Федеральная программа по оздоровлению детей сирот. Федеральная целевая программа "дети-сироты" проект

Подпрограмма «Дети - сироты»

Проблема положения детей - сирот в интернатах всегда была и остаётся «головной болью». В интернатах не созданы условия, хотя бы минимально (!) обеспечивающие достойное существование детей, как это предусмотрено Конвенцией ООН о правах ребёнка. Только десятая часть денег из федерального бюджета доходит до места предназначения. Так на содержание воспитанников дома детства в Новокузнецке Кемеровской области в соответствии с нормативами необходимо 4 млн. рублей в год, в то время как городским бюджетом на 2004 год на эти расходы отпущено 431 тыс. рублей, что составляет 10,7% от необходимой суммы. В переводе с бухгалтерского на житейский: положено кило хлеба на день, а выдадут 100 грамм. Как в блокадном Ленинграде! А что будет с теми чиновниками, которые урезали в 10 раз средства на содержание детей? Разве что в справку попадут, которую сдадут в архив. В 50-х годах за такую самодеятельность запросто можно было оказаться «врагом народа».

Государственные заказчики подпрограммы:

  • · Министерство образования Российской Федерации;
  • · Министерство здравоохранения Российской Федерации;
  • · Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Целью подпрограммы "Дети-сироты" является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

  • · создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронат, усыновление);
  • · государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение задач, поставленных в подпрограмме "Дети-сироты", предполагает скоординированные действия по следующим направлениям:

  • 1. реформирование системы опеки и попечительства;
  • 2. внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
  • 3. обеспечение качественного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 4. создание условий для воспитания и развития детей-сирот, максимально приближенных к семейным (ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детских домов, домов ребенка, детских домов семейного типа, школ-интернатов, школ-интернатов с углубленной профессиональной подготовкой, школ-интернатов различной воспитательной направленности);
  • 5. строительство образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 6. развитие системы социальной защиты семьи;
  • 7. мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и организационные мероприятия по подпрограмме.

Основные мероприятия подпрограммы

  • · реформирование системы опеки и попечительства;
  • · создание и развитие системы постинтернатной адаптации;

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • · интеграция детей с обществом;
  • · строительство образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • · развитие системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье;
  • · организация и проведение мониторинга соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановление Правительства Москвы от 14.04.1998 N 306

Документ утратил силу

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1207 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы" и в целях принятия неотложных мер по улучшению положения детей в Москве Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить:

Городскую целевую программу "Дети - сироты" на 1998-2000 годы (приложение 1);

Городскую целевую программу "Дети Чернобыля" на 1998-2000 годы (приложение 2);

Городскую целевую программу "Планирование семьи" на 1998-2000 годы (приложение 3);

Городскую целевую программу "Безопасное материнство" на 1998-2000 годы (приложение 4);

Городскую целевую программу "Развитие индустрии детского питания" на 1998-2000 годы (приложение 5);

Городскую целевую программу "Одаренные дети" на 1998-2000 годы (приложение 6);

Городскую целевую программу "Дети семей вынужденных переселенцев и беженцев" на 1998-2000 годы (приложение 7);

Городскую целевую программу "Развитие социального обслуживания семей и детей" на 1998-2000 годы (приложение 8);

Городскую целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1998-2000 годы (приложение 9).

2. Комитетам социальной защиты населения, образования, по культуре, здравоохранения, по делам семьи и молодежи, Миграционной службе при Комитете труда и занятости, ГУВД г. Москвы, департаментам потребительского рынка и услуг, науки и промышленной политики:

2.1. Принять меры по выполнению городских целевых программ по улучшению положения детей в Москве на 1998-2000 годы.

2.2. При ежегодном формировании бюджета (1999, 2000 годы) предусмотреть затраты, необходимые на реализацию вышеуказанных городских целевых программ, и своевременно представлять данные о планируемых затратах на рассмотрение в Управление бюджетного планирования городского заказа.

3. Префектам административных округов в месячный срок разработать и утвердить дополнительные мероприятия по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей и принятию действенных мер по улучшению их положения.

4. Управлению бюджетного планирования городского заказа предусмотреть выделение средств на реализацию программ.

5. Поручить Комитету по делам семьи и молодежи координацию работы соответствующих ведомств по реализации городских целевых программ по улучшению положения детей в Москве на 1998-2000 годы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.


Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков


ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 1998-2000 ГОДЫ

ПАСПОРТ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 1998-2000 ГОДЫ


Наименование Программы - городская целевая программа "Дети - сироты" на 1998-2000 годы Наименование, дата и - Распоряжение первого заместителя номер решения Премьера Правительства Москвы о разработке Программы Шанцева В.П. от 29.10.97 N 1120-РЗП "О разработке городских целевых программ по улучшению положения детей в Москве на 1998-2000 годы" Основные разработчики - Комитет образования Программы Комитет социальной защиты населения Цель и задачи Программы - обеспечение образовательных, воспитательных, профилактических мер, направленных на социальную адаптацию в обществе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - научно - методическое и нормативно - правовое обеспечение процесса социализации; - строительство и реконструкция детских домов и школ - интернатов; - внедрение новых форм семейного воспитания как наиболее приоритетного направления в устройстве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - укрепление материально - технической базы учреждений интернатного профиля. Сроки реализации - 1998-2000 годы Программы Исполнители основных - Комитет образования мероприятий Программы Комитет по культуре Комитет по делам семьи и молодежи Комитет по труду и занятости Комитет социальной защиты населения префектуры административных округов Объемы и источники - средства, предусмотренные комитетами финансирования Программы и управлениями на текущее бюджетное финансирование Ожидаемые конечные - дальнейшая рационализация городской результаты реализации сети образовательных учреждений для Программы детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - создание условий для социального становления и самореализации детей - сирот, готовых к самостоятельной трудовой жизни; - развитие семейных форм воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Контроль за исполнением - Комитет образования Программы

Характеристика проблемы


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.08.94 N 1696 "О президентской программе "Дети России" распоряжением Правительства Москвы от 16.03.95 N 225-РЗП принята программа "Дети Москвы", в рамках которой в основном реализована целевая программа "Дети - сироты".

Определив приоритетные направления, Московский комитет образования, научные и другие заинтересованные организации города разработали и поэтапно осуществляли мероприятия по обеспечению выживания, защиты, обучения, воспитания и развития детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализация программы позволила провести рационализацию городской сети образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За годы действия программы "Дети - сироты" в г. Москве было открыто 6 детских домов (2 - в Южном округе, по 1 - в Центральном, Северном, Северо - Западном округах и Зеленограде) и 1 школа - интернат (в Юго - Западном округе). Открыто 13 учреждений для временного пребывания детей и подростков (приютов). В том числе 5 - в системе образования, 3 - в системе социальной защиты населения, 1 - в системе Комитета по делам семьи и молодежи, 4 - благотворительными организациями города. В целях создания наиболее благоприятных условий для содержания и воспитания детей - сирот реорганизовано 6 образовательных учреждений. Условия, созданные во вновь открытых и реорганизованных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, максимально приближены к домашним.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы и Главы Администрации Московской области от 15.12.92 N 1072-250 за счет средств международной организации "SOS - Киндердорф - детские деревни" (Германия) в 1996 г. в поселке Томилино построен детский городок из коттеджей, в котором разместился негосударственный детский дом семейного типа на 80 воспитанников.

В целях предотвращения социального сиротства, оказания помощи семьям в воспитании детей, требующих индивидуального педагогического подхода в системе образования города открыто 12 психолого - медико - социальных центров, в которых работают высококвалифицированные специалисты.

В результате государственной политики, проводимой Правительством г. Москвы в отношении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние годы значительно усовершенствована материально - техническая база образовательных сиротских учреждений.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, положение детей в городе остается весьма тяжелым.

Специфика социально - экономической ситуации в стране, кризис гуманности, высокий уровень преступности, насилия, жестокости, наркомании и алкоголизма, утрата культурных и нравственных ценностей, сказывается, прежде всего, на детях и подростках, как наименее защищенной части населения.

Продолжают расти показатели социального сиротства, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни семьи, падения нравственных устоев. По-прежнему распространены жестокое обращение с несовершеннолетними, вовлечение их в попрошайничество и нищенство, лишение жилья и средств к существованию.

На 1 сентября 1997 г. в образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучалось и воспитывалось 3254 ребенка в возрасте от 3 до 18 лет (на уровне 1996 г.). Из них: 16% - дети - сироты. Этот показатель за период реализации программы "Дети - сироты" вырос, практически, в три раза, что является следствием увеличения смертности среди взрослого населения страны. За этот период времени появилась такая категория детей в сиротских учреждениях, как дети родителей "без определенного места жительства" (3,7%).

На учете в органах опеки и попечительства муниципальных районов состояло 9997 человек в возрасте от 0 до 18 лет, находящихся под опекой и попечительством граждан, что почти на 1 тысячу человек больше, чем на 1 сентября 1996 г.

Увеличение количества детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорит о том, что программа "Дети - сироты" требует продолжения.


Цель и задачи


Целью городской целевой программы "Дети - сироты" на 1998-2000 годы (далее - Программа) является обеспечение образовательных, воспитательных, профилактических мер, направленных на психологическое восстановление, социальную адаптацию детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе.

Основными задачами Программы являются:

Дальнейшее развитие нормативной и правовой базы по обеспечению жизнедеятельности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Внедрение новых форм семейного воспитания, как наиболее приоритетного направления в устройстве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Формирование условий для духовно - нравственного воспитания гражданского и патриотического становления, всестороннего развития личности;

Организация психолого - педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей - сирот;

Укрепление материально - технической базы учреждений интернатного профиля.


Ожидаемые результаты


1. Сокращение количества детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях г. Москвы.

2. Дальнейшая рационализация городской сети образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Улучшение физического и психического здоровья детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Создание условий для социального становления и самореализации ребенка - сироты, готового к самостоятельной трудовой жизни, адаптации его в общество.

5. Повышение духовно - нравственного, интеллектуального, творческого потенциала воспитанников сиротских учреждений.

6. Дальнейшее развитие семейных форм воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


МЕРОПРИЯТИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 1998-2000 ГОДЫ


┌────┬──────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────┬──────────────────────────────────────┐ │N │ Мероприятия │ Сроки │ Исполнители │ 1998-2000│ Источники финансирования (тыс. руб.) │ │п/п │ │ исполнения│ │ годы │ в том числе по годам: │ │ │ │ │ │ всего ├───────────┬───────────┬──────────────┤ │ │ │ │ │ │ 1998 │ 1999 │ 2000 │ ├────┼──────────────────────────────┼───────────┼─────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼──────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ ├────┴──────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴──────────┴───────────┴───────────┴──────────────┤ │ 1. Предупреждение социального сиротства │ ├───────────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────┬──────────────────────────────────────┤ │1.1. Оказание помощи детям из │ │префектуры │ │текущее бюджетное финансирование │ │ неблагополучных семей: │ │административных │ │ │ │ │ │округов │ │ │ │ - выявление детей группы │ 1998- │ │ │ │ │ социального риска │ 2000 │ │ │ │ │ - временное устройство │ 1998- │ │ │ │ │ детей в приюты │ 2000 │ │ │ │ │1.2. Отработка модели системы │ 1998- │Комитет образования │ │текущее бюджетное финансирование │ │ отбора и подготовки │ 2000 │ │ │ │ │ приемных семей на базе │ │ │ │ │ │ д/д N 19 ЦАО │ │ │ │ │ │1.3. Создание городской системы │ 1998- │Комитет образования, │ │текущее бюджетное финансирование │ │ информации о семьях │ 2000 │префектуры │ │ │ │ потенциальных усыновителей, │ │административных │ │ │ │ опекунов, попечителей и │ │округов │ │ │ │ приемных семьях │ │ │ │ │ │1.4. Дальнейшее развитие банков │ │ │ │текущее бюджетное финансирование │ │ данных: │ │ │ │ │ │ - о детях - сиротах, │ 1998 │Комитет │ │ │ │ воспитывающихся в │ │образования │ │ │ │ образовательных учреждениях │ │ │ │ │ │ для детей - сирот │ │ │ │ │ │ - о детях - сиротах, имеющих │ 1998- │Комитет │ │ │ │ юридический статус, на │ 2000 │образования │ │ │ │ основании которого они │ │ │ │ │ │ могут быть усыновлены │ │ │ │ │ │1.5. Создание банка данных о │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ детях - сиротах, │ 2000 │образования │ │ │ │ воспитывающихся в домах │ │ │ │ │ │ ребенка │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴──────────┴──────────────────────────────────────┤ │ 2. Совершенствование системы социализации детей - сирот │ │ и подготовки их к самостоятельной жизни │ ├───────────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────┬──────────────────────────────────────┤ │2.1. Открытие новых учреждений: │ 1998 │Комитет образования, │ │текущее бюджетное финансирование │ │ - д/д N 12 СЗАО │ │окружные управления │ │ │ │ - д/д для детей с нормальным │ │образования │ │ │ │ интеллектом (ЗАО) │ │ │ │ │ │ - приют (ЮАО) │ │ │ │ │ │ перепрофилирование учреждений:│ │ │ │ │ │ школ - интернатов в детские │ │ │ │ │ │ дома - школы │ │ │ │ │ │ N 69 ЮЗАО │ 1998 │ │ │ │ │ N 11 ЗАО │ 1998 │ │ │ │ │ N 82 САО │ 1998 │ │ │ │ │ N 49 ВАО │ 1998 │ │ │ │ │ N 46 ВАО │ 1998 │ │ │ │ │ перепрофилирование: │ │ │ │ │ │ N 67 ЮВАО (открытие │ 1999 │ │ │ │ │ дошкольного отделения) │ │ │ │ │ │ N 80 ВАО (открытие │ 1999 │ │ │ │ │ постинтернатного │ │ │ │ │ │ отделения) │ │ │ │ │ │ N 1809 ЮЗАО │ 1999 │ │ │ │ │ открытие новых учреждений: │ │ │ │ │ │ N 12 СЗАО │ 1998 │ │ │ │ │ д/д норма ЗАО │ 2000 │ │ │ │ │ школы - интерната N 33 │ 1998 │ │ │ │ │ с сиротской группой СВАО │ │ │ │ │ │ приюта ЦАО │ 2000 │ │ │ │ │ детского дома │ 2000 │ │ │ │ │2.2. Психолого - педагогическое │ 1998 │Комитеты: │ │текущее бюджетное финансирование │ │ и медицинское обеспечение │ 2000 │образования, │ │ │ │ процесса социализации │ │здравоохранения │ │ │ │ детей - сирот: │ │ │ │ │ │ - развитие службы психолого - │ │ │ │ │ │ педагогической поддержки │ │ │ │ │ │ детей - сирот в учреждениях │ │ │ │ │ │ интернатного типа │ │ │ │ │ │ - внедрение новых технологий │ │ │ │ │ │ воспитания детей - сирот на │ │ │ │ │ │ основе развития их личности, │ │ │ │ │ │ в т.ч. в домах ребенка │ │ │ │ │ │ - проведение мониторинга │ │ │ │ │ │ личностного и │ │ │ │ │ │ интеллектуального развития │ │ │ │ │ │ детей - сирот в учреждениях │ │ │ │ │ │ интернатного типа │ │ │ │ │ │ - развитие новых форм │ │ │ │ │ │ медицинского и │ │ │ │ │ │ немедицинского оздоровления │ │ │ │ │ │ в образовательных │ │ │ │ │ │ учреждениях для детей - │ │ │ │ │ │ сирот │ │ │ │ │ │ - обеспечение учреждений для │ │ │ │ │ │ детей - сирот и детей, │ │ │ │ │ │ оставшихся без попечения │ │ │ │ │ │ родителей недостающей │ │ │ │ │ │ медицинской аппаратурой │ │ │ │ │ │ и оборудованием в │ │ │ │ │ │ соответствии с профилем │ │ │ │ │ │ - определение медицинских │ │ │ │ │ │ учреждений для бесплатного │ │ │ │ │ │ обслуживания и оперативного │ │ │ │ │ │ лечения детей - сирот, детей, │ │ │ │ │ │ оставшихся без попечения │ │ │ │ │ │ родителей, а также лиц │ │ │ │ │ │ из числа выпускников │ │ │ │ │ │ сиротских учреждений │ │ │ │ │ │2.3. Совершенствование системы │ 1998- │Комитеты: │ │текущее бюджетное финансирование │ │ социализации детей - сирот │ 2000 │образования, │ │ │ │ через их включение в │ │по культуре │ │ │ │ культурные и спортивные │ │ │ │ │ │ мероприятия: │ │ │ │ │ │ - фестиваля детского творчества │ │ │ │ │ │ "Надежда" │ │ │ │ │ │ - спортивного фестиваля │ │ │ │ │ │ "Надежда" │ │ │ │ │ │ - фестиваля "Юные таланты │ │ │ │ │ │ Московии" │ │ │ │ │ │ - детские и юношеские │ │ │ │ │ │ Олимпийские игры │ │ │ │ │ │ - развитие фондов библио-, │ │ │ │ │ │ видео-, и аудиотек в │ │ │ │ │ │ образовательных учреждениях │ │ │ │ │ │ для детей - сирот │ │ │ │ │ │ - проведение благотворительных │ │ │ │ │ │ спектаклей, концертных │ │ │ │ │ │ программ и других │ │ │ │ │ │ культурно - массовых │ │ │ │ │ │ мероприятий в дни │ │ │ │ │ │ государственных общественных │ │ │ │ │ │ праздников и в каникулярное │ │ │ │ │ │ время │ │ │ │ │ │2.4. Совершенствование организации │ 1998- │Комитеты: │ │текущее бюджетное финансирование │ │ летней оздоровительной │ 2000 │образования, │ │ │ │ кампании для детей - сирот, │ │по делам семьи │ │ │ │ в т.ч. развитие лагерей труда │ │и молодежи │ │ │ │ и отдыха, творческих │ │ │ │ │ │ профильных смен │ │ │ │ │ │ для детей - сирот, │ │ │ │ │ │ воспитывающихся в │ │ │ │ │ │ образовательных учреждениях │ │ │ │ │ │ и находящихся на семейных │ │ │ │ │ │ формах воспитания │ │ │ │ │ │2.5. Совершенствование работы │ 1998- │Комитет по делам │ │текущее бюджетное финансирование │ │ детского реабилитационного │ 2000 │семьи и молодежи, │ │ │ │ Центра "Слава" │ │префектура САО │ │ │ │2.6. Создание системы мер, │ 1998- │комитеты: │ │текущее бюджетное финансирование │ │ обеспечивающих социальные │ 2000 │образования, │ │ │ │ гарантии и права на труд │ │по труду и │ │ │ │ лицам из числа выпускников │ │занятости │ │ │ │ образовательных учреждений │ │ │ │ │ │ для детей - сирот │ │ │ │ │ │ и детей, оставшихся без │ │ │ │ │ │ попечения родителей: │ │ │ │ │ │ - оказание профориентационной, │ │ │ │ │ │ психологической и юридической │ │ │ │ │ │ помощи в профессиональном и │ │ │ │ │ │ личностном самоопределении │ │ │ │ │ │ детей - сирот, на базе центров│ │ │ │ │ │ социально - трудовой адаптации│ │ │ │ │ │ подростков и молодежи с │ │ │ │ │ │ учетом их психофизического │ │ │ │ │ │ состояния, способностей и │ │ │ │ │ │ интересов │ │ │ │ │ │ - расширение профилей учреждений│ │ │ │ │ │ начального профессионального │ │ │ │ │ │ образования, гарантирующих │ │ │ │ │ │ прием учащихся из числа │ │ │ │ │ │ выпускников сиротских │ │ │ │ │ │ учреждений для получения │ │ │ │ │ │ второго начального │ │ │ │ │ │ профессионального образования │ │ │ │ │ │ - увеличение количества групп │ │ │ │ │ │ из числа детей - сирот в │ │ │ │ │ │ учреждениях начального │ │ │ │ │ │ профессионального │ │ │ │ │ │ образования N 49, 66, │ │ │ │ │ │ 68, 87; ВПУ N 304, 316 │ │ │ │ │ │ - организация службы временного │ │ │ │ │ │ и постоянного трудоустройства │ │ │ │ │ │ детей - сирот и детей, │ │ │ │ │ │ оставшихся без попечения │ │ │ │ │ │ родителей │ │ │ │ │ │2.7. Создание учреждений или групп │ 1998- │Комитет образования │ │текущее бюджетное финансирование │ │ постинтернатной адаптации в │ 2000 │ │ │ │ │ образовательных учреждениях │ │ │ │ │ │ для детей - сирот и детей, │ │ │ │ │ │ оставшихся без попечения │ │ │ │ │ │ родителей, для выпускников, │ │ │ │ │ │ не обеспеченных условиями │ │ │ │ │ │ проживания │ │ │ │ │ │2.8. Реализация постановлений и │ 1998- │Комитеты: │ │текущее бюджетное финансирование │ │ распоряжений Правительства │ 2000 │образования, │ │ │ │ Москвы, регламентирующих │ │муниципального │ │ │ │ вопросы обеспечения │ │жилья, социальной │ │ │ │ выпускников учреждений │ │защиты населения │ │ │ │ для детей - сирот и │ │ │ │ │ │ детей, оставшихся без │ │ │ │ │ │ попечения родителей, │ │ │ │ │ │ жилой площадью │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴──────────┴──────────────────────────────────────┤ │ 3. Ресурсное обеспечение социализации детей - сирот │ ├───────────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────┬──────────────────────────────────────┤ │3.1. Оснащение и переоснащение │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ учреждений для детей - сирот │ 2000 │образования │ │ │ │ и детей, оставшихся без │ │ │ │ │ │ попечения родителей, │ │ │ │ │ │ дидактическими и │ │ │ │ │ │ техническими средствами │ │ │ │ │ │ обучения, обеспечение │ │ │ │ │ │ создания развивающей │ │ │ │ │ │ предметно - игровой среды в │ │ │ │ │ │ учреждениях для детей - │ │ │ │ │ │ сирот и детей, оставшихся │ │ │ │ │ │ без попечения родителей │ │ │ │ │ │3.2. Подготовка, повышение │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ квалификации, специализация │ 2000 │образования │ │ │ │ педагогических кадров, │ │ │ │ │ │ работающих в образовательных │ │ │ │ │ │ учреждениях для детей - сирот:│ │ │ │ │ │ - апробация квалификационных │ │ │ │ │ │ требований к специалистам, │ │ │ │ │ │ работающим с детьми - сиротами│ │ │ │ │ │ в образовательных учреждениях │ │ │ │ │ │3.3. Обеспечение учреждений для │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ детей - сирот и детей, │ 2000 │образования, │ │ │ │ оставшихся без попечения │ │префектуры │ │ │ │ родителей автомобильным │ │административных │ │ │ │ транспортом │ │округов │ │ │ │3.4. Оснащение учреждений для │ 1998- │Комитеты: │ │текущее бюджетное финансирование │ │ детей - сирот и детей, │ 2000 │образования, │ │ │ │ оставшихся без попечения │ │здравоохранения │ │ │ │ родителей, в том числе │ │ │ │ │ │ и домов ребенка │ │ │ │ │ │ недостающей медицинской │ │ │ │ │ │ аппаратурой и оборудованием │ │ │ │ │ │ в соответствии с профилем │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴──────────┴──────────────────────────────────────┤ │ 4. Методическое, нормативно - правовое обеспечение процесса социализации детей - сирот │ ├───────────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────┬──────────────────────────────────────┤ │4.1. Апробация новых методик и │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ программ психолого - │ 2000 │образования │ │ │ │ педагогического сопровождения │ │ │ │ │ │ детей - сирот, развивающей и │ │ │ │ │ │ коррекционной работы │ │ │ │ │ │4.2. Внедрение программ │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ подготовки к самостоятельной │ 2000 │образования │ │ │ │ жизни детей - сирот и детей, │ │ │ │ │ │ оставшихся без попечения │ │ │ │ │ │ родителей │ │ │ │ │ │4.3. Изучение и распространение │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ позитивного опыта работы │ 2000 │образования │ │ │ │ учреждений интернатного типа │ │ │ │ │ │4.4. Развитие форм и методов - │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ углубленного эстетического, │ 2000 │образования │ │ │ │ трудового, физического │ │ │ │ │ │ воспитания в образовательных │ │ │ │ │ │ учреждениях для детей - сирот:│ │ │ │ │ │ - эстетическое: УВК N 1660, │ │ │ │ │ │ 1845, школы - интернаты │ │ │ │ │ │ N 49, 55; детские дома │ │ │ │ │ │ N 9, 18, 29, 39, 46 │ │ │ │ │ │ - физическое: УВК N 1845, школы │ │ │ │ │ │ интернаты N 15, 24 │ │ │ │ │ │ - трудовое: школы - интернаты │ │ │ │ │ │ N 67, 80, УВК N 1809 │ │ │ │ │ │4.5. Завершение аттестации и │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ лицензирования образовательных│ 2000 │образования │ │ │ │ учреждений для детей - сирот и│ │ │ │ │ │ детей, оставшихся без │ │ │ │ │ │ попечения родителей │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴──────────┴──────────────────────────────────────┤ │ 5. Капитальное строительство │ ├───────────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────┬──────────────────────────────────────┤ │5.1. Строительство пристроек к: │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ - детскому дому N 50 САО │ 2000 │образования │ │ │ │ (учебно - производственный │ │ │ │ │ │ корпус и столовая) │ │ │ │ │ │ - школе - интернату N 15 │ │ │ │ │ │ Юго - Восточного округа │ │ │ │ │ │ (физкультурно - │ │ │ │ │ │ оздоровительный комплекс) │ │ │ │ │ │ - детскому дому N 29 │ │ │ │ │ │ Центрального округа │ │ │ │ │ │ (коттеджи для проживания) │ │ │ │ │ │5.2. Реконструкция здания │ 1998 │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ д/д N 50 САО │ │образования │ │ │ │5.3. Капитальный ремонт │ 1998 │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ учреждений: │ │образования │ │ │ │ УВК N 1867 Южного округа │ │ │ │ │ │ д/д N 17 Западного округа │ │ │ │ │ │ д/д N 29 Центрального округа │ │ │ │ │ ├───────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴──────────┴──────────────────────────────────────┤ │Примечание. Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно по мере │ │ разработки и утверждения проектно - сметной документации и в зависимости от технического состояния зданий │ │ и сооружений. │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ 6. Обеспечение информационных и организационных мероприятий │ ├───────────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────┬──────────────────────────────────────┤ │6.1. Издание методической │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ информационной литературы │ 2000 │образования │ │ │ │ для специалистов, работающих │ │ │ │ │ │ в образовательных учреждениях │ │ │ │ │ │ для детей - сирот и детей, │ │ │ │ │ │ оставшихся без попечения │ │ │ │ │ │ родителей │ │ │ │ │ │6.2. Ведение банка данных по │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ реализации городской │ 2000 │образования │ │ │ │ программы "Дети - сироты" │ │ │ │ │ │6.3. Проведение организационных │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ мероприятий по реализации │ 2000 │образования │ │ │ │ программы "Дети - сироты" │ │ │ │ │ │6.4. Анализ и разработка правовой │ 1998- │Комитет │ │текущее бюджетное финансирование │ │ базы для обеспечения работ по │ 2000 │образования │ │ │ │ реализации программы "Дети - │ │ │ │ │ │ сироты" │ │ │ │ │ └───────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴──────────┴──────────────────────────────────────┘

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ" НА 1998-2000 ГОДЫ

ПАСПОРТ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ" НА 1998-2000 ГОДЫ


Наименование Программы - городская целевая программа "Дети Чернобыля" на 1998-2000 годы Наименование, дата и - распоряжение первого заместителя номер решения о Премьера Правительства Москвы разработке Программы Шанцева В.П. от 29.10.97 N 1120-РЗП "О разработке городских целевых программ по улучшению положения детей в Москве на 1998-2000 годы" Основные разработчики - Комитет здравоохранения Программы Цель и задачи Программы - снижение воздействия неблагоприятных факторов Чернобыльской аварии на детей, подвергшихся радиации; - совершенствование системы оказания медицинской помощи, дальнейшее развитие социально - психологической и педагогической помощи детям - "чернобыльцам" Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы Исполнители основных - Комитет здравоохранения мероприятий Программы Комитет образования Комитет по делам семьи и молодежи окружные управления здравоохранения Объемы и источники - средства, предусмотренные комитетами финансирования Программы на текущее бюджетное финансирование, а также средства обязательного медицинского страхования Ожидаемые конечные - лечебно - профилактическая помощь результаты реализации детям, подвергшимся радиации Программы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и снижение детской заболеваемости и инвалидности Контроль за исполнением - Комитет здравоохранения Программы

Характеристика проблемы


Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к загрязнению экологической среды радиоактивными осадками 15 административных территорий России. На 01.11.97 в Москве проживает 491 ребенок, пострадавший от радиации. За прошедшие годы проведена определенная работа по учету, организации медицинской помощи, диспансеризации детей, прибывших из радиоактивно загрязненных, вследствие катастрофы на ЧАЭС, районов, и родившихся от лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии. Согласно закону РСФСР от 15.05.91 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС", приказу ГМУ Москвы от 27.08.91 N 329 "О мерах по улучшению медицинского обслуживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и распоряжению ГМУ Москвы от 02.11.92 N 82 "О совершенствовании работы по организации учета и диспансерного наблюдения детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС". В консультативной поликлинике Морозовской ДГКБ проводится учет, углубленное обследование, динамическое наблюдение, диспансеризация, лечение и реабилитация детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Создан банк данных детей - "чернобыльцев".

Количество детей, взятых на учет, не уменьшается: так, в 1996 г. взято 162 ребенка, за 10 месяцев 1997 г. - 80 детей.

В настоящее время продолжают иметь место неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей. В структуре детской заболеваемости существенно вырос удельный вес болезней эндокринной системы и в первую очередь заболеваний щитовидной железы. Распространенность болезней эндокринной системы в 1996 г. увеличилась на 14% и составила 2300 на 100 тыс. детского населения. Среди детей - "чернобыльцев" болезни эндокринной системы, обмена веществ и иммунитета в 1996 г. составил 8% в структуре всех заболеваний - 130 случаев, из них 63 - первичных, в том числе заболевания щитовидной железы 93 случая, из них 63 - первичных, гипотиреоз - 4 (2 - первичных), тиреоидит - 7 (3 - первичных).

Особую тревогу вызывает канцерогенная опасность влияния ионизирующей радиации и внутреннее облучение организма за счет потребления загрязненных радионуклидами продуктов питания в местах загрязнения после Чернобыльской аварии. В связи с большой миграцией населения, в Москве оказываются дети и взрослые из экологически неблагоприятных регионов. Положение усугубляется дефицитом в организме детей витаминов группы В, С, провитамина А (бета - каротина). Остается тревожным уровень злокачественных заболеваний у детей в Москве (более 1000 детей). В реабилитации этих детей большую работу проводит онкодиспансер, созданы 10 окружных онкокабинетов, укомплектованных онкологами.

Чернобыльская катастрофа отрицательно сказалась на эмоционально - психологическом и социально - нравственном самочувствии людей, особенно детей. Проведенные исследования показывают, что многие школьники не чувствуют себя здоровыми, испытывают различные недомогания, значительная часть их ощущает беспокойство, неуверенность в себе и в своем будущем. Многие родители хотят забыть эту трагедию и с этой целью отказываются от диспансеризации своих детей. Многолетний опыт работы с "чернобыльцами" показал, что необходимо подключать психолога при работе с данным контингентом населения.

В 1996 г. среди детей - "чернобыльцев" было выявлено 63 психических расстройства, из них 39 впервые; болезней нервной системы и органов чувств - 134, из них 78 впервые. Среди наблюдаемых детей - 491 человек, 8 - инвалиды детства, из них: умственная отсталость - 1, бронхиальная астма - 1, миелодисплазия - 1, гидронефроз - 1, несахарный диабет - 1, целиакия - 1, ДЦП - 1, врожденные аномалии твердого и мягкого неба - 1. В последние годы 1996-97 гг. улучшилась работа в детских городских поликлиниках Москвы по учету, диспансерному наблюдению и реабилитации детей - "чернобыльцев".

В соответствии с распоряжением ГМУ от 02.11.92 N 82 "О совершенствовании работы по организации учета и диспансерного наблюдения детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС", данная группа детей ежегодно проходит диспансеризацию в территориальных детских поликлиниках или в консультативной детской поликлинике Морозовской ДГКБ с осмотром и наблюдением педиатра, эндокринолога, отоларинголога, окулиста, невропатолога, ортопеда, хирурга, стоматолога по показаниям гематолога, онколога, аллерголога, дерматолога, кардиолога, других специалистов, исследуются клинические анализы крови, мочи по показаниям биохимические анализы крови и мочи, иммунологический анализ крови, гормоны щитовидной железы, УЗИ, ЭКГ и др.

В 1996 г. в стационаре обследовано 33 ребенка, санаторное лечение получили 44 ребенка. По группам здоровья дети - "чернобыльцы" в 1996 г. были распределены следующим образом: 1 группа - 44, 2 группа - 292, 3 группа - 75 детей.

С 1995 г. согласно приказа МЗ РФ от 26.11.93 N 281 "О порядке ведения Российского государственного регистра лиц подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на каждого ребенка в консультативной поликлинике заполняется кодировочный талон.


Цель и основные задачи


Целью городской целевой программы "Дети Чернобыля" на 1998-2000 годы (далее - Программа) является снижение воздействия неблагоприятных факторов Чернобыльской аварии на здоровье детей на основе комплексного решения проблем медицинской и психологической реабилитации с использованием высокотехнологичных методов коррекции отклонений в состоянии здоровья, лекарственных препаратов и продуктов питания с лечебно - профилактическими свойствами. Программа предусматривает совершенствование системы оказания медицинской помощи, дальнейшее развитие социально - психологической и педагогической помощи детям - "чернобыльцам".


Основные направления реализации Программы


1. Совершенствование системы оказания медицинской помощи детям, подвергшимся радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ежегодная диспансеризация детей - "чернобыльцев" в территориальных детских поликлиниках и в консультативной поликлинике Морозовской ДГКБ с обязательным наблюдением педиатра, эндокринолога, отоларинголога, окулиста, невропатолога, хирурга - ортопеда, стоматолога, остальные специалисты по показаниям.

Обязательные исследования: клинический анализ крови и мочи; по показаниям - другие лабораторные и инструментальные методы исследования с использованием современной лечебно - диагностической аппаратуры.


Этапы диспансеризации и реабилитации детей - "чернобыльцев"


1 этап - диспансеризация на базе территориальной детской поликлиники, окружного консультативно - диагностического центра. Все данные на каждого ребенка ежегодно передаются в консультативную поликлинику Морозовской ДГКБ и формируется банк данных в компьютере.

2 этап - диспансеризация на базе консультативной поликлиники Морозовской ДГКБ, в случае отсутствия специалистов в территориальной детской поликлинике. По итогам диспансерного осмотра врач педиатр поликлиники определяет состояние здоровья ребенка, его физическое, нервно - психическое развитие, планирует методы обследования, лечение и реабилитацию. Данные диспансерного осмотра оформляются в виде этапного эпикриза (ф. 112), отражаются в ф.131у, ф.030, ф.026. Врач педиатр дает рекомендации в детские дошкольные учреждения и школы по режиму, питанию, физическому воспитанию и реабилитационным мероприятиям, при необходимости выписывает бесплатно лекарственные препараты.

3 этап - стационарное лечение по клиническим показаниям.

4 этап - санаторное лечение, как метод реабилитации детей со 2 и 3 группой здоровья.

2. Обеспечение детей, подвергшихся радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, продуктами питания с лечебно - профилактическими свойствами.

Предусматривается использование йодированной соли в организованных коллективах; организация дополнительного питания для детей, находящихся в местных детских санаториях; использование комплекса витаминов группы В, С, бета - каротина, биопрепаратов и биодобавок к пище в зимне - осенний период и по клиническим показаниям детям - "чернобыльцам".

3. Совершенствование системы оказания социально - психологической помощи детям, подвергшимся радиации.

Совместно с психологами лечебно - профилактических учреждений и школ проводить работу по оказанию социально - психологической помощи детям и семьям "чернобыльцев"; совместно с органами народного образования организовывать летний отдых детей. Обеспечить правовую, психологическую и социальную защиту детей.


Оценка эффективности реализации Программы и ожидаемый результат


В результате реализации мероприятий ожидается снижение воздействия неблагоприятных факторов Чернобыльской аварии на здоровье детей, снижение детской заболеваемости и инвалидности, повышение уровня физического и психического здоровья детей, гарантия лечебно - профилактической помощи детям на основе научно обоснованных медико - экономических стандартов и применения современных медицинских технологий.


Ресурсное обеспечение


Основным источником ресурсного обеспечения Программы является бюджетное финансирование, а также средства обязательного медицинского страхования и другие источники финансирования.


МЕРОПРИЯТИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ" НА 1998-2000 ГОДЫ


┌────┬──────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────┬──────────────────────────────────────┐ │N │ Мероприятия │ Сроки │ Исполнители │ 1998-2000│ Источники финансирования (тыс. руб.) │ │п/п │ │ исполнения│ │ годы │ в том числе по годам: │ │ │ │ │ │ всего ├───────────┬───────────┬──────────────┤ │ │ │ │ │ │ 1998 │ 1999 │ 2000 │ ├────┼──────────────────────────────┼───────────┼─────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼──────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ ├────┴──────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴──────────┴───────────┴───────────┴──────────────┤ │ 1. Совершенствование системы оказания медицинской помощи детям. │ ├───────────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────┬──────────────────────────────────────┤ │ │ │ │ │ │ │1.1. Провести доукомплектование и │ 1998- │ Комитет │ │ текущее бюджетное финансирование, │ │ переоснащение устаревшего │ 2000 │ здравоохранения, │ │ средства ОМС │ │ медицинского оборудования │ │ управления │ │ │ │ в лечебно - профилактических │ │ здравоохранения │ │ │ │ учреждениях с целью оказания │ │ округов │ │ │ │ высокотехнологической │ │ │ │ │ │ медицинской помощи детям │ │ │ │ │ │ при установлении причинной │ │ │ │ │ │ связи заболевания с │ │ │ │ │ │ радиационным воздействием │ │ │ │ │ │1.2. Провести повышение │ 1998- │ Комитет │ │ текущее бюджетное финансирование, │ │ квалификации врачей - │ 2000 │ здравоохранения, │ │ средства ОМС │ │ педиатров по вопросам │ │ │ │ │ │ диспансеризации детей - │ │ управления │ │ │ │ "чернобыльцев" │ │ здравоохранения │ │ │ │ │ │ округов │ │ │ │1.3. Продолжить комплексное │ 1998- │ Комитет │ │ текущее бюджетное финансирование, │ │ диспансерное наблюдение, │ 2000 │ здравоохранения, │ │ средства ОМС │ │ лечение и реабилитацию детей │ │ консультативная │ │ │ │ в детских городских │ │ поликлиника │ │ │ │ поликлиниках и консультативной│ │ при Морозовской │ │ │ │ поликлинике при Морозовской │ │ ДГКБ │ │ │ │ детской городской клинической │ │ │ │ │ │ больнице │ │ │ │ │ │1.4. Продолжить ведение банка │ 1998- │ Комитет │ │ текущее бюджетное финансирование, │ │ данных на детей - │ 2000 │ здравоохранения, │ │ средства ОМС │

Страницы документа:

  • Постановление главы Воскресенского муниципального района МО от 12.09.2006 N 808 О мерах по реализации Закона Московской области от 17.01.2006 N 4/2006-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановления Правительства Московской области от 18.01.2006 N 26/53 "Об утверждении норм материального и денежного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения Московской области, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
  • Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 16.12.2013 N Д-РП-1051/3 Об утверждении примерной формы договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и типовой формы распоряжения о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Целью федеральной программы "Дети России" является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.
    В состав федеральной программы "Дети России" входят федеральные целевые программы "Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР на 1991 - 1995 годы" <*>, "Дети Чернобыля" <**>, "Планирование семьи", "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Дети Севера".

    <*> Утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 января 1991 г. N 70.
    <**> Одобрена Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 апреля 1991 г. N 1113-1. Программа доработана в связи с увеличением количества регионов, относимых к территориям, подвергшимся радиоактивному загрязнению.

    Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР на 1991 - 1995 годы направлена на решение комплекса задач, в том числе обеспечение промышленности высококачественным сырьем за счет создания специализированных зон по выращиванию кормовых культур, овощей, плодов и фруктов, а также по производству мяса и молока с гарантированно низким содержанием пестицидов, солей тяжелых металлов и ядохимикатов; развитие материально-технической базы отрасли, технического перевооружения, реконструкции, расширения и строительства новых предприятий, производящих детское питание и необходимые компоненты; обеспечение биологической потребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания по установленным нормам; удовлетворение потребностей производства детского питания в современных видах тары и тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продуктов, необходимую дозировку и транспортировку; совершенствование системы реализации продуктов для детей раннего возраста и решение ряда других задач.
    Программа "Дети Чернобыля" нацелена на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. Она включает комплекс мер по улучшению качества жизни, медицинской, психологической и реабилитационной помощи детям и женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и социальной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений.
    Программа "Планирование семьи" ориентирована на создание системы, обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию службы с профессионально подготовленными кадрами по вопросам планирования семьи и обеспечения ее современным оборудованием, средствами контрацепции в нужном объеме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей.
    Программа "Дети - инвалиды" направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей - инвалидов и их родителей, вопросов профилактики детской инвалидности, создания системы реабилитации таких детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе.
    Программа "Дети - сироты" включает комплекс мер по созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке: предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально - экономическому обеспечению детей - сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию медицинского обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Программа "Дети Севера" нацелена на обеспечение защиты интересов детей, живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание условий для достижения нормального уровня жизни и предоставления для них равных стартовых возможностей, удовлетворение их потребностей в физическом, психическом и социальном развитии в течение всего периода социализации.

    Действует Редакция от 18.08.1994

    УКАЗ Президента РФ от 18.08.94 N 1696 "О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ"

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ - СИРОТЫ"

    Вместе с тем существует целый комплекс проблем, до настоящего времени не получивших своего решения. Это устаревшая организационная структура современных учреждений интернатного типа; серьезные недостатки в профессиональной подготовке и трудоустройстве детей - сирот; неразработанность научно - методических основ их социальной и трудовой адаптации; неразвитость психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми; серьезные пробелы в нормативно-правовом обеспечении охраны и защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Все это свидетельствует о необходимости принятия программы, позволяющей комплексно реализовать на федеральном уровне меры, обеспечивающие социальную защищенность детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их нормальную жизнь, учебу, развитие, качественную профессиональную подготовку и трудоустройство.

    Цели и задачи федеральной целевой программы

    Целями федеральной целевой программы "Дети - сироты" являются создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненную адаптацию к социальной среде.

    Основными задачами программы являются:

    создание условий для предупреждения социального сиротства и формирования системы дифференцированной помощи семье с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, включающей создание комплексных консультативных центров, приютов и др.;

    совершенствование системы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, а также сети региональных психолого-медико-педагогических консультаций (диагностических центров), создание рабочих мест для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии;

    создание научно-методической базы социальной защиты детства, разработка новых подходов к организации режима жизнедеятельности детей - сирот в детских домах и интернатах, совершенствование существующих и создание новых моделей и типов детских домов и интернатов;

    совершенствование системы подбора кадров в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение подготовки специалистов для работы в этих учреждениях;

    расширение правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Государственный заказчик

    Государственным заказчиком федеральной целевой программы "Дети - сироты" является Министерство образования Российской Федерации.

    Ожидаемые конечные результаты

    Реализация предусмотренных федеральной целевой программой мероприятий позволит улучшить физическое и психическое здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; качество их обучения, воспитания в учреждениях интернатного типа, социализации; поможет полноценной интеграции в общество этой категории детей.

    МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ - СИРОТЫ"
    Сроки исполнения Исполнители
    I. Предупреждение социального сиротства
    Сформировать систему дифференцированной помощи семьям с детьми, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке:
    а) создать экспериментальные территориальные центры помощи семьям с детьми (6 центров) 1993 год Минсоцзащиты России
    Минобразование России
    Минздравмедпром России
    б) создать учреждения (приюты, центры) для временного пребывания матерей (в том числе несовершеннолетних) с детьми, попавшими в трудные социально-бытовые условия 1993 - 1995 годы Минсоцзащиты России
    Минобразование России
    органы исполнительной власти субъектов Федерации
    Обеспечить развитие детских дошкольных учреждений с гибким графиком работы и приоритетным правом устройства в них детей из семей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке -" Минобразование России
    Ввести в учебные курсы среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования дисциплины по вопросам полового воспитания, семейных отношений и родительской ответственности 1993 год Минобразование России
    Минздравмедпром России
    II. Совершенствование системы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Сформировать федеральный и региональный банки данных о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
    Минздравмедпром России
    Минсоцзащиты России
    Обеспечить условия для адекватного устройства детей:
    а) создать федеральную и региональную психолого-медикопедагогические консультации с диагностическими стационарами при них 1993 - 1995 годы Минобразование России
    Минздравмедпром России
    Российская академия образования
    органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    б) развивать семейные формы устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемные семьи) 1993 - 1995 годы Минобразование России
    Минздравмедпром России
    Минсоцзащиты России
    органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    органы местной администрации
    Уменьшить наполняемость групп: для детей в возрасте до 4 лет (в домах ребенка) - до 6 человек (обеспечив целевое финансирование дополнительных штатов группового персонала) 1993 год Минздравмедпром России
    для детей от 4 лет и старше (в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)не более 10 человек 1993 - 1995 годы Минобразование России
    Пересмотреть нормы загрузки и продолжительности рабочего времени ряда специалистов домов ребенка 1993 год Минздравмедпром России
    Минтруд России
    Обеспечить детские учреждения интернатного типа для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимой физиотерапевтической аппаратурой и медицинским оборудованием -" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    органы местной администрации
    Минздравмедпром России
    Минобразование России
    Организовать лечение детей - сирот в санатории "Бригантина" Российского детского фонда (г. Евпатория) 1993 - 1995 годы Минсоцзащиты России
    Минобразование России
    Создать производственные участки, цеха в УПК и на предприятиях различных форм собственности для трудоустройства лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -" Минобразование России
    Минсоцзащиты России
    органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    органы местной администрации
    Принять меры по совершенствованию системы обеспечения жильем лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (закрепление жилой площади, ранее принадлежащей родителям, или доли в приватизированном жилье, льготные условия для приобретения муниципального жилья, предоставление льготных кредитов и др.) 1993 - 1995 годы Минобразование России
    Минсоцзащиты России
    Минюст России
    органы местной администрации
    III. Научно-методическое обеспечение
    Разработать психолого-медико-педагогические и правовые рекомендации по выбору адекватной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
    Минсоцзащиты России
    Минздравмедпром России
    Минюст России
    Разработать стандарт условий, необходимых для содержания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
    Минздравмедпром России
    Разработать новые санитарные правила и нормы устройства, содержания, организации режима питания в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -" Госсанэпиднадзор России
    Разработать проекты специализированных домов ребенка с лечебно-оздоровительным блоком для комплексного восстановительного лечения 1993 - 1994 годы Госстрой России
    Минздрав России
    Разработать методические рекомендации по комплексной системе закаливания и повышению функциональных возможностей воспитанников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как основы профилактики отклонений в состоянии здоровья 1993 год Госсанэпиднадзор России
    Разработать гигиенические рекомендации по профилактике пограничных нервно-психических отклонений у детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях -" -"
    Разработать принципы и методы психолого-педагогической экспертизы организации жизнедеятельности детей в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -" Минобразование России
    Российская академия образования
    Создать комплекс методических блокпакетов, рекомендаций по организации жизнедеятельности детей, проведению коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью поэтапного формирования жизненно необходимых условий и навыков семейной жизни 1994 год Минобразование России
    Минздравмедпром России
    Провести исследование и осуществить разработку научно-методических основ социальной и трудовой адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
    Российская академия образования
    Разработать программно-методическое обеспечение подготовки специалистов для государственных и негосударственных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -" Минобразование России
    Миннауки России
    Разработать на новой основе программы по дошкольному воспитанию детей - сирот с отклонениями в развитии в домах - интернатах -" Минсоцзащиты России
    Создать унифицированные программы обучения детей - сирот с отклонениями в развитии, находящихся в домах - интернатах 1993 - 1995 годы -"
    IV. Кадровое обеспечение системы воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Разработать и ввести государственное лицензирование на право заниматься воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
    Создать систему отбора и подготовки родителей - воспитателей в приемные семьи, усыновителей, опекунов (попечителей) -" Минобразование России
    Минздравмедпром России
    Минсоцзащиты России
    Организовать систему помощи и обучения родителей - воспитателей приемных семей по содержанию и развитию детей 1993 - 1995 годы Минобразование России
    Ввести контрактно-конкурсную основу при приеме на работу в учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
    Минздравмедпром России
    Организовать в десяти образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовку кадров для работы с детьми, нуждающимися в дополнительной помощи и поддержке: специалистов по социальной работе, воспитателей, практических психологов, дефектологов, инспекторов по охране детства 1993 - 1995 годы Минобразование России
    Минсоцзащиты России
    Организовать ежегодные всероссийские семинары для работников (специалистов) по охране детства по вопросам социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -" Минобразование России
    Минздравмедпром России
    Минсоцзащиты России
    МВД России
    V. Нормативное обеспечение социально-правовой охраны детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Проанализировать законодательные акты Российской Федерации, касающиеся охраны прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей, в части соответствия их Конвенции о правах ребенка 1993 год Минобразование России
    Минсоцзащиты России
    Минздравмедпром России
    Подготовить предложения о дополнении и изменении действующего законодательства в части повышения ответственности родителей за воспитание детей, присвоения и изменения фамилии несовершеннолетним, лишившимся родительского попечения 1993 год Минобразование России
    Минсоцзащиты России
    МВД России
    Разработать положения, рекомендации, инструкции, направленные на реализацию прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 - 1995 годы Минобразование России
    Минсоцзащиты России
    Разработать нормативно-правовое обеспечение создания и фукционирования негосударственных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 - 1995 годы Минобразование России
    Разработать положение о службе социально-правовой охраны несовершеннолетних 1993 год Минобразование России
    Минсоцзащиты России
    Подготовить и издать руководство по охране здоровья детей для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 - 1994 годы Минздравмедпром России
    VI. Информационное обеспечение социально-правовой охраны детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Организовать издание информационного бюллетеня законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам социально - правовой охраны семьи и детства 1993 - 1995 годы Роскомпечать
    Минобразование России
    Минфин России
    Организовать издание серий "Библиотека работников дома детства", "Молодым родителям", "В помощь приемным семьям", "В помощь многодетным семьям", "Тебе, выпускник" -" -"
    Организовать ежегодное издание справочно-информационных материалов об организационно-педагогических инновациях -" Минобразование России
    Организовать освещение хода реализации федеральной целевой программы "Дети - сироты" в средствах массовой информации -" Роскомпечать

    В современном обществе социальная поддержка детей-сирот является основной задачей государства. И для этого разработано множество программ реализация, которых позволит сократить сиротство и поможет детям обрести свой дом.

    Государственная программа "Помощь детям-сиротам в России" направлена на профилактику сиротства и оказание помощи детям-сиротам. Она предусматривает развитие деятельности общественных объединений и групп на местном уровне, способствующих улучшению положения детей-сирот и детей с ограниченными возможностями и изменению отношения общества к ним. Кроме того, Программа будет поддерживать инициативы, направленные на обмен информацией и укрепление взаимодействия между различными организациями и учреждениями, работающими с детьми.

    Цель программы: Создания объединений по оказанию помощи и поддержанию нормальной жизнедеятельности детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей; Профилактические работы по сокращению сиротства; Развитие семейного воспитания; Оказание социально-психологической помощи детям.

    Она направлена на следующие группы: дети от 0 до 4 лет, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся в группе риска; Дети с ограниченными возможностями; Воспитанники детских домов в возрасте от 14 до 18 лет.

    Программа предполагает поддержку программ по профилактике сиротства. Основные направление программы.

    Программа "Помощь детям-сиротам в России" ориентирована на поддержку программ по профилактике сиротства и помощи детям-сиротам. Программа особо приветствует следующие направления деятельности:

    Программы по развитию и созданию новых форм помощи детям-сирот: приемные семьи; патронатное воспитание; усыновление детей.

    Программы в области профилактики сиротства: кризисные, реабилитационные центры для детей, а так же подростов, которые оказались в сложной жизненной ситуации; центры семейного консультирования; Центры для беременных; службы экстренной психологической помощи по телефону; приюты для реабилитации детей; центры по сохранению семьи и т.д.



    Формы помощи и программы для детей с особыми нуждами в области профилактики сиротства: центры раннего вмешательства; программы по реабилитации и обучению детей с особыми нуждами; программы по защите прав детей с ограниченными возможностями.

    Программы для детей, находящихся в государственных учреждениях для сирот: программы помощи выпускникам детских домов; программы помощи выпускникам детских домов и интернатов, находящимся в заключении; программы медико-психолого-педагогической реабилитации детей с особыми нуждами, проживающих в государственных учреждениях; внедрение новых методов работы; программы, направленные на создание системы поддержки персонала государственных/негосударственных детских учреждений.

    Программа "Помощь детям-сиротам в России" включает в себя: 1.Программу грантов (безвозмездных субсидий), предусматривающую финансовую поддержку проектов, представленных некоммерческими, негосударственными организациями; 2. Программу по обучению (тренинги, семинары и консультации).3. Мероприятия по оценке результативности и эффективности выполнения поставленных программой целей и задач.

    Программа «Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Нацелена на социальную адаптацию и реабилитацию, оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    С 1999 года по 2010 год под опекой Фонда Дети России находился Верхнепышминский детский дом. Фонд ежегодно направлял около 2-х миллионов рублей на ежемесячную доплату педагогам, услуги бассейна и авто услуги (школьный автобус). Ежегодно фонд являлся координатором использования средств одного из предприятий компании, выделяемых на ремонт и реконструкцию здания детского дома, организацию досуга и летнего отдыха воспитанников.

    С 2005 г. начал работу представитель Фонда в городе Владикавказ (Северная Осетия). 19 детей, ставшие сиротами в результате Бесланской трагедии, ежемесячно получают денежное пособие до достижения совершеннолетия.

    Ежегодно Фонд оказывает помощь Центрам социальной реабилитации, детским домам, больницам и домам ребенка.

    Программа «От сердца к сердцу». Направленна на проведение благотворительных акций и мероприятий. Все мероприятия, реализуемые в рамках этой программы, проводятся, чтобы в жизни каждого ребенка стало больше радости, ощущения тепла и заботы.

    В рамках новогодней акции «Рождественская открытка» более 700-от детей от 4-х до 14-ти лет из 11 регионов России в качестве призов посещают лучшие новогодние представления в своих регионах и получают сладкие подарки (в том числе дети-сироты и дети-инвалиды).

    Социальные работники проводит акции по сбору вещей, книг и средств для воспитанников детских домов, домов ребенка, детских исправительных учреждений. Они оказывает адресную помощь детям-инвалидам: оплату лечения или реабилитации по письмам и обращениям, а также финансирует спортивные и культурные мероприятия для детей-инвалидов, призванные адаптировать больных детей в социуме, повысить их самооценку и привлечь к занятиям спортом.

    Также государство оказывает помощь студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период обучения по очной форме могут рассчитывать на материальное обеспечение. Таким студентам предоставляется бесплатное питание, одежда, жильё, медицинское обслуживание, а так же бесплатный проезд, социальная стипендия, предоставление путевок в санатории и лагеря. На питание выделяется на одного студента в день 260 рублей; на одежду за год 44590 рублей; на проезд в месяц 720 рублей; социальная стипендия в месяц 2613 рублей. Эти данные вступили в силу с 1.02.2014.

    Программа «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей на 2012-2014 годы».

    Цель программы: улучшить материальное положение детей-сирот; социальная поддержка; создание условий для нормального развития; решение проблем детей-сирот.

    Задачи программы: Установление социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; создание системы психологической поддержки; организация ежемесячной выплаты денежных средств на содержание детей-сирот.

    Сроки реализации программы: 2014-2014 год.

    Общий объём финансирования - 9 730,0 тысяч рублей; 2012 год - 3 074,0 тысяч рублей; 2013 год - 3 253,0 тысяч рублей; 2014 год -3 403,0 тысяч рублей.

    Ожидаемые конечные результаты программы: Обеспечить социальную поддержку и улучшить положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; улучшить материальное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие различные формы устройства в семью детей-сирот; создание условия для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.).

    Вывод: Таким образом государство играет очень большую роль в судьбе воспитанников детских домов. Оно поддерживает их с помощью реализации программ по улучшению жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Статьи по теме: