Физ развитие ребенка по месяцам. Развитие ребенка от рождения до года

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в пять месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития грудничка

Развитие по месяцам

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 164045 .

Развитие каждого ребенка имеет свои особенности. На него может влиять множество факторов, таких как наследственность и индивидуальные особенности организма. Все, что будет описано в этой статье, не может быть эталоном, по которому родители могут оценить своего малыша.

важно Все показатели - это усредненные нормы, которые служат ориентиром для своевременного выявления отклонений в развитии ребенка первого года жизни.

Во время каждого планового осмотра ребенка, который проводится один раз в месяц, врач-педиатр должен оценить такие показатели:

  • Физическое развитие – рост, вес, окружность головы, окружность грудной клетки.
  • Моторика – двигательная активность ребенка.
  • Статика – способность удерживать свое тело в пространстве.
  • Речь.
  • Эмоциональное и социальное развитие.

Физическое развитие

Основными параметрами физического развития в первый год жизни ребенка являются:

  • рост;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Вес ребенка до 1 года

Новорожденный ребенок, рожденный в срок (37-40 недель) имеет массу тела от 3000 до 4000 г. В среднем 3200-3700 г.

информация Первые дни после рождения детки теряют массу, это связано с тем, что у мамы еще недостаточно молока. Максимальная потеря веса приходится на третьи сутки жизни малыша.

Если потеря не превышает 10% от массы при рождении, то это состояние расценивается как физиологическое.

  • В первый месяц жизни ребенок прибавляет около 600 г от начальной массы.
  • За второй и третий месяц малыш прибавляет по 800 г за каждый месяц.
  • С четвертого месяца прибавка в массе тела ребенка уменьшается в среднем на 50 г в месяц.
  • В шесть месяцев вес будет около 7800-8200 г.
  • К году масса ребенка составит 10000–10500 г.

Рост

Длина тела ребенка при рождении в среднем составляет 50-52 см. Затем карапуз активно начинает расти, прибавляя в первые три месяца по 3 см за каждый месяц.

  • За 2-й триместр своей жизни малыш вырастает на 2,5 см за каждый месяц.
  • К 6 месяцам рост составит около 66,5-68,5 см.
  • С 6 по 9 месяц ребенок вырастает еще на 6 см (по 2 см в месяц).
  • Затем, прибавив еще по 1-1,5 см в месяц, к году рост малыша достигает 75 см.

Окружность головы

У новорожденного малыша окружность головы 34-35 см. Затем, в первые полгода, головка малыша вырастает на 2 см в месяц, а во втором полугодии на 0,5 см в месяц.

Окружность грудной клетки у детей

информация У новорожденных деток в норме окружность головы больше, чем груди. Но уже в первые месяцы жизни рост груди более интенсивный, и уже к четырем месяцам эти два показателя уравниваются.

В последующем окружность грудной клетки становится больше окружности головы.

Окружность грудной клетки при рождении достигает 31-32 см, затем активно увеличивается на 2 см ежемесячно в первые полгода, а с шести месяцев до года - по 0,5 см в месяц.

Моторное развитие ребенка

  • У новорожденного крохи ярко выражены сосательный и хватательный рефлексы. Постепенно, к концу первого месяца, движения ручками и ножками становятся не такими хаотичными и уменьшается гипертонус мышц. На втором месяце жизни малыш учится поворачивать головку в разные стороны. В три месяца начинают исчезать рефлексы периода новорожденности, тонус мышц приходит в норму, малыш начинает тянуться ручками к игрушкам.
  • Начиная с четвертого месяца жизни, движения карапуза становятся целенаправленными, он может взять в руки игрушку. Лежа на спинке, кроха может перевернуться на бок. Пятимесячный малыш переворачивается со спины на животик. Тянется к игрушкам, чтобы потрогать их. В полгода карапуз активно крутится со спины на живот, и возвращается обратно на спину. Игрушку может перекладывать из одной ручки в другую.
  • На седьмом месяце жизни кроха развеселит родителей тем, что научится играть своими ножками, лежа на спине. Он их поднимает и даже может засунуть в рот. В восемь месяцев малыш уже может брать игрушки в две руки одновременно. Девятимесячный карапуз научился бросать предметы, чтобы их поднимали.
  • информация Начиная с десяти месяцев, детки могут совершать множество целенаправленных движений.

    Могут собирать свои игрушки, строить пирамидку из двух-трех кубиков. Начиная с одиннадцатого месяца у ребенка уже хорошо получается брать мелкие предметы не всей ладошкой, а двумя пальчиками, как пинцетом. Годовалый малыш радует родителей тем, что долгое время (30-40 минут) может играть в игрушки, дав маме время заняться делами.

Статическое развитие

  • К концу первого месяца, если ребенка положить на животик, он сможет несколько минут удерживать голову.
  • На втором месяце жизни кроха сможет делать это, уже находясь в вертикальном положении, но пока лишь несколько минут.
  • В три месяца ребенок уже хорошо держит голову длительное время.
  • На четвертом месяце ребенок проявляет интерес к игрушкам, находящимся у него в руках, подолгу рассматривая их. Лежа на животе, поднимает свое туловище, опираясь на предплечья.
  • Пятимесячный малыш при поддержке за подмышки хорошо стоит, твердо упираясь в поверхность.
  • В полгода, лежа на животике, ребенок опирается только о ладошки, поднимаясь на вытянутых руках. Начинает садиться.
  • В семь месяцев ребенок хорошо сидит с прямой спиной без посторонней поддержки. Если его поставить на твердую поверхность, поддерживая подмышки – будет пружинить на ножках вверх и вниз.
  • Восьмимесячный путешественник ползает на животике или передвигается как лягушонок. Сам садится, опираясь о кроватку встает.
  • Малыш в девять месяцев раскачивается из стороны в сторону, стоя на четвереньках. Стоит при поддержке за руки.
  • На десятом месяце жизни карапуз может начать ползать на четвереньках, делает первые шаги, держась за одну руку.
  • Кроха в одиннадцать месяцев стоит без опоры, может сделать первые самостоятельные шаги (1-2) от опоры к опоре.
  • Ближе к году ребенок ходит по комнате, опираясь о предметы интерьера, или даже самостоятельно.

Речь ребенка до 1 года

важно Словарный запас у ребенка к окончанию первого года может достигать 8-12 слов, в упрощенном варианте.

  • К концу периода новорожденности у малыша появляются звуки, напоминающие «а», «е».
  • На втором месяце жизни ребенок начинает коротко гулить.
  • К концу третьего месяца гуление становится частым и продолжительным.
  • У четырехмесячного карапуза начинают появляться разные согласные «б», «п», «м». В гулении ребенка появляются разнообразные интонации.
  • На пятом месяце малыш начинает произносить свои первые слоги «та», «агу».
  • Кроха в полгода может порадовать близких заливистым гулением, да еще и с разной громкостью, сейчас малыш соединяет свои слоги, и начинает выдавать трели: «ба-ба-ба», «да-да-да-да».
  • В течение седьмого и восьмого месяцев жизни карапуз активно совершенствует свои навыки, четко выговаривает различные слоги «ба», «на», «ма».
  • В девять месяцев ребенок может порадовать вас, произнеся «ма-ма», «па-па», правда пока это у него получается случайно, и не ассоциируется с вами.
  • Десятимесячный ребенок начинает осознанно произносить первые слова.
  • На одиннадцатом месяце в запасе у малыша появляются новые слова «ав-ав», «ляля».

Социальное развитие и эмоции

    информация Новорожденный ребенок спит до 20 часов в сутки, но реагирует на громкие звуки. К концу месяца может фокусировать взгляд на мамином лице.

  • В два месяца появляется первая улыбка. Хорошо фокусирует взгляд.
  • В три месяца малыш может ответить вам улыбкой или радостным возгласом на эмоциональное обращение к нему.
  • Четырехмесячный карапуз громко и заливисто смеется, общаясь с близкими.
  • На пятом месяце ребенок может начать проявлять интерес к другим деткам, порадоваться их появлению.
  • В полгода карапуз может дать вам понять, что хочет на ручки.
  • Семимесячный малыш проявляет интерес к незнакомым людям, хоть и относится к ним с опаской и страхом. Постоянно требует к себе внимания, особенно от мамы.
  • В восемь месяцев ребенок с интересом наблюдает за детками, общается с ними.
  • Девятимесячный карапуз постоянно копирует поведение взрослых и других малышей. Гораздо меньше боится незнакомцев.
  • Малыш в десять месяцев заинтересованно играет с детьми, четко проявляет свои эмоции – радость, страх, недовольство.
  • В одиннадцать месяцев кроха радуется приходу детей, машет им ручкой, играет с ними.
  • Годовалый карапуз может обнимать, если его попросить, любит и может правильно исполнять легкие поручения, радуется похвале.

Отклонения от нормы у детей до 1 года

Все, что перечислено выше, должно послужить родителям ориентиром для оценки развития ребенка. Но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и незначительное смещение от нормы не может расцениваться мамой как плохой признак или болезнь.

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех - окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.


Физическое развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» - улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц - пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц - самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев - может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Грудничковое плавание с рождения. . Читайте в нашей следующей статье.

Распечатать и на стену! Физическое развитие детей до 1 года в таблице.

​А вы знаете, как должен развиваться малыш до года? Скачайте удобную таблицу физического развития ребенка, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!​

Период от рождения до года – это такой промежуток времени, в течение которого человеческий организм совершает просто головокружительный скачок в развитии. В дальнейшем, на протяжении всей жизни, уже никогда больше не происходят столь глобальные заложенные природой изменения, меняющие человека до неузнаваемости.

И только в этот самый первый год молодые мамы отмечают маленькие дни рождения своего малыша ежемесячно. И ведь правда – каждый прожитый месяц – это важный этап в жизни вашего крохи. Скорость приобретения навыков в процессе его развития просто феноменальна. Давайте рассмотрим этот процесс подробно, по месяцам.

Если посмотреть со стороны на малыша в возрасте от рождения до 1 месяца, то может показаться, будто он только и делает, что ест и спит. Однако именно в этот период его организм производит огромную работу по адаптации к жизни вне тела матери.

Младенец ещё не различает собственных границ, и у него сильна потребность постоянно чувствовать мамино тепло. Он воспринимает себя как продолжение мамы, а не как отдельное существо.

Мама, которая ждала его долгие месяцы, пытается поговорить с ним, заглянуть в глаза, но малыш только к концу первого месяца начинает фиксировать взгляд. Однако это не означает, что ему безразличны мамины слова и интонации. Он просто ещё не умеет выдавать привычных для нас реакций.

Кроха проводит в состоянии сна 18-20 часов в сутки. И очень много времени он готов проводить у груди (может сосать грудь даже во сне). Движения ручек и ножек хаотичны, а мимика и звуки, которые издаёт ребёнок, являются скорее реакциями на внутренние ощущения, чем на внешние раздражители, кроме сильных (резкий звук, яркий свет, холод).

2-й месяц жизни

Ваш малыш больше не новорожденный. Теперь он – грудничок. Кроха по-прежнему много спит и нуждается в постоянном присутствии мамы, однако вы можете заметить некоторые изменения в его поведении:

  • Малыш стал проявлять интерес к окружающему миру, умеет выразить улыбкой радость от появления мамы. Может долго и сосредоточенно разглядывать её лицо, узнаёт и выделяет её среди других людей;
  • Фиксирует взгляд на предметах, следит за перемещаемой игрушкой. Любит смотреть на яркие и контрастные предметы;
  • Различает звуки и цвета;
  • Если положить малыша на животик, он пытается приподнять головку.

Зрительный аппарат ребёнка ещё не полностью сформирован, поэтому он хорошо видит только те предметы, которые расположены не дальше полуметра от него.

3-й месяц жизни

Теперь ваш малыш умеет выражать эмоции так, что у вас не остаётся сомнений – доволен он или расстроен, радуется или капризничает. Вы уже можете определять все его потребности именно по эмоциональному состоянию. Улыбка всё чаще озаряет его личико, что очень радует любую маму. У ребёнка совершенствуется зрительный аппарат, и он уже умеет различать предметы на расстоянии более 50 см.

На 3-м месяце жизни появляются следующие навыки:

  • Удерживает головку из положения лёжа на животике до 30 секунд иногда дольше. Умеет поворачивать головку в сторону из этого же положения;
  • Произносит различные звуки, пытаясь подражать разговору окружающих. Реагирует на приближение мамы не только мимикой, но и повышенной двигательной активностью;
  • Находит свои кулачки и обсасывает их.

Малыш больше времени проводит в состоянии бодрствования, у него начинает формироваться режим, периоды ночного сна становятся длиннее, чем периоды дневного. Некоторые дети в этом возрасте уже могут проспать ночью 6 часов кряду.

4-й месяц жизни

Вы с удивлением замечаете, что ваш малыш превращается в крепкого карапуза. На 4 месяце его мышцы значительно окрепли, а выражение лица стало более осмысленным.

Отмечаются следующие навыки:

  • Хорошо и довольно долго держит головку, когда лежит на животике;
  • Со спины переворачивается на бочок;
  • Издаёт более разнообразные звуки, гулит;
  • Тащит в рот не только свои ручки, но и игрушки, исследует их, пробуя на вкус;
  • Начинает смеяться;
  • Прислушивается к музыке, очень хорошо различает голоса всех членов семьи.

Ваш малыш уже немного по-другому нуждается в маме. Если раньше мама была только источником еды и тепла, то теперь ребёнок нуждается в общении с ней. Разговаривайте с малышом, пойте песенки и рассказывайте ему сказки.

5-й месяц жизни

Ваш малыш меньше беспокоится, лучше спит по ночам. Если раньше у него могли отмечаться кишечные колики, то к 4 месяцам животик обычно успокаивается, пищеварение налаживается.

Отмечаются следующие умения:

  • Целенаправленно захватывает игрушку, так как улучшилась координация движений;
  • Возникают первые попытки сесть. Малыш приподнимает голову и плечи из положения лёжа на спине;
  • Может произносить отдельные слоги;
  • Если мама достаточно разговаривала с малышом и называла его по имени, то на 5 месяце жизни ребёнок узнаёт свое имя, «откликается» на него.

Ребёнок начинает осознавать собственные границы. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы существом, однако всё равно не любит оставаться один, ему становится скучно, и он требует, чтобы взрослые проводили с ним время.

6-й месяц жизни

Ваш малыш начинает более настороженно относиться к чужим людям. Если раньше его мог подержать на ручках даже незнакомый ему человек, то теперь ребёнок начинает громко плакать и проситься к маме или тому, кто проводит с ним много времени. Общается кроха всё более активно, гуление сменяется лепетанием с явно выраженными попытками подражания. Иногда у ребёнка случайно получается произнести целое слово, но эта речь не является осознанной.

Совершенствуются следующие навыки:

  • Может перевернуться с живота на спинку;
  • Лёжа на животе, вращается вокруг точки опоры, отталкивается ножками, делая попытки ползти;
  • Из положения лёжа на спине может подтянуться и сесть, держась за опору;
  • Стоит с поддержкой.

Ребёнок 6-го месяца жизни уже способен занимать сам себя игрушками, и умеет какое-то время обходиться без мамы.

7-й месяц жизни

Каждый прожитый месяц – это как маленький праздник для ребёнка и его родителей. Но теперь вы отметили более серьёзную дату – полгодика. Это тоже своего рода рубеж, после которого дальнейшее развитие вашего карапуза пойдёт уже по другому сценарию. Но и сейчас ребёнка не узнать. Вы смотрите на его фотографии, где он новорождённый, и не верите, что это было совсем недавно. Кстати, эти же фотографии с интересом рассматривает вместе с вами и ваш малыш.

Он проявляет интерес к различным картинкам, а на фото уже может узнать маму и других родственников.

Умеет он тоже уже довольно много:

  • Переворачивается со спинки на животик и обратно;
  • Сидит с поддержкой;
  • Совершенствует навыки ползания, может перемещаться на небольшие расстояния;
  • Повторяет один и тот же слог много раз;
  • Играя, перекладывает игрушку из одной руки в другую;
  • Хорошо держит голову из любого положения.

Расширяется диапазон проявляемых эмоций. По ночам малыш начинает чаще просыпаться и капризничать – у него прорезаются зубы.

8-й месяц жизни

С этого возраста за малышом нужен глаз да глаз. Навык ползания уже сформирован, и многие 7-месячные малыши «перекочёвывают» из кроватки на пол. И там их интересует абсолютно всё.

Необходимо убрать из поля зрения малыша все опасные предметы, так как он не пропустит ни одной вещи, попавшейся ему на пути.

Малыш уже понимает многие слова мамы, в том числе освоил значение слова «нельзя», но им движет любопытство, заставляя игнорировать мамины запреты.

Навыки ребёнка в возрасте от 7 до 8 месяцев следующие:

  • Активно ползает;
  • Может выполнять простые просьбы (покажи, где глазки, носик, ручки);
  • Проявляет упорство, когда хочет достать интересующий предмет;
  • Играет в игрушки более осмысленно. Имеет представление о размерах и может вложить маленькую игрушку в большую;
  • Может сидеть и стоять у опоры.

Продолжается прорезывание зубов. Как правило, в 7 месяцев у ребёнка есть как минимум уже 2 нижних резца.

9-й месяц жизни

Активность вашего малыша не знает границ. Теперь он уже не только проворно ползает по всей квартире, но ещё и садится из любого положения, самостоятельно встаёт и ходит у опоры. Пытается прыгать и танцевать.

Развитие ребёнка на данном этапе:

  • Понимает довольно много слов и выражений, выполняет простые действия по просьбе взрослых (машет ручкой, даёт нужный предмет, хлопает и т.д.);
  • Умеет осмыслено играть с игрушками, согласно их предназначению;
  • Становится более упорным и настойчивым, может попытаться отобрать у взрослого или другого ребёнка понравившийся ему предмет.

На 9 месяце жизни у ребёнка обычно 4 или больше зубов, он может пережёвывать мягкую пищу и откусывать кусочки передними зубами. Умеет пить из чашки с помощью взрослого, или самостоятельно – из поильника. Для этого возраста характерны резкие перепады настроения. В силу повышенной активности быстро наступает эмоциональное перенасыщение. Важно оберегать ребёнка от слишком большого количества впечатлений, поскольку нагрузка на его нервную систему и так достаточно велика.

10-й месяц жизни

Ваш малыш всё больше и больше подражает окружающим. Теперь вам придётся ещё больше следить за собой, за своим поведением и речью, так как ребёнок всё запоминает и копирует. Закладывается основа для его дальнейшего поведения в обществе.

Его навыки всё более совершенствуются:

  • Поскольку полноценной речи пока нет, а жажда общения крайне велика, малыш активно пользуется жестикуляцией для общения;
  • Умеет захватывать предметы двумя пальцами;
  • Умеет ползать, удерживая игрушку в одной руке;
  • Знает названия большинства игрушек и многих предметов, может показать их по просьбе взрослого.

Уже совсем скоро малыш начнёт ходить, а пока он всё более активно перемещается, держась за опору. По мере того, как развивается самостоятельность, начинает проявляться своеволие: малыш может сопротивляться гигиеническим процедурам, одеванию и другим манипуляциям с ним. Родителям требуется всё больше терпения.

11-й месяц жизни

Освоив все основные способы перемещения по квартире, ваш малыш начинает активно участвовать в маминых делах. Чем бы мама ни занималась, кроха попытается ей «помочь». Не отстраняйте ребёнка и не ругайте за испорченные вещи, ведь его внимание сейчас сконцентрировано на том, чтобы быть полезным, закладывается навык проявлять внимание к людям и оказывать им помощь. У вас растёт помощник.

На 11 месяце жизни ваш малыш умеет:

  • Самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой во время еды;
  • Произносить первые слова, копировать интонации окружающих;
  • Сидеть на горшке, приучается им пользоваться.

Некоторые дети в конце этого месяца начинают делать первые шаги

12-й месяц жизни

Вот и подошёл к концу этот уникальный период в жизни вашего ребёнка. В последний месяц первого года жизни, в принципе, ребёнок уже разговаривает, только его язык пока ещё малопонятен. Отдельные слова могут получаться хорошо, но основная речь весьма неразборчива.

Приближаясь к первой круглой дате, малыш умеет:

  • Понимать большинство обращённых к нему просьб. Пассивный словарный запас у него уже достаточно большой;
  • Ползает и лазает уже довольно ловко, некоторые малыши уже ходят без опоры не маленькие расстояния;
  • Знает предназначение большинства предметов;
  • Положительно реагирует на похвалу, ждёт от родителей оценки своих действий;
  • Совмещает язык жестов и речь, дополняет жестами простые слова.
Статьи по теме: