Дошкольное образование в странах европейского сообщества. Зарубежные семейные детские сады

Первое отличие европейского и даже американского детского садика от российского – совершенно «попустительское» отношение к кашлю, соплям, вшам, глистам и даже к легкой температуре. Кашляющие и чихающие малыши спокойно посещают детский сад. Если у кого-то из подопечных обнаружат вшей или глистов, то воспитатели просто предупредят родителей, что надо провести соответствующую профилактику. Источник заражения упоминать запрещено. Так же «наплевательски» в зарубежных садах относятся к «тихому» часу. Хочешь – спи, не хочешь – найдется, чем заняться кроме сна. И спят во многих садах дети не в кроватях, а на матрасах, которые лежат на полу. А еще…

В детские сады принимают детей старше 1,5 месяцев. До 4 лет они посещают детский сад, после 4 переходят в особую группу при школе. При оформлении в садик родители заполняют множество анкет, один из обязательных вопросов – нуждается ли малыш в дневном сне.

Самое строгое наказание в американском саду – усадить шалуна на стул. Время сидения – по минуте на каждый год возраста ребенка. Так, в 4 года ребенок просидит 4 минуты, а в 3 года – 3 минуты. Спят все дети не только в той же одежде, в которой играли, но и в обуви. Вместо кроватей – разложенные на полу матрасы.

Детей укладывают на дневной сон в одежде и обуви, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации (например, во многих штатах нередки сильнейшие ураганы) быстро провести эвакуацию.

Черногория

Чтобы малыша приняли в детский сад, надо предъявить справку о том, что хотя бы один из родителей работает. При оформлении в детский сад или ясли требуется только справка от педиатра или, если ребенок старше 3 лет, от терапевта. Обязательно надо предоставить и сведения о прививках. Делать прививки обязательно, отказы не принимаются. В сад ребенка примут только с полным их набором. В ясли принимают детей старше 6 месяцев, в детский сад ребенок ходит с 3 до 6 лет. Группа состоит из 20-30 человек. Ее «обслуживают» 2 воспитателя. Ребенка можно оставить в саду или до обеда, или до 16-17.00. Лучше всего после обеда малыша забрать домой, так как кроватей на всех не хватает. Кровати-раскладушки, кстати, устанавливают на время сна в той же комнате, где дети играют. После тихого часа их убирают в шкаф.

Сопли не причина оставить малыша дома. Спокойно гуляет малыш и с ротавирусом. Лечат эту напасть кока-колой и покупным растворимым (и очень соленым) куриным «супом». Даже если ночью ребенку было плохо, но утром он чувствует себя нормально, его отводят в детский сад.

Формула спасения

При ротавирусной инфекции, сопровождающейся сильной рвотой или поносом, главная опасность – обезвоживание. Если под рукой нет специальных аптечных растворов наподобие Регидрона, восстанавливающих водно-солевой баланс, Всемирная Организация Здравоохранение дает родителям такой рецепт домашнего питья: 1 литр воды+3 г соли+18 г сахара. Теперь понятно, почему в некоторых странах педиатры на полном серьезе прописывают детям кока-колу и растворимый куриный бульон в пакетиках. Мамы свидетельствуют: ребенок от такой «диеты» быстро идет на поправку. Ведь пить газировку и есть соленый супчик детям куда приятнее.

Отпуск по уходу за ребенком у французских женщин заканчивается, едва ребенку исполнится 2 месяца. Потому живы в этой стране ясли, которые в России, считай, канули в Лету. Получить место в яслях сложно, но ребенок может посещать ясли 1-2 раза в неделю по нескольку часов в день. С 3 лет ребенок начинает посещать детский сад, который в переводе с французского называется «материнской школой». И посещает он его до 6 лет.

При приеме в ясли или детский сад родителям придется предъявить заполненную прививочную карту. Ребенку должны быть сделаны обязательные прививки от 4 болезней: дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита.

Несколько раз в год садики, как и школы, закрываются на каникулы. Есть и общегосударственный выходной день для детей, посещающих детские сады, - среда.

В группе обычно 20-30 человек. На каждую группу положен преподаватель и помощник преподавателя. Группы обычно разновозрастные, каждый год ребенок оказывается в новой группе, соответственно, меняется у него и преподаватель.

В саду дети не переодеваются и не переобуваются. Единственное требование к родителям: никаких шарфов! Видимо, воспитатели боятся, что во время беготни и игр шарф может затянуться вокруг шеи и удушить малыша. Еду и игрушки приносить с собой нельзя категорически. Разрешены лишь «дуду» - мягкая игрушка, с которой ребенок спит.

С 1,5 лет дети спят уже не в кроватях, а на низких кушетках либо на матах с натянутыми на них простынями. Причем спят, как правило, в одежде. Для детей 4-6 лет иногда просят принести из дома подушку. Но в этом возрасте в «тихий час» ребятня сама устраивается в комнате, где придется.

Сопли, кашель и повышенная температура не считаются веской причиной, чтобы провести день-другой дома. До 38,5 температура у ребенка не считается жаром (это общемедицинская практика, не только французская). Просто так посидеть дома, пока мама не убедится, что ребенок окончательно выздоровел, не получится. Во-первых, почти все мамы работают, а оплачиваемых дней по уходу за заболевшим ребенком – 3 в год. Во-вторых, на каждый день отсутствия требуют справку от врача.

Между занятиями есть перерыв на обед. На обед ребенка можно забрать домой. Чтобы малыш смог обедать в садике, в мэрии города надо получить направление в столовую. Кухонь в детских садах нет. Обеды готовятся централизованно и развозятся по учреждениям. Обед в понимании французов это салат, мясо или рыба с гарниром, сыр и десерт.

Израиль

В детские сады принимают детей от 2 до 6 лет. С 2 до 4 лет в саду дети только играют, в 4-5 – уже что-то лепят, рисуют, овладевают другими навыками рукоделия, в 5-6 лет детей готовят к обучению письму, счету и чтению. Читать, считать и писать их учат уже в школе.

С 3 лет дети в группе уже не спят, даже если садик работает и после обеда. Медсестер и врачей в садах нет. Даже при детских инфекциях карантинов не устраивают, а привести ребенка с немного повышенной температурой – обычное дело. Но если у ребенка температура повышается в саду, воспитатель сообщает родителям. Если она ниже 38,5°С, малыша можно оставить в саду, если выше – его надо забрать как можно быстрее. После выздоровления ребенка справку от врача требуют далеко не во всех садах.

12 декабря 2016

сайт расспросила мам, живущих в других странах, о декретном отпуске, ценах на сад и режиме дня

Покритиковать детский сад - это святое. Еда, прогулки, занятия - на любую тему найдется, что обсудить. А как обстоят дела заграницей? Мы попросили трех мам из Израиля, Америки и Индии рассказать о том, как обстоят дела у них. И знаете, есть над чем задуматься и что сравнить!

США

— Декретный отпуск, в представлении россиян, подразумевает полную оплату и сохранение рабочего места, — рассказывает наша соотечественница Валерия, которая уже несколько лет живет в штате Техас. — Такой отпуск формально есть и в Штатах, но его длина обычно всего лишь 6 недель. Именно поэтому женщины работают прямо до родов, копят отпускные дни (в среднем за каждый отработанный календарный месяц на условиях 40-часовой недели сотрудник получает 8 часов оплачиваемого отпуска и 8 часов оплачиваемого больничного). Если хочется задержаться в декрете подольше, некоторым удается договориться на неоплачиваемый отпуск с сохранением места. Но это не всегда.

Детей в ясли берут с 4-недельного возраста. Размер группы зависит от законодательства штата. Например, у нас в Техасе вот такое соотношение: в группе до года не может быть более 10 детей, при этом на каждых четырех малышей должен приходиться один взрослый.

Государственных, муниципальных или каких-либо еще дотационных садов не существует, они все частные/коммерческие. Цены зависят от конкретного штата и города, разброс очень большой — от $300-350 в месяц в маленьком нищем городе до $4000 в месяц где-нибудь в Беркли. Есть небольшое налоговое послабление на эти траты (они исключаются из облагаемой федеральными законами суммы доходов), но это не особенно существенная экономия в итоге. Некоторые организации держат сады для сотрудников или студентов/интернов (если речь о крупном образовательном или исследовательском учреждении), но они ни чуть не дешевле.

Обычная американская семья, планирующая отдать ребенка в ясли, встает в очередь (не централизованную, а в самом саду, точнее в 3-5 садах) примерно с 7-8 недели беременности, иначе места для ребенка может и не быть.

В общем, дети попадают в сад очень рано, при этом про адаптацию речи никто не ведет: ребенка просто передают на руки педагогу и всё. Политика безопасности садов, как правило, запрещает посторонним находиться с детьми в группе — принес, отдал, расписался, ушел. Переживаешь — смотри через камеру.

Политика безопасности - вообще, самое интересное, что есть в американских садах. В частности, младенцы в яслях спят строго без одеял и без игрушек-комфортеров, потому что Педиатрическая Ассоциация предписывает таким образом уменьшать риск СДВС (синдром внезапной детской смерти — Ред.).

Исходя из этих же соображений, дети от 0 до 5 лет в садах спят дневной сон полностью одетыми и в обуви. Это требуется для того, чтобы в случае пожара вся группа смогла просто встать и выйти из помещения тут же, без паники, истерики и поиска носков. Пожарные тревоги проводят регулярно, дети знают их и не боятся, действуют собранно и на автомате.

Что касается еды — это политика каждого конкретного учреждения. Сады, которые занимаются новорожденными, с радостью принимают и хранят/подогревают грудное молоко для детей. Что касается групп детей более старшего возраста, то где-то есть кухня, которая готовит завтрак и обед, где-то кухни нет — и родители дают детям индивидуальные ланч-боксы. Где-то вместо индивидуальных обедов родители «дежурят» по скользящему графику и приносят перекусы на всю группу.

Еда, в связи с этим, тоже бывает разная. У моего сына в саду 3 раза в 5 недель на завтрак свежая теплая каша (манка, овсянка), в остальные дни — то хлопья, то сосиски в тесте, то омлет, то еще что-то. На обед всегда какое-то мясо и овощи/бобы/рис. У сада 5-недельный цикл меню, каждый день меню разное.

Прогулки в саду 2 раза в день — утром и после полдника. Продолжительность зависит от локации, погоды и политики сада. Где-то детей выводят на 15 минут, где-то - на час. Бывают вальдорфские сады, в которых дети весь день гуляют, но это особенные случаи и специальный выбор родителей.

Режим дня у детей с 3 до 5 лет примерно следующий: группа принимает детей с 7-30 утра, дети играют. В 8-8.30 начинается получасовой завтрак, после обычно читают-обсуждают книги, занимаются прописями, потом идут на прогулку. После прогулки обсуждают с педагогом «тему недели» (в основном, это окружающий мир — от смены сезонов и солнечной системы до принципов правильного питания и важности разных профессий). В 12-12.30 — получасовой обед, затем дети готовят себе спальные места, чистят зубы и ложатся на 2-часовой сон. После сна умываются, убирают спальные места и идут на полдник. Затем снова идут гулять. После прогулки играют в группе или слушают книжку в исполнении педагога. Около пяти вечера детей забирают родители.

Индия

— В Индии у мам есть только отпуск по уходу за ребенком, длится он всего лишь 12 недель, — рассказывает Мария, живущая с мужем и сыном в городе Пуна. — Няню здесь нанимают прямо с рождения, часто она работает с проживанием. Либо просят о помощи одну из бабушек. Очень большой процент матерей вообще не работает после рождения ребенка.

В сад дети идут около 2 лет. В 3-4 года начинается так называемая школа. Моему сыну четыре, поэтому он ходит в школу-сад. Государственных учреждений нет, есть спонсируемые — для очень бедных людей, которые живут в трущобах или на улицах. Родители отправляют туда малышей, чтобы те хотя бы поели. Но это все равно не прямо бесплатно, просто за очень маленькие деньги.

В среднем, сады стоят около 100 тысяч рупий в год. Лично наша семья за школу-сад платит 200 тысяч рупий (примерно 180 тысяч рублей - это по 15 тысяч в месяц). Ребенок там находится с 9 до 14 часов. Продленка до 17 часов стоит отдельных денег.

Что касается адаптации ребенка, то здесь все очень свободно. Мама может прийти сидеть с ребенком, может заходить в течение дня. Воспитатели достаточно внимательны. В Индии детей балуют. Особенно мальчикам позволено все. Хотя при этом в обычных школах-садах детей тут и шлепают, и подзатыльники раздают. Мы в школе это сразу обсудили, сказали, что для нашей семьи подобное не приемлемо. Нам поклялись, что ни за что и никогда не тронут нашего ребенка.

Еда во многих садах — вегетарианская, так как очень большое количество индусов (представителей хинду) не едят мяса. В нашем саду-школе разрешено приносить свою еду, либо платить за еду школьную. Обычно это рис, вегетарианское карри с овощами, лепешка, сладкий чай с молоком и печенье. В нашей школе есть вилки-ложки, а в обычных, традиционных дети едят руками. Их просто сажают на пол в коридоре и дают снэки. У нас меню присылают раз в неделю по почте. Также есть родительский чат для обсуждения ежедневных проблем.

Распорядок дня такой: во многих школах первом делом поют гимн. Затем утро начинается с прогулки. Правда, это зависит от погоды. В сезон дождей дети гуляют только два раза в неделю из-за большого количества комаров и эпидемии лихорадок. Затем дети играют. Те, кто постарше - идут на занятия: чтение, лепка, музыка, математика. Есть спортивные занятия. Раз в три месяца в школу-сад приглашают родителей и показывают детские достижения, рисунки, проводят по каждому ребенку индивидуальное родительское собрание.

Сон-часа как такового нет, но есть отдельная комната с матрасом на полу и подушками. Если кто-то из детей устал, то может лечь там и отдохнуть.

В Индии меня поразило то, что дети с 2 лет тут ездят в сад сами! У меня на работе много женщин с детьми. Многие коллеги хорошо зарабатывают, водят машины, но не гнушаются отправлять своих двухлеток одних на школьном автобусе. Для меня это было дико, особенно учитывая движение на местных дорогах. Вообще, «школьный автобус» в Индии - это, по сути, маленькая страшная маршрутка, либо вообще рикша.

В Индии мне не нравится, что детей в садах не учат относиться с уважением к чужому труду. За ними подбирают, убирают, вытирают. Мой сын однажды сказал: «Я не пойду с нянечкой за руку, она коричневая». Я была в ужасе. Этому его научили именно в саду. Таково отношение многих индийских семей к помощникам по хозяйству - считается, что они более низкой касты. Отсюда же — «разделение труда»: только нянечки водят детей в туалет, воспитатели ни за что не вытрут попу ребенку. Все потому, что они - представители разных каст.

Из позитива — я приятно удивлена гигиеной в нашем саду. Дети моют руки постоянно, еду для готовят в перчатках. Для сравнения: в офисе, где я работаю, про мыло никто не знает, из туалета все просто идут за рабочее место, в том числе и повар. Надо ли говорить, что еду на работу я ношу с собой.

Еще мне нравится, что в саду детям рассказывают про разные религии. Здесь отмечают и хинду, и мусульманские, и католические праздники. Хотя в целом, конечно, считается, что хинду - это лучше всего.

Израиль

— В Израиле декрет длится три месяца, поэтому большинство женщин стараются работать вплоть до родов, чтобы как можно больше из этого срока побыть с ребенком, — рассказывает россиянка Юлия, которая сейчас живет в городе Герцлия. — Плюс еще 3 месяца женщина имеет право сидеть дома за свой счет, с сохранением места работы. А дальше - выкручивайся, как можешь. Или увольняйся и сиди еще несколько месяцев на пособии. Или вызывай бабушку, нанимай няню.

Большинство же отдают ребенка в садик, здесь это социальная норма. Причем зачастую на садик уходит вся зарплата мамы (рожают в Израиле много), но все равно все женщины работают — пенсионный фонд и прочее вынуждают. Таким образом, сидящая до 3 лет с ребенком мама - это нонсенс для Израиля. И финансово не оправдано, и вообще считается довольно скучным делом. При этом в стране культ детей! Их обожают и дома, и в учреждениях.

Большинство малышей попадают в сад до года. Самое раннее — с 3-4 месяцев, самое позднее - за пару лет перед школой (в Израиле дети обязаны какое-то время перед учебой ходить в садик), но таких единицы. Для примера: мой старший сын пошел в сад в 2 года, и это редкий случай.

Адаптация зависит от сада. До 3 лет все происходит, как правило, мягко. Если ребенок явно не готов, его забирают домой пораньше. Родителям могут позвонить в любое время. В среднем, процесс привыкания длится до двух недель.

До 3 лет все садики — частные. Стоимость обучения зависит от города, разброс цен большой. Как правило, это от 2000 до 3500 шекелей (32-56 тысяч рублей в месяц). Рабочее время — с 7 до 16 часов, «русские» сады - до 18 часов.

С трех лет большинство детей идут в муниципальные сады. Они условно-бесплатные. До часу дня платить не надо, но дальше каждый час продленки - за деньги, итого получается около 1200 шекелей в месяц (порядка 19 тысяч рублей). Кружки оплачиваются, как правило, отдельно.

В частных семейных садиках может быть всего 5 малышей. В больших садах — 20-25 детей. В этом случае расчет — один воспитатель на 10 ребят. Если в группе 25 человек, то педагогов будет трое.

В саду, который посещает мой сын, еда следущая: завтрак - овощи, зерненый творог, хлеб; обед — суп, гарнир и мясо-рыба-соя; полдник — фрукты, карих (сэндвич с мягким творогом или пастой из фиников с тхиной). В русских садиках еда более привычная нам: каши на завтрак, котлеты на обед, сырники на полдник и компот.

В муниципальных садиках с 3 лет детей не кормят, еду нужно носить с собой в ланч-боксах.

До 2-3 лет дети спят днем по 2 часа. В более старшем возрасте (в муниципальных садах) — сон только на продленке. Интересно то, что дети в Израиле спят на полу, на матрасах, их раскладывают и убирают в основной комнате. Кроватки есть только в русских садиках и то не везде.

В садах здесь нет шкафчиков, вместо них — именные крючки и рюкзаки, с которыми дети приходят. Рюкзак подписывается маркером, в нем — подгузники, обувь, поильник. Кстати, по поводу воды: в Израиле очень четко соблюдают питьевой режим, следят, чтобы ребенок достаточно пил из поильника.

В целом, атмосфера в садах очень добрая: детей зацеловывают, не ломают под систему. Задача — играть до прихода родителей и ненавязчиво познавать мир.

Есть и минусы. Обыденная вещь в местных садах — вши. Во всех аптеках можно увидеть целые полки шампуней и всяких средств профилактики и лечения. Сопли — тоже обычная вещь, здесь не водят в сад только с высокой температурой или с любым сильным недомоганием. Поэтому вирусы расцветают буйным цветом. Если ты повел ребенка в сад — жди постоянные ОРВИ. Увы, как и в России, это неизбежно.

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенных и эффективных дошкольных систем образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей. Именно поэтому дошкольное образование за рубежом подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов.

Главные особенности дошкольных образовательных систем мира

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:


Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Популярные страны с детскими садами

Какое дошкольное воспитание за рубежом самое популярное? Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.

Таким образом, наиболее популярными странами являются США, Великобритания, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии — Китай или Япония. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в европейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе), или же дошкольное образование в Португалии.

Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран. Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тематические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобязательных программ обучения по определенным предметам.

В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания — взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.

Преимущества и сложности обучения детей за рубежом

Преимуществ у современного дошкольного образования за рубежом множество. Среди наиболее весомых можно выделить:

  • Адаптация ребенка к иностранной культуре. Впоследствии, если ребенок будет продолжать обучение в стране, не потребуется много времени для его ассимиляции.
  • Возможность легкого поступления в школу. Ребенок уже отлично будет знать иностранный язык и будет полностью ознакомлен с начальной программой обучения в зарубежной школе.
  • Возможность ознакомиться с культурой и бытом другой страны. Сюда же можно отнести возможность путешествовать по стране.
  • Стоимость обучения. Она во всех случаях меньше, чем обучение в отечественных ДОУ. Так, в Швеции малоимущие семьи могут не платить за обучение ребенка в детском саду, обучение в Израиле стоит около 75 шекелей в месяц (чуть больше тысячи рублей), государственное дошкольное образование Греции полностью бесплатное, а в Латвии стоимость обучения составляет около 200 лат (около 8 тысяч рублей в месяц).
  • Возраст обучения. Практически во всех странах мира установлены одинаковые возрастные рамки — дети могут начинать ходить в школу с 2.5-3 лет, а выпускаются с детских садов в возрасте 6-7 лет.
  • Возможность бесплатного образования. В ряде европейских стран дошкольное образование полностью бесплатное (например, во Франции, Норвегии, Швеции, Австрии, Болгарии дети бесплатно учатся в детских садах по собственному желанию).

Несмотря на существенные преимущества, у зарубежного дошкольного образования имеются и свои недостатки:

  • Рекомендуется знание зарубежного языка. Это не является существенным недостатком — ребенок будет изучать язык наравне с другими детьми. Однако для базовых коммуникативных навыков и возможности общения с другими людьми рекомендуется наличие хотя бы начального уровня владения языком.
  • В случае, если родители захотят обучать ребенка не в муниципальных и государственных ДОУ, а частных, стоимость может быть высокой — так, в США образование в частных садиках может стоить до 30 тысяч долларов в год. Аналогична ситуация и с другими странами.
  • Возможные адаптивные проблемы. В случае, если ребенок поступает в зарубежный ДОУ в позднем возрасте (6-7 лет), могут возникать коммуникативные проблемы. Данный недостаток легко устраняется специалистами (педагогами и психологами), которые работают в детских садах.

Какие документы нужны детям для обучения за рубежом?

Как правило, в зарубежных странах не требуют такого огромного пакета документов, как в отечественных странах. Мы уже отмечали, что в Германии для обучения в садике вообще не требуются никаких документов, а для обучения во Франции с ребенка и его родителей требуются только самые главные документы — прививочные сертификаты (столбняка и коклюша, а также БЦЖ) и справка из отечественного садика о том, что ребенок уже был на обучении (другими словами, социализирован). В других странах могут потребовать и другие документы, однако чаще всего перечень состоит из этих двух бумаг.

07.09.2016 15:26:00

В Европейском Союзе – разнообразие видов детских садиков: государственные и муниципальные, частные и «родительские», дневные и ночные и другие. Дела с ними обстоят лучше, чем в Украине, но тоже не все так просто. Почему?

Днепропетровская областная государственная администрация недавно поделилась своими достижениями за прошлый год.

«За год в Днепропетровской области возобновлена работа трех детских садов, создано 17 учебно--воспитательных комплексов, открыто 38 дополнительных групп - 1.242 новых места», - сообщает пресс--служба областных властей.

Тем не менее, проблему с нехваткой мест в дошкольных учебных заведениях новые места не решили. Причем, нехватка мест в детских садах, как все мы знаем, - не единственная проблема наших детских садов. Еще - с питанием и воспита-нием.

Польша

Проблемы с местами в детских садах есть и в соседней Польше. В первую очередь, это касается муниципальных (государственных) детсадов.

«Особенно в больших городах большая проблема с местами в детских садах», - рассказывает украинец Ростислав, который сейчас проживает в столице Польши - Варшаве.

Одна из основных причин их популярности - конечно же, стоимость услуг. Как правило, в муниципальных учреждениях пребывание ребенка на протяжении пяти часов - бесплатно, за счет денег из местного бюджета. За остальное время пребывания в дошкольном учебном заведении нужно платить. Причем стоимость дополнительного часа пребывания ребенка в саду по городам разная. Почасовые ставки определяют местные власти. В среднем, 2-3 злотых в час (13-20 грн. в час). В Варшаве, например, час дополнительного пребывания ребенка в саду стоит 2,81 злотых.

Платить необходимо за питание и, по желанию, за дополнительные занятия (танцы, иностранные языки и т.д.). Стоимость дня питания ребенка в муниципальном садике Варшавы, к примеру, - 8 злотых (чуть больше 53 грн.).

Стоимость посещения муниципального садика родителям будет обходится менее $100 в месяц.

В частных садиках места есть практически всегда, но и стоимость их услуг отличается.

«В частный можете дать ребенка без проблем, но это большие деньги», - говорит Ростислав. Стоимость пребывания ребенка в частном детском саду колеблется от $200 до $300 в месяц. В них, конечно, и условия получше.

Запись детей в детские сады Польши, как и в Украине, производится, в том числе, и через Интернет. У них можно подать заявку на прием сразу в три детских сада. Прием происходит исходя из количества набранных баллов. К тому же учитывают и расстояние от места жительства до сада.

Дошкольное образование Польши считается одним из наиболее прогрессивных и успешных. По сравнению с украинскими детскими садами, в польских, как и остальных европейских - полная свобода. Хочешь ешь, хочешь - не ешь, хочешь учи, хочешь - не учи. Никто никого не заставляет.

Франция

Во Франции есть не только муниципальные и частные детские сады, но и «родительские», где родители принимают непосредственное активное участие в его жизни и, по сути, управляют им. Идея родилась после того, как в стране остро встала проблема нехватки мест в муниципальных детских садах. Идею поддержали и власти. Местные власти финансируют «родительские» детские сады так же, как и муниципальные. Но это не означает, что они вовсе бесплатные. Вообще, первые три года в детском саду называют очень недешевыми. Если и найдется место в дошкольном заведении для вашего ребенка, то за это нужно будет немало платить, а в «родительских» детсадах - еще и подрабатывать.

Эмигрировавший во Францию 15 лет назад житель Украины Алексей Чаговец, рассказывает, что их семья платит за место ребенка в «родительском» дошкольном заведении около 400 евро в месяц, плюс еще и работает на детский сад.

«За каждой семьёй закреплена ответственность. Например, есть президент, есть бухгалтер. Есть ответственный за ремонт, за еду (закупки), за связь и т.д. Ещё родители постоянно присутствуют в садике «наподхват» - мелкая текущая уборка, загрузить/разгрузить стиралку/сушилку, открыть/закрыть садик. Таким образом, воспитатели занимаются только детьми», - говорит Алексей.

По его словам, ассоциация родителей сада наняла 4-х профессиональных, лицензированных воспитателей, а также повара и уборщицу.

Родители принимают также участие в дежурствах.

«Дежурства родителей распределены таким образом: полдня в неделю на каждую семью. Например, мы дежурим в четверг с 13:30 до 18:30. Утром - один родитель, вечером двое. Умножить на 5 дней в неделю, получается 15 дежурств в неделю на 16 семей. Семья-президент не дежурит.

Мы с женой дежурим по очереди, я беру на работе по полдня отгула каждые две недели», - рассказывает мужчина.

Интересно, что 400 евро в месяц за место в детском саду - цена не фиксированная. Знакомый Чаговца платит за место в том же саду более 500 евро, а семья малообеспеченных - 200 евро в месяц.

«Таким образом, у всех детей одинаковые возможности. Это очень крутая система, приходится работать, но, в то же время, ты присутствуешь в садике с твоим ребёнком, видишь, что происходит, и принимаешь во всем непосредственное участие. К тому же все дети в конце концов знают родителей друг друга, чувствуют себя комфортно со взрослыми. В выходные мы часто открываем садик и устраиваем там дни рождения, пикники и т.д.», - резюмирует эмигрант.

А, кстати, например, в Финляндии есть «родительский уголок», куда родителей приглашают играть на детской площадке. В Литве родителей просят принять участие в организации однодневных поездок, летних каникул, посещения культурных, исторических и образовательных учреждений. В Испании и Португалии родителей приглашают принять участие в специальных событиях к Рождеству.

После трех лет детского сада во Франции ребенок идет в так называемую «школу».

«Когда ребёнку исполняется 3 года, родители с облегчением вздыхают», - говорит Чаговец.

Обучение в школе уже бесплатно.

Стоимость места в частных детских садах во Франции, по словам Алексея, может колебаться от 1.000 до 1.500 евро в месяц. Часто, их посещают дети за счет крупных компаний: работодатели оплачивают место в детских садах для детей своих сотрудников.

Германия

«Раз в неделю каждый родитель должен приносить в детский сад продукты. Что именно - выбирает ребенок. У воспитателей есть специальная корзинка с картинками и названиями овощей, фруктов и прочих мелочей. В конце недели малыш вытягивает картинку. Название пишут на листочке и прикрепляют к фотографии в коридоре. Когда мама или папа приходят за ребенком, то забирают бумажку», - рассказывает о правилах в одном из детских садов в Германии Дарья Филиппова для местного издания Deutsch Online.

Интересный момент: продукты необходимо покупать не позже, чем за полчаса до прихода в садик. Обязательно иметь при себе чек.

«По поводу финансовой стороны - за детский сад платит Job Center. Я и мой муж пока находимся на социальном обеспечении. И платить за садик из собственного кошелька нам не пришлось. Это ещё один большой плюс в Германии. Как и то, что мы не ждали своей очереди несколько лет», - добавляет девушка.

Родительские собрания в их детсаду в Германии проходят довольно часто. На общих собраниях никогда не обсуждают поведение ребенка: для этого существует частные встречи. Как правило, главными темами общего собрания, по ее словам, являются организационные вопросы.

«Например, у нас велся разговор о том, чем будут заниматься наши дети в течение этого года, - вспоминает Филиппова. - Поскольку это самая младшая группа, то здесь главными станут познавательные и развивающие игры. Особенное внимание будет уделяться предпочтениям малыша. Рисование, конструирование или активные игры — к каждому ребенку индивидуальный подход».

В детсад можно не ходить до пяти недель. Если ребенка перестали водить в дошкольное заведение, то по истечении пятой недели его автоматически отчисляют.

«Мы пропускали максимум неделю по причине болезни. Первый год в садике дети особенно подвержены всевозможным болячкам. Так что придется с этим смириться и перетерпеть», - говорит Дарья.

Скрупулезной и педантичной считает воспитательную систему в Германии Грегори Перон.

«Услуги садов оплачиваются в размере 60-400 евро в месяц. Сумма рассчитывается в зависимости от состояния родителей за последний год. Для детей из малообеспеченных семей существует возможность бесплатного посещения садика», - пишет он в своем материале «Воспитание детей по-европейски».

Европейские реалии

Как видим, страны Европейского Союза, с одной стороны, такие разнообразные, а с другой стороны - такие похожие. В каждой из них есть муниципальные и частные детские сады, а в части стран - и «родительские». Как правило, полностью бесплатных дошкольных учебных заведений в Европе нет.

Базовая услуга учебных заведений раннего возраста в странах ЕС - это просто присмотр за детьми, которые могут играть, как хотят. Правда, если родители имеют возможность, то могут оплатить и обучающие занятия с детьми.

В Австрии дети играют около 80% своего времени в учебных заведениях раннего возраста. Австрийский учебный план построен на основе игр. Свободные и «управляемые» воспитателем игры считаются важными для развития детей.

В Швеции сущетсвуют дневные и ночные детсады.

В хорватских учебных заведениях раннего возраста дети также проводят бо льшую часть времени играя, но «ролевые» игры используются как инструмент образования только в определенной степени. Родители могут записать своих детей на образовательные программы в детских садах (но они должны доплачивать за них), например, английского языка, музыки или танцевальных классов.

В литовских дошкольных учреждениях, игра считается основным методом учить и учиться.

Европейский Союз неустанно анализирует состояние своего дошкольного образования, выявляет «дыры» и инновациирует программы для детских садиков.

Антон Филиппов


Вам интересно узнать, есть ли садики в других странах или с детьми сидят няни? Как готовят деток к школе заграницей? Есть ли что нам позаимствовать у других? В статье приведен краткий обзор дошкольного образования в 9 странах мира.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте - и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.

С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути "нулевыми" классами школы. В "нулевке" ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто - нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.

Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

Дошкольное образование во Франции

Большинство детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет) во Франции посещают дошкольные учреждения, обучение в которых является добровольным и бесплатным. В настоящее время дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти школы уже с 2 – 3 летнего возраста.

В садах дети делятся на три возрастные группы. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет, в этом возрасте суть пребывания в детском дошкольно учреждении состоит только в игре и присмотре за детьми. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет – занимаются лепкой, рисованием и обучаются другим практическим навыкам, а также устному общению. В третьей группе (старшей) детей с 5 до 6 лет готовит к чтению, письму и счету.

Детские сады во Франции в основном работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, также и во время каникул. Это связано с тем, что многие матери работают, а дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишек теоретической информации для дошколят и жесткую дисциплину, за отсутствие с раннего возрасте свободы выбора у ребенка. Однако, несмотря на это, французская система "материнских школ" является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Дошкольное образование в Италии

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Дошкольное образование в Германии

Детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).

Дошкольное образование в Великобритании

Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады. Правда, няньки в этой стране также существуют, но домашнее воспитание не так развито, как в Германии. В школу британцы идут в семь лет.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»).

Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные – с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых – их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников – pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно – учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Режим дня

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии – утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию – утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной – платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Как проходят занятия

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники – катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Дошкольное образование в Австралии

Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.

Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

Дошкольное образование в Израиле

За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

Дошкольное воспитание в Южной Корее

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Чадолюбие корейцев, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее, ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание, в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей. Это и является главной задачей воспитания детей в Корее: приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления»), написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев.

Дошкольное воспитание в Новой Зеландии

Система дошкольного образования и развития для детей в Новой Зеландии охватывает возрастную группу, начиная, практически, от рождения и до поступления в школу (в возрасте пяти лет).

Kindergartens, работают с детьми от трех лет до поступления в школу. В настоящее время в Новой Зеландии более 600 подобных детских центров, которые посещают более 50,000 детей.

В основной массе дети младшего возраста посещают данные образовательные центры три раза в неделю после обеда. Старшие дети - пять раз в неделю в утреннее время. В отдаленных местах могут работать передвижные центры. Родители могут принимать активное участие в работе центра, между тем штатные учителя должны быть дипломированными учителями.

Playcentres, где наблюдение и контроль за детьми осуществляется объединенной группой родителей. Охватывают детей от первых дней жизни до поступления в школу. Все родители вовлеченных детей должны вносить свой вклад в работу центра и периодически привлекаются к работе с детьми. Работа всех центров координируется на местном и национальном уровне.

Education and Care services, могут предоставлять ограниченные по времени уроки, а равно принимать детей на целый день или часть дня. Охватывают возрастную группу от младенчества до поступления в школу, в зависимости от своей специализации. В Новой Зеландии действует более полутора тысяч подобных образовательных центров, и более 70,000 детей регулярно их посещают. Подобные центры могут быть частными (в настоящее время таковых 53%), принадлежать благотворительным организациям или крупным бизнесам. Наиболее распространенными среди них можно считать Barnardos, Mantessori, Rudolf Steiner.

Homebased services, сеть семей, охватываемая наблюдением одного координатора. Подобный координатор направляет детей в утвержденные семьи на согласованное количество часов в день.

Correspondence School, используется родителями детей, проживающих изолированно, либо в отдаленных районах, что не позволяет им лично быть вовлеченными со своими детьми в систему дошкольного развития Новой Зеландии. В настоящее время в их деятельность вовлечено немногим более тысячи семей с детьми дошкольного возраста.

Te Kohanga Reo, сеть дошкольного воспитания для маори, поддерживающая язык и культурные традиции этого народа.

Статьи по теме: