Дидактические игры по развитию речи для детей и родителей. Семинар-практикум для родителей «Грамматические игры по развитию речи детей

Ольга Артемьева
Семинар-практикум для родителей «Грамматические игры по развитию речи детей»

Дорогие коллеги! Предлагаю Вам конспект очередного семинара по развитию речи с родителями . Надеюсь, что кому-то из Вас он будет полезен.

Семинар-практикум для родителей

Тема : «Грамматические игры по развитию речи детей » .

Цель :

Помочь родителям создать все необходимые условия для формирования у ребенка .

Задачи :

1. Познакомить родителей с играми , направленными на речевое развитие детей -дошкольников в домашних условиях.

2. Побуждать родителей к активному взаимодействию с педагогами в жизни детей в ДДТ .

3. Формировать у родителей культуру общения с детьми.

Материалы для семинара :

Картинки с изображением разного количества предметов,

Ход семинара:

Педагог : «Здравствуйте, дорогие родители . Рада приветствовать на нашем очередном семинаре-практикуме , который будет посвящён грамматическим играм по развитию речи детей . Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей . Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие , а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей , о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи , как в дошкольном учреждении, так и в семье. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. Поэтому задача взрослого - создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи .

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста

Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей , слышащих его в данный момент.

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

Морфологические ошибки в речи детей :

1. Неправильные окончания имен существительных :

Сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов : карандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, "дверев", лошадев;

-родительный падеж , единственное число : у кукле, у маме, у сестре, без ложке;

Неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных : видели поросенок, поймали олень, посадили дуба;

Предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода : в лесе, в носе, в саде;

2. Склонение несклоняемых имен существительных : на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

3. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных : ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.

4. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных : вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы : домы, поезды, окны, человеки;

5. Изменение рода существительных : большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.

6. Неправильное образование глагольных форм.

- повелительное наклонение : искай (ищи,exaй (езжай, спей (спой,склады (сложи) ; скакай (скани,

- изменение основы глагола : искать - искаю (ищу, плескать - плескаю (плещу, плакать - плакаю (плачу, рисовать - рисоваю (рисую) ; мочь - можу (могу,

-спряжение глаголов : хотеть - хотишь (хочешь, давать - дадишъ (дашь, есть - едишь (ешь, спать - сплют (спят) .

7. Образование неправильной формы причастий : сломатая, оборватая, сошитая;

8. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени : ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,

9. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах : у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;

10. Склонение числительных : двое домов, с двумями, идите по двоим; или несклонение числительных : собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.

У детей наблюдаются , особенно в повседневном общении, и другие ошибки, вызванные особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих. Встречаются такие диалектные ошибки детей , как употребление ими в родительном падеже существительных жен. рода окончания -е (-и) : "у маме", "у мами", "от сестре", "у кукле", "у кукли", "с горе", "без ложке" или употребление существительных среднего рода в женском роде : "моя платья", "теплая молоко", "твоя ружье", употребление слов "одень" вместо надень, "раздень" вместо сними; а также и другие ошибки, зависящие от того, в какой области живет ребенок. Надо отметить то, что диалектные ошибки в речи детей устранить несравненно труднее, поскольку ребенок постоянно слышит диалектную речь взрослых дома, а возможно, и в детском саду.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно . В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя педагогами замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи , в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются :

1. В нарушении порядка слов в предложении :

На первое место ставится наиболее важное для ребенка слово : "Куклу мама принесла?";

Вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее : "Заплакала Маша почему?";

Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают : "Почему что".

Вашему вниманию сегодня будет предоставлены игры , которые Вы можете легко применять на практике со своими детьми дома, не затрачивая на это, максимум времени. Итак, начнём.

Педагог : Дорогие родители , поиграем немного с вами.

Наша первая игра называется «А что у вас?»

Цель этой игры : упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного падежа существительных во множественном числе.

Дидактический материал : предметные картинки с изображением предметов в единственном числе и во множественном числе : флажок - флажки, кукла - куклы, мишка - мишки, машинка - машинки, глаз - глаза, ухо - уши, рука - руки, нога - ноги, книга - книги, окно - окна, дверь - двери, курица - куры, утка - утки, гусь - гуси, ботинок - ботинки, дом - дома, стол - столы, стул - стулья, костер - костры, перо -перья, поезд - поезда, дерево - деревья, куст - кусты, цветок - цветы, комар - комары, пчела - пчелы, воробей - воробьи, кресло - кресла.

Игровые правила : образовать форму множественного числа названного существительного (или родительного падежа существительного во множественном числе).

Игровые действия : поиск нужной картинки, элемент поиска и находки слова в нужной форме.

Ход игры:

Педагог : Я вам раздала предметные картинки, на которых изображены предметы во множественном числе. Когда я вам покажу картинку с изображением какого-нибудь предмета в единственном числе, вы находите у себя картинку с таким же предметом, но во множественном числе и называете, что у вас изображено.

Педагог раздает родителям картинки с изображением предметов во множественном числе. Показывает предметную картинку с изображением предмета в единственном числе и говорит : «У меня кукла. А у вас?» Взрослый, у которого находится соответствующая картинка, показывает ее и отвечает : «А у меня куклы» или «А у меня много кукол» . И т. д.

Педагог : А теперь я хочу познакомить Вас ещё с одной интересной игрой.

Игра «Какой, какая, какое?»

Цель игры : учить детей слушать партнера , дополнять его высказывания; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

Дидактический материал : любые предметные картинки; фишки.

Игровые правила : уже сказанное не повторять.

Игровые действия : провести соревнование, кто больше : подбирать к слову как можно больше определений.

Ход игры:

Педагог предлагает родителям поиграть со словами : «Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он. Например, яблоки. (Демонстрируется картинка.) Какие они?

Родители подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, педагог подсказывает слова, которые не назвали родители . Например :

Яблоки. (круглые, румяные, сочные, душистые, спелые, большие, наливные) .

Ежик. (колючий, запасливый, пугливый, маленький, ушастый) .

Дома вы со своим ребёнком во время игры , задаете наводящие вопросы : например : «Как сказать о ежике, чтобы стало понятно, что его тело покрыто иголками?», «Что он делает со съестными припасами?» , «Боится ли он лисы?» , «Он быстро бегает?» , «У него большие ушки?» И т. д.

В конце игры педагог объединяет вместе все фишки, поощряет родителей : «Вот сколько разных слов вы назвали» .

Когда Ваши дети смогут называть достаточно большое количество слов, можно устроить между остальными членами семьи соревнование «Кто назовет больше слов?» .

Педагог : Игра направлена на формирование правильной речи .

Игра называется «Киоск открыток» .

Цель : учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением спортсменов, их можно взять из спортивных журналов, раскрасок, скачать несколько картинок из интернета….

Дидактический материал : карточки с изображением спортсменов : хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, наездники, лучники, фехтовальщики, конькобежцы, лыжники, гимнастки. А также нам понадобится любая игрушка ребёнка, лучше его любимая.

Игровые правила : образование слов - названий спортивных специальностей.

Игровые действия : поздравления медвежонка; отгадывание спортсменов по характерным движениям.

Ход игры:

На время вы, дорогие родители , превращаетесь в детей .

Педагог сообщает, что у медвежонка Миши день рождения. Родители могут его поздравить и сделать ему подарки.

Родители по очереди выбирают открытки, называют изображенных спортсменов и что они делают. Например : «Это футболисты, они играют в футбол» . После этого «делается покупка» , родитель поздравляет медвежонка, дарит ему открытку.

После того как все открытки куплены и подарены медвежонку, педагог с медвежонком загадывают загадки, изображая движения спортсменов. Дети отгадывают.

Педагог : В этой игре задача взрослого дать детям возможность перебрать разные варианты слов. Так, пловца дошкольники могут назвать плавщиком, плывуном, плавильщиком и т. п. Если ваш ребёнок не назовет слово правильно, вы, родители , подсказываете или называете его.

Для родителей отдельно распечатала памятки с играми .

Цель : дать возможность родителям научиться взаимодействовать с ребенком в игре, тем самым в игровой форме развивать речь малыша, совершенствовать звуковую культуру. Дать родителям рекомендации как в игровой форме дома, на улице, в комфортной обстановке для ребенка развивать речь и увеличивать словарный запас малыша.

Задача: организовать участие родителей в игровой деятельности,для осознания родителями важности игры для развития речи и нормального эмоционального и умственного развития.

Речь является главным средством общения людей. С малышом необходимо общаться начиная с самого рождения. К 2 годам в самостоятельной речи ребёнка должно насчитываться не менее 50 слов. Речь малыша должна быть относительно понятной для окружающих. Но на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего. Это объясняется причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Рекомендация родителям,в первую очередь убедиться,нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата, отклонения в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних.Пройти осмотр у врача.

Сегодня мы с вами обратим особое внимание на воздействие социальных факторов. Семья-это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Однако, к сожалению, многие родители недооценивают этот факт. Дети, с которыми мало общаются, имеют отставание в речевом развитии. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи прямо пропорционально влияет на формирование личности и характера ребёнка. Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий:

  • Общение
  • Развитие речевого дыхания
  • Развитие мелкой и общей моторики
  • Развитие артикуляционного аппарата

Прежде чем подробно остановиться на каждом аспекте, давай те проверим, умеем ли мы- родители, правильно общаться с малышом, что мы знаем.

Перед вами магнитная доска, на ней слева фразы, которые необходимо закончить найдя ответы из предложенных в коробочке и прикрепить на доску. Позже вы сами можете проверить их правильность.

Общение.

Интерес ребенка к окружающему его миру растет с каждым днем. Он все хочет узнать,потрогать,увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет,как и более младшего возраста, является его общение со взрослыми и речь взрослых.Развивая речь,нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил больше слов, сколько о том,чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. Надо что бы ребенок видел то,о чем с ним говорят.Надо расширять его личный опыт,обогощать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение,слух,осязание и др.),через различные действия с предметами и вещами. Малыш то и дело задает вопрос:»Что это?».Используйте этот момент для общения с ребенком,так он накапливает пассивный словарь. Чаще рассматривайте с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, объясняйте, все что он видит. Повторйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.При этом давайте ребенку образец правильной речи. С малышом надо говорить размеренно, не спеша, четко произнося звуки, не загромаждать речь словами, не доступными пониманию ребенка. С ребенком 2-3 лет нужно говорить и о том, что было утром, на прогулке, некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память.

А теперь давайте поиграем: перед вами емкость с горохом, в которой спрятаны различные предметы. Задача одного родителя быть малышом и достать один из предметов. Задача второго родителя задать малышу как можно больше наводящих вопросов о предмете.(Что это? Какого цвета? И т.д.)и получить ответы.

Молодцы. Продолжим. . Ваша цель была заинтересовать малыша говорить много и правильно.

Постепенно вводите в речь ребенка прилагательные. Старайтесь,чтоб в вашей речи их было как можно больше,тогда они будут появляться в речи малыша. Например во время прогулок, пребывания на даче можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?».Задавайте ему вопросы «на что похож пень, ветка? И.д» Отвечайте сами и слушайте внимательно ребенка.

Для стимулирования речи у детей 2-3 лет можно использовать провокацию, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Огромную радость малышам доставляют песенки, потешки . Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее - крест-накрест: с правой рукой - левое полушарие, а с левой - правое.

Вот мы и затронули еще один аспект стимулирования развития речи —общую и мелкую моторику рук. Выдающийся педагог Сухомлинский в своих работах утверждал: « Ум ребенка располагается на кончиках его пальцев». Развить у ребенка точность в координации работы рук помогут всевозможные пальчиковые игры. Смотрите «наши занятия» и повторяйте дома с ребенком.

Например, у нас сейчас тема «Игрушки»,давайте мы с вами родители превратимся в малышей и поиграем в пальчиковую игру:

«Есть у нас игрушки»

Есть у нас игрушки:

Пластмассовые погремушки,

(Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

(постучать кулачок о кулачок)

Солдатик оловянный,

(сложить ладошки буквой Т).

Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши).

Молодцы. Еще один совет, во время игры следим за правильностью движений, стихотворный текст читайте и рассказывайте медленно, чтоб ребенок успел показать движение.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата».

Давайте и мы с вами родители попробуем выполнить это упражнение.

Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.

Молодцы. Не забывайте хвалить ваших малышей.

Скороговорки и поговорки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют и помогают малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности. Предлагайте ребенку одну и ту же фразу произнести с разными интонациями. Их произнесение улучшает дикцию ребенка и обогащает его словарный запас. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

Еще один компонент играющий важную роль в развитии речи- речевое дыхание . При грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие - только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул - получился звук).

Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.

Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

Родители, давайте представим себя детьми и устроим соревнование «Кто надует пузырь больше всех!»

Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом. Вручаем приз родителю-победителю.

На этом наше собрание-игра подходит к завершению. Мы начали наше собрание с составления фраз на магнитной доске, взгляните на нее еще раз. Я раздам вам солнышки-жетончики. Если наша встреча для вас была интересной и познавательной положите жетончик в золотую коробочку, если вы чем то не в полной мере удовлетворены положите жетончик в серую коробочку. Таким образом на основании количества жетончиков в разных коробочках мы будем знать ваше мнение и учитывать при планировании дальнейших тем родительских собраний. Каждому из вас мы напечатали памятку «Играем- речь развиваем.»

МДОУ «Детский сад №2» г. Торопца
Подготовил: Воспитатель второй младшей группы Агурьянова А.А.
Задачи деловой игры:
1. Раскрыть содержание и значение работы детского сада по развитию речи детей.
2. Повысить роль родителей в организации игровой деятельности по развитию речи ребёнка дома.
3. Познакомить родителей с новинками методической и художественной литературы по развитию речи детей.
Предварительная работа:
1. Изготовление пригласительных билетов.
2. Составление памяток.
3. Подборка дидактических, словесных игр, картинок, книг, способствующих развитию речи детей (для оформления мини-библиотеки)
4. Подбор новинок методической литературы по развитию речи детей (для оформления мини-библиотеки)
5. Задания для родителей: принести игру по развитию речи, которую родители используют в игре с детьми дома.

Ход мероприятия:
1 часть

Звучит музыка

Вступление:
Уважаемы родители, спасибо, что нашли время встретится с нами.
Сегодня мы хотим с вами поговорить о том, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. Семья знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Нашей же задачей является то, чтобы помочь вам в этом. Мы привлекаем вас к сотрудничеству и взаимодействию. Призываем к тому, что только совместными усилиями родителей и воспитателей детского сада мы сможем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии речи детей.

1. Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
2. Речь становится основой перестройки мыслительных процессов.

Основные задачи речевого развития детей младшего дошкольного возраста:
1. Овладение нормами и правилами русского языка, которые соответствуют этому возрасту.
2. Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться)

Хорошо развитая речь способствует успешному обучению в школе. Нарушение речи сказывается на формировании характера.
Вопросы родителям:
-почему?
Неисправленный вовремя дефект речи делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение.
-Что это значит (вопрос родителям)
Ответ воспитателя: чтобы создать интерес к родному зыку и для формирования правильной речи необходимо с детьми общаться в игре, на прогулке, в повседневной жизни, читать художественную литературу и т.д.

Раздать памятки «Факторы, способствующие речевому развитию ребёнка»

Задачи по развитию, которые решаются в младшем дошкольном возрасте в ДОУ:

1.Формирование звуковой культуры речи (учим произносить внятно определённые звуки - водичка льётся с-с-с; комар пищит – з-з-з-з)

2.Обогащение словаря (помогаем активизировать и расширить словарный запас)

3.Формирование грамматического строя (учим согласовывать существительное с прилагательным - морковь большая; учим употреблять предлоги – в, на, под, за; учимся употреблять существительные во мн. ч и ед. ч. – кошка-котята, утка-утята)

4.Обучение рассказыванию, развитие связной речи (Учим слушать внимательно, понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить не перебивая друг друга, употреблять в речи вежливые слова)
5.Развитие интонационной выразительности (рассказывать стихи с разной интонацией – громко, тихо, медленно, быстро)

В детском саду работа по развитию речи ведётся на протяжении всех режимных моментов (утренняя зарядка в стихах, на занятиях, на прогулке и т.д.)

2 часть

«Путешествие по стране – Развитие речи»
1ая станция «Творческая»
2ая станция «Сказочная»
3ая станция «Весёлые пальчики»
4ая станция «Игровая»
5ая станция «Лесная»
6ая станция «Загадки»
7ая станция «Запоминай-ка»
8ая станция «Детский сад»

Подводим итог родительского собрания (итоговое слово воспитателей, вопросы родителей и ответы на них)

Семейный логопедический

тренинг по теме:

« Роль родителей в развитии речи детей »

Здравствуйте, уважаемые родители, как здорово, что у нас так много неравнодушных пап и мам, которые интересуются жизнью своих чад, и хотят как можно больше узнать о развитии и помочь им гармонично расти.

Сегодняшнее наше мероприятие посвящено теме организации единого речевого пространства в семье и в детском саду.

Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Дошкольный возраст – это этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение. Но не одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. И именно от того, как говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. И если Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чувствовавшими себя свободными и уверенными всегда и во всем, тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. По итогам анкетирования, которое было выборочно проведено среди родителей детей нашего детского сада, у них были выделены следующие затруднения по развитию речи детей:

    незнание речевых игр родителями;

    трудности в выборе познавательной художественной литературы для чтения детям;

    узкий круг обсуждаемых тем с детьми;

    нехватка времени для совместной деятельности с детьми.

Поэтому наша встреча пройдёт под девизом: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь». Сейчас я Вам предложу игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее. Ведь для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами настроимся на работу, а потом поиграем. Активизация родителей Крикните громко и дружно, друзья, Деток вы любите нет или да? Пришли на встречу, сил совсем нет Вам лекции слушать хочется здесь? (нет) Я вас понимаю, как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам (да) Дайте мне тогда ответ Помочь откажетесь мне? (нет) Последнее спрошу у вас я Активными все будем? (да) "Цепочка слов" Цель : обогащение словаря прилагательных.Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:Логопед: Мышка, бывает какая? Родитель: Пушистая, маленькая, серая... Логопед: Что еще бывает пушистым? Родитель: Вата, облако, кошка... Логопед: Какая еще бывает кошка? Родитель: Рыжая, разноцветная, злая.. Логопед: Кто еще может быть злым? Родитель: Бага-Яга, собака, мама.. и т.д. "Семейная олимпиада" Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркийи желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа)Волшебная цепочка"
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна "Весёлые рифмы"
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка - :. печка;
Трубы - : губы;
Ракетка - пипетка;
Слон - :поклон;
Сапоги - :пироги и т. д.

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Дополни предложение»

Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.

Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию - еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину - лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце»...

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Назови три слова"
(активизация словаря)
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга, чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Кроме того упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами. Поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить несколько простых пальчиковых упражнений

Презентация Пальчиковая гимнастика»

Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация)
Какие же приёмы можно использовать дома самостоятельно, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ,

щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными,

контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, особенно с теми детьми, у которых есть трудности звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости.

Надуваем щеки.

С ними худые – лишь кожа да кости.

Втягиваем щеки.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.

Поцеловать они всех потянулись.

Губы тянутся «трубочкой».

Утром проснулись – в улыбочку губы.

Снова широкая улыбка.

Чистили мы свои верхние зубы.

Широкий язык за верхними зубами.

Вправо и влево, внутри и снаружи.

Соответствующие движения широким языком.

С нижними зубками тоже мы дружим.

Повторение этих же движений в положении за нижними зубами.

Губы сожмем мы и рот пополощем.

Поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух.

И самоваром пыхтим, что есть мочи.

Одновременное надувание обеих щек с выпусканием воздуха через губы.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Широкий язык лежит на нижней губе.

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.

Подуть на широкий язык.

Блинчик жуем, завернем и прикусим.

Жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние

зубы.

Блинчик с вареньем малиновым вкусным.

Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Широкий язык загибаем кверху чашечкой.

На нос подули – мы чай остудили.

Подуть с «чашечки» вверх.

Чаю попили – никто не обижен.

«чашечка» двигается вперед-назад.

Вкусный был завтрак – мы губки оближем.

Кончик языка облизывает губы по кругу.

Бабушка шила, а котик с катушкой бегал, как будто с живою зверюшкой.

Кончик языка зацепляем за нижние зубы и двигаем язык вперед-назад.

Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем.

Узкий язык вытянут вперед.

Бабушка швы на машинке строчила.

Узкий язык двигается вперед-назад.

И на зигзаг ее переключила.

Узкий язык двигается влево – вправо.

Петли иголкой она обметала.

Кончик языка описывает круг за губами.

Пуговки круглые попришивала.

Кончик языка упирается то в одну то в другую щеку, а палец пытается

втолкнуть его в рот.

Дедушка сделал для внуков качели.

Широкий язык ставить попеременно то за верхние, то за нижние зубы.

Все мы на них покачаться успели.

Широкий язык ставить то на верхнюю, то на нижнюю губы.

После качелей мы в прятки играли.

Широкий язык упирается под верхнюю губу.

Прятались на чердаке и в подвале.

Широкий язык – под нижнюю губу.

Дедушка скачет на лошади ловко.

Щелкаем языком.

Звонкие вязнут на глине подковки.

Цоканье на верхней губе.

Вот замедляет лошадка шажочки.

Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки.

Мы уезжаем – закончились гости.

Не менее важным для правильного звукопроизношения является развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – умение различать звуки речи на слух и в собственной речи.

Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба,

белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют

произносить какие - либо звуки, а не слышат между ними разницы в

достаточной степени.

Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам

звукопроизношения, но и к проблемам письма. Говоря «коска» вместо

«кощка», ребёнок, зачастую, так и напишет. Отсюда двойки и

неуспеваемость. А ребёнок не виноват, он просто не умеет различать

определенные звуки, его этому не научили. Чтобы избежать подобных

трудностей, необходимо развивать у детей фонематический слух, учить их

слышать разницу между звуками.

Я предлагаю Вам несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей.

ПУТАНИЦА

Игра для развития звукового различения.

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между

собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть

следующие шуточные предложения.

Всякая красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно

употребить вместо этих?

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Игра для развития фонематического слуха.

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение

представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”.

Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово

своему соседу на ухо. Он повторяет услышанное на ухо следующему

участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово

”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому

что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались

остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо

восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что

”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует

внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились

ребенком правильно.

СЛОВЕСНЫЙ ПОЕЗД

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа

слов.

«Словесный поезд» где один вагончик (слово) прикрепляется к другому

одной и той же буквой.

Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово

называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например,

первый игрок называет слово «балкоН», второй – «НоЧЬ», третий (или

первый) – «ЧесноК» и т.д.

Играть в такую игру может большое количество игроков. Разумеется,

участники должны быть хорошо знакомы со звукобуквенным составом слова.

Эта игра способствует обогащения активного словарного запаса ребенка. Для

детей постарше можно усложнить задание и предложить им называть только

те слова, которые относятся к той или иной теме (например, фрукты и овощи,

города, русские писатели и т.п.). Такая игра развивает не только словарь, но

также быстроту реакции и эрудицию.

АЗБУКА ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа

слов.

Игроки составляют предложения по алфавиту. Один участник придумывает

предложение, первое слово в котором начинается на букву А, второй игрок

составляет предложение на букву Б, третий – на В и так дальше. Эта игра

тоже обогащает активный словарь ребенка и развивает умение быстро

составлять предложения с ключевым словом.

Дидактическая игра «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в которых есть один и тот же звук:

шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих

Дидактическая игра «Подумай, не торопись»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол» (лак, лава, ландыш…).

Вспомни название птиц, в котором есть последний звук слова «сыр»

(грач, скворец, журавель, дрозд, ворона, сорока…).

Подбери слово, чтобы первый звук был бы [м], а последний [а] (малина, машина, мина, Маша, Мира, мыла, муха, мама, манка, Миша…).

Назови предмет в комнате с заданным звуком

Развитие внимания

Познание окружающего мира, процесс учения невозможен без такого

качества, как внимание, умения ребёнка быть внимательным. У детей с

речевыми трудностями внимание, как правило, развито недостаточно, и,

прежде всего, внимание слуховое. Они невнимательны к звукам речи, смыслу

слов. Очень часто это обусловлено у детей отсутствием необходимого опыта.

Поэтому, говоря о развитии речи детей, коррекции речевых нарушений,

нельзя забывать о развитии внимания, и зрительного, и слухового.

Следующие игры направлены на совершенствование именно этих

способностей.

Дидактическая игра «Послушай и повтори»

Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым,

ритмичные удары палочкой по столу (хлопки в ладоши, удары бубна и т. д.).

Дидактическая игра «Хлоп, шлеп, топ»

Дидактическая игра «Пожалуйста»

Взрослый задает команды, а дети выполняют только те из них, которые

сопровождаются словом "пожалуйста". Если взрослый не скажет

"пожалуйста", заданное действие не выполняется. Тот, кто ошибется,

выбывает из игры.

Встаньте, пожалуйста.

Поднимите руки.

Наклоните голову, пожалуйста.

Попрыгайте на правой ноге.

А теперь на левой, пожалуйста.

Садитесь.

Сядьте, пожалуйста.

Формирование навыков связной речи.

Я уже упоминала о том, что речь – это реальный показатель того, как человек

Наиболее отчётливо это проявляется в связной речи.

Связная речь-это смысловое развернутое высказывание.

Важно научить ребёнка не просто воспринимать события, а автоматически их

обдумывать, определять причинно – следственные связи. В этом случае он

сможет рассказать о них чётко и логично, без постоянно повторяющихся

слов и однотипных предложений. Овладеть правильной и богатой связной

речью детям очень трудно, потому что научиться думать нелегко.

Игра«Разложи картинки»

Цель:выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных

действия (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду;

мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия

персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко

видны начало и конец действия.

«Опиши игрушку»

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки

предметов и расширяя их. Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описатьих.

Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный

хвост. Она ест других мелких животных.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У

зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его

основные признаки, описание.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Взрослый сообщает:

он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков

знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку

найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с

ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок

желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы

длинный хвост и рыжая шубка.

Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?

    Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать

предложениями.

    Читайте художественные произведения.

    Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку

рассказать их самому.

    Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит

оттого, как говорят окружающие его взрослые.

В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам,

логопедам, воспитателям не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы

сможем научить наших детей красиво и правильно говорить.

Рефлексия

Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало

фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…япопробую… меня удивило…

А сейчас у Вас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

А сейчас я вам предлагаю просмотреть фильм о великой силе воспитания

Презентация 10 заповедей для родителей

В заключениинашей встречи мы хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго! Успехов и терпения!

Игры и упражнения по развитию речи...

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)».

Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).

У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.

У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» - из двух, «цыпленок» - из трех.)

Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.

(Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» - со звука «Ж», слова «забор», «замок» - со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» - со звука «Ц».)

Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).

«Картина - корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)

Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)

Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).

Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)

Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т-С (троллейбус), А-С (автобус), С-Т (самолет), В-Т (вертолет), М-О (метро), Т-И (такси).

Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал.) «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала.) «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)

Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)

Что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»?

У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».)

Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»:

Ложка - это ложка. А я придумал слово.

Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.

Кошка - это кошка. Я повторяю снова -

У кошки семь котят. Плим, плим, плим.

Тряпка - это тряпка. Вот прыгает и скачет -

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.

Шапка - это шапка. И ничего не значит

Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик - радостный; поезд идет - движется; Маша и Саша - дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный - толковый; старый - ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?

Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»:

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,

Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца,

Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый,

И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.

Почему же плохое утро? - Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,

Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце

И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое,

безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?

Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)

А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).

Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).

Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус,

А ты ответишь... (низко). Ответишь ты... (храбрец).

Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу -

А ты ответишь... (близко). Ну, отвечай... (конец).

Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.

Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать - мчаться; пришел - приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный - рассудительный; старый - дряхлый; робкий - трусливый).

Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом - новый, старый человек - молодой), к изолированным словам (легкий - тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: «Один теряет, другой... (находит)».

Высокий - низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка.

Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы.

Высокая - низкая (елка - елочка), длинный - короткий (карандаш), широкая - узкая (лента), грустное - веселое (лицо девочки), глубокая - мелкая (тарелка), чистый - грязный (мальчик).

На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река - ручей, клубника - земляника.

Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».)

Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке - в миске,

В блюдечке - киске,

Курочке-несушке -

Пшена в черепушке,

А Машеньке - в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:

«Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика - один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).

Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).

Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

Придумайте предложения со словом «крепкий».

Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое).

Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?

Послушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих, Говорю я брату: «Ох!

Вдруг споткнулся и притих. С неба сыплется горох!»

Ждет он и вздыхает: «Вот чудак, - смеется брат, -

Слова не хватает. Твой горох - ведь это... (град)».

Чтобы снова в добрый путь От кого, мои друзья,

Стих потек, как речка, Убежать никак нельзя?

Помоги ему чуть-чуть, Неотвязно в ясный день

Подскажи словечко. Рядом с нами бродит... (тень).

Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется», «тащится».

Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи («молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый»), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, - «учит», «книга», «ручка», «учитель»; «рассказ», «интересный», «рассказывать») или образовать слово по образцу: веселый - весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).

Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют)».

У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза - березка - березонька; книга - книжечка - книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал - забежал - подбежал) и прилагательных (умный - умнейший, плохой - плохонький, полный - полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки (рис. 6) - животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант - играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант - лают), корова и теленок щиплют траву (вариант - мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант - скачут), утка и утенок плавают (крякают).

Назови животных и их детенышей.

Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Один - много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

Это - шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)

Это - мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?

Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)

Что это? Чего здесь много?

А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи - умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где…»).

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи.

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов - описания, повествования, рассуждение.

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).

Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).

Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?

Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».

Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться. Они по-разному звучат. Если ребенок выполнит все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.

Желаю успехов!

Статьи по теме: