Формирование личности у детей в возрасте семи-десяти лет. Новые психологические механизмы

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
  • Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

    • наигранность;
    • вертлявость, неусидчивость;
    • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
    • передразнивание взрослых;
    • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

    Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

    • повышенная утомляемость;
    • раздражительность;
    • вспыльчивость;
    • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
    • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

    В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

    • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
    • ищут авторитет - к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
    • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.


    Кривляние и паясничание - характерные признаки кризисного периода

    Самостоятельная диагностика

    Дорогой читатель!

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

    Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет :

    1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
    2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
    3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
    4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
    5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
    6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
    7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
    8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
    9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
    10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

    После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

    1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
    2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
    3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.


    Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

    Причины кризиса

    Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

    В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

    Конфликт между потребностями и окружающей средой

    Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

    Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться - хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

    Утрата детской непосредственности

    Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

    Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

    Результат кризиса

    Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

    Что делать родителям?

    Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего - не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

    Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку - забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

    Право на собственные решения

    Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».



    В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

    Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

    К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

    У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать - наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

    Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.



    Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

    Сохранение детства

    В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

    С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи - например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

    При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

    • объясняли;
    • слушали;
    • советовались;
    • исключили насилие;
    • предоставляли личное время;
    • не относились к ребенку как к собственности.


    В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

    Объяснять

    Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

    Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

    Слушать

    Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: ).

    Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

    Следует интересоваться мнением сына или дочки - планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.



    Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

    Исключить насилие

    Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

    Предоставлять личное время

    Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

    Не относиться к ребенку как к собственности

    Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

    Серия подвижных игр, соответствующая физическому и психическому развитию детей от 7-10 лет.

    Это игры на развитие координации движений, ловкости. В них включаются бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно усложняются правила, повышаются требования к точности выполнения. Часто используется текст, определяющий ритм движений. Важно вводить в игры моторные элементы действий, которые дети наблюдают в жизни, они знакомы по картинкам (копание, перетягивание, толкание и т.п.). В игры целесообразно вносить элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но и ее результатом, поэтому они любят играть в игры-соревнования. Наиболее полезно проводить моторные игры на свежем воздухе. К ребенку предъявляются достаточно строгие требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения.

    ☺ Игра «Мышиная охота»

    Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуются два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между ними пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в кругу. В этом случае «мышкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Если «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег, замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.

    ☺ Игра «Помощь друга»

    Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится неуспевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.

    ☺ Игра «Пленник мяча»

    Игра «Пленник мяча» развивает и координацию, и двигательное внимание. Все дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок берет мяч и бросает его противоположному. Этот игрок ловит мяч и бросает его игроку напротив, как показано на схеме. И так далее. Когда мяч дойдет до конца шеренги, то его кидают в обратную сторону в том же порядке. Если играющий не поймал мяч, то попадает в «плен» противоположной команде и начинает играть на ее стороне. Побеждает команда, «пленившая» как можно больше игроков за время игры, которое ограничивается заранее (например, играем 5 минут).

    Следующая игра направлена на развитие не только внимания, но и правильной координации движений.

    ☺ Игра «Шарики - веники»

    Это игра соревновательная. Ее можно проводить с двумя участниками или с двумя командами участников. Потребуется два воздушных шарика и два веника. Два участника должны пронести шарики на вениках определенную дистанцию (например, от стены до стола), не уронив их и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой. Если играют командами, то по принципу эстафеты шарики носят по очереди все участники. Тот участник (или команда), которому это удалось, получает специальный сертификат, предоставляющий право подметать помещение этим веником в течение недели.

    ☺ Игра «Темный лабиринт»

    Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.

    ☺ Игра «Велосипедная камера»

    Используется велосипедный насос, или предмет, его имитирующий. Один ребенок изображает «камеру». (Для облегчения вхождения в игру, первым номером в роли «камеры» может выступить взрослый.) По мере того, как «камеру» накачивают, она меняет позы и положения. Вначале принимает сидячее положение, затем разводит руки, надувает щеки и т.п. В какой-то момент импровизированная камера «лопается», имитируя звук лопнувшей шины. Участник беспомощно распластывается на полу. Роль «камеры» переходит к другому участнику.

    ☺ Игра «Прищепки»

    Игра должна проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). В эту игру могут играть дети и взрослые. Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая — «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» при-крепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.

    Можно за каждую прищепку, оставшуюся у охотника, назначить штраф: петь танцевать, кричать голосом птицы или животного, рассказывать стихи и т.д. Штраф можно предъявить и «оленю».

    Учебный вариант. Игру можно использовать для тренировки навыка счета. Например, считать баллы, распределив их по цвету прищепок. Например, за красные прищепки начислять три балла, а за желтые отнимать один. Пускай способ оценки выберут дети, как им подскажет фантазия.

    Большую часть времени ребенок проводит дома. Если он ходит в сад или школу, то после этих заведений он зачастую с легкостью может сам занять себя. Приходит, помоет руки, покушает, и вы уже видите, что малыш увлекся своими игрушками так, что не замечает окружающего мира. Однако бывает и наоборот: ему становится скучно дома и он не знает, чем заняться. Игрушки уже надоели, настроения веселиться нет. Он ходит, канючит и дергает вас за локоть, чтобы вы с ним поиграли.

    Заниматься ребенком нужно, на то мы и родители. Но помните, что занятие должно соответствовать физиологическим и умственным потребностям ребенка, а также развивать в нем различные качества характера и желательно навыки. Каждый год жизни малыша приносит все новые радости и трудности. Поэтому игры и увеселения лучше классифицировать по годам.

    Чем занять ребенка в 1 год дома

    Правильное развитие малышу будет обеспечено, если вы будете знать, что интересно делать маленькому годовалому ребенку. На основе его предпочтений можно придумать множество игр и первых развивающих занятий.

    Что любит ребенок в год :

    1. Переносить мягкие игрушки, машинки, куклы из одного места в другое.
    1. Смотреть на яркие вещи.
    1. Преодолевать препятствия в виде мебели (благодаря развивающемуся навыку ползания).
    1. Копировать эмоции и действия окружающих людей.
    1. Находиться на всеобщем обозрении, быть в центре внимания.
    1. Искать запрятанные вещи, игрушки, родителей.
    1. Швырять разные предметы в корзинку, коробку.
    1. Использовать любые предметы для создания строений. Сразу же крушить постройку.
    1. Плескаться в воде во все стороны.
    1. Пересыпать пальцами песок.
    1. Высыпать содержимое из сумки, залезать в большие коробки.
    1. Путаться в тканях.

    Занятия :

    На основе этих детских шалостей можно помочь ребенку весело провести досуг. Достаточно подыграть, и вы увидите, как кроха мигом оживится.

    Тазик с водой. Не у всех есть частный дом и возможность поставить во дворе детский бассейн. Если на улице жарко, а вы живете в квартире, то соорудите маленький бассейн для крохи. Налейте в большой таз воды, бросьте туда уточек и других плавающих игрушек. Аккуратно посадите туда малыша. Этот способ поможет крохе легче пережить жару и даст возможность вдоволь наплескаться.

    Бросаем предметы в трубу . Приклейте к стене скотчем втулку от туалетной бумаги (вертикально) и дайте ребенку меленькие игрушки. Внизу поставьте корзину или коробку. Ему очень понравится их бросать в отверстие.

    Кубики в машинку. Купите ребенку (неважно, девочка это или мальчик) большой грузовик и кубики. Пусть они будут яркие. Покажите крохе, как можно загружать машину и выгружать оттуда кубики, строить из них сооружения и башни. Отлично подойдет для этой цели самосвал.

    Пирамидка. Купите пирамидку (чем она больше, тем лучше). Научите кроху складывать ее правильно – это разовьет логику. Можете показать, что веселее надевать кольца и другим способом – бросать их на конус с расстояния.

    Клубки ниток. Если ваш кроха обожает швырять свои игрушки во все углы квартиры, организуйте ему такую игру. Поставьте большой коробок вдалеке, а рядом с малышом разложите разноцветные клубки ниток (концы лучше закрепить, чтобы не разматывались). Покажите, как весело их бросать в корзину. Клубки можно заменить собственноручно изготовленными мячиками по технике пэчворк или небольшими мягкими игрушками.

    Матрешка. Если обычную матрешку нет возможности приобрести, то купите игрушку, похожую на нее. Ребенку понравится складывать внутрь маленькие фигурки.

    Лохматые игрушки. Приобретите для крохи игрушечного пони, лошадку, куклу или другую игрушку с длинной шерстью (волосами). Покажите, как можно эти волоски причесывать и как приятно их трогать, научите завязывать «хвостики».

    Игры с водой. Так можно играть на балконе, постелив клеенку или на улице. Снабдите малыша лейками, посудкой, кастрюльками, водяной мельницей и наберите в некоторые из них воды. Вот увидите, как крохе понравится переливать воду.

    Тарахтелки. Многие дети обожают стучать и чем громче, тем лучше. Они понимают, что благодаря их усилиям издается определенный звук и это вызывает огромную радость. Поэтому удовлетворите детскую потребность – купите трещотку, бубен, ксилофон, детский молоточек и дайте крохе настучаться вдоволь. Можно наполнить железную банку из-под чая грецкими орехами и дать крохе с ней поиграть (под вашим присмотром).

    Мини-предметы. Дети в этом возрасте уже пытаются вам подражать, поэтому снабдите их маленькими бытовыми предметами – мини-губкой для мытья посуды или лопаткой, чтобы ковыряться в цветочном горшке.

    Чем занять ребенка в 1,5 года дома

    В 1,5 года дети уже смышленее, многие умеют ходить и пытаются бегать. Рассмотрим то, что они любят в этом возрасте.

    Что любит ребенок в полтора года :

    1. Много говорить (лепетать).
    1. Бегать из одной комнаты в другую и помогать родителям в уборке.
    1. Копаться в сумках.
    1. Гонять домашних животных или голубей на улице.
    1. Залезать повыше на спинку дивана, кресло.
    1. Перемешивать содержимое.
    1. Играть с бумагой и комкать ее.
    1. Играть с песком.

    Занятия :

    Потешки . Сейчас самое время разучивать простые четверостишия, песенки, потешки. Делайте это когда угодно: на прогулке, во время купания, кормления на стульчике или при надевании вещей.

    Веник и совок. Если ребенок проявляет альтруизм и вызывается вам помочь, не препятствуйте этому. Вы сами заметите, с каким удовольствием малыш справится с длинной шваброй или веником. Этими предметами он может играться очень долго. Покажите, как следует подметать и дайте ребенку насладиться игрой.

    Волшебная сумочка . Возьмите любую маленькую сумочку, а еще лучше косметичку. Наполните ее разными мелкими предметами – киндерами, поломанными часами, резинками для волос, брелками. Предметы должны быть яркими и разнообразными, можно даже использовать поломанные. Эта сумочка должна доставаться в крайние моменты: когда кому-то с ребенком надо посидеть, а вы заняты или у него истерика. Посадите на колени и дайте под вашим присмотром возможность перебирать мелкие предметы и ощупывать их, складывать в сумочку, высыпать и снова складывать. Это поможет занять полуторагодовалых детей на долгие часы. Только не оставляйте одного с мелкими предметами.

    Сооружаем препятствия. Даже дома можно обеспечить крохе физическую нагрузку. Разбросайте по полу подушки, расставьте мягкие пуфы, можете положить большого мишку. Чем больше размер – тем лучше. Дайте ребенку возможность залезать и падать, пролезать между ними. Такое преодоление препятствий ему очень понравится.

    Игры с бумагой. Вооружитесь газетами – чем больше, тем лучше. Покажите ребенку, как их можно комкать и разрывать.

    Личная сумка. Можете купить крохе маленькую сумку, которую ребенок будет наполнять своими игрушками и переносить их с места на место. Лучше всего, если это будет маленький удобный рюкзачок, в который поместятся и куклы, и машинки, и плюшевые зайки.

    Цветные мелки . Этот возраст – самое время познакомиться с цветными мелками или пастелью. Ими можно рисовать как на улице, так и дома. Для этого приобретите специальную бумагу, картон, ватман или же найдите ненужную темную доску. На ней кроха сможет рисовать все, что захочет, а потом стирать это влажной тряпочкой.

    Повторение действий . Скачайте мультик или купите большую красочную книгу, в которой изображены действия животных: вот котенок умывает мордочку лапкой, вот курочка клюет зернышки. Попробуйте повторить эти движения вместе с малышом.

    Гримасы. В 1,5 года малыши уже начинают корчить гримасы. Покажите ему фотографии из журналов или картинки из книги с разными героями. Попросите кроху повторить мимику и действия «как делает тетя?», «как показывает ручкой супермен?».

    Перебирание песка. Насыпьте в большой контейнер песок и дайте крохе игрушечные грабли и лопатки. Покажите, как можно рисовать на песке узоры и делать маленькие фигурки при добавлении воды. Ребенку будет интересно наблюдать, как утекает песок сквозь пальцы. Для таких занятий, как видите, необязательно идти к песочнице.

    Гравюры . Сейчас продаются мини-гравюры для самых маленьких. Все, что нужно, так это взять палочку и начать стирать черную поверхность. Под нею проступит красивый рисунок. Который кроха обнаружит сам.

    Чем занять ребенка в 2 года дома

    В 2 года ребенок все сильнее вникает в окружающий мир и пытается охватить как можно больше интересного.

    Что любит ребенок в два года :

    1. Чиркать по бумаге карандашами, ручкой, фломастерами.
    1. Разбираться с конструктором.
    1. Рассматривать деток на детской площадке.
    1. «Читать» сказки вместе с мамой (часто выбирает одну и ту же).
    1. Любит трогать предметы, различные по форме и фактуре.
    1. Более осмысленно играть с пирамидкой (пытается ее правильно собрать).
    1. Рисовать каляки-маляки и называть их.
    1. Лепить из теста.
    1. «Стрелять» из пистолетов.
    1. Катать кукол в коляске.

    Занятия :

    Рисование . Купите ребенку большой ватман и пальчиковые либо акварельные краски. Можете добавить к арсеналу художника мелки, пастель, карандаши, фломастеры и разноцветные ручки. Позвольте крохе нарисовать большую картину и использовать для этого любые предметы.

    Первые постройки . Купите конструктор с крупными деталями и начните вместе строить высокие башни. Ребенку будет удивительно наблюдать за тем, как башня становится размером с него. После постройки дайте ребенку порезвиться и предложите ее сломать.

    Ортопедические коврики. Такие коврики станут не только отличным средством для профилактики плоскостопия, но и понравятся малышу. Сшейте его из тканей разных по фактуре и предложите пройтись по нему ножками. Можете насыпать в лоточки рис, гречку, камни с улицы, веточки, бусины, пуговицы, семечки, каштаны. Покажите, как весело по ним ходить ножками.

    Совместная готовка . В 2 годика детям нравится лепить из теста или пластилина. Начните вместе готовить пирожки или булочки. Дайте крохе кусок теста и покажите, как можно из него лепить розочки, фигурки, колобки. Ребенку понравится есть собственноручно приготовленные изделия.

    Водяной пистолет. Если у вас растет в доме мальчик, то ему очень понравится водяной пистолет. Однако такая забава больше всего подойдет для игр во дворе частного дома. Наполнитеьпистолет можно как обычной водой, так и подкрашенной акварельными красками. Пригласите соседских друзей – вместе гоняться друг за другом с пистолетами веселее.

    Коляска для девочки. Игра в дочки-матери набирает обороты. Поэтому предоставьте девочке все необходимые предметы для заботы о своей подопечной. Это может быть кусок теплой ткани в качестве одеяла, сшитая вами маленькая подушечка, игрушечная коляска, в которой можно катать куклу.

    Домашний снег . Зачем ждать зимы, если можно наслаждаться снегом летом? Соедините всего два ингредиента: папину пенку для бритья и кукурузный крахмал. Перемешайте и дайте играть ребенку – от такого снега он не захочет отходить.

    Чем занять ребенка в 3 года дома

    Трехлетки – настоящие ураганы. Это возраст первых кризисов и активных игр. Неуемная энергия так и кипит в этих малышах! Направьте энергию ребенка в мирное русло, предоставив ему игры, подходящие именно для этого возраста.

    Что любит ребенок в три года :

    1. Прыгать и бегать.
    1. Прятаться в тканях.
    1. Залезать под столы.
    1. Имитировать жесты и звуки животных.
    1. Заниматься творчеством.
    1. Наряжаться в мамины наряды и использовать косметику.
    1. Играть в прятки.

    Занятия:

    Для непосед. Ваш ребенок бегает по дому и вы никак не можете его унять? Предложите ему не бегать, а прыгать. Для этого купите большого прыгуна. Он представляет из себя прорезиненное животное, на которое можно сесть и прыгать. Держаться же легко за ушки или рожки. Прыгать, падать с него – ребенку все это очень понравится. В продаже есть коровы, лошади, свиньи, котята и многие другие.

    Маленькая халабуда. Чтобы придать игре больше таинственности, вам понадобится большой стол и ткань. Накройте его тканью так, чтобы не оставалось просветов, а внутри постелите что-нибудь мягкое. Крохе понравится прятаться в такой халабуде и скрывать там свои игрушки. Чтобы усилить эффект, пододвиньте стулья и используйте больше ткани. В таком случае у вас получится не только небольшая пещера, но и потайные ходы.

    Произведения искусства . Лепка отлично развивает речь, как и любые пальчиковые игры. Возьмите пустую бутылку с крышкой и предложите ребенку сотворить свое произведение искусства. Ее можно наполнить камушками или крупой, при этом создавая красивые узоры. Но ребенку больше понравится облагородить бутылку яркими цветами. Для этого понадобится пластилин. Пусть кроха облепит всю бутылку кусочками пластилина, создавая красивые эффекты на свой вкус.

    Дорожное движение. Если кроха обожает играть машинками – то позвольте ему создать для них дорогу и обозначить пешеходные переходы. Для этого используются ножницы и бумага. Покажите малышу, как вырезать полоски бумаги и сооружать из них трассу. Если проявить больше фантазии, то можно создать пешеходный мост из конструктора и дорожные знаки из картона и пластилина (для подставки).

    Спичечные коробки и дом для куклы. Из спичечных коробков можно придумать много всего интересного. Возьмите коробку из-под торта – это будет дом для куклы. Вырежьте ножницами дверь и окна. Из спичечных коробков сделайте необходимую мебель или ящики. Ваша дочка будет в неописуемом восторге.

    Прятки . Поиграйте с крохой в прятки или спрячьте предмет, при этом говорите «горячо» (когда кроха подходит ближе к спрятанному предмету) или «холодно» (когда малыш от него отдаляется). Затем поменяйтесь ролями.

    Необычные рисунки. Смастерите из пузырчатых пакетов своеобразные сапожки для ребенка. Положите ватман и разведите краски в нескольких посудах. Задача малыша – окунать ножки и ходить по ватману, создавая шедевры из кружочков.

    Чем занять ребенка 5 лет дома

    В 5 лет детки становятся очень сообразительными и пытаются рассуждать на уровне взрослых. Но им по-прежнему необходимы детские игры для развития.

    Что любит ребенок в пять лет :

    1. Пробовать читать, писать и называть буквы с цифрами.
    1. Сооружать из конструктора большие города.
    1. Сочинять свои сказки и пытаться по картинке «прочитать» сказку родителям.
    1. Отгадывать загадки.
    1. Пускать мыльные пузыри.
    1. Делать аппликации.
    1. «Лечить» больного и переводить любые жизненные действия в игру.
    1. Примерять на себя роль врача, полицейского, воспитательницы.
    1. Играть с мячом или прыгать на скакалке.
    1. Наводить порядок в своих игрушках.

    Занятия:

    Обучение и игра. Постарайтесь, чтобы это была не просто игра, а забава с элементами обучения. Если читаете книгу, непременно показывайте и называйте буквы, цифры, пробуйте вместе читать слова. Можете составить карточки с яркими буквами и спрятать их в мешок. По очереди доставайте карточку и называйте букву.

    Больше конструктора. Сейчас постройки ребенка становятся все более грандиозными. Это могут быть целые многоэтажки, гаражи, больницы, автострады, мосты и даже лифты. Чтобы крохе было еще интереснее играть в конструктор, выделите ему больше пространства на полу, а затем добавьте к игрушкам другие предметы – большие и маленькие коробки, баночки. Так кроха сможет составить что-нибудь новенькое и необычное.

    Создаем аппликации. Возьмите на прогулку большой пакет и начните собирать все, что может пригодиться для аппликаций. Это могут быть веточки, листочки, желуди, маленькие камушки, цветочки. Придите домой и вместе придумайте интересную композицию. Для крепления подойдут клей ПВА или пластилин.

    Подыгрывайте ребенку . Если он называет себя полицейским, дайте ему возможность себя арестовать или пусть он научит игрушек хорошо себя вести. Если ребенку хочется поиграть во врача, то купите ему небольшую больничку, можете положить туда шприц с водой без иголки. Дайте малышу полечить вас, намазать чем-нибудь и выписать вам рецепт.

    Большие пузыри. Купите крохе мыльные пузыри или приготовьте их сами (вода, шампунь и пластмассовая часть от ручки). Покажите, как интересно наблюдать за мыльными пузырями с балкона. Есть еще одна увлекательная игра. Вылейте на доску немного мыльных пузырей собственноручного приготовления и коснитесь пластмассовой частью от ручки поверхности доски. Начинайте надувать пузырь. Он будет прикреплен к доске и начнет переливаться, если на него подуть.

    Прыжки со скакалкой. Маленькому ребенку, особенно пятилетке, необходимо развитие мышечной массы. Подарите ему скакалку или небольшой батут. Так вы сразу убьете двух зайцев: дадите возможность активно проводить время и укрепите его здоровье.

    Игры с друзьями. Если у крохи день рождения и он захочет пригласить друзей, предложите им популярную игру в кошки-мышки.

    Краски своими руками . Создайте вместе с ребенком краски из геля для волос, блесток, мелких конфетти и оберток от конфет, а также раскрошенных ненужных теней для век. Такими красками рисовать намного интереснее, чем обычными.

    Чем занять ребенка 6 лет дома

    Так как этот возраст является дошкольным, ребенку нужно показывать игры, помогающие овладеть навыками, необходимыми в первом классе.

    Что любит ребенок в шесть лет :

    1. Разгадывать трудные головоломки и загадки.
    1. Играть с вашими телефонами и прочими гаджетами.
    1. Представлять, что ковер – это река, а диван – горы. То есть вносить в привычную обстановку больше волшебства.
    1. Раскрашивать.
    1. Собирать интересные предметы на улице.
    1. Украшать комнату.

    Занятия:

    Развиваем логику . Научите ребенка делать из бумаги оригами. Такая головоломка поможет ему развить оба полушария мозга, а также фантазию. На крайний случай можете купить крохе большую книгу с головоломками и разгадывать ее вместе всей семьей уютными зимними вечерами.

    Первые гаджеты. Полностью оградить ребенка от виртуальной реальности не получится. Поэтому вы можете купите крохе простой телефон без сим-карты и научить пользоваться будильником. Также подойдут тетрис, тамагочи и другие игры.

    Первые журналы . Вашему ребенку очень понравится, если вы ему начнете выписывать детский журнал или газету. Это удовлетворит также его чувство важности. В журналах и газетах много игр, в которые можно играть дома и в коллективе.

    Гербарий . Предложите ребенку дома соорудить сад камней или собрать гербарий. Можете купить маленький фонтанчик и предложить ребенку его украсить на свое усмотрение.

    Игры на бумаге. Этот возраст – время первых игр на бумаге. Вы можете играть в «Поле чудес», «Слова» или «Виселицу». Это поможет пополнить крохе словарный запас и позволит еще раз перед школой повторить все буквы.

    «Бомбочки». Вырежьте ребенку из бумаги зеленые и красные кружочки и усыпьте ими ковер. Включите веселую музыку. Задача ребенка – прыгать по зеленым кружочкам, не задерживаясь долго ни на одном из них. Попал на красный – проиграл, начинаем снова.

    Картонный домик . Картоном вам придется запастись заранее. При помощи скотча смастерите одну огромную коробку для ребенка (можно с окошками и дверцей). Внутри нарисуйте железную или автомобильную дорогу, расставьте киндеры и предложите ребенку поиграть.

    Чем занять ребенка 7 лет дома

    Вот ребенок пошел в школу, и времени на игры осталось меньше. Но это не значит, что малышу больше не хочется порезвиться.

    Что любит ребенок в семь лет :

    1. Играть в настольные игры.
    1. Собирать коллекции.
    1. Играть в «школу».
    1. Играть в бумажные куклы.
    1. Читать книги про животных.
    1. Делать физические упражнения.

    Занятия:

    Первое лото. Предложите крохе сыграть в лото. В эту прекрасную игру можно играть всей семьей, заодно школьник повторит ранее изученные цифры и разовьет внимательность. Вместо лото подойдет домино, шашки или игра в «уголки».

    Полная коллекция. Если малыш чем-то увлекается, он может начать это коллекционировать. Здесь подойдет все: наклейки, фишки, разные фигурки из киндер-сюрприза, фантики, карточки – что угодно.

    Игра в школу. Многие дети, приходя после уроков домой, пытаются воображать себя учителями и хотят учить маму с папой. Такие игры со сменой ролей очень полезны. Во-первых, они помогают снять стресс после школы, а во-вторых, позволяют лучше усвоить или закрепить учебный материал. Пусть ребенок достанет учебники и заведет вам тетрадку, в которой будет проверять домашние задания и ставить вам отметки. Вы же предоставьте ему доску, мелок, тряпочку и приготовьтесь быть послушной ученицей.

    Куклы для девочек из бумаги. В обычные куклы девочке уже может быть не так интересно играть. Предложите перейти на бумажные. Пусть она вырезает моделей из журналов и на обратной стороне подписывает их имена, возраст и что пожелает нужным. С помощью таких кукол можно играть в ту же школу, фотомоделей и конкурсы красоты, а также рисовать для них новые платья.

    Знакомство с животными . Подарите крохе большой атлас с животными и предложите провести исследование. Пусть он выберет одно животное, которое ему больше всего приглянулось и постарается узнать о нем как можно больше подробностей.

    Активные игры . В этом возрасте хорошо прибрести для крохи шведскую стенку или соорудить турник. Старайтесь постепенно приучать малыша к спорту, купите ему мяч и первые приспособления для спорта.

    Река на дому . Если вы живете в частном доме, соорудите из фольги траншею с высокими бортиками и наполните ее водой. Только помните, что фольга должна быть жесткая. По такой реке малышу очень понравится пускать картонные кораблики.

    Чем занять ребенка 8 лет дома

    В 8 лет продолжает расти и развиваться организм ребенка, однако до полового созревания еще далеко. Большую часть времени занимает школа. Поэтому так важно уметь отдыхать и правильно организовывать досуг восьмилетки.

    Что любит ребенок в восемь лет :

    1. Играть самостоятельно.
    1. Заниматься спортом и проявлять большую физическую активность.
    1. Узнавать новое.
    1. Соревноваться со сверстниками.
    1. Высказывать свое мнение.
    1. Привлекать друзей в игру.

    Занятия:

    Вырезалки . Восьмилетка отлично умеет справляться с бумагой, поэтому ему очень понравится вырезать снежинки, гирлянды или фигурки. З. Дадашова составила очень интересную книгу «Волшебная бумага : самоучитель по технике вырезания для школьников». Вашему ребенку непременно понравится составлять свои шедевры.

    Первые опыты . Приобретите для ребенка набор юного химика или физика. Это станет чудесной разгрузкой для мозга и в то же время удовлетворит тягу ребенка к познаниям. Такие наборы помогут подготовиться к химии и физике в старших классах и, возможно, навсегда привьют любовь к данным предметам.

    Настольный хоккей. Так как восьмилетки уже имеют друзей, позвольте ребенку пригласить друга домой и купите настольный хоккей, футбол или другую игру, в которую будет интересно играть вдвоем, не выходя из дома.

    Рисунки на песке . Соорудите ребенку световой стол для рисования песком (информацию по его созданию вы найдете в интернете). Это не только фантастично, но и необычно. Выключив свет, вы сможете из песка, камушков, круп или бусинок создавать настоящие шедевры.

    Рисование зентанглов . Вы можете приобрести специальную акварельную бумагу (можно заменить обычным альбомом) и купить линеры, чтобы предоставить ребенку возможность создавать невероятной красоты узоры стиле «зентангл». Для вдохновения подойдет все: узоры на ковре, шторах, одежде. Соединяя танглы воедино можно получить очень красивые плетения.

    Чем занять ребенка 9 лет дома

    К 9 годам ваш ребенок не только подрос, но и хорошо набрал в весе. Еще немножко, и он войдет в подростковый возраст. Девятилетки обладают молниеносным мышлением, четко выражают свои мысли, отлично пишут, считают и читают.

    Что любит ребенок в девять лет :

    1. Везде совать свой нос: что и как работает, изучать, исследовать.
    1. Разбираться в первых проблемах и задумываться: почему люди поступают так, а не иначе.
    1. Ставить перед собой небольшие задачи и решать их.
    1. Во всем использовать творческий подход.
    1. Читать книги на интересную тематику.
    1. Обустраивать свой уголок.
    1. Слушать звуки музыки.

    Занятия :

    Уроки музыки . Если ваш ребенок любит слушать музыку, то есть вы замечаете высокий интерес к этому виду искусства – непременно не оставляйте это без внимания. Приведите ребенка в музыкальную школу, где ему проверят слух. Позже вы сможете приобрести скрипку, пианино, духовой инструмент – что понравится больше. Тогда вопрос «чем заняться девятилетке дома» решится очень легко.

    Шахматы. В этом возрасте дети уже любят сложности, запутанные сюжеты и игры. Поэтому предложите ребенку научиться играть в шахматы. Это поможет не только развить логику, но и усилит умственную деятельность ребенка.

    Домашняя библиотека . Дети-школьники делятся на две категории: одни читают с упоением, другие же не любят этого делать. Если ваш ребенок зачитывается книгами и с удовольствием вам их пересказывает, купите ему книжный шкаф или хотя бы полки и составьте вместе домашнюю библиотеку. Пусть на полки ребенок поставит все, что ему дорого и читает в свободное время.

    Декупаж . Девятилетки уже вовсю стремятся наводить порядок и украшать свои вещи. Вот только порядок надолго не задерживается. Чтобы занять ребенка, предложите ему заняться декупажем. В больших городах есть магазины, в которых продаются товары для хобби. Смастерить потрясающие предметы он сможет как самостоятельно, так и вместе с вами.

    Домашние животные, травник или аквариум . В этом возрасте ребенок нуждается в заботе о младших. Купите ему аквариум, который можно наполнить морской водой и завести красивые кораллы и рыбок. Можно попробовать создать собственноручно травник – красивые растения за стеклом и уход за ними наверняка понравятся вашему ребенку. Для развития ответственности, купите ему котенка или собаку и поручите уход ребенку. Тогда свободное время не будет проходить в скуке.

    Вентилятор-радуга . Дайте ребенку покрасить лопасти вентилятора в самые яркие цвета гуашью. Далее остается включить и любоваться.

    Дизайн зонта . Найдите черный зонт, возьмите акриловые краски или гуашь сине-фиолетовой гаммы и нарисуйте с девятилеткой на внутренней части звездное небо. Вот увидите, как вашему ребенку понравится гулять в дождь.

    Чем занять ребенка 10 лет дома

    Жажда познаний проявляется повсюду – ребенок задает вам, друзьям и учителям очень много вопросов и уже умеет самостоятельно находить на них ответы в литературе и других источниках информации.

    Что любит ребенок в десять лет :

    1. Играть с друзьями.
    1. Бросать вызов вам и друзьям.
    1. Играть в компьютер.
    1. Мастерить что-нибудь.
    1. Проводить время на улице.

    Занятия :

    Монополия . Десятилетку очень трудно удержать дома. Начинается половое созревание, организм изменяется, поэтому ребенок становится очень активным. Но что делать, если на прогулку выйти не получается? Поиграть в Монополию! Это игра не только научит ребенка считать лучше всех, но и разовьет финансовое мышление.

    Детский микроскоп . Можете подарить десятилетке домашний мини-микроскоп. Ребенку очень понравится исследовать различные мелкие предметы. Вот увидите, с каким он удовольствием будет делиться впечатлениями.

    Фотоаппарат . Ребенка не оторвать от компьютера или телефона? Предложите ему проводить время с пользой и научиться делать красивые фотографии. Расскажите, как подбирать ракурс и найдите в интернете программы для обработки фото. Если использовать гаджеты, то только с пользой.

    Электронный конструктор «Знаток». Эта интерактивная игра подарит множество позитивных эмоций ребенку. Она подойдет не только для него, но и надолго зацепит внимание родителей. Светодиоиды, транзисторы, электросхемы – ваш подрастающий ребенок вряд ли это променяет на компьютер.

    Классики, не выходя из дома . Удовлетворить активность малыша вы можете и дома. Для этого возьмите изоляционную ленту и с ее помощью наклейте цифры на плитке в виде классиков.

    Вышивание без иголки . Найдите дома ткань-мешковину с крупными дырочками и дайте ребенку много разноцветных клубков. Он будет продевать ниточки через дырки, создавая красивейшее полотно.

    Домашний боулинг . Устроить домашний кегельбан совсем несложно. Вам понадобится длинная фанерка, ограничители по бокам из изоленты, подручные предметы (подойдут киндеры в качестве кегль) и попрыгун (можно заменить на крупную бусину или каштан).

    Как видите, домашних игр можно придумать множество, но что самое интересное: от компьютера оторветесь и вы, и ваш муж, так вам тоже захочется присоединиться. А такие совместные игры по-настоящему сближают.

    Игра – это один из самых важных для детей способов освоения мира. Именно так, в игре, проходит обучение подрастающих поколений во всей живой природе. Она позволяет животным в безопасной форме освоить жизненно важные навыки, перенять детенышам от старших наработанный опыт и найти свои способы взаимодействия с окружающим миром.

    Человечество также за тысячелетия не придумало лучшего способа обучения, чем игры. Сложность требований к современному человеку привело и к многообразию игр, которые помогают оттачивать самые разнообразные умения и навыки. Всё больше среди них тех, которые ведут к длительной малоподвижности детей. Поэтому так важны подвижные игры для детей в помещении от 7 до 10 лет.

    У детей младшего школьного возраста резко вырастают интеллектуальные нагрузки, образ жизни основательно отличается от дошкольного детства. На смену регулярным прогулкам и занятиям на свежем воздухе приходит необходимость проводить по много часов в малоподвижном состоянии в помещении школы и за выполнением уроков дома. Подвижные игры призваны смягчить этот переход для детей, дав необходимую для здоровья физическую нагрузку.

    Обучающие и развивающие игры для младших школьников помогают им освоить навыки интеллектуальной деятельности, развивать мышление, легко и с удовольствием узнавать новое. Командные игры, которые активно осваиваются детьми 7 – 10 лет, дают им важнейшие для жизни навыки социального взаимодействия.Они учат детей добиваться поставленных целей, не бояться трудностей.

    У детей дошкольного возраста и прогулки на улице, и во многом игровая деятельность организовывалась взрослыми. Хотя самостоятельность младших школьников увеличивается, но они всё ещё нуждаются в помощи взрослых, чтобы освоить новые игры и более продуктивно проводить свое свободное время. В отличие от подростков, они готовы и хотят принять участие взрослых в организации игр.

    Подвижные игры

    Дети 7-10 лет физически крепче и выносливей дошкольников. У школьников этого возраста происходит развитие костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, укрепление связок, увеличение объема легких, улучшение координации движений. Поэтому дети этого возраста могут играть с достаточно большой физической нагрузкой более длительное время. Сами игры усложняются и становятся более разнообразными.

    Оптимально для здоровья проводить подвижные игры на свежем воздухе, но наш климат и необходимость для школьников проводить значительное время в помещении не всегда позволяют это. Поэтому приведем несколько подвижных игр для детей 7 – 10 лет, которые можно проводить как на улице, так и в просторном помещении.

    Мальчикам этого возраста особенно полезны силовые упражнения. Такие, например, как перетягивание каната или «Бой петухов».

    • «Бой петухов» . Мелом чертится достаточно просторный круг, внутрь которого становятся двое играющих. Они должны заложить руки за спину и согнуть одну ногу. Прыгая на одной ноге и не помогая руками, они должны постараться вытолкнуть соперника из круга. Проигрышем считается не только покидание круга, но и если игрок становится на две ноги или использует руки.
    • «Вытяни соперника ». По кругу друг против друга выстраиваются две команды. Задача игроков у одних затащить противника в круг, у других – вытянуть из круга. Это нужно сделать за одну – две минуты индивидуальных схваток, дергая соперника за пояс или руки. Тот, кто был побежден в этом коротком поединке, выбывает из игры. Проводятся несколько раундов и побеждает та команда, где осталось больше игроков.
    • Девочки же предпочитают упражнения на развитие гибкости, чувства равновесия или ритмики. Хотя и мальчики охотно принимают в них участие.
    • «Пройди под лентой ». На уровне груди детей натягивается веревка. Нужно пройти под ней, не задев. В более усложненном варианте игрок должен при этом откланяться назад. Затем веревка последовательно опускается всё ниже и ниже до тех пор, пока не останется один игрок.
    • Но большинство подвижных игр, отличающихся от спортивных меньшей жесткостью правил и более свободным составом участников, ориентированы на детей разного возраста, независимо от пола.
    • «Рыбак ». Здесь один ведущий – «рыбак» с «сетью»скакалкой. Он стоит в центре. Остальные участники стоят по кругу. Рыбак крутит скакалку по полу, стараясь задеть игроков. Их задача, подпрыгивая, избежать этого.
    • «Атомы, молекулы ». Школьники произвольно двигаются до тех пор, пока не прозвучит команда ведущего. Он произносит число, например, три или пять. Игроки «атомы» должны тут же объединиться в «молекулы» из названного количества участников. Тот, кто не успел попасть в «молекулы», выбывает из игры.

    Подвижные игры для детей. Мамина школа.

    Физкультминутки для начальной школы

    Дети 7-10 лет находятся в фазе активного роста. Природа заложила в них потребность в активном движении, которое обеспечивает гармоничное физическое развитие формирующихся мышц. А общество требует в первую очередь интеллектуального развития, которое возможно лишь при школьном обучении. Физические упражнения на физкультуре не могут дать ученикам младшего школьного возраста необходимого уровня нагрузок.

    Поэтому в начальной школе обязательно проводят физкультминутки на уроках и переменах. Они обязательно включают в себя упражнения на различные группы мышц. Одна из обязательных рекомендаций по проведению физкультминуток – проведение их на фоне положительного настроя школьников. Обеспечить это помогают подвижные игры.

    Физкультминутки зачастую включают упражнения с использованием различных предметов .

    1. «Пройди вслепую ». Несколько кеглей расставляются по прямой на равном и достаточно большом расстоянии (около 80 см) друг от друга. Играющий должен пройти от начала до конца дорожки, не сбив их.
    2. «Передай товарищу ». Детей выстраивают в ряд вдоль парт, и в каждом ряду от края к краю передается под музыку кегля. Музыку время от времени останавливают, и тот, у кого в этот момент остается кегля, выбывает из игры.
    3. «Успей схватить ». Школьников ставят друг против друга на возможно большем расстоянии. Посредине между ними ставят стул с кеглей. По сигналу одновременно пара детей бежит к стулу. Побеждает тот, кто схватит кеглю.

    Обучающие игры

    Подвижные упражнения могут соединяться с дидактическими, обучающими целями. Они предполагают более четкие правила по сравнению с обычными подвижными играми и продуманную педагогами обучающую цель.

    1. «Верю – не верю »: Для детей 7 – 10 лет на развитие логического мышления. Дети становятся в круг, а водящий кидает мяч, говоря при этом фразу. Тот, кому ведущий бросает, должен сказать «Верю», и поймать его. Если он считает утверждение ложным, то мяч не ловится и произносится «Не верю!». Если реакция была верной, то игроки меняются ролями.
    2. «Слова» . Обучающая игра с мячом на закрепление знаний для детей 7- 10 лет. Один участник кидает мяч и задает тему, например, животные. Тот, кто ловит мяч, называет какое-нибудь животное. Затем принявший мяч бросает его следующему из школьников, и задает уже свою тему.
    3. «Пряталки »: На развитие внимания и наблюдательности у младших школьников. Детям дается время внимательно посмотреть на помещение. После этого они отворачиваются и закрывают глаза. Один или несколько ведущих прячут в комнате несколько предметов средней величины. Затем под музыку остальные ищут спрятанное. Победители те, кто первыми нашли спрятанное.Если играют команды, побеждает та, которая нашла больше предметов.

    Игры с мячом для школьников

    Упражнения с мячом одни из самых популярных у детей самого разного возраста. Играть с мячом дети начинают ещё с дошкольных лет, и к подготовительной группе делают это уже достаточно хорошо. У детей младшего школьного возраста координация движений и выносливость выходят на новый уровень, поэтому упражнения с ним ведутся уже по более сложным правилам. Конечно, упражнения с мячом можно проводить лишь в достаточно просторном помещении без бьющихся предметов.

    1. «Попробуй, отбери! ». Дети делятся на две группы. Ведущий вбрасывает мяч. Одной группе нужно перекидываться мячом, не давая ему упасть на землю. Вторая часть детей им всячески мешает. Игрок из второй группы, схвативший мяч, меняется ролями с тем, кто его уронил.
    2. «Захвати вкусняшку ». На столик выкладываются настоящие или игрушечные фрукты, орехи или конфеты.Дети по очереди подбрасывают мяч, и пока он не коснется пола нужно успеть схватить что-то из вкусненького. Школьников, которым это не удалось, выводят из игры.
    3. «Зелёные и красные ». Здесь потребуется два средних мяча разного цвета, например, зеленого и красного. Детей делят на две команды, в которых выбирается по капитану. Ведущий подает сигнал и капитаны кидают мячи как могут далеко. По второму сигналу игроки бегут каждый за своим мячом. Игрок, принесший капитану мяч первым, приносит очко команде. Затем всё повторяется для следующей пары школьников. Мяч бросает только капитан. Все действия происходят только по сигналу ведущего.

    Командные игры

    Как видим, большая часть подвижных игр предполагают командные действия. Дети 7 – 10 лет вполне готовы к этому. Но ребята этого возраста ещё очень эмоциональны, не всегда могут контролировать свое поведение. Поэтому организаторам игр стоит учесть несколько правил.

    Организация командных игр должна быть особенно хорошо продумана, так как в отличие от просто подвижных игр, включает мощный элемент состязательности. Это делает игру более эмоциональной и может спровоцировать конфликты школьников при взаимодействии.

    Необходимо убедиться, что участники хорошо поняли правила и цель игры, чтобы не породить конфликт из-за их разночтений у противоборствующих команд.

    Организаторы должны постараться разбить участников на примерно равные по силам и умениям группы.

    Необходимо обеспечить объективное судейство, так как дети весьма чувствительны к несправедливости.

    Активные упражнения должны чередоваться с более спокойными заданиями, объединяясь в игры-эстафеты. Потому что дети этого возраста при непрерывном интенсивном движении более 15 минут могут переутомиться.

    Конкурсы для детей 7 – 10 лет. Подвижные конкурсы и игры для детей от 7 до 10 лет.

    Развитие ребенка 7 лет от рождения претерпевает много изменений. Из маленького карапуза он превращается в школьника. Соотношения между частями тела приближаются к пропорциям взрослых. Он хорошо разговаривает, логически излагает свои мысли, умеет читать и учится писать прописью. Вместе с тем, дети переживают непростой переходный период. Их жизненные обстоятельства меняются, не всем получается легко приспособиться к школьным занятиям, новому коллективу. Потому родители должны быть особенно внимательны к своим малышам в этом возрасте.

    Физическое развитие детей в 7 лет

    Пропорции тела у детей седьмого года жизни приближаются к взрослым. У них сильно вытягиваются руки и ноги, туловище, относительно остальных частей тела, становится короче. Скелет интенсивно растет, а мышцы еще слабо развиты. Потому длительные статические нагрузки приводят к нарушениям осанки. Детям надо правильно организовывать рабочее место, делать передышки во время уроков. Большое значение имеют физические упражнения на переменах. Неплохо, если ребенок ходит в спортивную секцию.

    Семилетние малыши выдерживают интенсивные физические нагрузки. Они проходят пешком несколько километров, можно их смело брать в однодневные походы. Ребенок может пробежать в быстром темпе около 30-40 метров. Прыгает с места на 40 см, а с разбега — на метр. Легко подпрыгивает на правой и левой ноге. Играет с мячом, может легко попасть в цель с нескольких метров. Дети умеют прыгать со скакалкой, катаются на двухколесном велосипеде, плавают. Нервная система и рефлексы развиты пока слабо, они не контролируют еще всех движений. Потому дети не могут быстро выполнять упражнения, стартовать по сигналу.

    Мелкая моторика рук интенсивно развивается, но пока не совершенна. Потому во время уроков руки у деток устают. Малышу легче писать и рисовать в тетради крупные буквы и фигуры. Параллельные и прямые линии получаются не слишком точные. Детям иногда трудно правильно определить и отобразить на бумаге наклон буквы, выписать сложные элементы. Зато лепка, аппликация, нанизывание бусинок, пазлы, складывание конструкторов у малышей получаются намного лучше, чем раньше. Прикладным занятиям уделяйте как можно больше внимания. Они помогут развивать мелкую моторику и улучшить письмо у детей.

    Развитие речи и мышления у ребенка 7 лет

    Седьмой год жизни – это время окончательного формирования литературной речи. Дети выговаривают уже все буквы, умеют изъясняться сложными предложениями. Они четко и логически высказывают свои мысли, умеют вести диалоги. Словарный запас у младшего школьника большой, достигает нескольких тысяч слов. Следует учить детей произносить длинные монологи, пересказывать усвоенный материал, прочитанные тексты. Речь должна формироваться по законам литературного, а не простого разговорного языка.

    На седьмой год ребенок продолжает активно воспринимать новую информацию. Он быстро запоминает и анализирует материал, прекрасно обучается. В процессе умственной деятельности семилетки используют разные виды мышления:

    • Наглядно-действенное
    • Наглядно-образное
    • Наглядно-схематическое
    • Словесно логическое.

    Основным типом мышления продолжает оставаться наглядно-образное, которое постепенно замещает наглядно-действенное, свойственно для младшего возраста. Дети воспринимают информацию лучше, когда видят перед собой конкретные предметы, наглядные пособия. Они способны воспринимать их в целом, ориентируются в схематических изображениях (наглядно-схематическое мышление). Умеют выделять основные свойства предметов, группировать их между собой по этим признакам. Условия задачи ребенок способен лучше воспринимать, если видит перед собой образ, контролирует результат своей работы с помощью наглядной демонстрации. Словесно-логическое мышление находится лишь в начальной стадии развития, окончательно оно сформируется только в подростковом возрасте.

    Память и внимание

    Дети в 7 лет лучше всего запоминают материал, который их заинтересовал или вызвал эмоциональный отклик. Через год они совершенствуют произвольную память, и смогут выучить даже то, что им не слишком нравится. В младшем дошкольном возрасте хорошо функционирует механическое запоминание. Это помогает детям быстро усваивать новый материал. Но не следует сильно опираться на механическую память. Если малыш привыкнет зубрить, не понимая материала, в дальнейшем ему будет трудно учится. Объясняйте школьнику то, что он изучает. Тогда и память станет лучше, и способность к усвоению больших объемов информации повысится.

    У школьников младшего возраста возникают проблемы с вниманием. Они легко отвлекаются на раздражители. Концентрироваться на одном занятии детям пока трудно, их хватает минут на десять или двадцать. Ребенок может внимательно заниматься делом, далеким от учебы, но интересным ему лично. Например, мальчик или девочка на уроке рисуют в тетради или на парте, вместо того, чтобы читать. Внимание у детей развивается по-разному. Одни дольше концентрируются на каком-то деле, зато труднее переключаются. У других функция переключения с одной задачи на другую работает хорошо, зато есть трудности с концентрацией. Полностью сформируется эта функция у малыша через год или два.

    Итак, на седьмой год жизни интеллект школьника уже неплохо развит. Вот какими навыками он должен обладать, в первом классе:

    • Уметь читать (хотя-бы по слогам)
    • Уметь считать до 100, знать простые арифметические функции в пределах 20-ти
    • Писать прописью
    • Уметь устанавливать логические связи между основными признаками предметов, воспроизводить их по образцу
    • Уметь использовать логику в мыслительных процессах
    • Правильно оценивать действия людей и свои собственные
    • Иметь развитую координацию и мелкую моторику рук
    • Понимать и пересказывать детские рассказы, сказки
    • Иметь желания получать новые знания, быть готовы м прилагать к этому усилия.

    Правильно оценить уровень развития школьника поможет психолог, хороший школьный учитель. Родителям важно понять, что все дети развиваются по своему плану, у каждого собственные способности и характеристики. Нельзя в первый год школы оказывать на детей слишком сильное давление. Лучше использовать положительные мотивации для обучения, чем наказания.

    Эмоциональное развитие и социальные связи

    Возрастные особенности развития психики и эмоций у детей в 7 лет связаны с очередным изменением обстоятельств их жизни. В этот год у них формируются:

    • Собственное мировоззрение
    • Этические и эстетические нормы
    • Личная мотивация
    • Умение придерживаться общепринятых правил и норм
    • Самооценка и личное сознание

    Эмоциями детей на седьмой год жизни начинает управлять интеллект. Они начинают осознавать мотивы собственного поведения, состояние своей психики. Информация, получаемая в процессе обучения, сильно помогает в этом нелегком деле.

    Семилетний ребенок продолжает уделять много времени сюжетно-ролевым играм. Это не только метод развития, но и способ общения со сверстниками. У детей сильно развито воображение, но они уже не идентифицируют себя до конца с выдуманными героями. Скорее дети на седьмой год жизни воплощают фильмы, играют роли, как актеры. Постепенно уроки, получение новых знаний вытеснят игру. Общение между детьми перейдет в словесное, а взаимодействие – в решение общих задач.

    Школьные уроки, освоение новых знаний, сильно влияют на формирование личности. Ребенок сравнивает свой теперешний объем знаний и навыков с тем, что он умел еще год назад. Родителям нужно подчеркивать эти положительные изменения, создавать у школьника положительную мотивацию к дальнейшему обучению. Успеваемость в школе может сильно повлиять на дальнейшую самооценку малыша. Успешная учеба поднимает самооценку, вызывает удовольствие от собственных успехов. Плохие оценки в школе доводят детей до депрессии. Не нужно ругаться, если ребенок плохо учится. Подчеркивайте в общении с малышом, что любите его. А достичь успеха можно, приложив чуть больше усилий.


    Отправить

    Кризис семи лет у детей связан с осознанием своей социальной роли. Они начинают понимать собственное место в обществе, у них по-новому формируются отношения со взрослыми и сверстниками. Переживания и чувства школьника становятся более глубокими, чем у малыша. У него формируется собственный внутренний мир, основанный на мировоззрении, внешних обстоятельствах и личных эмоциях. Часто поведение детей становится странным, натянутым, «искусственным». Они не слишком умело скрывают свои переживания. Дети опять капризничают, становятся вспыльчивыми, занимают позицию отрицания. Перепады настроения вскоре пройдут, когда ребенок осознает свое новое «я» и научится справляться с новыми эмоциями. У одних детей кризисный период длится несколько месяцев, а другим понадобиться для установления эмоциональной стабильности год или два.

    Режим семилетнего ребенка

    Обеспечить правильное развитие ребенка в 7 лет поможет режим и нормальные отношение в семье. Детям нужно время для отдыха и для занятий. Спать школьник должен около 10-ти часов, ложиться не позже девяти вечера. После школы следует несколько часов отдохнуть. За уроки лучше всего садиться в 16 часов. Домашние задания делайте не больше часа. Каждые 25-30 минут следует делать перемену. Для лучшего восприятия материала нужны наглядные материалы. Поможет таблица с примерами сложения и вычитания, красочный алфавит на стенке.

    У малыша должно быть личное пространство в доме. Даже если квартира маленькая, попробуйте выделить ему уголок с партой или письменным столом, тумбой. Ребенок должен иметь место, где будет прятать свои тетради, книги, раскраски, машинки и куклы. Ведь для семилетки игрушки и учебные пособия одинаково важны. В его познавательной деятельности игра и обучение еще очень тесно переплетены. Чтобы выработать у школьника внимательность и усидчивость, постарайтесь правильно оборудовать его рабочее место. Во время уроков детей не должно ничто отвлекать. Не ставьте стол напротив окна, чтобы малыш не отвлекался. Свет должен падать с левой стороны. Купите настольную лампу, установите ее так, чтобы она не мешала и свет ее падал на рабочее место.

    Не игнорируйте детских переживаний. Выслушивайте все, что рассказывает малыш о школе, о своих друзьях. Общайтесь с ним «по-взрослому», говорите о дружбе, обязанностях, планах на будущее. Почаще хвалите маленького школьника за все его достижения. Дети хорошо развиваются и учатся, если чувствуют себя дома комфортно и уютно. На выходных желательно проводить с малышом больше времени, летом спланируйте загородную поездку, зимой сходите вместе в кино или просмотрите интересное видео. Не жалейте для детей своего времени, ведь каждая минута, вложенная в них, вернется потом и станет опорой в их взрослой жизни.

    Статьи по теме: