Годовалый ребенок все время ноет. Что делать, если ребенок постоянно ноет и хнычет по каждому поводу? Желание подольше оставаться маленьким

Многие родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок пришел из сада или школы без сменки (портфеля, пенала, игрушечного носорога и т. д. ). И это уже далеко не в первый раз! На прошлой неделе - шарф, на этой - шапка, сколько можно покупать ему новые вещи вместо потерянных? И ведь если спросить, где он оставил что-то, не вспомнит, будет только виновато смотреть в угол.

Как бороться с излишней забывчивостью у детей? Какие есть причины для подобного поведения? Разбираемся в этом с помощью психологов и приводим комментарии родителей с форумов и из соцсетей.

6 причин несобранности

Для начала стоит разобраться, в чем причина несобранности вашего ребенка. А их может быть очень много. У детей до 5 лет невнимательность вообще практически норма. Излишнее любопытство и интерес к окружающему миру не дает им сконцентрироваться на чем-то одном. Положил ведерко у дерева и пошел на горку, она же красивая и красная. А когда вы поинтересуетесь, уходя с площадки, где игрушка - ребенок не вспомнит, спрашивать его об этом бесполезно, так как у малыша нет такой временной памяти. И ругать его не стоит, нужно тренировать память.

Вторая причина - излишняя погруженность в себя, мечтательность . Это дети, которые куда больше в своих мыслях, чем в реальном мире. В этом случае такая черта характера может сопровождать ребенка все детство, если не всю жизнь. Забывают они неосознанно, но тренировки памяти могут помочь им сконцентрироваться.

Третья причина - отсутствие понятия личной собственности . Например, в большой семье ребенок может считать все игрушки общими, а потому и следить за ними не нужно, это не его личная ответственность. То же самое в детских учреждениях, где работают детские правила обмена «ты мне - я тебе». Утром обменялись, а к вечеру вспомнить, что и кому было отдано, уже сложно.

Четвертая причина - спешка . Если у малыша нет времени на сборы, конечно, он что-нибудь да забудет. И не только ребенок, но и взрослый. Малыш к вечеру плохо помнит в каких штанах он пришел в садик, были ли у него с собой варежки и что он положил в портфель. Также на ребенка может влиять излишняя загруженность. Школа, домашка, кружки, обязанности по дому, увлечения… День расписан по минутам, нагрузки слишком большие и у ребенка не остается времени подумать о том, что он взял, а что нет.

Пятая причина - отсутствие самостоятельности . Если мама малыша одевает, раздевает, портфель ему собирает и с уроками помогает, то сам по себе ребенок станет беспомощным и никак не вспомнит, что там ему положили в сумку с собой.

А еще ребенок может забывать что-то специально . Забыть дома тетрадь, потому что не сделал домашку, забыть в школе дневник, чтобы не увидели оценки и так далее. Если вы чувствуете, что ребенок хитрит, просто поговорите с ним о ситуации в школе и причинах такого обмана.

Профилактика против забывчивости

Если малыш маленький или большой, но излишне рассеянный, то ему сложно держать в голове все свои вещи, которые он носит с собой. Облегчите ему задачу и пометьте его одежду каким-нибудь логотипом, символом или просто биркой с фамилией, чтобы потом было легче искать. Тем более, что кроме вашей растеряши в саду или школе, есть и другие, и кто-то из детей вполне мог уйти на улицу в ваших штанах.

Проговаривайте с детьми нужные действия вслух, чтобы довести их до автомата. Пришли - сняли варежки, сунули их в карманы. Сняли шапку и шарф - положили на полку. Куртку - на крючок. И так далее. Можете придумать стишки, чтобы ребенок легче запоминал эти действия.

Еще помогает проговорить предметы по их количеству (можно с загибанием пальцев). В портфеле должны быть: учебник, пенал, тетрадь и т. д. По возвращению, разбирая портфель, повторите список вместе с малышом, чтобы убедиться, что все на месте. Если вы сами страдаете от забывчивости, этот список лучше записать.

Кроме этого, существует очень много игр на тренировку памяти. Устные вроде «Я возьму с собой на север» или «Я знаю пять…», и онлайн вроде Memories, и настольные вроде «Уга Буга». Подобрать что-то по вкусу ребенка не составит труда.

Не давайте растеряше лишние вещи. Если вы знаете о рассеянности малыша, то ему точно не нужно вручать еще и пару игрушек, которые он хочет взять, и телефон на недолгую прогулку. Тем более, что, выполняя любой каприз малыша, вы обесцениваете вещи, которые он получает, и заботиться об их сохранности он не станет.

Аккуратность стоит воспитывать во всем. Найдите место для каждой вещи ребенка и время для ухода за этой вещью. Учите ребенка следить за своими вещами самостоятельно и постоянно. Например, регулярно чистить обувь или сдавать вещи в стирку. Не убирайтесь за ребенком и не делайте все за него. Научите малыша планировать свое время, не суетиться и выделите лишние пару минут на проверку всего перед выходом.

Не стоит останавливать малыша строгим: «Ничего не забыл?». Лучше будет сделать это в форме вопроса, а ничего ли он не забыл? Пусть сам еще раз проговорит, что должен взять, вслух и, если не вспомнит, тогда уже вы напомните, что сменка валяется вон там. А если малыш собрался и ничего не забыл, и вы не забудьте похвалить его.

И последнее - подавайте ребенку хороший пример. Ведь дети делают что-то, смотря на нас. Так что привыкайте к порядку всей семьей и проводите работу над ошибками вместе.

А если уже потерял…

Если ребенок уже потерял вещь, постарайтесь не ругать его, а обсудить причины случившегося и проговорить, что он должен был сделать, чтобы этого не произошло. Все что вы будете делать, должно быть не наказанием, а необходимыми мерами. Не называйте ребенка «растеряшей» или «рассеянным», так вы только укрепляете его в этой мысли.

Лучше попробовать вызвать в малыше чувство ответственности. «Ты сам должен следить за своей ледянкой на горке, я на тебя полагаюсь». И тогда малыш, может быть, и запомнит, что мама дала ему важное задание.

Взамен потерянных вещей не торопитесь покупать новое и лучшее. Ребенок должен успеть ощутить дискомфорт от потери. Походит на физкультуру в старых кроссовках, поносит в школу свитер не по размеру, останется с обычным телефоном вместо смартфона. Главное, не перестараться, чтобы ребенок не стал причиной насмешек или травли в школе.

Если ваш малыш рассеянный по натуре, постарайтесь вообще не покупать ему дорогих вещей и объясняйте ему это с точки зрения материальных расходов. Объясните, что, если вы купите ему машинку и он ее потеряет, новой не будет. Вы не можете себе это позволить. А вместо крутого пенала с Пикачу придется ходить с обычным синим.

Если ребенок уже подрос и имеет карманные деньги, то такие пропажи можно выписывать ему «на счет», чтобы он понял стоимость той или иной вещи. И вообще, не бойтесь обсуждать с ребенком материальную сторону дела. Для малыша вы можете сравнить пропавшую вещь в понятном ему эквиваленте, вроде: «Эх, а ведь эта шапка стоила 10 киндер-сюрпризов. Теперь придется копить». Наглядно, правда?

Привычка детей ныть и говорить плаксивым тоном не появляется на ровном месте, а является результатом воспитания. Как изменить отношения с ребенком, чтобы он не рос «нытиком», нам рассказала руководитель«Студии позитивной психологии для детей и подростков» Анна Стефанова.

Не замечали вы, что, когда вы заняты чем-то личным для себя (например, разговариваете по телефону), ваши дети тут же начинают просить сладости или подходят с разными незначительными просьбами? Если вы при этом не реагируете, то начинается нытье, так сказать, имитация обиды. Чаще всего мамы, дабы дети быстрее отстали, удовлетворяет их желания. Здесь налицо пример испытания ребенком границ родительского запрета, и, уверяю, он прекрасно знает все ваши слабые стороны. Если вы игнорируете такое поведение или потакаете ему, это приводит к рецидиву. А цель ребенка в этом случае – получить от вас желаемое.

Таким образом, факт нытья чаще всего является своего рода манипуляцией, проверкой нас, взрослых, на выносливость и стойкость в принципах.

Можно предположить четыре причины плаксивости ребенка, а именно:

1. Малыш нашел для себя способ добиться своего . О нытье как манипуляции мы уже сказали выше.

2. Ребенок хочет быть (оставаться) маленьким . Есть предположение, что такое поведение является продолжением младенческого плача, который говорит о том, что ребенку что-то надо. Так как разговаривать младенцы еще не могут, плачь – это способ привлечения внимания для удовлетворения потребности. Такой способ и в последующей жизни могут применять, например, девушки с парнями: «Ну как откажешь этой маленькой девочке?».

3. Он привлекает внимание . Для ребенка показателем внимания родителей есть проявление их эмоций. Таким образом, «доставая» вас «нытьем», он получит хоть какую-то реакцию, пусть даже она будет негативной, например, раздражение: «Прекрати ныть! Что ты как маленький!».

Getty Images/Fotobank

4. Ребенок боится наказания или критики (защитная реакция) и вообще боится . Если родители непоследовательны в своих словах и поступках, часто не выполняют обещания, у ребенка пропадает уверенность в завтрашнем дне, отсюда и плаксивый голос, высокие нотки – один из признаков неуверенного человека. Даже если родители обещают что-то, остается страх и неуверенность в получении обещанного. Возможно, дитя не может вам что-то сказать, боясь, что его не выслушают, раскритикуют или накажут.

Нытье – приобретенная и закрепленная форма поведения, и исправлять ее нужно, изменяя стратегию воспитания:

● Для начала отследите, при каких обстоятельствах возникает такая форма общения, как нытье. Услышав плаксивые нотки в голосе, попробуйте присоединиться и понять, что именно хочет ваш ребенок: «Ты, может, хочешь мне что-то сказать?» Выслушайте его и не осуждайте.

● Старайтесь как можно больше общаться с вашими малышами – рассказывайте, делитесь, слушайте их. Присядьте, чтобы оказаться вровень с ребенком, посмотрите ему в глаза, возьмите за руку и поговорите с крохой: «Мне кажется, ты сейчас говоришь таким тоном, потому что…» Далее – ваши версии, связанные именно с вашей ситуацией, ведь родители как никто знают, что на самом деле происходит: «Ты хотел бы…», «Ты боишься, что ты (я)…», «Тебе хочется внимания с моей стороны» и т.д.

● Самое главное – будьте ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ в своих действиях, обещаниях по отношению к ребенку. Уясните правило: «СКАЗАЛ – СДЕЛАЛ». Например, если пообещали поиграть с ребенком, то сделайте это в конкретно оговоренное время, если пообещали купить игрушку через неделю – купите обязательно. Это придаст вашему чаду уверенность и ощущение поддержки с вашей стороны. Вы увидите, как постепенно этот неуверенный тон (нытье) уйдет из вашей жизни.

● Между вами и вашими детьми должны быть четкие правила и договоренности. Например, в случае, описанном в начале статьи, можно поговорить со своими детьми о том, что вам очень важен звонок, и попросить не беспокоить ее просьбами (за исключением очень важных – в каждой семье они свои) в те моменты, когда мама общается по телефону. Если это станет правилом, то нытье прекратится.

По какой бы причине ребенок не прибегал к такому способу общения, никогда не стоит вешать на ребенка ярлык «нытик» и подобный этому. Всегда есть способ разобраться, что послужило причиной такого поведения (реакции) и помочь своему ребенку.

Татьяна Корякина

Многие маленькие дети ноют, хнычут и плачут , чтобы привлечь внимание родителей. Обычно с возрастом это проходит, но до определенного времени это нытье сильно раздражает родителей и они попросту не понимают, как отучить ребенка ныть .

Часто родители идут на уступки ребенку, лишь бы только не слышать его нытья. Родители знают, что поступают неправильно, но они попросту не могут терпеть, когда ребенок ноет или не выносят детского плача. Однако после уступки, они неизменно читают ребенку маленькую нотацию о том, как им надоело слушать нытье, плач или хныканье . Эта лекция, как правило, полностью игнорируется ребенком и, к сожалению, не меняет его поведение.

Лучшим способом поведения родителей, когда ребенок ноет , будет полное игнорирование.

Если родителю трудно это выносить, когда ребенок постоянно ноет или когда ребенок хнычет , то ему нужно удалиться в такое место, куда ребенок за ним не может последовать. Если вы находитесь дома, то можно запереться в ванной до тех пор, пока ребенок не прекратит нытье.

Очень эффективным способом в обращении с хнычущим ребенком может быть «шоковая терапия». Вместо того, чтобы требовать прекратить нытье и хныканье, можно попросить ребенка ныть каждый раз, когда он начинает что-нибудь говорить. Одна из мам, использовавших этот прием в общении со своим сыном-нытиком, напоминала ему, что настолько привыкла к нытью, что если сын не ноет, она начинает по нему скучать. После этого нытье полностью прекратилось, а мама никогда больше не упоминала о нем.

Иногда достаточно бывает не вмешиваться, ничего не говорить, не ругать, и просто не уделять поведению ноющего ребенка внимания. В этом случае ребенок часто сам решает свои проблемы. Например, одна мама рассказала мне, что ее дочь любила ныть о том, что ей скучно. Мама полностью игнорировала поведение дочери и, в конце концов, та объявила, что пойдет слушать диски в своей комнате.

Психолог на консультации может предлагать родителям разные варианты реакции на нежелательное поведение детей, иногда какая-то рекомендация может и не сработать. В таком случае консультант в следующий раз предложит другой вариант. Но бывает и так, что, поняв общий подход к проблеме, родители и сами придумывают новые приемы, которые оказываются эффективными.

Что делать, если ребенок все время проводит за компьютером?

Компьютеры прочно вошли в жизнь каждого современного человека. Виртуальная жизнь нередко заменяет детям реальное общение со сверстниками, превращает их чуть ли не в затворников и изгоев. Психологи бьют тревогу: каждая шестая семья обращается с просьбой отвлечь ребенка от времяпрепровождения у компьютера.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы полностью исключить компьютер из жизни детей. Да это и не нужно. Что делать, если ребенок предпочитает жить в компьютерном мире и какими способами дать ему почувствовать, что вокруг есть и другая жизнь, пойдет речь в нашей статье.

Сколько ребенку можно сидеть за компьютером

Кому незнакома ситуация: мама дает 4-5-летнему малышу в руки планшет, чтобы спокойно заняться своими делами? При этом родители не задумываются, что превышение нормы нахождения у экрана гаджета ведет к развитию не только физических, но и психологических проблем.

Ребенок в возрасте 5-6 лет не должен сидеть у компьютера больше 20-30 минут в день . Для возраста 7-9 лет этот показатель равен 1 часу в день. Детям до 14 лет рекомендованное время составляет 1 час 40 минут, а для подростков 15-16 лет – 2 часа. Ни в коем случае нельзя позволять ребенку, вне зависимости от его возраста, сидеть за компьютером в ночное время. Кстати, родители тоже не должны показывать свои чадам столь отрицательный пример.

Почему дети сидят за компьютером

Игра – это естественное состояние ребенка. В прежние времена дети часто играли и бегали на открытом воздухе. Сейчас интересы изменились. Молодое поколение играет в другие игры – компьютерные. Здесь, как нигде, легко стать супергероем, преодолеть все преграды и победить врагов. В виртуально мире намного проще быть сильным, ловким и бесстрашным. Различные призы, награды, переходы на новый уровень стимулируют ребенка продолжать игру. Да и родители относятся спокойно: малыш не бегает, на шалит и не мешает.

Еще одна распространенная причина – отсутствие настоящих друзей в реальном мире. Это особенно актуально для подростков. Застенчивость, непонимание со стороны окружающих, комплексы, связанные с внешностью, приводят к тому, что ребенок замыкается в себе и ищет развлечений в компьютерной реальности.

Влияние компьютера на детей

Без сомнения, компьютер стал незаменимым помощником в поиске информации и выполнении домашних заданий. Он расширяет горизонты знаний, делает монотонный процесс их приобретения быстрым, увлекательным и интересным. Но чрезмерное пребывание у экрана гаджета приводит к появлению различных проблем, а именно:

  • ухудшению зрения и осанки;
  • снижению двигательной активности, развитию гиподинамии;
  • появлению головных болей, бессонницы, повышенной утомляемости;
  • снижению внимательности и способности сконцентрироваться;
  • перевозбуждению нервной системы, что ведет к агрессивности в поведении, чрезмерной раздражительности;
  • нарушению адекватного восприятия реального мира и развитию проблем психологического характера.

Далеко не все сайты предназначены для просмотра несовершеннолетних. Легкомысленное отношение родителей, полное отсутствие контроля с их стороны приводит к посещению детьми порнографических страниц, что не может не сказаться отрицательно на их развитии.

Как отвлечь подростков от компьютера

Пытаясь бороться с зависимостью своего ребенка от компьютера, родители прибегают к различным способам. В ход идут запреты, установка ограничений и даже наказания. Но такими жестким мерами можно только еще больше отдалить ребенка.

Лучший способ отвлечь свое чадо от компьютера – это показать ему все прелести и преимущества реального мира.

1. Проводите с ним больше времени вне дома. Для этого можно отправиться на прогулку на природу, организовать пикник, покататься на велосипедах. Пусть ребенок видит, что жизнь «оффлайн» имеет свои сюрпризы.

2. Запишите его в спортивную секцию. Физическая активность позволит улучшить здоровье, расширить круг знакомых и друзей, научиться преодолевать трудности и быть членом команды.

3. У него должны быть свои обязанности по дому. Это может быть покупка хлеба и молока, вынос мусора или уход за рыбками в аквариуме. Главное, чтобы ребенок чувствовал свою ответственность.

4. Заведите домашнего любимца. Уход за кошкой, собакой или хомячком будет отнимать у подростка много времени, а игра с любимым другом поможет оторваться от виртуальных игр.

5. Стимулируйте его общение со сверстниками. Многие родители не поощряют визиты друзей своего ребенка на дом. Определенный дискомфорт в доме не должен восприниматься как трагедия. Общение с друзьями окажет только благотворное влияние.

6. Путешествуйте. Для этого вовсе не нужно платить большие деньги за поездки в экзотические страны. Многие города и деревни, расположенные поблизости, тоже полны интересных, неизведанных мест.

7. Покажите свой пример. Трудно требовать от ребенка соблюдать нормы нахождения у компьютера, если вы сами проводите возле него все свободное время. Пересмотрите свои увлечения, может быть стоит заменить бездумное сидение в социальных сетях походом в театр или прогулкой в парке.

Компьютер – одно из главных открытий человечества, но он не в силах заменить реальное общение. Помочь ребенку использовать современные гаджеты себе во благо – главная задача родителей.

Статьи по теме: