Игры по экологии своими руками вторая младшая. Дидактическая игра по экологии для детей младшей группы

Дидактические игры по экологии для 2 младшей группы.

1.«Где спрятался зайчик!»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

2.«Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры:

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

3.«Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки-лото с изображением животных: попугаи, рыбки аквариумные, хомячки, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.

Ход игры:

Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

4.«Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий воспитатель, а за тем выбирается ребенок по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

5.«Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.

6.«Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным).

7.«Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

8.«Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

9.Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

10.«Все по домам!»

Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал:

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Воспитатель предлагает отправиться в поход. Детям раздаются листья (плоды, семена) разных растений (кустов, деревьев). Дети делятся на отряды. Воспитатель предлагает представить, что у каждого отряда стоит палатка под каким-либо деревом или кустом. Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Пошел дождь. Все по домам!», дети бегут к своим «палаткам». Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

11.«Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

12.«С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

13.«Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры:

Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

14.«Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.

Ход игры:

Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

15.«Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произростания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры:

В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

16.«Овощехранилище»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.

Ход игры:

У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды.

17.«Зоопарк»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры:

Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

Игры по экологии для детей дошкольного возраста могут иметь сюжет, роли, правила, а могут и содержать только задание. Есть игры, где действия играющих обусловлены текстом, определяющим их характер действий и последовательность.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, рас­тениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких иг­рах уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систе­матизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явле­ниях неживой природы.

Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для за­крепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связан­ные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и в повседневной жизни. А игровые упражнения на­правлены на закрепление полученных знаний. Многие упражнения имеют сюжетный характер. Это делает их интересными для детей.

Развлечения типа игры-забавы, игры-соревнования, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственное и эстетическое чувс­тво детей. Для того чтобы дети не переутомлялись, есть малоподвижные игры.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.

Часть 1. Игры для детей первой младшей группы

«Воробушки и кот» Подвижная игра

Дети-воробушки прячутся в свои гнездышки (за линию, в кружки, на­рисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне пло­щадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вы­летают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.

Сначала роль кота исполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

«Вышли дети в сад зелёный» Сюжетная игра

Вышли дети в сад зеленый танцевать, танцевать. Стали гуси удивленно гоготать, гоготать.

- Га-га-га, га-га-га! -- вторят дети-гуси. Все остальные танцуют. Серый конь заржал в конюшне:

«И-го-го, и-го-го!

Для чего кружиться нужно,

Для чего, для чего?».

- И-го-го, и-го-го! - подражает ребенок коню. И корова удивилась:

«Му-му-му, му-му-му! Что вы так развеселились, Не пойму, не пойму?».

- Му-му-му, му-му-му! - вторит другой ребенок.

Движения, имитирующие поведение гусей, коня и коровы, может под­сказать воспитатель, но могут придумать и сами дети.

«Зимний хоровод» Хороводная игра

Особенности игры и ее воспитательное значение Участие в хороводе сближает малышей друг с другом и дает им возмож­ность представить красоту зимней природы. Как и в предыдущих играх, дети выполняют ритмические движения под поэтический текст. Движения должны быть очень выразительными, образными и дополнять слова, что является новым для детей.

В предлагаемом тексте есть два важных момента: описание зимнего пейзажа и того, что происходит в жизни ребенка в это время года.

Игра соответствует радостному настроению детей, которые увидели первый снег, она помогает глубже прочувствовать и осознать это событие. Описание игры и приемы ее проведения

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют хоровод. Дви­гаясь по кругу, они хором произносят текст и сопровождают его движени­ями.

Вот пришла зима-зима, Зима-зимушка, зима. Выпал беленький снежок, Выпал снег холодный. (два раза)

На дорожках снег лежит, На деревьях снег висит, Крыши побелели, Вот как побелели. (два разгО крыши домов. Надо шубки надевать И сапожки обувать, Стало холодненько, Ох как холодненько! (два раза)

«Мы Осенние листочки» Подвижная игра

В руках у детей веточки с осенними листочками. Мы листочки, мы листочки, Мы осенние листочки. Мы на веточках сидели, Ветер дунул - полетели. Мы летали, мы летали. Все листочки так устали. Перестал дуть ветерок, Все уселися в кружок. Ветер снова вдруг подул И листочки с веток сдул Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

«Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида» Дидактическая игра

Игра может быть использована в ясельной - средней группах. Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, ос­новных частях ее тела. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспита­тель задает вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина, а где брюшко? Что еще есть у рыб?

Воспитатель раздает всем игрушечных рыб, предлагает рассмотреть их со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвес­ти по очереди все части тела.

Воспитатель уточняет: Голова спереди, хвост сзади, плавники на спи­не, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове рот, глаза, жа­берные крышки». Спрашивает, чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме. Предлагает детям самим играть с рыбками.

Бегают по комнате, размахивая веточками.

Присаживаются на корточки.

Снова разбегаются, машут.

«Сравнение живой и игрушечной птичек» - игра, аналогичная преды­дущей, проводится с детьми ясельной - средней групп.

Часть 2. Игры для детей второй младшей группы

«Где спряталась матрёшка»

Игровое упражнение

Цель: закрепить у детей названия растений, воспитывать любоз­нательность, находчивость.

Описание: Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны, и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет плоскую матрешку под рас­тением. Ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.

«Где спряталась рыбка?»

Игровое упражнение

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия рас­тений, расширять словарный запас .

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

Описание: Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? - спрашивает вос­питатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

«Где что найдешь?»

Дидактическая игра

Цель: закрепить у детей умение самостоятельно и свободно группиро­вать предметы по их назначению. Учить их помогать друг другу.

Игровое задание: расставить предметы по местам.

Правила игры: найти предмету место среди близких ему по примене­нию. Поставить предмет на место по сигналу.

Материал: предметы или картинки, изображающие" посуду, одежду, кухонные принадлежности, оборудование для игровой площадки или ме­дицинского кабинета.

Ход игры: в комнате расставьте «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет», «игровую площадку», «кух­ню» и др. Обратите внимание детей на то, что все они пока пусты. Попроси­те детей помочь вам разложить предметы (или картинки) по местам. Дети разбирают предметы (картинки), внимательно рассматривают их, думают, куда что положить.

Когда все вещи разложены, разделите детей на небольшие группки (2- 3 человека), которые решают, все ли предметы (картинки) лежат на своем месте. Лишние картинки дети забирают и потом все вместе думают, куда их надо определять.

«Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»

Игровое упражнение

Цель: найти дерево по названию.

Правило: бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».

Описание: Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, име­ющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:

- Кто быстрее найдет березу?

- Раз, два, три - к березе беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.

«Мои друзья»

Дидактическая игра

Цель: закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Формировать гуманное отношение к ним.

Игровое задание: накормить своих друзей-животных. Правила игры: выбрать корм для определенного животного.

Материал: игрушки или большие картинки с изображением домашних животных. Маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.

Ход игры: в начале игры прочитайте детям стихотворение С. Капути- кян «Маша обедает». Игрушки или большие картинки расставьте так, что­бы они были хорошо видны. Под ними разложите маленькие картинки, но так, чтобы изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных животных, попросите детей накормить их. Попробуйте вместе с детьми подражать голосам животных. Заставьте детей задуматься: «Поче­му животные, хотя и голодны, не едят?». Оказывается, они едят строго оп­ределенный корм. Попросите детей помочь вам накормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто-нибудь из детей, выступая от имени животного, выразит удовольствие и наоборот. При этом дети должны ими­тировать звуки, которые издают те или иные животные.

Вариант.

Дети делятся на группы. У каждого картинка с изображением какого- нибудь животного. Посреди стола разбросаны картинки с кормом. Дети по очереди берут их и предлагают своим животным. Выигрывает тот, кто пра­вильно подберет корм.

Можно использовать следующие стихи, загадки:

Кони, кони, как живете?

Кони, кони, что жуете?

- Хорошо пока живем,

На лугу траву жуем.

Куры, куры, как живете

Куры, куры, что жуете?

- Хорошо пока живем,

Но, простите, не жуем!

Мы клюем проворно

На дорогах зерна.

Козы, козы, как живете?

Козы, козы, что клюете?

- Хорошо пока живем,

Но, простите, не клюем.

А дерем мы поутру

С молодых осин кору!

Как вы, кролики, живете? Что вы, кролики, дерете?

- Хорошо пока живем, Но, простите, не дерем А грызем мы ловко Свежую морковку.

Вы, котята, как живете? Вы, котята, что грызете

- Хорошо пока живем Но, простите, не грызем. Пьем мы понемножку Молоко из плошки.

Птицы, птицы, как живете? И чего из плошки пьете

- Хорошо пока живем, Но из плошки мы не пьем А поем мы песни вам

По утрам и вечерам!

В. Степанов

«Найди пару» Дидактическая игра

Дидактическая задача: найти предмет по сходству. Игровые действия: поиски похожего предмета.

Правила: искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у кото­рых одинаковые листья.

Материал: листья 3-4 деревьев в соответствии с количеством детей. Ход игры

Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по пло­щадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три - пару найди!». Каждый должен встать рядом с тем, у кого в руках такой же лист.

Часть 3. Игры для детей средней группы «Берегите воду»

Игровое упражнение. Игра-соревнование

Педагогические задачи : научить детей не лить воду без нужды, беречь ее. Содержание и методика: игроков делят на 2 команды. Ребят каждой ко­манды выстраивают в ряд на расстоянии вытянутых рук. Около первого игрока стоит ведро с водой - это колодец. Первые игроки черпают воду маленьким ведерком и передают его по эстафете. Последние поливают ого­род (можно выливать в ведро с надписью «огород»). Похвалы заслуживает та команда, которая меньше расплескала воды. Когда вода будет полностью использована, игрок, стоящий у колодца, сообщает: Мы носили воду, воду От колодца к огороду.

П. Воронько

Советы педагогу: знак, который бы означал, что кран следует закрывать плотно, повесьте в умывальнике. Выучите стихотворение С.Я. Маршака: Бережливым будь с водой Шевельни опять рукой И, как только воду взял, Хорошенько кран закрой!

«Где чей дом?» Дидактическая игра

Оборудование: картинки с изображением различных животных и их «домов». Ход игры

Воспитатель читает стихотворение: Воробей живет под крышей. В теплой норке - домик мыши. У лягушки дом - в пруду. Домик пеночки - в саду Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом!

И предлагает вспомнить, кто где живет. Для этого показывает изображе­ние животного, а дети должны выбрать изображение его «дома», и наоборот.

Вариант.

Игру можно проводить с мячом

«Живая или неживая природа»

Дидактическая игра

Цель: закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы.

Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если на­зван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дере­во - поднимают руки, «растут», если животное - прыгают и т.д.) Если назван объект неживой природы - дети замирают на месте.

«Какая сегодня погода?»

Дидактическая игра

Цель: учить детей обозначать знаками разные состояния осенней погоды.

Игровые действия: придумывание условных обозначений разных со­стояний погоды, сообщение жителям города сведений о погоде.

Правила: сообщать сведения о погоде жителям города, используя ри­сунки с условными обозначениями только после того, как воспитатель даст определенные сведения.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям о том, что с помощью простого рисун­ка можно обозначать что угодно, в том числе и погоду. Объясняет, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах - для экипажей кораблей, уходящих в плавание, и в аэропортах - для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров. Затем, педагог предлагает детям придумать, как можно обозначить ясный солнеч­ный день; когда все небо в тучах (пасмурный); дождливый день; ветреный день и т.д. Детям предоставляется возможность сначала самим выполнить задание. Если у них не будет получаться, подбираются отдельные картинки или делаются небольшие рисунки с изображениями солнца, тучи, дождя, волны, склоненного ветром дерева. Все рисунки должны быть очень про­стыми и легко узнаваемыми.

Когда рисунки будут готовы и дети поймут, как обозначают с их по­мощью погоду, можно поиграть в бюро прогнозов погоды. Воспитатель

дает сведения о погоде, а ребята сообщают их жителям города (кук­лам), используя рисунки с условными обозначениями. Например, педагог объявляет, что пошел дождь, а ребенок подбирает карточку с дождинками. Затем наступает его очередь, и он может сказать, что дождь перестал, выглянуло солнце, и рисунок тогда подбирает воспи­татель.

Постепенно имеющиеся изображения дополняются новыми. Детям предла­гается обозначить те изменения погоды, которые еще не встречались в игре.

Игру можно усложнить: изобразить 2-3 значка на одной карточке (сол­нце и ветер, дождь и тучи и т.д.).

«Кто знает, пусть продолжает»

Словесная игра

Вариант 1.

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети - слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые - это...

Дети:... муха, комар, ...

Воспитатель: Рыбы - это...

Дети: .. карась, щука,...

Вариант 2.

Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.

Воспитатель: Муха, комар - это...

Дети:... насекомые.

Воспитатель: Золотая рыбка, карась - это...

Дети:... рыбы.

Часть 4. Игры для детей старшей группы

«Весной, летом, осенью»

Дидактическая игра

Подготовка к игре: воспитатель приготавливает три большие картинки с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.

Дидактическая задача: уточнить знания детей о времени цветения от­дельных растений (например: нарцисс, тюльпан - весной, золотой шар, астры - осенью и т.д.); учить детей классифицировать по определённому признаку, развивать их память, сообразительность.

Игровое действие: игра может быть проведена так же, «как и когда это бывает?», «Угадай, что где растет».

«Вкусная и полезная пища»

Дидактическая игра

Цель: учить детей распределять продукты по степени их полезности для организма человека; закреплять представления детей о разнообразной пище для человека (богатой витаминами, вкусной и полезной).

Материал: картинки с изображением разнообразных продуктов пита­ния - овощи, фрукты, конфеты, мясо и т.д. (пособие «Заходи в супермар­кет»), Дети выбирают из всех продуктов те, в которых много витаминов и которые полезны для здоровья человека, особенно весной (фрукты, овощи, зелень).

«Где спрятано растение?»

Дидактическая игра

Дидактическая задача: запомнить расположение предметов, найти из­менения в их расположении.

Игровые действия: поиски изменений в расположении растений.

Правило: смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для после­дующих - до 7-8.

Ход игры

Вариант 1

Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить расте­ния и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два-три). «А теперь от­кройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. - Какие рас­тения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показы­вают.)

Вариант 2.

Одно растение можно убрать. А остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

Примечание

Детям, испытывающим затруднения в игре, воспитатель помогает орга­низовать ее. Для этого предлагает 2-3 ребятам поиграть отдельно от всех. Детские стулья (4-5 штук) ставят по кругу, на каждом из них - растение. Один ребенок стоит в середине и отгадывает, другой переставляет расте­ния (Следует обратить внимание детей, чтобы осторожно обращались с растениями).

«Кто кем будет?»

Дидактическая игра

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет)... яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, же­лезо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?». При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Вариантом этой игры является игра «Кем был?». Смысл этой игры за­ключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпле­нок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусени­цей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.п. Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову рекомендуется подбирать варианты ответов.

«Кто летает, прыгает, плавает?»

Дидактическая игра

Подготовка к игре: педагог подбирает картинки с изображением знако­мых детям животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». Изображение должно быть реалистичным, четким, без лишних деталей. К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата (крута, треу­гольника), условно обозначающих классификацию: «летают» - зеленый, «прыгают» - желтый, «плавают» - синий.

Дидактическая задача: уточнить знания детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; разви­вать внимание, память.

Игровое действие: дети выбирают трех звеньевых, которым воспита­тель дает по одному условному знаку, например квадраты разного цвета (у кого квадрат, дети не знают). Всем остальным он раздает картинки с изображением животных. По команде ведущего дети, у которых картинки с изображением тех, кто лает, собираются вокруг звеньевого, держащего, например, зеленый квадрат; с изображением тех, кто прыгает, - вокруг звеньевого с желтым квадратом; тех, кто плавает, - вокруг звеньевого с синим квадратом.

Правила игры: дети не должны знать заранее, какого цвета квадрат у звеньевого. Звеньевой поднимает квадрат по команде ведущего.

Часть 5. Игры для детей подготовительной группы

«Вырастим яблоки»

Дидактическая игра

Цель: учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бе­режное отношение к результатам их труда.

Игровые задания: «вырастить» яблоки.

Правила игры: приступать к каждому виду работ своевременно. Допол­нять друг друга, не повторяясь.

Материал: румяные крупные яблоки. Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приго­товленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фиш­ки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки (по числу картинок).

Ход игры

Дети рассматривают и нюхают яблоки. Им не терпится полакомиться ими. Но... их угостят, если они захотят стать садоводами.

Раздайте сюжетные картинки (по одной на двух детей). Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рас­сказ.

Что прежде всего делает садовод? Возможно, дети поднимут несколько картинок. Пусть сообща решат, какую работу в саду надо начинать первой. Выбранную картинку выставляют на первой клетке доски. Желающие мо­гут рассказать об этой работе, но при условии, что каждый сообщит что- то новое, не повторяя другого. За всякое новое сообщение дается фишка. Потом дети выбирают следующую картинку. Не влияйте на их выбор даже в том случае, если нарушается последовательность садовых работ. Но кар­тинку поставьте на место в ряду, оставляя клетку для картинки, изображаю­щей предшествующий этап работы в саду. Это послужит детям сигналом о том, что выбор ошибочен, и побудит их найти картинку, которая должна заполнить пустую клетку.

Когда картинка займет свое место, начинайте коллективный разговор о ней, как описано выше. Иногда приходится самому воспитателю начинать рассказ: «Посадил садовник яблоневый сад...», а дети продолжают.

Уместно привести стихи-загадку: Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (весна)

Наконец урожай выращен и собран, дары садов прибыли к детям. На­стало время угостить их яблоками. Но сначала загадки: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем - гладко, А откусишь - сладко, (яблоко)

Я румяную матрешку от подруг не оторву, Подожду, пока матрешка упадет сама в траву, (яблоко)

Потом вместе с детьми вспомните, сколько труда стоит вырастить эти сочные вкусные плоды.

Определяя самые интересные сообщения детей по ходу игры, на­граждайте их фишками. Выигрывает набравший наибольшее количество фишек.

При повторении игры используйте другие картинки, придумайте новые ситуации.

«Загадывание желаний»

Словесная игра

Цель: помочь детям выразить свою индивидуальность, высказывая са­мые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в об­щий сюжет свои элементы. Закрепить знание экологической заповеди «Не навреди».

Ход игры

Детей хорошо расположить по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются все желания. Каждый ребенок по очереди загадывает такие же­лания, например:

- Если бы я был котом, я бы...

- Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы...

- Если бы я стал птицей, я бы...

- Если бы я стал насекомым, я бы...

- Если бы я был цветком, я бы...

- Если бы я стал деревом, я бы...

- Если бы я был слоном, я бы...

Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться - реальные или фантас­тические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объеди­нить «желания». Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т.д.

«Консервный завод»

Дидактическая игра

Содержание знаний: рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.

Дидактическая задача: определить спелость плодов по внешнему при­знаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.

Правила: разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.

Оборудование: на трех-четырех столах ставят «вывески» цехов: сухоф­руктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поста­вить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.

Ход игры

Дети исполняют роли заведующего и рабочих. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые - на сок, спелые мягкие - на варенье, спелые плотные - на компоты, остальные - сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют ово­щи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.

«Экосистемное домино»

Дидактическая игра

Место: групповое помещение.

Материалы: плотная бумага, цветные фломастеры, карандаши, ножни­цы.

Понятия и взаимосвязи: пищевая цепь, хищник - жертва, производи­тель - потребитель. Стабильность экосистем.

Мотивация: побеседуйте с детьми об определенной экосистеме дети должны выяснить, какие животные и растения относятся к ней. а какие бы в ней не выжили.

Задание: выберите растения и животных, проживающих в да ной эко­системе (лес, луг, поле), запишите (зарисуйте) их в заранее заготовленные таблички в форме домино.

Ход игры

Ведущий заранее готовит таблички для записи животных и растений по количеству играющих в группах. После рассказа о данной экосистеме дети называют как можно больше названий ее обитателей. Потом всей группой составляют разветвленную пищевую цеп; как минимум из 10 животных (растений). В произвольном порядке записывают их названия в заготов­ленную таблицу. Таблицу разрезают на карточки домино. Правила такие же, как и в обычном домино. Карточки можно прикладывать со всех сто­рон, учитывая реальные взаимосвязи.

«Энергия»

Дидактическаяигра

Цель: дать детям представление о биоценозе луга, отметить различия между двумя местами обитания - лесом и лугом. Познакомить детей с пи­щевыми отношениями между живыми существами, ввести понятие «пи­щевая цепь».

Реквизит: куклы, тарелка с печеньем.

Схема занятия:

1. Показать детям кукольный спектакль «Кто самый важный на лугу?» После спектакля обсудить важность совместного проживания раз­ных существ, их взаимосвязь друг с другом. Особое внимание уделить рас­смотрению пищевых связей.

2. Предложить поиграть в игру «Пищевая цепочка», раздав детям роли персонажей кукольного спектакля.

Ход игры

Действующие лица: солнце (1 человек), трава (6 человек), мышка (3 че­ловека), лиса (1 человек).

Перед началом игры обсудите роль солнца в спектакле.

Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» траве - по две штуки каждой травинке. Одно печенье каждая травинка съедает - эта «энергия» расходуется на поддержание жизненных процес­сов травинки, а второе передает мышкам. Часть «энергии» (одно печенье) мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) отдает лисе. Таким об­разом, у лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет ее съесть.

После игры обязательно обсудить с детьми процесс передачи энергии. Кто получил энергию непосредственно от солнца? Только трава может по­лучать энергию от солнца! Сколько бы лисы и мыши ни загорали, есть им все равно хочется. Кто получил энергию от травы? Мыши - травоядные животные. Кто получил энергию от мышей? Лиса - плотоядное живот­ное.

Изготовить коллективный коллаж «Луг». Разделить детей на несколько групп и раздать им наборы картинок с изображением разных растений и животных. Предложить каждой группе сделать коллективный коллаж на тему «Луг», наклеив на лист бумаги изображения только тех животных и растений, которые живут на лугу постоянно. В завершение предлагается нарисовать лес таким, каким он был в начале игры (или наклеить рисун­ки).

Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один для воспитателя накрыть салфеткой.
Ход игры: Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, снова убирает его, затем предлагает ребенку: «Найди на другом подносе такой же и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы.

«Угадай, что в руке»
Дидактическая задача: Узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Игровое действие: Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Правило: Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.
Ход игры: Ребенок отводит руки за спину. Затем воспитатель отходит и показывает овощ или фрукт. Если у ребенка в руках за спиной такой же, ребенок должен подбежать к воспитателю.

«Вершки - корешки»
Дидактическая задача: Закрепить знания о дарах сада и огорода.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт под землей - кисти рук опускают вниз.

«Чудесный мешочек»
Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие: Поиск на ощупь спрятанного предмета.
Правила: В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать.
Оборудование: Для первых игр подбираем овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, затем более похожие. Небольшой непрозрачный мешочек.
Ход игры: Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает ребенку: « найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «найди то, что я скажу».
Второй вариант.
Дидактическая задача: Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.
Ход игры: Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость - и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся по другим признакам.

«Угадай, что съел»
Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения.
Игровое действие: Угадывание на вкус овощей и фруктов.
Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры: Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть глаза. «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же предмет на столе».

«Найди, о чём расскажу»
Дидактическая задача: Найти предмет по перечисленным признакам.
Ход игры: Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску, вкус. Затем воспитатель предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказал».
Второй вариант.
Дидактическая задача: Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.
Ход игры: Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Воспитатель задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске. Например: «На что похоже, на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие? Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

«Найди, о чём расскажу 2»
Дидактическая задача: Тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Ход игры: Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Воспитатель называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим, перебегать по сигналу «Раз, два, три - беги!».

«Опиши, мы отгадаем»
Дидактическая задача: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?». Дети подробно отвечают на вопросы. После того, как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

«Чего не стало?»
Дидактическая задача: Назвать растения по памяти.
Ход игры: Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

«Угостим кукол»
Дидактическая задача: Продолжать знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.
Оборудование: Две куклы, детская мебель и посуда. «Чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки и натуральные объекты).
Ход игры: В мешочек складывают 3-4 небольших предмета. Воспитатель приходит с куклой и просит детей помочь кукле приготовить угощенье для зверюшек, они тоже придут в гости. Один ребенок по просьбе куклы достает из мешочка морковку для зайки, другой - яблоко для ежика, третий - орешек для белки. Каждый раз в мешочке должно быть 3-4 предмета, так чтобы, кроме нужных, были дополнительные (например, маленький мячик, пластмассовое колечко и др.). Дети, доставшие предметы, держат их в руках. Воспитатель приносит игрушки зверят. Дети по очереди угощают их, выбирая при этом, кому дать морковку, орех, яблоко. Зверюшки радуются, благодарят детей.

«Куда спрятался Саша?»
Дидактическая задача: Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
Ход игры: Игра проводится во время экскурсий в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас лиса. Белочки ищут растение, на котором могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что зайцы живут и прячутся в кустах. Выбирают водящего- лису, дают ему шапочку маску лисы, всем остальным детям шапочки зайцев, белок. По сигналу: «Опасность лиса!» белочки бегут к дереву, зайцы - к кустам.

«В зимней столовой»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Ход игры: Рассматриваем картинки с птицами, воспитатель предлагает назвать её и показать, как она кричит, как летает и прыгает.

«Какая эта птица»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить легко произносить звук «Р».
Ход игры: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку.

«Птички»
Дидактическая задача: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
Ход игры: Воспитатель читает, стихотворение и дети показывают эти движения.
Летели две птички, собой невелички. Как они летели,
Все люди глядели. Как они садились - все люди дивились.

«Для чего это нужно?»
Дидактическая задача: Отметьте их внешний вид, уточните названия частей тела; расскажите о том, где они живут.
Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей - с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Какой цветок убрали?»
Дидактическая задача: Описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры: Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель, предлагает кому либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Необходима последовательность описания. На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Угадай по описанию»
Дидактическая задача: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета, развивать наблюдательность.
Ход игры: На столе пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия. После словесного описания растения ребёнок находит его среди остальных.

«Угадай, чей хвост»
Дидактическая задача: Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

«Через ручеёк»
Дидактическая задача: Развивать у детей чувство равновесия, внимания.
Ход игры: Детям предлагают осторожно пройти по мостику (геометрические тканевые фигуры) на другой берег и окажутся на лужайке, где резвятся и рвут цветы. По сигналу «Домой!» возвращаются по мостику.

Для детей 3-5 лет

1 квартал


«Найди, что покажу»

Дидактическая задача: Найти предмет по сходству.

Игровое действие: Поиск предмета показанного и спрятанного воспитателем.

Правило: Под салфетку заглядывать нельзя.

Оборудование : На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один для воспитателя накрыть салфеткой.

Ход игры: Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, снова убирает его, затем предлагает ребенку: «Найди на другом подносе такой же и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы.

«Найди, что назову»

Дидактическая задача: Найти предмет по слову – названию.

Игровое действие: Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.

Правила: Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту. Например: свекла, репа, редька, апельсин, помидор, яблоко. Во все вазы заглядывать нельзя

Оборудование: Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо видна была их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку: «найди маленькую морковку». Или: « найди желтое яблоко и скажи, какое оно по форме». Если ребенок затрудняется, воспитатель может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Второй вариант: Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Ребенок ищет названный предмет.

«Угадай, что в руке»

Дидактическая задача: Узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие: Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Правило: Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.

Ход игры: Ребенок отводит руки за спину. Затем воспитатель отходит и показывает овощ или фрукт. Если у ребенка в руках за спиной такой же, ребенок должен подбежать к воспитателю.

«Вершки – корешки»

Дидактическая задача: Закрепить знания о дарах сада и огорода.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт под землей – кисти рук опускают вниз.

«Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие: Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила: В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать.

Оборудование: Для первых игр подбираем овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, затем более похожие. Небольшой непрозрачный мешочек.

Ход игры: Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает ребенку: « найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «найди то, что я скажу».

Второй вариант. Дидактическая задача: Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.

Ход игры: Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость – и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся по другим признакам.

«Угадай, что съел»

Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения.

Игровое действие: Угадывание на вкус овощей и фруктов.

Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для контроля и сравнения.

Ход игры: Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть глаза. «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же предмет на столе».

«Найди, о чём расскажу»

Дидактическая задача: Найти предмет по перечисленным признакам.

Ход игры: Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску, вкус. Затем воспитатель предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказал».

Ход игры:

«Найди, о чём расскажу»

Дидактическая задача: Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.

Ход игры: Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Воспитатель задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске. Например: «На что похоже, на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие? Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Второй вариант. Дидактическая задача: Тренировка в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Воспитатель называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим, перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!».

Ботаническое лото «Овощи – фрукты»

Дидактическая задача: Закреплять умение детей различать и называть овощи, фрукты.

Ход игры: Раздаются большие карты. На одной в середине изображён фрукт, на другой – овощ. Затем поочерёдно достают маленькие карточки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют их и закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением.

2 квартал

«Опиши, мы отгадаем»

Дидактическая задача: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?». Дети подробно отвечают на вопросы. После того, как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

Второй вариант Дидактическая задача: Описать предметы и найти их описанию.

Ход игры: Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать.

«Чего не стало?»

Дидактическая задача: Назвать растения по памяти.

Ход игры: Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

«Угостим кукол»

Дидактическая задача: Продолжать знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.

Оборудование: Две куклы, детская мебель и посуда. «Чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки и натуральные объекты).

Ход игры: В мешочек складывают 3–4 небольших предмета. Воспитатель приходит с куклой и просит детей помочь кукле приготовить угощенье для зверюшек, они тоже придут в гости. Один ребенок по просьбе куклы достает из мешочка морковку для зайки, другой – яблоко для ежика, третий – орешек для белки. Каждый раз в мешочке должно быть 3–4 предмета, так чтобы, кроме нужных, были дополнительные (например, маленький мячик, пластмассовое колечко и др.). Дети, доставшие предметы, держат их в руках. Воспитатель приносит игрушки зверят. Дети по очереди угощают их, выбирая при этом, кому дать морковку, орех, яблоко. Зверюшки радуются, благодарят детей.

Второй вариант. Дидактическая задача: Продолжать учить детей подражать действиям воспитателя с предметами, обращая внимание на их свойства.

Ход игры: В гости к детям приходят две куклы. Они здороваются с детьми, называют свои имена. Воспитатель предлагает угостить кукол. Ставит на свой стол игрушечную мебель, сажает кукол, перед ними ставит посуду и кормит одну из них. «Маша ест, а Галя нет,– объясняет воспитатель.– Кто будет кормить Галю?» Приглашает одного ребенка, дает ему ложку и медленно показывает действия так, чтобы они были видны всем детям: «Сначала возьмем ложку. Вот так. (Показывает.) Теперь наберем каши. Вот так. (Показывает.) Поднесем ко рту куклы. Где у куклы рот? (Показывает, медленно наклоняет игрушку.) Ешь, кукла». Ребенок повторяет все действия за воспитателем. Затем вызывает поочередно еще 2–3 детей. После этого куклы благодарят детей и уходят.

«Куда спрятался Саша?»

Дидактическая задача: Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).

Ход игры: Игра проводится во время экскурсий в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас лиса. Белочки ищут растение, на котором могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что зайцы живут и прячутся в кустах. Выбирают водящего- лису, дают ему шапочку маску лисы, всем остальным детям шапочки зайцев, белок. По сигналу: «Опасность лиса!» белочки бегут к дереву, зайцы – к кустам.

«В зимней столовой»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Ход игры: Рассматриваем картинки с птицами, воспитатель предлагает назвать её и показать, как она кричит, как летает и прыгает.

«Какая эта птица»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить легко произносить звук «Р».

Ход игры: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку.

«Птички»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры: Воспитатель читает, стихотворение и дети показывают эти движения.

Летели две птички, собой невелички. Как они летели,

Все люди глядели. Как они садились – все люди дивились.

3 квартал

«Найди такую же и назови» (парные картинки животных и растений).

Дидактическая задача: Найти предметы по сходству. Развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность.

Игровое правило: Отбирать следует только одинаковые картинки; выигрывает тот, кто не ошибется ни разу.

Ход игры: Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10-12 шт.), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но неодинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но однас ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т.е. изображенные предметы имеют слабо заметные признаки различия, которые дети не сразу замечают.

«Для чего это нужно?»

Дидактическая задача: Отметьте их внешний вид, уточните названия частей тела; расскажите о том, где они живут.

Ход игры:

«Какой цветок убрали?»

Дидактическая задача: Описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель, предлагает кому либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Необходима последовательность описания. На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Угадай по описанию»

Дидактическая задача: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета, развивать наблюдательность.

Ход игры: На столе пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия. После словесного описания растения ребёнок находит его среди остальных.

«Угадай, чей хвост»

Дидактическая задача: Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

Лото «Кто во что одет»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей систематизировать животных по покрову тела(перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользоваться моделями.

Ход игры: На столе большие карты с изображением покрова тела животных. Затем раздаются маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей. Нужно закрыть пустые клетки в соответствии с моделью на своей карте.

Лото «Кто, где живёт»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

Ход игры, первый вариант: На столе большие карты с изображением моделей различных средств обитания животных. Затем раздаются маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых. Нужно закрыть пустые клетки в соответствии с моделью на своей карте.

Ход игры, второй вариант: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Лото «Кто как двигается»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.

Ход игры, первый вариант: На столе большие карты с изображением органов движения животных. Затем раздаются маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей. Нужно закрыть пустые клетки в соответствии с моделью на своей карте.

Ход игры, второй вариант: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте. При слове «карась» - имитируют плывущую рыбу. При слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Через ручеёк»

Дидактическая задача: Развивать у детей чувство равновесия, внимания.

Ход игры: Детям предлагают осторожно пройти по мостику (геометрические тканевые фигуры) на другой берег и окажутся на лужайке, где резвятся и рвут цветы. По сигналу «Домой!» возвращаются по мостику.

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

«ОТГАДАЙ И НАЗОВИ»

Дидактическая задача: классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т. д.

Игровые правила: поочерёдно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.

Игровое действие: выбирают предметы для отгадывания.

Дидактический материал: корзина с настоящими фруктами и несколько овощей для сравнения обобщающих слов: овощи, фрукты.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Кукла Осень поочерёдно подносит к ним корзинку. Дети достают из корзинки предметы и называют их.

После того, как все фрукты будут в руках у детей, воспитатель предлагает положить их на большое блюдо и задаёт вопрос:

Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (фрукты)

Какие вы ещё фрукты знаете, назовите? (ответы детей)

/Н. А Карпухина «Конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009

«ОТГАДАЙ И НАРИСУЙ»

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику и мышление.

Игровые правила: ответ на вопрос воспитателя изобразить рисунком на песке.

Игровое действие: воспитатель читает стихотворный текст, а дети рисуют палочками на песке.

Дидактический материал: палочки по количеству детей.

Ход игры.

Воспитатель загадывает загадки, дети рисуют.

Есть один такой цветок, Не вплетёшь его в венок

На него подуй слегка:

Был цветок и нет цветка (одуванчик)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

На веточках серёжки (берёза)

«ГДЕ ЧЕЙ ДОМИК? »

Дидактическая задача: закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.

Игровые правила: брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очерёдность.

Игровое действие: поиск нужного домика для фигурки.

Дидактический материал: магнитная доска; магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т. д.

Ход игры

Дети поочерёдно берут со стола фигурки одного из гостей, и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.

Манечка и Ванечка живут в домике.

Утка живёт у бабушки в сарайчике.

Цыплята живут у бабушки в сарайчике.

З айка живёт в лесу в норке.

Где живёт сорока? (в лесу на дереве)

/Н. А. Карпухина «Конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009

«УГАДАЙ ПО ВКУСУ»

Дидактическая задача: упражнять детей в различении овощей и фруктов по вкусовым качествам. Активизировать словарь: сладкий, солёный, горький и т д. Развивать память, сосредоточенность.

Игровые правила: узнавать фрукты и овощи с закрытыми глазами, не подглядывать.

Игровое действие: отгадывание с закрытыми глазами. Тому, кто ошибается, дают другой фрукт или овощ.

Дидактический материал: кусочки фруктов: яблоко, груша, апельсин, кусочки овощей: огурец, капуста.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель поочерёдно подходит к ребёнку и предлагает закрыть глаза и даёт кусочек фрукта: яблоко, грушу, апельсин. Просит на вкус определить фрукт и назвать его.

Воспитатель может неожиданно дать кусочек овоща: огурец, капусту или др., чтобы дети были достаточно внимательны.

/Н. А. Карпухина «конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009/

«ВЫЛОЖИ ФИГУРЫ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ»

Дидактическая задача: закрепить знание детьми частей тела животных: голова, туловище, лапы, уши, хвост. Систематизировать знания детей о геометрических фигурах. Классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Игровые правила: подбирать только те геометрические фигуры, которые передадут характерные признаки соответствующего животного.

Игровое действие: поиск нужных геометрических фигур.

Дидактический материал: наборы геометрических фигур блоков Дьенеша по количеству детей; картина, на которой изображены дикие животные: лиса, волк, заяц, медведь.

Ход игры

Дети сидят за столами. Перед ними лежат геометрические фигуры блоков Дьенеша. Воспитатель предлагает выложить по желанию силуэты лесных животных, которые изображены на картине. При помощи геометрических фигур дети выкладывают силуэт медведя, лисы, зайца и волка.

«КАКОЕ НАСЕКОМОЕ, НАЗОВИ»

Дидактическая задача: формировать у детей понятие насекомое. Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза и т. д.

Игровые правила: начинать свои действия по сигналу воспитателя. Кто первый соберёт картинку, называет её.

Игровое действие: поиск нужных частей, складывание целой картины.

Дидактический материал: карточки с изображением насекомых по количеству детей.

ХОД ИГРЫ

На столах перед детьми лежат разрезные картинки с изображением насекомых.

Дети должны собрать разрезные картинки, угадать насекомое и назвать его. Если дети затрудняются назвать насекомое, воспитатель помогает, загадывая загадки:

Всех жучков она милей

Спинка красная у ней.

А на ней кружочки

Чёрненькие точки. (божья коровка)

У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её… (стрекоза)

Сок цветов душистых пьёт.

Дарит нам и воск и мёд.

Людям всем она мила,

А зовут её… (пчела)

Чок, чок, чок! Прилетел к нам в сад… (жучок)

«ГДЕ ЧЕЙ ХВОСТ? »

Дидактическая задача: закрепить знания детей о частях тела животных.

Игровые правила: брать карточки по очереди и только те, которые подходят к основной картинке.

Дидактический материал: парные карточки с изображением животных и хвостов этих животных по количеству детей.

ХОД ИГРЫ

Детям воспитатель раздаёт карточки с изображением хвостов животных. На столе лежат карточки с изображением животных без хвостов. Дети поочерёдно берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, лиса, медведь, белка, заяц и т. д.

«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ».

Дидактическая задача: дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

Игровые правила: накрыть фишкой только то животное, которое на карточке лишнее.

Игровое действие: найти на карточке животное и закрыть его фишкой.

Дидактический материал: Карточки для игры «Четвёртый лишний» по количеству детей; фишки.

Ход игры.

Дети сидят за столом. Перед ними лежат карточки, разделённые на четыре клеточки. В трёх клеточках изображены дикие или домашние животные. В четвёртой клеточке изображён фрукт или овощ. Дети должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой. Воспитатель пред началом игры объясняет правила игры: Перед вами лежат карточки. Что изображено на этих карточках? (ответы детей) Если животные живут с человеком, как мы называем таких животных? (домашними) Если животные живут в лесу, как таких животных мы называем? (дикими)

Посмотрите внимательно на карточку и закройте фишкой лишний предмет.

/Н. А. Карпухина «конспекты занятий во второй младшей группе д/сада; Воронеж, 2009/

«КТО ЧТО ЕСТ? »

Дидактическая задача: уточнять знания детей названий животных и то, чем они питаются. Развивать наблюдательность и внимание.

Игровые правила: начинать подбирать карточки по сигналу воспитателя. Выполнять действия, не мешая друг другу.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

Дидактический материал: карточки с изображением животных и того, чем они питаются, по количеству детей.

ХОД ИГРЫ

Перед детьми лежат карточки с изображением животных. Дети подбирают на столе у воспитателя для животных соответствующую картинку: для кошки молочко в миске, для собачки косточка, для свинки кашка, для козочки травка.

/Н. А. Карпухина «Конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009/

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОК»

Дидактическая задача: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Игровые правила: действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность. Показывать только тот предмет, который изображён на картинке.

Игровое действие: брать со стола карточку с изображением цветка и находить цветок, аналогичный рисунку на клумбе.

Дидактический материал: предметные картинки с изображением цветов. Макет цветочной поляны с цветами.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся предметные картинки. Дети рассматривают картинки, узнают цветы, называют их. Выбирают картинки с понравившимися цветами и находят на цветочной поляне цветы, аналогичные рисунку и называют его.

Статьи по теме: