Хэллоуин и Самайн: история и суть праздника. История происхождения праздника Самайн

Праздник Самайн знаменует встречу мира живых с миром мертвых, он открывает все, что скрыто, отменяет само время. В переводе со староирландского Самайн - «конец лета». Самайн символизирует смерть увядающей природы и начало темной половины года, соединяет мир людей и мир духов. На целую неделю годовой круг останавливает свой ход, и наступает время подводить итоги. Согласно поверьям, в дни Самайна открывались врата между мирами живых и мертвых и потусторонние силы свободно гуляли по земле. Из холмов выходили на белый свет волшебные существа сиды, они дарили людям магические предметы и брали в жены самых красивых девушек. Этот загадочный народ никогда не вмешивался в человеческую жизнь, хотя обладал даром предвидения и мог бы помочь людям своими предсказаниями или уберечь их от зла. Легенды утверждают, что сиды были прекрасны и превосходили людей своей мудростью.

Обряды, ритуалы и традиции Самайна

Однако не только сиды проникали во время Самайна в мир людей. Множество злых сил, голодных духов скиталось под холодным ноябрьским небом, и уберечь от них могли только крайняя осторожность и специальные ритуалы. Не защитившись, любой человек рисковал оказаться в руках потусторонних сил.

Главным ритуалом защиты были жертвоприношения, они могли умилостивить силы иного мира и спасти людей от враждебных им существ. Богам жертвовали скот, в прибрежных областях - рыбу. В ходу также были кровавые жертвы, когда животным перерезали горло перед алтарями языческих божеств. После жертвоприношения детям кельтов мазали кровью лбы - это были отголоски обычаев еще более древних времен, когда в жертву богам приносили людей.

Самайн - магическое время, но хозяйственные заботы никто не отменял и на время праздника. Недаром слово «samhain» происходит от санскритского «samana» - «собрание», «сход». В праздничные дни короли, вожди и народ кельтов собирались вместе для пиров, гуляний и разрешения споров с помощью поединков. В Самайн наступал срок уплаты податей, и каждый человек племени должен был явиться на торжество с данью и подарками вождям.

Поздней осенью наступало также окончание сезона пастбищ, в это время овец и рогатый скот возвращали к человеческим жилищам. Часть скота оставляли для племени, часть отправляли на убой, для запасов на зимнее время и, конечно, для пиров в дни Самайна. Но ни освещать пиры, ни готовить еду никто не мог с помощью старого, умирающего огня. Все светильники и костры гасили, и затем в очагах королей друиды разжигали новый, чистый огонь. Новый огонь добывали трением, а знаком особого благоволения богов считалось, если пламя зажигала попавшая в ритуальный костер молния. После зажжения чистого огня наступало время пиров.

Пища Самайна - сытная, зимняя. Это не просто еда, она призвана защитить пирующих от зла, дать им силы пережить грядущие холода. На столы кельтов во время праздника подавали свежевыпеченные хлеба, много вареного и жареного мяса, обязательно каши, молоко, сыры, яблоки, орехи. Из напитков в Галлии преобладало вино, в прочих кельтских странах пиво и mid - напиток из забродившего меда. Развлекали собравшихся на пир барды - кельтские сказители. Остатки трапезы не выбрасывали, они могли еще пригодиться для магических ритуалов. Хлебные корки, например, пастухи разбрасывали по полям, чтобы оградить скот от хищников.

Гадания на Самайн

В Самайн кельты пытались с помощью духов, пришедших в мир людей, угадать, что их ждет. Это была опасная игра - духи могли и правда открыть будущее, но могли злобно подшутить над человеком: заставить его поверить в иллюзию как в действительное событие, или дать на вопрос нежелательный, пугающий ответ. Вот лишь несколько самых известных гаданий Самайна.

  • С помощью яблок гадали на суженых. Плод разрезали на девять частей, восемь съедали, а девятую бросали через плечо. Если затем быстро оглянуться, можно было увидеть того, кто предназначен судьбой в супруги.
  • По брошенной в костер паре каштанов гадали о согласии в семье: следили, раскатятся ли они в стороны или сгорят, лежа рядом, бок-о-бок. Считалось, что в дни праздника можно узнать и о количестве будущих детей, капая в блюдце с водой яичный белок и глядя на рисунок, появляющийся на воде.
  • В хлеб или овсяную лепешку запекали кольца, монеты и пуговицы и смотрели, кому что попадется в его порции. Считалось, что получивший кольцо в наступающем году женится или выйдет замуж, нашедший монетку - разбогатеет, а тот, кому попалась пуговица, проживет год без изменений.

Особое поверье есть у ирландцев: в Самайн нельзя оглядываться, услышав за спиной шаги, потому что это идет смерть, и если встретишься с ней взглядом, вскоре умрешь.

Как Самайн превратился в День Всех Святых

Христианство, пришедшее в земли кельтов, с язычеством и магией, разумеется, не уживалось. Но, обычаи старины полностью искоренить оказалось невозможно. Оставалось приспособить языческие праздники к нуждам новой религии, что и произошло со временем. Мало-помалу Самайн стал Днем Всех Святых, а отголоском почитания духов остался канун праздника, всем известный как Хеллоуин . Его ежегодно отмечают в ночь на 1 ноября.

Под влиянием христианской религии Самайн превратился в день поминовения мертвых, когда ушедшие возвращаются в наш мир. Для христианских же священников сиды и другие волшебные существа превратились в злых духов, вредящих живым. Умершим перестали оказывать почет и желать встречи с ними, в канун Дня Всех Святых люди старались не покидать домов, чтобы случайно не встретиться с призраками, свободно разгуливающими по земле. Более того, в это время Церковь требовала от верующих полного воздержания и смирения, чтобы молитвы и благочестие могли защитить их от вечного зла.

Однако полностью уничтожить обряды Самайна не удалось. Остались традиционные прыжки через костер для очищения от зла. Вместо черепов поверженных врагов на заборах вывешивали мешки, набитые соломой, с нарисованными на них черепами, а на окнах устанавливали выдолбленные тыквы со свечами внутри. Дети, как и во время Самайна, ходили по дворам, пели обрядовые песни и выпрашивали подаяния. Те, кто подавал щедро, могли рассчитывать на счастливый и богатый год, а прижимистым хозяевам грозила утрата имущества.

Хоть и не в прежнем своем виде, Самайн отмечается и в наши дни. Удивительнее всего то, что его продолжают праздновать не только в таких традиционно «кельтских» странах, как Ирландия и Шотландия, но и в весьма, казалось бы, далекой от кельтов России. Новый Самайн напоминает праздник кельтского искусства, танца, музыки и театра. По настроению он гораздо ближе к Дню святого Патрика и выглядит совсем не таким таинственным, как в древние времена. Международный фестиваль «Самайн» ежегодно проходит в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других российских городах и пользуется большой популярностью у знатоков и любителей кельтской культуры.

Колесо года вращается непрерывно, как непрерывна наша жизнь. У природы, как известно, нет плохой погоды, а заодно и «плохих» времен года. Каждое из них – очередная стадия развития мира и закономерный этап общего развития.

В кельтском календаре можно увидеть восемь праздников Колеса Года. Четыре Больших и Четыре малых шабаша (саббата). Большие Шабаши – Огненные праздники (Огненные Дни). Малые Шабаши – пики времен года.

Праздники Колеса Года
Samhain (Самайн) - ночь с 31 октября на 1 ноября
Yule (Йоль) - зимнее солнцестояние
Imbolc (Имболк) - 1-2 февраля
Ostara (Остара) - весеннее равноденствие
Bealtaine (Белтайн) - ночь с 30 апреля на 1 мая
Litha (Лита) - летнее солнцестояние
Lughnasadh (Лунаса) - 1-2 августа
Mabon (Мейбон) - осеннее равноденствие

Кельтский календарь делил год на две части: темную, начинавшуюся в конце октября - начале ноября (месяц Самониос), и светлую. Светлая часть начиналась в марте - апреле (месяц Гиамониус). Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением новолуния.

Саммайн, Самхейн, Хэллоуин

В конце октября – начале ноября наши древние предки отмечали наступление зимы - темного и холодного периода года. Зима для древних людей знаменовалась наступлением холода, ограничениями в еде, переходом к жизни в помещении. Сакральный смысл зимы - "сон Земли в небытии" перед "рождением новой весны" (см. Масленица, Пасха). Самайн (Самхейн) у кельтов, Осенние Деды и Макошье у славян наполнены одним и тем же смыслом и ритуалами. Поминание умерших предков, просьбы о покровительстве и общение с усопшими являлись важными духовными практиками для древних.

К концу осени скот загоняли в зимние стойла и завершали сбор последнего урожая. Часть скота резали и делали запасы мяса, которое хранили на холоде и старались дотянуть до весны. Конец годового цикла земледелия ассоциировался у кельтов, как и у многих других языческих народов мира, с концом земной жизни. Таким образом Самайн также являлся и "праздником смерти" в его древнем, сакральном смысле. Кельты разжигали огромный костер для всей общины, чтобы "оплодотворить Землю семенем умирающего Солнца" и сделать возможным будущее рождение весны. От большого костра каждая семья могла зажечь свой собственный костер. Вокруг костров собиралась вся община, чтобы греться, пировать и общаться. Считалось, что огонь очищает живущих, отпугивает злых духов и вселяет успокоение в души тех, кто временно находится в чистилище, расплачиваясь за земные грехи на своем пути в рай.

В Самайн существовал ритуал молчаливого ужина (Dumb Supper), когда за столом накрывали свободное место для умершего предка. Ночь Самайна – граница между двумя половинами года, светлой и темной, магическое время, когда, по поверьям кельтов, открывается дверь между физическим, "реальным" миром и миром духов. Это означало, что духи могут проникать в мир людей.

В западной части Британии на Самайн до сих пор пекут хлеб в форме рогов, которыми приветствуют бога зимы. Римляне сопоставляли Самайн своему собственному празднику мертвых - Лемурии, хотя она и праздновалась 13 мая.

Отмечаемые многими веками по всей языческой Европе дни усопших, конечно же, не могли быть искоренены Христианством. В VIII веке Католическая церковь связала языческие фестивали с христианскими Днем всех святых (официально отмечается 1 ноября) и Духовым днем (2 ноября). Однако традиция разжигания костров в ночь 31 октября просуществовала в отдаленных европейских деревушках до начала 20 века. Причудливо объединившиеся в фольклоре языческие и христианские суеверия предписывали жечь много соломы и хвороста в очистительных кострах накануне Духова дня, чтобы помочь усопшим на их пути из чистилища в рай.

Самайн был христианизирован и преображен в День Всех Святых (All Hallows" Day), который отмечается 1-го ноября. Что касается Хэллоуина, то Halloween - вечер накануне Дня Всех Святых («All Hallow e"en»), и он церковным праздником не является. Под влиянием христианства Самайн сильно изменился, как в традиционном, так и в сакральном значении. Он стал днем поминовения мертвых, днем, когда умершие возвращаются в наш мир.

В более поздние времена, когда в сознании людей сиды и существа из Иного Мира превратились в демонов, а умершим перестали поклоняться и желать встречи с ними, ирландцы старались не покидать домов в ночь Самайна, дабы избежать встречи с призраками. А уж если им приходилось оказаться ночью вне надежных стен, то они всеми силами старались избегать кладбищ. В ночь Самайна не рекомендовалось оборачиваться, чтобы не встретить взгляд мертвеца. Хэллоуин требовал от верующих наибольшего воздержания и смирения, дабы молитвой и благочестием они могли защитить себя от сил зла.

Появилось множество обычаев и запретов, надуманных или преобразованных из языческих, исконный смысл которых забылся. Например, нельзя было выплескивать воду за дверь, чтобы случайно не попасть в мертвеца и не обидеть его. Вместо голов вывешивали мешки набитые соломой с нарисованными черепами. Те же головы символизируют и тыквы, появившиеся значительно позже, поскольку были привезены из Америки.

Остался и обряд разведения костров, и прыжки через них. Образовалось множество примет, связанных с прыжками. Прыгали через огонь, чтобы быть здоровым, для защиты от сглаза.

Дети, наряжаясь ряжеными, ходили по домам, пугали, пели, танцевали, выпрашивали подаяния. Тот дом, который отказывал им, мог и поплатиться - дети принимались забрасывать его комьями грязи, а то и наносили более тяжелые убытки, ломали заборы, калитки, телеги. Естественное стремление узнать будущее ввело в обычай гадание, которое, вероятно, заменило друидистические пророчества и предсказания сидов.

Покров, Осенние Деды, Макошье.
На север и восток Европы зимние холода приходят раньше, поэтому на Руси приход зимы отмечали раньше. В середине октября на Руси отмечали Покров, или Покровское Свято. Название Покров связано с первым инеем, который покрывал землю. Покров являлся "официальным" переходом жизни в зимнее русло: к этому дню скот переводился в стойла, завершались полевые работы, начинали топить в домах, девушки усаживались за пряжу, шитье, вышивание и посиделки, наступала пора свадеб. С установлением Христианства Покрову был придан другой смысл: он стал отмечаться в честь Богородицы и ее плата (покрывала).

Вскоре после Покрова наступал период поминания усопших, который назывался Осенние Деды (Дзяды) - этот праздник до сих пор сохранился в Беларуси. Календарная противоположность этого праздника - весенняя Радуница, когда для встречи с усопшими отправлялись к местам захоронения. Осенью же принимали души умерших у себя дома. В это время чисто убирали дома и готовили много еды. С наступлением сумерек усаживались за столы, чтобы поминать мертвых родственников. На столе обязательно ставили прибор и оставляли еду для недавно умершего родственника, а двери во время трапезы оставляли открытыми для духов. После трапезы посуду и еду оставляли на столе. Ритуалы Дедов служили проводами душ умерших в рай.

ПРАЩУРЫ ВЕЩИЕ,
ВО РОДУ СТАРШИЕ,
ВО ИРЬЕ СТАВШИЕ,
ТАЙНЫ ПОЗНАВШИЕ,
БОЖЬИМИ ИСКРАМИ,
ПТИЦАМИ БЫСТРЫМИ,
К НАМ СОЛЕЙТАЙТЕСЬ,
НА ПИР СОБИРАЙТЕСЬ,
ГДЕ ЧАРЫ ЧЕСТНЫЕ,
ГДЕ СЛАВЫ С ПЕСНЯМИ,
ГДЕ ВНУЦЫ ВАШИ
ВАМ ЧЕСТЬ ВОЗДАВШИ!

Слава Богам и Предкам нашим!

Наконец, в самом конце октября наступало Макошье - день "замыкания земли и воды" на зиму (земля и вода покрывались снегом и льдом). Макошь (Мокошь, Макош, Мокош), или Макуша (Мокуша) - древневосточнославянская богиня семьи, "прядница судьбы" и благополучия, покровительница женщин. Возможно, в какой-то период Макошь являлась одним из воплощений Велеса, т.к. нередко в древних источниках встречается написание ее имени в мужском роде (Макош, Мокош). Днем Макоши традиционно считался пятый день недели. Культ пятницы - старинный языческий культ, существовавший не только у славян, но и у других индоевропейских народов. У славянской Макоши много черт, схожих с германской Фреей и римской Венерой. С установлением Христианства на Руси образ Макоши растворился в чертах Параскевы Пятницы.



Празднование Дней Мёртвых в Мексике
По всей Мексике (и всё в большей мере в южной Калифорнии и на американском Юго-Западе) Дни Мёртвых отмечаются в Хэллоуин и следующие за ним несколько дней. "Официальная" дата Дней Мёртвых - 1 ноября. В домах воздвигаются алтари в честь умерших членов семьи. На ярко украшенных алтарях вместе с фотографиями покойных ставятся святые иконы и религиозные предметы. На алтарь помещают пищу для умерших. После того как покойные отложили себе невидимую порцию, к еде приступает семья. У детей пользуются большой популярностью фигурные сладости в форме скелетов. В течение празднования Дней Мёртвых мексиканские семьи идут на местные кладбища к могилам умерших родственников. Они убирают могилы, преображая вид кладбищ, которые становятся живописными, магическими местами. Устраиваются пикники, и в это время семьи совершают обряд символической трапезы со своими предками. Люди верят, что во время этих праздников духи мёртвых начинают бродить по ночам, пытаясь разыскать свои бывшие дома. Перед порогом дома часто выстилается тропинка из бархатцев, траурных цветов. Считается, что тропинка, проложенная из этих цветов, помогает духам мёртвых найти путь к дому. Сохранение близких и дружеских отношений с Предками служит гарантией того, что всё общество - как живые, так и мёртвые - сохранит духовное здоровье и преемственность традиций прошлого в настоящем. Не всякий из нас живёт в маленьком селении, моделирующем собой мир, но все мы живём в том или ином обществе и обязаны помогать этому обществу поддерживать духовное здоровье - даже, или, возможно особенно, если пришли к пониманию, что общество по своей природе глобально. Всё-таки исцеление племени - это дело шаманов. А мы можем почитать предков, и это одно из главных дел нашей жизни. Традиционное время для этой практики - Хэллоуин, или День Всех Душ, хотя её можно выполнять в любое время.
В Мексике алтари в Дни Мёртвых украшают фотографиями, портретами и личными предметами, некогда пренадлежавшими умершим родителям, старикам, сёстрам и так далее. Эти "сувениры" ставят на алтарь как образы и напоминание об ушедших в мир иной.
Следование шаманскому пути подразумевает необходимость учиться воспитывать в себе любовную заботу о Предках, обо всех душах, покинувших ряды земного человечества, ибо эта любовная забота выше эмоциональных привязанностей или антипатий. Её можно охаректеризовать только в терминах сострадания, которыми оперируют буддисты. Теперь вы должны предложить мёртвому еду. Какую именно? Любую по вашему вкусу!
Например, в Мексике не редкость, когда "для дедушки" по его любимому рецепту жарят энчиладас (мексиканские блинчики с острой мясной начинкой) и ставят перед фотографией на алтаре. Когда вы оставляете на алтаре еду и питьё, старайтесь, чтобы у вас в голове были добрые мысли о тех, кому эта пища предназначена. Созерцайте, размышляйте, фантазируйте.
Что хорошего было в этом человеке или в этих людях? Что в них было прекрасного, составляющего частицу их бессмертного духа? Садитесь и медитируйте на эти темы.

Когда ваше сердце переполняется любовью к отдельным предкам, вы способны посылать эту любовь всему миру, всем нашим предкам и всем живущим на земле людям. Пусть еда стоит на алтаря столько времени, сколько вы сочтёте нужным. Затем унесите её с алтаря и съешьте, пока она сохранила свежесть. По возможности старайтесь разделить эту трапезу с близкими по духу родственниками, которые точно также относятся к покойному, как и вы, или с друзьями, желающими почтить память собственных предков. Ешьте в молчании, с почтением к душам и духам тех, кто прошёл до вас. Отправляя в рот каждый кусочек и отпивая по глотку, думайте о них и сполна вкусите их дух.




Самайн - Ведьмин Новый Год
Это один из четырех основных праздников сакрального календаря друидов. Кроме Самайна к ним относятся Белтайн, Лугнасад и Имбволк.
Конец уходящего года и начало «темной» половины следующего кельты отмечали великим празником Самайном. Вначале он приходился на семнадцатый день второго лунного месяца после осеннего равноденствия. Впоследствии, в результате реформ римского календаря, его дата стала выпадать на ноябрьские календы.

Самайн длится семь дней с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября.

У многих кельтских народов 1 ноября – начало нового года, но не у всех. Например, у древних ирландцев новый год начинался в Бельтайн, то есть 1 мая. Тем не менее Самайн сложно считать просто новогодним праздником перехода к зиме, это типичный календарный праздник, связанный, прежде всего, с окончанием пастбищного сезона. Представляя собой один из четырех главных календарных праздников кельтов, Самайн знаменует начало зимней, темной половины года. Таким образом, Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира - Верхний Мир людей и Иной Мир, также известный как Сид. Священные дни не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья. В этот промежуток времени, не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему, истончается граница между мирами. Древние легенды гласят о том, что в ночь Самайна раскрываются холмы, на свободу вырываются силы хаоса, и тогда в мир людей проникают бессмертные.

Именно в это время по преданиям происходят значимые события - достаточно вспомнить древнеирландский эпос. Так, в саге "Разговор Старейшин" рассказывается, как в Тару приходит Финн и вступает в схватку со злобным Айленом, который являлся каждый Самайн из Сида и сжигал королевскую крепость своим дыханием. Финн вызвался на бой с Айленом и победил его.

Те случаи ритуального умерщвления короля, которые известны нам по ирландским сагам, происходили обычно в Самайн. Такова смерть короля Конайре, описанная в саге "Разрушение Дома Да Дерга".

В дни Самайна происходят основные мифологические сражения. Битва при Маг Туиред, центральная битва ирландского эпоса, в которой Племена Богини Дану (Сиды) сражались с Фоморами (злыми демонами), приходится на Самайн. В эти же дни заключаются браки людей с обитателями Сида. В Самайн умирают боги и герои, например, один из ключевых персонажей ирландской мифологии - Кухулин.

Ночь с 31 октября на 1 ноября - самое лучшее время года для общения с усопшими, в эту ночь нужно попросить у них прощение за те обиды которые мы наносили им при их жизни.

Самайн - время одиночества, в темные ночи мы пробираемся к скрытому в собственной душе, в своих тайниках. Это возможность разобраться в себе. Именно поэтому в неделю до и после праздника часто появляется ощущение новой освоенной ступени, инициации. Получается то, чего раньше не выходило, прежние умения становятся еще точнее.

В канун Самайна приходит знание о лишнем, мы осознаем, что в нашей жизни - ненужное украшение, досадная помеха. Изжившие себя отношения, старые вещи, любая обуза - все это, бережно хранимое когда-то, теперь нужно отпустить. Мы не просто испытываем потребность расстаться с этим, мы, наконец, можем это сделать – и в Ночь Духов разбрасываем камни без боли и сожалений.

В этот вечер даже обычная уборка приобретет магическое значение - соберите весь хлам, копившийся годами и собиравший на себе пыль и ваше собственное раздражение, и избавьтесь от него. Выметите за ворота ваши обиды и не позволяйте более никому устраивать мусорные кучи на вашем пути, будь то самые настоящие кучи пыли или же кучи чужих проблем, аккуратно перегружаемые на ваши плечи.

Поэтому кроме ритуалов объединения и подведения итогов прошедшего года в Самайн вспоминают своих родственников, тех, кто встретился на пути в этой и других жизнях. Вспоминают добрым словом, зажигают светильники и свечи в их честь, их память и память их дел. Духов, почтивших собрание своим присутствием, приглашают к трапезе.

В ночь Самайна Рогатый Бог умирает, чтобы возродиться вновь во время Иула (зимнего солнцестояния), и тогда день снова начнет расти.
Самайн - время размышлений, время оглянуться на уходящий год, время примириться с той стороной жизни, над которой мы не властны - со смертью.

Травы Самайна:
Хризантема, полынь, бархатцы, ноготки, яблоки, груши, орешник, чертополох, гранаты, все зерновые злаки, зрелые фрукты, овощи и орехи, тыква, репа, кукуруза.

Самайн — это древний кельтский праздник, в который ведьмы устраивают шабаши. Духи и прочие потусторонние существа бродят в мире живых. Умершие родственники навещают своих живых близких, чтобы узнать, как у них идут дела. Сегодня вы узнаете, какие обряды и ритуалы нужно проводить на Самайн и как отмечают его в различных колдовских традициях.

Календарь древних кельтов делил год на темную и светлую его части. С праздника Самайна начинались темные времена и заканчивалось лето. Но отмечали в этот день, а точнее несколько дней - три дня до 31 октября и три дня после, не только начало холодного времени года.

Это был праздник считался последним днём сбора урожая и подведения итогов года. Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а также решали, какая часть скота переживет зиму, а какая - нет. Последнюю часть резали, чтобы сделать запасы на зиму.

Этот праздник был посвящен еще и богу Самайну, умирающему Солнцу, которое снова вернется весной.

Праздник мертвых

Самайн - это еще и праздник поминовения усопших родственников и близких людей. В ночь Самайна усопшие родственники проведывают живых близких людей, наблюдают за празднованием и даже принимают в нем участие.

Это праздник мертвых и смерти. В ночь Самайна в мир живых выходят и злые духи, а также другие представители нечистой силы. Они пользуются отведенным им временем в своих целях. В Ирландии и Шотландии его иногда называли «праздником мертвых». Считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы. В этот день, если верить преданиям, духи умерших получают свободу - но только до рассвета 1 ноября.

Принесение жертвы

Традиционными занятиями Самайна для кельтов был раздел урожая, а также забой скота, который не выглядел способным перенести зиму. Часть животных приносилась в жертву, часть использовалась для пополнения запасов продуктов на зиму.

Приносились и человеческие жертвы. Как правило, это были чужестранцы и военнопленные. Если таковых не было в поселении, выбирали жертв из числа провинившихся его жителей. Урожай собирали только до 31 октября, после Самайна за каждый собранный плод нужно было платить, и еще неизвестно, чего потребуют фэйри взамен.

Огни Самайна

Огни Самайна имели большое значение. Так называли большие костры, через которые полагалось прыгать.

По другой версии предания нужно было пройти между двумя большими кострами. Это делалось для очищения от негатива, который скопился за год. Праздник смерти можно назвать лучшим временем для очищения от всего ненужного.

Между кострами во времена кельтов прогоняли и скот. По камням и костям, которые оставались после прогорания костров, жрецы предсказывали будущее для всего поселения.

Сиды

По легендам, холмы открывались и к людям выходили сиды, чтобы присоединиться к празднованию. Они были мудрее, выше и красивее любого человека, если верить кельтским легендам.

Иногда они сватались к обычным женщинам и забирали их с собой после окончания празднования.

Сиды были способны избавить от смерти и старости. Они приводили с собой свиней, которые снова оживали после того, как становились главным блюдом пира. Сиды предсказывали будущее и могли научить невидимости.

Поверья гласят о том, что и Боги присоединяются ко всеобщему празднованию в человеческих или животных обличьях.

Ночь Самайна — время шабаша

Кельтский праздник Самайн занимает особенное место в жизни каждого колдуна или ведьмы. Он является неотъемлемой частью Колеса Года — колдовских праздников или дней силы.

Это особые дни в календаре, каждый из которых имеет свои мифологические и магические аспекты. Колесо Года состоит из восьми дней силы, или праздников в календаре ведьмы. Кроме этого, днями для шабашей является каждое полнолуние и новолуние, которые иногда совпадают с днями силы Колеса Года.

Колесо Года отражает цикл смерти и перерождения Бога-отца, и трансформации Богини-матери, а также движение солнца в годовом цикле. Бог солнца умирает в этот день, и Богиня скорбит. Однако язычники знают, что солнце всегда возвращается после холодного и темного времени.

Шабаш ведьм

Самайн, как и у древних кельтов, выполняет функции своеобразного колдовского Нового года. С него начинают отсчитывать новый виток жизни и смерти. Шабаш ведьм имеет сезонную природу и он тесно связан со временем года и фазой луны.

Значение Самайна в колдовском Колесе Года указывает на то, что это один из главных праздников, или шабашей. Он символизирует не только смерть, но торжество жизни, ведь большинство ведьм-язычниц верит в реинкарнацию - перерождение после смерти в другом теле.

Колдовские праздники, как правило, отмечаются особыми ритуалами, что делается с различными целями - от изменения чего-либо в своей жизни до выказывания почестей Богам.

В ночь Самайна открываются иные миры, и духи бродят среди людей. По поверьям, духи усопших родственников навещают живых, и это лучшее время для того, чтобы пообщаться с ними. Время праздника мертвых обладает особенной силой, чем активно пользуются маги со всего мира.

Ночь Велеса

Схожий с Самайном праздник был и у славян Ночь Велеса отмечалась 31 октября. В этот день Белобог передает Годовое Коло Чернобогу, а ворота в между Явью и Навью открыты, пока не пропоют первые петухи.

Славяне, как и кельты, проводили обряды очищения огнем, ходили по раскаленным угольям, чтобы очиститься от негатива, а также поминали умерших родственников, веря, что они могут присоединиться к празднованию Велесова дня 31 октября. Даже славянские приметы об этом дне схожи с кельтскими.

Традиции Самайна

Главная традиция Самайна - общение с усопшими родственниками. Оставьте угощение для них, просмотрите старые фотоальбомы, в которых ваши близкие запечатлены еще живыми. Если вы считаете, что в чем-то провинились перед ними, попросите прощения на Самайн - они обязательно услышат вас в эту волшебную ночь.

Если вы отмечаете праздник всей семьей, поставьте возле стола лишний стул, а на стол - лишние приборы для усопших родственников. Их следует вспоминать за столом, но только с позитивным оттенком.

Но это не единственная тема для разговоров. Кельты самым простым способом информирования предков о том, что изменилось с их смерти, считали сплетни и обсуждения самых важных событий года. Духи предков витают неподалеку от праздничного стола и слушают о жизни своих внуков.

Если у вас есть возможность собрать семью за стол, обсудите все, что случилось за год, а также поговорите о тех, кому дела помешали присутствовать. Вы отмечаете Самайн в одиночестве? Это не повод молчать.

Поговорите с духами, расскажите им о себе и их близких людях - им будет интересно узнать все подробности.

Блюда на Самайн

Для застолья можно приготовить любые блюда, традиционные для Самайна. Это могут быть блюда из поздних овощей, например, рагу. Кельты в этот день забивали скот, который не пережил бы зиму. Мясо хранить проще, чем потроха, поэтому угощения Самайна готовились именно из них. Напиток, который импонирует Богине в облике старухи-вдовы - красное вино, но подавать можно и пиво, мед, сбитень и другие напитки. Идеально, если они приготовлены лично вами.

Традиционно на Самайн выпекается домашний хлеб и другая выпечка. Яблоки и орехи - сезонные лакомства, которым тоже найдется место на столе в честь Самайна. В это время в старину начинали готовить сливочное масло и другие молочные продукты, которые будут уместны и на трапезе дня духов.

Не нужно бояться духов. Если вы заметили в своем доме паранормальную активность, это значит, что предки приняли ваше предложение и решили присоединиться и отпраздновать Самайн вместе с вами.

Если к вам никто не явился, возможно, со смерти прошло слишком много времени. Вспомните о явлении реинкарнации. Возможно, ваши близкие давным-давно переселились в новые тела и живут своей жизнью.

Очищение от негатива

Даже обычная уборка может иметь магический смысл. Ее можно превратить в масштабное очищение от негатива, который накопился за целый год. Добавьте соль и подходящие травы в воду, заговорите губки для уборки, избавьтесь от вещей, которые больше вам не нужны.

Кельтский праздник Самайн - самое подходящее время для того, чтобы избавиться от всего ненужного.

После уборки можно окурить помещение благовониями, а также поставить защиту на дом. Этим можно заниматься не только 31 октября, но и 30, 29 или 28 - днями Самайна считаются три дня до колдовского Нового года.

Самайн — украшения и атмосфера праздника

Кроме этого, стоит украсить комнаты соответствующим декором. В первую очередь, это свечи и лампады из оранжевого стекла, ведь Самайн - один из огненных праздников Колеса Года.

Если вам нравится хэллоуинская атрибутика вроде летучих мышей, светильников из тыквы и прочих символов праздника, вы можете добавить к декору и ее.

Цвета этого праздника:

  • оранжевый,
  • коричневый,
  • фиолетовый,
  • темно-синий,
  • белый,
  • черный.

Используйте эти цвета при выборе свечей и украшений для алтаря и дома.

Один из символов Самайна - зерно. Подобно Богу-отцу, оно сначала похоронено, затем оживает и прорастает с приходом весны, осенью зерна умирают снова.

Зерно приносят в дар Богине, им украшают дом и алтарь. Желтые и красные листья, желуди - также подходящие украшения.

Если есть возможность, разведите костер во дворе или камине. Если ее нет, зажгите свечи и расставьте фонари, вырезанные из тыкв. Хотя бы в каком-то виде живой огонь должен присутствовать в доме в этот вечер.

Выбраться на природу и развести большой костер, прыжки через который обладают мощными очистительными свойствами - еще одна хорошая идея. Если есть такая возможность, заберите несколько угольков домой.

Во время Черного Самайна принято рассчитываться с долгами. Эта примета схожа с похожей новогодней - в старину верили, что Новый год нужно встречать, отдав все долги. Вспомните о забытых обещаниях и денежных обязательствах и рассчитайтесь с ними. Если должны вам, постарайтесь забрать долг.

Атмосфера праздника

Оставьте время для светлых воспоминаний о близких, которые покинули вас. Зажгите свечи в их честь, выставьте портреты на видное место, оставьте угощения духам, чтобы почтить их память должным образом.

Можно посетить их могилы и оставить лампады и угощения там, а также навести порядок на местах захоронения. Поразмыслите о смертности и страхе смерти. Подумайте, как вы бы могли избавиться от последнего.

Атмосфера, дух Самайна вовсе не таков, как дух Хэллоуина или любого другого общепринятого праздника. Это время для покоя и размышлений.

Постарайтесь отпустить гнев и обиду, оставьте мысли о мести врагам. Можете попросить у Богов возмездия, но после этого придется позабыть о всех негативных чувствах, которые вы испытываете к этим людям.

Ритуалы на Самайн

Все ритуалы на Самайн, как и в случае с остальными шабашами Колеса Года, начинаются с обустройства алтаря. На нем должны присутствовать свечи, две из которых посвящены Богу и Богине, а также символы четырех стихий. Последние нужно расставить по сторонам света, которые им соответствуют.

Кроме этого, пригодится все то, что необходимо для обрядов Самайна - это зависит от вашего выбора. Не забудьте об украшениях вроде осенних листьев, темных цветов и прочих мрачных атрибутов, связанных со смертью и наступлением темного времени.

Ритуал на Самайн начинается с построения магического круга. Это делается с помощью визуализации и ритуального кинжала, но если последнего нет, используйте воображение или руки.

После этого призовите стихии и тех, кто должен стать свидетелями вашего обряда. Можно взять авторский текст, например, у Скотта Каннингема, а можно составить его самостоятельно.

Слова для обряда

После этого произнесите речь о значении праздника. Расскажите призванным вами духам предков или божествам о том, как вы понимаете его суть. Что вы празднуете? Для чего вы это делаете?

Разумеется, речь можно писать заранее, а можно и импровизировать. После речи можно сжечь лист бумаги с обращением к усопшим предкам, не забыв сказать, что это и для чего вы поджигаете бумагу.

Викканская молитва

После этого традиционно читается молитва или иной священный текст, соответствующий сути праздника. Выбирайте текст, соответствующий вашей вере. Вот пример викканской неоязыческой молитвы:

«В эту ночь открывается граница миров.
Пусть в эту ночь духи снизойдут на землю.
Добро пожаловать домой.
Черная кошка задрала свой хвост в ужасе.
Не бойся, тебе нечего бояться:
Я зажигаю огонь на моем алтаре.
Погрейся в Новогоднюю ночь.
В темном небе плывет Луна.
Сонмы духов спускаются в мир.
Между жизнью и смертью открываются двери.
Я приглашаю в свой дом добрых духов.
Готов священный пирог для шабаша.
Я приглашаю вас разделить эту пищу со мной.
Чистая вода есть символ крови Рогатого Бога,
Который уходит в подземное царство.
Самайн – время перехода от дня к темной ночи.
Самое темное время суток, время Дикой Охоты.
Колесо года вращается неустанно.
Я приветствую тебя, ночь Самайна.
Будьте с нами в эту ночь, о Бог и Богиня!
Ведьмы верхом на метлах летят к Луне.
Начинается шабаш».

После произнесения священных текстов можно приступать к магической работе, которая была запланирована на Самайн - обряды, приведенные в пример, вы найдете ниже.

Проведение ритуала

Благословите яблоки, которые затем отправятся на праздничный стол. Вкусите традиционную трапезу шабаша - бокал вина и выпечку.

Не забудьте оставить дары Богам и духам на алтаре, после праздника их закапывают в землю или оставляют под деревом.

Для того, чтобы завершить обряд, поблагодарите Богов и духов, которые присутствовали на нем, попрощайтесь с духами стихий, развейте магический круг.

Обряды на Самайн для разных целей

Самайн - лучшее время для избавления от того, что больше не нужно вам. На это может быть направлена магическая работа во время обряда Самайна.

Обряд на избавление от всего ненужного

Напишите на бумаге свои плохие привычки, проблемы, людей, которых вы не желаете видеть. Зажгите две свечи оранжевого цвета, подожгите полынь в кадильнице или другой жаропрочной посуде. Возьмите список в руки и скажите:

«Умирающий мир, измени то, что мучает меня. Духи, поверните силы вспять: от темноты к свету, от зла к добру, от ненависти к любви, от бед к счастью, от смерти к жизни. Да будет так».

Записку подожгите от свечей, а ее пепел после обряда развейте по ветру.

Обряд на исполнение желания

На Самайн можно исполнить любое желание с помощью узелковой магии. Наговорите веревку, платок или кусок ткани:

«Будет исполнено желание мое великое, ибо тем Мир (Бог, Богиня - обращайтесь к тем, в кого верите) помогает, кто просит помощи. Помощь придет неведомыми путями, и желание мое реальностью обрастет, событиями приобретет путь для осуществления, и (Богами, Миром, Вселенной - опять же, указывайте здесь того, у кого готовы просить помощи) дано мне будет то, о чем прошу Его. Платок (веревку, нитку, браслет - что выбрали, то и указывайте) завяжу, и буду ждать. Да будет Так».

После этого завяжите узел и носите амулет с собой. После того, как ваше желание исполнится, сожгите его, но узел не развязывайте ни в коем случае, иначе лишитесь всего,что удалось обрести.

Самайн и Хэллоуин - не столько разные названия одного дня в году, сколько совершенно разные праздники. Самайн отмечали древние кельты, поминая умершего бога, который возродится с началом весны и расцвета природы после холодного времени года.

Они приносили ему жертвы, поминали усопших членов поселений, подводили итоги урожая, а также стремились защититься от злых духов, которые тоже имеют доступ в наш мир.

История Хэллоуина гласит, что он произошел от Самайна, но уже после принятия Ирландией христианства. Впервые упоминается он в 16 веке.

Тыквенные фонари, отверженный Богом и Сатаной пьяница-Джек, карнавальные костюмы, выпрашивание сладостей - все эти традиции Хэллоуина появились уже после христианизации и превращения Самайна в канун Дня всех Святых, который отмечается 1 ноября.

Хэллоуин можно назвать христианизированным Самайном. Нечто подобное наблюдается и в случае с русскими праздниками - славянские дни силы, посвященные языческим богам, стали днями христианских Святых.

Так, например, в день Перуна теперь отмечается Ильин день - праздник пророка, которого отождествляют со славянским богом воинов и грозы.

Маги, колдуны и ведьмы отмечают Самайн, традиции которого отличаются от хэллоуинских. Это молчаливый, даже мрачный праздник. Хэллоуин же всегда связан с весельем и шумными игрищами. Это некий сплав массовой культуры современного общества, языческих и католических традиций.

Ведьмы редко принимают в нем участие или разграничивают Самайн и Хэллоуин, деля празднование на две части - ритуальную и общепринятую.

В целом, Самайн - это праздник покоя, спокойной радости, поминовения усопших и начала длинной и темной зимы. Ритуалы Самайна направлены на выражение почтения Богам и духам предков.

Зная традиции этого праздника Колеса Года, можно избавиться от всего ненужного и кардинально изменить свою жизнь.

тесно переплетаются друг с другом. В старину Самайн был популярным праздником народов Британии. В языческие времена он имел только сезонное значение – заканчивался один сельскохозяйственный год и начинался новый.

Празднование его длилось до семи суток. Три до и три после. Восприниматься Самайн как темный языческий праздник, связанный с мертвыми, стал в десятом веке. Христианские монахи в этот день утвердили праздник «День всех святых», который стал днем почитания мертвых. Постепенно он начал замещать Самайн, а в тринадцатом веке начали формироваться первые зачатки .

Символика Самайна такова:

  • радость – спокойная,
  • знание – скрытое,
  • красота – уникальная для этого времени.

Самэйн почти полная противоположность « », который весело празднуют в клубах.

Говорят в ночь с 31 октября на 1 ноября открываются врата между прошлым и будущим, между двумя мирами – сверхъестественным и материальным устанавливается тонкий занавес. Переход в потусторонний мир обычно охраняется ведьмами и демонами. Но в эту ночь души умерших получают право спуститься к родным очагам. Поэтому мы можем попросить у них прощение за обиды, нанесенные при их жизни.

Самайн считается временем одиночества. В эти темные ночи каждый человек может отыскать скрытые замыслы в своей душе и разобраться в себе. За неделю до праздника и столько же после, может появиться ощущение, что вы освоили еще одну жизненную ступень. Или у вас получится то, что раньше не могло получиться, все ваши умения в это время становятся еще более точными.

Проведите ритуалы и избавьтесь от всего ненужного

Накануне Самайна люди избавляются от всего ненужного в своей жизни:

  • изживших отношений;
  • старых вещей;
  • досадных помех;
  • любой обузы.

Со всем этим накануне Ночи Духов следует расстаться без боли и сожаления. Соберите накануне запылившийся хлам, который вы копили годами, киньте в него свое раздражение, все проблемы: свои и чужие, сметите сюда же пыль из дома и выкиньте за ворота (в нашем случае в помойку или мусоропровод).

Есть много способов, чтобы отметить Самайн. Вот некоторые из них:

  • Совершите медитативную прогулку по парку или лесу. Наблюдайте и созерцайте цвета, ароматы, звуки и другие ощущения сезона. Испытайте себя как часть круга жизни: подумайте о смерти и перерождении. Соберите листья, шишки и другие природные объекты, чтобы украсить свой дом.
  • Украсьте квартиру сезонными символами. Если вы живете в частном доме, сделайте осенний венок и повесьте его на входной двери. Сделайте подсвечники из тыкв. Установите в них и другие подсвечники свечи.
  • Сделайте алтарь для поминовения предков. Соберите фотографии, реликвии и другие памятные подарки от умерших членов семьи, друзей и все кого вы желаете помянуть. Поставьте их на столе, комод или другую поверхность. Зажгите свечи. Сядьте перед своим алтарем, поблагодарите умерших за то, что они были в вашей жизни, выразите им наилучшие пожелания. Посидите спокойно, ни о чем не думая. Обратите внимание на то, какие чувства вы испытываете.
  • Посещение кладбища. Вы можете посетить в эти дни могилы своих близких и принести им цветы.
  • Размышляйте. Задумайтесь о своей жизни за прошедший год. Подумайте, чего вы сумели достигнуть за этот период, вспомните свои приключения, путешествия. Попробуйте помедитировать.
  • Зажгите костер. Если есть возможность, разожгите костер на улице. Запишите на бумаге устаревшую привычку, от которой вы бы хотели избавиться и бросьте ее в огонь. Представляйте себе, что вы принимаете новый образ жизни: счастливый, радостный.
  • Погадайте. Использование Таро, Руны, обычные карты или какой-либо другой метод гадания. Ищите свои проблемы и размышляйте.

Праздничное застолье

В эту ночь надо обязательно вспомнить об умерших родственниках и людях, оставивших след в вашей жизни. Вспомните их добрым словом, зажгите для них светильники и свечи. Огня в этот день должно быть очень много. Расставьте по всем дому горящие свечи, на подоконники, за порог. Они помогут отогнать незваных гостей, зависть и злобу.

Пригласите духов к трапезе. Накрывая на стол, надо поставить приборы для всех ушедших в иной мир в прошедшем году. В этот день застолье должно быть похожим на поминальное. Поэтому не надо устраивать бурного веселья и ярких фейерверков.

Оцените по заслугам, что сделали для вас умершие, которые,так или иначе, повлияли на вашу жизнь. Не просите ни для кого бед, не мстите. Если не можете простить, отдайте принятие решения богам, и освободитесь от злых дум и мести. Это очень тяжелая и ненужная ноша. В этот праздник нельзя отказывать искренне просящему.

В нашей стране Самайн не празднуют, но в это время в России традиционно проходит фестиваль кельтской культуры.


Истоки праздника

Традиционный кельтский календарь делит год на 8 сезонов:

Весеннее равноденствие- Остара.

Выпекались хлебцы с солярной символикой.

Друиды окрашивали яйца в алый цвет в честь солнца, используя для этого цветки дрока или корень морены. Это являлось символом циклического возрождения, так как из неодушевлённого яйца появлялось живое существо. Красные скорлупки бросали в реки, чтобы они доплыли когда-нибудь до берегов Блаженного острова, неся с собой весть о том, что солнце и сезон возрождения вернулись. Сам праздник начинался в полдень.

Летнее солнцестояние- Ман Саури.

С этого дня начинался сбор трав Друиды проводили обряд сбора омелы серпом. Если май был месяцем священных свадеб, то июнь -месяцем бракосочетаний смертных.

Осеннее равноденствие - Мабон.

Все красные растения - пища богов. На осеннее равноденствие из них изготовляются самые действенные амулеты (например, ожерелье из рябины.)

Зимнее солнцестояние- Йоль.

Время для друидических гаданий. Друиды носили с собой мешки, в которых хранились веточки с нанесёнными на них огамами (так называемый журавлиный мешок). В этот день кельты наряжали фруктами, орехами и ягодами Зимнее дерево - ель.

И четыре главных праздника:

Хэллоуин — Halloween (All Hallows Evening или Beggars Night) — ночь перед Днем всех святых (All Saints" Day).
Говорят, Хэллоуину не менее двух тысяч лет. Истоки этот противоречивый праздник берет из кельтской культуры. Самайн знаменовал собой приход зимы и отмечался 31 октября. Самайн знаменует смерть Лета и приход Зимы. Считается, что на Самайн открываются врата в другой мир, стирается тонкая грань между материальным миром и царством духов и между добром и злом.

Согласно истории, кельтский календарь когда-то делил год на две части — тёмную, начинавшуюся в конце октября — начале ноября (месяц Самониос - да, и так еще можно, согласно латинской версии, праздник в честь этого назывался «Три ночи самониоса» (trinux samonii)) и светлую в марте — апреле (месяц гиамониус).
Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением полнолуния. С наступлением тёмной части года, в первые три ночи самониоса, кельтами праздновался Новый год.

Самайн отмечался как праздник, посвященный сбору урожая и как день почитания мертвых.

Считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы (совершившие то, что было запрещено жрецами, согласно воле богов), а уже мертвые души приходят навестить живых.

Это праздник умирающего (в Самониус) и воскресающего (в Гиамониус) кельтского бога Цернуна - логично рогатого бога плодородия

В 7 веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября Днем всех святых, желая отвлечь английский народ от языческих обычаев. Позже 2 ноября стало Днем всех душ — когда поминали всех умерших. Однако, традиции сохранились в народной памяти, и победить их до конца так и не удалось.

В последние годы праздник основательно возвратился в Европу, он также популярен и в некоторых азиатских странах. Дети наряжаются в костюмы чудовищ и ходят по соседским домам, выторговывая сладости. Также устраиваются маскарады, а в окно выставляется полая тыква с вырезанными глазами и ртом и свечкой внутри, чтобы отпугнуть духов.

Кстати, тыква — изобретение американцев. А до того в Ирландии и Шотландии страшные маски, в которые потом вставляли свечки, вырезали из реп и картофелин, а в Англии — из свеклы

Самайн - Праздник перехода к зиме. В ирландской эпической традиции это день великих деяний. Вот что говорится в старинной уладской (Улад - самая большая область в древнейшей Ирландии) саге про Самайн: "Раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, что справлялся раз в году на равнине Муртемне, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии."

Самайн - момент открытого столкновения внешнего и потустороннего мира. В этот день разверзались холмы и из них выходили сиды* c целью сватовства или добычи чудесных предметов. Мудростью, ростом и красотой они, естественно, превосходили простых смертных. В человеческую же жизнь они предпочитали по возможности не вмешиваться. Сиды обладали даром прорицания и некоторые сиды обладали долголетием. Они также владели тремя магическими дарами - Фед Фиадой (видимо магическая дымка, делающая их невидимыми), пиром Гоибниу (те кто принимал участие в этом пире был избавлен от старости и смерти) и чудесными свиньями Мананнана, вновь являющимися целыми и невредимыми наутро после пира.

В средние века на Самайн пекли особые хлебцы из овсяной муки, покрытые заварным кремом. Хлебцы эти были разнообразной формы - треугольные, квадратные круглые с отверстием по середине, причем предпочтение отдавалось последней форме. При выпечке старались их не поломать, так как тогда это считалось дурным знаком. В этот день пастухи выходили в поле и разламывая пополам хлебцы кидали их через плечо, что считалось лучшей оградой скота от волков, орлов и лисиц.

В этот день обычно предсказывали будущее по середине ореха, по капустным кочерыжкам, капали яичный белок в воду и так далее, но иногда человеческое стремление к знанию будущего получало неожиданные и возможно нежеланные ответы на заданные вопросы. Главное было соблюдать осторожность. Потусторонний мир мог показаться в непривычном и устрашающем человеческий взор виде, или же кто-нибудь из того мира, мог сыграть злую шутку с одним из искателей ответов, заставив его поверить в то, что ему пригрезилось, как в то, что произошло с ним на самом деле.

Самайн - промежуток времени не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему. В дни Самайна истончается граница между мирами, открываются Переходы, раскрываются холмы, Сид и "все сверхъестественное устремляется наружу, готовое поглотить людской мир". В мир людей проникают бессмертные, а герои могут пройти в Сид. В ночь Самайна вырываются на свободу силы хаоса.

Само понятие Самайн обозначает некий вневременной период, замкнутый цикл, в который успевают начать и завершиться все события, это священное время — время, которое может длиться сутки, год или вечность. Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира — Верхний Мир людей и Сид, Иной Мир. Священные дни не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья.

Один из самых главных ритуалов, совершаемых в Самайн, — это, конечно, разжигание священного огня. Ритуальный огонь непременно должен быть "новый", "живой", "чистый", т.е. только что добытый. Это требование к ритуальному огню существует не только у друидов, но и у большинства других народов. Все другие огни: светильники, очаги в домах, костры во дворах — должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.

Наиболее распространенным и древним видом ритуального огня является, конечно, костер. Священный огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Также горящие факелы обносили вокруг земельных участков и домов. Шествие с факелами вокруг деревни, вокруг полей и поселений — один из самых живучих обрядов.

Самым ярким ознаменованием праздника является Jack-o" lantern (Светильник Джека), - это собственно знаменитая тыква, на которой вырезается страшная рожа, а внутрь вставляется свеча (в наше время часто используется электрическая подсветка).

Появление этого символа связывают с христианизированной ирландской легендой о человеке по имени Джек, старом фермере, любителе азартных игр и крепких напитков.

Он дважды обманывал дьявола, а после смерти не попал в рай из-за своей порочной жизни, и в ад не попал, из-за того, что дьявол при жизни Джека поклялся не забирать. И был обречён скитаться по миру с тыквенной головой с тлеющим угольком внутри неё.

Исходя из этой легенды, свеча внутри тыквы совсем не является средством привлечения мертвых родственников, а просто символом призраков, того, что мертвые обитают среди живых А вот для привлечения близких покойных использовалась другая свеча, которая ставилась на окно, расположенное в восточной стороне.

В США свечи для Хеллоуина традиционно окрашены в оранжевый, фиолетовый, красный или чёрный цвета, ароматизированы корицей или другими специями с резким сладко-пряным запахом.

Обычаем Самайна/Хэллоуна является также «Яблочный Боббин». Считается, что яблоки связаны с любовью и смертью.
Яблоки кладут в большое блюдо с водой или пуншем, затем без рук вылавливают его ртом, затем гадают на любовь. Если выловленное яблоко разрезать на 9 равных частей, 8 съесть, а девятую бросить через левое плечо, можно, если быстро оглянуться, краем глаза заметить фантом будущего суженого (суженой).

Также по древним представлениям в этот день можно избавиться от слабости, вреда и првлечь счастье. На бумаге пишется то, от чего хотите избавиться или то, что хотите получить в «новом кельтском году» зажигается свеча или разводится костер, глядя на пламя, произносится заклинание и затем сжигается бумажка:

«Я зажгла (зажёг) это пламя
Чтобы изменить то, что мучает меня.
Поверну силы вспять,
От ненависти к любви!
От бед к счастью!
От смерти к жизни!
Такова моя воля
Да будет так!»

Часто можно увидеть в США, как дети, одетые ведьмами и демонами, отправляются клянчить сладости у домовладельцев, произнося при этом традиционную фразу «Trick or Treat!» — «проделка или угощение!» (хозяин должен напугать или обмануть просящих, а если не удастся, то дать то, что просят). Обычай, возможно, берет начало у кельтских крестьян, когда было принято собирать и даже клянчить на праздник у разных домов - деньги, коржи, цыплят, яйца, масло, орехи, яблоки и иную пищу. Но сейчас даже завидно этим детям, ибо сладостей к Хэллоуину выпускается великое множество. :)

В общем, веселого Вам праздника, если конечно соберетесь! :)))

Статьи по теме: