Детские потешки для массажа малыша. Потешки для новорожденных

Девочки,может кому-то пригодится. С детства помню только рельсы-рельсы, а вот наткнулась на кучу прикольных стишков

№1
Жили были дед и баба. Жили не тужили, но как-то ночью закрутил у бабы живот.
И крутит, и крутит (крутим руками по окружности).
Вставай дед, - говорит бабка, - Вези меня к врачу.
Запряг лошадей дед и поскакали они Скок-скок- скок (скачем пальчиками).
И вдруг рев из леса УУУУУУУУУУУУУУУУ, испугались лошади рванули вперед, а дед с бабкой вывалились.
Что делать?
Видят стоит черепаха, комар, слон - На чем поедишь? (тот кому массаж делают - отвечает)
- (например) Комар (вы делаете укольчики пальчиком)
Дальше, все комар не летит, стоят тигр, слон и пчела.
… И так до бесконечности. Главное разнообразить щипательное движение и преподносить с юмором.
Закончить можно так.
Бабка закричала - Ой - дед все прошло, не болит у меня больше живот. Обрадовались они и как в сказке оказались дома на своей теплой печи. И заснули мирным сном.

№2


Рельсы, рельсы
Шпалы, шпалы
Ехал поезд запоздалый
Из последнего вагона
Вдруг просыпалось зерно.
Пришли куры - поклевали, поклевали.
Пришли гуси - пощипали, пощипали.
Пришел слон - потоптал, потоптал.
Пришла слониха - потоптала, потоптала.
Пришел слонёнок - потоптал, потоптал.
(Кулачком по спине постукиваем с убыванием силы)
Пришел дворник, все подмёл,
Поставил стол,
Поставил стул
И начал писать письмо:
«Дорогие жена и дочка - вжик, точка, вжик, точка (справа, слева).
высылаю вам чулочки - вжик, точка, вжик, точка.
а чулочки не простые - вжик, точка, вжик, точка.
В них застёжки золотые - вжик, точка, вжик, точка.
Запечатал и отправил его по почте.

№3
Массаж спинки ( поглаживание )

На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачк?
Мы погладили бочк?..
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик ).

Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке )
Стоит миска творогу (кладем ладонь на животик ),
Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх )
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику )
Улетели (поглаживаем малышку )

У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим )
Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки )
Зайка по лесу бежит (топаем ножками )
В дверь ко мне стучится (ручками стучим )
Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим )
Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем )
Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки )
Лапу подавай!

Массаж мадвежий. Сельскохозяйственный.

Шееел медведь. Большооооой медведь ( топчемся ладонями по спине )…
Шла медведица… ( топчемся меньшей площадью, кулаком, например ).
Шел мааааленький медвежонок ( пальцами идем по спине ).
Нашли они большоооое поле ( растираем ладонью спину ).
Медведь сказал: „Моееее поле“ ( говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине ).
Медведица сказала: „Моеее поле“ ( повыше голосом и шаги помельче ).
Медвежонок закричал: „Мое“ ( тоненьким голоском, мелкимипрыжками ).
Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле ( производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз ), разровняли ( растираем ладонями ) и посадили зернышки ( стучим меленько концами пальцев по всей спинке ).
Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине ), солнышко согрело, и пшеница взошла…
Выросли большие и красивые колоски…
Пришло время и стали они жать пшеницу ( левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем ).
Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось ( низом кулака ставим плотненько отметины по спинке ).
»Ура! Ура! Ура! ( разными голосами ) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!.." обрадовались медведи…
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу ( скачем по спинке четырьмя копытами ).
Осталось поле чистое-чистое ( гладим ладонью круговыми движениями по спинке ).
А медведи смололи зерна пшеницы - получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек!

№6
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки - хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём

Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

№8
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили - пощипали,
Походили - поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать -
Дадим им крошек поклевать.
Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки.

№9
Массаж спинки (поглаживание)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

№10
Ручки-рученьки, да у деточки.
Потягушеньки - словно веточки,
Тянем к мамочке - потянушечки,
И ладошечки, и подушечки.

Ах вы, плечики, мои пышечки,
Потягушеньки, да малышечки.
Потянушечки - локотулечки,
Потягушечки у лапулечки.

Ножки-ноженьки, потягушечки,
По дороженьке побегушечки,
Ножки сладеньки, да ножулечки,
Ножки маленьки, крохотулечки.

На колешечках - сладка ямочка,
Вот как солнышко любит мамочка!

Массаж стоп - растирание.

Пяточки-топтаточки,

Шекотки-щекотаточки,

Розовы, да гладеньки,

Как конфетки сладеньки.

Маленькие стопочки,

Стопочки-топ-топочки,

До чего прекрасны.

Шелковы-атласны.

Маленькие пальчики,

Девочки и мальчики.

Розовы подушечки,

Крохотны ногтюшечки,

Пальчики-горошинки,

До чего ж пригоженьки.

Вот какие ножки

Ходят по дорожке!

Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик). Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

№13
Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике

Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение - лег-кий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка - центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.

Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.

И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)
этому дала, (загибает безымянный пальчик)
этому дала, (загибает средний пальчик)
этому дала, (загибает указательный пальчик)
а этому не дала: (шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим! (слегка щекочет ребенка)

Массаж — одно из необходимых мероприятий в жизни каждого малыша. Когда ребеночек еще совсем крохотный, массажик нужно делать аккуратно. Лучше всего подойдут нежные мамины поглаживания. А если мама еще знает парочку потешек, тогда можно считать, что массаж действительно удался. Сейчас предлагаю подборку лучших детских потешек на время массажа малыша.

Детские потешки для массажа

Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями)

(Постукиваем кулачками ребенка друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток — малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли — дальше побежали.

Где пальчики? Где пяточки?
Погулять пошли, ежа нашли.
Ежик колко колол, развернуться велел.

Дашу кремушком помажу,
Ножки, ручки ей поглажу.

(Поглаживаем спинку)
Идёт бай по стене,
Несёт лапти на спине,
Детёнкам по избёнкам,
Дарит по лаптёнкам.

Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова
поглаживаниями, пощипываниями и
покалачиванием спинки.)

(Покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка -
Не подкуем каблучка.

Мы капусту рубим, рубим,
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём,
(трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(поглаживающие движения ладонями)

На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
(кладём ладонь на животик)
Прилетели две тетери,
(пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем).

Нежная мама
Любимому сыну
Гладит и гладит
Любимую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Гришкина,
А мама Иришкина.

Ножки длинные, ножки стройные.
Помнем, потрем, потом встряхнем,
К животику придем.

Папа-ёж,папа-ёж,
ты нам спинку не потрёшь?

Потягунюшки, порастунюшки
Поперек толстунюшки,
А в ножки — ходунюшки,
А в ручки — хватунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!

Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.

Птичка-птичка,
(водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(тот же круг, но уже с помощью
пощипывания или покалывания
)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.

Рельсы, рельсы,
(проводим одну,
потом другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы,
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щиплем спинку)
Пришла лисичка,
(гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем стол кулаком)
Стул,
(стул - щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку - пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
(легонько ставим «точку» указательным пальцем)
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щиплем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
(«кладем письмо» за шиворот)

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём.

Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому -
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью - синичке,
Кому в роток,
(гладим большим пальцем подушечки стопы)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Тушки-татушки,
(водим ручками вверх-вниз)
Испекли ватрушки
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили
(машем ручками)
А пшеничный пирожок -
Он на опарышке взмешён
(нежно щиплем-мнем от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок!
(ручки поднимаются к макушке)

Тятеньки — сажень,
И маменьки — сажень,
И сестрице — сажень,
И братику — сажень
(и т.д.),
А Ванюшеньке большую, наибольшую,
Самую большую

Чей животик? Дашин.
Съел пюре и кашу.
Лошадка бежала,
Тележку возила,
Даше говорила:
Хватит баловаться,
Поехали кататься!

(Ритмично похлопываем ребенка
по спинке)

— Что в горбочке?
— Денежки.
— Кто наклал?
— Дедушка.
— Чем он клал?
— Ковшиком.
— А каким?
— Золотым.
— А выкладывал каким?
— Посеребряным.

Чушки, вьюшки, перевьюшки,
(крутим кулочки друг вокруг друга,)
Тимбирлим сидит в кадушке.
(стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке —
(приближаем ручки малыша к его голове)
Бац-бац-бац!
(прикасаемся кулачками к головке)

(Поглаживаем спинку)
Шершавая мама
Шершавому сыну
Гладит и гладит
Шершавую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Гришкина,
А мама слонишкина.

Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненькая
Да здоровенькая.

Я сидела на рябине,
Меня кошки теребили,
Малые котяточки
Царапали за пяточки.

Стихи для новорожденных и детей раннего возраста многие века сопровождали уход за ребенком. Пишут стихи для новорожденных и самых маленьких и современные поэты. В статье Вы найдете народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.

Стихи для новорожденных и самых маленьких

С давних пор принято все действия по уходу за малышами сопровождать песенками, пестушками, потешками, присказками, стишками. Ритм и рифма стишка или песенки, их слова, разнообразие интонаций в речи мамы (восклицание, вопрос, удивление, огорчение, радость, восхищение и т.д.) создают очень благоприятные условия для благополучного развития ребенка, рождают у малыша ощущения комфорта, тепла, безопасности, формируют предпосылки успешного овладения речью. Такие стихи и песенки очень важны и нужны для интеллектуального развития ребенка младенческого или раннего возраста.

С какого возраста начинать читать стихи ребенку?

Мнение 1. Сейчас всё чаще встречается мнение о том, что новорожденному надо с рождения ставить для прослушивания не детские стихи, а аудиодиски с серьезными стихотворениями и литературными произведениями для его раннего развития – «Евгений Онегин» и т.д., чтобы он с пеленок полюбил литературу.

Так ли это? Это не так! Сложное произведение для взрослых в аудиозаписи просто утомляет новорожденного и младенца и вызывает его защитную реакцию. Вроде бы он слушает, но на самом деле малыш просто «отключается» - так отключаются взрослые вечером перед телевизором, и это очень вредно для здоровья и развития младенца! Наша же задача – наоборот – привлечь внимание младенца к речи. И для этого он должен видеть лицо мамы, слышать ее голос, вслушиваться в повторяющиеся в стихах слова, в ритм живого человеческого слова. И полюбить стихи, приносящие ему новые положительные впечатления! Именно в этом и заключается начало «литературного» воспитания с пеленок.

Мнение 2. Есть и противоположное мнение, что стихи новорожденным не нужны, так как они «еще ничего не понимают, а вот как начнут понимать, так и можно читать стихи – примерно с года».

  • Малыш воспринимает не слова, а именно ритм, рифму и интонацию, мамин голос.
  • Затем из маминой речи он начинает выделять отдельные звуки - гласные, которые мама в стихах и песенках специально произносит протяжно, утрированно.
  • Потом ребенок начинает выделять из речи отдельные часто повторяющиеся слова, например, свое имя.

Какие стихи подходят для самых маленьких?

  • Именно простые стихи с часто повторяющимися простыми слогами и словами наиболее всего подходят для первого восприятия ребенка и помогают речевому развитию малыша. Без них развитие речи в дальнейшем запаздывает, ребенок говорит хуже и начинает говорить позже. Результат чтения таких стихов для новорожденных и самых маленьких сразу незаметен. Но через год Вы увидите, сколь значительно опережает Ваш малыш своих сверстников, у которых не было такого речевого общения с мамой!
  • Сейчас больше внимания уделяют готовым аудиозаписям детских стихов на дисках или в интернете. Но исследования убедительно доказывают, что малышу в раннем возрасте нужен прежде всего не технический прогресс, а мамин голос, ее теплота и ласка, эмоциональный контакт с ней. Голос мамы даже крошечный малыш уже отличает от голосов других людей и разных звуков! И именно этот голос вызывает максимальную активность ребенка – зрительную, слуховую, двигательную.

Как запомнить слова детских стихов и потешек?

Часто спрашивают, что делать, если не можешь запомнить слова стихов или песенок?
Во-первых, можно и самой приговаривать от себя, как раньше это и было. Ведь эти потешки и стихи нашими предками не заучивались наизусть, а рождались как «живое слово» здесь и сейчас в общении с малышом. В них обязательно упоминалось имя малыша.
Во-вторых, все стихи и не надо заучивать наизусть! Можно выбрать из предложенных те стихи, которые Вам понравятся и понравятся Вашему малышу. Для маленьких детей очень важна повторяемость, узнаваемость стихотворных строчек изо дня в день.
В-третьих, можно написать слова потешек и стихов на листочек бумаги с клеевой полоской (такие стопки листочков – стикеров продаются в любом канцелярском магазине) и прикрепить на стену. Но: категорически нельзя прикреплять что-либо на стену булавками или кнопками! До сих пор происходят серьезные травмы детей, когда эта булавка или кнопка случайно падает и попадает им в ручки! Безопасность превыше всего, и если она соблюдена, то тогда общение с малюткой будет радостным и принесет и Вам, и малышу море положительных эмоций! Очень удобно использовать клейкие подушечки многоразового использования для прикрепления карточек со стихами на стену, на дверь, на стенку мебели в удобном для Вас месте. Когда будет нужно, Вы всегда сможете открепить листочек.

А здесь мое вступление заканчивается и начинается Ваше творчество и Ваша радость от общения с крохой!

Дорогие родители!

А также бабушки, дедушки, няни и все те, кто заботится о здоровье малыша и хочет заниматься его физическим и интеллектуальным развитием буквально с первых дней жизни, - эта книга для вас! В её основу положен опыт народной педагогики - материнской школы пестования.

В книге вы найдёте самые популярные приёмы массажа и упражнения, которые может выполнять с младенцем любая мама или бабушка. Они просты, эффективны и полезны всем практически здоровым детям. Перед началом занятий обязательно посоветуйтесь с врачом.

Если для медицинского массажа обычно готовится специальное место (пеленальный либо обычный стол, на который стелется одеяльце, клеёнка и пелёнка), то предлагаемые упражнения, легко превращаемые в игру, можно проводить на полу, на диване - где угодно. Но помните, что и новорождённого малыша, и малыша постарше нельзя ни на минуту оставлять без присмотра, даже если он лежит далеко от края стола или дивана!

Заниматься можно в любое удобное для вас время, но не ранее чем через час после еды. Каждое упражнение сопровождается весёлой потешкой, которую маме легко запомнить и рассказать малышу. Для мамы потешка будет служить подсказкой для правильного выполнения упражнения. Она задаёт нужный ритм движений, определяет время игры, помогает общению с ребёнком. Ребёнок начинает понимать слова потешки не сразу, но ему гораздо легче вслушиваться в рифмованные фразы, улавливать особый ритм, звучащий в фольклорных текстах.

Известно, что напевный «детский язык», который использует мать или няня в общении с ребёнком, акцентирует внимание малыша на гласных звуках, и тем самым способствует развитию важнейших познавательных функций. Малыш начинает прислушиваться к звучанию родной речи, улавливая её фонетический строй, а вскоре пытается повторять некоторые гласные, слоги. Попытки малыша повторить те звуки, которые он слышит, - первый разговор с мамой, желание установить контакт с окружающим миром - важный фактор развития. А если, приговаривая потешку, ещё и выполнять с малышом упражнения, так, как предлагается в книге, ребёнок не только получит удовольствие, но и укрепит здоровье. Для родителей - это прекрасная возможность воспитать не только здорового и умного малыша, но и хорошего друга, с которым они всегда сумеют найти общий язык, ведь основа для этого будет заложена с первых его дней.

Массаж и упражнения для детей с рождения до 3 месяцев

Новорождённый ребёнок ещё не очень хорошо видит и слышит, зато прекрасно ощущает прикосновения и именно благодаря им начинает знакомиться с окружающим миром. Лаская своего малыша, поглаживая его по ножкам, ручкам, спинке, животику, мама помогает ребёнку быстрее освоиться в новом для него пространстве, благотворно влияет на его умственное и физическое развитие, нормализует мышечный тонус (что позволяет справиться с такими проблемами этого периода, как колики и запоры).

Поглаживание

Потягу́нюшки-порасту́нюшки,

Поперёк себя толсту́нюшки,

Ручки - хвату́нюшки,

Ножки-ходу́нюшки,

В роток - говорок,

А в головку - разумок.

Рис. 1

Это упражнение можно выполнять с рождения. Мама, переодевая ребёнка или просто играя с ним, проводит ладонями по бокам малыша сверху вниз - от подмышек к ножкам (рис. 1), поглаживает его ручки и ножки. В ответ на такое прикосновение малыш рефлекторно потягивается, выпрямляет спинку, разгибает ручки и ножки. Это простое упражнение способствует улучшению кровообращения, помогает снять гипертонус мышц.

Поглаживание спинки

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазóревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

Рис. 2

Это очень простое и полезное упражнение можно и нужно выполнять с первых дней жизни малыша. Мама кладёт ребёнка на животик, следя за тем, чтобы ручки лежали свободно, а головка не была повёрнута в сторону, и просто гладит спинку вверх-вниз тыльными и внутренними сторонами кистей вместе и попеременно (рис. 2).

Подобное положение вместе с массажным приёмом стимулирует малыша поднимать головку, сначала за счёт рефлекса, а затем и силой собственных мышц, и следовательно, укрепляет плечевой пояс. Кроме того, малыша меньше беспокоит животик, особенно если выполнять упражнение перед кормлением. Такое упражнение также рекомендуется проводить при пупочных грыжах, только предварительно нужно обязательно посоветоваться с врачом. Выкладывать малыша следует на твёрдую поверхность.

Поглаживание животика

Хорошенький хорошóк,

Пригоженький пригожóк,

Стройненький стройнишóк,

Родненький роднишóк!

Рис. 3

Приговаривая так, мама может сделать ребёнку массаж животика - это поможет малышу избавиться от колик. Ребёнок лежит на спинке. Массажные движения очень простые - нежные поглаживания по часовой стрелке вокруг пупка, всей ладонью (рис. 3) или основанием большого пальца.

Эх, топни, нога!

Топни, правенькая!

Дети очень любят делать массаж и гимнастику с потешками, ведь так намного интереснее и веселее. Еще это отличный способ отвлечь ребенка, если он уже немного устал или ему не нравится какое то упражнение.

Дыбочек-дыбок,
Скоро Ванечке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок,
Расти и повыше -
Достанешь до крыши,
Вот такой расти,
Чтобы видеть все могли!

(Делаем ребенку «велосипед»
и читаем потешку).
Куда бежите, ножки?
- Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!

Потягуни - потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!

Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненький
Да здоровенький.

Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.

Скок-поскок,
Раз - подскок!
Два - подскок!
Высоко
Потолок!
Я скачу!
Я - лечу!
Стать
Вы-со-ким
Хочу!

(Разводим ручки малыша в стороны и сводим,
перекрещивая на грудке)
Тятеньки - сажень,
И маменьки - сажень,
И сестрице - сажень,
И братику - сажень
(и т.д.),
А Ванюшеньке большую,
Наибольшую,
Самую большую

Хомка-хомка, хомячок,
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок.
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает,
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет.
(делаем соответствующие действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Хомка сильным хочет стать.
(показывываем, каким сильным хочет стать).
Мама с Колей по порядку
Сейчас сделают зарядку.

Чушки, вьюшки, перевьюшки,
(крутим кулачки друг вокруг друга),
Тимбирлим сидит в кадушке
(стучим кулачками друг о друга
со стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке
(приближаем ручки малыша к его голове)
Бац-бац-бац!
(прикасаемся кулачками к головке).

Я сидела на рябине,
Меня кошки теребили,
Малые котяточки
Царапали за пяточки.

Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненькая
Да здоровенькая.

(Поглаживаем спинку)
Шершавая мама
Шершавому сыну
Гладит и гладит
Шершавую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Гришкина,
А мама слонишкина.

Чей животик? Дашин.
Съел пюре и кашу.
Лошадка бежала,
Тележку возила,
Даше говорила:
Хватит баловаться,
Поехали кататься!

Тушки-татушки,
(водим ручками вверх-вниз)
Испекли ватрушки
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили
(машем ручками)
А пшеничный пирожок -
Он на опарышке взмешён
(нежно щиплем-мнем от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок!
(ручки поднимаются к макушке).

Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому -
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью - синичке,
Кому в роток,
(гладим большим пальцем подушечки стопы)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

Рельсы, рельсы,
(проводим одну,
потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы,
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щиплем спинку)
Пришла лисичка,
(гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем стол кулаком)
Стул,
(стул - щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку - пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
(легонько ставим "точку" указательным пальцем)
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щиплем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.
(«кладем письмо» за шиворот)

Птичка-птичка,
(водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(тот же круг, но уже с помощью
пощипывания или покалывания)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

Потягунюшки, порастунюшки
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
А в ручки - хватунюшки,
А в ушки - слышунюшки,
А в глазки - глядунюшки,
А носику - сопунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок!

Ножки длинные, ножки стройные.
Помнем, потрем, потом встряхнем,
К животику придем.

На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
(кладём ладонь на животик)
Прилетели две тетери,
(пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем).

Мы капусту рубим, рубим,
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём,
(трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(поглаживающие движения ладонями).

Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями).

(Постукиваем кулачками ребенка друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Статьи по теме: