Инновационные формы с родителями в доу. «Инновационные методы работы с родителями

Белоножко Виктория Викторовна,

воспитатель, МКДОУ "Д/с № 4" п. Первомайский, Челябинская область

Инновационные формы работы с родителями

СКАЧАТЬ (с картинками)

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и детям.

«Дошкольное детство» -уникальный период в жизни человека, в то же время это период, в течении которого ребенок полностью зависит от окружающих его взрослых -родителей, педагогов.

В основе взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей лежит ответственность на родителях, а все другие социальные институты призваны помочь, дополнить их воспитательную деятельность.

Многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных организаций, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов .

Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания.

Для того, чтобы эффективно спланировать работу с родителями, необходимо начать с анализа социального состава родителей, их настроя, и ожидания от пребывания ребенка в детском саду.

Таким образом, работа с родителями, это:

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

Это учет индивидуальности ребенка;

Это укрепление внутри семейных связей;

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье .

Анализ практики работы ДОО выявил два вида форм совместной работы:

Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории .

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с ДОО является родительское собрание. Родительские собрания могут быть:

Организационными;

Текущими или тематическими;

Итоговыми.

Родительское собрание закономерно считается в среде педагогов не менее сложным «жанром», чем занятие или воспитательная работа.

Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Для подготовки к родительскому собранию воспитатель может воспользоваться Интернет ресурсом для подготовки анкет для родителей.

Создаем анкету

Новый опрос

Редактируем анкету

Проведение родительских собраний налагает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания, поэтому использование Интернет ресурса будет для воспитателя огромной помощью.

Время идет вперед и поэтому, некоторые традиционные формы работы с родителями постепенно теряют свою актуальность. На смену им приходят современные практичные, мобильные и эффективные формы работы с родителями, не требующие у родителей больших временных затрат. Это формы работы с родителями, которые базируются на использовании персонального компьютера и сети интернет: электронная почта, сайт группы или детского сада, сообщества в социальной сети.

Сегодня выход в интернет имеет практически каждый человек, у всех активных пользователей есть бесплатный адрес электронной почты, например на Mail.ru или Яндекс. Используя электронную почту мы получаем массу преимуществ.

Работа с родителями через электронную почту может осуществляться в двух вариантах: воспитатель делает рассылку по всем адресам, или создается общий почтовый адрес, доступ к которому имеет как воспитатель, так и родители.

С письмами, отправленными на общий электронный адрес, знакомятся сразу все родители, письма не теряются; родители могут задавать вопросы и видеть все ответы на них. Электронная почта служит важным инструментом того, чтобы информация доносилась быстро и «всем сразу».

Сайт группы -это еще одна форма с родителями через Интернет.

Сайт позволяет выкладывать на всеобщее обозрение большое количество разнообразной информации. Важно продуманно создать вкладки на сайте, например: домашнее задание, фотоальбом, информация о группе; для того, чтобы родители успевали следить за работой сайта, необходимо обновлять информацию в определенное время. Сайт более информативен, не требует много времени, работает по принципу «открыл и посмотрел»

«Одноклассники» или «Вконтакте» -социальная сеть, которая создана для общения между людьми во всемирной паутине: наличие аудиохостинга, наличие групп по интересам, можно создать свою группу, которую можно наполнить интересным материалом, а также пригласить в неё других пользователей; необходимо приобщить родителей к такой форме взаимодействия.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из родителей стали активными помощниками воспитателей. Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей формируется чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка; родители приобрели опыт педагогического сотрудничества.

Список литературы:

  1. Антонова Т.В. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества [Текст] Т.В.Антонова, Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, Н.А. Разгонова // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. - М.: МГУ, 2005. С. 112-118.
  2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е.П.Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2004. №9. С. 52-58.
  3. Детский сад и семья — рука об руку [Текст] / Под ред. А.П. Халиповой. - М.: Педагогика, 2008. - 231 с.
  4. Семичев Даниил. Методические рекомендации по использованию ИКТ в работе с родителями [Текст] / Сборник методических рекомендаций для работников дошкольного образования. -Москва.2015-46 с.
  5. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. Пособие [Текст] / А.Н. Ганичева, Т.В.Кротова - М.: ТЦ Сфера, 2011.

Наталья Шапочанская
Инновационные методы работы с родителями в ДОУ

Подготовила

Шапочанская Наталья Сергеевна

воспитатель МБДОУ детского сада №37

г. Новочеркасска

В современном обществе постепенно устанавливается принципиально новый подход к работе с родителями , где ведущими субъектами становятся сами родители . Мне хотелось бы представить некоторые инновационные формы работы с семьёй в детском саду.

В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.

1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю , у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и сегодня.

2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен» .

3. Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены , воспитанием в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, а детский сад посещают от случая к случаю.

4. Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам , просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т. е. безразличными.

5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ» . Но и здесь возникает проблема : такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде : а не «социальный заказ» .

6. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

7. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей : «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними .

8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.

Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов . Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу.

В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители , но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие в этих формах.

К ним относятся :

Родительские собрания .

Родительские конференции .

Дни открытых дверей.

Ежедневный непосредственный контакт с родителями , во время приёма и ухода детей.

Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т. д.) .

Индивидуальная консультация.

Для более эффективной работы с родителями необходимо расширить рамки нашего сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм :

2. Исследование

3. Социально – педагогический тренинг

4. Психологический тренинг (игра)

5. Диагностика

6. Конференция

7. Консультативный пункт

8. Организация работы семейных клубов по интересам;

9. Дни открытых дверей;

10. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта;

11. Организация встреч с родителями в форме дискуссий ;

12. Семинары –практикумы;

13. Диспуты;

14. Круглый стол;

15. Тренинг;

16. Обмен опытом семейного воспитания;

17. Организация совместной деятельности детей и родителей .

1. Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей , но и самих педагогов.

Темы встречи могут быть различными. Беседу начинают активисты – родители , затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители . Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то , что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

2. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта.

Помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам .

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми , платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.

3. Лекция – изложение какой-то темы. Лекции могут быть организованы на самые различные темы по воспитанию детей.

Лекционная форма родителями не воспринимается .

4. Психологический тренинг.

В начале встречи попросить родителей заполнить анкету , сделать короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга.

Родителям даётся задание , высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.

5. Дискуссии.

Цель : рассматривание проблемы с разных сторон (позиций) ; выбор оптимального варианта - решения.

Партнерами становятся две группы родителей , расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссии предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против» . В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию : например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую прелюдное наказание ребёнка, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость наказания. После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу.

На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распоряжение материалы, поддерживающие ту или иную точку зрения, затем излагают их и пытаются убедить друг друга в справедливости своей позиции. На втором этапе задача каждой группы меняется на противоположную. Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппонентов. Воспитатель следит за тем, чтобы группы не повторялись в своей аргументации, а находили новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищаемую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функцию – она способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против» , прежде чем будет принято решение. Наконец, на третьем этапе обе группы ищут согласованную позицию, объединяя все имеющиеся сведения.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей , воспитатель поддерживает ход, подводит итог дискуссии.

Важно иметь в виду форму дискуссии :

Круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

Симпозиум – обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

Дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды;

6. Конференция – итоговая форма работы с родителями . Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению.

Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа .

Обсудить с педагогами детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Наметить оргкомитет по подготовке к конференции.

Выделить ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей , ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформлении помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей ) .

Разработать обращение к родителям .

7. Семинары-практикумы

Практическое занятие по какому-то вопросу.

Например, практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» .

Предложить родителям обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Речь взрослых – образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детям художественной литературы.

7. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Задание родителям .

Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.

Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела программы по развитию речи. Дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до занятий. Спросить, какие ощущения возникали у родителей , когда они узнавали голос своего ребенка, слышали его речь?

На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.

8. Дни открытых дверей.

Организуется 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия.

Предполагает спор, столкновение различных, иногда противоречивых точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.

Законы диспута.

Свободный обмен мнениями

Все активны и равны

Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен

Говори, что думаешь, и думай, что говоришь

Главное - факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются

Острое, меткое слово приветствуется

Перешептывания на месте и шутки неуместны.

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся : устные журналы, родительские гостиные , клубы по интересам, библиотека компьютерных игр, совместное творчество родителей , детей и педагогов.

Нельзя забывать о роли наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры родителей .

Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы : книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т. д.

Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные, нетрадиционные, наглядная пропаганда способствуют повышению теоретических знаний родителей , побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенный результат :

- родители станут активно участвовать в жизни детского сада,

Станут верными помощниками воспитателей

Все это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно - образовательной среды.

Проект на тему: "Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями"

Введение.

Часть 1. Теоретическая. Взаимодействия ДОУ и семьи.

  1. Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях.
  2. Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями.
  3. Инновационная форма работы с родителями – семейный клуб.

Часть 2. Практическая. Содержание инновационной работы по взаимодействию ДОУ с родителями в клубе «Активисты нашей семьи» .

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Введение

Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье.

В настоящее время наблюдается:

  • Ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального)
  • Стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально- психологической тревожности, усталости
  • Перераспределение материально-экономических функций внутри семьи
  • Трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов
  • Личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях) , отсутствие понимания; событийные кризисы)
  • Глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.)

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов ДОУ (психологов, воспитателей, логопедов, медицинского работника) . Семье нужна поддержка и сопровождение.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому самой эффективной формой работы по взаимодействию с родителями я считаю создание в ДОУ семейного клуба.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Тип проекта: инновационно - исследовательский, открытый, коллективный, продолжительный.

Цель проекта: изучить инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями на примере деятельности клуба «Активисты нашей семьи» .

Задачи проекта:

  1. Описать инновационные формы работы с родителями.
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
  3. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
  4. Раскрыть содержание инновационной работы с родителями ДОУ в клубе «Активисты нашей семьи» .

Участники проекта: воспитатели, родители, дети 3-7 лет.

Срок реализации проекта: 1 учебный год.

Итоговое событие:

Презентация «Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями» .

Часть 1.Теоретическая.

Взаимодействия ДОУ и семьи.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой

семьи. Детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

В процессе работы с родителями, мы столкнулись с рядом проблем:

  • педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками
  • несформированность у родителей «педагогической рефлексии» , неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами

Преобладание рационализма в общении педагогов с родителями, педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

С целью решения вышеизложенных проблем, педагоги и воспитатели ищут новые формы сотрудничества с родителями.

1. 1.Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Сотрудничество- это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

Реализовать открытость ДОУ - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого нужно сделать следующие условия:

Личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает поделки, мама беседует о здоровье) .

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

  1. Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей.
  2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
  3. Информация должна быть динамичной.
  4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.
  5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
  6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания) .
  7. Линия воздействия на семью через ребенка.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей) .

Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?

  • формировать представления об этапах развития личности ребенка

Выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в средней группе - роли в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старших группах - обучению детей, воспитанию у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т. п.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

  • информационно – аналитическая
  • досуговая
  • познавательная
  • наглядно – информационная.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители» , содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т. д.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) . После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке) . Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение» ) .

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) . Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов) . Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?» , «Как воспитать у детей интерес к книге» , «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?» .

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки» , чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей» , «Приобщение детей к национальной культуре» , «Роль семьи в воспитании ребенка» ) . К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки» . Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

Встречи за «круглым столом» . Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Семейные клубы - это объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей.

1. 3. Инновационная форма работы с родителями – семейный клуб.

Семейный клуб – это объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими) , а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях.

Семейные клубы полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения. Такие клубы необходимы и единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с другими детьми. Являясь членами дружного семейного клуба, люди чувствуют себя более защищенными и уверенными.

Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересов и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Объединение разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей и педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб представляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду.

При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная информация – побуждение участников встречи к практическому действию.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Использование такой формы важно и необходимо, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует сотрудничество с семьей. Благодаря семейному клубу устанавливается тесная связь «семья- детский сад» .

Часть 2. Практическая. Содержание инновационной работы с родителями ДОУ в клубе «Активисты нашей семьи»

С рождением малыша в каждой семье прибавляется хлопот и тревог. Как вырастить здорового ребёнка? Когда начинать развивать его способности? Время летит быстро…

И вот малыш идёт в детский сад. Что чувствует родитель? Радость и облегчение: теперь не только он ответственен за судьбу своего чада, ему будут помогать специалисты. Но вместе с тем растёт и чувство тревоги. Не меньше тревог и у педагогов. Как снизить стресс у детей и обеспечить им комфортное пребывание в детском саду с первых дней? Как сплотить детей и родителей в единый коллектив? Как донести до них, что мы желаем добра им и их малышам. Как объяснить, что в суете повседневных дел нельзя забывать, что детство – самый ценный период в жизни каждого ребёнка.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей воспитателями был организован семейный клуб «Активисты нашей семьи» . Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей.

В работе семейного клуба, особое внимание воспитатели уделяли изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей. Для этого проводились родительские собрания, в ходе которых родители познакомились с требованиями и правилами воспитания детей в детском саду.

Общие принципы взаимодействия членов клуба

  1. Принцип добровольности и открытости.
  2. Принцип равенства.
  3. Принцип общности.
  4. Принцип уважения и понимания друг друга.
  5. Принцип активности.
  6. Принцип конфиденциальности.
  7. Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.
  8. Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
  9. Принцип стремления к здоровому образу жизни.

Основные направления работы семейного клуба «Активисты нашей семьи» :

  1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
  2. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.
  3. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия;
  4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

Цели семейного клуба «Активисты нашей семьи» .

Основная цель создания семейного клуба «Активисты нашей семьи» - установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, расширение форм работы с родителями.

Основные задачи семейного клуба «Активисты нашей семьи» :

  • повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в детском саду
  • обмен позитивным опытом семейного воспитания

Инициирование и реализация новых форм работы организации воспитательной работы.

Структура клуба " Активисты нашей семьи "

Структура клуба «Активисты нашей семьи"

"Социально-медицинский блок"

"Досуговый блок"

"Педагогический блок"

  1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.
  2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
  • Сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство
  • Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата
  • Принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей
  • Сформировать оптимальные детско-родительские отношения

3. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

4. Работа клуба организуется с учетом возраста детей.

5. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц.

6. Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

Планирование работы семейного клуба.

Работа клуба планируется совместно с родителями и воспитателем. При планировании мы учитываем пожелания родителей и психолого-педагогическую необходимость. Мы стараемся сделать так, чтобы родители детей каждого возраста смогли посетить хотя бы две встречи в клубе. Кроме этого планируются такие детско-родительские мероприятия, как выставки, проекты, конкурсы.

Формы взаимодействия в семейном клубе.

Мы используем открытые занятия, досуги, праздники, очень большое количество игр, и как показывает практика, родителей не пугает, если им приходится становиться в позицию ребенка. Главное в клубной работе - преподнесение психолого-педагогических знаний должно быть вдохновляющим! Современные технические средства позволяют сделать встречи с родителями яркими и запоминающимися.

В каждом ДОУ существует группа родителей, которые не проявляют интереса к жизни детского сада. Есть такая группа родителей и у нас, к счастью не слишком многочисленная. Однако, мы заметили, повышению интереса родителей к детским выставкам, а так же организации выставок детско-родительских работ. Чем мы очень активно пользуемся.

Клубная работа, на наш взгляд не должна ограничиваться просвещением. Большое значение имеют детско-родительские досуги и праздники, на которых веселое общение помогает установлению гармоничных отношений как между родителями и детьми, так и между педагогами и родителями. Такие встречи помогают родителям увидеть педагогов с новой стороны, а педагогам дают возможность подметить особенности семьи.

В конечном счете, такие встречи способствуют установлению взаимопонимания, доверия, уважения. Мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители участвуют в проектной деятельности, в выставках, праздниках. Двери детского сада открыты. Мы рады присутствию родителей в наших стенах.

Семейный клуб, как показывает наш опыт чрезвычайно интересная и эффективная форма взаимодействия с родителями.

Конечно, кроме клубной работы мы используем и традиционные формы взаимодействия с семьей. Нельзя обойтись без индивидуальных консультаций воспитателей. Необходимо только помнить, что востребованность нашей работы зависит от нашего профессионализма и нашей творческой заинтересованности.

Заключение

Работа семейного клуба в детском саду способствовала:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
  • Обобщению опыта семейного воспитания.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.

С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

Источником инноваций является проблема.

В нашем дошкольном учреждении тоже возникла проблема по взаимодействию с родителями воспитанников. Педагогическая пассивность родителей, непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками.

Несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.

Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования.

Решить проблему инновационно – значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.

Результатами инновационной деятельности является рост профессиональной компетентности педагога и повышение качества образования дошкольников.

На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода.

С целью решения вышеперечисленных проблем, мы разработали систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями.

Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

Установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;

Активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов– сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Инновационная составляющая работы дошкольного учреждения связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семей на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности.

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.

На сегодняшний день эта задача стоит повсеместно, а у нас это годовая задача детского сада - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентностный подход к работе с родителями.

Коллектив МБДОУ №7 ст. Ладожской находится в постоянном поиске новых, современных форм, методов взаимодействия с родителями.

Изучая с педагогами педагогическую литературу по инновационной деятельности мы познакомились, как старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные. Рассмотрели и формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, информационные и практические формы для просвещения родителей, а также важные условия эффективности этой работы.

По данной проблеме воспитателям была оказана методическая помощь, была проведена консультация «Работа с родителями- нетрадиционные подходы», семинар-практикум «Взаимодействие с родителями в свете новых подходов», где учились составлять проект нетрадиционных встреч с родителями используя инновационные формы взаимодействия. Проводили педсовет на тему «Работа педагогического коллектива с родителями» (нетрадиционные подходы), с приглашение родителей из состава родительского комитета.

Поэтому приходилось придумывать, комбинировать старые традиционные формы и новые приёмы, применять более современные технологии в работе с родителями, без которых уже не может существовать современный детский сад.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка необходимо воспитатели нашего дошкольного учреждения начинаю работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы можем проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Инновационные технологии способствуют обогащению природных основ детско-родительских взаимосвязей и более гармоничному воспитанию детей в семье. Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации. Так возникла у нас возникла идея создания газету детского сада «Планета детства», задачи которой созвучны требованиям правительства Российской Федерации к новой схеме оказания услуг дошкольного образования.

Странички газеты «Планета детства» информируют об организации работы дошкольного учреждения, о новых нормативных документах, обо всех ярких событиях, достижениях дошкольного учреждения. «Планета детства» – это возможность работников детского сада быть непосредственным рупором идей совершенствования дошкольного образования – конкурсы, досуги, походы, документальные фильмы, праздники, новые события, встречи в виде красочных фото сессий, вызывают не под дельный интерес как у сотрудников дошкольного учреждения, так и у мам, пап, дедушек и бабушек наших воспитанников. Следующим шагом в этом направлении стало создание сайта дошкольного учреждения. Сайт детского сада – это то, на чем основывается деятельность детского сада в Сети и его успешность. От того, как будет преподнесена информация о деятельности педагогического коллектива, а также от того, насколько частым будет обновление информации на сайте, во многом будет зависеть успех и востребованность услуг детского сада, что перекликается с условиями формирования современной модели образования дошкольного мира.

Сюда может зайти любой родитель. На сайте можно ознакомиться с проблемами, с которыми сталкивается детский сад. Побывать на всех праздниках и утренниках. Посетить «Творческую гостиную», в которой можно полюбоваться творениями детей и испытать гордость за своего самого талантливого, умного и любимого ребенка. На сайте можно анонимно задать любой интересующий вопрос и получить ответ специалиста.

Сайт, газета выступают не только средством организации деятельности, сотрудничества, но и, что очень важно, фактором «обратной связи», что позволяет оперативно реагировать на все изменения в жизни детского сада.

В своём дошкольном учреждении мы практикуем такую открытую форму с родителями как демонстрация достижений детей.

Информация о детях- очень важный и пока ещё малообеспеченный пласт культуры взаимодействия детского сада и родителей.

Сбор информации о достижении детей каждый день приносит детям новый опыт, новые знания. Даже самые на первый взгляд незначительные успехи стоит сделать общим достоянием. Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить, то новое, что появилось в речи, движениях, поведении, играх. Достижение - это безусловны успех ребёнка в чём-либо. Это выработка из фактов, полученных в ходе наблюдений. У каждого ребёнка достижения свои, значимые лично для него, для его родителей.

Воспитатели – люди творческие, наделены изобретательными способностями, креативны, так что варианты оформления достижений детей неисчислимы: в виде цыплят, лучиков солнца, цветов, автопортретов детей, к которым или рядом с которыми крепятся записки с описанием достижений в приёмной.

Например: Полина (5 лет).

Социальная компетентность.

Наблюдение. 18.02.2014 г. Обращается к Ярославу: «давай играть с конструктором. Мы построим нашим зверюшкам домик. У тебя есть большие пластины? Много? Мне нужно одну. Вот, возьми маленькие. Это будет крыша, а это у меня дверка такая. Тебе надо помогать?»

Достижение: умеет договариваться, планировать работу.

Данная форма письменного информирования родителей о достижениях детей для нас важная перспектива. Этим самым мы показываем родителям замечательные мгновения жизни ребёнка в детском саду (скрытые от их глаз), чтобы у родителей формировались позитивные взгляды на опыт, который приобретают дети в детском саду, изменились представления о родительской роли в обучении и развитии ребёнка.

Для привлечения родителей к участию в конкурсах, выставках, субботниках по ремонту игрового оборудования, вместо обычных традиционных объявлений о проводимом мероприятии мы решили изменить содержание объявления. Например:

Дорогие папы!

Теперь у нас на игровой площадке есть настоящая песочница. Мы с удовольствие играем в куличики, строим дома и дороги. Вот только песок всё время стремиться рассыпаться. Пожалуйста, помогите сделать на наше песочнице бортики. Мы вас ждём и обязательно вам поможем.

Ваши детки.

Следующая форма оповещение родителей о запроса- детей. Здесь мы используем модель трёх опросов в любое свободное время воспитатель может поговорит с детьми о том, что они знают или хотят узнать, например, о кошках (космосе, динозаврах). Все высказывания детей записываются в специальную таблицу. Возле каждого высказывания ставиться им автора.

Заполнение таблички и вывешивание её в приёмной сопровождается обязательным написанием объявления.

Например: Дорогие мамы и папы! Наши детки решили больше узнать о кошках. У нас в группе есть энциклопедия «Кошки», но этого крайне недостаточно для того, чтобы удовлетворить их любознательность. Нам очень помогут книги о диких и домашних кошках, фотографии ваших домашних любимцев, ваш рассказы, кошки игрушки и кошки статуэтки. Предлагаем вам принять участие в подготовки выставки фотографий (рисунков, игрушек ит.п.).

«Наши любимые кошки».

Воспитатели и ваши детки.

В результате такого опроса родители увидят сферу интересов своих детей и получат представления о том, какими способами они готовы получать новые знания. Это, без сомнения, поудит родителей включиться в обсуждение темы с детьми: задать им вопросы, подсказать что-нибудь, ответить, рассеять сомнения и предпринять активные действия - пойти в библиотеку, поискать в интернете необходимый материал, почитать энциклопедию, прийти в группу и пообщаться с детьми.

При подготовки к родительским собраниям, беседам, консультациям педагоги нашего детского сада используют следующие формы работы с родителями:

«Волшебный цветок мудрости» – в приёмной вывешивается стенд, на котором нарисован большой цветок. В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме. Например:

- «Детские капризы»;

- «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым»;

- «Когда у нас родился второй ребёнок, мы…»;

- «Чтобы ребёнок не болел» и т.п.

«Портрет идеального родителя» (воспитателя)– в приёмной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывает на этом листе черты идеального родителя.

«Недописанный тезис» – на стенде размещается фраза, например:

- «Счастливая семья – это…»;

- «Хороший воспитатель – это...»;

- «Семейные традиции – это...» и т.п.

Родители продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.

Особо отмечу инновационную форму работы с родителями, которая практикуется в старшей группе второй год - обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий.

Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями и членами их семьей используются разнообразные методы и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей становится ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из результатов мониторинга и диагностики, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования, из посещения семей. В результате выявляются примеры хорошего воспитания в семье, выявляются родители, имеющие высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.

Педагоги много рассказывают родителям о различных опытах семейного воспитания и привлекают к этому родителей. На аудиторию родителей большее влияние оказывает то, что о положительном опыте организации жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители. К указаниям и требованиям воспитателя они могут отнестись скептически, с некоторым недоверием к их осуществимости и целесообразности. Их больше убеждает, когда об этом же рассказывают сами родители, реализовавшие в своей семье определенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов.

Не выходя за пределы своего коллектива, уже в известной мере знакомого и сплоченного, родители легче делятся своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания, ищут выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом просматриваются и выслушиваются на собраниях, вызывают обсуждения, будят мысли и способствуют обмену опытом семейного воспитания.

Обобщение семейного опыта родителями может оформляться в продуктивной творческой деятельности в виде плакатов, газет, рассказов, докладов, альбомов, фильмов, фотовыставок, компьютерных презентаций. Но родители уже по традиции, оформление выбирают в виде мультимедиа презентаций и слайд-шоу.

На сегодняшний день в «воспитательной копилке» старшей группы имеется 6 презентации по обобщению семейного опыта различной проблематики: «Трудовое воспитание в семье». Представлено на родительском собрании - семинаре в сентябре 2013г.; «Закаливание ребенка дома». Представлено на конференции для родителей в ноябре 2014 г.; «Сенсорное воспитание в семье». Представлено на открытом итоговом нетрадиционном родительском собрании, посвященном сенсорному воспитанию дошкольников в декабре 2013 г.

Так же мы используем следующие инновационные формы взаимодействия с родителями- это педагогический совет с участием родителей, где родители участвуют в заседаниях педсовета в качестве экспертов и критиков.

С целью приобщения детей к истокам русской национальной культуры в нашем дошкольном учреждении были проведена акция «Гирлянда дружбы», дети и родители изготавливали куколок –кувадок и украшали ими территорию детского сада. Дети и родители получили огромное удовольствие от совместного творчества.

Акция «Мир без границ», приурочена ко дню инвалида, дети совместно с родителями изготавливали подарки для детей инвалидов.

Кроме этого проводили день здоровья с участием родителей. Где родители с детьми прыгали через обручи, скакали на скакалках, играли мячом, делали зарядку. А за их активность сказочный персонаж «Доктор Айболит» угощал всех витаминками. В результате чего родители и дети получили заряд бодрости на весь день.

Так же в был организован проект «Мой папа – самый лучшиЙ!», приуроченный к празднику Российской армии, где дети и родители принимали активное участие, готовили проект о своё папе, и представляли его в детском саду. Составляли рассказы о своём папе, изготавливали подарки для пап, собирали коллекцию медалей, создали музе боевой славы.

Конкур «Новогодняя игрушка», где родители вместе с детьми изготовили множество оригинальных игрушек, которыми украсили территорию детского сада к новогоднему празднику.

Конкурс-Презентация «Долгожитель семьи» (книга, елочная игрушка, кукла и т.п.) – готовится совместно с родителями, защищается в форме презентации.

Конкурс «Головных уборов», где родители совместно с детьми придумывали и изготовили оригинальные головные уборы и продемонстрировали дефиле.

Педагоги придумывают всё новые способы вовлечении родителе в воспитании их же собственных детей.

В данный момент в нашем дошкольном учреждении ведётся разработка проекта по организации родительского клуба «Компетентные родители» связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них.

Мы считаем что, пока у взрослого человека не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие.

Педагоги предлагают родителям готовые знания: что-то из детской психологии, что-то из методики оздоровления, что-то из практики обучения. Но как и во всяком учении, родители берут из своего предложенного лишь то, что созвучно их собственным мыслям, соответствует их потребностям.

И мы предлагаем начинать не с формальных собраний и стендов, а с объединения, сближения людей, сопричастных жизни ребёнка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребёнок. Рассказывая родителям о том, что происходило в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принёс ему день, воспитатель формирует у родителей понимание того, что они не обладают этой уникальной информацией по той просто причине, что их не было рядом.

Теперь словосочетание "инновационные формы работы с родителями" не вызывает у нас затруднений.

Об эффективности проводимой работы с родителями в нашем детском саду свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
  • активность взрослых в жизни детского сада и группы.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило нам пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Литература

  1. Ярославский педагогический вестник №3, 2012г., автор Ю.Е Орлова..
  2. Сайт http://128.lipetskddo.ru

Библиографический список

1. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект[Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

2. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов [Текст] / В. И. Беляев. – М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430 с.

3. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1990.

4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрип-торий2003», 2008. – 72 с.

5. Семейная педегогика [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ. – Глазов, 2005. – С. 5–9.

6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1979.

  • · психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • · вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • · участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • · родительские университеты;
  • · конференции;
  • · индивидуальные и тематические консультации;
  • · родительские собрания;
  • · тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • · дни творчества детей и их родителей;
  • · открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • · помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  • · родительское общественное патрулирование;
  • · шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • · участие родителей класса в работе совета школы;
  • · участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
  • · участие в работе совета содействия семье и школе.

Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями, которые наш педагогический коллектив использует в работе.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • · Год рождения моего ребенка - каким он был, этот первый год?
  • · Первые книжки ребенка.
  • · Друзья моего ребенка.
  • · Праздники нашей семьи.
  • · Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
  • · Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
  • · Фотографии нашего детства.
  • · Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • · Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
  • · Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
  • · Соблазны и пути их преодоления.
  • · «За и против» школьной формы.
  • · Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников -- важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Формы работы: На первом плане -- индивидуальная работа

Неоспоримо, что на первый план сегодня должна выходить индивидуальная работа классного руководителя. Именно в этом случае возможной становится беседа, обсуждение проблем именно одного-единственного ребенка. Но многие родители отторгают от себя даже возможность побеседовать с учителем в доверительном ключе, опасаясь, возможно, излишнего проникновения в личностно-эмоциональную сферу. И эти опасения естественны, с ними необходимо считаться.

На индивидуальные беседы с родителями мы можем приглашать и «узких» специалистов: психолога, логопеда, медицинского работника -- в зависимости от конкретной ситуации. Но перед этим целесообразно узнать, не было ли именно у этого родителя конфликта именно с этим работником школы. Если же такой случай имел место, то разумно пригласить аналогичного специалиста «со стороны».

Статьи по теме: