаиса, «открыли» его заново. Председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов имел по этому поводу переписку с наказным атаманом Войска Донского М. И. Чертковым. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.


С 1870 г. до самого послереволюционного времени, когда все памятники древности были объявлены народным достоянием, находящимся под охраной советского закона, в течение 50 лет местные жители растаскивали городище на собственные нужды.



В 1955 г. Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая совместно с Ростовским университетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к научному исследованию Недвиговского городища. Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.
Гайманова могила




Скифский царь Идантирс (Иданфирс).
В 1960-е годы, в связи с началом сооружения гигантских мелиоративных систем на юге Украины, перед археологами встала задача охранных раскопок в зонах будущего обводнения. Среди памятников археологии, которыми предстояло уйти под воду, были и сотни скифских курганов. Некоторые из них, судя по размерам, могли быть «царскими».


Чаша с изображением сцен из жизни скифской знати.
IV в. до н. э. Серебро, позолота, тиснение, чеканка. 10,5 X 9,2 см.
Из кургана Гайманова могила у с. Балки Васильевского района Запорожской области (1969 г.)
. Для этих работ Институт археологии Академии наук Украины создал несколько экспедиций, объединивших специалистов разного профиля. Одной из таких экспедиций была Северо-Рогачикская. Ей было поручено исследование курганов в Запорожской области. Здесь, у села Балки, насчитывалось около 20 курганных групп. Особое внимание привлекла одна, состоявшая из 46 небольших насыпей, среди которых одиноко возвышался восьмиметровый исполин с загадочным названием Гайманова могила.
К лету 1969 года экспедиция, которой руководил киевский археолог В. И. Бидзиля, раскопала 22 малых кургана. Все они оказались ограбленными. Это не вселяло больших надежд и по отношению к Гаймановой могиле: опыт показывал, что главной приманкой для грабителей всегда были именно большие курганы. Ну а здесь, где даже малые курганы не были обойдены их вниманием, вообще не стоило надеяться на то, что стоявший рядом исполин окажется нетронутым. Правда, до тех пор, пока курган не раскопан полностью, любые заключения были бы преждевременными…


На золотой обивке горита из этого же кургана вытеснено имя греческого мастера Порнаха, что является уникальным случаем
Рассудив таким образом, В. И. Бидзиля приступил к исследованию Гаймановой могилы. Курган представлял собой огромную насыпь высотой более 8 м; диаметр его превышал 70 м. Слой за слоем снимали бульдозеры землю с огромной шапки кургана. На глубине 4 м от вершины открылась кольцевая стенка из огромных, вертикально вкопанных в землю известняковых плит, сооружённая для предотвращения оползания насыпи. Ниже, на уровне поверхности, были найдены следы заупокойной тризны: лошадиные и бараньи кости, раздавленные амфоры, остатки уздечных наборов, наконечники стрел…

Обнаружился и грабительский лаз — он вёл прямиком в погребальную камеру. Она располагалась на глубине 8 м от уровня материка, и как и следовало ожидать, была полностью обчищена ещё в древности. Лишь несколько десятков разбросанных мелких золотых украшений да золотой перстень, в спешке обронённый грабителями, свидетельствовали об огромных богатствах, некогда находившихся в камере. По всей видимости, здесь были похоронены четыре знатные особы, вероятнее всего, двое мужчин и две женщины. Больше ничего определённого сказать было невозможно.
Казалось, что работы завершены. Но уже перед самым отъездом археологов ждал сюрприз. Один из сотрудников экспедиции, Борис Мозолевский, зачищал земляную стенку камеры, как вдруг глина под его ножом неожиданно, легко поддалась. «Здесь что-то есть!» — воскликнул Мозолевский. В стене обнаружился тайник с абсолютно нетронутым драгоценным содержимым…
Сокровища лежали горизонтальными рядами: наверху — деревянная чаша с золотой обивкой, ниже — серебряный килик и чашечка, под ними — ещё две деревянные чаши, обитые золотыми пластинами, под чашами — серебряный ритон с золотым раструбом и наконечником в виде головы барана.
Самые ценные вещи лежали на дне тайника: большой серебряный ритон с широким золотым орнаментированным раструбом и золотым наконечником, серебряная ритуальная чаша, в которую был помещён серебряный же кубок, и, наконец, самая замечательная находка, прославившая Гайманову могилу: серебряная с позолотой чаша ритуального назначения, украшенная широким фризом с рельефными изображениями шести фигур скифов.


Основу композиции составляют парные сцены (одиночные фигуры, очевидно, выполняют вспомогательную роль в сюжете). На одной стороне чаши изображены два сидящих бородатых скифских воина, занятых мирной беседой.
Роскошная одежда, парадное оружие, атрибуты высшей власти — плётка в руке одного из них и булава в руке другого — всё указывает на то, что перед нами представители высшей власти, скифские «цари». Фигуры, выполненные в технике высокого рельефа, позолочены; в серебре оставлены лишь лица и кисти рук.
Толстая могила
Киевский археолог Б. Н. Мозолевский, нашедший знаменитую чашу из Гаймановой могилы, вскоре стал автором ещё одного выдающегося открытия.
Ещё в 1964 году, при раскопках курганов неподалёку от Никополя, в 10 км от знаменитого Чертомлыка, его внимание привлёк огромный, высотой 9 и диаметром 70 м курган, именовавшийся местными жителями Толстой могилой (под таким же названием в своё время был известен и Чертомлыцкий курган).

Вес пекторали 1150 г. Диаметр 30,6 см. Три полукруглых фриза, образующих пектораль, заполнены растительным орнаментом, многочисленными, литыми из золота изображениями людей и животных.
Он весьма заинтересовал Мозолевского, но заняться им долгое время не удавалось, отвлекали другие дела. Имелись и сомнения: а скифский ли это курган? Ведь ещё в 1964 году археолог А. И. Тереножкин, использовавший метод ручного бурения курганов для определения их возраста, пробил на Толстой могиле две скважины. В них не оказалось следов глины — верного признака скифской могилы.






Наконец, Мозолевский решил попытать счастья. В феврале 1971 года он пробурил на Толстой могиле две повторные скважины. Результат — тот же, что и семь лет назад: глины не было. Но, как позже вспоминал сам Мозолевский, «вопреки всякому здравому смыслу, несмотря на каторжную усталость», он решил пробить ещё одну скважину — последнюю. И на глубине 7 м появилась глина! Повторное бурение окончательно подтвердило, что Толстая могила — скифский курган.






Мозолевский приступил к подготовке экспедиции. Начальный этап раскопок был невероятно напряжённым — громада кургана состояла из 15 тысяч кубометров земли. Когда насыпь была удалена, выяснилось, что под ней находились две гробницы в виде глубоких катакомб: центральная и боковая.

Курган был окружён широким рвом, в котором после частичной расчистки были обнаружены следы грандиозной заупокойной тризны: множество костей животных — лошадей, диких свиней, оленей, десятки разбитых винных амфор. По этим остаткам удалось установить, что общий вес съеденного на поминках мяса составлял около 6500 кг, а если принять очень вероятное допущение, что в нераскопанную часть рва были сброшены кости примерно такого же числа животных, что и в исследованную, — то целых 13 тонн. Такого количества мяса должно было хватить примерно на 3 тысячи человек. Возможно, поминки на Толстой могиле продолжались не один день.


В склепе оказалось совершенно не потревоженное погребение молодой скифской «царицы». Наряд её был самым богатым из всех, когда-либо открытых в скифских курганах. Всё здесь блестело золотом: головной убор был расшит крупными золотыми пластинами, золотые бляхи украшали и всю её одежду, и башмачки.


Не менее богатыми были и украшения: на шее — массивная золотая гривна весом в 478 г, украшенная на концах семью фигурками львов, крадущихся за молодым оленем. На висках — крупные золотые подвески с изображением сидящей с поднятыми руками богини; на руках — три широких золотых браслета. Каждый палец рук «царицы» был унизан золотым перстнем, а на одном пальце их было даже два.






Рядом с «царицей» был погребён ребёнок, которому в момент смерти едва ли было больше двух лет. По-видимому, это был малолетний наследник престола. Он умер и был погребён позже матери, для чего в гробницу был прокопан второй вход. Похоронен царевич был в отделанном алебастром деревянном саркофаге.


В изголовье стояли три драгоценных миниатюрных серебряных сосуда для питья вина: килик, ритон и кубок. В руке ребёнка был зажат большой золотой браслет — символ власти. В саркофаг был также положен пояс, расшитый золотыми пуговками, тоже символизировавший знатность погребённого. На шее — золотая гривна, в ушах — золотые серёжки, на безымянном пальце правой руки — маленький золотой перстенёк. Весь скелет малолетнего царевича был усеян золотыми бляшками, украшавшими одежду.






Вместе с царицей и царевичем были похоронены их убитые слуги: девочка-служанка, «кухарка», воин-«охранник» и «возничий» (так они названы по сопровождавшим их атрибутам). Картина их расположения в могиле ужасна: руки — неестественно вывернуты, словно выкручены, ноги — неестественно раскинуты. Особенно потрясает рука воина: пальцы судорожно сжаты и впились в землю — очевидно, он был ещё жив, когда его бросили в могилу, и агония продолжалась в уже засыпанном подземелье.

Когда исследование боковой гробницы было завершено, археологи приступили к раскрытию центрального погребения, где, по-видимому, был похоронен царь. То, что в нём уже успели побывать грабители, было ясно с самого начала: туда вёл лаз протяжённостью 22 м. Грабители точно рассчитали направление и вышли как раз на угол погребальной камеры. Но к тому времени свод камеры и коридора-дромоса, ведшего в неё, уже частично обвалился, и грабителям пришлось выбирать сокровища из-под осыпавшейся земли.

Головной убор женщины (реконструкция). Золото. IV в. до н.э.

В погребальной камере царило полное разорение. Хотя здесь оставалось ещё немало золотых нашивных бляшек и пуговок от парадной одежды царя, всё самое ценное — парадная утварь, украшения, оружие и т. д. — было унесено грабителями. И тем не менее самые сенсационные находки, принёсшие Толстой могиле всемирную славу, были сделаны именно здесь, в центральной гробнице! (Забегая вперёд, скажем, что Толстая могила оказалась богатейшим из всех известных в настоящее время скифских царских курганов. Вес золотых изделий, найденных в нём — 4,5 кг, — намного превышает вес золота, найденного в Куль-Обе, до того считавшемся самым богатым курганом.)
Свод камеры и ведшего в неё коридора-дромоса к тому времени уже частично рухнули. Обвалившуюся землю в погребальной камере грабители перерыли, а вот землю в дромосе ворошить не стали — по регламенту похорон ценных вещей там быть не должно. Но они ошиблись!

В дромосе, совсем рядом со входом в погребальную камеру, в 30 см от неё, лежал меч с обложенной золотом рукоятью, в ножнах, также покрытых золотой обкладкой с рельефными украшениями. Обкладка ножен меча украшена изображениями в скифском «зверином стиле»: сценами борьбы животных.

Под перекрестьем меча в геральдической позе стоят дерущиеся петухи — совершенно новый и необычный сюжет в скифо-античном искусстве. Ниже фантастический грифон, раздирающий оленя, лошадь, на которую сзади напал лев, а спереди грифон, ещё ниже — напавший на оленя леопард, и, наконец, поединок льва и леопарда… На выступе для подвешивания меча к портупее изображён фантастический рогатый львиноголовый грифон, хвост которого оканчивается змеиной головой. Изображения животных очень реалистичны, полны динамики, они очень чётки: проработаны мельчайшие детали.




Ещё ближе к камере, у самого входа Б. Н. Мозолевский нашёл неслыханное сокровище: золотую пектораль — царское парадное нагрудное украшение. Грабители не докопали до неё всего каких-нибудь десять сантиметров! Это поистине гениальное творение античной торевтики ныне получило мировую известность.



Вес пекторали составляет 1150 г, диаметр — 30,6 см. Она состоит из четырёх жгутообразных трубок, скреплённых на концах обоймами, к которым при помощи штифтов прикреплены изящные плетёнки, также заправленные в орнаментированные обоймы с наконечниками в виде львиных голов. Трубки делят пектораль на три полукруглых яруса. Средний заполнен растительным орнаментом, нижний и верхний — многочисленными скульптурными изображениями.
Курганы Меотиды


В сферу культурного влияния скифов входили и их ближайшие соседи — племена меотов, относившиеся к иберо-кавказской языковой семье. В I тысячелетии до н. э. они обитали на территории Прикубанья и Восточного Приазовья. Античные авторы впервые упоминают об этом народе в VI веке до н. э.


Остатками обширного скифо-меотского наследия являются сегодня многочисленные курганы, разбросанные по всему Северному Кавказу. Их раскопки дали археологам богатейший материал. Здесь были найдены многие выдающиеся произведения искусства, ныне хранящиеся в Государственном Эрмитаже и других российских музеях.

В недрах громадного — высотой более десяти метров — Майкопского кургана археологи обнаружили богатейшее погребение конца III — начала II тысячелетия до н. э. Это погребение содержало множество художественных произведений, в том числе бусы из сердолика и бирюзы, происходящие из Передней Азии.
Над прахом покойника был водружён балдахин (ныне хранящийся в Эрмитаже), украшенный нашивными бляшками в виде львов и бычков, полотнище которого держалось на серебряных столбиках с литыми из золота фигурками бычков. Эти удивительно реалистические фигурки, вероятно, выполнены талантливым местным мастером и свидетельствуют о высоком художественном уровне скифо-меотской культуры. В то же время нашивные бляшки явно исполнены либо в самой Месопотамии, либо под влиянием месопотамского искусства.




Один из прославленнейших шедевров, найденных на земле древней Меотиды — небольшая (35,1 x 22,5 см) золотая фигура оленя из кургана у станицы Костромская (VI в. до н. э.). Это рельефная пластина некогда украшала круглый железный щит, найденный в погребении вождя. Образ оленя был связан у скифов с представлением о солнце, свете


Ещё одна знаменитая находка — золотая пантера из кургана близ станицы Келермесской. Как и её «современник», олень из Костромского кургана, эта пантера служила украшением щита. Фигура зверя стилизована, причём условность доходит до того, что хвост и лапы, в свою очередь, украшены фигурами свернувшихся хищников. И, однако, выразительность звериного образа такова, что эту бляху следует признать произведением не только декоративного, но и изобразительного искусства.




Очень интересные находки были сделаны близ адыгейского аула Уляп, где археологическая экспедиция под руководством А. М. Лескова исследовала комплекс меотских курганов и святилищ IV века до н. э.



Одно из святилищ оказалось особенно богатым: помимо многочисленных костей, здесь были найдены бронзовые котлы, античные амфоры, орудия труда, детали конского убора, предметы вооружения, разнообразные золотые украшения.



Среди последних особенно выделяются две крупные золотые пластины, изображающие шагающих оленей. Уляпские олени — один из лучших образцов скифо-меотского звериного стиля. Голова, гордо посаженная на могучей шее, увенчана ветвистыми рогами, удивительно пропорциональное тело зверя на длинных стройных ногах как бы устремлено вперёд. Реалистическая трактовка фигур животных сочетается с условно переданными рогами в виде стилизованных головок грифонов.



Самыми значительными находками из этого святилища стали два скульптурных навершия, когда-то, вероятно, увенчивавших древки штандартов или бунчуков. Одно из них изображает лежащего кабана с вытянутым вперёд рылом. Фигура сделана из двух массивных штампованных серебряных пластин, соединявшихся с помощью серебряных гвоздиков с золотыми шляпками.
Пластины с изображениями кабана в скифском искусстве не редкость, однако навершия в виде кабана ранее известны не были. Точно так же до сих пор археологам не встречалась круглая скифская скульптура, причём созданная с применением разных материалов и технических приёмов — штамповки, гравировки, пайки. Поэтому находку в Уляпе следует считать уникальной.




Второе навершие изображает оленя — уже известный скифский символ солнца. Голову оленя, посаженную на стройную длинную шею, увенчивают массивные ветвистые рога. Эта скульптура, созданная без всякой условности и стилизации, отличается редкой выразительностью и представляет собой один из лучших образцов скифо-меотского искусства.


На ритуальной площадке, расположенной на вершине одного из уляпских курганов, был обнаружен целый комплекс находок: три бронзовых античных сосуда, серебряная чаша, золотые гривна и бляшки, два богато украшенных ритона — золотой и серебряный. Золотой ритон, основание которого украшает скульптурное изображение головы пантеры, судя по ряду деталей, был привезён из Ирана или Малой Азии.

Второй ритон, серебряный, увенчивает крылатый конь Пегас. Его крылья, грива, ремни оголовья и ряд других деталей щедро позолочены, глаза некогда были инкрустированы янтарём. Среднюю часть сосуда опоясывает позолоченный фриз, на котором неизвестный художник изобразил в технике рельефа сцены из древнегреческого мифа о борьбе богов и гигантов. В числе противоборствующих персонажей легко узнаются Зевс-громовержец, Гермес с кадуцеем в левой руке, бог-кузнец Гефест
Для души-скифские украшения






















Статьи по теме: