День железнодорожника в россии и беларуси. День железнодорожника в россии

День железнодорожника — первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден приказом по министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года и приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России. Отмечался ежегодно 25 июня (6 июля по новому стилю).

В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.

Традиция празднования Дня железнодорожника была возрождена по инициативе самих железнодорожников, впервые за долгие годы перевыполнивших план перевозок в 1935 году.

В конце июля 1935 года на состоявшемся в Кремле приеме работников железнодорожного транспорта была выдвинута инициатива отмечать профессиональные трудовые успехи ежегодно. Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день.

В настоящее время российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.

По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.

Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны.

Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение , перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.

18 сентября 2003 года постановлением правительства РФ было учреждено Открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. Полномочия акционера осуществляет правительство РФ.

По итогам 2016 года, ОАО "РЖД" перевезено 1,371 миллиарда пассажиров (+1,6% к 2015 году), из них в дальнем следовании — 101,4 миллиона (+3,6%), в пригородном сообщении — 935,7 миллиона (+1,4%). Суммарные доходы холдинга за 2016 год выросли на 7,1% по сравнению с 2015 годом и

В России много профессиональных праздников. Про некоторые праздники знают только те, кому они посвящены. Но некоторые праздники известны всем. Среди них и день железнодорожника.

Мы не мыслим свою жизнь без железных дорог. В нашей стране, растянувшейся на 11 часовых поясов, железные дороги служат кровеносной системой, объединяющей страну в единое целое. Недаром в XIX веке профессия инженера железнодорожника была одной из самых престижных. И этот праздник имеет давнюю историю.

История дня железнодорожника

Этот праздник в России был установлен 10 июля 1896 года, приказом министра сообщения, князя Михаила Хилкова. Дата приказа была приурочена к дню рождения императора Николая Первого, во время правления которого были построены железные дороги из Царского села в Санкт-Петербург и магистраль из Петербурга в Москву.

Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения.

— Министр путей сообщения князь М. Хилков.

В этот день устраивались гулянья, железнодорожные служащие не работали. В храмах проходили торжественные молебны, а в Министерстве путей сообщения в Петербурге, на Фонтанке устраивался торжественный прием, который посещали и высокопоставленные особы.

В те времена железнодорожные вокзалы имели не только утилитарное назначение по обслуживанию пассажиров, но служили культурными центрами в пригородах Санкт-Петербурга и Москвы. В этот день на вокзалах устраивались музыкальные представления, концерты.

День железнодорожника регулярно праздновался в России до 25 июля 1917 г. Революция и гражданская война прервали эту традицию.

После революции праздник был отменен, наряду со всеми датами "старого режима", и возобновлен был только в 1936 г. День праздника был назначен на 30 июля и приурочен к встрече товарища Сталина с участниками Совещания работников железнодорожного транспорта в Москве. Он стал называться "Всесоюзный Сталинский День железнодорожника"

В 1940 году день его перенесли на ближайшее воскресенье 4 августа, а впоследствии он стал праздноваться в первое воскресенье августа. С 2003 года этот праздник является корпоративным праздником ОАО РЖД.

Всем известно какой огромный вклад внесли советские железнодорожники во время великой отечественной войны. Под бомбежками и обстрелами они бесперебойно доставляли войска и грузы на фронт. Без них невозможно было бы создание предприятий в тылу. Не даром в советское время многим поездам были присвоены имена героев. Например одна из пригородных электричек в советское время носила имя старшего машиниста паровозной колонны Елены Чухнюк.

Праздники железнодорожников в странах бывшего СССР

Этот день существует не только в России. Его празднуют и в странах бывшего СССР: Айзербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Узбекистане, Украине и Эстонии. В некоторых странах это также первое воскресенье августа, в некоторых существует фиксированная дата, приуроченная к какому-либо событию. В Литве, например, праздник отмечается 28 августа. В этот день первый паровоз приехал в Вильнюс из Динабурга (нынешний Даугавпилс) в 1860 году.

Какого числа отмечается эта дата, все страны решают самостоятельно.

Праздники железнодорожников в мире

Этот профессиональный праздник существует и в других странах. Его отмечают в Болгарии, Венгрии, Польше, Словакии, Боснии и Герцеговине. В нынешней Германии такого дня официально не существует. Но в прежней ГДР он широко отмечался. Сейчас Германия проводит для сотрудников и пассажиров рекламные компании рельсового транспорта. Эти компании проводятся локально по регионам как в восточной так и западной части страны.

Какого числа день железнодорожника каждая страна решает сообразно своим принципам.

Подарки на праздник

На каждый праздник принято дарить подарки. День железнодорожника не исключение. Подарки делаются на всех уровнях. На официальном - это и правительственные награды, и грамоты, почетные дипломы и денежные премии. Их удостаиваются лучшие сотрудники холдинга. Вручаются знаки "Почетный работник транспорта" и "Почетный железнодорожник." Во всех подразделениях РЖД премии по результатам работы, тоже стараются приурочить к праздничной дате.

Но если среди ваших близких есть работники этой сферы, вы наверняка их хотите порадовать. В этом случае подарки стоит выбирать без оглядки на профессиональную принадлежность. Иначе это будет выглядеть смешно, и может вызвать непонимание. Подарок должен быть от души и выбирая его, вы наверняка будете учитывать вкусы и особенности того, кому он предназначен.

Поздравления

Какой праздник, может обойтись без поздравлений. После официальных торжеств всем хочется собраться в узком кругу, обменяться теплыми словами, пошутить, посмеяться. Работники путей сообщения не исключение. Они не только охотно слушают анекдоты про себя, но и сами их сочиняют. Поздравления с днем железнодорожника прикольные, адресованные людям разных специальностей: машинистам, путейцам, связистам, диспетчерам.

Эволюция железных дорог

Со времен братьев Черепановых, которые в 1833 г. в Нижнем Тагиле изобрели прототип паровоза, названый "самоходным пароходом" развитие железных дорог не прекращается на минуту. Сейчас строятся новые пути и модернизируются старые. На старейшей Николаевской дороге ходят и комфортные электрички "Ласточка". Введено в эксплуатацию для проезда пассажиров Московское Центральное кольцо (МЦК), которое много десятилетий использовалось только для грузоперевозок. Продолжает совершенствоваться Байкало-Амурская магистраль. Ведутся работы по созданию И современный персонал - это не кочегары с лопатой. Это высокообразованные инженеры и рабочие, в распоряжении которых весь арсенал современной техники и информационных технологий.

Особенное распространение железные дороги получили во времена царствования Николая I. Впервые в России соединили два крупных города – Москву с Санкт-Петербургом. Был проложен маршрут для путешествия в Царское село. В связи с радостными событиями государем было принято решение о праздновании дня железнодорожника 6 июля. Так и продолжалось, пока не наступила революция.

После 1930 года началось возрождение праздника. Людям нужно было поднимать рабочий дух, поэтому благодаря небольшой группе передовиков день железнодорожника был возобновлен. Изначально он планировался на конец июля, однако с наступлением выходных дней перенесся на первое воскресенье августа.

День железнодорожного работника является международным днем. Его празднуют во всех бывших союзных республиках.

Празднование

Основная цель праздника – показать престижность профессии железнодорожного работника. В этот день проходят торжественные концерты, где высшее руководство и городская администрация награждают почетными грамотами, дипломами и денежными премиями самых выделившихся работников, ветеранов труда, кто работал и продолжает работать на железной дороге.

Мероприятия часто приобретают масштабность действий, поэтому нередко в крупных городах устраиваются по этому поводу концерты со звёздами эстрады. Большинство мероприятий проходят бесплатно, на концерт могут приходить все желающие.

Поздравления с Днем Железнодорожника


Поздравить работника железной дороги можно любыми способами: приемлемы как памятные сувениры и ценные подарки, так и простые поздравления в устной форме. Можно вручить открытку с теплыми пожеланиями.

Поздравляем с профессиональным праздником и желаем успехов на нелегком трудовом поприще, верных и понимающих коллег, развития и карьерной стабильности. Спасибо за Ваш бесценный и ежедневный труд, благодаря которому миллионы людей могут передвигаться из одной точки земли в другую. Своими руками вы осуществляете прогресс жизни в нашей стране. Мы гордимся Вами и ценим то, что Вы для нас делаете и продолжаете делать.

Работников железнодорожных магистралей поздравляю с торжественным днем! Хочу пожелать, чтобы Ваш поезд жизни мчался с большой скоростью к осуществлению всех желаний, а на пути всегда горел зеленый свет. Желаю удачи в профессиональных начинаниях, сплоченного коллектива и много радостных дней!

Уважаемые железнодорожники! Ваш профессиональный путь, который Вы выбрали, вызывает только восхищение и гордость за нашу страну! Спасибо за все, что Вы делаете для нашей Родины и нас, продолжайте любить свое дело и заниматься им с удовольствием. Успехов на трудовом фронте, карьерного роста и простых человеческих радостей!

В первое воскресенье августа труженики стальных магистралей страны как всегда отмечают свой профессиональный праздник – День железнодорожника. В 2019 году данный праздник будет отмечаться 4 августа.

История праздника

Праздник «День железнодорожника» имеет длинную историю. Учрежден он был еще в 1896 году. Приурочили новый праздник к особой для страны дате - дню рождения императора Николая 1 - 25 июня (или 6 июля по новому стилю).

Напомним, что именно этот правитель начал строить в России первую железную дорогу. За время его царствования была создана первая железная дорога, которая вела в Царское село и использовалась в прогулочных целях. К этому же времени относится и появление первой всероссийской магистрали, которая протянулась от Санкт-Петербурга до Москвы. Нужно отметить, что Комитет министров тогда выступил против постройки в России железных дорог, но царь настоял на своем решении. Он мечтал о сближении Петербурга с Москвой.

Активное железнодорожное строительство способствовало тому, что протяженность железных дорог к концу позапрошлого века уже превышала 33 тысячи км.

Впервые был установлен приказом князя Михаила Хилкова, который являлся министром путей сообщения России. Вышел данный приказ 28 июня 1896 года - 9 июля по новому стилю.

Новый праздник начали отмечать все сотрудники железнодорожного транспорта, не только у нас, но и в некоторых европейских странах.

Традиции

Отмечался праздник День железнодорожника с размахом. В этот день не работали все железнодорожные учреждения. Вечером в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги традиционно устраивался ужин с концертом. На вокзалах и крупных станциях проходили благодарственные молебны. Особенно торжественно проходило празднование на набережной Фонтанки у дома 117, в котором в те времена находилось Министерство путей сообщения. На торжестве здесь присутствовали высшие чины Министерства путей сообщения.


Причем, до 1917 года отмечался 25 июня. После Октябрьской революции 17 года этот праздник был упразднен почти на двадцать лет.

Традицию чествовать железнодорожников решено было возродить только в 1936 году. В 1935 году с 25 по 30 июля в Москве состоялось совещание работников железнодорожного транспорта. На нем железнодорожники выступили с предложением возродить забытый праздник. Тогда в стране шел период индустриализации, поэтому железнодорожный транспорт имел очень важное значение для ее экономического развития.

Правительство выпустило постановление, согласно которому День железнодорожного транспорта СССР было решено каждый год проводить 30 августа.

Специальный выпуск газеты "Гудок", вышедший 29 июля 1936 года, сообщал общественности о том, что День железнодорожного транспорта объявлялся всенародным праздником. По всей стране прошло его первое празднование. В столице центральными площадками празднования этого дня стали два столичных парка – Сокольники и парк имени Горького.


В 1940 году вышло постановление правительства Советского Союза о переносе этого праздника на первое воскресенье августа. В 80-е годы 20 века праздник переименовали в .

В настоящее время этот праздник уже можно назвать международным, т.к. отмечается не только в нашей стране, но также в Кыргызстане, Беларуси, на Украине и в некоторых странах Восточной Европы.


Нужно отметить, что День железнодорожника можно считать одним из первых профессиональных праздников в России . В этот день принято поздравлять всех, кто связан с железнодорожным делом.

Железные дороги и железнодорожная отрасль

Железные дороги играют очень большую роль в жизни любой страны. Они являются основной транспортной артерией, которая связывает между собой города. Сегодня в нашей стране железные дороги являются самым популярным и доступным видом транспорта.

Железнодорожная отрасль сегодня заслуженно гордится своей историей и традициями. Между российскими регионами поддерживается стабильное пассажирское и грузовое сообщение.

Железная дорога работает четко и бесперебойно, что вносит свой весомый вклад в социально-экономическое развитие нашей страны.

История становления железнодорожного транспорта

Достаточно интересна и мировая история становления железнодорожного транспорта. Прародители привычных нам железных дорог существовали еще в древние времена. Для перевозки тяжелых грузов древние греки, египтяне и римляне создавали колейные дороги. В эпоху Средневековья в рудниках использовались рельсы и вагончики, сделанные из дерева. Но они не отличались практичностью и были заменены металлическими приблизительно в 1738 году. На подъездных путях к шахтам в 1767 году Ричард Рейнольдс разместил стальные рельсы.

Тревитик в 1803 году решил поставить свой автомобиль для на рельсы. Он изменил конструкцию машины, превратив ее в паровоз с паровой трубой внутри. Но данная конструкция имела и некоторые недостатки.

Их сумел обобщить и проанализировать Джордж Стефенсон. В 1814 году он разработал свой первый паровоз. Правда, передвигался он очень медленно и не отличался большой грузоподъемностью.

Между английскими городами Ливерпуль и Манчестер в 1830 году была открыта первая железная дорога. С тех пор во всем мире началось интенсивное развитие железнодорожного транспорта.

Около половины мировой железнодорожной сети к началу Второй мировой войны принадлежала семи странам: СССР, США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и Италии.

Железнодорожный транспорт России


Железнодорожный транспорт в нашей стране сегодня является одной из крупнейших железнодорожных сетей мира. Он насчитывает около 86 тысяч км железнодорожных путей, половина из которых электрифицированы.

По общей протяжённости железнодорожных путей в мире Россия сейчас занимает второе место после США. Первое место она занимает по протяжённости электрифицированных дорог.

В начале прошлого века была построена самая грандиозная дорога - Транссиб, которая соединила европейскую часть территории России с Дальним Востоком и Уралом.


В 2001 Правительство нашей страны утвердило программу капитального реформирования системы железнодорожного транспорта. 18 сентября 2003 года было создано ОАО «Российские железные дороги». Оно считается сегодня одной из самых крупных транспортных компаний в мире.

Традиция отмечать День железнодорожника в первое воскресенье августа сохранилась в России с 19 века. Но в этот день почти все бывшие республики СССР вместе с нами чествуют представителей древней и очень нужной профессии - работников железной дороги.

Практически для каждого государства железнодорожное сообщение неотделимая часть инфраструктуры, которая имеет большое значение как для экономики, так и для общества в целом. Именно благодаря труду специалистов железной дороги организовано перемещение между городами и странами.

Как возник праздник День железнодорожника, который отмечают в России 5 августа

В далеком 1896 году в царской России был учрежден праздник День железнодорожника. Датой выбрали 25 - июня День рождения правителя государства Николая 2. Именно он был родоначальником данной отрасли в нашей стране и заложил первую железную дорогу.

Все началось с его желания добираться с комфортом в Царское село.

Так и было принято решение построить первую магистраль, которая будет связывать Москву и Санкт-Петербург. Но праздновать свой профессиональный праздник железнодорожники смогли только до революции 1917 года. После этого исторического события была уничтожена не только царская семья, но и много разных традиций и День железнодорожника в том числе.

Возрождение праздника День железнодорожника в России

После дня, когда в 1917 году власти пролетариата запретили отмечать День железнодорожника в России, только спустя 20 лет произошло возрождение традиции. Уже власти Советского Союза постановили возродить профессиональный праздник тех, кто трудится на благо страны, налаживая железнодорожное сообщение.

Датой праздника избрали 30 июля. И уже на много позже ее сменили на первое воскресенье августа. После развала СССР, правительство РФ не меняло дату и люди до сих пор ежегодно отмечают День железнодорожника так же, как и раньше.

Всех кто хоть как-то связан с железной дорогой, принято поздравлять в этот день. На самом деле в этой сфере задействовано большое количество людей, которые создают и ремонтируют поезда, производят рельсы и шпалы, прокладывают железнодорожные пути, управляют поездами и обслуживают пассажиров.

Каждого железнодорожника 5 августа 2018 года поздравит начальство, друзья и близкие люди. Эти люди заслуживают слов благодарности и искренних пожеланий. И не только в России, но и многих других странах каждый представитель данной отрасли в этот же день отметит свой профессиональный праздник.

Статьи по теме: