Духовно нравственного воспитания в школе. Духовно-нравственное воспитание школьников

Средство воспитательного процесса - то, что использует воспитатель для достижения своей цели. Средство воспитания само по себе нейтрально, оно может служить как добру, так и злу, только воспитатель направляет действие этого средства в нужное русло.

Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает морально-волевую сферу, содействует формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать любые нравственные нормы. Средством нравственного воспитания может служить любой предмет, все зависит лишь от усилий воспитателя.

Методы воспитания - это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

При осуществлении нравственного воспитания наиболее часто используют такие методы формирования сознания, как внушение, призыв, диалог, доказательства, но можно использовать все воспитательные методы, которыми оперирует современная педагогическая наука. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию - М.: ТЦ «Учитель». - 2001. - 287с

Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.

Один из самых действенных методов воспитания - этическая беседа. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы -- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,-- говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

Цели нравственного воспитания: формирование духовных запасов личности каждого воспитанника, развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, основы гражданского самосознания.

Как уже было отмечено ранее, нравственное воспитание неотделимо от морали общества, в связи с этим можно выделить следующие задачи нравственного воспитания:

1) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

2) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

3) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

4) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

5) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность;

6) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов.

При осуществлении нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В связи с этим изменяется основная задача воспитания эмоционально-нравственной культуры:

1-й класс - развитие эмоциональной сферы как отзывчивости ко всему живому:

2-й класс - развитие гуманистических отношений к человеку;

3-й класс - формирование ценностного отношения к культуре;

4-й класс - развитие эмоционально-волевой саморегуляции и культуры желаний;

5-й класс - воспитание нравственного самосознания на основе самооценки; воспитание ответственности;

6-й класс - воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения;

7-й класс - приобщение к духовным ценностям своего Отечества; воспитание толерантности, развитие способности к ответственному поступку; самовоспитание;

8-й класс - развитие чувства гражданственности; формирование нравственной позиции по проблемам социальной жизни;

9-й класс - развитие качеств, необходимых для делового человека: коммуникабельности, трудолюбия, организованности, самодисциплины;

10-й класс - формирование мировоззренческой позиции учащихся, необходимой для ориентации в мире; ответственности за нравственный выбор средств для достижения личных целей;

11-й класс - становление интеллектуальной творческой личности, способной к самооценочной рефлексии и эмоционально-волевой саморегуляции.

Естественно, что выделенные здесь идеи присутствуют и в предшествующих возрастных группах, подготавливая школьников к их более глубокому эмоциональному осознаванию и присвоению именно в обозначенный, наиболее сензитивный период. Шапошникова. - Н. Новгород: НГЦ. - 2001. - 432 с. - С. 82

В настоящее время перед педагогами стоит проблема: что следует включать в содержание нравственного воспитания?

Наша страна долгое время находилась под влиянием марксистско-ленинской идеологии. Учащимся прививались трудовая и жизненная закалка, у воспитанников вырабатывали активное стремление участвовать в решении общенародных задач и принимать на себя ответственность за будущее страны. Общество воспринималось важнее индивида. Нравственное воспитание осуществлялось постоянно: в школе, в семье. Тому же способствовали СМИ. www.ozhegov.ru

В период перестройки мораль общества изменилась, перестала быть нравственной. СМИ того периода, так же как и в настоящее время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной выгоде.

Еще одной проблемой современной школы является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?

Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.

Мы же придерживаемся мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать детям урок нравственности.

Наиболее традиционными формами православного воспитания являются: воскресные школы, социальное служение, православные детские лагеря, паломничество, православные детские и молодежные организации.

Воскресная школа - занятия для детей, где в доступной, игровой форме рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий - воскресенья. Это идея создания некой «семейной атмосферы», которая призвана не заменить ребенку его семью, а помогает ребенку окунуться совсем в иной мир человеческих отношений, во многом альтернативный тому, что окружает его остальные шесть дней в неделю и выдвигает зачастую жесткие жизненные требования, ведущие к внутренним перенагрузкам. Воскресные школы существуют при православных приходах и братствах. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М. - 2003. - 75с

Религиозное обучение в воскресной школе имеет своей целью передачу знаний, на основании которых учащийся сможет осмыслить свою веру по отношению к себе, своей жизни, к окружающему миру, к обществу, в котором он живет. Основное внимание должно уделяться не тому, чтобы передать детям как можно больше информации, а тому, чтобы христианство могло быть прожито и пережито. Немаловажно и отношение педагога к детям. Оно должно быть благоговейным. Чутко, тактично и деликатно должен учитель подходить к детской душе. Если педагог сам стремится к истинному добру, тогда и дети пойдут за ним.

В качестве вывода хотелось бы сказать следующее: как когда-то первые воскресные школы были созданы для обучения неграмотных детей и взрослых, так, видимо, и современные православные воскресные школы должны быть ориентированы не только на детей, но и на взрослых. Ведь ребенку важно чувствовать и понимать, что нравственные идеалы, прививаемые в школе и дома, не имеют разницы между собой. Создание семейной воскресной школы способствовало бы не только укреплению семейных связей, но и развитию ощущения сопричастности более сложным семейным общностям: коллективу школы, приходу своего храма, Церкви и обществу в целом. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВПАДОС. - 2000. - 573с

Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность) - это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся.

Прежде всего - это личностный характер общения, которое строится на уважении молодого человека как свободной личности.

Следующая категория - это учет индивидуальных и возрастных особенностей, от которых зависит выбор формы социального служения. Каждому человеку свойственны индивидуальные характеристики: возрастные, психологические, культурные. Игнорирование этих особенностей может пагубно отразится на воспитательном процессе.

Далее можно выделить совместное участие. Организация социального служения, к которому привлекается молодежь, носит не специфический воспитательный характер, а обычно строится таким образом, чтобы это дело являлось в равной степени близким, интересным и важным для всех участников, включая организаторов.

Принцип «в семье и через семью», т.е. вовлечение семьи молодого человека в дело социального служения. Это помогает взаимопониманию в семье, способствует воспитанию гармоничной личности.

Рассмотрим основные формы деятельности социального служения молодежи:

Работа в социальных учреждениях - уход за больными, работы в муниципальных учреждениях.

Социальные акции по сбору средств. Эта деятельность например, может также включать в себя: возможность организации при храме силами молодежи точки социальной помощи для лих без определенного места жительства, где они смогут получить еду, одежду; продажа на благотворительных ярмарках поделок или открыток, сделанных воспитанниками детских домов, и расход вырученных денег на нужды детей-авторов, организация утренников в домах сирот и многое другое. Учащиеся воскресной школы могут самостоятельно, осознанно подойти к вопросу пожертвования для детишек-сирот, например, части своих игрушек. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 2008. - С. 15

Миссионерская работа: участие в издательстве православных газет и журналов при храмах; создание библиотек для детей-сирот (сбор духовно- нравственной и интересной литературы); проведение различных миссионерских акций (например, изготовление и распространение поздравительных открыток), организация слетов, мероприятий, лекций…

Служение в церкви: работа по благоустройству храма и территории возле него, помощь на богослужениях, в реставрационных мастерских и т. п.

Особенность молодежного служения состоит в том, что молодой человек, который вовлекается в церковную жизнь, воспринимается в церкви как активная личность, которой предлагается наиболее интересная и доступная форма социального служения. Работа в этом направлении способствует раскрытию его внутреннего потенциала.

В современном мире существует огромное количество разных государственных социальных учреждений, которые занимаются поддержкой больных, сирот, и прочих социально - неблагополучных и материально- необеспеченных людей. Церковная социальная работа призвана, по своей сути, не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, а именно внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, привлекая к делу служения молодежь и заинтересованные организации. В современном обществе глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. Поэтому вовлечение молодежи в социальное служение способствует формированию у молодых людей нравственности. Это одна из возможностей стать добрее, почувствовать себя востребованными, научиться жертвенности и любви. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред Е.Н. Щурковой. - М.: Новая школа. - 1998. - 208с

Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой он принадлежит (при этом территориально не обязательно к ней относится). Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика. - 1989. - 288 с

Существуют некоторые отличия православного лагеря от светского. Эти отличия имеют не программный характер, а скорее интонационный.

Во-первых, духовная деятельность (участие в богослужебной деятельности, молитвенная деятельность) обязательно сочетается с другими видами деятельности, наиболее привычными для детского оздоровительного лагеря. Иными словами, цель воспитательная работа определяется сочетанием духовного и физического оздоровления.

Во-вторых, финансово-материальная база в большей степени формируется за счет средств Русской Православной Церкви, а именно епархиальным управлением и частично с благотворительных средств со стороны светских учреждений и частных лиц. Это откладывает свой отпечаток на содержание инвентаря (библиотека с книгами духовно-нравственного содержания; музыка, пробуждающая интерес к нравственным ценностям; имеется ввиду не только религиозная, оформление лагеря).

В- третьих, активное участие всех в планировании работы. Происходит это благодаря личному и доверительному контакту всех участников лагеря со священниками. Большую роль в этом играет «детская исповедь» и частные духовные беседы, на которых перед священником открываются и проблемы воспитания, и причины их возникновения. Священник, являясь положительным примером, становится авторитетом для детей.

Важное отличие православного лагеря заключается в специфическом отношении воспитательной системы с окружающей социальной средой. С одной стороны, налицо закрытость воспитательной системы от негативных проявлений общества в целом и молодежной субкультуры, в частности. С другой стороны, невозможность полностью абстрагироваться от реалий окружающей социальной среды. Следовательно, взаимоотношения с социальной средой носят избирательный характер. Воспитательная система открыта на выход, но дозирована на вход. Подобный баланс во много идеален. Связано это с тем, что члены детского коллектива являются частью двух сред: обычной социальной (общеобразовательная школа, светские образовательные учреждения, микросоциум по месту жительства и т.д.) и православной (общность прихода, воскресная школа и т.д.). Отделить их от одной среды и погрузить целиком в другую невозможно да и нежелательно, так как это может привести к негативным последствиям в развитии личности. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию - М.: ТЦ «Учитель». - 2001. - 287с.

В некоторых лагерях имеется опыт проживания детей с ограниченными физическими возможностями. Работа в данном направлении помогает социализировать детей, приспособить к окружающей среде, научить их способам разнообразного общения, взаимопонимания, преодоления психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками.

Современные детские организации различны по форме, структуре, степени скоординированности, целям, содержанию и направлениям деятельности. Что касается религиозных детских объединений - это организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Вся разнообразная деятельность православных организаций направлена на воспитание, сплочение, объединение молодежи на основе духовно-нравственных принципов и позиций. Молодежные организации постепенно становятся местом духовно - нравственного просвещения молодежи. Они открыты и общедоступны для всех желающих. В молодежных организациях можно познакомиться с основами Православия, найти доброе и интересное занятие, обрести новые знания и получить необходимые консультацию и помощь, найти новых друзей. Их по праву можно назвать очагами миссионерского служения Церкви.

Таким образом, направлением православной педагогики является воспитание внутренней системы ценностей человека, которая ляжет в основу всей его жизни. Эта система отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в любви к истине.

Специфика и ценность православной педагогики состоит в том, что ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Кроме этого, ценность православия заключается еще и в том, что оно является культурообразующей религией для российского общества. Но здесь важно отметить, необходимость взаимодействия светских воспитательных учреждений, государства с религиозными организациями.

Основные характеристики личности человека – это нравственность и духовность. Духовностью называют стремление человека к постижению избранных целей. Нравственность человека – это общие принципы поведения людей, находясь в обществе. Оба этих сочетания и составляют основу личности человека, где воспитание духовно нравственное – это самостоятельное обучение, воспитание и развитие личности.

Духовно нравственное воспитание характера у ребёнка направлено на формирование личности молодого человека.

Духовно-нравственное воспитание в школе не менее важно, чем учетная работа

Оно подразумевает процесс, который направлен на внешнее и внутреннее воздействие учителя из школы на духовный мир ребёнка. Такое воспитание образует формирование системы внутреннего мира детей. Такое воздействие на формирование характера у молодого члена общества носит комплексный характер, который затрагивает чувства, личное мнение и желание личности. Система воспитания будущего поколения основана на определённую систему ценностей, которая заложена в образовательной системе, а также в личной позиции учителей в образовательном учреждении.


Национальная доктрина образования и воспитания

Нравственность и духовность у учеников может возникнуть в условиях школы, основываясь на гуманистических ценностях, а также вне классной работы (в рамках дополнительного образования детей).


Задачи духовно-нравственного воспитания

Духовно нравственное воспитание школьников, какова роль классного руководителя?

После пересмотра статуса, который имеет учитель, выступающий в роли классного руководителя, его профессиональная деятельность в рамках духовно нравственного направления в стенах школы, может характеризоваться личным подходом в воспитании детей, а также различными национальными идеями. Объединяет эту систему единство учеников и их учителя во время обучения наукам и общего физического и нравственного развития.


Государственная концепция духовно-нравственного воспитания

У преподавателя должны обладать личностными характеристиками, которые способны без труда обеспечивать гуманные отношения между самими воспитанниками и их наставниками. Качество воспитания во многом зависит от руководителя класса, от его опыта работы, длительности общения с учениками.

Несколько направлений в работе учителя с классом

Ценностная работа подразумевает встречи учеников и учителей в библиотеке, классные часы. Во время встреч следует воспитывать в подрастающем поколении чувства патриотизма, а также гражданской ответственности. С этой целью необходимо активно подключать ветеранов. Детям всегда интересно послушать их истории из жизни, они с большим интересом выслушивают их выступления.


Структура патриотического воспитания — направления работы

Познавательная работа с детьми заключается в проверке успеваемости учеников в классе, проверке знаний каждого воспитанника, а также проведением психологических практических уроков. На них дети играют в учебно-развлекательные игры, например, «Что? Где? Когда?». Кроме того следует проводить дополнительные уроки для получения знаний о культуре своей страны, можно рассказать ученикам о знаменитых людях, которые добились успехов в жизни.


Занятие в школьном музее

Трудовая деятельность учеников заключена в том, чтобы проводить дежурства по школе, организовывать уборки в собственном учебном классе, проведению субботников. Приветствуются походы на культурные выставки, проводимые в городе, а также, при возможности, проводить экскурсионные поездки на близлежащие предприятия для расширения кругозора у детей.

Полезная деятельность для общества помогает обогатиться ученикам в плане духовности.

Ученики могут оказывать посильную помощь инвалидам, сиротам и другим. Проявление таким образом милосердия к нуждающимся позволит детям реализовать одну из основных целей при развитии духовности – взаимопомощь и сострадание.

Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса

Преподавателям следует организовывать и проводить культурные вечера, танцевальные конкурсы, предновогодние встречи, а также посещение музеев и драматических кружков во время проведения внеклассного развития юных учеников. Это поможет создать условие для самореализации личности детей, повышения их моральных ценностей.


Игра «Зарница» — воспитание патриотизма и физическое развитие

Частое посещение библиотек поможет развить у ребёнка навыки творческой деятельности, привить любовь к своей родной земле, к окружающим людям, а также изучению исторического наследия своего государства.

Занятие физкультурой, общее оздоровление организма

Необходимо проводить для учеников класса дни для занятия своим здоровьем, чтобы воспитать нравственное и духовно гуманное отношение к себе и окружающему детей миру. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников класса. НА классных уроках следует проводить занятия по общей гигиене у человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения. Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово.

Последний пункт в воспитании учащихся – это организация и проведение свободного времени. Для правильного распорядка дня хорошо себя зарекомендовали психологические игры и тренинги.


Уроки физкультуры также несут воспитательную нагрузку

Организовывать процесс духовного, патриотического и нравственного воспитания в детях следует, выполняя некоторые важные функции:

  1. Нравственное, а также духовно гуманное воспитание учащихся достигается путём создания среды, которая благотворно влияет на учащихся (повышение дружественной обстановки в классе, работа с педагогами и родителями учащихся, проведение внешкольных мероприятий, экскурсий и т.п.);
  2. Проведение уроков по физической культуре, проведение спортивных мероприятий, обучение гигиене;
  3. Организация творческого досуга среди детей во время их свободного времени (различные кружки для занятий танцами, музыкой, спортивные секции);
  4. Индивидуальный подход к каждому ученику для воспитания в нём духовно патриотического воспитания, необходимо привить ему нравственное поведение. Нужно стимулировать в учащихся самостоятельно проводить воспитание своей личности. Семья ему должна помогать в этом деле, поддерживать его и помогать решать общественные дела в школе.

Нравственное воспитание в привлечением церкви

Учитель, как классный руководитель класса в школе, должен работать над рядом задач для того, чтобы воспитать духовно нравственное воспитание у детей:

  • Повышать чувство ответственности, патриотизм у детей.
  • Организовывать и проводить самостоятельно соревнования, выездные экскурсии, встречи с родителями обучающихся детей.
  • Учитель должен организовать внеурочные часы для дополнительного развития у подопечных учеников духовного воспитания, развития нравственных качеств в семье и школе.
  • Способствовать формированию у учеников стремления к занятию спортом, движению в повседневной жизни, активном участии в жизни окружающего их общества.
  • Классный руководитель должен укреплять связь между родителями учеников.
  • Организовывать совместные походы учеников и их родителей. Это поможет сплотиться семьям, и всему классу в целом.
  • Необходимо проводить индивидуальные совместные встречи родителей с учителями для обсуждения не только успеваемости учеников, но и чтобы оценить качество развития личности у детей.

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания

Семья ученика должна всячески помогать своему чаду в планировании свободного времени от учёбы.

Школа и семья имеет ряд возможностей по передаче ученикам представлений и знаний о моральных ценностях и морали. Воспитание в детях патриотических чувств, нравственности и духовности – это приоритетная задача для всех учителей, работающих в учебных заведениях.

Главная > Документ

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Шевченко Л.И.,

заместитель директора

МОУ «Краснояружская СОШ№2»

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее!

Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий,

растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих

самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому

причина -неправильное воспитание, дающее молодым людям

неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Игнатий Брянчанинов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими Значимость нравственно воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Нравственное воспитание – это, по сути, основа всей многогранной системы воспитания подрастающего поколения. Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы в нем пробуждалась нравственная активность, им усваивались моральные нормы, сам ребенок вырабатывал жизненные позиции и руководствовался ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и к самому себе. Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность.. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семья – ребёнок – школа –социум -нравственность – вот цепочка, интересующая нас. Работа по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении ведется в следующих направлениях: -с учащимися -с родителями -с педагогами Работая в данном направлениис учащимися, педагогический коллектив ставит следующие задачи: - помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни; - научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу; - создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей; - поощрять самовыражение и уверенность в себе; - введение в содержание образования изучение истории религии народов мира; - сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие. Виды и формы воспитывающей деятельности:

    классные собрания; классные часы:
    Лекция; Беседа; Часы общения; Ролевые игры; Диспуты; Урок творчества.
Учащиеся являются активными участниками всех школьных и районных мероприятий: день православной книги,творческий конкурс «Святые Заступники Руси»,конкурс рисунков «Мой Бог»,выставки декоративно-прикладного творчества «Божий мир», конкурс исследовательских работ,а также олимпиады по предмету православная культура. Решению поставленных задач образовательному учреждению помогает сетевое взаимодействие с социальными партнерами: школа искусств, центр народного творчества, музей,центр дополнительного образования,станция юннатов,центральная и детская библиотека …. Семья – это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми. Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы – основы всего этого закладываются в семье. Взаимодействие школы и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.Формы работы с родителями:
    анкетирование беседа консультации родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Родители составляют первую общественную среду ребёнка.Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека..В даннром вопросе –вопросе воспитания ниших детей нравственными школа не снимает с себя ответственности и ведет целенаправленную работу в данном направлении, но только совместно с родителями, с их помощью мы сможем достичь определенных результатов- воспитать наших детей нравственно. Становление личности членов педагогического коллектива пришлось на времена коммунистической морали,поэтому многим педагогам в силу своих аттеистических взглядов приходится перестраиваться и поменять свое мировозрение. Для реализации данного направления работы педагоги повышают уровень своего самообразования и саморазвития: посещаяют библиотеки, храмы,святые места Белогорья,встречи с настоятетями Храма,мероприятия различного уровня. Работа по формированию духовно –нравственного развития ведется не только на уровне образовательного учреждения,но и на уровне района. В районе традиционными стали проведение таких мероприятий: -Рождество Христово -Крещение Господне -День славянской писменности -Пасхальная радость -День матери День пожилых людей -День молодежи и студента -Престольный праздник «Косьмы и Домиана» -Мир детства -День призывника -День Защитника отечества - Женский день – 8 марта Нравственный облик ребенка зависит от того, будут ли повседневные его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умения входить в положение другого человека, товарищеской помощи или же на основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»…

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.

Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации, которое может начаться лишь с образования. Новые тенденции в развитии образования, которые сегодня можно наблюдать, вселяют надежду на то, что мы духовно возродимся и наше будущее общество будет здоровым.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Основной задачей, которую ставит стандарт перед образовательными учреждениями, является воспитание гражданина России.

В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая определяет основные ориентиры духовно-нравственного развития ребенка , идеологию отбора содержания образования, программ воспитания и социализации на ступенях начального, основного и среднего общего образования. Сформулированные в Концепции базовые национальные ценности Российского общества позволяют привести к единому основанию систему учебно-воспитательной работы образовательных учреждений Российской Федерации.

В Концепции определен современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От этого зависит наш завтрашний день. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

На протяжении последних лет педагогический коллектив Верховажской начальной школы занимается проблемой духовно-нравственного развития личности обучающихся. В течение всего этого времени мы были заняты поиском наиболее совершенной модели системы воспитательной работы школы. Она медленно создавалась путем проб и ошибок. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что оптимальная для нашей школы модель воспитательной системы найдена. Создана духовно-нравственная среда, благоприятствующая становлению общей и этической культуры ребенка.

Понятие «духовное» позволило нам объединить основные составляющие жизни ребенка (эстетическую, интеллектуальную, социальную, физическую и т. д.) в целостную структуру. Термин «нравственное» помог заострить внимание на ее этической компоненте, что особенно актуально в наше время. Мы считаем, что духовно-нравственный потенциал учреждения создается всеми участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами и администрацией школы, родителями. По нашему убеждению, духовно-нравственная среда может возникнуть только в том случае, когда, во-первых, процессы обучения и воспитания становятся сбалансированными и равновеликими, во-вторых, обеспечивается всестороннее и гармоничное развитие обучающихся, в-третьих, на классных и общешкольных мероприятиях происходит освоение общечеловеческих ценностей. Стержневыми направлениями модели воспитательной системы школы являются интеллектуальное, этическое и эстетическое, ориентированные на формирование общей культуры ребенка, а также патриотическое и физическое.


В качестве ведущей педагогической технологии мы выбираем коллективную творческую деятельность. Считаем, что она – эффективное воспитательное средство, так как имеет комплексный характер, охватывает различные сферы и виды деятельности школьников. Любое коллективно-творческое дело проходит с участием родителей, т. к. именно сотрудничество и сотворчество учащихся, родителей и педагогов способствует развитию нашей воспитательной системы и поднимает ее на новую высоту, на более высокий качественный уровень,

Как мы этого добились? Во-первых, в организации воспитательной работы учитываются интересы детей и родителей, во-вторых, за счет высокого уровня КТД. С уверенностью можно сказать, что вся наша школьная творческая жизнь оказывает на родителей и педагогов не меньшее влияние, чем на детей. Это и воспитание духовно-нравственных качеств, и формирование эстетических и этических ориентиров, и развитие творческих способностей и познавательного интереса.

В результате совместной деятельности за 4 года дети, родители и педагоги являются активными участниками более 40 коллективно-творческих дел. Совместное проведение экскурсий, дней отдыха, каникул, праздников светского и народного календаря сплачивает не только детский коллектив, но и способствует родительской взаимопомощи и распространению опыта семейного воспитания.

Коллектив школы активно сотрудничает с Центром традиционной народной культуры, Домом детского творчества, Домом культуры, музеем, детской библиотекой, ДЮСШ, с православным приходом Успенского храма. С участием матушки Ариадны традиционными стали беседы с мамами «О материнском счастье», Рождественские встречи. По желанию родителей, в течение двух лет матушкой Ариадной проводились занятия по духовно-нравственной тематике.

С целью развития учащиеся вовлекаются в разнообразную творческую деятельность. В этом учебном году работает 32 кружка и секции, внеурочная занятость детей составляет 100%. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие и становятся победителями и призерами районного конкурса «Мы твои наследники, Россия», проводимого управлением образования, культуры и духовенством района, областного конкурса «Рождество Христово, вечной жизни свет» и многих других. В школе работают театральная, вокальная и хореографическая студии. В 2007 году школа выиграла грант на развитие школьного театра. При финансовой поддержке архиепископа Вологодского и Великоустюгского Максимилиана готовится к изданию сборник сценариев театральных постановок, праздников, проводимых в нашей школе.

В апреле 2010 года по поручению президента Медведева в школах 19 регионов страны началось преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В нашей школе обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий . Поэтому по желанию родителей для изучения были выбраны два модуля: «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Учебно-воспитательный процесс в рамках нового курса направлен на знакомство школьников с основами духовных и светских традиций народов России. Все это способствует достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укреплению взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Изучение «Основ православной культуры» и «Светской этики» содействует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются основой нравственного становления ребенка. Поэтому столь важно согласовывать совместные усилия всех взрослых по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, в полной мере учесть образовательные запросы граждан, актуализировать в педагогической практике нравственные ценности самых близких и важных для ребенка людей, их богатый жизненный опыт и стремление передать этот опыт подрастающему поколению.

В школе работает клуб «Семья», деятельность которого направлена на распространение лучшего опыта семейного воспитания, детская общественная организация «Огоньки», которая работает в направлении «Спешите делать добрые дела». Обучающиеся оказывают помощь пожилым и престарелым, выступают с концертами в доме ветеранов . Таким образом, через практические дела воспитываются милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

Коллектив школы активно делится опытом работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся с педагогами района и области. На базе нашего образовательного учреждения был проведен ряд семинаров районного и областного уровней по данной теме.

Отрадно, что наши успехи были отмечены наградами. Так, в апреле 2010 года опыт работы школы по взаимодействию с родителями учащихся, был удостоен диплома 1 степени Всероссийского конкурса «Управление современной школой».

Специфической особенностью процесса духовно - нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы.

В заключение своего выступления, хочется напомнить известные многим слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников нравственные идеалы каждому педагогу нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть примером.

Литература:

1. , Байбородова учащихся: теория и методика.-Ярославль.,2002.

2.Данилюк религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.-М., Просвещение, 2010.

3. , Шибанова система школы: сущность, содержание, управление.- М., 2005.

Статьи по теме: