Игры с ребенком в 10 11 месяцев. Календарь игр – одиннадцатый месяц

Малышу 11 месяцев и малыш уже не просто откликается на просьбы взрослых, но и сам произносит несколько простых слов, а самое главное — стоит на своих ножках и пытается сделать первые шаги. Возможно, он еще не пошел самостоятельно, но с опорой он добивается потрясающих успехов – принесет тапочки или старательно перенесет и выбросит в мусорное ведро фантик от конфеты, покажет все части тела – ручки ножки носик ушки. Прекрасно! Поощряйте эти действия, активно сотрудничайте с ним, хвалите и одобряйте.

В конце первого года жизни многие мамочки окончательно отлучают малыша от груди. Это сложно для ребенка, так как кормление грудью поддерживало психологическую связь с матерью. Он и сейчас ждет эмоциональной поддержки, ваши положительные эмоции помогают ему адаптироваться к новому образу жизни. Большинство малышей в этом возрасте активно жестикулирует. Они уже могут сообщить, что голодны простыми слогами «ам-ам», и указать на йогурт на столе, яблочко или печенье. Самое значительное слово — «Дай» кроха произносит со всей требовательностью и категоричностью, а не получив желаемое может долго капризничать.

К году у малыша вырастает 8 зубов, он способен пережевывать более плотную пищу, активно развивая жевательные движения. Нужно отметить, что появление зубов и их количество — явление индивидуальное, и не стоит бросаться в панику, хотя снимок сделать можно. Если зубки не растут – пока не стоит увлекаться твердым прикормом.

Развитие ребенка в 11 месяцев (что должен уметь)

Вы только представьте себе – за год вес малыша увеличился почти вдвое, а в росте он прибавил 25 сантиметров!
Кроме этого, ребенок уже может:
— понимать речь взрослых и утвердительно кивать головой;
— радоваться похвале и одобрению;
— выполнять просьбы — принести вещи, подать предметы, положить, взять и так далее;
— машет рукой «Привет» и «пока»;
— передвигается по ступенькам — залазит и слезает;
— повторяет действие, совершенствуясь в навыках;
— хорошо держит ложку и пытается самостоятельно брать еду;
— имитирует интонации взрослой речи и звуков животных;
— висит на турничке около минуты;
— понимает разговор родителей о себе.

Первые слова малыша – облегченные, состоят из повторяющихся слогов. Смысл их зависит от интонации – он указывает на кошку, на еду на столе. Мозг его достаточно созрел для того, чтобы начинать использовать полноценную речь.

Уход за ребенком в 11 месяцев

В возрасте около года многие малыши топают ногами — с поддержкой или самостоятельно. В любом случае следует обратить внимание на обувь – ему потребуются ботинки с подошвой, с твердым задником, но хорошо сгибающиеся, чтобы ножка не могла соскользнуть в сторону. Для формирования и укрепления мышц стопы в летнее время полезно походить босиком по твердой неравномерной поверхности — например, песок, трава. В квартире можно разложить под ногами малыша резиновый ортопедический коврик.

Препятствия в виде ямок, камушков, веточек хорошо массируют стопы, тем самым способствуют улучшению кровообращения и правильному формированию стопы. Продолжаем приучать карапуза к горшку. В этот период он уже достаточно долго способен оставаться сухим, поэтому потребуется терпение, чтобы подкараулить его, не принуждая. Это важно! Обязательно хвалите его даже за то, что он просто посидел на горшке. В остальном уход остается прежним.

Питание ребенка в 11 месяцев

Первая важная тема, которую обсуждают мамочки на детской площадке — питание детей. Как увеличивать порции, когда ребенок приближается к годовалому юбилею? Какие новые виды продуктов предлагать? Рацион малыша можно сравнить со взрослым диетическим меню (каши, овощи, обезжиренное мясо, творог, кефир и другие кисломолочные продукты, хлеб, печенье, булочки, фрукты), однако есть продукты, с введением которых желательно повременить. Это, прежде всего, цитрусовые плоды, способные вызывать аллергию, тяжелые для кишечника и желудка орехи, цельное жирное молоко, рыба. Отличается и степень измельчения пищи. Большая часть питания — это каши или измельченное с мелкими кусочками пюре. Нельзя давать пищу острую, жареную, копченую и с большим количеством специй. Лучше всего готовить пищу на пару или отваривать.

Режим дня ребенка в 11 месяцев

Распорядок дня 11-месячного малыша составляется с учетом его выросшей активности. Количество кормлений уже как у взрослого человека. В промежутках между ними малыш спит один или два раза, кушает, играет. Просыпается достаточно рано — около 6-7 утра. Первое кормление проводится после утренних процедур, примерно в 8 – 8,30 утра. Массаж и физкультуру можно планировать достаточно рано, еще до дневного сна, но примерно через час после первого кормления. Купание уже не обязательно проводить ежедневно, но подмывать по пояс обязательно. Для купания лучше выбрать определенные дни. Питание пятиразовое, последний прием пищи в 22-00.

Интервалы между кормлениями не должны быть более чем 4-4,5 часов. Ночной сон длится 10-11 часов, многие в это время переходят на одноразовый дневной сон. Главное, чтобы малыш хорошо высыпался. В возрасте около годика можно подумать о будущем посещении детского садика, и подстроить режим дня под детсадовский, чтобы впоследствии было легче адаптироваться – дневной сон 13.00 -15.00. Помогите малышу адаптироваться к новым условиям, вводите изменения незаметно, не акцентируя на этом внимание. Помните о том, что выполнение режима дня – это всего лишь помощь развитие малыша, а маме облегчение ухода. Будьте внимательны, но не раздражительны, старайтесь правильно уловить настрой ребенка.

Занятия с ребенком в 11 месяцев (как развивать)

Ваш голос и ваша близость очень важны для ребенка. Чтение как нельзя лучше способствует развитию мышления. Малыши начинают ассоциировать книги с вашей манерой общения, поэтому прививать любовь к книгам в этом возрасте очень легко. Давайте ребенку играть с красочными картонными книжками, указывайте на картинки, рассказывайте, что на них нарисовано. Читайте, варьируя тембром голоса, поддерживайте интерес к сюжету. Старайтесь проделывать это достаточно часто, но не долго. Малыш еще не может долго сосредоточиться на одном действии. Прочитайте ему короткий стишок на страничке, рассмотрите с ним картинки — и пусть он немного отвлечется, если не в силах усидеть на одном месте. Затем переходите к другой страничке.

Расширяйте запас имитирующих слов. Называйте все, на что указывает чадо, имена близких, знакомых, маленьких детей на площадке, названия игрушек. Повторяйте звуки животных, рассматривая картинки – очень скоро малыш расскажет вам, как коровка говорит «муу», котик «мяу», а лягушка «ква-ква». Он не просто играет с куклой, а способен разыгрывать с ней целый спектакль – покормить, покачать, уложить спать, посадить на горшок и накормить из детской посудки. У вашего чада должно быть для этого все необходимое — детские чашечки, ложечки, кроватки для кукол, даже горшок и обеденный столик.

Играя на площадке или в другой компании, старайтесь рассказывать ребенку, что игрушками нужно делиться с друзьями. Расчесывайте вместе с малышом волосы кукле, купайте пупсов в игрушечной ванночке, в общем — научите малыша играть. Складывайте с ним кубики, пирамидки, домики и башенки. Поощряйте в нем активное сотрудничество, хвалите и поддерживайте эмоционально.

Игры и игрушки для детей в 11 месяцев

Почти годовалый малыш готов играть уже со взрослыми предметами, часто категорически отметая обыкновенные игрушки. Используйте его желание при готовке на кухне — пусть кроха складывает кусочки овощей на тарелку, или полощет в мисочке с водой ложки. В магазине карапуз может складывать небольшие продукты в корзинку. Играя, малыш будет приобщаться к труду. Каждый день показывайте малышу новые действия. Периодически меняйте и игрушки, чтобы они не приелись. Не предлагайте все игрушки сразу – это большая ошибка! Малыш может потерять к ним интерес.

Медицинское наблюдение в 11 месяцев

Если ваш ребенок стоит на ногах, но не ходит самостоятельно, однако держится за руку и хорошо передвигается возле кроватки – не стоит переживать. Но если он не становится на ноги — проконсультируйтесь у ортопеда. Возможно, вам назначат специальные упражнения, дающие нагрузку на мышцы ног, чтобы достаточно окрепнуть. Массаж и гимнастика по-прежнему требуются всем деткам. Хорошие результаты дают водяной массаж во время купания, но утром или за несколько часов до сна, чтобы не вызвать излишнего возбуждения.

Жадина?

В возрасте 11 месяцев – год малыши общаясь на детских площадках или в гостях, проявляют собственнические инстинкты. За это не стоит сильно ругать, так как игрушка сейчас воспринимается как продолжение себя, и малышу трудно представить, как можно «часть себя» отдать другому. Жадность малышей – явление временное, очень скоро они понимают, что для настоящих игр лучше делиться с другими.

Но общение малышей нужно всячески поощрять, только помните, что они не смогут играть длительное время – им еще трудно сосредоточиться. Наблюдая друг за другом, детки повторяют движения, разговаривают на своем младенческом языке. Приглашайте в гости таких же мамочек с детьми или сами ходите в гости, постигайте культуру «застольного поведения» в общем обеде или угощении фруктовым соком. Оставляйте детишек вдвоем и какое-то время просто наблюдайте за ними, не вмешиваясь в их действия.

Сюжетные игры

Выстраивая несложные сюжеты с куклами, фигурками животных, можно отражать целый эмоциональный мир. Например, куколка стояла или танцевала и упала. Пришел зайка и пожалел. Затем они танцевали вместе и пели песенки, кружились. Другие варианты — ложились спать, кушали. Малыш начинает понимать, что эмоциональные реакции существуют не только у него. Куколка плачет, потому что ей больно, зайка смеется, потому что ему весело. Мир становится ближе и понятнее. Сюжетные игры позволяют обобщать информацию, применяя ее к себе и окружающим, дает опыт для участия в общении между людьми.

Помните о том, что личность ребенка в большой мере создается вашим положительным примером, старайтесь, чтобы ваши слова не расходились с делом.

Игры с ребенком в 11-12 месяцев

Скоро у вашего крохи первый большой праздник – день рождения! Сейчас он активно интересуется окружающим миром. Ему нужно все, что нужно взрослым. И в этот период родители чаще всего начинают бороться с упрямством ребенка, вводить запреты .

Подумайте заранее о том, какие места в вашем доме опасны для ребенка, закройте эти помещения на ключ, уберите подальше хрупкие вазы и телефоны, заприте на замок острые предметы и бытовую химию. Пусть воспитание вашего малыша идет через позитивный опыт.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Дайте ребенку больше свободы – взять с полки книжку и «почитать» ее, помыть с мамой овощи для салата, помочь положить в стиральную машину грязные вещи и достать постиранные. Уже можно делать вместе с ребенком какие-то домашние дела. Ограничивайте кроху только в том, что действительно опасно. И будьте в этом отказе единодушны со всеми членами семьи.

Возможно, ваш ребенок уже пробует вставать и делать несмелые шаги за ручки или вдоль дивана. Если вы даете ему двигаться так, как он хочет, и вовремя его страхуете, тем самым вы поддерживаете его уверенность в себе. Не торопитесь ставить ребенка на ножки и заставлять его много ходить. Чем больше кроха ползает, тем сильнее укрепляется его спина. Будет даже лучше, если малыш сначала научится ползать, а потом уже сидеть. Затем он будет вставать самостоятельно, а вам нужно только побуждать его делать это чаще.

Развивающие игры 11–12 месяцев

Игра 1. Учимся вставать

Картонная коробка, чемодан, мягкий пуфик, стул – отличные места для игры. Если ваш малыш хорошо ползает, он сможет встать на колени и дотянуться до игрушки, лежащей на стуле. Одной рукой ребенок будет опираться на стул, а другой возьмет игрушку. И в этой позиции ему придется балансировать, чтобы не упасть. Чаще всего дети встают на ножки, держась за бортики манежа, кроватки, за диван, журнальный столик или стул – за любую крепкую опору. Сначала они подтягивают себя вверх на руках, а после нескольких тренировок могут встать без поддержки.

Польза ходунков кажется безусловной только в рекламе. И ребенку, конечно, они понравятся, так как в них он долго находится в вертикальном положении. На деле в ходунках малыш не учится держать равновесие. Он лишается опыта вставать и садиться, а потом снова вставать. А это важно для тренировки тазобедренных суставов. Чтобы сдвинуть ходунки с места, крохе приходится наклоняться вперед и отталкиваться от пола пальцами ног, что вредно и для спины, и для правильного развития ступни. Ходунки лишают ребенка радости самостоятельной ходьбы, когда долго топчешься возле дивана, делаешь один робкий шажок, потом другой и третий, пытаешься отпустить одну руку, а потом и обе. И вот уже кроха сделал первые два, а то и 3 самостоятельных шага и не упал, потому что умеет балансировать и садиться из положения стоя.

Потерпите немного, страхуйте малыша – и скоро он пойдет сам.

Игра 2. Игры с отверстиями

С ребенком 11 месяцев можно освоить игры, в которых нужно засовывать предметы в разные отверстия. Возьмите баночки с крышками и коробки, вырежьте в них отверстия разного размера. Пусть ребенок опускает туда крупные бусины, резиновые мячики, кубики. В пластиковую бутылку из-под воды можно складывать карандаши. Главное, не оставляйте детей одних за игрой с мелкими предметами. В 11-12 месяцев они еще многое тянут в рот.

Игра 3. Развитие моторики в 11– 12 месяцев

Дайте ребенку вволю побаловаться. Игры ребенка 11– 12 месяцев могут быть очень простыми. Но именно в такую игру он, возможно, будет играть дольше всего. Например, порвать бумагу или вату на мелкие кусочки. Можно дать крохе помять в руке кусочек пластилина, похлопать по воде в тазике или запустить ладошки в гору кинетического песка. Любые эксперименты с разными материалами, которые малыш может мять, рвать, пересыпать, хорошо развивают мелкую моторику.

Сон ребенка в 11 месяцев

Незадолго до первого дня рождения развитие детей продолжает быть очень стремительным, и сон ребенка в 11 месяцев также меняется. Это обусловлено началом перехода на 1 дневной сон . Могут возникнуть трудности с привычным режимом, а именно с дневными снами – может появиться некоторая хаотичность. Если ваш ребенок отказывается от второго дневного сна либо поздно засыпает на первый дневной сон, или даже хорошо спит два раза днем, но стал просыпаться по утрам все раньше и раньше – малыш готовится к переходу на 1 дневной сон.

Игра 4. Играем в Водяного

Мыть игрушки, поливать цветочки, просто переливать воду из стаканчика в стаканчик для ребенка 11– 12 месяцев очень увлекательно. Организуйте в ванне зону для маленького Водяного. Дайте малышу емкости разного размера, сито, воронку. Пусть ребенок смотрит, как вода проливается сквозь дуршлаг. А что будет, если воду из большого стакана налить в маленькую чашку? Она там поместится? Ответы на эти вопросы так интересно узнавать в процессе игр.

Игра 5. Подражание

В последней четверти года ребенок подражает взрослым во всем. Показывайте малышу, как умываться, причесываться, чистить зубы, сморкаться, мылиться мочалкой. Пойте песенки и корчите рожицы, чтобы кроха развивал мимику. Танцуйте вместе с ребенком, декламируйте стихи. Сажайте малыша за общий стол , чтобы он наблюдал, как правильно держать ложку и вилку, вытирать рот салфеткой, накладывать салат.

Все эти впечатления, которые сейчас могут показаться несущественными, отложатся в памяти малыша. И скоро он все это повторит!

Центр Детского сна и развития «BabySleep»

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

Ребенку 11 месяцев. До первого дня рождения осталось четыре недели. К этому возрасту малышу уже многому научился, и все его навыки активно совершенствуются. Для родителей это и приятное, и в то же время трудное время – кроха становится самостоятельным, не сидит на месте и требует постоянного присмотра. Дневной сон сокращается по времени, а вместе с этим меняется и поведение маленького чада.

Рост и развитие ребенка в 11 месяцев

На одиннадцатом месяце жизни прибавка веса у младенца в среднем равна 400 г, а показатель роста увеличился на 1-1,5 сантиметра. Окружности головы и грудной клетки увеличились примерно на 0,5 см. Темпы роста у здоровых детей могут отличаться, но для определения среднестатистической нормы существуют средние значения показателей физического развития, предусмотренные ВОЗ.

Таблица основных параметров физического развития детей в 11 месяцев

Основные навыки

Малыш в одиннадцать месяцев ежедневно совершает новые открытия, познавая окружающий его мир. Кроха настолько любознателен, что стремится всюду залезть (под стул, стол, кровать) и все там посмотреть. Пробует все на вкус и на ощупь, частенько заставляя родителей переживать, не взял ли ребенок чего лишнего в рот. В этом возрасте дети абсолютные непоседы, требующие максимум внимания от мамы, не давая ей ни минуты отдохнуть.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Список основных навыков:

  • самостоятельно вставать, становиться без поддержки, садиться из любого положения, ходить за руку со взрослым или держась за опору;
  • держать ложку и делать попытки есть с неё, при этом от души обмазываясь содержимым тарелки с головы до ног;
  • указывать пальцем на предметы по просьбе взрослого («покажи, где машинка?»);
  • к некоторым из игрушек иметь особенные предпочтения;
  • произносить простые односложные слова и слоги, обозначать действия звуками;
  • пытаться копировать действия взрослых или старших детей в семье;
  • оборачиваться на обращение к нему по имени.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Сравнивая развитие девочек и развитие мальчиков в 11 месяцев, можно смело утверждать, что психические и физические параметры детей обоих полов находятся в целом на одном уровне. Встречаются мнения, что мальчики позже овладевают умениями ходить и говорить, в отличие от девочек. Иногда это так, но в большей степени процесс развития проходит индивидуально и развитие конкретных навыков зависит от самого ребенка.

Различие между детьми мужского и женского пола на одиннадцатом месяце в основном заключается в активности, поведении со взрослыми, выборе игрушек и т.д.

  • Так, девочки больше времени проводят в размеренном, спокойном состоянии и могут завлечь себя монотонной игрой в кубики как минимум на полчаса.
  • В играх мальчиков больше движения, динамичности, им трудно усидеть на месте. Малыши даже в таком возрасте менее стеснительны, они охотнее своих сверстниц идут на контакт с незнакомыми детьми.

Нейро-психомоторное и психическое развитие на 11-ом месяце жизни

Психическое развитие малыша по сравнению с предыдущим месяцем претерпевает небольшие изменения. К этому возрасту малыш стал уже практически самостоятельной личностью, период полной зависимости от мамы остался позади. Перед вами – почти годовалый человек со своими предпочтениями и привычками.

Чтобы проверить, нормально ли проходит развитие ребенка в 11 месяцев, родителям необходимо пройти с младенцем небольшой тест:

  • оцените, насколько хорошо ребенок садится и сидит сам, стоит и ходит у опоры, ползает на четвереньках;
  • проверьте, стремится ли малыш хотя бы немного имитировать движения, показываемые вами, или которые он видел ранее. Например, ребенок знает предназначение ложки, расчески, полотенца, и пытается провести с ними логически правильные действия;
  • предложите ребенку сложить простую башню из трех-четырех кубиков. Малыш должен попытаться поэтапно положить 2-3 кубика друг на друга.

Если ребенок без труда выполняет вышеперечисленные задачи, то вас можно только поздравить – ваш маленький наследник развивается правильно.

На что еще можно стоит обратить внимание, оценивая физическое развитие малыша, вы можете увидеть в таблице ниже.

Речь Малыш постоянно лепечет, правда, вся его маленькая «болтовня» пока лишь понятна только ему самому. Местами речь становится понятной, можно разобрать звукоподражательные «би-би», «му-му», «да-да» и т.д.
Слух Ребенок осознает все то, что говорят ему родители, но пока о поддержании беседы речи идти не может. Все новые услышанные слова запоминаются крохой и уходят в «пассивный словарь», поэтому взрослым необходимо следить за своей лексикой.
Зрение Любознательность младенца растет. Присутствуя в незнакомом месте (например, в гостях), ребенок уже не пускается в плач, а стремится рассмотреть новый интерьер. Малыш еще не способен отличать на глаз твердые предметы от мягких, поэтому при купании в ванне пытается ухватить ладонью струйку воды.
Эмоции Эмоции у малыша в 11 месяцев подкреплены действиями: если ребенок недоволен, он сердится и кусает/бьет маму; если он рад – смеется и хлопает в ладоши. С помощь взрослых ребенок научится разделять эмоции и действия (к примеру, злиться, но при этом не стараться ударить), и начинать учить этому стоит уже сейчас.
Моторика Кроха научился достаточно ловко наклоняться за игрушкой, не падая на четвереньки и не приседая. Может самостоятельно держать чашку и учится пить из неё. Стоит без посторонней помощи. Делает первые шаги, но еще боится ходить без поддержки, поэтому, не отпуская руку мамы, увлекает её туда, куда хотел бы направиться сам.
Игра В игре ребенок пытается походить на взрослого, и стремится все делать самостоятельно. Если ему дать тряпку, он с удовольствием поелозит её по полу. Малыши в одиннадцать месяцев любят рассматривать книжки с большими яркими картинками, строить башенки из крупных кубиков и собирать пирамидку.

Двигательная активность малыша в 11 месяцев

11-месячный среднестатистический ребенок может стоять, приседать, наклоняться и передвигаться, держась за опору. В среднем карапуз начнет ходить к 12-13 месяцам, но уже сейчас необходимо создать ему благоприятные условия для развития этого навыка.

  • Организуйте подходящее для ходьбы пространство. Как только ребенок доберется до очередной опоры (а это может быть шкаф с разными предметами), он тут же начнет её изучать, а это не всегда безопасно. Поэтому заранее уберите в недоступное место бьющиеся и потенциально опасные для здоровья младенца вещи.
  • Постарайтесь сделать среду для хождения максимально дружелюбной. Поставьте заграждения перед окнами, радиаторами. Установите специальные заглушки на розетки и выньте ключи из дверей. Острые углы необходимо обмотать тканью или поролоном.
  • Если первые шаги малыша намечаются на весну-лето, почаще бывайте с крохой на природе. Пусть ребенок почувствует босыми ступнями ножек землю, траву, песок – это побудит его к проявлению большей активности и разнообразит некую «копилку» его тактильных ощущений.

На заметку! Если тренирующийся ходить ребенок упал, не бросайтесь ему в ту же секунду «на помощь» – позвольте малышу подняться самостоятельно. В падениях ничего страшного нет, более того, они даже необходимы для более успешной координации в пространстве и развития координации движений.

Режим дня ребенка в одиннадцать месяцев

К 11 месяцам распорядок дня крохи уже полностью сформирован, поэтому если и стоит пытаться скорректировать его, то очень мягко, – резкая перемена в режиме может привести к стрессу у малыша. Биологические часы ребенка дают возможность определить, подрастает у вас маленький «жаворонок» или «сова».

Потребность во сне к данному возрасту равняется 14 часам в сутки. Из них 10 часов ребенок спит ночью, днем же сон длится 1-2 часа. На прогулку с 11-месячным крохой нужно выходить дважды в день, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок провел активно, а часть – поспал на улице.

Примерно так выглядит день 11-месячного малыша:

Обратите внимание! Родителям проще подстроиться под сложившийся режим их чада, это позволит сэкономить уйму времени и сил, не подвергая пыткам хрупкую нервную систему младенца.

Питание младенца в 11 месяцев

На данном этапе все малыши, независимо от того, чем они питались ранее – смесью или грудным молоком, – получают полноценный прикорм. Организм ребенка уже готов усваивать новые продукты и познавать разнообразие вкусов. Отварные овощи малышу уже не нужно измельчать блендером, достаточно лишь размять вилкой и учить кроху откусывать пищу небольшими кусочками.

Важно! Меню и питание ребенка к 11 месяцам все еще сохраняет молочную основу. Материнское молоко (или адаптированная смесь 2 ступени) остается одним из важных продуктов, получаемых малышом ежедневно порциями до 200 мл за один прием пищи.

Для определения объема пищи, который необходим ребенку в сутки, текущий показатель массы тела нужно разделить на 9. В среднем дети данного возраста получают за день 1000-1200 мл питания. Полученный объем равномерно распределяется на количество кормлений и получается средняя порция для грудничка в 200-240 мл.

Ниже мы приводим наименования продуктов и блюд, которые должны присутствовать на столе здорового ребенка в возрасте 11-ти месяцев.

Грудное молоко или молочная смесь (мл) 400
Каша молочная (г) 200
Овощное пюре (г) 200
Фруктовое пюре (г) 100
Сливочное масло (мл) 6
Растительное масло (мл) 6
Детский творожок (г) 50
Мясо (г) 60
Фруктовый сок (мл) 100
Яичный желток (шт.) 0,5
Печенье, сухарик (г) 10
Рыбное пюре (г) 40-60
Кисломолочные продукты (мл) 200
Хлеб пшеничный (г) 10
Общий объем пищи за день (г) 1200

В блюдах, приготовленных для малыша в этом возрасте, уже смело могут встречаться небольшие кусочки. Давайте ребенку «на пробу» толченые овощные рагу, салаты из мелконарезанных овощей, или натертых на крупный терке фруктов. Размер кусочков в порции должен увеличиваться по мере прибавления у крохи молочных зубов.

На заметку! Сливочное и растительное масло добавляются в пюре и каши домашнего приготовления в том случае, если готовое питание для ребенка не содержит в своем составе дополнительных жиров.

Как развивается малыш в 11 месяцев – опыт мамы (видео):

Массаж для ребенка на 11-м месяце жизни

Легкое воздействие массажем на поверхность кожи малыша в 11 месяцев помогает познавать границы собственного тела, развивает внимание и способствует развитию сенсорного восприятия. Во время процедуры очень полезно разговаривать с ребенком, рассказывать ему потешки, петь и играть с ним. Кроме того, благодаря массажу между мамой и ее малышом возникает особенный психологический контакт.

Массаж животика
  • поглаживание 2-3 раза: круговое, встречное, по косым мышцам;
  • стимулирующее легкое пощипывание вокруг пупка;
  • растирание поверхности кожи подушечками пальцев.
Массаж груди
  • поглаживания верхней части груди 2-3 раза;
  • поглаживания по межреберьям 2-3 раза.
Массаж спины
  • поглаживания по всей поверхности спины 2-3 раза;
  • растирание спины подушечками пальцев, движения по коже ребенка ребрами ладоней;
  • разминание мышц спины и ягодичных мышц;
  • вновь поглаживания;
  • легкое пощипывание спины и ягодичных мышц.

Гимнастика с крохой

Заниматься общеразвивающей гимнастикой с ребенком в 11 месяцев можно ежедневно или через день. Комплекс упражнений поможет малышу научиться контролировать свое тело с младенческого возраста. Правильно выполняемая гимнастика активно развивает и укрепляет детский организм.

Упражнение «Бокс»

Дайте ребенку в ручки пластмассовые или резиновые колечки, удобные для захвата. Держась за них, разгибайте и сгибайте руки ребенка. Необходимо выполнить 5-6 раз каждой рукой.

Упражнение «Тачка»

Ребенок лежит на животе. Приподнимите его и поддерживайте только за бедра – пусть малыш попробует опереться только на руки. Положите перед крохой игрушку и побуждайте малышу переставлять ручки, чтобы приблизиться к ней.

Упражнение с наклонами

Поставьте ребенка спиной к себе на твердую поверхность (например на стол). Ладонью левой руки придерживайте его колени, чтобы они не сгибались, а свою ладонь правой руки положите крохе на живот. Поставьте перед малышом привлекающий его предмет/игрушку, и попросите: «Наклонись и достань кубик (мячик, машинку)». Важно следить за тем, чтобы ребенок наклонялся, не приседая.

Развивающие игры с ребенком в 11 месяцев

Интерактивные панели, детские музыкальные наборы, коими родители стремятся обзавестись для своего почти годовалого чада, не могут полностью удовлетворить потребность малыша в играх. Каких же развлечений ждут от своих родителей крохи в 11 месяцев?

Ребенок в 11 месяцев: игры и упражнения с крохой (видео):

Также мы подобрали для вас несколько несложных, но очень забавных вариантов игр с детьми данного возраста.

Игра «Сюрприз»

Приготовьте ведерко со сложенными в него 3-5 мелкими предметами. Пусть малыш вынимает их по очереди, а вы в это время произносите вслух название каждого «сокровища». Потом, на глазах у ребенка, закройте один из предметов ладонью, и спросите, куда же исчезла вещь. Эта игра развивает у детей зрительное восприятие и учит соотносить слова с предметами.

Игра «Разрушитель»

Постройте башню из пластмассовых стаканчиков или кубиков, и дайте малышу её радостно разрушить. Такое простое занятие доставит младенцу много счастливых, полных озорства минут, и в то же время эта игра просто отлично развивает внимание.

Игра «Ложки-поварешки»

Принесите с кухни ребенку разнообразные ложки – из металла, пластика, дерева. Дайте малышу вволю постучать ими по разным поверхностям. Таким образом в игре вы развиваете с крохой все типы сенсорного восприятия, крупную и мелкую моторику рук.

Приблизительное время чтения:

Малыш в возрасте одиннадцати месяцев продолжает активно познавать мир. В это время он живо интересуется всем, что только может увидеть или услышать. Играть ребенок может не только обычными игрушками, но и любыми предметами домашнего обихода, разумеется, только в том случае, если эти предметы не представляют для него никакой опасности.

Задача родителей в этот период – помочь малышу развить свои творческие способности и освоить новые двигательные и речевые навыки.

Цель и предназначение развивающих игр для детей 11-месячного возраста

Развивающие игры для ребенка в возрасте 11 месяцев должны выполнять следующие основные функции:

  • учить малыша принимать верное решение, делать выбор (например, между двумя игрушками или различными действиями);
  • пополнять пассивный словарный запас ребенка;
  • способствовать физическому развитию, совершенствованию координации и точности движений;
  • развивать внимание, память и наблюдательность малыша;
  • укреплять эмоциональный контакт между ребенком и взрослыми.

Игры для развития 11-месячных малышей в зависимости от их предназначения можно условно разделить на следующие категории:

  • игры для развития сенсорных навыков (зрительных, слуховых, тактильных);
  • занятия для развития мелкой моторики движений;
  • игры, способствующие общему физическому развитию малыша;
  • игры для развития речи;
  • занятия, развивающие способность малыша к эмоциональному сопереживанию, совершенствованию душевных качеств.

Виды развивающих игр для детей в 11 месяцев

Разложите перед малышом несколько игрушек в форме разных зверей. Все фигурки должны быть ранее знакомы ребенку. Затем спросите: «Где здесь котик?». После того, как малыш покажет пальчиком на указанную игрушку, попросите: «Дай мне котика». Если ребенок возьмет в руки игрушечного кота и отдаст его вам, обязательно поблагодарите его.

После этого выполните подобные действия со всеми остальными игрушками. Малыш в 11-месячном возрасте уже должен уметь различать на слух названия всех своих игрушек, поэтому указанная игра будет способствовать закреплению этого навыка.

Таким образом, представленная игра развивает память и внимательность малыша, обогащает его пассивный словарный запас, совершенствует коммуникативные навыки.

Продолжительность занятия – 10-12 минут. Заниматься лучше во второй половине дня или вечером, за исключением периода подготовки ко сну.

Малыш наверняка любит процесс еды, особенно, если родители не пытаются впихивать в него лишнюю ложку каши, а предоставляют возможность самому регулировать количество и состав пищи. Указанную особенность можно использовать при проведении игры «Покорми куклу».

Вначале необходимо взять куклу большого размера, «усадить» ее возле малыша. Затем следует расположить перед игрушкой игрушечный набор столовой или чайной посуды, насыпать в него крошечные порции различных блюд.

Возьмите в руки маленькую игрушечную ложечку, наберите в нее немного пищи и «покормите» куклу. При этом можно комментировать вслух все свои действия: «Кукла Маша хочет кушать. Давай покормим ее. Кушай, Маша, кушай!».

После этого дайте малышу ложечку в руки и попросите его покормить куклу. Хвалите его за каждое, особенно успешное, действие.

По завершении «кормления» вместе с малышом следует убрать всю посуду, привести ее в порядок и поставить на место.

Указанная игра развивает способность малыша к заботе и сопереживанию. Также это занятие способствует совершенствованию координации движений.

Продолжительность проведения – 7-15 минут. Заниматься можно в течение дня.

Сшейте для игрушечного медведя или какой-либо другой игрушки небольшую распашонку. Украсьте ее аппликацией или нашивками. Покажите ребенку, как надо надевать одежду на мишку. После этого позвольте малышу самостоятельно одеть игрушку.

С помощью такой игры ребенок не только научится одевать и раздевать игрушечных зверюшек или кукол, но и получит представление о том, как следует надевать тот или иной предмет одежды.

Продолжительность занятия – 5-10 минут. Проводить игру можно в любое время дня в то время, когда малыш расположен к общению.

Возьмите любую «взрослую» перчатку и наденьте ее себе на руку. Повторите указанное действие несколько раз, поочередно снимая и надевая перчатку. Затем дайте ее малышу, чтобы он рассмотрел поближе интересный предмет гардероба.

После этого попросите ребенка надеть перчатку вам на руку. Поначалу движения малыша будут неуклюжими, но постепенно он поймет, какой стороной и как именно следует натягивать перчатки.

Также можно предложить ребенку надеть перчатку на свою ручку. Разумеется, она будет ему слишком велика, но это занятие наверняка позабавит его.

Указанная игра развивает координацию движений малыша, учит его оценивать размеры и свойства предметов.

Продолжительность занятия – от 5 до 15 минут. Проводить игру можно в любое время дня.

Малыш уже достаточно подрос для того, чтобы понять, как расстегивается и застегивается «молния» на одежде. Положите перед ребенком какой-либо предмет одежды, которые имеет застежку-молнию. Лучше, если это будет одежда для игрушечных персонажей (кукол или зверей) или какой-либо предмет гардероба малыша.

Затем покажите, как расстегивается молния. Объясните, за какую деталь застежки следует тянуть вниз, чтобы застегнуть одежду. Несколько раз продемонстрируйте процесс работы с застежкой.

После этого предложите малышу расстегнуть самостоятельно кофточку или другую одежду. Обратите его внимание на то, что застежка-молния начинает легко двигаться вверх или вниз даже под воздействием небольших усилий, прилагаемых кистью руки.

Если малышу удастся самостоятельно расстегнуть или застегнуть «молнию», обязательно похвалите его.

Указанное занятие прекрасно развивает координацию движений и мелкую моторику кистей рук. Кроме того, в процессе игры малыш осваивает новый навык, который обязательно пригодится ему в дальнейшем, ведь застежка на «змейке» («молнии») широко используется при изготовлении детской одежды.

Продолжительность занятия – 10-15 минут. Осваивать новый навык удобнее всего, когда малыш собирается одеваться на прогулку или только пришел с улицы.

Разложите перед малышом несколько игрушек. Возьмите одну из них в руки, например, собаку. Но при этом намеренно произнесите название совсем другого животного: «Возьму-ка я в руки кошку». Посмотрите на реакцию малыша: наверняка, он будет несколько изумлен и может даже рассмеяться из-за того, что мама «забыла», как называется игрушка.

Через некоторое время произнесите: «Ой, что-то я совсем запуталась. Это же собачка!».

Выполните подобные манипуляции с другими животными. Пусть малыш поправляет вас, указывает жестами на то, как правильно следует делать, какую игрушку надо взять в руки.

Подобную игру можно провести не только на примере игрушек, но и путем использования других предметов. Например, перед тем, как идти на прогулку, возьмите в руки не свои туфли, а обувь малыша, и попытайтесь ее «обуть» на свои ноги. Это действие может развеселить малыша, и он может подумать, что мама «совсем всё забыла».

Указанная игра развивает внимание и наблюдательность малыша, развивает чувство юмора, а также способствует укреплению эмоционального контакта между ним и взрослыми людьми.

Полезные советы, которые желательно учитывать при проведении занятий

В процессе проведения развивающих игр с ребенком 11 месяцев рекомендуется учитывать следующие моменты:

  • не следует ограничивать физическую активность малыша: он должен ползать или ходить (если уже умеет) всегда, когда пожелает;
  • необходимо убрать из поля зрения ребенка все опасные предметы;
  • в игровой форме следует приучать малыша к аккуратности, развивать умение убирать за собой после игры все игрушки и другие предметы;
  • если ребенок не может освоить какой-то навык, нельзя его ругать за это. Вполне возможно, что уже через несколько дней малыш успешно научится выполнять новые действия.

Несмотря на то, что проведение развивающих игр с малышом требует от родителей немалых затрат времени и терпения, следует помнить о том, что все усилия обязательно окупятся сторицей, ведь ребенок станет более развитым интеллектуально и физически в сравнении с теми детьми, которые были лишены подобных занятий.

Статьи по теме: