Экологический проект «Первоцветы» в детском саду. Подготовительная группа

Экологический проект « Первоцветы » Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой. Автор проекта: Усенко Елена Николаевна, воспитатель МДОУ детский сад « Колокольчик » Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители. Срок проекта: краткосрочный (7 дней) Актуальность: Проблема экологического воспитания весьма актуальна. Именно в детском возрасте формируются навыки экологической культуры. Это даст возможность глубже познакомить ребёнка с природой, вызвать к ней живой интерес и воспитать бережное отношение к природе. Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, где и как они растут. Данный проект поможет решить эту проблему. Цель: Формирование представлений о ранних цветах – первоцветах. Задачи: - Закрепить представление о весне и её приметах. - Углублять знания детей о первоцветах. - Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах. - Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности. - Воспитывать бережное отношение к цветам.


Этапы проекта: 1 этап: подготовительный. Подбор литературы и материалов для реализации проекта. Сбор и разработка методических материалов по проблеме проекта. 2 этап: основной. Проведение НОД, бесед, наблюдений, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, заучивание стихов. 3 этап: заключительный. Оформление результатов проекта в виде презентации.

























Конобеева Юлия Валерьевна
Проект «Первоцветы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

"ШКОЛА № 709"

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 5

ПРОЕКТ

«ПЕРВОЦВЕТЫ »

ПОДГОТОВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 3 :

КОНОБЕЕВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Участники проекта :

Дети старшей группы № 3,

Родители воспитанников,

Воспитатель Конобеева Юлия Валерьевна,

Музыкальный руководитель Цаава Галина Вениаминовна.

Тип проекта : информационно - творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный – 1неделя (с 18 по 23 апреля 2016г.)

Актуальность проекта :

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающей природой является одной из главных проблем в работе каждого воспитателя, так как дети, особенно в крупных городах, испытывают большую потребность в общении с природой. Воспитываясь в городских условиях, дети в недостаточной мере имеют возможность знакомиться с «зеленым» ареалом нашей местности и не только. В результате чего у дошкольников формируется большой пробел в знаниях по окружающему миру. Поэтому педагоги дошкольного образования должны прививать любовь к природе своим воспитанникам, используя каждую возможность, учить их наблюдать, осознавать важность растений для нашей планеты. Особое внимание надо уделять и цветам, которые не только привносят красоту и яркие краски в нашу обыденную жизнь, но и обладают целебными свойствами.

Сейчас время весны! Растения пробуждаются от долгого зимнего сна, на деревьях набухают почки, кое-где прорастают зеленые травинки и появляются первые цветы . Территория нашего детского сада не исключение, здесь совместно с детьми мы увидели маленькие синие цветы, и сразу возник вопрос : «Почему цветы появились раньше травы?» . Оказалось, что дошкольники даже старшего возраста не в полной мере обладают знаниями о первоцветах .

Поэтому и было принято решение о проведении информационно – творческого проекта на тему : «Первоцветы » , при реализации которого дети в достаточной мере познакомятся с первыми цветами весны и их многообразием.

Цель проекта :

Познакомить детей с первоцветами и их многообразием .

Задачи проекта :

Создать среду для развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по теме проекта ;

Познакомить детей с первыми весенними цветами , с их пользой и целебными свойствами;

Обогащать активный и пассивный словарь детей;

Развивать наблюдательность и любознательность;

Пробуждать стремление бережно относиться к первоцветам , формировать желание за ними ухаживать;

Вовлекать родителей в непосредственно образовательный процесс в качестве его участников.

Ожидаемые результаты : в результате работы над проектом

заполнится пробел знаний старших дошкольников по теме : «Первоцветы » , проявится их интерес к миру растений и цветов, а так же повысится педагогическая культура родителей наших воспитанников.

Этапы проекта :

1. Подготовительный.

3. Итоговый.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1. Определение уровня знаний детей о первоцветах .

2. Подбор видеоматериалов, методической, энциклопедической и художественной литературы.

3. Обеспечение дидактическим материалом и наглядными пособиями.

2 ЭТАП : СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

№ п/п Название деятельности Задачи Дата

1. Беседы на тему :

«Пришла весна» с использованием сюжетных картинок,

«Как изменилась жизнь растений с приходом весны?» наблюдение на прогулке, «Первоцветы вокруг нас » с просмотром мультимедийной презентации,

«Первоцветы на участке детского сада» наблюдение на прогулке,

«какие первоцветы занесены в красную книгу?» просмотр научного фильма. развивать наблюдательность за происходящим в природе с приходом весны;

Развивать мышление и активизировать речь детей;

Познакомить детей с первоцветом нашей местности и первоцветами , имеющимися на территории ДОУ (пролески, их строением и пользой для человека. 18 - 23 апреля

2. Просмотр мультфильмов, и научных детских передач по тематике (приложение №1) . Развивать интерес к природе;

Знакомить детей с первыми цветами весны .

3. Утренняя гимнастика «Цветок» (приложение №2) . Создать положительно-эмоциональную атмосферу;

«пробудить» организм ребёнка;

Развивать все группы мышц, координацию движений;

4. НОД по развитию речи «Первые весенние цветы » (приложение №3) . Обогащать словарь детей по теме первоцветы ;

Формировать в образовании родственных слов в подборе прилагательных к существительному;

Развивать внимание, память, воображение, мышление.

5. НОД по музыке «Весенние цветы» . Развивать музыкальное восприятие;

Определять характер прослушанного произведения : Вивальди 1 концерт «Весна» , Чайковский «Времена года» «Весна» .

6. Чтение художественной литературы (приложение №4) . Познакомить детей с новыми литературными произведениями о первоцветах ;

Развивать внимание, усидчивость, память, мышление;

7. НОД по аппликации «Майские цветы : одуванчик, тюльпан» (приложение №5) .

Вызвать интерес к созданию образа пушистого одуванчика и ярко алого тюльпана;

Развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику;

8. НОД по лепке «Весенние цветы» (приложение №6) .

Учить правильно лепить элементы цветка, моделировать пальцами рук, раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать и сплющивать, вырезать стекой;

Развивать мышление, чувство формы, мелкую моторику;

Формировать творческое воображение, эстетический вкус.

9. Коллективная работа «Лужайка с подснежниками» (приложение №7) .

Пробуждать интерес к весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представление о первоцветах ;

Формировать умение у детей передавать характерные особенности цветов и листьев в аппликации : их форму, цвет, величину;

Закреплять приёмы вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое.

10. НОД по рисованию : «Красивые первоцветы » (приложение № 8) . Закреплять умение передавать цвета и их оттенки, используя разные цвета красок;

Развивать творчество, воображение;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство.

11. Дидактические игры :

«Расти цветок, расцветай» ,

«Какой цветок лишний» (приложение №9) Развивать логическое мышление;

Закрепить знания о первоцветах .

12. Подвижная игра «Первоцветы » (приложение №10)

Упражнять в ходьбе по кругу, «змейкой» , сохраняя правильную осанку;

Закреплять умение быстро передвигаться по площадке в разном направлении.

13. Экскурсия в детскую библиотеку им. М. М. Пришвина Развивать познавательную активность у детей;

14. Драматизация сказки «В гостях у весны» Развивать творческие способности у детей. апрель

15. Экскурсии дошкольников с родителями на естественные объекты природы (сады, парки, скверы, леса и тд.) Закреплять представление о первоцветах ;

16. Семейное изготовление поделок по теме «Первоцветы » . Активизировать творческие способности ребенка и родителей в семье. 18 - 23 апреля.

3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

1. Выставка семейного творчества «Первоцветы » .

2. Создание выставки детских работ «Первоцветы » .

3. Изготовление Книги «Первоцветы рядом с нами » .

Результаты проектной деятельности .

В результате проектной деятельности дошкольники в полном объёме познакомились с миром первоцветов нашей местности , их многообразием и полезными свойствами. Благодаря оформлению тематического уголка группы, использованию различных наглядных и дидактических пособий, подбору видеоматериалов, методической и художественной литературы, у детей была создана такая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей. На занятиях дошкольники узнавали много нового, обогащали свой словарный запас, устанавливали причинно-следственные связи и учились правильно делать выводы. На прогулках и экскурсиях у детей развивалась наблюдательность и любознательность, пробуждалось стремление бережно относиться к первоцветам , проявлялось желание за ними ухаживать. Так же, одним из важных результатов нашего проекта стало и приобщение родителей к непосредственно образовательному процессу. Взрослые с большим удовольствием водили своих детей на экскурсии, знакомили их с первоцветами и уже в домашних условиях совместно изготавливали интересные поделки к нашему проекту . Всё это непосредственно повысила педагогическую культуру родителей.

Наша работа по данному проекту не только обогатила знания детей, но и, в некоторой мере, пробудила в них доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Актуальность проекта

В старшем дошкольном возрасте дети очень хорошо знают, умеют называть первые весенние цветы. Но далеко не всегда понимают то, что эти первоцветы необходимы не только для любования ими человеком, что они очень важны для экологии нашей планеты, для сохранения первозданной природы. И тем более, дети далеки от понимания проблемы загрязнения человеком окружающей среды, а ведь эти два вопроса взаимосвязаны.

Все выше сказанное послужило основанием для разработки проекта «Первоцветы» с целью расширения представлений детей о значении весенних первоцветов для сохранения природы.

Задачи, решаемые в ходе проекта:

  1. 1. Закреплять знание названий, особенностей внешнего вида и места произрастания первоцветов;
  2. 2. Познакомить с проблемой загрязнения человеком окружающей среды, влияния его на природу;
  3. 3. Воспитывать желание стать другом природы, беречь и охранять её;

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Состав участников проекта: воспитатели, воспитанники 5-6 лет, специалисты, родители воспитанников.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: научная литература по экологии, музыкальные произведения, информация из интернета, обращения к специалистам

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: картинки, карточки, оборудование для опытов, оборудование мультимедиа, музыкальное оборудование.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Сроки

Предполагаемые результаты

Поисковый

17.04.13 – 19.04.13

Анализ литературы, подбор дидактического материала о первых весенних цветах, их значении для природы.

Подобрана художественная и методическая литература,

Наглядный материал.

Аналитический

19.04.13 – 21.04.13

Разработка перспективного плана совместной и самостоятельной деятельности по решению задач проекта.

Разработан перспективного плана совместной и самостоятельной деятельности по решению задач проекта.

Практический

22.04.13 – 25.04.13

Реализация проекта.

Проект реализован.

Презентационный

29.04.13

Презентация результатов деятельности по проекту.

Выставка рисунков «Защитим первоцветы».

Контрольный

26.04.13

Загадки о первых весенних цветах.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):

Формы работы

Задачи

Совместная деятельность с родителями

Рассказывание «Весенний цветок », «Весна в лесу».

Учить составлять короткие рассказы о цветах, которые знакомы, развивать умение описывать их.

Продолжать закреплять полученные знания, составлять вместе с детьми короткие рассказы.

Беседы «Первые весенние цветы», «Важность растений ни с чем не сравнима», «Кто такой эколог», «Огонь – враг всего живого», «Человек и природа», «Наша чистая природа», «Ребёнок сорвал цветок».

Учить детей понимать происходящие в природе события, показать зависимость всего живого от растительного покрова, взаимосвязь природы и человека, формировать качества характера, как доброжелательность, чуткость, бережливость.

Совместные беседы с детьми дома, во время дороги домой, прогулок.

Д\игра «Когда это бывает?», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом?», «Сложи подснежник», «Скажи быстро», «Собери цветы», «Третий лишний», «Подбери рифму», «Найди цветок», «Что за чем?», «Первый цветок», «Лесные цветы».

Закреплять знание о признаках весны, знание названий первых весенних цветов, места и условиях обитания, развивать интерес к окружающему, наблюдательность, умение с помощью мозаики создавать изображение подснежника, подбирать рифму.

Закрепление знаний о внешнем виде и названиях первоцветов с помощью игр, пополнить альбом «Первоцветы» иллюстрациями, совместными рисунками.

Чтение худ. литературы Э.Шим «Мать-и-мачеха, Ветреница, голубая Перелеска и Медуница», П. Соловьёва «Подснежник», В. Высотская «Одуванчик», В Катаев «Цветик – семицветик».

Закреплять знание названий луговых первоцветов, их внешнего вида, умение узнавать по описанию.

Предложить родителям самостоятельно подобрать необходимую литературу, читать вместе с детьми.

П\и «Цветы и ветерок»

Развивать внимание, знание названий цветов, быстроту реакции, двигательные навыки.

Закреплять полученные знания в беседах.

Слушание музыки П.И. Чайковский «Сладкая грёза», «Жаворонок».

Закреплять знание музыкальных произведений, учить слушать, рассуждать.

Предложить пополнить музыкальный уголок альбомом П. И. Чайковского «Детский альбом».

Разучивание песен «Идёт весна» Э.В. Герчик, «Солнечный зайчик» В. Голиков.

Учить через песню передавать радостное настроение весны.

Закрепление слов песен дома.

Лепка «Весенний привет».

Развивать умение передавать в пластилине внешний вид первых цветов, мелкую моторику.

Выставка работ.

Аппликация «Подснежник на проталине», ручной труд «Ландыши».

Упражнять в создании композиции из цветов и талого снега, цветы из разных материалов, активизировать словарь по теме, воспитывать аккуратность в работе, развивать мелкую моторику.

Выставка работ.

Рисование «Букет ландышей».

Учить изображать характерные особенности внешнего вида ландыша, создавать натюрморт, развивать образное мышление.

Выставка работ.

Предложить нарисовать совместно с детьми рисунки «Защитим первоцветы».

Конструирование «Грядка для одуванчиков»

Учить создавать специальные места для первых весенних цветов, защищать их от воздействия человека.

Выставка работ.

С\ролевая игра «Садовод», «Лесничий».

Познакомить с особенностями профессии, функциями, предметами труда и значением для природы.

Закрепление полученных знаний.

Пальчиковая гимнастика «С добрым утром», «Алые цветы», «Одуванчик», «Цветок».

Речевое развитие, мелкой моторики, закрепление названий первоцветов.

Закрепление полученных навыков и знаний дома.

Рассматривание репродукций Н. Богданов-Бельский «Талая вода», К. Костанди «Цветущая сирень»

Развивать художественное восприятие произведений искусства, эстетические чувства, эмоции, умение их выражать, подбирать эпитеты.

Предложить родителям пополнить коллекцию репродукций.

Разучивание «Одуванчик», В. Соловьёв «Подснежник».

Развивать внимание, память, интерес к художественной литературе, природе, внимание, речь.

Закрепление стихотворений дома, учиться читать выразительно.


Предполагаемый результат проекта:

  1. 1. Закрепление знания названий, особенностей внешнего вида и места произрастания первоцветов;
  2. 2. Усвоение проблемы загрязнения человеком окружающей среды, влияния его на природу;
  3. 3. Формирование желания стать другом природы, беречь и охранять её;
  4. 4. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Инна Кайдаш
Проект для первой младшей группы «Первоцветы рядом с нами»

Проект "Первоцветы рядом с нами "

Тип проекта : познавательно – игровой.

Вид проекта : творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный. (2 недели) .

Предметы исследования : первоцветы .

Возраст детей : младший дошкольный

Актуальность проекта :

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с окружающей природой является одной из главных проблем в работе каждого воспитателя, так как дети, испытывают большую потребность в общении с природой. Воспитываясь в современных условиях, где компьютеры заменяют детям общение с природой, малыши в недостаточной мере имеют возможность знакомиться с «зеленым» ареалом нашей местности и не только. В результате чего у дошкольников формируется большой пробел в знаниях по окружающему миру. Поэтому мы воспитатели должны прививать любовь к природе своим воспитанникам, используя каждую возможность, учить их наблюдать, осознавать важность растений для нашей планеты. Особое внимание надо уделять и цветам, которые не только привносят красоту и яркие краски в нашу обыденную жизнь, но и обладают целебными свойствами.

Сейчас время весны! Растения пробуждаются от долгого зимнего сна, на деревьях набухают почки, кое-где прорастают зеленые травинки и появляются первые цветы . Территория нашего детского сада не исключение, здесь совместно с детьми мы увидели маленькие синие цветы, и сразу возник вопрос : «Почему цветы появились раньше травы?» .

Поэтому и было принято решение о проведении познавательно – игрового проекта на тему : «Первоцветы » , при реализации которого дети познакомятся с первыми цветами весны и их многообразием.

Цель проекта : познакомить детей с первоцветами , которые появились на территории детского сада и их многообразием.

1. Познакомить детей первой младшей группы с первыми весенними цветами , растущими на территории детского сада

2. Формировать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,

исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

3. Вызвать у детей интерес к конкретным объектам - к весенним цветам;

вызвать желание оберегать, заботиться о них.

4. Создать среду для развития познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста по теме проекта ;

5. Обогащать активный и пассивный словарь детей;

6. Вовлекать родителей в непосредственно образовательный процесс в качестве его участников.

Результат : в результате работы над проектом дети младшего дошкольников возраста уже получили элементарные знания по теме : «Первоцветы » , у них проявился интерес к миру растений и цветов, а так - же повысилась педагогическая культура родителей наших воспитанников.

Методы проекта :

Наблюдения;

Трудовая и исследовательская деятельность;

Рассматривание альбомов и репродукций картин;

Познавательно игровые занятия;

Продуктивная деятельность.

Этапы проведения и реализации проекта :

1. Информационно – накопительная :

Изучение интереса детей для определения цели проекта ; сбор и анализ литературы для работы с детей и родителями. Подбор художественной литературы для чтения детям, репродукций для рассматривания. Разработать игротеку дидактических игр и упражнений.

2. Организационно – практический :

Проведение игровых занятий;

Разработка и проведение исследовательской деятельности;

Чтение художественной литературы;

Создание презентаций;

Разукрашивание готовых картин;

Развитие игровой деятельности;

Дидактические упражнения;

Проведение выставок детских работ.

3. Заключительный этап :

Предоставить результаты проведённого проекта на районном методическом объединении, обсудить все достигнутые результаты.

1 Дидактические игры : «Подбери цветку листок и лепесток» », «Рассади цветы на клумбу и лужок» .

деятельность : по экологическому воспитанию «Весна и её первые вестники » , по рисованию «Красивые первоцветы » .

Подвижная игра : «Вейся венок» , «Цветы» , «В поле выросли цветы» .

Физ. разминка «Говорит цветок цветку» .

Наблюдение «Первые цветы » .

Беседа «Какие же они первоцветы

Исследовательская деятельность «Посадка Гусиного лука в горшочки» , «Посадка и рассматривание Фиалки» .

Трудовая деятельность в уголке природы : полив пересаженных с улицы в горшочки цветов.

Пальчиковые игры «Пальчики» , «Цветочек» .

Просмотр презентации «Первоцветы вокруг нас » .

Разучивание стихотворений о подснежнике, лютике.

Анкетирование родителей на тему «Первоцветы рядом с нами » .

2 Дидактические игры : «Разложи цветы» «Стебелёк для цветка» , «Какого цветка не стало?»

Чтение сказки К. Ушинского «Пчёлки на разведке» .

Рассматривание цветущих растений в уголке природы «Здравствуйте цветочки» (подснежника, лютика, фиалки, мышиного гиацинта, гусиного лука, перелеска)

Пальчиковые игры «Алый цветочек» .

Непосредственно-образовательная деятельность : по развитию речи «Первые весенние цветы » , по физкультуре «Цветы» .

Утренняя гимнастика «Цветок» .

Беседа на тему «Мы первые к вам в гости » .

Физ. разминка «Первоцвет »

Творческая мастерская «Полянка подснежников» (барельефная лепка) .

Подвижные игры : «Одуванчик» , «Цветочки подружки» , «Бабочка на цветах» .

Просмотр картинок на тему «Первоцветы » .

Фото выставка «Первые вестники весны » .

Любовь Коптенко
Экологический проект «Первоцветы» в подготовительной группе

Экологический проект «Первоцветы » в подготовительной группе «Почемучки»

Воспитатель : Коптенко Л. А.

Тип проекта : среднесрочный (март, апрель, май)

Возраст детей : 6-7 лет

Объект исследования : первоцветы

Вид проекта : информационно-исследовательский

Участники проекта : воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта :

Ознакомление детей старшего дошкольного с природой является одной из важных задач в работе с детьми. При этом важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолировано. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

Проект , разработанный мной, может использоваться в совместной организованной деятельности в старшей и подготовительной группе детского сада .

Цель проекта :

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, обогащая речь детей, развивать связанную речь детей.

Задачи :

Образовательные :

1. Расширять и обогащать активный словарь детей по данной теме;

2. Закрепить полученные знания о первоцветах , растущих в нашем крае, их особенностями, целебными свойствами.

Развивающие :

1. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие;

2. Развивать умение ориентироваться в пространстве;

3. Развивать монологическую и диалогическую речь;

4. Развивать творчество, фантазию;

5. Развивать экологическое и эстетическое воспитание.

Воспитательные :

1. Вызвать желание узнать истории, легенды о первоцветах :

2. Поощрять нравственное взаимоотношение между сверстниками :

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа :

НОД по ознакомлению с окружающим миром;

Чтение художественной литературы, стихотворений;

Рассматривание иллюстраций и фотографий;

Отгадывание загадок;

Этапы реализации проекта

Мероприятия

I этап Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков , первоцветов .

Подготовительный

1-3 недели

Сбор и анализ литературы по данной теме

Разработка плана реализации проекта

Подборка иллюстративного материала.

Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.

II этап Основной

4 неделя- Май 1 неделя

Загадывание загадок, ребусов.

Чтение легенд и сказок о первоцветах .

Заучивание и чтение стихотворений.

Чтение художественной литературы,

Беседы : “Цветы в легендах”

НОД “К первоцветам в гости”

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

Дидактические игры “Найди растение по описанию”, “Я и лес”, “Что где растет?”

Рисование цветов

Наблюдения за цветением первоцветов .

III этап Заключительный

На полянке рос цветок,

Словно стрелка, стебелёк,

А на тонком стебелёчке -

Ярко-синие звоночки.

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках.

Он – цветочный принц-поэт,

В шляпу желтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам.

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький.

Их в Голландии найдете,

Там везде они в почете.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут.

Стихи о первоцветах :

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел

Здесь в уединеньи!

Улыбнется ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя весело ласкает. (Я. Акимов)

Глянул боязливо : не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково : «Расти!»

Мы тебя не тронем : все должны цвести,

Чтоб нарядной стала вся земля вокруг :

Этот перелесок и зеленый луг!»

Бегают ребята по траве гурьбой

И цветет подснежник – нежный, голубой! (Ю. Капытов)

Я вчера нашел подснежник

На проталинке лесной

Голубой цветочек нежный

Пахнет солнцем и весной

Звонко капают капели

Возле нашего окна,

Птицы весело запели :

Чив-чив-чив – пришла весна!

Пальчиковая игра :

Раз, два, три, четыре, пять,

вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел,

(разгибает мизинчик)

этот пальчик подснежник нашел,

(разгибает безымянный пальчик)

этот крокус обнаружил,

(разгибает средний пальчик)

этот примулу увидел,

(разгибает указательный пальчик)

ну, а этот лишь глядел!

(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

Чтение легенд и сказок о первоцветах

Одуванчик

Одуванчик одним из первых появляется весной , словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.

Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы. Одуванчик любимое лакомство лосей.

Легенда об Одуванчике

Однажды цветочная богиня спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам, по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок. Первым ей встретился тюльпан. Богиня решила поговорить с ним :

О чём ты мечтаешь, Тюльпан? - спросила она.

Тюльпан, не задумываясь, ответил :

Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой. Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса. Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой.

От самонадеянности тюльпана богиня погрустнела. Она повернулась и побрела дальше. Вскоре на пути ей попалась роза.

Могла бы ты стать моим любимым цветком, Роза? - поинтересовалась богиня.

Если ты посадишь меня у стен своего замка, чтобы я могла оплести их. Я очень хрупкая и нежная, я не могу расти где попало. Мне нужны опоры и очень хороший уход.

Ответ розы не понравился богине и она отправилась дальше. Вскоре она вышла на опушку леса, которая была покрыта фиолетовым ковром фиалок.

Ты бы стала моим любимым цветком, Фиалка? - спросила богиня, глядя с надеждой на маленькие изящные цветы.

Нет, я не люблю внимания. Мне хорошо здесь, на опушке, где я спрятана от любопытных глаз. Ручей поливает меня, могучие деревья заслоняют от жаркого солнца, которое может повредить моему глубокому насыщенному цвету.

В отчаянии богиня побежала, куда глаза глядят и чуть не наступила на ярко-желтый одуванчик.

Тебе нравится жить здесь, Одуванчик? - спросила она.

Мне нравится жить везде, где есть дети. Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу. Я мог бы прижиться где угодно : по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям.

Богиня улыбнулась :

Вот цветок, который будет моим самым любимым. И теперь ты будешь цвести везде с ранней весны и до поздней осени. И будешь любимым цветком детей.

С тех пор одуванчики цветут долго и практически в любых условиях.

Как появились одуванчики

Шла по городу Весна,

Кошелёк несла она.

Краски яркие и кисти

Нужно было ей купить.

Приоткрыла кошелёк,

А монетки скок, скок, скок!-

Раскатились, убежали,

Одуванчиками стали.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПЕРВОЦВЕТАХ

Цветы – символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается цветами.

С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу.

У всех цветов есть свои легенды, истории.

Весной Солнце с радугой отправились гулять. Шло Солнце и лучи свои, смешивая с переливанием радуги, посылало на Землю. Падая на землю, они превращались в цветы – жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые.

Когда Солнце достигло Севера, у радуги осталось только два цвета : лиловый и белый.

Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленький кустик, и тот покрылся сиреневыми цветами.

А белый цвет, рассыпанный над землёй, дал белую сирень.

Увидело Счастье прекрасные цветы и спряталось в их лепестках. С тех пор считают, что на сирени найти цветок с шестью лепестками – прикоснуться к Счастью.

Сирень – первое чувство любви .

Кто не знает прекрасный, синий как южное небо, полевой василёк. Старинная легенда рассказывает : однажды небо упрекало колосья хлебного поля в неблагодарности : “Всё, что населяет землю, благодарит меня, - сказало оно, - цветы посылают мне своё благоуханье, леса - таинственный шёпот, птицы – пение, только вы не выражаете мне признательности, хотя ни кто иной, как я наполняю ваши корни освежающим дождём и зреть заставляю полновесные зёрна в ваших золотых колосьях”.

“Наоборот, мы благодарны, - возразили колосья, - мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся морем зелени. По-другому мы не в состоянии выразить свою признательность. У нас нет возможности вознестись к тебе. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о любви”.

“Хорошо, - сказало небо, - если вы не можете подняться ко мне, так я сойду к вам”.

И вот небо приказало земле вырастить среди колосьев чудесные синие цветы – частицы самого себя.

Когда-то очень давно, гласит миф, на земле жили кентавры – полулошади, полулюди. Мудрейшим среди них считался Хирон, прославившийся знаниями в медицине. Однажды разгорелась жестокая битва, и отравленная стрела, пущенная Тераклом, случайно тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось разыскать растение, которое облегчило его страдания – это был цветок голубого цвета – василёк.

ОДУВАНЧИК

Когда я родился, то первое , что увидел, было солнышко. Оно было яркое и красивое. Я ещё думал, какого цвета надеть на себя рубашку. Посмотрел вокруг : зелёная трава, а наверху - золотистое яркое солнышко. Оно улыбнулось мне и погладило своими тёплыми лучиками. Солнышко – доброе, тёплое, всех согревает, и поэтому от его тепла расцветают цветы. И я захотел стать, как солнышко. Солнышко услышало мою просьбу и покрасило мою рубашку в золотистый цвет. А цвет листьев мне подарила мягкая изумрудная травушка – муравушка. И с той поры мы с ними большие друзья. Просыпается солнышко – и я вместе с ним. Ложится солнышко спать – и я закрываю свою золотую солнечную головку. А травка меня защищает от сильного ветра. А в непогоду, когда идёт дождь одуванчик прячет свою головку, а ещё от дождя в одуванчиках прячутся мелкие насекомые. А когда выглянет солнышко, цветочки опять тянут к нему свои головки, чтобы сказать ему : “Здравствуй, солнышко!”

А когда одуванчик стареет, он меняет свой солнечный цвет на серебристый. И с помощью ветра расселяет свои семена вокруг. А с приходом весны появляются новые одуванчики, чтобы снова встретиться с солнышком, ведь они так на него похожи.

ПОДСНЕЖНИК

ПОДСНЕЖНИК

“Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он - снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно-желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем”.

СКАЗКА О ПОДСНЕЖНИКЕ.

На лесной опушке лежал снег. Всё вокруг было словно покрыто толстым одеялом из густого белого меха. Ели и берёзы зябко кутались в пушистые шали. Не журчал ручей под зимней пеленой. Казалось, так будет всегда… И пусть ярче светит солнце, как бы невзначай прожигая зимнее покрывало – слежавшиеся в колкие льдинки снежинки не видели в этом угрозы своему владычеству. За наивным потеплением вновь последуют морозы и метели, свежий снег покроет расчищенные горячим светилом проталины… Так думали они. Но однажды…

Нет, это надо! Каков наглец!

Осмелиться в наше время появиться с такими зелёными листьями!

А сам-то, сам-то! Беленьким прикидывается, под нас маскируется!

А внутри розовый!

Одно слово – бестолковый мечтатель! Безнадёжно отстал от жизни… – Так шипели и скрежетали льдинки и снежинки, окружившие тесным кольцом маленький подснежник, пробившийся в самой середине крошечной проталины. Подозрительно косясь на чужака, они пытались окутать его своим инеем, пересмеивались и перешёптывались, вновь и вновь обсуждая : как же это глупо – теперь, после четырёхмесячного безраздельного властвования зимней стихии, завоевавшей, кажется, весь свет, поверить в какое-то потепление и вырасти – чуть ли не среди сугробов – розовым цветком. “Ничего – злорадствовали они – скоро вновь грянет морозец, и это растеньице тычинкой не успеет моргнуть, как превратится в подобную нам ледышку. Неужели он не понимает, что время цветов миновало уже полгода назад! Они исчерпали себя, пожухли, увяли – осень это доказала – и настала эра зимы. Теперь лесное сообщество не нуждается в этих наивных травах. Снег – вот высшее развитие природы, её реальность!”

А Подснежник тянулся к согревающему его Солнцу и старался не обращать внимания на ледяной скрежет. Он всеми лепестками впитывал живительное тепло и свет, старался вобрать их побольше, чтобы отогреть землю близ себя… Порождения зимы ярились, изо всех сил пытаясь заморозить первенца весны . Потеряв терпение, они во весь голос закричали ему :

Да прекрати же ты упорствовать! Покройся инеем, стань таким же, как все! Перестань тянуться к теплу, когда его так мало в этом мире, где победила зима!

И тогда Подснежник заговорил. Он поднял свою нежную головку и тихо произнёс :

Бедные глупые льдинки! Неужели вы думаете, что Солнце, даровавшее мне жизнь среди вашего владычества, не сможет на том самом месте, где вы хотите царствовать вечно, устроить прекрасный сад, в котором я буду самым маленьким и незаметным цветком… А стать как вы… Перестать стремиться к солнечному теплу… Но в этом моя жизнь. ”

Он не успел договорить. Сугробы затряслись от безумного хохота мириадов колких льдинок, упивающихся своим превосходством над крошечным живым цветком… Но через месяц ручей журчал, и опушка леса была покрыта нежным ковром молодой травки, в которой пестрели десятки и сотни радующихся Солнцу цветов.

ТЕМА : “К ПЕРВОЦВЕТАМ В ГОСТИ”

Цель : вызвать у детей интерес к окружающему миру.

Задачи : формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах , об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.

Обогащение словаря : медуница, ветреница.

Активизация словаря : первоцветы .

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки. (С. Я. Маршака.)

Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении?

– А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (ответы детей)

– Когда появляются первые цветы в лесу ? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины ) .

– Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами . Какие первоцветы вам знакомы . (Ответы детей) .

Сейчас мы с вами отправимся в гости к первоцветам и посмотрим , какой необыкновенной красоты бывают поляны весной, когда цветут первоцветы ?

А перемещаться мы с вами будем на поезде под музыку из мультфильма “ Поезд из “Ромашково”.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА “ВОЛШЕБНАЯ”

У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший, чуть живой.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их. (Нежные, красивые, первые , хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые).

Народная примета гласит : “Первый цветок ломает ледок ?”. Как вы понимаете эту пословицу? (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо : не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково : “Расти!

Мы тебя не тронем : всё должно цвести!”

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы?

(Они занесены в Красную книгу)

Пальчиковая гимнастика :

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)

На мультимедиа показан слайд с полянкой подснежников.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА “СОЛНЕЧНАЯ”

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку, продолжая рассказ.

Растёт этот цветок на открытых местах, это первое растение , которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком) . У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка - Мать – и мачеха.

На откосе, на лугу, босиком по снегу,-

Первые цветочки , жёлтые глазочки.

Это лекарственное растение, его отвар помогает лечить кашель. Слайд

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА ”ПУШИСТАЯ ПОЛЯНКА”

Золотой и молодой за неделю стал седой,

Спрячу– ка в карманчик бывший одуванчик.

Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов : какой он? (пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный) . Отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат.

Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА “СЛАДКАЯ”

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (Медуница)

Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка (мед) . Почему? (Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром) . Для каких насекомых нужен этот цветок? Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.

Медуница, какая она? (сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная)

ШЕСТАЯ ОСТАНОВКА “БЕЛОСНЕЖНАЯ”

Посмотрите, какая красивая полянка у нас расцвела. Дети, кто знает название первоцвета , которое начинается со звука “л”. (Ландыш)

Назовите ещё слова, которые начинаются со звука “л”.

(лодка, лыжи, лошадка, лампа, лак, ласточка, ласка)

Теперь скажите этот звук мягко (ль) . Назовите слова, которые начинаются со звука “ль”. (Лёд, лист, любовь, лицо, линия, лес)

Сей час я вам расскажу о книге, в которую внесены редкие растения и цветы.

КРАСНАЯ КНИГА.

У нас в России подснежниками называют любые ранние весенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска. Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам : они стали редкими. Многие занесены в красную книгу. В дальнейшем мы с вами создадим Красную книгу сами, для того чтобы других детей знакомить с редкими видами цветов.

Вот и закончилось наше путешествие в гости к первоцветам .

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Как называются цветы, которые первыми появляются весной ? Назовите их.

Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

Как называется книга, где вписаны редкие растения?

Статьи по теме: