Детский игровой коврик своими руками. Детские развивающие коврики своими руками

Каждая мама уже на 2-3 месяце после рождения ребенка задумывается, чем бы малыша занять. В этом поможет развивающий коврик. Его можно купить или сделать самостоятельно. Стоят такие вещи сравнительно дорого, а из приемлемого ценового диапазона порой ничего не нравится. Тогда, вооружившись желанием, фантазией и свободным временем можно сделать развивающий коврик для детей своими руками. Пошаговая инструкция, предложенная в этой статье, поможет в этом.

С двух месяцев промежутки бодрствования у ребенка становятся больше, соответственно, свободного времени у мамы – меньше. Еще примерно через месяц, а то и раньше, приходит мысль: «как было б хорошо, если бы кроха мог заниматься сам» – ведь игрушек и погремушек все прибавляется, но внимания он им почти не уделяет. Как же его заинтересовать? Это возможно, главное понять особенности мировосприятия новорожденного и правильно организовать для него игровое пространство в виде развивающего коврика.

Цвет

Ребенка первых месяцев жизни привлекают крупные контрастные объекты. Черно-белые картинки интересуют его больше, чем цветные, а ломаные или прямые линии он предпочитает волнистым. Соответственно выбирается и основной фон коврика. Чаще используют светлую ткань, с последующим размещением на ней темных контрастных объектов. Но можно поступить и наоборот, сделать темное ночное небо и яркие звезды на нем.

С рождения ребенок плохо видит. Пространство и предметы, его окружающие – это расплывчатые обесцвеченные очертания из тени и света. С двух месяцев малыш уже осматривается по сторонам и узнает силуэт мамы. С 3 месяцев ребенок начинает различать цвета, и первый из них – красный. Однако черно-белые крупные формы по-прежнему привлекают его больше, чем цветные.

Если ткань пестрит красными, зелеными, синими тонами – крохе поначалу она будет казаться почти однородно-серой, а если еще и игрушки сделать тех же цветов – любопытства коврик не вызовет. И также в блекло-серое пятно сольются голубой, розовый и салатный тона. Это очень важно, ведь такая вещь необходима именно на первых месяцах жизни. Потому что когда малыш поползет – его внимание всецело переключится на другие окружающие предметы, в пределах коврика его будет уже не удержать.

На заметку: сейчас есть светодиодные игрушки на батарейках, которые начинают светиться от контакта с кожей или загораются от встряхивания. Если придумать, как безопасно внедрить в игровую зону подобный светящийся элемент – успех будет обеспечен!

Тактильные ощущения

Как только ребенок поймет, что ручками можно брать различные вещи – начнется новый этап познавания окружающего мира. На развивающем коврике нужно разместить объекты из разнообразных материалов.

Можно использовать различные гладкие и пушистые ткани, бусины, пуговицы, а также уже имеющиеся небольшие пластмассовые игрушки и прорезыватели. Еще ребенку очень понравятся «сюрпризы», кармашки и спрятанные в них предметы, а лучше, если эта вещь будет шуршащей или светящейся.

Звук

Ассоциировать предмет и звук, исходящий от него, малыш тоже учится не сразу. Но, когда он понимает это – шуметь – становится его любимым занятием. Он грохочет погремушками, стучит ими обо все подряд, а к музыкальным электронным игрушкам готов даже ползти. Поэтому и на развивающем коврике обязательно нужно разместить что-то, издающее звуки.

Это могут быть съемные элементы на «липучке». Или небольшой пластиковый шарик с насыпанной внутрь крупой, или шуршащий кусок упаковки или фантика от конфеты обшитые тканью. Или все, что еще придет в голову. Главное при этом, не забывать о безопасности. Также можно прикрепить к коврику некоторые уже имеющиеся погремушки и пищалки.

М аленькие дети все норовят попробовать на вкус, об этом нужно помнить, надежно закрепляя все детали на коврике. Также съемные элементы стоит делать размером не меньше, чем кулачок ребенка, чтобы малыш не мог засунуть их в рот и случайно проглотить. А если деталь небольшая, лучше «привязать» ее.

Таким образом, чтобы сделать развивающий коврик, который действительно заинтересует малыша важно учесть все особенности его возраста. Элементы, размещенные на коврике должны быть контрастны фону, иметь гармоничное разнообразие форм, цветов, размеров, фактур и звуков, привлекая внимание ребенка, побуждая дотянуться до них. Игровое пространство можно составить из разных локальных зон, к примеру: голубое небо с черными птицами на нем, зеленый луг с белыми цветками, и темно-синий прудик, со светлыми рыбками в нем.

Изготовление

Самый простой вариант коврика, не требующий особых материальных затрат и времени – это если использовать для основы обычное одеяло, плед или покрывало и просто нашить поверх игрушки. В этом случае даже не обязательно иметь швейную машинку, все детали можно прикрепить вручную.

Но, если захочется к делу подойти серьезно и смастерить качественную вещь – это потребует больше сноровки, времени и средств. Ниже приведена последовательность основных шагов, для достижения более качественного результата.


В этом видеоролике показан пример коврика, изготовленного своими руками. В процессе просмотра можно почерпнуть несколько оригинальных идей, как интереснее организовать и разместить игровые участки.

Если, времени на изготовление идеального игрового места ушло слишком много, так что малыш уже пополз и ковриком почти не интересуется – расстраиваться не нужно. Через некоторое время ребенок насытится своими свежеобретенными возможностями, научится стоять, и станет исследовать все на своем новом уровне досягаемости. Так что, получившийся развивающий коврик, со множеством замочков, «сюрпризов» и других интересных зон – можно подвесить к стене на уровне глаз малыша – получится своеобразный занимательный бизиборд.

Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик «Подводный мир»

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.

Каждый заботливый родитель должен знать, как помочь своему ребёнку совершенствоваться. Например, он может сделать для него развивающий коврик своими руками. Этот детский ковёр не только игровой, а ещё и полезный в плане улучшения интеллектуальных способностей малыша. Сшить можно множество таких ковриков. Лучшие идеи таких работ описаны в данной статье.

Развивающий коврик полезен в плане улучшения интеллектуальных способностей малыша

Детские психологи считают, что такое изделие обязательно должно присутствовать в доме, где живёт малыш. Причин этому много, главной из них является то, что такой ковёр помогает маленькому ребёночку развивать тактильные ощущения.

Можно найти развивающий ковёр в детском магазине или же сделать его самостоятельно для своих детей. К тому же, идей таких работ довольно много. Вот некоторые из них:

  • Дидактический детский ковёр.
  • Сенсорный детский ковёр.
  • Напольное покрытие из помпонов.
  • Коврик-головоломка.
  • Коврик-мозаика и т. д.

Одним из составляющих счастливого ребёнка, является его развитие. Ну а кто же, кроме как родители, больше всего заинтересованы в том, чтобы их чадо росло и развивалось? Залог родительской любви в заботе. Именно заботливый родитель должен проследить за тем, чтобы его дитя развивалось гармонично.

Сделав ребёнку развивающий коврик, родитель поможет ему в этом.

Галерея: развивающий коврик своими руками (25 фото)






















Как сделать развивающий коврик своими руками (видео)

Зачем он нужен?

Такие специалисты, как педиатры и детские психологи пока ещё не сошлись во мнении относительно единого функционального назначения таких детских ковров. Однако все они считают, что их использование в домашних целях благосклонно влияет как на когнитивные, так и на психические свойства личности малыша.

Чтобы такое изделие действительно помогало малышу развиваться, важно, чтобы он довольно много времени, выделяемое им для игровой активности, уделял коврику. Тем не менее, родители должны следить за тем, чтобы их чадо, среди всех своих игрушек, не отдавало предпочтение исключительно ковру. Важно соблюдать это правило, так как в противном случае, ребёнок может вырасти ярко выраженным интровертом. Это означает то, что он будет зациклен исключительно на своём собственном внутреннем мире.

Надеяться на то, что такой коврик заменит младенцу родителей, не нужно. Однако он может значительно облегчить им задачу. Например, пока мама малыша будет готовить еду, её чадо будет занято игрой с развивающим ковриком. Особенно он полезен для воспитателей детского сада.

Следовательно, отвечая на вопрос: «Нужно ли использовать такой коврик?», можно ответить однозначно, да, нужно.

Как сшить развивающий коврик своими руками для детского сада?

Такой коврик не только принесёт деткам практическую пользу, но и украсит ясельки.

Делать его нужно так:

  1. Для такой работы понадобится хлопчатобумажная ткань. Лучше использовать ткань разных цветов. Вырезаются небольшие лоскутки и сшиваются. Рекомендуется использовать швейную машинку. По форме ковёр должен напоминать чехол.
  2. Затем вырезаются куски драпа. Драп вставляется в пошитый чехол.
  3. В таком способе создания коврика должно использоваться много пуговиц разного цвета и разного размера. Будут создаваться пуговичные «островки». Например, снизу в левой стороне изделия пуговичками нужно вышить бабочку. Для этого необходимо заранее прорисовать карандашом на ткани её силуэт.
  4. Чуть правее можно вышить ёжика, а ниже – домик.
  5. Пусть каждый элемент будет отличаться от другого размером и цветом, так маленькие дети смогут легче идентифицировать его.

Такой коврик не только принесёт деткам практическую пользу, но и украсит ясельки

Совет: все объекты на таком изделии должны изображаться позитивными, например, ёжику нужно вышить красными нитками улыбочку.

Сенсорный развивающий коврик для малыша

Сенсорное восприятие у ребёнка формируется в момент его контактирования с сенсорными объектами. Поэтому создания такого ковра будет иметь огромную практическую ценность для маленького ребёнка.

Мастер-класс:

  1. Понадобится много тканевых лоскутков для шитья отдельных элементов. Также стоит продумать тканевую поверхность, которая станет основой изделия. Отлично подойдёт хлопчатобумажная ткань.
  2. Нужно подготовить два квадратных отрезка ткани одного цвета и сшить их. Шов должен быть с изнаночной стороны.
  3. Затем стоит продумать, какие элементы будут на коврике. Это может быть ёлочка, ёжик, клубника, лев, пингвин и т.д. Для шитья каждого из этих элементов нужно подобрать ткань соответствующего цвета. Каждая из деталей должна быть достаточно крупной, чтобы малыш смог хорошо её рассмотреть.

Сенсорное восприятие у ребёнка формируется в момент его контактирования с сенсорными объектами

Как сделать дидактический коврик?

Маленькие детки должны с детства уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Дидактический коврик – лучший помощник в этом деле . Важно сделать его таким образом, чтобы ребёнок мог проследить логическую цепь.

Итак, способ создания такого изделия:

  1. Нужно подготовить ковёр-основу. В качестве основы подойдёт ткань, сложенная вдвое и простроченная таким образом. Важно, чтобы шов был с изнаночной стороны.
  2. Теперь нужно заняться дидактическим оформлением, чтобы превратить обычный коврик, в развивающий.
  3. Из нескольких тканевых кусочков нужно пошить домик. Он должен быть максимально простым, состоящим из квадратной основы, треугольной крыши, двух прямоугольных окон и двери.
  4. Все элементы пришиваются в коврику вручную. Рекомендуется использовать нить в тон ткани. Стежки не должны быть слишком большими.
  5. Теперь нужно пришить дорогу, идущую от домика куда-то, например, в садик. Дорога должна быть закруглённой.
  6. Далее делается ещё одна дорога, идущая к другому объекту, например, к магазину. Нужно делать элементы таким образом, чтобы малыш понимал, что именно они означают. Например, если изображается больница, то мастерится домик с красным крестом в центре.

Маленькие детки должны с детства уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Совет: Самостоятельно малышу будет сложно идентифицировать все объекты на таком развивающем коврике, поэтому важно, чтобы родители объяснили ему все обозначения.

  • Следует делать деталировку не слишком большой, но и не слишком маленькой. Каждый элемент должен быть чётким, чтобы малыш ясно видел, что именно изображено перед ним.
  • Яркие детали должны быть более мелкими, чем тёмные или тусклые. Кричащая цветовая гамма не порадует малыша. Поэтому, если коврик будет слишком ярким, ребёнок быстро устанет с ним играть. Всё дело в чрезмерной нагрузке на его глаза.
  • Если ребёнок ходит по дому на ходулях, лучше убрать коврик с пола, так как, наехав на него, он может оторвать некоторые детали, например, пуговицы. Также малыш может упасть, зацепившись за край ковра.
  • Чтобы ребёночек лучше ориентировался в объектах, изображённых на развивающем коврике, необходимо сопровождать рассказ о них иллюстрациями. Также было бы неплохо показать малышу те или иные объекты в жизни. Например, если на коврике изображён пёс, родители могут указать на собачку, бегающую по улице.

Детский развивающий коврик своими руками (видео)

Сделанный собственноручно коврик обязательно поможет маленькому ребёнку развить полезные интеллектуальные навыки. Главное, чтобы родители делали ковер с любовью.

Обновлено:

2016-09-03

Если изготовить развивающий коврик своими руками, подобная поделка сможет заменить покупные игрушки, стоимость которых сегодня далеко не маленькая. Но тут дело не в деньгах, а в развитии собственного малыша. Каждый родитель хочет, чтобы его чадо росло умненьким и здоровым. На это не жалко ни денег, ни времени, ни собственных усилий. Потому в нашей статье мы представим мастер класс по изготовлению ковриков для новорождённый и не только. Они будут великолепно способствовать развитию мелкой моторики.

Для начала давайте определимся, с какого возраста деткам можно начинать использовать подобные развивающие коврики? На самом деле они подходят даже для новорожденных. Ограничений по игре с подобными поделками нет, потому сами решайте, до какого возраста ваш малыш будет играть с ними.

  • Если речь идет о ребенке до одного года, тогда акцент нужно делать на развитии мелкой моторики. Достигается это за счет использования тактильных и сенсорных компонентов на вашем коврике. Это идеальное решение для новорожденных;
  • Если ребенку уже больше года, тогда создавайте поделку для развития и обучения. Чем сложнее, тем дольше малыш сможет с ним играть и одновременно познавать что-то новое;
  • Обязательно ограничивайте новорожденных в игре с развивающими ковриками, поскольку они вызывают много эмоций и впечатлений, что приводит к быстрому утомлению;
  • Более взрослые дети наоборот, как можно больше времени должны проводить за развивающими играми.

Как играть с ковриком

Каждая мама способна сшить развивающий коврик своими руками для своего малыша. Он очень пригодится для развития мелкой моторики и не придется тратить лишние деньги на покупку дорогостоящих, но далеко не всегда таких же полезных игрушек. Нужно лишь разобраться в том, как сделать развивающий коврик.

А нужен ли вообще детский коврик для развития? Конечно. Даже самый простой развивающий коврик с дугами даст малышу огромную пользу. Многие недооценивают подобные изделия. А зря.

Начиная с новорожденных детей и заканчивая детками до 5-6 лет, непосредственные методики обучения, применяемые для взрослых, им категорически не подходят. Этим они будут заниматься в школе.

Пока же они в том возрасте, когда обучение важно совмещать с играми, чтобы им было интересно, увлекательно, но в то же время полезно. Изготовив развивающий коврик своими руками, ваш малыш будет играть и развиваться. Игры новорожденных зависят от вашей фантазии, а более взрослые смогут включить собственное воображение.

Есть множество вариантов, как можно играть на развивающем коврике. Приведем только несколько основных вариантов, поскольку на самом деле их можно перечислять бесконечно.

  1. Изучение, наблюдение за ковриком. Для новорожденных вполне достаточно просто смотреть и наблюдать. Это уже даст им определенные новые знания и информацию.
  2. Знакомство с ковриком. Здесь потребуетесь вы, чтобы показать, на что способен его ковер. Что-то шумит, шуршит, звенит, переворачивается, открывается, застегивается на молнии. Совмещайте это с звуковым сопровождением в виде стишков, песенок. Вскоре ребенок сам научиться играться.
  3. Секреты и неожиданности. Попробуйте стимулировать ребенка быстрее разобраться во всех особенностях коврика. Для этого можете сделать на нем кармашки, застежки и спрятать туда какие-то предметы.
  4. Собираем урожай. Если сделать развивающий коврик для детей своими руками с использованием элементов на липучках, можно превратить игру в сбор урожая, цветов, которые нужно отстегнуть и положить в корзинку.
  5. Различаем цвета, формы, разбираемся что такое больше и меньше. Покажите, что большой медведь не может попасть к зайцу в нору, поскольку он намного больше зайчика.
  6. Считаем. С помощью поделки можно научить ребенка считать количество зверушек на его коврике, кружочков, предметов того или иного цвета.
  7. Изучаем виды животных, фрукты, буквы и прочие полезные для малыша вещи на его коврике.
  8. Ролевые игры. Коврик может представлять собой большой лес, где живут разные зверушки. Вы будете играть за медведя, а малыш — за зайчика, создавая разные истории и ситуации.
  9. Создаем собственные сказки. Придумайте интересный рассказ вместе с ребенком. Причем он должен создавать сказку, а вы — просто подсказывать при необходимости.

Создаем сами

Теперь про мастер класс. Ваша задача — сотворить и создать детский развивающий коврик своими руками с дугами, липучками, кармашками, животными и прочими элементами. Здесь все зависит от вас и от возраста ребенка. Кто знает, может вскоре вы сами начнете давать мастер класс своим друзьям, знакомым.

Для новорожденных достаточно простейших моделей, а более взрослым лучше изготовить нечто посложнее, многозадачнее. Посмотрите примеры на фото, быть может, вас что-то вдохновит.

Проект

Начинать мастер класс следует с разработки собственного проекта. Без него работу начинать не стоит.

  • Включайте фантазию и создавайте в воображении будущий образ коврика для ребенка. Просто пришивать разные аппликации и узоры, не имеющие никакого смысла и взаимосвязи, нельзя. Как можно научить ребенка разбираться в том, чего вы сами не понимаете.
  • Перенесите идею на бумагу или компьютер. Просмотрите мастер класс по созданию макетов. За счет макета определяются размеры, формы, возможные игры, развивающие моменты.
  • Сделайте выкройку основы в виде коврика и элементов, которые будут пришиваться к нему.
  • Изучите виды тканей, аппликации, фурнитуру, из которых можно сделать те или иные элементы развивающего коврика.
  • Приступаем к работе.

Изготовление

Вы готовы сделать развивающий коврик своими руками? Можете выбрать модель для самых маленьких или более взрослого ребенка. Все зависит от того, сколько исполнилось вашему сокровищу. Поделка делается с любовью и обязательно с учетом индивидуальных особенностей малыша. У вас не должно возникнуть проблем с тем, чтобы сделать своими руками подобную развивающую игрушку.

Предлагаем вашему вниманию мастер класс, который подойдет практически для любой идеи. Невозможно представить мастер класс для каждого отдельного варианта развивающего коврика, потому попробуем опираться на общую инструкцию.

Будем надеяться, представленный мастер класс позволит добиться вам поставленной цели и создать самый лучший коврик для развития вашего ребенка.

  1. Основание. Основа будет состоять из двух элементов ткани. Нижнюю часть, которая укладывается на пол, изготовьте из не скользкого материала, а для верхней возьмите однотонную плотную и светлую ткань. Отлично подходят костюмные ткани, к которым легко пришивать различные элементы. Между двумя кусками ткани подкладывается синтепон или другой безопасный мягкий наполнитель. Ребенку должно быть тепло во время нахождения на коврике. Форму основания выбирайте сами. Но обычно это квадрат, прямоугольник или круг.
  2. Фон. Фон зависит от общей идеи, на основе которой вы создаете своими руками поделку. Это могут быть кусочки зеленой ткани, имитирующие лес. Или голубой, создающие эффекты моря, озера, реки. Они пришиваются или приклеиваются к основе. Если выбираете клей, тогда убедитесь, что он не токсичен.
  3. Элементы. Это самый сложный этап и занимающий наибольшее количество времени. Ваша задача — создать множество разных элементов, справиться с дугами, кармашками, животными, цветочками и прочими действующими «лицами» коврика. Делайте все тщательно и красиво, чтобы дуги оказались дугами, а не полосками непонятной формы. Изучите мастер класс по созданию разных предметов, животных, фруктов из ткани и фурнитуры. Это поможет сделать свой коврик более оригинальным и красивым.
  4. Распределяем фон с элементами. Сначала разложите их на поверхности, распределите роли, чтобы понять, в какой последовательности лучше пришивать или приклеивать героев коврика. Заранее подберите цвет нитей.
  5. Соединяем компоненты. Все тщательно сшиваем и убираем лишние нитки. Здесь уже вряд ли получится работать на машинке, потому придется все делать вручную. Вооружитесь нитками с иголкой и приступайте к соединению элементов с основой. Что-то можно пришить, для чего-то вполне можно применить клей. Мастер класс завершен.

Всегда помните про самое главное — безопасность ребенка. Используя разные пуговицы, бусинки, застежки, убедитесь, что они закреплены надежно и ребенок не сможет их оторвать, проглотить.

Развивайте своего малыша, давайте ему больше свободы для улучшения фантазии. Сегодня все реже детям дают проявлять воображение, а это невероятно важно. Не забывайте об этом.

Коврик, развивающий логику, мышление и мелкую моторику малыша, сможет смастерить любая мама. На нём ребёнок будет знакомиться с яркими цветами и фактурой материалов, а затем, по мере взросления, играть в различные игры со сказочными персонажами. К тому же, пока малыш занят игрой, мама спокойно может выполнять домашние дела.

Коврики могут быть совершенно на любую тематику: окружающий мир, растения, животные или сказки. Стоит лишь учесть особенности своего ребёнка, запастись терпением и применить всю свою творческую фантазию. А наши советы, как сшить развивающий коврик, помогут в этом непростом, но увлекательном деле.

Коврик «Окружающий мир»

Материалы:

  • куски материала различных цветов (голубой, синий – для неба и моря, зелёный – для травы, жёлтый – для песка и т.д.);
  • флис, органза (для морских волн и облаков);
  • синтепон (в качестве наполнителя);
  • декоративная тесьма;
  • лента «липучка»;
  • пуговицы различной фактуры, бусы, брошки, аппликации животных.

Инструменты:

  • нитки, иголка;
  • швейная машинка.

Этапы работ

  • Определитесь с размерами коврика, исходя из габаритов комнаты. Развивающий коврик может быть как квадратным – 100х100 см, 150х150 см, так и прямоугольным – 100х150 см, 140х170 см.
  • Поскольку коврик будет разделён на зоны, то вырежьте из ткани два зелёных, отличающихся по оттенку, квадрата и один жёлтый прямоугольник. Соедините с помощью швейной машинки эти три куска материала. Причём, размер получившегося полотна должен быть на 10-15 см меньше по всему периметру предполагаемого коврика.
  • На середину полотна пристрочите синий овал из х/б ткани – будущее озеро. Предварительно овал прошейте синтепоном для мягкости.
  • На зелёной части полотна вдоль озера будет находиться дерево. Ствол вырежьте из коричневой фактурной ткани, например, из старого свитера. Вдоль ствола пришейте декоративную тесьму. Крона дерева будет состоять из несколько волнистых подушечек, набитых синтепоном. Верхнюю часть подушечек выполните из гладкого атласа, а внутреннюю – из любого х/б материала. Пришейте крону по центру так, чтобы её можно было отгибать, а вовнутрь спрячьте секретики – забавные пуговицы или бусины. По низу ствола деревца присборите и пристрочите атласную зелёную ленту, которая будет играть роль травы.
  • Вырежьте по шаблону запчасти ракеты: корпус, крылья и иллюминатор. Корпус с изнаночной стороны необходимо будет сшить с кусочком синтепона. Пристрочите все детали ракеты к жёлтой зоне.
  • По краю зелёной лужайки пришейте кусочки липучей ленты. К ним потом можно прикреплять объёмные цветы или сказочных персонажей. Сердцевину и лепестки цветка лучше всего набить мелкими пластмассовыми шариками, фасолью, горохом или крупами для развития пальчиков малыша. С обратной стороны цветка пришейте липучку.
  • Лужайку и песок можно заселить различными животными, подобрав подходящие аппликации или кусочки ткани. Картинки пришивайте вместе с шуршащим полиэтиленом, чтобы при прикосновении пальчиков малыша животные как бы оживали. Не лишним будет и забавный домик в виде кармашка, в который можно будет прятать мелкие игрушки.
  • В одном из «песчаных углов» сделайте кусочек моря. Из тёмно-синего флиса вырежьте прямой угол с противоположным волнистым краем и пришейте его к углу жёлтой части. Заселите морское дно обитателями. Для этого нужно сшить из разноцветных блестящих кусочков ткани рыбок и прикрепить их вместе с бусинами и другими сокровищами ко дну «моря». Поверх заселённого дна пришейте присборенную в складки органзу.
  • Кусочек моря с обеих сторон обрамляем небом и волнами. Для этого вырежьте из тёмно-синего и голубого материала по одному угловому элементу шириной 10-15 см, которые необходимо будет сшить, положив друг на друга, с «дном» моря. Отогните верхнюю синюю ткань, вырежьте волны и пристрочите их к «небу».
  • Таким же образом выполните «космос» со стороны ракеты. Можно подобрать материал с рисунком в виде звёзд, а можно изготовить их самостоятельно.
  • С обратной стороны «космоса» и «моря» выполните «небо» из светло-голубой ткани. Для этого нужно вырезать полоски ткани такой же ширины, как для «космоса» и сшить их с «лужайкой». На «небо» прикрепите липучками солнце, набитое синтепоном, облака, оформленные органзой и тучку из флиса. К тучке пришейте голубую декоративную тесьму-дождик.
  • Разложите готовый коврик на ровной поверхности и вырежьте по нему внешнюю основу. Сшейте основу с ковриком.
  • Полезные советы

  • Основу для коврика можно простегать клеёнкой, чтобы потом можно было легко протереть с неё пыль и различные загрязнения.
  • Чтобы развивающий коврик можно было повесить на стену или решётку кроватки, ещё в процессе сборки пришейте петлю на липучке на одну из сторон основы.
  • Изготавливая развивающую игрушку, старайтесь как можно надёжнее сшивать все детали, так как ручки малыша способны оторвать даже самые крепкие нитки.
  • По мере взросления ребёнка можно нашивать всё новые и новые усложняющие элементы с замочками, шнуровкой или пуговицами.
  • Развивающие подушечки для самых маленьких детей

    Для совсем маленьких крох отлично подойдёт коврик из разноцветных мягких подушечек. Для этого нужно вырезать нужное количество одинаковых квадратиков из материала различного цвета и фактуры. Затем вырезается такое же количество квадратиков-основ, но меньшего размера.

    Каждый разноцветный квадрат присборивается до размера квадратика-основы, пришивается в таком виде к последнему и набивается любым видом наполнителя. Далее получившиеся подушечки соединяются с куском материала, который служит основанием всего коврика.

    Развивающий тактильный коврик «Солнышко»

    Такое «Солнышко» может не только выполнять функцию места отдыха малыша, но и знакомить его пальчики с различными тактильными ощущениями, которые помогают развитию мелкой моторики. Центр солнышка выполняется из круглого куска материала, прошитого синтепоном, а его лепестки или лучи – из разноцветных хлопчатобумажных тканей.

    Каждый лепесток прошивается в виде кармашка, который заполняется различным материалом: бусинами, крупами, макаронами, фасолью, песком, шуршащим полиэтиленом, пуговицами и мелкими камушками.

    Складной «Гараж»

    Для деток постарше можно сшить развивающий складной коврик в виде гаража для машинок или домиков для кукол, который будет знакомить малыша с цифрами, приучать аккуратно складывать свои игрушки. Поскольку такой гараж легко складывается, то его можно брать с собой на прогулку, в гости или детский сад.

    Из плотной джинсовой ткани шьётся основа коврика. С одной стороны пришивается лента из такого же материала, которая разделяется на кармашки. На каждый кармашек приклеивается цифра. На противоположной кармашкам стороне пришивается дорога из фетра. С обратной стороны коврика крепится петелька и пуговица.

    Коврик с кармашками для фотографий

    Такая развивающая игрушка для малыша удобна тем, что может заменить несколько познавательных книг. Ведь в кармашки с прозрачной стенкой можно поместить любые изображения: животных, предметов обихода, растений, цифр, букв или фото членов семьи. Играть с такой игрушкой ребёнку не надоест никогда, ведь жителей домиков можно менять по мере взросления.

    Сшить такой коврик очень просто. Для этого на довольно плотный материал нашиваются домики с окошком из прозрачного материала, например, винила, а в центре – кольцевая дорога с ответвлениями к домикам. Универсальный развивающий коврик готов!

    Статьи по теме: