Фронтальное занятие по развитию речи: «Как щенок нашел друзей. Конспект открытого занятия по развитию речи "как щенок нашел друзей" Как щенок нашел друзей рассказ

Конспект
организованной образовательной деятельности по коммуникативному развитию в подготовительной группе.
Автор Пушкарева Ольга Александровна.
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей».
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи: развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания; составление рассказа по серии сюжетных картин с опорой на план и с помощью слова-подсказки воспитателя. Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); стимулирование положительных эмоций детей. Воспитание бережного заботливого отношения к животным. Целевые ориентиры дошкольного образования: Имеет долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание. Составляет рассказ по серии сюжетных картин. Умеет составить повествовательный план рассказа по серии сюжетных картин и использовать его в своем рассказе. Бережно и заботливо относиться к животным.
Материалы и оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», пиктограммы для составления плана рассказа.
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Он забавный неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом, щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь, у нас живет. (Щенок).
1 часть. Рассматривание картин.
Вступительное слово воспитателя: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажите, что произошло и о ком эта история.
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
Картина № 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок такой печальный? Почему щенок никуда не уходит?
Картина № 2: Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит щенок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали девочки к щенку? А как чувствовал себя щенок?
Картина № 3: Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?
Картина № 4: Что делают девочки на этой картине? А что делает Щенок? Почему он уснул? О чем говорят девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
2 часть. Обучение детей составлению повествовательного плана.
Воспитатель предлагает рассматривание каждой картины серии отдельно. Выделение в ней главной мысли. Выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из предложенных воспитателем и выставление на доску соответствующей пиктограммы (схематичного рисунка).
Картина № 1: Щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дождем… Дети и собака. И т.д.
Картина № 2: Девочки и дождик. Девочки увидели щенка. Щенок под дождем. Зонтик и щенок. Щенок у девочек. И т.д.
Картина № 3: Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети едят. Девочки кормят щенка. И т.д.
Картина № 4: Щенок ест. Щенок уснул на коврике… Щенок прыгает. Девочки сидят на диване. И т.д.
Воспитатель делает вывод: Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине:
Щенок остался в парке под дождем (1).
Девочки увидели щенка (2).
Девочки кормят щенка (3).
Щенок уснул на коврике(4).
Эти главные предложения вместе называются планом рассказа.
А теперь пользуясь этим планом рассказа, мы попробуем составить рассказ «Как щенок нашел друзей».
Заслушиваем 3-4 рассказа. Чей рассказ вам понравился?
3-я часть.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относиться к животным, природе?


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
на тему:
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
«КАК ЩЕНОК НАШЕЛ ДРУЗЕЙ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
КРЮЧИХИНА Е.А.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Задачи:- уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы»;- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слов- подсказок логопеда;- учить детей обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка;- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей;- стимулировать мыслительную и речевую активность;- учить детей работать сообща, помогать друг другу;- воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к животным.Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы, мяч. Ход занятия
I.Интеллектуальная разминка
1.Припоминаем и называем детенышей домашних животных, затем слушаем стихотворение-загадку:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул
Я чесал его за ухом
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
Рассматривание игрушечного щенка, называние частей его тела.
2. ЛИ с мячом «подбери действие»
Щенок- что делает?-играет, спит, лает, скулит, грызет.
3. ЛИ «подбери признак»- щенок какой- пушистый, ласковый, толстый, забавный.
II.Основная часть занятия
Вступительное слово: сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на 4-х картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.2. Беседа по содержанию каждой картины.
Картина 1- какое время года изображено на этой картине. Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит?

Картина 2-кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? что у них в руках? Почему девочки остановились? Почему щенок опустил голову? Что почувствовали девочки по отношению к щенку? как почувствовал себя щенок?

Картина 3- кого вы видите на этой картине? где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? что он делает? как смотрят девочки на щенка?
Что изображено на картине, висящей на стене?
Картина 4- что делают девочки на этой картине? что делает щенок? почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как они смотрят на щенка?
Физкультминутка
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Хвостик закорючкой
Шерстка пестрая
Зубки острые.
Игра на внимание «Запомни и назови»-логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к картинам.
Упражнение в договаривании предложениий с опорой на картины и выполнение двухступенчатой инструкции логопеда
Придумайте подходящий конец каждому предложению.
Наступила поздняя…..
Девочки сидели…..
Уже почти все листья…
Щенок сладко спал, а девочки….
Во дворе гулял…..
Щенок не знал, куда ему идти и сидел….
Щенок поел и сразу….
Подружки решили забрать….
Дома девочки…..
Две девочки увидели…..
Теперь у подружек появился настоящий…..
ДИ «Путаница»
Установление причинно- следственных связей смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по ССК.
Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с картинками и перепутал их порядок. Просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа. Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продолжите мои предложения.
Припоминание предложений из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (принимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.Игра «Скажи по-другому» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы), к каждой картине.Картина 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)...Картина 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, привели домой)...Картина 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, подкреплял силы)... Щенок повеселел (обрадовался, был доволен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...Картина 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, кормили, оберегали его)...
Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов. Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Осенью во дворе. Как девочки нашли друга. Девочки и щенок. Как щенок нашёл друзей. Щенок на горке. Как щенок спал. Щенок и корова. И т.п.
III. Подведение итогов занятия
Логопед задаёт детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? Какие новые слова запомнили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.

Речевое развитие в подготовительной группе

тема « Как щенок нашёл друзей»

выполнил:

воспитатель Бабашева Амина Юрьевна

Сидорова Ольга Юрьевна

г. Камышин

Цели: учить составлять рассказ по серии сюжетных картин; учить подбирать слова синонимы; упражнять в нахождении места звука в слове (вначале, середине, конце).

Задачи:

Образовательные . Активизация и актуализация словаря по теме «Осень» на основе систематизации и обобщения знаний об этом времени года. Совершенствование навыка составления рассказа по серии сюжетных картин. Развитие синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что). Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование навыка нахождения места звука в слове (вначале, середине или конце).

Развивающие . Развитие связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, обшей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Воспитательные . Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Взаимосвязь с другими образовательными областями : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

    Поезд из «Ромашкова» с вагонами (красный, синий, зелёный);

    Дидактическая игра «Рассади по вагонам животных к схеме на звук «к»»;

    Сюжетные картины «Как щенок нашел друзей»;

    Музыкальные композиции «Мы едем, едем, едем, в далёкие края», «Паровоз Букашка».

1.Ведение игрового момента.

Дети сидят и играют на диване с паровозом.

Ход занятия.

В .- Ребята, а чем вы тут заняты?

Д .- Играем, с паровозом.

В .- А, давайте, мы вместе поиграем в « поезд» и отправимся в путешествие (Назначаю машиниста, дети становятся друг за другом и под музыку подходят к столам).

В .- Вот и остановка.
В .- Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в группе, давайте с ними поздороваемся.
Д. - Здравствуйте, гости!
В .- Посмотрите, а у нас здесь тоже паровозик из ”Ромашково”, он готов к отправлению, но пассажиры не могут найти свои места. Давайте поможем им.

Проводится дидактическая игра ”Подбери слово к схеме”.

В .- Посмотрите, у меня на столе картинки с изображениями животных. Возьмите каждый по одной.
В .- В « красный вагончик» садятся те пассажиры в названии, которых звук [К] находится вначале слова.

В .-« зелёный вагон», садятся пассажиры, в названии которых звук [К] находится в середине слова.

В .- В « синий вагон» садятся пассажиры, в названии которых звук [К]находится на конце.

Дети называют, кто и них изображён на картинке и определяют место звука в слове, далее сажают « пассажира» в соответствующий вагон, и получают билетик.

В .- Ребята посмотрите, у меня остался ещё один билетик, да и место одно свободное в вагоне.

В .- Ребят, что же произошло, почему остался один билет и свободное место?
Д .- Нет одного пассажира.

В.- А почему он не пришёл?

Д .- Он проспал, забыл про отправление, потерялся.

В .- Пассажиры заняли свои места, поезд отправляется в путешествие. А чтобы пассажиры не скучали в пути, мы расскажем им интересную историю.

2. Основная часть

В .- Посмотрите, у вас на столах лежат картинки, переверните их и рассмотрите.
(Дети рассматриваю картинки, обсуждают в полголоса, работают за столами.)

Беседа по картинкам (беседа с места).

1-сюжет

В. - Какое время года изображено на картинке?

Д .- Осень.

В .- Как вы это определили?

Д .- Листья пожелтели и опали, пасмурно, небо затянуто тучами, идет дождь.

В .- Кто изображен на картинке?

Д .- Щенок.

В .- Что с ним могло произойти?

Д .- Он потерялся.

В .- Как вы думаете, какое настроение у щенка?

Д .- Грустное.

2-сюжет.

В .- Что у вас изображено на картинке?

Д .- Девочки, которые идут из школы.

В .- Кого они увидели?

Д .- Щенка.

В

Д. - Жалостно.

В .- Какой щенок изображён на этом рисунке?

Д. - Мокрый, он замёрз, голодный, грустный.

3-сюжет.

В .- Кто изображён на этом рисунке?

Д .- Девочки и щенок.

В .- Как девочки смотрят на щенка?

Д .- Радостно, они рады, что щенок дома.

В .- Какое настроение у щенка?

Д. - Он радостный, довольный.

3.Физминутка. Дети выстраиваются « паровозиком» и под музыку выполняют движения

В .- Как вы думаете, правильно ли мы расположили сюжетные картинки? Можем ли мы в такой последовательности составить по этим сюжетным картинкам рассказ?

Д. - Нет.

В .- Что было в начале?

Д. - Щенок потерялся.

В. - Что было в середине?

Д .- Девочки нашли щенка.

В .- Что произошло в конце?

Д. - Щенок обрел друзей.

В .- А теперь мы можем по сюжетным картинам составить рассказ?

Д .- Да.

В .- У рассказа есть что?

Д .- Начало, середина и конец и название.

В .- Как мы можем назвать рассказ.

Д .- Щенок и друзья…(Дети предлагают свои варианты)

В .- А сейчас послушайте мой рассказ, который называется “Друзья”.

Рассказ воспитателя .
Ранним осенним, дождливым днём Тузик хотел отправиться с друзьями в путешествие. Тузик не нашёл дорогу и потерялся.
Аня и Маша возвращались из школы. Шёл сильный дождь, было холодно. По дороге домой девочки увидели щенка совсем мокрого и замершего. Они решили взять его к себе домой.
Приведя щенка, домой Аня с Машей накормили его и обогрели. Тузик остался жить с девочками.

4. Закрепление изученного материала.

В .- Кто из вас хочет рассказать свой рассказ, не забудьте его назвать.

(Выслушать 2-3 детей)

В .- Ребят, а как вы думаете, был ли щенок тем самым пассажиром, который не пришёл к отправлению?

Д. - Да.

5.Итог.

В .- Ребята, а как вы думаете, кто является опоздавшим пассажиром?

Д. - Щенок.

В .- Почему щенок опоздал?

Д .- Он потерялся.

В .- Дети, щенок обрёл новых друзей, чтобы вы ему пожелали? (выслушать ответы детей).

В .- Дети, что вам понравилось на занятии?

(Выслушать ответы детей).

Фронтальное занятие «Как щенок нашел друзей»
Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
- уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы»;
- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слова- подсказки логопеда;
- учить детей обогащать повествование рассказа выра¬зительными средствами русского языка;
- развивать произвольное внимание, зрительную и сло¬весно-логическую память, логическое мышление детей;
- стимулировать мыслительную и речевую активность;
- учить детей работать сообща, помогать друг другу;
- воспитывать у детей бережное, заботливое отноше¬ние к животным.
Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок на¬шел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы.

Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед. Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
Что было перед осенью?
Что будет после осени?
Почему осень делят на две части: раннюю и позднюю?
Рас¬скажите об изменениях в природе и в жизни человека, ко¬торые происходят поздней осенью.
Логопед предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картин и расставить в логи¬ческой последовательности картины серии на доске. Просит приду¬мать название рассказу, рассмотреть рисунки-пиктограммы и со¬ставить с их помощью план рассказа.

II. Основная часть занятия
1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).
Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол¬жите мои предложения.

Составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине). Упражнение выполняется по подсказке логопеда - одному данному слову.
Картина 1: Наступила... Однажды... Шел... Щенок...
Картина 2: Вечером... Щенка... Девочки... Они...
Картина 3: Девочки... Щенок... Он... Дети...
Картина 4: Щенок... Он... Девочки... У детей...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва¬риантов и выбор наиболее удачных.

2. Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.

Игра «Скажи по-другому» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синони¬мы), к каждой картине.
Картина 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)...
Картина 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взя¬ли (подобрали, забрали, привели домой)...
Картина 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, под¬креплял силы)... Щенок повеселел (обрадовался, был дово¬лен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...
Картина 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, корми¬ли, оберегали его)...
Физкультминутка.

Речевой материал. Выполняемые движения
Вот собака Жучка,
Хвостик закорючкой.
Шерстка пестрая,
Зубки острые. - Гав! По ходу стихотворения дети вы¬полняют соответствующие движе¬ния.

3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествова¬тельным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (при¬нимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

III. Подведение итогов занятия
Логопед. А теперь ответьте на мои вопросы. Чем вы занима¬лись на занятии? Чему научились? Какие новые слова запом¬нили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как долж¬ны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.
Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее актив¬ных рассказчиков.

Статьи по теме: