Физическое развитие детей 3 4 лет. Контрольная работа Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет)

Три года -- это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96±4,3 см, вес 12,5+1 кг, окружность грудной клетки 51,7+1,9 см, окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого.

Особенности опорно-двигательного аппарата. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий.

Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опушенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания. В период 3--4 лет диаметр мышц увеличивается в 2--2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в процессе изобразительной деятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом. Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением.

Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями. Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыха¬ния лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба. В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое. Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Воспитатели на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. У ребенка 3--3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и сло¬весные воздействия на детей.

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая -- с формированием его деятельности. С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Период появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста) знаменуется переменами в его поведении -- возникает стремление действовать самому. Л.И. Божович отмечает, что с возникновением «системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим. Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых -- создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь. Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения. Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12--13 раз. Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2--3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей. На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (ленка, рисование, конструирование). Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы.

В возрасте 3--4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения.

Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем. Когда ребенок заявляет: «Я сам», он оказывается в положении, выход из которого возможен по двум направлениям.

В этой статье:

Три-четыре года - это период младшего дошкольного возраста. Дети в это время в большинстве своем открывают двери в детский сад, постепенно начинают готовиться к школе. Изменяются их физические и психологические характеристики.

Основные физиологически показатели детей в 3-4 года: риски и нормы

Трех- четырехлетние малыши, как правило, весят около 12,5 кг (+/- 1 кг). Рост их колеблется в области 96-100 см. Грудная клетка в окружности составляет 51,7 см (+/- 1,9 см), окружность головы составляет 48 см. В этом возрасте число молочных зубов достигает 20 штук, а общий объем черепа практически идентичен черепу взрослого человека.

В это время дети имеют некоторые особенности опорно-двигательного аппарата. У малышей пока еще не устойчив позвоночник, суставы и кости легко изменяют форму под воздействием внешних условий.

Деформации может поддаваться не только позвоночник, но и суставы пальцев, например, если ребенку приходится часто работать с неподходящими для его возраста видами пластилина. Некорректные позы в сидячем или стоячем положении обязательно станут причиной нарушения осанки, что, в свою очередь, приведет к нарушению работы системы кровообращения и дыхания.

Начиная с трех-четырех лет у детей в несколько раз увеличивается мышечная масса, мышечные волокна совершенствуются в результате процессе дифференциации. В конце третьего
года и начале четвертого у детей особенно хорошо получается совершать движения одной рукой, например кидать мяч или катить игрушку. Основная причина - более развитая, по сравнению с мелкой, крупная мускулатура.

Игровая деятельность позволяет совершенствовать движения кистей и пальцев. Ребенок в 3-4 года становится более координированным. А вот что касается дыхательных путей, то их развитие еще не окончено. Малыши пока имеют отличные от взрослых дыхательные пути, отчасти за счет более узких воздухоносных путей:

  • бронхов;
  • гортани;
  • носовых ходов;
  • трахеи.

Имеет свои особенности и слизистая оболочка, для которой
сейчас характерна повышенная ранимость. Главным побочным эффектом недоразвитости слизистой в этом возрасте являются частые заболевания органов дыхания.

В 3-4 года ребенок не способен самостоятельно контролировать дыхание, подстраивая его ритм под ритм движения. Поэтому родителям нужно помочь малышам научиться дышать носом без задержки дыхания. Для этого хорошо подойдут игровые задания, например с пушинками или легкими бумажными элементами.

Развитие внутренних систем и головного мозга

Если сравнивать сердечно-сосудистую систему с системой органов дыхания в возрасте 3-4 лет, то она на порядок более развита. При этом нужно понимать, что как часы сердце малыша будет работать только при условии соблюдения адекватных возрасту нагрузок.

В младшем дошкольном возрасте активно происходит развитие нервной системы. К концу третьего года жизни ребенок учится анализировать и синтезировать воздействие на него окружающего мира. Во многом это становится возможным за счет развития речи дошкольника, которая помогает малышу лучше воспринимать действительность.

В 3-4 года дети способны лучше концентрироваться, поэтому с ними можно работать над изучением и закреплением учебного материала. Нужно учитывать, что степень концентрации может изменяться в зависимости от влияния на ребенка окружающих факторов. Например, ребенок легко отвлекается на посторонних, а также на звуки и движения в помещении, где проводятся занятия.

Нельзя пока назвать совершенным и развитие процессов возбуждения и торможения. Дети в этом возрасте бывают нелогичны, что проявляется излишней суетливостью или неожиданной сдержанностью. Повышенная возбудимость в возрасте 3-4 лет как раз и является главной причиной утомляемости дошкольников.

У малышей в этом возрасте свои особенности имеют и сигнальные системы. А межанализаторные связи находятся на такой степени развития, что пока дошкольники не всегда способны адекватно реагировать на замечания воспитателей. Чтобы добиться результата в этом возрасте, куда более эффективным будет помочь ребенку, указав ему правильное направление действий, чем высказывать пожелания в словесной форме.

Особенности развития личности дошкольника

После трех лет ребенок начинает больше задумываться о себе как о личности. Он уже знает, к какому полу принадлежит, знает свое имя, сколько ему лет, как он выглядит. Местоимение «я» в речи малыша будет свидетельствовать о том, что кроха полностью осознал себя как отдельную личность. Вместе с этим в его психике появляются новые особенности. Одна из них - это желание нравиться взрослым, получать похвалы за поступки.

Другая - желание быть самостоятельным и делать все так, как хочется. На почве развития этих прямо противоположных направлений в душе малыша возникает первый внутренний конфликт, который ему отчаянно мешает жить в гармонии с собой.

Именно поэтому три-четыре года для большинства малышей - это кризисный возраст, с которым им могут помочь справиться только родители и опытные воспитатели. Признаками кризисного возраста станут:

  • упрямство;
  • частые перепады настроения;
  • негативизм.

Еще одна особенность, неизменно отмечающая развитие детей в возрасте 3-4 лет - это намеренный характер игровых действий. Дети четко знают, во что они будут играть и как. Они выбирают для себя разные роли, строят объекты из кубиков, рисуют и лепят, создавая первые композиции.

В целом можно отметить, что для развития ребенка младшего дошкольного возраста характерна преднамеренность, приходящая на место произвольности действий. Пока, на четвертом году жизни, действия преднамеренны лишь отчасти. Малыш не всегда способен до конца придерживаться цели, часто отвлекается как в бытовой, так и в игровой деятельности.

В среднем за время игры ребенок может потерять концентрацию до 13 раз! Также кроха пока не всегда может планировать свою деятельность – это умение придет чуть позже. В 3-4 года дети чаще останавливают выбор на нескольких предметах, необходимых им для игры, особо не думая о том, как будут развиваться события дальше.

В этом возрасте детей не нужно долго упрашивать пойти на прогулку, поиграть в подвижные игры, просто побегать или постоять на голове. В этом деле они — крупные специалисты. Пришло время запастись не только новыми активными играми, но и делать веселую зарядку по утрам, приобщать ребенка к спорту.

Предположение ученых

По наблюдениям некоторых ученых, у девочек в возрасте 3—5 лет интенсивнее развивается левое полушарие, которое отвечает за речевые навыки. Они начинают говорить раньше, выражаются эмоционально и красиво, правильно строят предложения. Мальчики считаются «правополушарниками». Они лучше ориентируются в пространстве, активно и быстро двигаются.

В возрасте от 3 до 5 лет дети не прибавляют много в весе и не растут так стремительно, как в первый год жизни. Однако в этот период они сильно меняются внешне. Исчезают их «ангельские» черты: пухлые щечки, складки на ручках и круглый животик... Они все больше становятся похожими на маленьких взрослых.

Что нового происходит в организме ребёнка в период от 3 до 5 лет

◈ Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений. Исчезает неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их грубая и тонкая моторика совершенствуется.

◈ Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека. Центр тяжести смещается вниз, как и положено.

◈ Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек — жировой. Кстати, количество жировой ткани трехлетнего ребенка такое же, как и у взрослого человека. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. Поэтому в раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.

◈ Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.

◈ Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.

◈ Cовершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.

◈ К пяти годам вес мозга ребенка составляет 90 % веса мозга взрослого человека. Установлено, что связи между правым и левым полушариями у детей до двух лет недостаточно сформированы. Однако после двух лет они начинают интенсивно налаживаться.

ЧТО МЫ УМЕЕМ?

Три года . Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках). В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки).

Четыре года . Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки. В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.

Пять лет. Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.


Содержан ие
    Анатомо-физиологические особенности развития детей 3-4 лет……………….... 3
    Психолого-педагогические особенности развития детей 3-4 лет………………… 9
    Содержание физкультурной работы с детьми 3-4 лет……………………………. 13
    Список литературы…………………………………………………… ……………….19

Анатомо- физиологические особенности развития детей 3-4 лет

Для физического воспитания детей 3-4 лет в оптимальном варианте и в соответствии с их двигательными возможностями педагогу необходимы элементарные знания анатомо-физиологических особенностей развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Известно, что каждый возрастной период имеет определенную специфику развития. Есть такие особенности и у детей четвертого года жизни.
Трехлетний возраст переломный в развитии ребенка и характеризуется важными качественными изменениями многих функций организма. Не случайно этот возрастной период является социально-признанной границей между ясельным возрастом и возрастом поступления ребенка в детский сад. Между тем физиологическое и психофизиологическое развитие ребенка не обеспечивают еще того уровня самостоятельности, необходимого для адаптивного пребывания в детском учреждении. В дошкольном возрасте происходят значительные преобразования в деятельности всех физиологических систем детского организма. С физиологических позиций этот возраст – один из критических этапов развития, от которого во многом зависит вся последующая жизнь ребенка.
Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики , то есть их физической подготовленности.
Интенсивность ростовых процессов после 3 лет снижается. Так, если к 2 годам рост детей увеличивался в среднем на 10-12 см, к 3 годам - на 10 см, то к 4 годам - всего на 6-7 см. В 3 года средний рост мальчиков равен 92,7 см, девочек - 91,6 см, соответственно в 4 года - 99,3 см и 98,7 см - ростовые показатели почти одинаковы. Рост детей четвертого года жизни находится во взаимосвязи с развитием основных видов движений - прыжков, бега, метания, равновесия. Дети высокого роста бегают быстрее сверстников, а невысокие ребята делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высоким темпом передвижения. Способность к быстрому бегу определяется также индивидуальными различиями, координационными возможностями, которые в данной возрастной группе еще не велики.
Следующий показатель – вес . В возрасте от трех до шести лет годовые увеличения в весе также примерно одинаковы для детей обоего пола. Прибавка в весе составляет в среднем 1,5-2 кг. В 3 года вес мальчиков составляет 14,6 кг, а девочек - 14,1 кг. К 4 годам это соотношение изменяется, соответственно составляя 16,1 кг и 15,8 кг. Окружность грудной клетки увеличивается, но разница между мальчиками и девочками по этому показателю незначительна. В 3 года эта величина составляет 52,6 см (мальчики) и 52 см (девочки), в 4 года - 53,9 см и 53,2 см.
«Общей закономерностью развития опорно-двигательного аппарата в ранние периоды детства является его гибкость и эластичность. По мере роста ребенка происходит срастание отдельных костей черепа и его окончательное формирование. К 3-4 годам завершается срастание затылочной кости. К четырем годам приобретает свою форму и височная кость, завершается формирование межкостных швов. Объем черепа продолжает увеличиваться, достигая к трем годам 80% объема черепа взрослого человека.»
К 2-3 годам у детей заканчивается прорезывание молочных зубов, их количество приближается к 20. Их здоровье, рост и развитие во многом зависят от питания. Ребенок 3-4 лет в среднем затрачивает в день 1000-1600 калорий. Для данного возраста характерен высокий уровень обменных процессов во всех тканях организма. В рацион входят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода. Для построения костей скелета и зубов необходимы кальций и фосфор. Ребенок должен получать за сутки с молочными, рыбными и другими продуктами 1 г кальция, 1,5-2 г фосфора и 15-20 мг железа.
Костная система у детей богаче хрящевой тканью, чем у взрослых. Процесс окостенения скелета происходит постепенно, на протяжении всего периода детства. До полутора лет позвоночник ребенка растет равномерно, затем замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков. В 5 лет вновь все отделы позвоночника начинают расти равномерно. Гибкость и подвижность позвоночника обеспечиваются наличием значительного процента хрящевой ткани. Физиологические изгибы позвоночника в 3-4 года неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, сильный наклон головы вперед и вниз) могут стать привычными и привести к нарушению осанки, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания.
Формирование свода стопы начинается на первом году жизни, наиболее интенсивно – с началом ходьбы и продолжается в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо уделять особое внимание подбору соответствующей обуви(на каблучке), использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы.
«Развитие движений у детей 3-7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры, изменением структуры и функциональных возможностей скелетных мышц».
Рассмотрим развитие основных видов движений у детей четвертого года жизни. На втором году жизни ребенок овладевает сложным двигательным актом – ходьбой. Определяющим условием формирования ходьбы детей четвертого года жизни является, по данным А.А. Саркисяна (1983 г.), целенаправленное обучение, которое осуществляется в специфической игровой форме путем разучивания детьми способов правильной ходьбы методом целостного упражнения.
Бег формируется в конце второго года и совершенствуется на третьем году. У ребенка 3 лет бег характеризуется мелким, семенящим шагом. Многие дети плохо отталкиваются от почвы и бегут на всей ступне. По данным С.Я. Лайзане, хорошая координация движения рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе: у 30% детей 3 лет, у 70-75% - 4 лет.
Развитие навыка прыжка начинается задолго до его полной сформированности. При систематических занятиях к 3 годам 90% детей могут четко подпрыгивать на месте на носках и спрыгивать с высоты 20 см, однако они все еще приземляются почти на всю стопу. При специальном обучении в 3 года дети прыгают в длину с места на 25-40 см.
По данным Н.П. Кочетовой, для детей 3-4 лет характерна безразличная поза при бросании на дальность и в цель. Правильное исходное положение принимают меньшинство детей третьего и четвертого года жизни. Дети этого возраста еще не умеют развернуть туловище в сторону бросающей руки. При броске в цель прицеливание у ребенка заключается всего лишь в устремленном взоре в нужную сторону. Длительность прицеливания колеблется от 1 до 3-4 с. Размах у ребенка слабый, трудно соразмерить силу броска и расстояние, поэтому он попадает в цель только на расстоянии 1-1,5 м.
Детям 3-4 лет труден также бросок вверх с последующей ловлей. При броске вверх могут выдержать направление только 37% четвертого года жизни. Так же совершенствуется с возрастом умение детей ловить мяч: в 3 года ребенок ловит мяч при небольшом подбросе (20-25 см), почти не выпуская из рук, на четвертом году – 30% детей ловят мяч, при этом из них кистями рук могут ловить только 25%.
Чувство равновесия - необходимый постоянный компонент любого движения и сохранения любой позы. Развитие чувства равновесия происходит постепенно, в связи с совершенствованием функции коры головного мозга человека, уравновешивания процессов возбуждения и торможения, развития вестибулярного аппарата, мышечного чувства, помогающего оценить всякое изменение в положении и перемещении частей собственного тела. В совершенствовании функции равновесия большое значение имеет тренировка и использование различных средств физического воспитания.
Таким образом, к 3 годам ребенок владеет почти всеми основными движениями и начинает их реализовывать в своей свободной двигательной деятельности. Так что на протяжении четвертого года жизни условные связи закрепляются и в процессе обучения совершенствуются.
«Для образования определенных двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов, т.е. образования двигательного стереотипа, требуется определенная повторность и последовательность применения раздражителей. Таковыми раздражителями являются физические упражнения».
Физические упражнения нужно подбирать так, чтобы нагрузка распределялась равномерно на все части тела. При проведении упражнений общеразвиваюшего характера с детьми четвертого года жизни необходимо использовать различные исходные положения - сидя, лежа, на спине, животе и т.д. При выполнении упражнений стоя, это в основном стойка ноги на ширине стопы или плеч. Стойка «ноги вместе» неустойчива и нецелесообразна, поэтому используется редко.
При обучении основным видам движений - равновесию и прыжкам, как правило, используют поточный способ организации детей. В упражнениях с мячами (катание, перебрасывание, бросание и ловля мяча) обычно используют фронтальный способ организации, что повышает двигательную активность детей и увеличивает моторную плотность занятия в целом. Необходимо соблюдать определенную дозировку физических упражнений. Так, количество упражнений общеразвивающего характера составляет 4-5 и повторяется 4-5 раз. Темп проведения упражнений и необходимые паузы зависят от физической подготовленности детей каждой конкретной группы.
Важно отметить, что к четырем годам выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка , роль слова в процессе двигательного обучения повышается. Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого.
Рост и развитие костей в большей мере связаны с работой мышц. Мышечный тонус (упругость) у младших дошкольников еще недостаточный. В развитии мышц выделяют несколько узловых возрастов, один из них - 3 - 4 года. В этот период диаметр мышц увеличивается в 2 – 2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Строение мышц, характерное для детей четвертого года жизни, сохраняется без существенных изменений до шестилетнего возраста. Мускулатура по отношению к обшей массе тела и мышечная сила у ребенка 3-4 лет ещё недостаточно развиты. Так, кистевая динамометрия (правая рука) в четыре года у мальчиков составляет 4,1 кг, а у девочек - 3,8 кг. В этом возрасте крупная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой. Поэтому детям легче даются движения всей рукой (прокатить машинку, мяч и т.д.). Но постепенно в строительных дидактических
играх, в изобразительной деятельности совершенствуются движения кисти пальцев. Дети осваивают складывание башенок, пирамидок и т.д.

«В 3,5 – 4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно может манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными».
За дошкольный период происходит перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на более эффективный уровень функционирования, в связи с этим возрастают возможности детей при выполнении мышечной деятельности.
Масса сердца у детей 3-4 лет - 70,8 г, артериальное давление колеблется в пределах 80-110/50-70 мм рт. ст. С возрастом у детей увеличивается работоспособность сердца, повышается адаптационная способность к физическим нагрузкам: в ответ на стандартную мышечную нагрузку укорачивается восстановительный период.
Особенности строения дыхательных путей у детей дошкольного возраста (узкие просветы трахеи, бронхов и т. д., нежная слизистая оболочка) создают предрасположенность к нежелательным явлениям. Частота дыхания в три года равна 25-30 в минуту, а к четырем годам – 26-22.
Рост легких с возрастом происходит за счет увеличения количества альвеол и их объема, что важно для процессов газообмена. Жизненная емкость легких в среднем равна 800 –1100 мл. В раннем возрасте главной дыхательной мышцей является диафрагма, поэтому у малышей преобладает брюшной тип дыхания.
Ребенок 3-4 лет не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.
Сердечно-сосудистая система ребенка, по сравнению с органами дыхания, лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок.
О реакции организма на физическую нагрузку судят по внешним признакам утомления: отвлекаемость, общая слабость, одышка, побледнение или покраснение лица и нарушение координации движений.
Развитие высшей нервной деятельности, особенно в раннем возрасте, во многом зависит от морфологического развития коры больших полушарий. В дальнейшем продолжается совершенствование центральной нервной системы, как морфологическое, так и функциональное.
К трем годам у ребенка значительно развита способность к анализу, синтезу и дифференциации (различению) раздражений окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит непосредственным восприятиям и речи, с помощью которых обобщаются и уточняются получаемые ребенком впечатления.
Функциональные возможности детей велики и вполне обеспечивают потребности роста и развития. Способность к выполнению непрерывной работы возрастает с 10 до 25-30 минут. В возрасте 3- 4 лет работоспособность ребенка - 15-20 минут.
Таким образом, знание особенностей морфофункционального развития детей позволяет более эффективно использовать средства физического воспитания для совершенствования организма ребенка и повышения его умственной и физической работоспособности.
«На протяжении дошкольного периода происходит изменение зависимости двигательной активности и физической подготовленности детей от их физического развития: в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) ведущее значение в функциональном совершенствовании организма детей имеет физическое развитие, а в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) его роль снижается (но оно остается все же значимым) и увеличивается роль физической подготовленности, что повышает значение активного педагогического воздействия в процессе физического воспитания».


Психолого-педагогические особенности развития детей 3-4 лет

3-4 года - очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.
«До 3-х лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т.е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. На четвертом году жизни, благодаря памяти, жизненному опыту, ребенок начинает приобретать свое «Я», становится достаточно независимым от окружения. Вместе с психическим созреванием происходит стремительное физическое развитие личности. Ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании себя».
Все это выражается в «кризисе 3-х лет». Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих . За этим стоят личностные новообразования: «образ Я», личное действие, чувство гордости за свои успехи и достижения. Необходимо подчеркнуть, что «кризис 3-х лет» является сложным, но нормальным периодом в жизни каждого ребенка. Ребенок овладевает новыми формами поведения, необходимо оказать ему помощь в познании самого себя. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности у взрослого остается важнейшая функция ценителя достигнутых результатов, которую ребенок еще не освоил. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности - признаки неправильно складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого способствует возникновению и развитию у ребенка «образа Я», потребность в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что он хороший, что его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок, которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.
Таким образом, становление «образа Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития - дошкольному детству.
Дошкольный возраст (3-7 лет) начинается с изменения ведущей деятельности - появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом для подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.
Мы подробнее остановимся на психолого-педагогических особенностях развития детей младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет).
Память позволяет человеку обеспечить непрерывность психической жизни. В зависимости от того, что запоминает человек, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В возрасте 3-4 лет память ребенка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Мыслить для ребенка в этом возрасте – значит вспомнить, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Если раньше ребенок был под властью конкретной ситуации, то теперь его мышление перестает быть наглядно-действенным. Малыш становится способен устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Следует учесть, что память у ребенка в этом возрасте непроизвольна: он не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, т.к. в этом возрасте доминируют структуры правого полушария мозга, которые «отвечают» за зрительно-эмоциональную память. Логические отделы левого полушария еще слабо сформированы.
Ученые выявили, что именно к 3-м годам формируется долговременная память, т.е. ребенок осознает и помнит себя как личность. Воспоминания вызывают эмоциональные состояния того времени и на всю жизнь оставляют ощущения детства. В этот период формируется чувство собственного достоинства. Ребенок начинает понимать, что он неповторим как личность.
Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. К четырем годам словарный запас ребенка составляет 1,5 -2 тысячи слов. Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако речь трехлеток однотипна, т.к. все глаголы они произносят в настоящем времени. Предложения похожи друг на друга, где на первом месте – подлежащее, потом сказуемое, затем дополнение. На протяжении четвертого года жизни малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова.
Ребенок еще не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность.
Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: он решает задачу путем непосредственного действия с предметами. Это проявляется в решении простых задач по конструировании (по образцу). Но уже к четырем годам ребенок может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Его мышление становится наглядно-образным.
В младшем дошкольном возрасте сохраняется особенность раннего возраста - потребность во взрослом, который выступает уже не носителем предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми.
Ребенок целеустремленно старается реализовать свои замыслы, ищет поддержку и одобрение взрослых. У него появляется гордость за свои достижения. Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника.
Следует учесть, что у детей 3-4 лет подражание может быть примитивным, напоминающим механическое копирование, так и точным, ярким.
«К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очередность, правила игры».
Бабунова Т.М. выделяет следующие отличительные особенности младшего дошкольного возраста:

    возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни (выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения);
    происходит дальнейший рост и развитие организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;
    интенсивно развиваются моторные функции, возрастает двигательная активность (объем - 10-14 тыс. условных шагов, интенсивность - 40-55 движений в мин);
    движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер;
    увеличивается работоспособность;
    совершенствуются основные виды движений, но физические качества пока развиты
    слабо;
    отмечается слабость волевых регуляций, усилий по преодолению трудностей;
    большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);
    расширяются, качественно изменяются, возникают новые способы ориентировки в окружающем, содержательно обогащаются представления и знания о мире;
    наиболее интенсивно развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер;
    ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий, много фантазирует, прибегая к символическому средству - речи.
Кроме того, нельзя не отметить, что в младшем дошкольном возрасте:
      ребенку свойствен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам;
      ребенок - реалист, для него реально все, что существует;
      ему свойствен эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения;
      способность к целеполаганию находится еще в стадии становления;
      наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2-3 действия;
      ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные экспрессии (выражение радости, печали и т.п.);
      ребенок способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу»;
      он начинает проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся регулятором поведения и общения;
      возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей;
      ребенок становится более самостоятельным, инициативным.
Учитывая особенности развития детей 3-4 лет, взрослому (педагогу, родителю) необходимо развивать творчество детей, поддерживать и стимулировать их желание не только экспериментировать, но и активно познавать и преобразовывать вещи, материалы, создавать свой оригинальный продукт. Не смотря на свободу поведения детей 3-4 лет необходимо формировать у них чувство осторожности, обучать основам безопасности.
Таким образом, для воспитания и обучения детей педагогу необходимы элементарные знания не только анатомо-физиологических, но и психолого-педагогических особенностей развития детей.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня. Формы организации физического воспитания - это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность. Совокупность этих фор создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного развития и укрепления здоровья детей. К формам организации двигательной деятельности детей относятся:

      физкультурные занятия;
      физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна (гимнастика-побудка), закаливающие мероприятия;
      активный отдых: детский туризм, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы,
      самостоятельная двигательная деятельность детей.
Для более четкого соблюдения основных педагогических принципов (доступности, посильности и др.) на занятиях с детьми 3-4 лет педагогу необходимо знать особенности их развития. Именно период от 3 до 4 лет считается первым «критическим» возрастом в жизни ребенка.
Физкультурные занятия направлены на то, чтобы научить их ориентироваться в пространстве, действовать сообща, особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности. Однако самое главное – это постепенное овладение жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием, которые имеют прикладное значение.
В нашем дошкольном учреждении все педагоги строят свою работу в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Для развития движений детей от трех до четырех лет воспитатель должен последовательно давать на занятиях различные виды ходьбы и бега, помогающие детям по мере их усвоения научиться ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, действовать сообща.
Кроме того, малыши должны выполнять упражнения в равновесии, которые связаны с освоением ходьбы и бега на уменьшенной и приподнятой от пола (земли) площади опоры; они воспитывают у малышей смелость, решительность. Дети учатся более уверенно действовать в изменившейся обстановке.
Обучение прыжкам ведется от простых упражнений в подпрыгивании на месте, с продвижением вперед и к более сложным – прыжкам с небольшой высоты, в длину с места и т. д.
Игры и упражнения с мячом еще трудны для освоения малышами, но постепенно дети осваивают некоторые несложные задания. Важны последовательность и постепенность в обучении – так, ребята с удовольствием прокатывают мячи в прямом направлении и друг другу, выполняют броски в цель и на дальность. Все упражнения с мячом (используют мячи разного диметра) требуют ловкости, быстроты реакции, хорошей координации движений. Эти качества у детей 3-4 лет ещё слабо развиты, поэтому основное условие – упражнения должны быть посильными и доступными.
и т.д.................

Вашему малышу исполнилось три года, день за днем он незаметно подрастал и теперь он не тот маленький беззащитный человечек, он уже самостоятельная личность со своим характером и особенностями. За этот год малыш заметно подрос, овладел новыми навыками и умениями, стал ловким, активным и любознательным.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

89,5-104 см.
11,6-18 кг.
48,0-53,5 см.
48,6-58,2 см.
87,3-103,8 см.
12,3-17,7 кг.
47,6-52,7 см.
48,2-57,6 см.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Ваш малыш всё больше начинает походить на взрослого человека. Активно идет формирование и рост опорно-двигательного аппарата, совершенствуется мелкая моторика пальцев рук и мимическая мускулатура.

В конце второго года можно оценить темпы прибавки веса и увеличения длины тела.

Так показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х N;

где N - возраст ребенка в годах (не лет, которые прожиты после первого года жизни, а именно фактический возраст ребенка).

Длина тела до 4 лет в среднем увеличивается по 8 см ежегодно.

Согласно центильным таблицам распределения массы и длины тела у детей, средними показателями считаются:

Средняя масса тела ребенка в 3 года

  • Мальчики - 13,6 - 16 кг;
  • Девочки - 13,3 - 15,4 кг.

Средние показатели длины тела ребенка в 3 года

  • Мальчики - 92,0 - 100 см;
  • Девочки — 92,0 - 98,5 см.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года

Ребенку трех лет нравятся как активные игры, так и развивающие занятия. Малыш с удовольствием играет в подвижные игры, но в то же время по долгу может возиться с игрушкой, которая привлекла его внимание, играть в сюжетные игры, рассматривать картинки и слушать сказки.

Двигательное развитие ребенка в 3 года

В три года ребенок способен освоит довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты. В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действия (например топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны).

С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч.

Может выполнять все знакомые движения по команде и повторяет их за взрослыми.

Познавательное развитие ребенка в 3 года

  • В три года ребенок должен знать и называть правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • В этом возрасте малыш умеет собирать последовательно (то есть от меньшего к большему) колпачки, пирамидку, формочки, матрешку из 4-6 составляющих.
  • Способен подобрать по образцу геометрические фигуры, также может подобрать соответствующие фигуры по форе отверстия в развивающем пособии (игре). Может назвать знакомые геометрические фигуры.
  • Собирает пирамидку из 10 колец (по размеру, например, по убыванию, по цвету, по форме).
  • Различает предметы по величине - маленький, средний, большой.
  • Может отличить предмет по фактуре - мягкий, твердый.
  • Совершенствуются навыки рисования, так малыш может к рисунку взрослого дорисовать недостающие детали- например, листик к ветке, стебелек к цветку, дым к паровозу.
  • Пытается закрашивать, рисует овалы, кружочки, проводит линии.
  • Во время рисования малыш может подражать письму взрослого.
  • Во время лепки может отщипнуть кусочек пластилина, раскатать его в ладонях, соединяет части. Пытается лепить несложные формы - колбаску, шарик, бублик и другие.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 3 года

В этом возрасте для ребенка очень важно чтобы его ценили и хвалили. Малыш хочет быть хорошим, ждем одобрения и похвалы со стороны взрослого.

Всё ярче проявляется самостоятельность и независимость.

Радуется если смог выполнить задуманное, испытывает чувство гордости за себя, за родителей.

Во всем стремиться быть лучшим и первым.

В три года малыши очень любознательны и любопытны.

Совершенствуется долговременная память.

Способен проявлять эмоциональную сдержанность, спокойно слушает и выполняет просьбу взрослого.

Может обидится за наказание, переживает, если за что-то ругают.

Трехлетний малыш способен испытывать чувство стыда, ревности, страха.

Может выражать свои чувства не только речью, но и мимикой, тоном, жестами, взглядом, позой.

Ребенок начинает сопереживать персонажам, эмоционально отзывчив.

Многие малыши подпевают и танцуют.

Умеет отличить красивое от некрасивого, хорошее от плохого.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям и взрослым.

Речевое развитие ребенка в 3 года

К этому возрасту ребенок умеет строит сложные предложения. В общении использует как простые, так и более сложные оформленные фразы. Выражает с помощью речи свои чувства, желания, эмоции.

В три года некоторые малыши начинают изменять слова по числам и падежам.

Задает много вопросов. С легкостью повторяет за взрослым незнакомые слова и фразы.

Хорошо запоминает и рассказывает стихи, песенки.

Любит вступать в диалог, как с детьми, так и со взрослыми. Отвечает на вопросы.

Может по картинке назвать знакомых животных, растения, предметы одежды, быта и др. Может по картинке рассказать знакомую сказку.

В игре может говорить за себя и за вымышленного персонажа (куклу, зайчика и др.).

Переходит к местоимения «Я», перестает говорить о себе в третье лице.

Бытовые навыки ребенка в 3 года

  • Умеет самостоятельно одевать простые вещи своего гардероба.
  • Самостоятельно раздевается, с небольшой помощью взрослого. Может застегнуть несколько пуговиц.
  • В три года ребенок может выполнить поручение из 2-3 действий.
  • Моет руки с мылом, умывается, вытирается полотенцем.
  • Может сложить одежду в шкаф.
  • Умеет пользоваться носовым платком.
  • Контролирует свои физиологические потребности.
  • Самостоятельно есть и пьет, пользуется салфеткой.
  • Вытирает ноги перед входом.

Уход за ребенком в три года

Режим ребенка в три года остается прежним - четырех разовое питание, дневной сон (или отдых) не меньше 1 часа, ночной сон - около 10 часов, регулярные прогулки на свежем воздухе.

Обязательно уделяйте внимание как личной гигиене, так и чистоте в комнате.

В три года малыш пытается самостоятельно чистить зубы, под присмотром взрослых. Позволяйте ему это делать, при этом периодически показывайте как нужно правильно двигать щеткой. Особое внимание следует уделить углублениям между зубами, так как именно там остается больше всего частичек пищи и накапливается зубной налет.

Зубы ребенку следует чистить 2 раза в день: утром — после завтрака и вечером - после ужина. В течение для, после каждого приема пищи (особенно сладкого) приучайте ребенка полоскать рот.

В этом возрасте, практически все дети, любят купаться. В теплое время года можно купать ребенка хоть каждый день. В холодное время года не реже 1 раза в неделю.

Для купания ребенка лучше использовать специальные детские средства. Во время купания очень удобно проверять кожные покровы на наличие ссадин, синяков или высыпаний.

Приучайте ребенка пользоваться только своими предметами гигиены (полотенце, мочалка, зубная щетка, расческа и другие).

Не забывайте подстригать ногти ребенка - делайте это по мере отрастания ногтей.

Следите за волосами малыша, вовремя подстригайте, так как, например, длинная челка может мешать ребенку.

Если вы решили отвести ребенка в сад, хотя бы некоторое время перед этим походите вместе с ним в группы раннего развития – ради того, чтобы расставание с вами не было таким резким.

Облегчить период адаптации ребенка к детскому саду поможет соблюдение режима дня.

Заранее узнайте какой распорядок дня в детском саду (в который будет ходить ребенок) и старайтесь его придерживаться.

Питание ребенка трех лет

Питание ребенка в три года должно быть регулярным, лучше если основные приемы пищи каждый день будут в одно и то же время.

Меню трехлетнего ребенка становиться более разнообразным и постепенно приближается к рациону взрослого. Но ребенку, по прежнему, не рекомендуется давать жирные и острые блюда, а также различные консервы, чипсы, сладкие газированные напитки.

В рационе ребенка должны быть молочные и кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, продукты содержание животные белки.

Режим питания ребенка в 3 года — 3-4-х разовое питание.

Потребность в килокалориях - не более 1600 ккал/сутки.

Распределение пищи в течение дня:

Завтрак - 25%;

Обед - 35-40%;

Полдник — 10-15%

В три года ребенок может пить практически любые напитки (кроме кофе). Это может быть чай, соки (желательно свежевыжатые), кисель, компоты из свежих фруктов и из сухофруктов, морс, молоко, кефир.

Необходимые обследования в 3 года

В три года ребенку проводится углубленный медицинский осмотр, особенно если он идет в детский сад.

Медицинский осмотр в три года включает в себя:

  • Осмотр педиатра, невролога, окулиста, ЛОР-врача, хирурга-ортопеда, дерматолога, логопеда, стоматолога;
  • Лабораторное обследование - клинический анализ крови, мочи, копроскопию, исследование соскоба на энтеробиоз (или кал на яйца гельминтов).

Если ребенок прививается согласно национальному календарю прививок, то в три года ни какие плановые вакцинации не проводятся.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

В этом возрасте дети отдают предпочтение более сложным и функциональным игрушкам.

Игрушки для двигательного развития - мячи, гимнастические палки, игрушки для подтягивания, велосипед, круг для плавания, кегли и другие.

Для развития конструкторских способностей - игрушки состоящие из геометрических фигур, открывающиеся и закрывающиеся игрушки, кубики, пирамидки, лего с крупными деталями, формочки для песка и другие.

Дидактические игрушки - книги-раскладки, лото или домина с картинками, книги с выразительными иллюстрациями, настольные игры с картинками, настенные календари и плакаты с полезной информацией (животные, растения, цифры, времена года).

Игрушки для ролевых и сюжетных игр - наборы доктора, пожарного, парикмахера, строителя, учителя магазин, набор детской посуды, игрушечные овощи, фрукты, машинки, домики, куклы, животные и другие.

Наборы для творчества - карандаши, цветные мелки, пластилин, глина, игры со шнуровкой, наборы цветной бумаги, наклейки, акварельные краски.

Не смотря на то, что ребенок уже большой, старайтесь уделять ему время. Играйте и занимайтесь вместе с ним. Чаще хвалите за старания и тогда его успехи не заставят себя ждать.

Статьи по теме: