Игры для развития речи детей. Игра «Кто в домике живет»

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

Анна Самойлович
Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста

Известно,что в игре усвоение знаний происходит значительно успешнее,

чем на учебных занятиях. Ребенок,увлеченный привлекательным замыс

лом, как бы не замечает того,что он учится. В основе развивающих игр заложено совмещение элементов игры и учения ,постепенный переход от игр-забав к учебно-познавательной деятельности.

В таких играх повышается умственная активность ребенка,развивается мышление и речь . Речь и мышление-эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом. Развивающие игры способствуют снятию у детей чувства скованности ,преодолению застенчивости,развитию логики мышления ,речевой и общей инициативы, неординарность мышления.

Для развития речи детей , например, чтобы поупражнять в правильном употреблении окончаний родительного падежа (в названии овощей,фруктов, ягод,использую игру на внимание «Чего не стало?» Ребенок закрывает глаза, я убираю из корзины две груши. Ребенок отгадывает : «Не стало груш (слив,яблок.) .

Чтобы поупражнять детей в правильном произношении прилагательных с существительным и расширить смысловое значение слова,используем игру «Что может быть …узким (широким, жидким,мягким, горячим и т. д.) Эту игру можно провести в кругу с мячом. Воспитатель задает вопрос и бросает мячь ребенку,тот ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мячь обратно. Воспитатель бросает мяч следующему. В кругу с мячом мы проводим очень много развивающих игр . Так для расширения словаря и знакомства с обобщающими словами использую следующие игры :

«Съедобное-не съедобное» ;

«Летает-не летает» ;

«Вкусные слова» ;

«На чем можно ездить?» ;

«Чьи листья?» (ива-ивовые,дуб-дубовые) ;

Например,игра «Накорми животное» говорю : «Кошка» ,ребенок,который поймал мяч,отвечает : «Молоко» (мясо,хлеб и т. д., пока цепочка не обрывается. Ребенок,перед которым оборвалась цепочка выходит в центр круга и называет другое животное-игра продолжается.

Для расширения словаря использую игру с мячом «Животные и их детеныши » (Воспитатель называет животное-ребенок детеныша ) Для закрепления артикуляции звуков и на вычленение звука в слове на слух (в начале слова,в середине, в конце) использую игры с мячом (и без) : «Придумай слово,начинающееся со звука.» ;

«Пидумай слово,которое оканчивается на звук.» ;

«Придумай слово со звуком. (ш. ,ж.) » .

Использую также игры развивающие языковое чутьё ,которые учат подбирать рифмующие слова :

«Подбери похожие слова» Ребенок в центре круга называет слово и бросает мяч, другой ловит, называет похожее слово,бросает мяч обратно (лук-жук, галка-палка, кошка-лошка) ;

«Найди себе пару» .Ребенок в центре круга говорит слово,кто-то из детей (кто быстрее придумает) называет рифмующееся с ним слово (птичка-синичка) и становится с первым ребенком в пару,а мяч бросает любому другому ребенку,тот в свою очередь называет новое слово. Игра продолжается,пока все не станут в пары и остается 3й лишний. Можно тогда поиграть в подвижную игру «Третий лишний» .

Чтобы научить детей подбирать к слову антонимы (противоположные по смыслу слова,играем в игру «Слово наоборот» (Воспитатель в центре круга с мячом говорит : «Чёрный» -и бросает мяч ребенку,тот должен ответить : «Белый» -и бросить мяч обратно (мягкий-твердый,холодный –горячий и т. д.) Чтобы ввести в речь детейобобщающие слова использую игру «Четвёртый лишний» .Здесь не обязательно добиваться развернутого объяснения ,если умозаключение сделано правильно (роза,стул,тюльпан,ромашка;\молоток, отвертка,ложка,клещи) .

В своей работе с детьми для развития речи я использую игры по системе ТРИЗ . Игра «Чем похожи и чем отличаются?» .Например, мы рассматривали курицу и куропатку. Разделились на две команды. Дети назвали несколько признаков, чем похожи :

обе курочки, обе птицы, начинаются со слова «ку» , имеют клюв,две лапки, крылья, перья,хвост, вылупляются из яйца;

и чем отличаются :

дикая домашняя

летает не летает

нет дома есть дом

нет гребешка есть гребешок

нет в магазине куриные яйца есть в магазине

Игра «Хорошо-плохо» .Идет дождь. Что хорошо? иЧто плохо?

Дети учатся составлять сложноподчиненные предложения,развивается воображение , расширяется словарь детей . Когда идет дождь то (хорошо растут цветы, деревья чистые и зеленые, растут грибы, не надо поливать огород).Что плохо? Если идет дождь, то (на улице грязь, пасмурно, нельзя гулять, в лесу животным холодно и неуютно, но Миша Т. возразил «А если на улице жара? Тогда наоборот им хорошо, они купаются.» )Дети учатся размышлять.

Очень полезны для развития речи детей игры с картинками с фабульным развитием действия ,или «рассказы в картинках» ,которые часто печатают в детских иллюстрированных журналах. А также картинки-загадки типа «Что изменилось?» , «Найдите отличия» .

Развивающие игры могут быть кратковременными и более длительными (10-15 мин.) , могут быть спланированы заранее, а могут возникать стихийно, у воспитателя должно быть чутье на «момент» .

Для того, чтобы дети учились правильно задавать вопросы, а также правильно употреблять определения и прилагательные с существительным, мы используем такие игры как : «Отгадай что это?» -дети называют предметы по описанию взрослого (типа загадки) ;игра «Загадай предмет» -ребенок загадывает предмет и описывает все его признаки,какой он,из чего сделан,дети отгадывают;игра «Да-нет» -ведущий загадывает слово,например, котенок,дети задают вопросы, пытаясь отгадать, что это (напр., оно живое, мяукает, морковку ест, пушистое? и т. д.) .Ведущий имеет право отвечать только «Да» или «Нет» .Прямые вопросы «Это котенок?» не допускаются.

Для развития связной речи используем игры-смешинки . Например, я говорю детям : «Сегодня к вам вместо воспитателя пришел медведь, слушайтесь его!Роль медведя исполняет ребенок. Он не знает, как надевать пальто, шапку или не умеет есть за столом. Все делает наоборот. Дети рассказывают ему, как надо. Игра -«овеществление» -живое наделяется свойствами не живого. Например, я говорю детям : «Представьте,что вы люди-сосульки, сделаны изо льда. Саша Т. Говорит : «Тогда я буду жить в холодильнике» .Катя С. Поправляет : «Надо построить большой холодильник-дом. Катя продолжает : «Будем есть снег с сахаром, получится мороженое» . Игра «Снежный ком» -дети учатся придумывать прилагательные и определения к существительному. Ребята стоят в кругу, ведущий называет слово, следующий игрок повторяет слово и называет еще слова, связанные с ним по смыслу. Слово обрастает новыми словами, как снежный ком. Выигрывает тот , после которого больше никто не может добавить.

В игре «Зверь, птица, небылица» дети придумывают небылицы, упражняются в придумывании названий животных и птиц. Дети стоят в кругу. Все хором произносят «зверь, птица, небылица» , повторяют несколько раз и хлопают в ладоши. Ведущий неожиданно говорит «стоп» и указывает любого игрока. Если игра прервалась на слове «зверь» , ребенок называет какое-либо животное,на слове «птица» -птицу, на слове «небылица» придумывает то, чего не бывает (крокодил летает, писа сидит на березе т. п.) Нельзя повторять ранее сказанное.

В игре-загадке с пантомимой «Где вы побывали, что вы повидали?» дети,стоя в кругу договариваются, что они будут изображать пантомимой (едят летят на самолете, шьют, вяжут спицами,надевают шапку, плавают и т. д.).Один ребенок стоит в стороне отвернувшись (не подсматривать и не подслушивать) Когда дети позовут его, он подходит,здоровается с детьми и спрашивает : «Где, вы, побывали, что,вы, повидали?» Дети отвечают : «Где мы были,мы не скажем, а что делали, покажем» .Ребенок отгадывает и объясняет словами, где дети были и что делали. В этой игре дети учатся передавать связной речью и выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях.

Для развития у детей связной речи я использую такой метод,как сочинение сказок. Для этого используем разные приемы, например,фланелеграф или ковролин и набор картинок по сказкам. Так, взяв набор картинок к сказке «Заюшкина избушка» ,братики Дима Б. и Сережа Б. сочинили новую сказку : «Собака встретила медведя, потом они пошли в гости к зайчику,а у зайчика в гостях уже был петушок. Зайчик позвал его, чтобы он ему накосил травы на зиму.»Всем детям очень понравилась новая сказка. Я также поощряю детей рисовать веселые картинки-путаницы и объяснять их содержание,сочинять сказки от клякс. При составлении рассказов, сказок используем игру «Дорожка» .Еще её называют мнемодорожкой. Мнемоника-это совокупность приемов, облегчающих запоминание. Каждый ребенок получает комплект геометрических фигур. Я рассказываю сказку, например, «Колобок» .Какое –

нибудь слово условно обозначается фигурой. «Баба по амбару помела, по су

секам поскребла,набрала горсточку муки»- на стол положить треугольник. «Замесила тесто, сделала колобок» -выкладываем круг. «Посадила в печь» -прямоугольник. «Испекся колобок,положили его остудить на окошко» -ромб. Пришел в конце кот шалунишка и рассыпал «дорожку» из геометрических фигур. Дети с удовольствием восстанавливают «дорожку» ,сопровождая рассказом сказки. По схеме можно рассказывать и стихотворение.

Чтобы провести работу по освоению детьми сложноподчиненных предложений используем игры «Волшебники» или «Если бы я был волшебником, президентом» .

Для развития речи детей использую ещё такую игру как «Игра в «карты» .Изготавливается колода из 12-20 карт, на которых изображены персонажи из какой-либо сказки (можно использовать картинки из журналов,открыток,старых потрепанных книжек).Действия сказочных героев можно изобразить символически –схематично мнемодорожкой. Детям раздаются карты и они рассказывают сказку по картам.

Еще для развития связной речи детей в своей работе я использую сочинение детьми маленьких сказочек и концовок к знакомым сказкам. В решении этой задачи нам очень помогает книга Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» .Для развития речии мышления это незаменимый материал. Дети учатся придумывать новый конец к сказкам. Например,в сказке «Колосок» дети придумали, как мышата Круть и Верть исправились, стали помогать петушку, посеяли зернышки из колоска и вырасло поле пшеницы. Построили пекарню и стали печь хлеб. Катя М. придумала, что они открыли свой магазин и стали продавать всем зверушкам хлеб. Ира К. засомневалась : «А Ведь у зверей денег нет?» Находчивый Денис А. придумал : «А они менялись. Белочка меняла хлеб на орехи, зайцы на морковку и капусту,медведь на мед».Сказка всем понравилась. Дети настолько непринужденно разговорились, что идеи ото всехисходили в невообразимом количестве. Помогает нам создавать новые сказки частица «не» ,или по-другому мы называем «перивирание» сказки. Например, в той же сказке «Колосок» : «И нашел петушок….не колосок, а что (дети предлагают, я помогаю выбрать более интересный вариант) .Решили : «Нашел подсолнечное семечко» .Сочинили дальше : «Посадили семечко в землювырос подсолнух, стало много семечек,сделали из них подсолнечное масло, халву, конфеты-казинаки. Так сказка «Колосок» изменилась в новом направлении. Если дети затрудняются, стоит подать им интересную идею,наводящие вопросы, толкающие к размышлению. Еще мы придумываем сказки о любимой игрушке, сказки от стишка, сказки от «живых» капель и клякс, сказка-калька (по знакомой сказке, как по схеме, новую сказку.

Со временем в подготовительной группе дети стали сочинять собственные сказки. самые интересные я записывала. Некоторые из них предоставляю вашему вниманию.

Яна Овчарова «Волшебный цветок» (подг. гр.)

Жил-был на свете маленький зайчик. Однажды пошел он с папой за грибами и за ягодами. Шли они по лесу и увидели большой дуб,а рядом большие красивые цветы. Зайчик нигогда еще не видел таких красивых цветов. Он сорвал один цветок и положил в корзину,чтобы потом подарить маме. Но тут из-за дуба вышел волк. Зайчик и его папа побежали куда глаза глядят. Бежал,бежал зайчик и заблудился. Тут он увидел на дереве белку и попросил : «Белка,белка, ты высоко сидишь-далеко глядишь, помоги мне мой домик отыскать.»И белочка увидела его домик и подсказала,куда нужно идти. Добрался зайчик домой, а папы нет. Зайчик и мама подумали,что папу съел волк. А папа,когда убегал от волка, попал в глубокую яму и не мог из нее выбраться. Зайчик и мама очень горевали. Зайчик достал из корзинки цветок,который сорвал около дуба и поставил его в вазу. Один лепесток оторвался, мама подняла его и в это время подумала : «Вот бы папа сейчас вернулся» .И только она подумала, папа тут же оказался дома. Тогла зайчиха поняла,что цветок -то волшебный! У цветка осталось еще семь лепестков. Тогда мама дала два лепестка папе, два себе, два зайчонку и один у них остался про запас, они засушили его в книге. Мама загадала желание : чтобы у них появилась дочка, чтобы у них был большой красивый дом. Папа загадал : чтобы у него была машина, второе –чтобы отдохнуть съездить на море. Зайчик загадал : чтобы у него было много друзей и чтобы его в лесу никто не обижал, ни волк,ни лиса. Все их желания исполнились. И стали они жить дружно и весело.

Денис Рудаков (подг. гр.)

«Леонардо» .

Жила-была черепаха-мальчик. Звали его Леонардо. Вот выплыла черепаха из воды на берег, тут подполз к ней краб и хотел ущипнуть её, но сломал об её панцирь левую клешню, но он был настырный и решил опять ущипнуть ее за лапу, но она спрятала голову, лапы и хвост под панцирь,а краб сломал себе вторую клешню и побежал жаловаться к своей маме. А черепаха Леонардо опять поплыл в море. Там он подружился с морским ежом. Он покатал ежа на своей спине. Когда еж слазил с черепахи несколько иголок упало с него на панцирь и они приклеились. Леонардо стал похож на ежа. только иголок у него было мало. Его хотела ужалить медуза,но попала на иголки и уплыла, акула тоже хотела схватить его,но тоже накололась и уплыла. Леонардо долго так плавал пока не вырос,а иголки у него постепенно отпали. Леонардо выплыл на берег,там он увидел черепаху Тортилла. Они поженились. У них были дети : мальчики Донатело и Рафаель и девочка Мекиланжело. Фамилия у них была Нинзя.

Скубакова Алина (6 лет, подгот. группа)

«Непослушные бабочки»

Жили-были две бабочки. Мама не разрешала им далеко улетать от дома. Но они не послушались маму и полетели искать цветочную поляну. Летели,летели и заблудились. Они встретили Слоника и спросили, не знает ли он где находится цветочная полянка,но слоник не знал. Тогда они повстречали пчелку, пчелка знала и показала им дорогу. Они подружились с пчелкой. Пчелка пригласила их к себе в гости. Они согласились, но когда зашли к ней в улей, одна бабочка прилипла к меду и стала плакать. Другая бабочка и пчелка,как ни старались,не могли ее оттуда вытащить. Другая бабочка полетела звать на помощь. Она опять увидела Слоника и попросила его помочь. Слоник хоботом как дунул,и вытянул бабочку из меда,топько от этого у нее помялось немного крылышко и она не могла лететь. Тогда Слоник посадил ее к себе на спину и проводил бабочек домой. Бабочки сказали Слонику : «Спасибо» ,и с тех пор всегда слушались маму, жили поживали и добра наживали.

«Приключения Чипполино и Колобка»

Борисов Ваня (6 лет,подгот. группа)

Колобок катился по дорожке и встретил Чипполино. Они подружились. Потом они решили сделать

себе домики. Колобок сделал себе домик из масла,а Чипполино из лука. И когда к Чипполино приходил кто-нибудь в гости,то начинал чихать,а тот,кто приходил к Колобку вымазывался в масле. Один раз Колобок катился –гулял и встретил волка,волк хотел его съесть. Тогда Колобок закричал и позвал на помощь Чипполино. Чипполино тут-же прибежал и как брызнет луком прямо волку в глаза. Волк сморщился и убежал. Однажды Чипполино и Колобок были голодные,но недалеко от них жила фея-волшебница, она решила им помочь. Фея сделала так,что пошел дождь из сосисек. Колобок и Чипполино наелись сосисек,но их было еще так много!Тогда они продали все сосиски и купили себе аппарат для делания шоколада. Они сделали из шоколада телевизор,дом и все,все…Они стали есть шоколад и все съели. Потом они решили поменяться туловищем,им Фея помогла. И тогда Колобок стал человечком,а Чипполино луком. Вот и сказке конец,а кто слушал молодец.

Лизина Маша (6 лет,подготов. группа)

«Три волшебных домика»

В лесу жила баба Яга. У нее был черный домик,в нем было грязно и одно зло. В лесу были еще два волшебных домика,один серый-в нем тоже было пыльно,но он был такой средний,в нем было и добро и зло)и еще один домик-весь белый,в нем было одно добро. Пошла как-то баба Яга гулять и набрела на белый домик. Смотрит,около домика растут красивые подснежники : «Фу,какая гадость» -сказала баба Яга и плюнула на цветы. Они тут-же засохли. Прошла дальше,там тоже цветы разные красивые растут,она опять : «Фу,какая мерзость» .Вдомике было все так красиво и чисто,но бабе Яге ничего не понравилось. Злая она побежала домой. Баба Яга жила с котом,он был толстый-претолстый. Кот сидел у двери,баба Яга со злости так стукнула дверь ногой,что прибила дверью кота. Кот как-будто стек по стене. Баба Яга стукнула еще со злости по столу кулаком,пыль поднялась столбом,баба Яга от пыли так чихнула,что все грязные кастрюли посыпались ей на голову. Одна кастрюля наделась бабе Яге прямо на голову,а другая упала на кота. Кот обиделся на бабу Ягу и ушел из дома. А баба Яга не могла снять кастрюлю с головы, так и ходила с ней на голове вместо шапки целую неделю.

Кот шел,шел и набрел на серый домикПоселился кот в этом домике и стал там все прибирать,наводить порядок. Тогда серый домик побелел и все зло от него убежало.

А баба Яга,наконец-то,сняла кастрюлю с головы,и пошла искать кота. Ступу с метлой она дома оставила,зато взяла с собой волшебный клубочек. Он покатился по горам,а баба Яга побежала за ним вприпрыжку. Клубочек упал в ямку,а баба Яга разбежалась и упала прямо на него. Клубочек как завопит : «Что за камень на меня упал!Помогите!Спасите!» ,-как выскочит,как подпрыгнет и покатился с горы. Катился,катился и попал в деревню к людям. А там девочка одна связала из него носочки. Если кто одевал те носочки,то бегал быстро-быстро,быстрее спортсменов,и никогда не могли заблудиться,носки всегда приводили их домой.

А баба Яга встала,покрехтела,покрехтела и пошла домой. Вернулась баба Яга к себе домой и скучно ей было без кота. Позвала она гусей-лебедей : «Слетайте в дальние страны,принесите мне хорошее настроение» .Долго не было гусей,но вот они прилетели и принесли бабе Яге хорошее настроение. Она его поджарила и быстро проглотила,и развеселилась ,стала добрей и,вдруг,увидела,какая гадость ее избушка,вся грязная. Тогда она вспомнила про белую избушку и пошла ее искать,но не нашла. Зато нашла другую избушку,тоже белую,где жил кот. Баба Яга так обрадовалась!Она попросила прощения у кота и стали они жить с котом опять вместе в его избушке. И всем,кто случайно к ним попадал помогали.

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае , независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки . Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки . Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый . Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики . На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

Причина Решение
1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

(9 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.


Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких .

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота» . Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки» . Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» :

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2-5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса - 10-15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы - от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки - тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, .

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.
Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодая телевизионным программам и разговорной речи окружающих.
Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. Существует несколько наиболее распространенных nриемов, о которых мы расскажем ниже.


Артикуляционная гимнастика
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппапата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Поговорки и скороговорки
Проиэнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас.
Это упражнение будет наиболее полезно детям с определенными проблемами. Многие из них торопятся, "проглатывают" слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно и "растягивают" слова.
Надо сказать, результаты проведенных наблюдений показали, что дети с хорошей дикцией лучше учатся в школе, быстрее формулируют мысли и не стесняются выполнять устные задания.

Интервью
Данное упражнение направлено на то, что-бы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С помощью этого интересного для большинства детей занятия можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.
Проводить занятия подобного рода можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Для этого
следует предложить ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?
Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершен- ствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ.
Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

Чтение и пение колыбельных
Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух, например на ночь.
Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.
Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.
Потешки и колыбельные песни обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравятся детям.

Беседа по картинке
Данное упражнение превосходно развивает связную контекстную речь и предназначено для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Основной проблемой детей дошкольного возраста является использование исключительно ситуативной речи, которая уместна только для детей до 3 лет. Начиная с этого возраста, ребенок должен стараться строить отвлеченную речь, которая не связана только с предметом или ситуацией, и знакомиться с основами грамматики.
Для выполнения упражнения необходимаяркая сюжетная картинка. Проводить данное занятие желательно во время складывания мозаики или чтения книжки. Необходимо. заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог, используя фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Также следует использовать как можно больше вопросов ("где?", "кто?", "зачем?", "откуда?", "почему?" и др.). В том случае, если ребенок не может или затрудняется построить ответ или отвечает односложными предложениями, следует показать ему, как можно ответить. При этом надо стараться делать это так, чтобы у малыша не возникало ощущения скучного занятия или урока. Не стоит забывать о поощрении ребенка, когда он самостоятельно строит сложные предложения.
Эта игра поможет малышу познакомиться,с основами грамматики. Частые занятия по этой схеме учат ребенка правильно и,сознательно строить предложения, используя при этом многочисленные наречия, сложные союзы и вопросительные слова.
Надо сказать, что ребенок может научиться правильной речи только в том случае, если будет осваивать новые речевые средства, которые поступают в основном из речи окружающих.

Загадки
Данное упражнение подходит для детей в возрасте от 3 до 7 лет и направлено на разностороннее развитие их устной речи и обогащение словарного запаса. Также игра формирует предметно-образное мышление, способность к обобщению и анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов. Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых слов.
Игра развивает у ребенка интерес к рассуждениям и доказательствам своей точки зрения. Для этого надо сказать ребенку, что без доказательства и рассуждений можно прийти к неправильным выводам.
Для того чтобы рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка "Красная девица сидит в темнице, коса - на улице". Если ребенок не может догадаться, следует обратить его внимание на род (в этой загадке - женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода), а также на цвет, его оттенок и т. д.. В зависимости от загадки.

"Что бы это значило?"
Данное занятие подходит для детей от 5 до 7 лет и направлено на совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи.
Taкжe игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и настроению говорящего.
Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши" и пр.

"Большой - маленький"
Задание подходит для детей в возрасте от 2,5 до 5 лет. Оно направлено в основном на увеличение словарного запаса ребенка, знакомство с синонимами (прилагательными, глаroлами, наречиями, причастиями, союзами и т. д.).
Для занятия необходима книжка с картинками. В продажё имеются специальные книги с текстами и заданиями, которые помогают ребенку лучше разобраться в новых определениях слов.
В процессе игры следует рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы.

Статьи по теме: