Этнокультурный компонент в воспитании детей дошкольного возраста. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

АННА ТЕПЛОВА
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект НОД

Тема : «Этнокультурное воспитание детей средней группы , путем приобщения к народным обычаям , традициям и культуре нивхов »

Выполнила :

Теплова А. Г. ,

воспитатель МБДОУ «Улыбка»

Цель :

Знакомство с обрядами и праздниками, традиционным укладом жизни нивхов в зависимости от времени года.

Задачи :

Образовательная : Познакомить с традиционным наследием местной культуры .

Воспитательная : Способствовать формированию представления о жизни людей в давние времена на территории родного края.

Развивающая : Способствовать развитие у детей ассоциативного и образного мышления, формированию интереса и уважительного отношения к национальной культуре аборигенов Сахалина .

Образовательная область : «Познавательное развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» , «физическое развитие» , «Музыкальное развитие» .

Виды детской деятельности : игровая деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, двигательная деятельность.

Оборудование : мультимедийный комплекс, игрушка медведь, макет избы, картинки на данную тематику, муляжи рыбы для игры,

Подготовительная работа :

Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя» , «Предметы русской старины» ;

Чтение русских народных сказок , былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен , колыбельных;

I. Организационный момент

Слайд 1, 2.

Дети входят в группу , посреди группы имитация зимнего жилища нивхов. Дети садятся на лавки.

Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как она называется?

Дети : Россия.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, как называется остров, на котором мы живем, наш город?

Дети : Сахалинская область, город Долинск.

Воспитатель : Ребята, Сахалин – край многочисленный. Рядом снами живут народы разных национальностей. А вы ребята, знаете люди, каких национальностей живут рядом с нами?

Дети : Русские, корейцы, армяне, грузины.

II. Основная часть.

1. Беседа.

Воспитатель : А сегодня мы поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области – это Нивхи. Жили они в северной и центральной части острова Сахалин.

Жизнь этого народа была трудна . Климат острова был суровый, зимой морозы были -40 градусов, дули сильные ветра. На каждом пути их подстерегала опасность, дикие звери, непроходимая тайга. Приходилась выживать в этих условиях.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, из чего построены наши дома?

Дети : Из кирпича, дерева.

Слайд 4, 5.

Воспитатель : Посмотрите, дети, в каких домах жили Нивхи.

Это зимнее жилище «то-раф» , похожая на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом.

Воспитатель : Почему Нивхи использовали такой необычный вид постройки своего жилища?

Дети : Что бы не замерзнуть.

Воспитатель : Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты.

Слайд 6, 7, 8.

Воспитатель : В холодное время года мужчины занимались охотой, подледной рыбалкой, обработкой тюленьих шкур, изготовление орудий промысла и посудой из дерева. Женщины изготавливали одежду, посуду из бересты, обустройства дома, приготовление пищи.

2. Подвижная игра «Удачный улов» .

Воспитатель : А сейчас мы поиграем.

В начале игры одного участника выбирают «рыбаком» . Остальные - «рыбки» . «Рыбак» гоняется за «рыбой» . Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком» .

«Невод» , «рыбака» постепенно разрастается, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба» .

Воспитатель : Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети : Да, любим.

Воспитатель : Нивхи жили дружно, любили ходить друг к другу в гости, были очень гостеприимны.

Слайд 9, 10, 11, 12.

Воспитатель : А когда наступало лето, Нивхи переселяются в летние жилища (ке-раф, их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье, так как занимались в это время года преимущественно рыболовством.

Женщины собирали корешки растений, ягоду, грибы. Чистили рыбу и изготавливали юколы (юкола – это вяленная рыба, которую сушили без добавления соли) . Занимались резьбой по дереву только мужчины, и передавали из поколения в поколения только своим сыновьям. Слайд13, 14

3. Физкультминутка «В лесу растет черника» .

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика. (Наклоны вперед)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте) .

Слайд 15,16,17

Воспитатель : Ребята вы любите играть? В какие игры можно играть летом?

Дети : прятки, казаки разбойники, у медведя во бору.

Воспитатель : Ребята, а вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?

Дети : Новый Год, масленица, день рождения.

(звучит мелодия нивхских песен)

Воспитатель : Нивхи любили праздники, они сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. Самый большим праздником для них был праздник «Медведя» .

Дети встают в круг и под музыку вместе с воспитателем начинают импровизировать этот праздник в танце. В середине круга ставят игрушку медведя. Движения детей произвольные .

III. Заключительная часть

Ребята, с каким народом крайнего севера сегодня мы познакомились на занятие?

Ребята, какой праздник любили отмечать Нивхи?

Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.

Попробуйте дома вместе с родителями нарисовать праздник медведя.

Приложение

Публикации по теме:

Этнокультурное воспитание детей в средней группе «Этнокультурное воспитание детей в средней группе»Сегодня проблема приобщения детей к народной культуре приобрела особую актуальность. В.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам Сегодня, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем для себя, мы осознаем, как мало мы знаем.

Я,как один из представителей многочисленного и многоликого педагогического сообщества специалистов ДОО, стараюсь сегодня прививать детям.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» 1. «ФГОС» - развивать интерес к народным.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране,.

Аннотация

В работе представлены обоснование и результаты создания единого пространства физкультурного и этнокультурного образования с целью воспитания этнотолерантности старших дошкольников. Показаны возможности использования средств физической культуры для приобщения дошкольников к культуре и национальным особенностям других народов (этносов). Материалы могут быть использованы вне учебной физкультурной работы, в организации и проведении физкультурных досугов и праздников, в формируемой части образовательной деятельности старших дошкольников по программе развития ДОУ.

Авторы опираются на научные изыскания основоположника этнопедагогики физического воспитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Прокопенко Виктора Ивановича.

Актуальность

Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-коммуникативной, творчески-активной личности, знающей и любящей свой край - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, малой Родины.

В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края с её традициями, природой и культурой, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма.

Миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства (ФГОС) сегодня как никогда перекликается с задачами по патриотическому воспитанию, способствует самоидентификации себя, как части нации.

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

Проект «Ямал - мой край родной!»

Паспорт проекта:

Вид проекта: Краткосрочный, творческий, познавательный, открытый.

Цель проекта: Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры с активным участием родителей.

1. Развивать интерес к быту, культуре, фольклору, обычаям коренных малочисленных народов Севера, чувство гордости за свой родной край.

2. Воспитывать этническую толерантность;

3. Формировать у детей представление о национальной физической культуре как части общенациональной культуры и общемировой физической культуры.

4. Продолжать формировать здоровый образ жизни через знакомство с национальными видами спорта и подвижными играми.

Предполагаемые результаты:

1.Образовательные.

В результате реализации проекта дети получат знания:

· о быте, культуре, фольклоре, обычаях коренных малочисленных народов Севера.

· о традиционных спортивных и подвижных играх коренных малочисленных народов Севера.

2. Социальные.

Взаимодействие детского сада с семьей, что приведет к консолидации родителей и образовательной общественности. В процессе реализации проекта предусмотрено сотрудничество с ГАОУ ДОД ЯНО ДЮСШ по национальным видам спорта.

3. Практичность.

Данный проект может быть реализован как на институциональном, так и муниципальном уровне.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

1. Создание долгосрочного проекта.

2. Вовлечение в проект участников других детских садов города Салехард.

3. Выход на городской праздник День оленевода.

Срок реализации: с 1.02.2014г. по 30.04.2014г.

Участники проекта: дети старших групп МБДОУ №22 и МБДОУ №8, родители, педагоги.

Территория реализации проекта: МБДОУ №22 «Синя птица», МБДОУ №8 «Теремок».

Актуальность проекта

1. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В современной образовательной системе центром является ребенок, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "В Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики". Этнокультурное воспитание - часть патриотического воспитания. Только понимание Родины, как и «малой родины», в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе.

Главная педагогическая задача здесь за-ключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого (Л.М. Дробижева, 1997).

2. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт истинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. Со сверстниками ребенок ощущает себя «равным среди равных». В тоже время необходимо заметить, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния двух институтов, к которым относятся се-мья и дошкольное учреждение .

3. Формирование этнической идентичности человека может происходить в любой деятельности. Не является исключением и деятельность в области физической культуры.

Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только народов ханты, но и других народов Севера и России в целом .

Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке толерантного гражданина, патриота.

Практическая значимость для ОУ:

Оформление выставки рисунков «Вороний день»;

Пополнение сайта детского сада методическими разработками;

Популяризация МБДОУ в СМИ.

Замысел проекта : Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога - удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.

Целевые ориентиры:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Физическое развитие.

Этапы деятельности

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность родителей и детей

1этап-подготовительный

1.02.2014г.-15.02.2014г.

Определение цели и задач.

Осуществление сбора и уточнение информации-анкетирование родителей (анкета №1-прил.№2)

Составление плана деятельности.

Принимают цели и задачи, предложенные педагогом, дополняют собственными.

2 этап - практическая деятельность по решению проблемы 17.02.2014г.-12.04.2014г.

Организация работы через НОД.

Деятельность в режимных моментах 2-3 раза в неделю.

Закрепляют знания, умения, навыки в свободное время.

Участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.

Участвуют в подготовке и реализации Фестиваля национальных видов спорта и подвижных игр.

3 этап - анализ проектной деятельности и оценка результатов.

15.04.-30.04.2014

Анкетирование родителей (анкета №2- прил.№3). Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.

План - график реализации проекта

Мероприятие

Ответственный

Анкетирование родителей.

«Заинтересованность родителей».

Инструктор по физической культуре, воспитатель.

Экскурсия в библиотеку детского и семейного чтения

История праздника «Вороний день» (по сценарию библиотекаря-методиста).

Чтение хантыйских легенд и сказок.

«Как покрасили ворону», «Семиклювый-семиглавый ворон» (в редакции Р.Ругина); рассказ «Молодая ворона» (хрестоматия для детей дошкольного возраста) и другие.

Воспитатель,

родители.

Знакомство с подвижными играми народов Севера.

«Ловля оленей», «Ловля рыбы» и другие.

Встреча с чемпионом и рекордсменом России 2006г. Родионом Талигиным.

Знакомство с национальными видами спорта. Показ «прыжки через нарты»

Знакомство с национальными видами спорта

Прыжки через нарты, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, метание топора.

Инструктор по физической культуре.

Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр.

«Вороний день»,

посвященный празднованию национального праздника народа ханты «Вурнга хатл»

Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители.

Выставка работ

Рисунки детей «Вороний день».

Воспитатель, инструктор по физической культуре, родители.

Анкетирование родителей

«Нужны ли подобные мероприятия в будущем?»

Воспитатель, инструктор по физической культуре.

Подведение итогов.

Продукты проекта для детей:

1. Альбом «Наше творчество»;

2. Фотоальбом «Вороний день-2014»;

3. Памятный магнит «Вороний день-2014».

Продукты проекта для педагогов:

1. Анкеты для родителей;

2. Сценарий «Фестиваль национальных видов спорта и подвижных игр «Вороний день» для детей 5-6-летнего возраста».

3. Правила, адаптированные к дошкольному возрасту для состязаний по прыжкам через нарты, «метанию тынзяна на хорей», метанию топорика.

Продукты проекта для родителей:

Непосредственное участие в реализации проекта, участие в совместных подвижных играх.

Подведение итогов.

Работа над проектом «Ямал - мой край родной!» закончена. Подведя итоги, наша творческая группа испытывает огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация проекта способствовала расширению элементарных знаний детей о традициях, быте коренных народов Севера, особенно традициях народа ханты на основе праздника «Вороний день». Результаты анкетирования показали:

Литература:

1. Дудников Н. Медвежьи забавы. Пермь, издательство «Книжный мир», 2000г.

2. Журавель Н. М. Краеведение Ямало- Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003.

3. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2002. 121с.

4. Лапцуй Л. Едейко. Салехард, издательство «Красный Север», 2004г.

5. Окотетто Е.Н. Ненецкие подвижные игры. Спб «Просвещение», 2002г.

6. Прокопенко В.И. Игры и национальные виды спорта народностей Севера- нивхов: Науч.-метод. Рек. М., 1988.

7. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.

8. Сказки. Легенды. Мой дом север. « Европа - печать и издательство» ЕООД, София ТОО «Вилад» Москва. 2001г.

9. Филиппова С.О., Митин А.Е. Этнокультурное воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями // Детский сад будущего — инновации в системе дошкольного образования. - СПб.: Изд-во АПО, 2011. - С. 47-52.

10. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А. . М., «Просвещение», 1976.

Диссертация

Зенкова, Людмила Германовна

Ученая cтепень:

Кандидат педагогических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Общая педагогика, история педагогики и образования

Количество cтраниц:

Глава I. Теоретические основы этнокультурного воспитания дошкольников .

1.1. Этнокультурное воспитание как социальный и психолого-педагогический феномен.

1.2. Сущностная характеристика этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в детской школе искусств .

1.3. Региональные особенности этнокультурного воспитания дошкольников в

Новосибирской области.

Выводы по первой главе.

Глава II. Реализация модели этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

2.1. Модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств «Берегиня ».

2.2. Народная художественная культура - содержательный компонент этнокультурного воспитания дошкольников в Детской школе искусств «Берегиня ».

2.3. Диагностика и психолого-педагогические условия эффективности этнокультурного воспитания дошкольников в ДШИ .

Выводы по второй главе.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств"

Актуальность темы исследования. В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Это определяет требования к образовательным учреждениям, осуществляющим воспитание подрастающих поколений.

В связи с развитием поликультурного общества возникла проблема воспитания подрастающего поколения, способного жить в новых социокультурных условиях.

Среди современных исследователей отмечается активность в области этнокультурного образования и воспитания детей. Значима эта проблема и в Сибирском регионе, так как на территории Новосибирской области сегодня проживает более 20-ти различных этнических групп.

В рамках данного исследования, как отмечают этнографы, фольклористы (Л.И. Васеха , Е.Ф. Фурсова и др.), особый интерес представляет сложившаяся культура переселенцев Сибири (русских, украинцев, белорусов).

Изучение возможностей использования потенциала народной художественной культуры в воспитании вступает в новый этап своего» развития: от разрозненных исследований по фольклору, декоративно-прикладному творчеству, народному костюму осуществлен переход к ее системному осмыслению, обоснованию целесообразности ее использования в образовательном процессе. Народная художественная культура рассматривается как целостное , синкретичное, комплексное явление, связанное с духовной жизнью народа и выступающее его важной составной частью, на основе которой осуществляется воспитание подрастающего поколения (Т.И. Бакланова , A.C. Каргин, М.А. Некрасова и др.).

Роль народных традиций в развитии личности обозначена в трудах выдающихся русских мыслителей, педагогов : H.A. Бердяева, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева , К.Д. Ушинского, В.Н. Шацкой и др.

В то же время заслуживают внимания многочисленные работы, посвященные проблеме этнокультурного образования и воспитания: Т.И. Баклановой , Л.И. Васеха, Г.Н.Волкова, Е.В. Ершовой , М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Значимыми являются работы, раскрывающие сущность понятий «этнокультура » (А.Б. Афанасьева, Е.С. Бабунова, Э.Ф. Вертякова , А.П. Елисеева, В.Б. Манджиева, H.A. Минулина , В.В. Модорова и др.); «воспитание » и его социальный аспект (Н.М. Борытко , В.И. Загвязинский, Б.В. Куприянов, В.А. Луков , A.B. Мудрик, Т.А. Ромм, В.А. Сластенин и др.); «этнокультурное воспитание » (А.Ю. Ахлестина , М.И. Богомолова, Г.И. Губа, А.Н. Джуринский , Л.М. Захарова, А.Н. Фролова и др.).

Принципиальное значение имеют труды о психологических аспектах развития детей дошкольного возраста: Л.С. Выготского, A.B. Запорожца , И.Ю. Кулагиной, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной , B.C. Мухиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др. Возможность реализации дошкольников в художественно-творческой деятельности представлена в работах Т.С. Комаровой , Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Е.А. Флериной .

Современными учеными отмечается, что в мире накоплено немало, ценного опыта в обучении и воспитании детей с учетом поликультурности и полиэтничности общества. Педагогические модели, учебные программы позволяют стимулировать интерес к новому знанию и одновременно представляют различные взгляды и мнения об окружающем личность многокультурном и многоэтническом мире (А.Н. Джуринский ).

Вместе с тем, остаются недостаточно исследованными психолого-педагогические условия этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях, в том числе, в детских школах искусств.

Актуальность данной работы обусловлена возникшим противоречием между востребованностью этнокультурного воспитания дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в детской школе искусств.

Учитывая данное противоречие был сделан выбор темы исследования: «Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств », проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств?

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

Гипотеза исследования основана на идее о том, что процесс этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств будет эффективным, если:

Выявлены сущность, структура и содержание этнокультурного воспитания дошкольников;

Разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс детской школы искусств модель этнокультурного воспитания дошкольников;

Определены критерии и уровни этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств;

Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия эффективности этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятие «» как социальный и психолого-педагогический феномен.

2. Дать сущностную характеристику этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

3. Раскрыть потенциал народной художественной культуры как содержательного компонента этнокультурного воспитания дошкольников.

4. Разработать и апробировать модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

5. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия эффективности этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

Методологическую основу исследования составили ведущие идеи философии, педагогики , психологии о развитии личности в контексте культуры (H.A. Бердяев , П.П. Блонский, JI.C. Выготский, П.Ф. Каптерев , К.Д. Ушинский и др.), идеи поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский , М.Н. Кузнецов и др.), об этнической принадлежности и идентификации (Т.Г. Стефаненко , В.Ю. Хотинец и др.), теории социального воспитания (Б.В. Куприянов , JI.B. Мардахаев, A.B. Мудрик, H.JI. Селиванова и др.); аксиологический подход (Е.И. Артамонова, Ю.К. Бабанский , И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.), деятельностный подход (К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн , А.Н. Леонтьев и др.), культурологический подход (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская , П.С. Гуревич, М.С. Каган и др.), этнопедагогический подход (Л.Н. Бережнова, Г.С. Виноградов , Г.Н. Волков, О.В. Хухлаева др.).

Теоретическую основу исследования составляют идеи о самоценности народного образования (С.И. Гессен, Я.А. Коменский , П.Ф. Каптерев, Е.А. Покровский, К.Д. Ушинский и др.); этнологические теории (Ю.В. Бромлей , Л.Н. Гумилев и др.); труды об особенностях развития детей в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец , Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина , А.И. Савенков и др.); работы об игровых формах взаимодействия с детьми (Е.А. Леванова , В.А. Плешаков, Д.Б. Эльконин и др.); идеи этнокультурного подхода в образовании детей (Т.И. Бакланова , М.И. Богомолова, Л.И. Васеха, A.C. Каргин , H.A. Минулина, М.А. Некрасова, M.IO.

Новицкая и др.); теория этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования (Л.И. Боровиков , С.Б. Серякова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической , искусствоведческой, этнографической литературы по обозначенной проблеме; опрос, анкетирование , беседа, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности, метод математической обработки данных, опытно-экспериментальная работа.

Базой исследовательской работы служили муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Берегиня », дошкольные образовательные учреждения № 8 и №21 города Бердска Новосибирской области.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе (2000-2001 гг.) - поисково-аналитическом - проведен ■ анализ литературы по исследуемой проблеме, осуществлена разработка подходов к созданию экспериментальной модели по этнокультурному 4 воспитанию дошкольников. Определены актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования.

На втором этапе (2001-2008 гг.) - опытно-экспериментальном - были апробированы модель, авторские образовательные программы этнокультурного воспитания дошкольников на материале народной художественной культуры, проведены промежуточные замеры в экспериментальных и контрольных группах, осуществлены проверка разработанных теоретических положений и методических приемов, а также внедрение полученных результатов в практику.

На третьем этапе (2008-2012 гг.) - обобщающем - были проанализированы результаты исследования, полученные на предыдущих этапах, уточнение теоретических выводов, систематизация и обработка материалов диссертации, ее литературное оформление.

Достоверность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечена совокупностью методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и подкрепить выдвинутую гипотезу результатами, полученными в процессе этнокультурного воспитания дошкольников посредством народной художественной культуры в условиях детской школы искусств.

Достоверность полученных результатов в ходе исследования также подтверждается личным опытом автора диссертации в качестве преподавателя и директора учреждения дополнительного образования в детской школе искусств «Берегиня » в городе Бердске Новосибирской области.

В работе получены результаты, представляющие научную новизну: раскрыто содержание понятия «этнокультурное воспитание дошкольников » как социального и психолого-педагогического феномена, определяющего овладение дошкольниками основами традиционной культуры в детской школе искусств; выявлен потенциал народной художественной культуры как содержательного компонента этнокультурного воспитания дошкольников;

Разработана модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств и предложена программа ее реализации с использованием различных форм работы с дошкольниками (календарно-обрядовые праздники, музейная практика, студии ремесел и промыслов, фольклорные фестивали, выставки); выявлена совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффективному этнокультурному воспитанию дошкольников, с учетом специфики педагогического процесса в детской школе искусств. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: дана сущностная характеристика этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств как педагогической деятельности, способствующей приобретению первоначального этнокультурного опыта дошкольниками, развитию нравственно-этических представлений, коммуникативно-поведенческих навыков , эмоциональной сферы;

Выявлен потенциал народной художественной культуры переселенцев Сибири с многообразием жанров и форм фольклора, этнопедагогических средств и методов в этнокультурном воспитании дошкольников в детской школе искусств;

Теоретически обоснована и разработана модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств, основанная на аксиологическом , деятельностном, культурологическом, этнопедагогическом подходах, включающая в себя цель, задачи, компоненты (образовательно-воспитательный, культурно-просветительский, научно-методический), критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный), поэтапно реализуемая образовательная программа, отражающая взаимодействие всех участников процесса по созданию психолого-педагогических условий этнокультурного воспитания дошкольников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты реализации модели этнокультурного воспитания дошкольников могут быть использованы в учреждениях дошкольного образования, дополнительного образовании детей. Предложенная программа «» может использоваться в практической работе с детьми дошкольного возраста. Разработанные в ходе исследования материалы могут применяться в чтении специальных курсов, проведении семинарских и практических занятий в средних и высших учебных заведениях при подготовке педагогов дополнительного образования, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражений в образовательных программах, докладах и выступлениях на международных, всероссийских, региональных, областных научно-практических конференциях г. Бердска (2005, 2007, 2009), г. Новосибирска (2000, 2002), г.Калининграда (2005), г. Москвы (2003, 2005, 2010, 2011), г. Горно-Алтайска (2009), г. Бийска (2010), г. Тамбова (2011), г.

Томска (2012), в развернутых публикациях в ведущих педагогических журналах.

Разработанная модель и программа этнокультурного воспитания дошкольников внедрена в работу образовательного учреждения дополнительного образования детей детской школы искусств «Берегиня », дошкольных образовательных учреждений № 8 и № 21 города Бердска Новосибирской области.

Апробация результатов исследования осуществлялась через участие дошкольников в конкурсах, выставках, концертах: городской конкурс фольклорных коллективов «На Красную горку », конкурс декоративно-прикладного искусства, областной конкурс «Через прошлое к будущему », тематические выставки, городские календарно-обрядовые праздники.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурное воспитание дошкольников - целенаправленный процесс приобщения дошкольников к народной художественной культуре, обеспечения формирования их нравственно-этических представлений, развития поликультурном обществе.

2. Народная художественная культура (переселенцев Сибири) определяется в качестве содержательного компонента этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств. Потенциал народной художественной культуры: музыкальный фольклор, народные ремесла и промыслы, календарно-обрядовые праздники, народные игры , бытовые танцы служит основой приобщения дошкольников к традициям, формирования целостных представлений об этнокультурных особенностях региона, развития их личностных качеств, эмоциональной сферы, навыков поведения в обществе.

3. Разработанная и апробированная модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств основывается на аксиологическом, деятелыюстном , культурологическом, этнопедагогическом подходах; структурно представлена тремя компонентами: образовательно-воспитательным, культурно-просветительским и научно-методическим; обеспечивает взаимодействие всех участников процесса этнокультурного воспитания на занятиях и студиях по фольклору, народным ремеслам и промыслам, в музейной практике, при организации календарно-обрядовых праздников; реализуется при взаимосвязи игровой , концертной, театрализованной деятельности; обеспечивает приобретение опыта социальных взаимоотношений и поведения дошкольника в поликультурном обществе, коллективе, семье.

4. Психолого-педагогическими условиями этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств являются:

Поэтапная реализация модели этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств;

Организация этнокультурной среды на основе культуры переселенцев Сибири, где особое место занимают этнографические экспонаты в школьном музее, специально оборудованные кабинеты-мастерские ремесел и промыслов, выставки декоративно-прикладных работ учащихся и преподавателей ; широкое использование детского фольклора (игр , сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, закличек и т.д.); погружение в традиционную календарно-обрядовую культуру, освоение народных ремесел и промыслов;

Учет психовозрастных особенностей детей дошкольного возраста;

Формирование этнокультурной компетентности преподавателей детской школы искусств.

Структура диссертации определена логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение диссертации по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования", Зенкова, Людмила Германовна

Выводы по второй главе

Решение проблемы этнокультурного воспитания непосредственно связано с детьми дошкольного возраста. Так как дошкольный период - это время первичной социализации ребенка, когда он входит в мир культуры, усваивает ценностные ориентации, приобретает опыт взаимоотношений, поэтому с ранних лет важна постановка задачи по воспитанию общечеловеческих ценностей, формированию самостоятельности ребенка, делающих его интеллектуально и духовно богатым, социально зрелым и дисциплинированным.

В целях эффективности реализации этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств «Берегиня » г.Бердска Новосибирской области была разработана образовательная модель, содержательный компонент которой позволил организовать деятельность учреждения через учебно-воспитательную, культурно-просветительскую, научно-методическую работу, основанную на материале народной художественной культуры славянских переселенцев Сибири.

В ходе реализации модели осуществлена апробация программы «Комплексное этнокультурное развитие дошкольников ». Именно этнокультурная среда для дошкольников явилась источником их развития и приобщения к традициям переселенцев Сибири, где под руководством преподавателей осуществлялось этнокультурное воспитание дошкольников через разнообразные виды деятельности: музыкальную , песенно-игровую, танцевальную, художественную (народные ремесла и промыслы: гончарное ремесло, ткачество, различные виды росписей по дереву, глиняная игрушка и т.п.).

Дети дошкольного возраста отличаются повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, это время, когда ребенок еще не отягощен обязательными нормативными установками, стереотипами социума, к которому они принадлежат, где их пробуждающееся сознание в одинаковой мере открыто как к прошлому опыту, так и ожидаемому будущему . Исходя из этого, в практической работе с дошкольниками определились средства, закрепленные в этнокультурных традициях - это родной язык, музыка, танцы, игры, обычаи, ритуалы, пословицы и прочее, которые аккумулируются в народной художественной культуре, определяя широкое поле деятельности для развития детей, и эффективно применяются в процессе этнокультурного воспитания дошкольников.

Народный календарь со своеобразными праздниками и обрядами способствовал формированию в детях положительного отношения к традициям. Закономерная цикличность календарно-обрядовых праздников, среди которых: Симеон Столпник, Кузьминки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, способствовала созданию целостного воспитательного процесса в течение всего учебного года.

Разнообразные методы работы с дошкольниками (индивидуальные, групповые занятия , народные игры, экскурсии, концерты, открытые занятия, творческие отчеты, календарно-обрядовые праздники, выставки) вырабатывали в детях активную творческую позицию, активизировали творческие и мыслительные процессы.

Опытно-экспериментальная работа, проходившая в детской школе искусств «Берегиня » и на площадках дошкольных образовательных учреждениях № 8 и № 21 г. Бердска в несколько этапов, позволила определить уровни этнокультурного воспитания дошкольников. Также были определены критерии: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный , определяющие степень усвоения знаний в области народной художественной культуры переселенцев Сибири, сформированность нравственно-этических представлений, проявление интереса к этнокультурным традициям и ценностям, их принятие и одобрение.

В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что этнокультурное воспитание дошкольников средствами народной художественной культуры способствовало качественным изменениям в детях: закрепилось положительное отношение к народной культуре своего региона, к людям, их окружающих (сверстникам, педагогам , родителям). Дошкольники с желанием стали заниматься предложенными видами деятельности: музыкальной , художественной, театрализованной и достигли в этом определенных успехов.

Итоги заключительного этапа опытно-экспериментальной работы показали, что результаты в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе по всем показателям. Также результаты исследования подтверждаются использованием метода математической статистики - непараметрического критерия Хи-квадрат Пирсона. Таким образом, сопоставляя качественные и количественные показатели, анализируя деятельность детей в процессе опытно-экспериментальной работы, мы убедились, что реализуемая модель позволяет достичь значительных результатов в этнокультурном воспитании дошкольников. Это дает основания сделать вывод, что используемые средства народной художественной культуры являются достаточно эффективными и могут применяться в практической работе с дошкольниками.

Заключение

Исследуемый материал по проблеме этнокультурного воспитания дошкольников позволяет сделать вывод, что этнокультура востребована и является объектом повышенного внимания среди теоретиков и практиков педагогической науки.

В современных гуманитарных отечественных исследованиях этнокультурный компонент рассматривается как уникальная среда, интегрирующая неповторимые национально-демографические, культурно-исторические, духовно-нравственные и педагогические особенности. Анализ современных научных работ показал, что на протяжении трех десятилетий понятие «этнокультурное воспитание » активно вошло в обиход среди ученых, педагогов-практиков, однако до сих пор не имеет общепризнанного определения.

В процессе работы над исследованием нами охарактеризовано понятие «этнокультурное воспитание дошкольников » как социальный и психолого-педагогический феномен, определяющий развитие дошкольника в процессе его включения в этнокультурную среду, посредством которой дошкольник приобщается к народной художественной культуре.

Была определена сущностная характеристика этнокультурного воспитания дошкольников. Все ее составляющие направлены на обеспечение целостности представлений о народной художественной культуре, формирование общей культуры, выработку системы ценностей, создание положительного эмоционального фона, социализации ребенка .

В своей работе, опираясь на исследования фольклористов, этнографов мы сделали вывод, что народная художественная культура славянских переселенцев Сибири, основу которой составили традиции русских, украинцев, белорусов, наложили отпечаток на развитие культуры Сибири в целом, определив ее своеобразие и самобытность. Также, полученные данные позволили установить, что она востребована в практической деятельности дошкольных учреждений, школах дополнительного образования, в общеобразовательных школах.

Развитие среди учреждений дополнительного образования детей детских школ искусств дает на практике возможность внедрять учебно-воспитательные программы, основанные на материале народной художественной культуры и отражающие региональный компонент начиная с дошкольного возраста.

Изучение имеющегося педагогического опыта на территории Новосибирской области позволило определить характерные особенности и общие черты этнокультурного. воспитания, что в свою очередь способствовало созданию собственной модели этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

При формировании модели этнокультурного воспитания дошкольников учитывались особенности, определяющие сущность этнокультурного ■ воспитания в детской школе искусств. Были учтены исторические, социальные, культурные, национальные и этнические особенности региона. Народная художественная культура славянских переселенцев Сибири была определена в качестве содержания образовательных программ. Также средства народной педагогики были включены в разнообразные формы жизнедеятельности дошкольников, что дало возможность создания целостной этнокультурной воспитательной среды в детской школе искусств и осуществить важнейшие функции по социализации и индивидуализации детей.

Разработанная модель этнокультурного воспитания дошкольников базируется на аксиологическом , деятельностном, культурологическом, этнопедагогическом подходах и включает в себя цель, задачи, принципы, методы, функции, этапы, компоненты, образовательную программу, критерии, уровни и психолого-педагогические условия этнокультурного воспитания дошкольников. Согласно данной модели, реализующейся в три этапа, среди которых выделены - адаптирующий, преобразующий, продуктивный, дошкольник проходит путь: формирование первоначальных потребностей к этнокультурной деятельности, приобретение опыта для практической деятельности, осознание своей значимости в деле сохранения традиций через непосредственное участие в творческой этнокультурной деятельности.

Одной из составляющих модели является образовательная программа «Комплексное этнокультурное развитие дошкольников », в основе которой такие направления как музыкальное воспитание и фольклор, народные ремесла и промыслы, праздники народного календаря.

Реализуемая модель, программа при взаимодействии всех участников этнокультурного процесса (преподавателей, детей, родителей ) на материале народной художественной культуры славянских переселенцев Сибири позволили сформировать у дошкольников общие представления об этнокультурных особенностях региона. Программное освоение календарно-обрядового блока определило систему опорных знаний, умений и способов фольклорной деятельности, обеспечивающей в совокупности необходимую базу для формирования этнокультурного опыта. Широкий спектр музыкального , песенно-игрового материала, активная творческая и концертная деятельность способствовали развитию музыкальных и художественных способностей дошкольников; совершенствованию детской эмоциональной сферы.

Разработанная модель подтвердила эффективность использования народной художественной культуры в процессе этнокультурного воспитания дошкольников. В результате данного процесса у детей произошло формирование: положительного отношения к этнокультуре , нравственно-этических представлений (о добре, уважении к старшим, сопереживания ближнему и т.п.); понимания духовных ценностей других народов через сформированные ценности к культуре собственного народа; положительного психоэмоционального фона, о чем свидетельствуют результаты диагностики.

Полученные данные в ходе опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что результаты экспериментальной группы по каждому из выделенных критериев имеют значимые отличия от контрольной группы и в целом прослеживается высокий уровень по всем показателям.

Таким образом, сопоставляя качественные и количественные показатели, анализируя деятельность дошкольников в процессе опытно-экспериментальной работы, мы убедились, что реализуемая модель позволяет достичь значительных результатов в этнокультурном воспитании дошкольников. Это дает основания сделать вывод, что используемые средства народной художественной культуры являются достаточно эффективными и могут быть включены в практическую работу с дошкольниками в различных образовательных учреждениях. Различия полученных данных оказались достаточными, чтобы утверждать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Таким образом, реализация модели этнокультурного воспитания позволила сформировать у дошкольников общие представления о народной, художественной культуре.

Полученные результаты позволили сформулировать заключение диссертационной работы: в настоящее время в современной педагогической науке и практике актуальна проблема этнокультурного воспитания дошкольников, в центре которой находится дошкольник, способный усваивать и принимать этнокультурные нормы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зенкова, Людмила Германовна, 2012 год

1. Андреев, В.И. Педагогика : Учебный курс для творческого саморазвития . 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. Монография. СПб.: Издательство «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009. - 296 с.

3. Ахлестина , А.Ю. Этнокультурное воспитание студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества: Автореф. дисс. .канд. пед . наук. Кострома, 2005. 27 с.

4. Бабунова , Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 45 с.

5. Бабынина, Т. Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной -культурой: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 23 с.

6. Байтуганов, В.И. Методика работы с детским фольклорным коллективом в пространстве традиционной культуры: метод пособие. -Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2011. 126 с.

7. Байтуганов, В.И. Методика реконструкции народных календарных праздников (на основе традиционной культуры Васюганья). -Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2011. 170 с.

8. Бакланова, Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности : учебное пособие. М., 1992. - 102 с.

9. Бакланова, Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская художественная культура »: Начальное образование в России: инновации и практика. М., 1994.

10. Белова, Е.С. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении / Е. С. Белова // Одаренный ребенок. 2003. - №6. - с.45.

11. Бердск: прошлое, настоящее, будущее : Сборник статей и материалов научно-практической конференции. Вып.1. Новосибирск: ЗАО «Маяк», 1996.

12. Бердяев, H.A. Судьба России. М.:Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; Харьков: Изд-во «Фолио », 1998.-736с.

13. Бережнова , JI.H. Этнопедагогика: учеб.пособие для студ . высш. учеб. заведений / JI. Н. Бережнова, И. JÏ. Набок, В. И. Щеглов . М.: Издательский центр «Академия », 2007. - 240 с.

14. Блонский , П.П. О национальном воспитании. М., 1992.

15. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.- 570 с.

16. Богомолова, М.И. Гуманистические истоки первоначального воспитания детей в истории зарубежной педагогики / М.И. Богомолова // Известия Уральского государственного университета. 2010. - №5 (84).-с. 140-148.

17. Богомолова , М.И. Межнациональное воспитание детей: учеб. пособие / М.И. Богомолова, JI.M. Захарова. 2-е изд., испр. - М. : ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 176с.

18. Богомолова, М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: Дисс.д.п.н., Набережные Челны, 2003.

19. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений . М.: Издательский центр «Академия », 2002. - 320 с.

20. Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования. Новосибирск, 1999.

21. Борытко , Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н. М. Борытко; научн. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.

22. Борытко, Н.М. Воспитание как гуманитарная образовательная практика / Н. М. Борытко // Вопросы воспитания. 2009. - №1. - С. 5763.

23. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия », 1998.-1500 с.

24. Бондаревская , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов/н/Д: Феникс, 2000.

25. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. 3-е изд., стереот. - М.: Наука, 2009. - 440 с.

26. Васеха , Л.И. Этнохудожественное образование как фактор социально-культурной адаптации личности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 2004. 22с.

27. Вертякова, Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: Дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998.

28. Виноградов, Г.С. Детский фольклор и быт: Программа наблюдений. Этнол. секция Вост. Сиб. отд. Рус. геогр. об-ва; / Г. С. Виноградов; под ред. М. К. Азадовского и Г. С. Виноградова. Вып.Ш. - Иркутск, 1925.

29. Волков , Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова ; науч. ред. Б. С. Волков. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 144 с.

30. Волков, Т.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия », 1999. - 168 с.30

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре.

Цель

Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Задачи

  • Познакомить детей с жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания.
  • Упражнять в формировании грамматического строя речи, придумывая слова в уменьшительно – ласкательной форме.
  • Поощрять творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; познавательную активность детей.
  • Воспитывать у детей интерес к семейным традициям.

. Подготовительная работа:

  • Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины»;
  • Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;

Воспитатель (В.): Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Она называется…

Дети (Д): Россия.

В. : Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас. Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

Д.: Русь.

В.: Хотите узнать, как жили люди в Древней Руси? Предлагаю вам отправиться в путешествие по прошлому. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Откуда же могло взяться это название? Подумайте, на какое слово оно похоже.

Д.: «Слава».

В.: Значит, славяне – это славный народ. А еще они называли себя словенами, т.е. понимающими слово, речь.

В.: Посмотрите, дети, в каких домах жили наши предки. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. «Семья сильна, когда крыша одна» – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили – деды и отцы, внуки и правнуки. Посмотрите, из чего строили жилище.

Д.: Из дерева, бревен.

В.: Знаете ли вы, как назывался такой дом?

Д.: Дом из бревен назывался избой.

Ребята, а что еще вы видите в избе?

Д.: Печь.

В.: Она всегда ставилась напротив входа и занимала почти пол избы.

«Печь – наша мать родная», – говорили в старину. Для чего нашим предкам

нужна была печь?

Д.: Она обогревала жилище, на ней готовили еду.

В.: И не только для себя, но и для домашней живности. В народе печь называли «кормилицей», «матушкой». В печке было жарко, и горшок руками взять было нельзя. Был специальный предмет, которым можно это сделать-УХВАТ.

В.: А еще на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. С печью была связана вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ ее стал традиционным для народных сказок. Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи?

Д.: «Гуси лебеди», «По щучьему велению» и др.

В.: Рядом с печкой висела люлька с младенцем. Как вы думаете,

почему?

Д.: Чтобы малышу было тепло.

В.: Что еще интересного вы увидели в избе, чего не встречаете в обычной

жизни?

Д.: Полотенце висит на стене как украшение.

В.: Вы знаете, как оно еще называлось в старину? Рушник. Рушники украшали узорами. Как вы думаете, для чего это делали?

Д.: Для красоты.

В.: Узор был не только украшением, но и оберегом. Что значит слово

«оберег»?

В.: Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали рушники. На что похожи эти узоры?

Д.: На солнышко, птичек, цветочки,

листочки, веточки…

В.: Вы правы, наши предки взяли узоры у природы.

В.: Но не только рушники украшались узорами, но и одежда наших предков красивыми узорами.

В.: Ребята, а вы знаете, что деревянными были не только дома, но и всё, что было внутри. Давайте попробуем назвать эти предметы.

Д.: Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька, коромысло...

В.: Дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами.

Как вы думаете, а где наши предки брали все эти предметы обихода?

Д.: Делали своими руками.

В.: Долгими зимними вечерами крестьяне резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Всё делалось тщательно, с любовью.

Пора нам возвращаться из музея.

Осталось ли на этих картинках, что то непонятное, незнакомое вам? Из чего наши предки строили дома? Как эти дома назывались? Зачем славянам нужна была печь? Для чего украшали рушники? Как называется предмет, которым вынимали из печки чугунок? Вот мы и вернулись из прошлого в наш родной детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Я очень

рада! Впереди нас ждут новые приключения.

Подписи к слайдам:

Русская изба
Лавка
Стол
Посуда
Коромысло
Люлька
ЛАПТИ
№1
№2
№1
№2
№1
№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"

В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...

Проект "Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к культуре кадетства"

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое п...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народной культуре

ДАнный материал предназначен для воспитания у детей любви к Родине, через изучение народных традиций, песен, праздников, культуры своего народа....

МБДОУ детский сад №5 "Теремок", Хакасия, с. Шира

Кокова Е.И. Воспитание этнической культуры в образовательном пространстве ДОУ // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120029.html (дата обращения: 22.02.2019).

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; развитии культуры межэтнических отношений.
Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре народов, проживающих на территории региона.
Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.
В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?
Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. И эта работа должна начинаться в дошкольном возрасте.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, а также национальной культуры, традиций, языка коренного населения республики.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, селу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, издревне проживающего на территории региона.
В нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста осуществляется в организованной образовательной, самостоятельной деятельностях, а так же через кружковую.
Начиная с 2014-2015 учебного года детей старшего дошкольного возраста знакомим с культурой бытом и языком хакасского народа.
Цель программы работы кружка "Олган тузы":
- создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с языком и культурой коренного народа Республики Хакасия.
Задачи:
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с хакасским языком.
- Познакомить детей дошкольного возраста с культурными традициями хакасского народа.
- Расширить представления дошкольников оприроде и животном мире Республики Хакасия.
- Создать условия для интереса к культуре и языку коренного народа своей малой родины и её природе.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения для воспитанников подготовительной к школе группы.
Занятия кружка проводятся в игровой форме, со сменой различных видов деятельности. Игра является доступной и эффективной формой деятельности при ознакомлении детей с устной хакасской речью, культурой коренного народа Хакасии. В игровой форме дети легко усваивают хакасские слова, фразы, небольшие предложения. Игра помогает детям освободиться от страха говорить на другом языке, оставляет яркое впечатления от занятия кружка.
В своей работе я опираюсь на программу "Из поколения в поколение" С.И. Лалетиной. В гости к детям приходят дедушка Арчоол, бабушка Арина, девочка Тарина, Солнечный зайчик, ягненок Хынчан, котенок Барсик. Все они герои волшебной сказки С,Ломкиной "Солнечный зайчик".
Дедушка Арчоол и Тарина одеты в хакасский национальный костюм, а бабушка Арина- в русский. Они помогают детям знакомиться с хакасским языком и традициями хакасского народа.
На занятиях кружка использую сюжетно-ролевые игры ("Давайте познакомимся") , хакасские народные игры ("Спрячь рукавицу", "Спрячь колечко" "Коршун и цыплята и др.) , подвижные ("Построй юрту" и др.) и пальчиковые игры ("Семья" и др.) , скороговорки ("Мин!н адым…" и др.) , различные игровые приемы (внезапное появление героев, волшебный клубочек и т.д.).
Для более осознанного запоминания новых слов дети рисуют (национальный костюм, жилище, природу Хакасии и т.д.) , лепят животных, обитающих на территории региона, создают аппликации с элементами хакасского национального орнамента (украшение рукавички и сапога).
Немало важное значение в ознакомлении с языком и культурой хакасского народа приобретают пение, прослушивание музыкальных произведений, разучивание небольших стихотворений (начинаем с простых и легких для дошкольников). Это способствует развитию слухового восприятия языка в целом, развивает воображение, стремление к изучению новых слов и фраз.
Дети с удовольствием участвуют в национальных праздниках "Чир-Ине", "Чыл Пазы", которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.
В течении года при прохождении тем программы кружка дети получают знания о традициях, культуре и языке коренного населения Хакасии, что является важным фактором для сохранения языкового наследия народа.

Статьи по теме: