История детских наказаний от Древней Руси до наших дней. Как наказывали детей в русских семьях и школах

Л. Н. Беленчук, вед. н. с. Института теории и истории образования РАО

О. Л. Янушкявичене, проф. Вильнюсского педагогического университета

В XVI веке была написана книга «Домострой» – свод правил духовной, мирской и семейной жизни.

«Домострой» был составлен известным деятелем XVI века, протопопом Благовещенского собора в Кремле Сильвестром. Известно несколько списков «Домостроя», поскольку он продукт творчества нескольких поколений. Впервые он был опубликован только в 1849 году.

Обычно с понятием «домострой» связывают нечто отжившее, патриархальное, а под «домостроевскими порядками» понимаются тиранство и угнетение женщины, домашнее беззаконие. На самом деле это далеко не так. В настоящее время «Домострой» является ценным источником сведений об обычаях, порядках и укладе жизни в XVI веке. Педагогические идеи «Домостроя» выражаются традиционно, в форме поучений: «Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего и его жену, и их детей, и домочадцев: жить во всем по христианскому закону, в чистой совести и правде, с верой творя волю Божию и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в страхе Божием, в праведной жизни, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя – не принуждением, не побоями, не работой тяжкою, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке».

Семья – единый организм, в котором в любви и взаимопомощи живут и стар, и млад, а все домочадцы всё делают сообща, нужно ли «есть и пить, или яства варить, или печь что, и всякие приспехи делать, и всякое рукоделие, и всякое мастерство». Объединяющим началом в доме является общая молитва: «Каждый день вечером мужу с женой, с детьми и с домочадцами, кто знает грамоту - отпеть вечерню, повечерницу, полунощницу в тишине, с вниманием и смирением, с молитвою и с поклонами, петь внятно и согласно...» В домостроевской семье кроме её отца хозяина дома, всегда чувствуется незримое присутствие другого, высшего Отца. В стремлении выполнять Его заветы все члены семьи объединялись между собою. Все отношения в семье были упорядочены, определены, всё было на своих местах. Устроенный дом «Домострой» не случайно называет раем: это место, где человек отдыхает душой, где нет места злу.

Такое строение семьи снижало возможность зарождения семейные конфликтов: каждый знал свои права и обязанности, и если субординация нарушалась, остальные члены семейства одёргивали нарушителя. Выпасть из общего ансамбля было почти невозможно. Это обеспечивало целостность семьи, соблюдение традиций и устоев общества, воспитание детей в чётких правилах. Гарантом такого воспитания был отец семейства, который помимо всего прочего выполнял функцию наставника и учителя не только детей, но и всех домочадцев.

Причём «домочадцы» – совсем необязательно родственники. В домах состоятельные людей кроме домашних слуг и дворни, всегда жило много чужих людей, призреваемые хозяевами. Такое расширительное толкование «семьи» могло иметь большое воспитательное значение. Кроме того, в «Домострое» неоднократно подчёркивается, что различия в социальном положении людей не отменяют их равенства перед Богом.

Большое значение в «Домострое» отведено семейной дисциплине, её смыслу и обеспечению. Такая дисциплина построена на свободном сознании каждым своего места. При нарушении диспозиции члены семьи, в рамках существующей иерархии, должны уметь применять средства к её восстановлению. Педагогично решается в «Домострое» вопрос о похвале и наказании как способах воспитательного воздействия. Похвала должна произноситься прилюдно, а наказание осуществляться наедине. Слово «наказание», которое в тексте «Домостроя» встречается довольно часто, не всегда совпадает с его современным понимаем. В данном случае «наказание» – наставление, наказ, а не обязательно битьё палкой или розгами, как это ещё совсем недавно трактовали исследователи. Последнее средство также предлагается в «Домострое», но как крайняя мера, «если жена, или сын, или дочь слову или наставлению не внимает, и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж, или отец, или мать учат», которая к тому же в средневековые отношениях не быта исключительным явлением. В Англии, например, телесные наказания применялись даже в школах вплоть до XX века.

Новым было утверждение зависимости характера воспитания от врождённые особенностей ребёнка, его направленность: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию – матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Настаивает «Домострой» и на особой ответственности родителей за своих детей: «Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда». Хорошо воспитанные дети – это прежде всего те, которые покоят старость своих родителей. «Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не обесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труд отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они о вас. Не говори: много сделал им доброго, что одеваю, кормлю и всем обеспечиваю, – это еще тебя не освобождает от сыновнего почтения...». Дружная верующая семья по «Домострою» – залог не только домашнего благоденствия, но благополучия всей жизни, её осмысленности, целенаправленности. В тексте много упоминаний о том, как грехи человеческие, между которыми особо выделены пьянство и нарушение супружеской верности, не только рушат семью, но и калечат жизнь всех домочадцев.

«Домострой» подвёл итог многовековому развитию педагогической традиции на Руси, обобщив её ценности, идеалы, способы воспитания. Духовной практике подчинялось всё остальное развитие ребёнка и взрослого. Семейные отношения строились на той же основе, что и церковные, и общественные. Принципы духовно-нравственного воспитания естественно вырастали из народных ценностных представлений. Дети видели, как родители помогают соседям, погорельцам, подают нищим, принимают странников, ухаживают за стариками, убогими, больными, трудятся с утра до вечера. Всё это оставалось в детской памяти. Личный пример родителей оказывал решающее влияние на воспитание детей.

В таком благополучном доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых мер. Но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.

Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место.

На второе место выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства, что необходимо «в домашнем обиходе», и лишь на третьем месте – обучение грамоте, книжным наукам.

Рассматривая жизнь и домостроительство 16в. именно в преемственности поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, географией, автор четко обозначает содержание дидактических и воспитательных целей своего времени: «…учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым».

Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей».

Особое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее».

Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».

Воспитывая детей в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе –гордость и спокойную старость: «Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабищь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.»

В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним».

Домашнее воспитание, описанное в «Домострое», исполняло первые воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальной ролью и ценностной ориентацией, то есть воплощало определенный социальный тип.

Новаторство «Домостроя» состоит в том, что он по-новому описывает характер воспитания, его направленность на конечный результат.

«Гражданство обычаев детских Е. Славинецкого.

ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ (нач. XVII в. - 19.ХI. 1675) - поэт, переводчик, филолог, оратор, богослов. О месте рождения и даже национальности Е. С., как и о его мирском имени, достоверных известий не сохранилось, существуют косвенные данные, позволяющие считать его либо украинцем, либо белорусом.

Имя Епифаний он принял при пострижении в Киево-Печерской лавре. Поскольку Е. С. прекрасно знал греческий язык, и одновременно был превосходным латинистом,. Репутация латиниста привела Е.С. в Киевскую братскую школу, где он преподавал латынь, а возможно, также греческий и церковнославянский языки. Его ученые заслуги предопределили его переезд в Москву, куда он был направлен по просьбе царя Алексея Михайловича в 1649 г. в Москву Меценат Ф. М. Ртищев построил для киевских ученых Андреевский монастырь в своем имении на Воробьевых горах, где они организовали школу, в которой греческому и латыни учились молодые московские подьячие.

Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая "книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе - среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила благонравия – “благочинного”, приличного поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во. время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава “Об игрании”.

Советы Епифания Славинецкого были для того времени психологически обоснованными. Они проникнуты любовным отношением к ребенку. В книге содержалось много ценных гигиенических правил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранению бодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием.

Философия образования Джона Дьюи

В таком благополучном доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых мер. Но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.

Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место.

На второе место выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства, что необходимо «в домашнем обиходе», и лишь на третьем месте - обучение грамоте, книжным наукам.

Рассматривая жизнь и домостроительство 16в. именно в преемственности поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, географией, автор четко обозначает содержание дидактических и воспитательных целей своего времени: «…учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым».

Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей».

Особое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее».

Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».

Воспитывая детей в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе -гордость и спокойную старость: «Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабищь - в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.»

В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним».

Домашнее воспитание, описанное в «Домострое», исполняло первые воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальной ролью и ценностной ориентацией, то есть воплощало определенный социальный тип.

Новаторство «Домостроя» состоит в том, что он по-новому описывает характер воспитания, его направленность на конечный результат.

В таком благополучном доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых мер. Но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.

Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место.

На второе место выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства, что необходимо «в домашнем обиходе», и лишь на третьем месте - обучение грамоте, книжным наукам.

Рассматривая жизнь и домостроительство 16в. именно в преемственности поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, географией, автор четко обозначает содержание дидактических и воспитательных целей своего времени: «…учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым».

Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей».

Особое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее».

Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».

Воспитывая детей в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе -гордость и спокойную старость: «Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабищь - в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.»

В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним».

Домашнее воспитание, описанное в «Домострое», исполняло первые воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальной ролью и ценностной ориентацией, то есть воплощало определенный социальный тип.

Новаторство «Домостроя» состоит в том, что он по-новому описывает характер воспитания, его направленность на конечный результат.

Важным свидетельством быта и воспитания средневековой Руси служит «Домострой » - книга, в которой выражен идеал средневекового воспитания и семейного быта на Руси, одна из вершин педагогической мысли конца XVII в.Составил «Домострой» известный деятель из ближайшего окружения Ивана Грозного – священник Сильвестр. В этом сочинении нашла отражение русская педагогическая мысль, носившая ярко выраженный православный характер.

В «Домострое» описывается патриархальный режим семейной жизни, основанный на беспрекословном подчинении жены и детей мужчине – главе семьи. Все наставления, особенно относительно жены и детей, окрашены ветхозаветностью: «должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а, наказав, простить и попенять», «наказывай сына своего в юности его и успокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей; не жалей, бей ребенка, если прутом посечешь его, не умрет, но здоровье будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». «Домострой» композиционно делится на три составные части. В первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Для родителей, заботившихся о развитии своих детей, главной должна была быть задача нравственно-религиозного воспитания.

Вторая часть сочинения посвящена семейным отношениям; она включает в себя, главным образом, специальные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, илишь после этого перед родителями ставится задача обучения подрастающего поколения грамоте, книжным наукам. «Домострой» XVI в. в целом отражает те же идеалы, которые сложились в Древней Руси в первые десятилетия после принятия христианства.

Третья часть «Домостроя» посвящена устройству дома, содержит хозяйственные рекомендации.

Заключает книгу результат использования данных в ней наставлений, представленный на примерах.

«Домострой» требует воспитывать детей в «страхе божьем», повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них, воспитывать такие добродетели, как мужество, настойчивость, трудолюбие, бережливость и др. Основными способами воспитания назывались суровая дисциплина, систематические наказания, в том числе физические («воспитать во всяком наказании»). Методами воспитания являлись телесные наказания, суровые методы подавления воли; девочки воспитывались как затворницы; вместе с тем, «Домострой» призывает любить детей и заботиться о них.

Воспитание, по «Домострою», направлено на развитие у детей чувства ответственности перед государством, церковью и родителями. Как следует из педагогической программы «Домостроя», грамотность не являлась первостепенным условием воспитания, а ставилась в одном ряду обучением техническим промыслам, рукоделию и адресовалась лишь людям чиновным (приказным) и духовному сословию. Наивысшей целью воспитания объявлялась не книжность, а духовная мудрость.



40.Киево-Могилянская коллегия (академия).

Заметную роль в освоении западного педагогического влияния при сохранении национальных традиций сыграли “братские ” школы, в деятельности которых приняли участие Иван Федоров, Герасим Смотрицкий, Демьян Наливайко и др. Наиболее известна Киевская братская школа, оказавшаяся предтечей созданной в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии (с 1701 г. Академия), которую возглавлял митрополит Петр Могила (1596/97-1647).

Это было первое высшее учебное заведение на Руси, в котором училось 1200 человек. Для преподавания различных наук были приглашены из Львовской школы (школа Львовского братства) православные учителя. В Академии было три отделения: младшее, среднее и старшее. Достаточно много внимания уделялось философии, богословию и юридическим наукам. Выпускники получали образование на уровне западноевропейских схоластических стандартов. Некоторые из них (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович) приняли деятельное участие в становлении славяно-греко-латинского педагогического подхода в Москве в XVII в., а также в создании на Руси новых учебных заведений, приближающихся к западноевропейским образцам. Так, Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий стали учителями одной из первых московских школ (XVII в.), организованной боярином Ф.М. Ртищевым.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, правомерно утверждать, что русская педагогика отличалась самостоятельностью и оригинальностью, имела гуманистическую направленность и богатые традиции. Уже «Поучение Владимира Мономаха детям», этот ранний памятник педагогической литературы Киевской Руси, в XI в. призывал к воспитанию в детях любви к Родине, мужества, трудолюбия, гуманного отношения к людям. В ту пору было мало школ и педагогические высказывания были рассчитаны преимущественно на семейное воспитание.

Развитие образования в России в XVII-XVIII вв .

Статьи по теме: