Девочки-мальчики и их взаимодействие. Портал образования

Вы голодаете, едите только легкие продукты, вы месяцами не покупали хлеба и... ничего! Вы худеете и не можете похудеть. Вес не сдвигается. Диетолог Алиша Калинска объясняет, почему некоторые низкокалорийные продукты не помогают нам терять килограммы и даже вредят нашему здоровью. Нет зерновых...

Парафинотерапия – это комплекс омолаживающих процедур, которые применяются для кожи рук, а также ног и даже лица. При процедуре используется разогретый парафин. Такую процедуру можно встретить в любом косметическом кабинете, а также в салонах красоты. В наши дни парафинотерапия набирает все...

Лучшее лечение, которое способно справиться с первыми признаками старения - мезоте6рапия. Однако вокруг него возникло много мифов, которые должны быть свергнуты. Мезотерапия (потому что речь идет об этом) является одним из самых популярных методов эстетической медицины. Это включает подкожное...

Лечимся вместе

Для определения группы крови применяются стандартные эритроциты (перекрестная реакция) и стандартные сыворотки (простая реакция). При определении групповой принадлежности с помощью простой реакции в обязательном порядке используются две серии стандартных изогемагглютинирующих сывороток. Этапы...

Остеопатия, достаточно недавно признанная официальной медициной в качестве одной из ее областей, успела прочно занять свое место в системе оздоровления, восстановления внутреннего равновесия в организме. Если у вас остеопатия терапия подразумевает еще и регулярные упражнения, без которых успешное...

Врач-окулист занимается профилактикой, диагностикой и лечением различных патологий зрительной системы. Именно этот специалист предупреждает и выявляет причины полной или частичной потери зрения, корректирует рефракционные нарушения, возрастные изменения глаз, выявляет показания для...

Современные тонометры – надежные приборы, призванные облегчить жизнь обычным пользователям и сделать процедуру измерения давления максимально простой и комфортной. Однако бывает такое, что человек измеряет давление, а полученные показатели не соответствуют его самочувствию. Скорее всего, это...

Динамика однополых отношений не отличается значительно от гетеросексуальных отношений, хотя некоторые специфические особенности заслуживают внимания, например, большая область, подлежащая переговорам, или относительно позднее финансовое сообщество. Чем гомосексуальные отношения отличаются от...

Автоматические импульсы борьбы-или-бегства влияют на наше поведение, даже когда нашим жизням ничего не угрожает. Когда мы чувствуем, что наши интересы или социальный статус находится под угрозой, мы можем реагировать неосознанно, чтобы защитить и сохранить свое положение, прежде чем осознаем, что...

На каком основании определяется бесплодие и что означает это определение? Какие бывают виды бесплодия? Предотвращает ли бесплодие беременность и рождение ребенка? Что такое бесплодие в браке? Что такое бесплодие? Бесплодие - это заболевание репродуктивной системы, поражающее женщин и мужчин с...

Грудное вскармливание полезно для новорожденного малыша и нужно обязательно его придерживаться впервые полгода жизни ребенка. Каждая мама желает, чтобы её малыш рос здоровым, сильным и благополучным. Молоко мамы хорошо усваивается, а кроме того гарантирует физическое и интеллектуальное развитие...

Споры о том, давать ли детям сладкое, идут уже много лет. Одни считают, что сахар необходим для питания мозга, другие – что он оказывает вредное действие на организм ребенка. И те, и другие по-своему правы. А что говорят врачи? Должен ли сахар входить в рацион ребенка? Конечно, должен: сахар...

Беременность

Краткая история о том, почему эндометриоз не означает автоматически бесплодие. При эндометриозе тип ткани слизистой оболочки матки (эндометрий) внедряется вне матки, чаще всего в яйцевод, в стенку яичника или в ткани слизистой оболочки таза. Редко эндометрий может покинуть небольшой бассейн. ...

Тошнота - это самая распространенная жалоба на ранней беременности и считается нормальной сопутствующей. Его называют синдромом утренней тошноты или, в крайнем случае, гиперемезией. Многие женщины только придумывают идею взять тест на беременность из-за знаменитой утренней тошноты. Немногие...

Здоровье полости рта очень важно при беременности. Болезни десен и зубов влияют на развитие плода. Если вы думаете о создании семьи, пришло время серьезно подумать о здоровье своих зубов. Связь заболеваний полости рта до беременности и во время беременности установлена современными исследованиями. ...

Для тех, кто торопится поскорее узнать ответ на этот вопрос – да, однозначно да. Любой словарь, любая энциклопедия дает определение дружбы как взаимную симпатию, основанную на доверии и общности интересов, ни коим образом не упоминая о гендерных различиях друзей.

Почему же в принципе возникает такой вопрос – могут ли дружить мальчик и девочка, юноша и девушка, мужчина и женщина? Здесь, конечно, большую роль играют общепринятые взгляды на взаимоотношения полов. И, хотя разница между дружбой и любовью очевидна, разнополым друзьям частенько приходится буквально отстаивать свои отношения, чуть ли не оправдываться за них.

При этом любовь совершенно не исключает дружеских отношений между любящими людьми. Даже наоборот – дружба без любви вполне возможна, но любовь без нее встречается крайне редко. Это, скорее, влюбленность и отношения, основанные на ней, вряд ли окажутся долговечными. Еще одно существенное различие в том, что дружеская связь, в отличие от любви, может быть только взаимной. Можно всю жизнь безответно любить человека, но нельзя дружить в «одностороннем порядке». Надо сказать, что с возрастом отношение к дружбе заметно меняется и в глазах окружающих, и в собственных глазах друзей.

Можно условно разбить разнополую дружбу на возрастные интервалы:

  • между мальчиком и девочкой;
  • между юношей и девушкой;
  • между мужчиной и женщиной.

Дружеские отношения между мальчиком и девочкой

Наверное, многие помнят свою первую «детсадовскую» «любовь». Да, как ни странно, малыши склонны называть дружбу между мальчиком и девочкой исключительно «любовью». Они видят общепринятые нормы взаимоотношений в мире взрослых и переносят их внешнюю сторону на себя.

Маленькому мальчику известны определенные правила поведения по отношению к девочке – девочек нужно защищать, девочкам нужно уступать. И вот появляется одна, которую хочется защищать больше, чем остальных. С ней хочется играть, потому что она классная, она не боится взять в руки червяка на прогулке и знает все про Человека-паука.
Кстати, именно эту девочку он, скорее всего, будет считать самой красивой. И уверенно говорит дома родителям: «Я на ней женюсь!». Разумеется, это дружба. Просто малыш еще не знает других способов «закрепить» эти отношения, не знает, что с девочкой можно дружить, как с мальчишкой – ему никто пока этого не объяснил.

В более взрослом возрасте мальчишки и девчонки уже в состоянии разделять понятия дружбы и любви, и, казалось бы, тут все должно быть просто. Но… Но тут начинается период взросления и в дружеские взаимоотношения вмешивается осознание сексуальности со всеми «прелестями» подросткового возраста – и физиологическими, и психологическими. Если в этот момент у парнишки-подростка есть подруга-«свой парень» или у взрослеющей девочки друг — «лучшая подружка», им здорово повезло, потому что они получают «своего человека» в совершенно непонятном, но таком интересном мире –мире противоположного пола, «совсем других» людей.

Парень + девушка = друзья

Подростковый возраст потихоньку (или не очень потихоньку) переходит в молодость. И дружба снова терпит испытания – начинается период, когда практически каждый представитель противоположного пола подсознательно воспринимается и оценивается как возможная «пара». Но и чувства свои со временем легче оценивать все более объективно, отделить дружеские отношения от влюбленности, влечения уже проще. И фраза «мы просто друзья» дается намного легче. Надо сказать, что нередко в дружеских отношениях в это время присутствует и секс. Как бы это не выглядело с «общепринятой точки зрения», секс зачастую еще больше сближает таких друзей, делает отношения еще более доверительными и теплыми. Но только в том случае, если оба они четко понимают, что отношения между ними носят именно дружеский характер. Если же нет – дружбе приходит конец, потому что один из друзей теперь ждет чего-то большего. Ничто не может навредить дружбе больше, чем неоправданные ожидания, ревность и зависимость.

Френдзона

Существует такое понятие как «френдзона». Это как раз тот случай, когда один любит, а второй «дружит». Ситуация не из приятных, но вполне естественная. Если оба относятся с уважением к чувствам друг друга, и «дружащий» не пытается манипулировать «любящим», если оба, так сказать, «соблюдают правила игры», искренняя и верная дружба переживет и это. Гораздо хуже, когда «дружащий» начинает просто пользоваться «любящим», получая удовольствие от власти над другим человеком. Разумеется, с дружбой такая ситуация не имеет ничего общего. И для попавшего во френдзону выход только один – задуматься, стоит ли такой человек преданности и любыми способами вырваться из этих отношений. Это больно, это трудно, но это необходимо – дружбы в этом случае уже не вернуть, а любви не будет, это тупик отношений.

Дружеские отношения между мужчиной и женщиной

С возрастом, как свидетельствует статистика, количество мужчин, верящих в дружбу между мужчиной и женщиной, сокращается, а женщин – наоборот, увеличивается. Взрослые люди уже ни перед кем не обязаны оправдываться и объясняться. Их опыт дает им право самим решать, с кем и как выстраивать отношения. К тому же они уже не столь нацелены на подсознательный поиск пары, потому что, во-первых, многие ее уже нашли, а во-вторых, они уже точно представляют, кто именно им нужен. Дружба семьями — один из таких примеров взаимоотношений между мужчиной и женщиной, ведь нередко в таких случаях мужья даже больше дружат с женами своих приятелей и наоборот.

Вообще же дружба между мужчиной и женщиной – один из самых крепких и психологически богатых видов отношений. Взаимопомощь и взаимопонимание развиты в такой схеме, пожалуй, даже больше, чем в «чисто мужской» или «чисто женской». И это не удивительно – ведь это дружба людей, у которых очень много общего и при этом они абсолютно разные.

Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не одинаковы.

Несмотря на то, что мальчики кажутся общительнее девочек, активнее вступая в контакты с другими детьми, уровень общительности мальчиков и девочек в подростковом возрасте отличается скорее качественно, чем количественно. Содержание совместной деятельности, собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек более пассивно, при этом оно более дружественно и избирательно. По данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

Меняются и отношения между мальчиками и девочками.

В подростковом возрасте возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, происходит половая идентификация: «Я как мужчина, Я как женщина». На первый план выходит осознание личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

Проявление интереса к человеку другого пола на протяжении подросткового периода имеет неодинаковый характер. При исчезновении непосредственности у подростков межполовые отношения становятся сложнее. Характер отношений мальчиков и девочек меняется от несколько задиристого поведения до появления застенчивости, скованности и робости, или даже показного равнодушия, презрительного отношения к сверстнику противоположного пола и т.п.

Неравномерное развитие мальчиков и девочек могут вызвать ряд переживаний. Чувство неполноценности может вызвано как большим ростом у девочки, так и низким ростом у мальчиков. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.

Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола, появляются более романтические отношения. Эти отношения вызывают потребность в самосовершенствовании, желание стать лучше.

Вместе с половой зрелостью к подросткам приходит лучшее понимание противоположного пола. Наступает такой период, когда подросток удовлетворяет свои потребности в общении с представителями противоположного пола. В разнополых группах приобретается психологический опыт, стереотипы мужского и женского поведения. Друзья противоположного пола способствуют их самопознанию и самоутверждению. Видят, что мужское и женское дополняют друг друга, и становятся более лояльными к представителям противоположного пола.

При этом важным фактором формирования процесса общения мальчиков и девочек является грамотная стратегия поведения взрослых. Шаги, которые необходимо предпринять взрослому в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возраста разработаны Б.С Волковым и Н.В. Волковой. (Приложение №1)

Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому, естественно, способствуют бурное телесное развитие и, следовательно, идентификация подростка со взрослыми.

Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба и др.

Формы общения со сверстниками противоположного пола

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявлялся вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола.

В отрочестве Сальвадор Дали был влюблен в некое воображаемое существо с тысячью лиц. Он писал: «Я избегал девушек, которые... казались мне самой большой опасностью для моей души, такой уязвимой перу бурей страстей. Однако я собирался быть всегда влюбленным - но при условии, что никогда не встречу предмет своего желания, девушку с перекрестка соседнего города, которую я точно не увижу.

Эти влюбленности, все более и более нереальные и неудовлетворенные, позволяли моим чувствам скользить от одного женского образа к другому, посреди самых странных душевных бурь. Из этого я извлек веру в непрерывность женского перевоплощения, будто я был влюблен только в одно существо с тысячью лиц...» (Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим.)

Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

В 12-13 лет предметом заботы Димы стала его внешность. Он сделал себе зачес и постоянно следил за прической - расческа всегда была при нем. Дома он часто стоит у зеркала и комментирует свою внешность: «А я в общем ничего. Глаза у меня ничего -не хуже, чем у других!» Стесненно он чувствовал себя на уроках физкультуры. Во втором полугодии ни разу не появился в трусах. Маме он говорил, что мальчики в трусах очень некрасиво выглядят и вообще мало ли что может быть, если заниматься спортом при девочках в трусах... Для Димы непереносима даже ситуация, когда другие ребята оказываются, с его точки зрения, в смешном виде. Причина его аффективной реакции в том, что он как бы ставит себя на место этих ребят и смотрит на это со стороны. Его очень беспокоит, какое он производит впечатление, он видит себя на их месте и не может этого перенести... У Димы появилось двойственное отношение к девочкам. С одной стороны, он готов подергать их за косы, потеребить, стукнуть или толкнуть, с другой стороны, стал относиться к девочкам подчеркнуто пренебрежительно, например, во время игры «в ручеек» никогда не выбирал их: «Вот еще! Надо еще!» Если кто-нибудь из девочек пытался его выбрать, убегал в смущении. Иногда дома, сидя у окна, давал оценку проходящим мимо девочкам: «А вот эта девочка ничего!» То, что Дима повзрослел в этом отношении, подтверждают и внимание к туалетам и прическам мамы, «квалифицированные» советы, чтение «взрослой» литературы и обязательное замечание: «Про любовь я пропускаю». Он всегда очень живо реагировал на всякие мальчишеские реплики, в которых можно было уловить какой-либо «любовный» подтекст, и понимающе улыбался. (По материалам А. В. Захаровой.)

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой. Наш великий Александр Сергеевич Пушкин описал самочувствие такого отрока в стихотворении «Паж, или пятнадцатый год». Вот его начало:

Пятнадцать лет мне скоро минет;

Дождусь ли радостного дня? Как он вперед меня подвинет! Но и теперь никто не кинет С презреньем взгляда на меня. Уж я не мальчик - уж над губой Могу свой ус я защипнуть;

Я важен, как старик беззубый;

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой обет к предпочтению другим. Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!»

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их. Именно в эту пору многие отроки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать дневник, стихи и т.д.

Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации. Отроческая влюбленность может, конечно, оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки - они не правило, а исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы накатываются на его глаза. «Все кончено», - говорит он. И мы готовы сострадать ему. Но, глядь, он уже весел, счастлив игрой в мяч, возней с приятелем на траве или в море. «А как же твое горе?» - «Горе?» - переспрашивает он, глядя на вас ясными глазами и едва вспоминая о чем идет речь. - «Ах это! Все прошло. Я ошибся», - говорит он, досадуя на то, что еще вчера искал утешения. Многие отроки не переживают столь открыто и экспрессивно своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого.

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни в течение лет.

К 11-12 годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ взаимодействия с противоположным полом.
Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на увлечение. Вожатые летних лагерей, наверное, неоднократно отмечали одну особенность подростковой влюбчивости.
Например, в начале смены мальчик влюблен в одну девочку, в середине ревнует другую, а в конце смены обменивается телефонами с третьей. И ведь каждая из привязанностей имеет вполне серьезные намерения, в которые сам мальчик (и девочка) искренне верит. Но на самом деле не все так просто.
Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный гормональный фон - все это способствует изменению отношений между мальчиками и девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.
Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.

Начинается процесс идентификации со взрослым - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.

Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка - женщиной. Прическа, особенности внешности, манера держаться - все это дает сведение о том, какой я как мужчина (или я как женщина).
Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах сверстников.

А вот ответ на свой вопрос Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины? подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и эстрадных певцов становятся объектом подражания.
И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих переживаний.
В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так необходима поддержка близких взрослых!

Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные, неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении.
Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом любви, как раньше, уже не получается.
Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне противоположное влюбленности - типа дергания за косички. Но это и есть форма привлечения к себе внимания.
И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое внимание - игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают, но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.

Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо стеснительность при общении с противоположным полом.
Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками.
И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже - группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с понравившейся девочкой на дополнительных занятиях.
Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны сверстников. А это сложно.
Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают выбирать, что называется, своих.

Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной ситуации.

Старшие подростки (14-15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным негативным эмоциям.
Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями дочерей, их поздними возвращениями домой.
В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит, самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать его как личность.
Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.

Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать людей вообще.
Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.

В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют себя с героями фильмов, литературных произведений.
Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое значение придается взглядам, улыбкам.
Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают - это признак принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит!
Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит! Что мне делать?

Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют. Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела.
Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.

Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А значит, любовь - единственная, серьезная и на всю жизнь!
И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.

Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом. Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование.
Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не выражают это при всех.
Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии.
Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища отголоски этих переживаний во взрослой жизни...

Статьи по теме: