Депрессия у подростка: Что делать? Чем грозит недосыпание в подростковом возрасте.

В каждом возрасте свои проблемы, и счастливое время юности не исключение. Как распознать признаки депрессии у подростка и предупредить попытку суицида читайте в этой статье.

По данным статистики в последнее время в России ежегодно кончают жизнь самоубийством более 700 подростков, а уйти из жизни пытаются более тысячи.

Для родителей, учителей и всех тех, кто работает со школьниками, важно уметь распознать признаки депрессии, которая часто становится причиной суицидального настроения.

Причины возникновения

Иногда кажется, что юность – это самое лучшее и счастливое время в жизни. Так какая же депрессия у подростков? Какие у них могут быть проблемы, спросите вы, если денег зарабатывать не надо, за тебя отвечают родители, ты молод, здоров и все еще впереди?

Отравить жизнь может следующее:

  • одиночество, отсутствие друзей, любви и понимания со стороны родителей;
  • психологическое насилие в семье, постоянные унижения, обвинения и угрозы, отвержение успехов и ущемление прав личности подростка;
  • травмирующие события, такие как смерть близких, развод родителей, физическое насилие;
  • низкая самооценка, причиной которой является неприязнь к собственному телу, отсутствие успехов в учебе и личной жизни;
  • критический взгляд на собственное будущее;
  • гормональные изменения.

Причиной возникновения депрессии может быть и биологическая предрасположенность, и психические проблемы: депрессивный или маниакальный тип личности, тревожные расстройства.

Признаки депрессии у подростков

Чаще всего о наличии психического неблагополучия свидетельствуют те же физические проявления, что и при обычной болезни:

  1. Отсутствие аппетита . Если подросток мало ест, он не обязательно болен. Опасение должно вызвать резкое и продолжительное уменьшение количества поедаемой пищи, отсутствие интереса к любимым блюдам.
  2. Общая вялость, упадок сил . Подросток не хочет заниматься делами, за которые обычно брался с энтузиазмом: не уделяет внимание хобби, не общается с друзьями.
  3. Бессонница или, наоборот, сонливость.
  4. Головная боль , нарушение работы желудочно-кишечного тракта, ослабленный иммунитет.


О депрессии говорит и поведение подростка. Начинать беспокоиться нужно, если ребенок:

  • часто плачет, грустит изо дня в день;
  • говорит о своей ненужности, о том, что все глупо и бесполезно;
  • страдает от чрезмерного чувства вины, воспринимает близко к сердцу любую неудачу;
  • не хочет выходить из дома и общаться;
  • раздражителен, зол и враждебен без видимой причины, испытывает ненависть к благополучию окружающих;
  • не может сосредоточиться, занимается хуже, чем обычно;
  • проявляет интерес к трагическим и мрачным сюжетам, картинам, музыке.

Депрессивному подростку трудно принимать решения. В 16 лет человек определяется со своей специальностью, готовится к поступлению. Депрессивный подросток не проявляет интереса к своему будущему, он безразличен или настроен крайне негативно ко всем предложениям.

Симптомы суицидального поведения

Подросток, желающий свести счеты с жизнью, ведет себя по-разному. Он может как отчаянно стремиться к контакту, громко жаловаться и искать сочувствия, так и уходить глубоко в себя, вяло, односложно отвечать тихим голосом.

Тревожные звоночки в таких состояниях это:

  1. Стремление к самоповреждению: желание ударить себя, нанесение царапин и ран, безответственное отношение к медицинским препаратам, повышенный интерес к их действию и последствиям передозировки.
  2. Разговоры о загробном мире, бремени жизни. Подросток прямо или косвенно говорит о том, что смерть – это благо, избавление от проблем и бесконечных страданий.
  3. Отсутствие интереса к собственным успехам, их принижение.
  4. Обесценивание ранее значимых вещей. Подросток перестает просить деньги, раздает дорогие вещи, игнорирует любимые занятия, безразличен к своему внешнему виду.
  5. Злоупотребление алкоголем и другими расслабляющими веществами.
  6. Повышенный интерес к опасным местам. Подросток рискует своей жизнью, безразличен к последствиям.

Когда обращаться к специалисту

Попросить помощи врача стоит, если вы заметили, что у ребенка:

  • продолжительное время плохое настроение, апатия, грусть или сильная злость;
  • непроходящее физическое недомогание;
  • появились суицидальные мысли или мотивы в творчестве;
  • желание причинить себе боль;
  • асоциальное поведение.

Важно понимать, что даже демонстративное высказывание желания покончить с собой может иметь печальные последствия.

Если ребенок привлекает к себе внимание и шутит на тему собственной смерти, это не показатель его избалованности и безделья, это звоночек о том, что его мучают сильные внутренние переживания.

Лечение подавленности у детей

Для того чтобы избавить подростка от депрессии, родителям необходимо принять то, что у ребенка проблемы и отнестись к ним серьезно. С высоты собственного опыта им может казаться, что все эти переживания из-за ерунды или, что еще хуже, из-за дурного характера.

Подростки и так склонны к обвинению и унижению себя. Родители должны объяснить ребенку, что они в любом случае любят его и он ни в чем не виноват.

Есть различные способы лечения, прекрасно сочетающиеся между собой:

  1. Обращение к семейному или детскому психотерапевту . Специалист поможет выявить причины депрессии, укрепить самооценку подростка, помочь ему начать открыто выражать свои чувства, развить способность решать проблемы, взаимодействовать с социумом. Обращение к психотерапевту предотвратит проблемы, которые могут возникнуть у ребенка во взрослой жизни.
  2. Фитотерапия . Успокаивающие травы помогут в лечении легкой формы и устранении напряжения.
  3. Улучшение взаимоотношений в семье . Родители должны больше слушать ребенка, проводить с ним время. Можно найти общее хобби, совершать совместные вылазки на природу. Активность, солнце и свежий воздух также способны помочь справиться с эмоциональным упадком.
  4. Детский врач-психиатр , если посчитает нужным, может выписать ребенку антидепрессанты.


Профилактика подростковой апатии

Множество проблем в школе и со сверстниками у подростков появляется из-за неблагоприятных отношений с родителями. Ваш ребенок будет намного счастливее, если вы будете выполнять несколько правил:

  1. У вас должны быть доверительные отношения . Подросток может скрывать свое расстройство, если не хочет разочаровать или испугать родителей. Нужно объяснить ему, что его внутреннее состояние намного важнее внешнего благополучия.
  2. Важно укреплять самооценку подростка : не критиковать его личные качества и внешность, хвалить не только за успехи, но и за попытки что-то сделать.
  3. Нельзя возлагать на ребенка большие ожидания , он может не выдержать такой ответственности. Это отдельный человек со своей судьбой, и как бы вам ни хотелось, чтобы он выиграл все призы, нельзя требовать этого.
  4. Интересуйтесь жизнью ребенка , но не стремитесь все контролировать. Для того чтобы он мог принимать самостоятельные решения, у него уже в детстве должна быть свобода в выборе одежды, друзей и увлечений.
  5. Показывайте на личном примере , как решать проблемы. Дети учатся у родителей, поэтому если вы требуете смелости и открытости, а сами нерешительны и замкнуты, ребенок будет вести себя как вы, но при этом заниматься самобичеванием за несоответствие вашим ожиданиям.
  6. Любите ребенка таким, какой он есть.

Подростковая депрессия – часто встречающееся заболевание. Оно особенно болезненно, так как ребенок еще не имеет сил и навыков справиться с жизненными трудностями.

Иногда депрессивное состояние похоже на капризы и избалованность, но нельзя обманываться этим, как бы ни хотелось списать все на дурной характер. В таких ситуациях ребенку требуется максимум вашего внимания и участия, даже если вы обращаетесь к специалисту.

Видео: Как понять происходящее

С точки зрения медицины, депрессия связана с нарушением баланса в мозгу нейротрансмиттеров, отвечающих за передачу импульсов между нервными клетками. По мнению ученых, у подростков такие изменения могут происходить в результате болезни или стресса, вызванного трудностями переходного возраста. У девочек депрессия встречается чаще, чем у мальчиков, поскольку они более эмоциональны и подвержены срывам.

Девочки-подростки предъявляют к себе завышенные требования. Они придают большое значение своему внешнему виду, стремясь быть идеальными, чтобы привлекать мужское внимание. Гормональные изменения в организме, обусловливающие повышенную сальность волос и прыщи, а также прочие факторы создают целый комплексов по поводу мнимых недостатков. Увеличение мышечной массы и жировой ткани девушки рассматривают как вес, из-за чего изнуряют себя диетами, полностью отказываются от пищи, вызывают рвоту и т.д. В конечном счете, это приводит к .

Субъективная оценка своей внешности в сравнении с другими девочками также может вызывать немалый стресс. У более красивых, по мнению девушки, подруг и одноклассниц, как правило, ноги длиннее и стройнее, волосы здоровее и пышнее, идеальная фигура и правильные черты лица. На недовольство собственной внешностью накладывается сравнение с окружающими не в свою пользу, и постепенно девочка-подросток приходит к выводу, что со своими данными она не сможет составить достойной конкуренции другим девушкам в борьбе за внимание противоположного пола, что разрушительно действует на неокрепшую психику.

Не меньшую роль в возникновении депрессии у девочек переходного возраста играют отношения со сверстниками, учителями и прочим окружением. Отсутствие уверенности в себе и своих способностях, убежденность в собственной ущербности, иными словами, заниженная самооценка может создавать проблемы в общении, особенно с мальчиками, ведь именно в этом возрасте дружба сменяется влюбленностью. Если первая любовь окажется безответной или отношения сложатся неудачно, это усилит депрессивные настроения.

Невнимание или пренебрежительное отношение родителей к проблемам дочери-подростка, семейные неприятности (развод, материальные трудности, конфликты между членами семьи и т.д.) могут приводить к тому, что девочка замыкается в себе, уходит в свой внутренний мир и более не допускает туда никого. Если на этом этапе родители не окажут ей достойной поддержки, ситуация может вызвать тяжелую депрессию.

Девочки с высоким уровнем интеллекта, талантливые, одаренные и успевающие в учебе, много читающие и обладающие широким кругозором зачастую подвергаются унижениям и насмешкам в классе и оказываются изгоями. Сверстники относятся к умным девочкам негативно, поскольку неосознанно расценивают их успехи как предательство и противопоставление себя коллективу, хотя на самом деле испытывают к ним банальную зависть. Как правило, интеллектуально развитые девочки менее приспособлены к конфликтам и не могут себя защитить, поэтому в результате впадают в депрессию.

В любом случае девочкам, страдающим депрессией, вне зависимости от вызвавших ее причин требуется внимание родителей, друзей, а также помощь специалиста (психолога, психотерапевта, социального педагога). Это заболевание успешно лечится как с применением медикаментов, так и без них. Важно вовремя выявить депрессию и не допустить ее усугубления, поскольку запущенное состояние может привести к тяжким последствиям, в том числе алкоголизму, наркомании и суициду.

Часто только в период полового созревания у девочек-подростков обнаруживаются какие-то отклонения в развитии, которые до этого момента протекали бессимптомно. В норме менструальная функция налаживается в возрасте от 9 до 16 лет, а в течение двух лет с момента менархе возможны физиологические сбои цикла. Аменорея – отсутствие месячных в течение шести и более месяцев. Почему возникает данное состояние? Насколько опасна аменорея у подростков и как ее лечить?

Читайте в этой статье

Виды и признаки

Половое созревание – ступенчатый процесс. На первом этапе у девочки начинают изменяться закладки молочных желез (набухает и темнеет ареолярная область). После этого появляется оволосение в области гениталий и подмышечных впадин, а из половых путей начинают выделяться бели. Параллельно с этим меняется психика ребенка, восприятие окружающих и т.п. Завершающим этапом полового созревания является налаживание менструальной функции.

Первые месячные в норме должны пойти у девочки не раньше, чем в 9, но и не позднее 16 лет. Также эти параметры могут немного смещаться ввиду конституциональных и национальных особенностей.

В случае, когда по достижению 16 лет месячных нет, следует говорить о первичной . Причин для развития подобного состояния множество — от пороков развития до патологии центральной нервной системы.

Если у девочки месячные начались в положенный период, но затем отсутствуют в течение 6 и более месяцев — это вторичная аменорея у подростков. В большинстве случаев она имеет лучший прогноз и шансы сохранения нормальной репродуктивной функции в дальнейшем выше по сравнению с первичной.

Важно знать, что на протяжении двух лет от начала менструальной функции у девочки могут наблюдаться различные нарушения менструального цикла, не всегда сразу устанавливается периодичность от 21 до 35 дней и нормальная продолжительность критических дней до 3 — 5 суток. Возможны как , так и — организм привыкает к новым условиям. Но любые подобные сбои не должны присутствовать после двух лет от начала менархе.

Причины аменореи

Окончательно установить, почему у девочки возникли нарушения менструального цикла, может только специалист после проведения хотя бы минимального обследования. Но чем раньше установлена проблема, тем больше вероятность решить ее наиболее благоприятным путем с возможностью в дальнейшем рождения здоровых детей.

Можно выделить следующие четыре группы причин для аменореи:

  • Различного рода функциональные нарушения, справиться с которыми не всегда просто. Но главное, что в этом случае нет проблем в строении и основной работе половых желез и связанных с ними структур.
  • Нарушение работы гипофиза или гипоталамуса. Это могут быть как приобретенные проблемы, так и врожденные.
  • Нарушение развития гонад. В этом случае наблюдается внешний облик практически здоровой девочки при серьезном изменении ее генетического материала.
  • Выявление пороков развития непосредственно половых органов.

Смотрите на видео о симптомах и причинах аменореи:

Функциональные нарушения

Особенно у девочек в период становления половой функции работа всех органов зависит от ее образа жизни и полученного генетического материала. Аменорея может быть вызвана следующим:

  • Конституцией девушки. Так, если задержка полового развития наблюдалась у кого-то из ближайших родственников, как по женской, так и по мужской линии, причем без нарушения репродуктивной функции и каких-либо других отклонений, высока вероятность подобного и у ребенка. При обследовании никаких отклонений не наблюдается. При этом часто возникает первая менструация и в 18 лет. Такие девочки отличаются от своих сверстниц некоторой инфантильностью, хотя половые органы развиты в соответствии с возрастом. Это всегда первичная аменорея у подростков.
  • На фоне анорексии. Известно, что при дефиците поступления питательных веществ организм пытается сократить все свои функции, в том числе «затухает» половая система, так как на вынашивание и рождение здорового малыша необходимо много сил и энергии. Также следует учитывать, что жировая ткань участвует в метаболизме эстрогенов, и ее дефицит приводит дополнительно к различным нарушениям. В итоге возникает функциональная аменорея.

Нарушение работы гипофиза и гипоталамуса

Гипофиз и гипоталамус выделяют большое количество активных веществ, которые регулируют функции многих органов. Что касается яичников, то это гонадотропины. Также гипофиз выделяет пролактин, которые отвечает за трансформацию молочных желез в период грудного вскармливания. Нарушение в образовании этих веществ и изменение чувствительности тканей приводят к :

Причины сбоя Почему это происходит
Гиперпролактинемия Патология связана с тем, что по какой-то причине (функциональная или опухоль гипофиза) происходит повышенное образование гормона. Девочка может вообще никак не ощущать каких-либо симптомов, но однажды возникает аменорея. Связано состояние с тем, что повышенный уровень пролактина изменяет продукцию гонадотропинов, что сказывается на функции яичников. Также гиперпролактинемия может возникать на фоне гипотиреоза (недостаточной функции щитовидной железы), патологии надпочечников и других заболеваний.
Синдром Кальмана Характеризуется сочетанием аменореи и отсутствием обоняния. Также заметно евнухоидное телосложение (длинные руки, высокий рост, недоразвитие половых признаков и т.п.). Синдром Кальмана связан с генетической мутацией и является наследственно обусловленным заболеванием.
Адипозо-генитальная дистрофия Связана с нарушением работы гипоталамуса и гипофиза. В результате на фоне неконтролируемого ожирения не происходит своевременного полового созревания. Умственное развитие при этом не страдает и соответствует возрасту.
Синдром Лоренса-Муне Характеризуется отставанием в половом развитии, наличием ожирения и снижением интеллекта, а также изменением на глазном дне, увеличением количества пальцев на руках и ногах, некоторыми другими симптомами. Часто данную патологию сопровождают другие пороки развития внутренних органов, которые приводят к летальному исходу еще в пубертанте.

Изменение генетического материала девочек

Часто до начала полового созревания сложно заметить какие-то отклонения в генетическом материале. Подростковая аменорея становится поводом для углубленного обследования, в результате и определяется патология. В норме набор должен быть XX. Изменения могут быть следующими:

  • Синдром Шерешевского- Тернера обусловлен наличием только одной Х-хромосомы. Данная патология встречается в одном из 2000 — 4000 новорожденных девочек. При этом характерен невысокий рост девушек, толстая шея с крыловидными складками. Половые признаки не выражены или заметны слабо, молочные железы не развиты. Обусловлено этим тем, что вместо яичников присутствует только их имитация из соединительной ткани, и, соответственно, нет необходимых гормонов.
  • Синдром Свайера и тестикулярной феминизации характеризуются тем, что по внешним признакам определяется девочка с отставанием в половом развитии, а при исследовании генетического материала — мужские данные, т.е. XY. Но при этом отсутствуют какие-либо половые гормоны в крови. Чаще всего до периода пубертанта патология не определяется ввиду отсутствия особых симптомов. После уточнения самоопределения и ощущения необходима заместительная гормональная терапия и иногда хирургическое вмешательство.
  • Синдром резистентных яичников обусловлен резким уменьшением чувствительности последних к ЛГ гипофиза. Подобное происходит вследствие мутации генов. В итоге у девочек при нормальном развитии наружных и внутренних половых органов возникают проблемы с месячными — первичная или вторичная аменорея в подростковом возрасте. Эти изменения приводят к бесплодию вследствие отсутствии овуляции.
  • Дефект в работе некоторых ферментов приводит к нарушенному образованию половых гормонов и соответствующим клиническим изменениям. В норме эстрогены образуются из андрогенов, а если не происходит этого, то появляются признаки вирилизации — повышенное оволосение по мужскому типу, увеличение клитора и другие.
  • (Штейна-Левенталя) также приводит к различной степени выраженности аменореи. Но истинная природа патологии не выяснена. Заболевание многогранное, проявляющееся различной степени кистозными изменениями в яичниках, нарушением гормонального фона и бесплодием.

Пороки развития половых органов

При нормальном общем самочувствии и хорошей функции яичников у девочек могут наблюдаться различные пороки развития половых органов, в связи с чем будет наблюдаться вторичная аменорея. Основные пороки связаны со следующими изменениями:

  • Недоразвитие верхней части влагалища и матки. При этом нижняя треть позволяет даже вести нормальную половую жизнь. Беременность в таких случаях возможна только с использованием ЭКО, в частности, суррогатного материнства.
  • Атрезия (сужение и заращение) цервикального канала, влагалища, а также при чрезмерно плотной девственной плеве. В подобных ситуациях у девочки менструальная кровь образуется, но не может выйти из полости матки или влагалища. Ежемесячные скопления выделений вызывают тянущие боли внизу живота у девочек, иногда с очень интенсивным характером. При обследовании, в том числе ультразвуковом, данные изменения хорошо видны и не вызывают особых трудностей.

Диагностика

Самостоятельно определить, почему возникли нарушения, практически невозможно.

Поэтому окончательно выяснить проблему сможет только специалист после досконального обследования девушки. В комплекс исследований чаще всего входят следующие:

  • Стандартный осмотр с определением веса, роста, конституции, наличия вторичных половых признаков и т.п.
  • Ультразвуковое исследование органов малого таза, при котором можно обнаружить нарушения в строении внутренних половых органов.
  • Функциональное исследование с определением уровня различных гормонов в крови. Обязательно определение ЛГ, ФСГ, тестостерона, эстрадиола, кортизола (образуется в надпочечниках), прогестерона, ДГЭА, пролактина, Т3 и Т4 (синтезируются в щитовидной железе) и некоторых других на усмотрение детского гинеколога или эндокринолога.
  • После комплексов обследования могут проводиться различные пробы с гормонами, чтобы проверить, отвечает организм на них или интактен.
  • В дальнейшем в большинстве случае необходимо выполнение рентгенографии черепа, КТ или МРТ головного мозга при подозрении на микроаденому гипофизу или патологию турецкого седла.
  • Исследование глазного дна позволяет заподозрить некоторые генетические нарушения и опухоли головного мозга.
  • Необходимо и определение кариотипа девочки для исключения хромосомных патологий.

Спектр обследования может быть расширен в зависимости от базовых результатов анализов по усмотрению лечащего врача.

Лечение патологии

Лечение аменореи у подростков напрямую зависит от причины, ее вызвавшей.

Комплексная терапия в некоторых случаях может восстановить менструальную функцию и даже нормализовать репродуктивный потенциал. Но некоторые варианты с генетическими изменениями, нарушением развития половых органов требует порою серьезных хирургических вмешательств.

Во многих случаях последующая беременность возможна только методом ЭКО, иногда с применением суррогатного материнства.

Основные направления консервативного лечения следующие:

  • Циклическая витаминотерапия, а также гомеопатия и средства на растительной основе. Например, часто используется циклодинон, тайм-фактор, цикловита и другие. Особенно они эффективны при функциональных нарушениях, вызванных стрессами, изменением питания, конституциональными особенностями и при наличии метаболической патологии, например, при сахарном диабете и т.п.
  • Родителям следует организовать максимально комфортные условия для жизни девочки: при необходимости снизить физические и умственные нагрузки, сбалансировать питание и т.п.
  • Седативные препараты, начиная от растительных сборов до антидепрессантов, помогают побороть функциональные нарушения, вызванные анорексией и другими заболеваниями. Важно для нормализации связей между гипофизом, гипоталамусом и половыми органами психическое равновесие. С этой же целью назначаются адаптогены (элеутерококк, женьшень и подобные).
  • Препараты для стимуляции собственной функции яичников, например, метионин, глютаминовая кислота и другие.
  • Часто на постоянной основе назначается заместительная гормональная терапия обычными оральными контрацептивами. Подобное лечение необходимо для имитации менструальной функции и сохранения здоровья при яичниковой недостаточности или аномалиях, связанных с этим.

Аменорея в подростковом возрасте — серьезная патология, на которую необходимо немедленно же обращать внимание и пытаться выявить причину нарушений. Чем раньше начато лечение, тем выше шансы на максимальную социальную адаптацию при генетических и других серьезных пороках. Сохранение или воссоздание репродуктивной функции возможно, к сожалению, не всегда.

Сегодня в материале расскажем про переходный возраст у девочек и у мальчиков. Как быть родителям и как правильно себя вести с детьми в данный период. Что следует делать а, что нет.


Взросление – естественный процесс, который, тем не менее, сопровождается немалыми проблемами. Все изменения, происходящие в подростковый период, настолько сильны, что затрагивают все сферы жизни. Ничего уже не будет по-прежнему. И это очень сильно пугает родителей. Впрочем, и дети не всегда с восторгом принимают происходящее.

Меняется не только физическое тело ребенка, но и его мировосприятие . Дитя формирует свое представление об окружающем, ориентируясь на взрослого. Родители для него почти боги, они защищают, дают еду и кров, и поощряют. Со временем ребенок накапливает свой собственный жизненный опыт, который зачастую идет вразрез с тем, что он видит в семье, на первое место выходит авторитет сверстников.

Общая психическая и физиологическая незрелость, перестройка гормональной системы, неадекватная самооценка – все это делает практически любого подростка взрывоопасным субъектом общения. Взрослым порой кажется, что их ребенок теряет рассудок. А дети не могут донести до взрослых свои проблемы.

Переходный возраст у девочек

У девочек пубертат начинается довольно рано. Первые изменения можно заметить уже к концу начальной школы. Примерно к 10-11 годам наблюдается резкий скачек роста и мышечной силы. Гормональные изменения у девочек проходят мягче и дольше растянуты по времени. Могут появиться первые комплексы по поводу внешности. Родителям, да и всем окружающим, нужно быть максимально деликатными.

В 12-14 лет у здоровой девочки-подростка начинается менструация. Это очень важный период становления и осознания своей женской сути. Мама либо любой другой взрослый, которому ребенок доверяет, должны заранее поговорить об особенностях взросления и о том, как теперь будет функционировать организм.

Кроме того важно грамотно проводить профилактику подростковой беременности. Без запугиваний, но честно рассказать обо всех последствиях незащищенного секса. Ведь подросшие девочки в этом вопросе наиболее уязвимы.

Переходный возраст у мальчиков

Взросление мальчиков начинается несколько позднее, чем у девочек. Если посмотреть, например, на шестой класс школы, то резко бросается в глаза отличие и физическое и эмоциональное. Пубертат у мальчиков начинается в среднем в 13 лет и отличается более активными гормональными всплесками, и более быстрым ростом костной и мышечной массы.

Активный выброс в кровь андрогинов , делает мальчиков-подростков более агрессивными, они реже идут на компромисс, чаще свершают необдуманные действия. Задача взрослых максимально корректно объяснять подростку последствия его поступков. В этот период очень важно постараться найти общий язык и общие интересы.

Чего родителям ждать от детей-подростков

Пубертат окутан множеством мифов. Взрослые, конечно, помнят себя в этом возрасте, но современные подростки кажутся совсем другими. Если внимательно приглядеться, со сменой поколений, по сути, ни чего не изменилось. У подрастающих детей те же проблемы, им хочется сепарации от родителей, но нет возможности.

То, насколько остро будет проходить подростковый возраст детей в каждой конкретной семье, зависит от множества факторов.

Прежде всего от того насколько доверительные и открытые отношения были в более раннем периоде. Но есть общие тенденции, присущие всем подросткам, в той или иной степени:

  • Внешне необъяснимые перепады настроения. Они связаны с особенностями работы растущего мозга и перестройкой гормональной системы.
  • Проблемы со здоровьем, связанные со слишком быстрым ростом. Нервная и кровеносная система не успевают за стремительно вытягивающимися конечностями.
  • Отдаление от родителей и «уход» из дома. Это абсолютно нормальный этап взросления, родителя следует с пониманием относится ко все возрастающей самостоятельности подростка.

Ожидания детей-подростков от родителей

Каким бы сложным не был период перехода от детства к юношеству для родителей, детям гораздо сложнее. Часто они не понимают что происходит. Почему тело вдруг стало болеть и перестало слушаться. Почему хочется плакать и кричать без повода. И как теперь дальше жить.

Отсутствие жизненного опыта делает подростков очень уязвимыми и, по сути, они все равно еще дети, даже если переросли маму на голову. Им так же нужна родительская опека и поддержка в сложных ситуациях. Просто необходимо знание, что есть надежный тыл, где их любят и примут любыми.

Подростки на самом деле готовы идти на компромиссы и выстраивать новые отношения с родителями. Они ожидают, что родители с пониманием отнесутся к их желаниям, проблемам и страхам.

Как минимизировать конфликты и ошибки

Подростковый возраст – наиболее сложный период в жизни семьи. Ребенок внешне уже часто выглядит совсем взрослым. Но при этом малый жизненный опыт и невозможность отвечать за свои поступки делает детей этого возраста очень уязвимыми.

Подростки стремятся к независимости , начинают «уходить» из дома, ставят на первое место авторитет сверстников. Характер этого обособления зависит от характера ребенка и от предыдущего опыта отношений с родителями.

Взрослых эта ситуация тревожит и вызывает стремление все исправить, «вернуть как было». Эти попытки либо оканчиваются неудачей и окончательным отдалением ребенка. Либо порыв к естественной сепарации пресекается и из подростка вырастает инфантильная, неприспособленная к жизни личность.

Еще один негативный вариант дальнейшего развития детско-родительских отношений – ребенок замыкается в себе, затаивается и ждет момента взросления. После чего следует разрыв отношений надолго, возможно навсегда.

Родителям важно , исходя из собственной ситуации, найти компромисс между попустительством и абсолютным запретом. Надо учится заново выстраивать приемлемые границы поведения и отпускать там, где это возможно.

Для этого надо учесть основные задачи в воспитании подростков:

  1. Определите для себя конечную цель воспитания. Родители не часто задаются этой проблемой. Либо смотрят на нее слишком узко и одномоментно. Они хотят, чтобы подросток вот прямо сейчас был послушным, а через пять лет стал самостоятельным, смелым и решительным. Но так не бывает, если человека очень долго ломать, он рано или поздно сломается. Из хорошей правильной послушной деточки не вырастет успешный, психологически зрелый взрослый. Помните о главной цели – .
  2. Создайте подростку условия для взросления. Дети хотят исследовать мир, и это совершенно нормальное их стремление. Взрослые хотят обеспечить максимальную безопасность. Чем старше ребенок, тем шире круг его интересов и тем он дальше от дома и семьи. Основная беда подростка – малый жизненный опыт, влекущий за собой порой слишком жестокие последствия. Родителям стоит заранее продумать стратегии действий в разных опасных ситуациях. Просто запрещать – не выход, подросток все равно сделает то, что хочет, но уже втайне. Надо максимально подробно проговаривать все последствия тех или иных решений, часто уже только это останавливает ребенка от сомнительных действий. В крайнем случае, допустимо и запретить, но таких запретов должно быть как можно меньше, в идеале не больше пяти.
  3. Безусловное принятие ребенка . Любовь родителя не должна зависеть ни от каких внешних факторов. Ни оценки в школе, ни успехи/неудачи в любимом деле, не должны глубинно влиять на детско-родительские отношения. Любить подростка порой очень сложно, такого нескладного, хамоватого, неряшливого, но ему это необходимо даже больше чем младенцу. Родительская безусловная любовь дает силы для преодоления, для познания нового, для движения вперед.
  4. Доверьте подростку зону ответственности. Научитесь делегировать подросшему ребенку часть заботы о семье и нем самом. Есть довольно много вещей, с которыми подростки справляются не хуже взрослых – приготовить несложный ужин, забрать посылку с почты, самому выбрать и купить шторы в свою спальню. Такое делегирование идет на пользу всем, и дети учатся настоящей жизни и родители получают небольшую передышку.

Подростковый возраст в жизни мальчиков и девочек рано или поздно заканчивается. Наступает новый этап жизни – юношество, а затем зрелость. От того насколько грамотно поведут себя родили в период пубертата, зависит то насколько гармоничными и сильными личностями вырастут их дети.

Подростковые годы - одни из самых эмоциональных, когда школьник выходит из детского возраста, но не всегда знает, что значит быть взрослым. Именно в это время, он подвержен различным влияниям, противоречиям, часто разочаровывается в жизненных ситуациях, друзьях, людях. Если дела в школе идут плохо, дома нет поддержки, то развивается депрессия у подростка. Что делать при ее появлении, как вовремя распознать и провести необходимое лечение, будет рассмотрено в этой статье.

Депрессия: определения понятия

Депрессия - характеризующееся упадком сил, равнодушием к общественной жизни, отказом от выполнения важных дел, поручений. Такое считается заболеванием, которое необходимо лечить. Довольно часто человек не может самостоятельно выйти из депрессии, поэтому он нуждается в сторонней помощи.

Как и любое заболевание, депрессивное состояние имеет свои симптомы и причины возникновения. Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности или смертности. Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни.

Причины подростковой депрессии

Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы. Основные причины депрессии у подростков следующие:

  1. Гормональная перестройка в организме детей. В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.
  2. Неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, "нападки" учителей, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным.
  3. Социальный статус. Если ребенок не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким.
  4. Несчастная первая любовь . Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии.
  5. Высокие требования родителей. Завышенная планка, непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.
  6. Семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка.

Симптомы депрессивного состояния

Любое заболевание имеет свои признаки, по которым его можно распознать. Депрессия проявляется следующими симптомами:

  • постоянное апатичное состояние;
  • появление различных болей (головная, желудочная, спинная);
  • непроходящее чувство усталости, упадка сил;
  • школьник не может сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
  • появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога;
  • безответственное или бунтарское поведение - подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • резкое снижение успеваемости в школе;
  • избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
  • отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
  • нарушения питания - школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею;
  • чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
  • одержимость темой смерти, загробной жизни.

В целом признаки депрессии у подростков вызывают изменения в их поведении и настроении. Школьники становятся замкнутыми, большую часть времени проводят у себя в комнате, не общаются с другими людьми. Теряют интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям, становятся мрачными и враждебными.

Возрастные характеристики

Взрослея, дети меняются не только внешне, но и внутренне, они по-другому смотрят на мир, видят и понимают новые для себя взаимосвязи, отношения между людьми. Поэтому именно в это время они подвержены депрессивному состоянию.

Наиболее пиковым периодом возникновения депрессии у подростков считается возраст от 13 до 19 лет. В это время школьники подвержены стрессам, у них нестабильная и повышенная эмоциональность, окружающий мир воспринимается через увеличительное стекло, все проблемы кажутся неразрешимыми.

В возрасте до 15 лет редко встречаются тяжелые и средние формы заболевания, однако это не значит, что не нужно обращать внимание на подавленность ребенка, так как легкая стадия достаточно быстро может перейти в более тяжелую.

Дети 10 - 12 лет в основном проявляют такие симптомы, как общее ухудшение здоровья, нарушается пищеварение и питание. Кроме того, меняется поведение школьников, они становятся более замкнутыми, одинокими, могут жаловаться на скуку, теряют интерес к прежним занятиям.

Подростки 12 - 14 лет прячут свое депрессивное состояние, однако оно проявляется через мыслительную и двигательную заторможенность. Дети не могут четко сформулировать свои мысли, возникают трудности в коммуникативном процессе. Также проявляются такие симптомы депрессии у подростков, как неуспеваемость, нарушение дисциплины, злоба, проведение большего времени на улице. Школьники находятся в постоянном напряжении и страхе, что их будут ругать, читать им нотации, унижать.

Самые проблематичные депрессивные состояния приходятся на 14 - 19 лет, - возраст, когда перед школьниками возникают трудности выбора дальнейшего пути, прохождение экзаменов. Кроме того, они склонны задумываться о смысле жизни, который не могут еще понять и найти, такие мысли приобретают самодовлеющий характер. В этот период наиболее остро могут проявляться такие симптомы депрессии у подростков, как бессонница, нарушение аппетита, раздражительность, боязнь принятия решений, тревога и другие.

Виды проявления депрессии

В зависимости от поведенческих особенностей, проявляемых признаков, можно выделить следующие состояния:

  • Зомби - зацикливание подростка на определенном занятии, не несущем никакой пользы, а являющимся абсолютно бесплодным. Ярким примером является проведение время в социальных сетях, постоянное обновление страницы в ожидании нового события. Ребенок превращается в "зомби", питающимся бессмысленной информацией.
  • Загадка - школьник не проявляет никаких признаков заболевания, однако он кардинально изменяется за короткий промежуток времени. Трансформации могут коснуться внешности, привычек, мировоззрения.
  • Жертва - депрессия у детей и подростков нередко принимает форму жертвы, когда они, ощущая свою никчемность или ущербность, легко поддаются под влияние более успешного, с их точки зрения, человека, под воздействием которого депрессивное состояние только усиливается.
  • Ширма - школьники за видимым успехом прячут истинные переживания, страхи, боль. Такая форма заболевания может привести к тому, что ребенок будет постоянно стремиться к успеху, однако удовлетворения это не принесет.
  • Проблема - подростки не чувствуют вкуса к жизни, им все скучно и неинтересно, они могут находиться всегда в При этом хорошо учатся, не ведут асоциальный образ жизни, однако и душевной гармонии у таких детей нет.
  • Бунтарь - данная разновидность депрессии говорит о ее затянувшейся форме. Школьник не ценит жизнь, она его раздражает, при этом к суицидальному поведению он практически не подвержен, так как слишком любит свое Эго и бережет его.

Депрессия у мальчиков и девочек: половые различия

Подростки, находящиеся в депрессивном состоянии, не выдерживая его, часто пытаются найти какой-либо выход, который поможет облегчить страдания и заглушить боль. При этом ответ на вопрос, как выйти из депрессии, подростку мальчику видится в бунтовском и асоциальном поведении, а девочке - в замкнутости в себе или в причинении еще большего страдания.

Мальчики чаще всего связываются с плохой компанией, пробуют всевозможные наркотические средства, алкоголь, закрываясь таким способом не только от личных проблем, но и от мира в целом, от его несправедливости и непонимания. В таком состоянии ребенок ощущает себя абсолютно счастливым. Здесь нет обязанностей, учителей и чрезмерно заботливых родителей.

Депрессия у подростка-девочки имеет несколько иные проявления. Она уходит в себя, закрывается от внешнего воздействия в своем внутреннем мире, становится нелюдимой, замкнутой, одинокой. Нередко такое поведение связано с низкой самооценкой, когда девочка не знает, за что себя уважать, в чем ее привлекательность, при этом она пытается заглушить боль через беспорядочные половые связи. Чаще всего такое недооценивание себя как личности, своих возможностей идет из семьи, когда ребенку мало говорили о том, какая она замечательная и хорошая. Ведь в отношении девочки много любви не бывает, это не испортит ее, не сделает ханжой.

Однако подобные выходы из этого состояния, только ухудшают ситуацию: после окончания действия наркотика или полового акта боль становится еще сильнее, самоуважение падает до нуля. Поэтому важно вовремя начать бороться с депрессией у подростков, чтобы избежать добровольного ухода из жизни.

Лечение депрессии

При обнаружении вышеперечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с доктором, чтобы он определил грамотное лечение, которое может быть медикаментозным или носить консультативный характер.

Из лекарственных средств обычно прописывают различные успокоительные препараты, которые не оказывают губительного влияния на организм ребенка в целом, не приводят к сонливости и отреченности. Любые препараты необходимо принимать строго по назначению врача, чтобы избежать различных неприятных последствий.

Однако наиболее часто достаточно провести курс психологических консультаций, где лечение депрессии у подростков осуществляется через поиск причин возникновения недуга, научения распознавания негативных мыслей и умения с ними справляться. Такие консультации проводятся как отдельно с ребенком, так и со всей семьей, если причинами заболевания становятся трудные отношения с родственниками.

Родительская помощь подростку

Основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится их родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться. Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  • Не рекомендуется постоянно наказывать или унижать ребенка, иначе он вырастет неуверенным, зажатым, будет считать себя никому не нужным.
  • Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
  • Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  • Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать подростку свои несбывшиеся мечты.
  • Необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг и многое другое.
  • Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  • Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.

Признаки суицидального поведения

Подростковая депрессия может принять достаточно опасную форму - добровольный уход из жизни. Все проблемы, которые возникают у школьников, считаются неразрешимыми и непреодолимыми, причиняющими невыносимую боль. Среди них наиболее популярные: неуспеваемость в школе, неразделенная любовь, проблемы в семье, постоянные неудачи в различных делах. Подростки, не выдерживая такого эмоционального напряжения, идут на крайний шаг - суицид, который решает все трудные вопросы разом.

Среди основных признаков такого поведения можно выделить следующие:

  • отсутствие веры в хорошее и радостное будущее, ребенок теряет всякую надежду;
  • безразличное отношение к себе, депрессия в подростковом возрасте проявляется через такие фразы, как "я никому не нужен, никому нет до меня дела";
  • школьник перестает заниматься любимым делом, теряет интерес к учебе;
  • часто заводит разговор о смерти или даже грозится себя убить.

Если у подростка проявляется хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то нельзя оставлять это без внимания, необходимо поговорить с ребенком или сходить с ним на консультацию к психологу.

Недооценивание и переоценка ситуации

Депрессивное состояние не всегда легко и просто распознать, однако не нужно впадать в крайности, которые заключаются в недооценивании или, наоборот, в переоценке происходящего.

Все подростки подвергаются психологическому стрессу, это нормальный процесс, имеющий те же признаки, что и депрессия. Однако он менее продолжительный, ребенок не закрывается в себе, легко идет на контакт. В таком случае не надо переоценивать ситуацию и вести школьника к врачу, достаточно доверительной беседы дома. Здесь родителям можно рассказать о себе, как они переживали те или иные проблемы в этом возрасте.

В то же время дети, которые действительно нуждаются в помощи, остаются без внимания, родители пускают проблему на самотек, признаки депрессии у подростков не замечаются. Здесь наблюдается недооценивание ситуации, ребенок остается один на один со своими проблемами, что чревато или суицидом.

Следовательно, важно правильно распознавать первых и вторых, оказывать им поддержку и, при необходимости, лечение.

Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе. Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации.

Статьи по теме: