Давать ли детям деньги? Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно относиться к деньгам.

10 рублей в неделю, умноженные на возраст ребенка, нужно давать на карманные расходы детям. Разница в доходах родителей, конечно, не позволяет выдавать всем одинаково большую сумму, но, как считает экономист, автор блога о личных финансах Евгения Обухова, деньги на карманные расходы - это единственный способ приучить ребенка к мысли, что любые траты любят счет. Распоряжение деньгами - это навык, и его надо тренировать, полагает эксперт.

6-7 лет - самый подходящий возраст для того, чтобы ребенку завести свой собственный кошелек. Общее правило - чем старше ребенок, тем больше должна быть сумма и тем реже нужно ее выдавать.

"К примеру, дошкольникам достаточно будет 100-200 рублей еженедельно, подросткам, начиная с 12-14 лет, можно давать 2000-3000 рублей один раз в месяц", - говорит Евгения Обухова. И это без учета денег на завтраки-обеды и, например, дорогу до музыкальной школы или занятия с репетитором.

"До 14 лет деньги можно давать максимально часто, каждую неделю, и рассказывать ребенку, куда он может эти деньги потратить, - говорит бизнес-тренер Лариса Плотницкая. - С 14 лет можно давать раз в месяц - это возраст, когда ребенок уже имеет навыки планирования и может запланировать свои расходы". Как считает эксперт, чтобы понимать, какую сумму семья готова тратить на карманные расходы детей, нужно закладывать соответствующую строчку в семейном бюджете. Выплаты должны быть регулярными. А о дне выплат лучше договориться заранее и стараться не нарушать эту традицию.

Чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, Плотницкая предлагает садиться каждый месяц за стол переговоров, обсуждать и планировать семейные траты. "Как только вы начали давать ребенку карманные деньги, привлекайте его к обсуждению семейного бюджета, чтобы он понимал, почему его сверстникам дают больше денег, а ему меньше, - говорит она. - Объясните, что, к примеру, мама с папой платят ипотеку - выплачивают определенную сумму за квартиру, в которой вы сейчас живете. Ребенок должен быть в курсе того, какие покупки планируются и когда он сможет позволить себе что-то дорогостоящее - к примеру, велосипед. Это воспитательный момент, вы ничего не запрещаете, но при этом объясняете, почему так происходит. Такие обсуждения в том числе уберегут ребенка от спонтанных трат".

Инфографика РГ / Михаил Шипов / Наталья Соколова

Кстати, как считает эксперт, на пальцах объяснить понятие "ипотека", "бюджет", "кредит" можно даже дошкольнику. С ней соглашается и создатель финансового приложения для родителей и детей Роман Потёмкин: начинать говорить с ребенком о деньгах никогда не рано, с банкнотами и монетами можно знакомить уже с трех лет. "Только через практический опыт, в том числе путем проб и ошибок, у детей сложится ощущение денег, - считает он. - Появится понимание, что такое бюджет и как в него уложиться. Чем раньше ребенок получит опыт обращения с деньгами, тем комфортней ему будет обсуждать тему денег с родителями, а также формулировать и достигать свои финансовые цели в будущем".

В 12-13 лет можно попытаться объяснить ребенку сложные финансовые процессы. "В современном мире обращение с деньгами подразумевает не только накопления и траты, но и понимание сути накопления процентов и того, как они работают против вас в кредитах и на вас в инвестициях, - говорит Евгения Обухова. - Особо рисковые родители могут завести подросшему чаду брокерский счет и показать основы биржевой торговли - на небольших суммах и без "плеча". Инвестиции у нас мало оценены по достоинству, и чем раньше ребенок познакомится с ними, тем лучше. Еще одна важнейшая задача родителей - сориентировать ребенка в мире финансовых посредников, объяснить, что отдавать деньги можно только компаниям с лицензиями ЦБ, а к рекламе финансовых выгод надо относиться скептически".

К 16-18 годам карманные деньги, которые дают родители, постепенно должны замещаться деньгами, которые подросток зарабатывает сам, считает экономист.

Контролировать или нет расходы чада - здесь опрошенные "РГ" эксперты разошлись во мнениях. Требовать детальных отчетов, как в банке, точно не стоит. "Ребята помладше сами будут хвастаться перед родителями своими приобретениями, а за тратами подростков проследить порой бывает просто невозможно", - полагает Евгения Обухова.

А Роман Потёмкин напротив считает, что контроль необходим: "Нужно задавать вопросы, как ребенок планирует потратить полученные деньги, помогать ему планировать, объяснять, как увеличивать сумму, доступную для расходов, за счет накоплений".

Совет звезды

Тутта Ларсен, телеведущая, мама троих детей

Я даю детям в школу карманные деньги, как правило, это небольшие суммы, примерно 100-200 рублей. Но мы строго оговариваем с детьми то, на что их можно тратить. Например, на эти деньги можно купить сок, воду, фрукты, какую-то выпечку. Нельзя покупать чипсы и шоколадные батончики. Так как в нашей семье есть доверие между родителями и детьми, они прислушиваются. Если мои дети часто участвуют со мной в каких-то программах или рекламе, то у них обязательно будет свой гонорар, потому что это работа. Ничего плохого в том, чтобы дети понимали, что деньги зарабатываются, я не вижу. Это хорошо их мотивирует. Потом свои собственные деньги они тратят на свои удовольствия. Например, недавно старший Лука купил себе классные беспроводные наушники. Но опять же, дети советуются с нами и ставят в известность, на что они собираются потратить деньги. Без всякого контроля этот вопрос, конечно, оставлять не стоит.

А как у них

В некоторых странах дети могут брать кредиты

В советское время на карманные расходы школьнику давали рубль - на него он мог купить ватрушку за 10-15 копеек, съесть мороженое за 7 копеек и выпить лимонада за 3 копейки, а оставшуюся сумму забросить в копилку. В 90-е годы родители давали в день 10-15 рублей, как раз, чтобы съесть булочку с чаем в школьном буфете. За рубежом сумма карманных денег школьникам определяется законом.

В Германии ребенок до 6 лет должен получать от родителей не менее 50 евроцентов в неделю, семилетний - не менее 1,5 евро, десятилетний - 10-12 евро, пятнадцатилетний - 25-30 евро. Экономисты посчитали: сумма, которая оседает в карманах школьников, приблизительно 10 миллиардов евро в год.

В Швеции и Швейцарии карманные деньги также дает государство. До 16 лет каждый месяц шведским детям выплачивают по 1050 шведских крон ($128), в Швейцарии около $150. Но до совершеннолетия эти деньги получают родители. Отдать эти деньги ребенку по завершении взросления или выплачивать из них карманные - каждый родитель решает сам.

В некоторых странах дети могут завести свою банковскую карту. Расходы по такой карте ограничены, сколько и на что были потрачены деньги - сообщается родителям в смс. В США и Индии для этого есть специальные "детские" банки - в Индии в них можно открывать вклады, а с 15 лет брать кредиты. Во Франции некоторые банки платят бонусы своим юным клиентам за хорошие оценки.

В США распространена практика, когда родители на некоторые домашние дела, например стрижку газона, нанимают своих детей-подростков и платят им за это деньги, сопоставимые с теми, которые за ту же работу получил бы наемный работник.

Платить за оценки или нет?

Одна моя подруга решила простимулировать ребенка выдачей денег за хорошие оценки. Пятерку принес - получи сто рублей. За четверку получишь пятьдесят. За тройки и двойки не получишь ничего. С введением платы за оценки настроение, с которым ребенок собирался каждое утро в школу, заметно улучшилось, да и пятерки стали появляться в дневнике все чаще и чаще. Поощряя чадо за учебу, маме пришлось отказаться от выдачи карманных денег - уж сильно эта инициатива стала влиять на бюджет семьи. Эксперты считают, что это пагубная практика. "Оценки - это не та категория, которая приравнивается к деньгам, ребенок не должен их зарабатывать деньгами, - считает Лариса Плотницкая. - Я хочу, чтобы мой сын научился управлять деньгами, а как он научится, если он получает деньги за оценки". То же касается и домашних дел, и поведения.

Финансовая грамотность

открыть меню

Мы дарим вам книгу!

САМОУЧИТЕЛЬ СЕМЕЙНЫХ ФИНАНСОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Что такое деньги? Как правильно говорить о них с ребенком? Как перестать спорить по мелочам? Как научиться вместе планировать бюджет? Как просто объяснить сложные финансовые термины? Как правильно копить деньги на игрушки и другие нужные вещи? Как определить подлинность денег?

На все эти и многие другие вопросы вам поможет ответить наша книга «Дети и Деньги»!

О чем эта книга?

  • О том, как отвечать на вопросы вашего ребенка, что такое деньги.
  • О том, как воспитывать в ребенке правильное отношение к деньгам, прививать полезные навыки и бороться с капризами.
  • О том, как правильно объяснять, почему не надо покупать дорогие игрушки каждую неделю и почему мы тратим деньги не только на приятные, но и нужные вещи.
  • Как сделать так, чтобы мечты сбывались, хотя и не сразу.

Что она даст вашему ребенку?

  • Знание, что такое деньги и откуда они берутся.
  • Понимание стоимости денег и ценности вашего труда.
  • Умение различать свои желания и потребности.
  • Разумное отношение к возможностям и желаниям.
  • Навыки составления собственного бюджета и его выполнения.
  • Информацию о том, какими бывают банковские продукты и для чего они нужны.
  • Способы расчета выгоды от депозита и переплаты по кредиту.

Наша книга зовет вас вместе с вашими детьми в поход к успешному будущему и отношениям с деньгами. Собираясь в любое путешествие, вы берете с собой самое нужное и оставляете все, что будет мешать. Вот и мы подготовили для вас список необходимых вещей и того, что с собой брать совсем не нужно!

Что взять с собой в путь?
  • Хорошую компанию! Занимайтесь с ребенком, пусть это будет дополнительное время, которое вы проведете вместе и узнаете что-то новое и интересное!
  • Положительный пример: ребенок копирует вас. Подкрепляйте слова делами: начните сами вести бюджет, обращайте внимание, на чем можно сэкономить, превращайте задания из книги в игру и незаметно переносите ее в жизнь.
  • Практику: изучение каждой темы займет у вас не больше 20-30 минут, но ее нужно закрепить на практике. Начните с простого. Посчитать сдачу в магазине, помочь составить список покупок, подумать, как накопить на то, что хочется — это звенья одной цепочки от правильных привычек к осознанному финансовому поведению.
  • Повторение: если в обучении случился перерыв, до начала занятия повторите пройденные темы предыдущих глав и их основные выводы. Ребенку нужно вспомнить, что он уже узнал, чтобы чувствовать себя уверенно.
  • Отличное настроение! Эти занятия - не скучная учеба, здесь нет экзаменов, а есть повод удивить друг друга своими знаниями и повеселиться!
Что вам совсем не нужно?
  • Принуждение: не нужно никого заставлять. Если ребенок не заинтересовался книгой, просто задайте ему вопросы, например: знает ли он, какими купюрами и монетами можно собрать нужную для покупки сумму, известно ли ему, что можно выращивать деньги, что его накопления «ест» инфляция, и другие. За ответами порекомендуйте обратиться к книге или сами прочитайте нужные разделы.
  • Тревога: тема денег непроста для обсуждения, поэтому если вы не чувствуете в себе силы провести занятие на нужной ноте - перенесите его на другое время. Темы, которые затрагивает книга: конечности ресурсов, необходимости ограничений, могут быть не самыми приятными для ребенка. Будьте внимательны, занятия не должны причинять ребенку беспокойство, а для этого крайне важен ваш дружелюбный настрой и открытость.
  • Негативное отношение к деньгам: иногда наш личный отрицательный опыт мы переносим на ребенка и эмоционально создаем плохой фон для обсуждения финансовых тем. Такого переноса не должно быть, обсуждение должно быть ровным и рациональным, деньги - это только средство реализации наших желаний.
  • Оценки: по этому предмету не нужно сдавать экзамены, здесь нет хороших и плохих результатов. Любой уровень погружения в книгу будет оказывать позитивное воздействие и на будущее ребенка, и на ваше будущее.
Сам себе педагог
  • Занимаясь с ребенком по нашему самоучителю, вы будете выступать в роли педагога. Это требует особой ответственности и определенных знаний о том, каковы возможности вашего ребенка с учетом его возраста. Если не учесть его способность к восприятию и интерпретации полученной информации, можно навредить ему, требуя выполнения непосильных задач. Поэтому учтите несколько важных моментов:
  • Не нужно давать ребенку больше информации, чем он способен понять, это может вызвать огорчение и нежелание заниматься.
  • Книга адресована читателям в возрасте от 7 до 12 лет. Дети до 10 лет могут закончить изучение книги на Секрете №8 и вернуться к книге через пару лет, дети более старшего возраста могут пройти самоучитель до конца.
  • В зависимости от уровня подготовки ребенка и его индивидуального восприятия книги вы можете самостоятельно выбирать уровень сложности заданий от 1 до 3: задания под цифрой «1» ориентированы на самых маленьких читателей, задания с цифрой «3» - на самых взрослых (12-13 лет). Важно, чтобы упражнения были ребенку по силам, но не менее важно, чтобы они не были слишком легкими для него, иначе он может потерять интерес к занятиям.
Маленькие финансисты
Приручите карманные деньги
  • Относитесь к карманным деньгам не как к средству поощрения и наказания в семье, а как к удобному тренажеру для отработки необходимых навыков эффективного финансового поведения.
  • Можно начинать давать ребенку небольшие карманные деньги с 6–7 лет. Старайтесь давать деньги с определенной регулярностью и фиксированными суммами, это внесет ясность и позволит ему начать учиться планировать свои расходы, сбережения и ставить финансовые цели. Сколько давать детям карманных денег, зависит от разных факторов: от того, сколько родители могут себе позволить, а также каковы ожидания родителей по поводу того, как ребенок будет поступать с карманными деньгами. Некоторые родители специально дают побольше карманных денег с расчетом на то, чтобы дети начали откладывать и сберегать часть из них, или покупать подарки на дни рождения семье и друзьям, или делать другие траты, которые в обычной ситуации за них делают родители. Все эти моменты нужно учитывать при определении суммы.
  • Карманные деньги - один из способов научиться управлять финансами. Поэтому родители должны четко объяснить детям правило, что, когда выданные деньги будут потрачены, больше на карманные расходы им не дадут, и самим строго соблюдать его. Это научит детей управлять своими финансами в пределах их собственного фиксированного бюджета. Важно, чтобы дети не получали дополнительных денег на что-то еще помимо фиксированных карманных расходов, даже если они попросят об этом. Позволяйте детям делать свой собственный выбор, даже если он плох. Таким образом, они постепенно, начиная с малого, научатся управлять финансами и относиться к ним ответственно.
Теорию – в жизнь!

Завершив регулярные занятия по самоучителю, вы непременно увидите, что ваш ребенок освоил основные навыки эффективного финансового поведения. Ваша задача на этом этапе – помочь ему их закрепить и поддержать энтузиазм, чтобы новые привычки прочно вошли в его жизнь. Возьмите на вооружение несколько простых способов:

  • Ведение бюджета . Начните вместе вести бюджет. Неважно, где ребенок будет фиксировать поступления и расходы: в тетрадке, в компьютерном файле или с помощью специальной программы. Важно, чтобы бюджет велся на регулярной основе. Хорошо, если ребенок будет отчитываться о произведенных расходах перед очередным поступлением карманных денег. Таким образом у ребенка сформировуется привычка к контролю за движением денег.
  • Финансовые собрания . Раз в год выносите на обсуждение финансовые цели членов семьи, вопрос размера карманных денег, индексирование стоимости различных видов работ по дому (если вы за них платите), итоги финансового года, достигнутые финансовые цели, результаты экономии, накоплений. Давайте ребенку высказаться, открыто обсуждайте его предложения. Хвалите за успехи, обсуждайте причины неудач, разрабатывайте планы.
  • Сбережения . Дети с 9–10 лет способны делать сбережения. Увеличьте сумму карманных денег, предварительно договорившись с ребенком, что теперь он самостоятельно может копить и планировать собственные покупки: подарки для друзей на дни рождения, развлечения, покупку школьных принадлежностей и т. п.
  • Участие в финансовой жизни семьи . Позвольте ребенку участвовать в планировании и осуществлении покупок для семьи, в планировании и оплате отдыха и других услуг.
  • Финансовый контролер . Предложите ребенку выступить в роли финансового контролера в семье, то есть взять под контроль денежные потоки семьи или какую-то их часть. Например, при походе в магазин со списком ребенок может отвечать за то, чтобы ничего лишнего не попало в корзину. Или может фиксировать траты членов семьи в день и сводить ежемесячный бюджет семьи.
  • Финансовые операции . До 14–16 лет демонстрируйте ребенку процесс и результаты использования различных финансовых инструментов (вы рассчитываетесь картой в магазине, снимаете деньги в банкомате, берете кредит, размещаете средства на депозите, покупаете страховой полис и т. п.), комментируйте каждое свое действие. После 14 лет можно открыть для ребенка личный счета в банке для накоплений и карту для осуществления расчетов. После 18, когда ребенку будут самостоятельно доступны все финансовые услуги, роль родителя сводится к советам опытного наставника - вы можете помочь ребенку сделать правильный выбор, проконтролировать правильность оформления документов.
  • Помните : главный результат обучения основам финансовой грамотности – осознанное отношение к личным финансам. Если ребенок поймет общую логику рационального финансового поведения - уже хорошо, если с вашей помощью сможет закрепить все полученные навыки - чудесно, если вы совместно начнете движение к реализации финансовых целей, будете открыто обсуждать денежные вопросы и помогать друг другу в пути - превосходно!
Можно и нельзя

Карманные деньги детям: давать или нет? Нужны ли детям карманные деньги, чтобы не вырастить маленького вымогателя?

Одни родители считают, что детям не нужны карманные деньги, другие же поинтересуются — с какого возраста ребенок нуждается в личных средствах?

Пожалуй, нет ни одного родителя, который бы ни разу не заводил разговор со своим отпрыском на финансовую тему. Мы готовим детей к самостоятельной жизни, учим писать и читать. Но не менее важно привить бережное отношение к деньгам и другим материальным ценностям, уметь рассчитывать свои возможности.

Зачем детям нужны деньги?

Психологи отвечают на этот вопрос следующим образом: чтобы чувствовать свою значимость, полноценной личностью. Если у детей нет возможности, хотя бы изредка самому покупать себе желаемое, то они будут испытывать частые отрицательные эмоции. Это может послужить причиной появления жадности, зависти и комплекса неполноценности. Родители, которые являются противниками карманных денег, читают, что дети не умеют распоряжаться деньгами и все необходимые покупки должны делать взрослые. Дети еще не в состоянии сделать правильный выбор, поэтому нужно эту ответственность переложить на себя. К тому же, если часто давать средства на карманные расходы, даже если это незначительные суммы, то такие дети становятся капризными и избалованными, которые не смогут критично относиться к своим желаниям.

Противники карманных денег придерживаются мнения, что когда дети становятся взрослыми, то самостоятельно зарабатывают себе на жизнь, ставят в пример американский опыт. Богатые родители не дают своим чадам ни копейки денег, заставляя работать посыльными или курьерами. Таким образом, дети узнают настоящую ценность денег.

У сторонников одной и другой точки зрения есть доля правды. Конечно же, можно и не давать ребенку карманные деньги, а всю инициативу по удовлетворению его желаний взять исключительно на себя. Этим вы покажете свою власть и авторитетность. Но в то же время, кроме зависти, обиды и жадности, появиться привычка во всем полагаться на вас.

Но можно воспользоваться другим вариантом. Регулярно давать средства на карманные расходы. Сперва дите будет чрезмерно счастлив (правда, со временем этот восторг будет не столь выраженным), и это, возможно будет способствовать становлению самостоятельности. Но не исключено, что спустя время вы пожалеете о своем решении, когда ваше чадо превратится в избалованное существо. Поэтому каждый родитель должен сам решить стоит ли давать детям карманные деньги.

Когда можно давать детям карманные деньги

Если ребенок понимает, что деньги нужно зарабатывать и на это уходит немало труда и времени. В случаях, когда родители с раннего детства рассказывают детям о своей работе, то уже к начальным классам школы может возникнуть такое понимание.

Если ваш отпрыск знает и может внятно ответить, зачем ему нужны личные средства и что он хочет за них приобрести. Не важен конечный результат: будет ли он покупать себе жвачки и конфеты или будет складывать деньги в копилку. Главное, чтобы он понимал, зачем ему нужны деньги.

Когда дети самостоятельно делают покупки в магазине. Прежде чем выдавать деньги на карманные расходы, проверьте, умеет ли он совершать покупки для дома, не забывает ли сдачу в магазине.

Когда не стоит выдавать карманные деньги

Когда дети не имеют представления, что такое зарплата и как ее зарабатывают родители. Причем такими наивными могут дети не только обеспеченных родителей, не знающие истинную цену деньгам, но и дети, родители, которых зарабатывают мало, но стараются, что их ребенок не замечал, как тяжело достаются деньги.

Детям с плохим поведением, которые умеют врать, не держат обещания, личные средства только усугубят ситуацию. Они считают, карманные деньги должны выдаваться просто так, по их желанию, а не за заслуги.

Какую сумму выдавать на карманные расходы

Сложно определить конкретную сумму. Все зависит от материального положения каждой семьи. Ведь деньги, которые выдаются на личные траты – это не зарплата. Родители и дальше продолжают обеспечивать своих детей. С помощью карманных средств, дети получают важные навыки обращения с ними. Так что еженедельно давать большую сумму денег не стоит. Но в тоже время, денег должно быть достаточно, что на них можно было что-то купить. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше должна быть сумма денег на карманные расходы. Но эти деньги нужно чаще выдавать, потому что маленькие дети не умеют планировать свои покупки. Чем возраст ребенка будет старше, тем и суммы карманных денег должны увеличиваться, так же как и интервалы выдачи.

За что нельзя материально поощрять детей

Родители не должны материально поощрять ребенка за хорошую успеваемость в школе. Не стоит платить деньги за определенную оценку. Это отразится на качестве знаний вашего отпрыска. Он будет ставить перед собой цель получить хорошую отметку, чтобы затем получить от родителей «заслуженное» вознаграждение. Полученные отметки будут явно не соответствовать уровню знаний. Дело в том, что дети готовы пойти на любые хитрости, чтобы получить хорошую отметку: шпаргалки, списывания и прочее. Хотя за призовое место в олимпиаде или за успешное окончание учебного года, можно отблагодарить.

И это далеко не весь перечень, за что не стоит поощрять своих детей. К этому относится работа по дому. Вы не должны платить деньги за то, что ребенок убрал свою постель, так как это обязанность. И это он должен уяснить еще до того, как у него появятся первые карманные деньги. Также не следует платить за уход домашних животных или когда ребенок оказывает помощь в уходе за младшим братом или сестрой. Если сейчас продавать любовь, то в будущем такие дети станут большими эгоистами, для которых важнее свои цели и амбиции.

Можно ли с помощью денег влиять на детей?

Родители не должны, используя финансы, вознаграждать или наказывать детей.

Карманные деньги помогают привить необходимые финансовые навыки. Сумма денег на карманные расходы должна зависеть от хорошего поведения, хорошей успеваемостью или с тем, что ребенок выполняет домашние дела.

Если вы все же решили ограничить сумму карманных денег, вы должны четко и ясно объяснить за что вы решили принять такие строгие меры. Уменьшение суммы карманных денег или полное прекращение выплат должно быть мерой наказания, применимой в исключительных случаях: ложь или воровство.

Нужно ли вместе с детьми обсуждать семейный бюджет? Дети, которые получают карманные деньги, уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что они предназначены не только для удовольствия. Они должны понимать, что кроме их собственных нужд, есть нужды близких.

С какого возраста стоит давать детям деньги, чем опасна игра «Монополия» и можно ли брать в долг у собственного ребенка? Об этом и не только беседа с семейным психологом Андреем Туровцом.

В Германии вопрос карманных денег решен на законодательном уровне: родители должны давать ребенку от 50 центов до 25 евро в неделю (в зависимости от возраста). У нас же высказывают разные точки зрения на этот счет. Так все-таки должны быть собственные средства у ребенка или нет? С какого возраста стоит приучать к деньгам?

— Считаю, ребенку следует выделять определенную сумму на личные расходы. Таким образом с малых лет он приучается грамотно распоряжаться деньгами. Какой возраст самый подходящий? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как правило, дети созревают до карманных денег, т. е. начинают логически мыслить, к 6-8 годам. Но это отнюдь не значит, что именно в данный период наступает нужный момент. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Зачастую бывает так, что первоклассник лучше распоряжается финансами, чем 13-летний подросток. Умение считать деньги не возникает просто так. Финансовую грамотность детям нужно прививать: не только играть с ними в магазин, но и комментировать каждый поход за продуктами.

Как научить ребенка контролировать расходы? К примеру, родители дали ему 10 рублей на неделю, а он потратил их за один день…

Никто не рождается финансовым гением. Сначала дети могут спустить все - к этому нужно быть готовым. Потратил все 10 руб­лей? Объясните, что это была его недельная зарплата. Значит, в остальные дни придется обойтись без денег. Через некоторое время выдайте такую же сумму и попросите, допустим, сходить в магазин и принести сдачу. Поясните ребенку, чего вы от него ожидаете. Если он не выполняет договор, сделайте перерыв, не давайте денег. Действуйте так до тех пор, пока школьник не научится контролировать бюджет и не поймет, что деньги рано или поздно заканчиваются.

- Правда ли, что дети копируют модель финансового поведения своих родителей?

Это так. К сожалению, отсутствие финансовой грамотности наблюдается и у взрослых. Некоторые спонтанно тратят в магазине все сбережения, а потом занимают у друзей. Не лучший вариант, когда все деньги находятся у одного из родителей, а другому приходится выпрашивать ту или иную сумму на личные нужды. Ребенок, наблюдая за происходящим, учится искаженному финансово-ролевому поведению.

Одноклассник предложил моему сыну 30 копеек за помощь в завязывании шнурков. Сделка состоялась, я в панике: как можно отношения со сверстниками переводить на коммерческие рельсы?

Дети считывают модель поведения из мультфильмов, кино, компьютерных игр. Так, в последних выпадают монетки за определенные действия, за прохождение уровня игроки получают вознаграждения… Отсюда мысли: почему не завязать шнурки за деньги? Возможно, в 1980-х родители были бы счастливы: ребенок заработал первые деньги. Но сегодня мы понимаем, что переводить все на коммерческую основу неправильно, это нивелирует нормальные человеческие отношения. Когда ребенок оказывает мелкие услуги за вознаграждение, существует риск, что в дальнейшем любую помощь он будет переводить в денежный эквивалент. Поэтому родители должны с ним поговорить по душам - разложить по полочкам, на чем можно зарабатывать, а что следует делать все-таки бескорыстно.

Настольная игра «Монополия» по-прежнему пользуется популярностью. Есть ли от нее польза, учит ли она финансовой грамотности?

Игра возникла в момент экономического кризиса в США в 1930-х годах. На рынке товаров для развлечений она появилась отнюдь не случайно. Людям нужно было подарить иллюзию, что любой имеет возможность заработать огромные деньги. Выглядело это так: полуголодные семьи вечерами усаживались за стол, играли в «Монополию», ворочая несущест­вующим капиталом. Разбогатеть же на самом деле удавалось немногим любителям такого развлечения. Бесспорно, нельзя отрицать определенную пользу «Монополии» - она развивает логику. Но примерно такой же эффект можно получить, играя в шахматы.

Стоит ли ругать ребенка за то, что он продает через Интернет свои ненужные игрушки и покупает за эти деньги новые вещи?

В этом нет ничего предосудительного. Такой подход приучает к бережливости, к здоровым формам обмена: избавляться от лишнего и приобретать нужное. Это часть современной экономики. Другое дело, когда ребенок готов продать подороже любимого плюшевого мишку, к которому привязан эмоционально. Здесь речь может быть о личностной деформации.

- Некоторые родители платят детям за уборку в квартире, хорошую учебу… Правильно ли это?

Домашние обязанности - вклад в общее семейное дело. Такой труд не должен оцениваться деньгами. Мама же не получает премию за то, что приготовила обед, а папа - за мытье посуды. Хотите вырастить из ребенка предпринимателя - стимулируйте его финансово за общественные дела, помощь постороннему человеку. Многие папы берут мальчиков на работу, дают им поручения, выплачивают что-то вроде зарплаты. Тоже неплохой вариант.

Что касается попыток с помощью денег стимулировать интерес к учебе или занятиям в кружках и секциях, то, на мой взгляд, это путь в никуда. Как показывает практика, данная схема либо вообще не работает, либо действует недолго. Денежная мотивация - кратко­временная, важнее искреннее желание ребенка чем-либо заниматься.

Мы часто приучаем детей покупать только полезные вещи - то, что им необходимо. Нужно ли поощрять их желание потратить деньги, чтобы сделать кому-то приятный сюрприз?

Человек, который покупает только необходимые продукты, вещи, в какой-то степени ограничен в финансовом мышлении. Он не может позволить себе что-то интересное и приятное. Много раз наблюдал: родители с маленькими детьми заходят в магазин и говорят, что денег нет. Так формируется идея финансовой бедности. Зачастую ребята с таким набором убеждений, став взрослыми, живут очень скромно. Задача родителей - искать золотую середину, объяснять, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести не игрушку, а другую вещь. Причем такие беседы лучше вести не в магазине, а дома.

Зачастую детям удается накопить значительную сумму денег. Чтобы капитал не ушел в никуда, родители начинают указывать, на что следует расходовать средства. Нужен ли такой тотальный контроль?

Ребенок имеет право распоряжаться финансами по своему усмотрению. Родители не должны вмешиваться и указывать ему, что покупать. Есть риск потерять доверие. Еще один момент - такое поведение может привести к перекосам, когда ребенок станет взрослым и у него будет своя семья. Между супругами возможны конфликты по поводу траты денег, будет принято заглядывать в кошелек друг друга. Другое дело, если вы хотите подсказать, как разумнее распланировать бюджет. К примеру, хочешь - трать все на сладости, но имей в виду, что через пару месяцев у тебя может возникнуть желание купить что-то существенное, а средств уже не будет. Копишь на велосипед или планшет - молодец. Но не забывай, что иногда нужно собрать бóльшую сумму, чем предполагалось, ведь стоимость техники часто меняется. Ребенок должен понимать, чем чревато каждое решение. И если он полагается исключительно на свое мнение, то финансовые риски тоже будет нести самостоятельно.

Взрослые нередко берут в долг у своих чад. Нужно ли возвращать деньги, если они идут, допустим, на оплату школьных обедов?

Давать ли ребёнку карманные деньги? И если давать, то сколько и с какого возраста? Делать это регулярно и фиксированной суммой или от случая к случаю? The Village задал эти вопросы психологу - специалисту по детскому воспитанию.

Юлия Гусева

психолог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Сначала нужно разобраться, с какой целью вы хотите давать ребёнку деньги. Чтобы он научился разумно ими распоряжаться? В качестве поощрения за хорошее поведение или выполненные домашние дела? Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя хуже других? Или потому, что вы помните, как вам самим в детстве было грустно без карманных денег? Ответы на эти вопросы и помогут вам принять решение.

Для начала расскажу, как делать не стоит. Однозначно не нужно давать карманные деньги в виде заработной платы за выполнение домашних дел и тем более домашних заданий. В этом случае деньги становятся во главу угла, и родитель начинает управлять ребёнком - например, лишает его очередной «получки», если тот не выполнил какое-то задание. В то же время у ребёнка неминуемо возникнут негативные эмоции по отношению к родителям. При этом он не научится выполнять домашние дела как следует, качественно. Напротив - всё будет делаться спустя рукава, только ради того, чтобы поскорее получить деньги.

В каком возрасте начинать давать ребёнку деньги? У дошкольника, начиная примерно с четырёх-пяти лет, может быть копилка - коробочка, куда взрослые скидывают мелочь, завалявшуюся в карманах. В такой копилке, например, можно собирать деньги на желанную игрушку, покупку которой родители хотят отсрочить в силу тех или иных причин. Но нужно помнить, что у дошкольника ещё нет возможности самостоятельно потратить деньги. И, кроме того, ему сложно оценить стоимость желанной вещи и того времени, сколько на неё придётся копить.

А вот младшему школьнику неплохо иметь небольшую сумму денег на личные расходы. Поступая в школу, ребёнок оказывается в новой социальной среде с новыми правилами. Если в детском саду деньги были не нужны, то в школьном буфете они необходимы. И даже если в школе еду не продают за наличные, а выдают по талонам, всё равно будет хорошо, если в начале недели школьник получит какую-то сумму от родителей. На эти деньги он сможет купить шоколадку или положит их в копилку.

Присмотритесь, как ребёнок тратит деньги. Расходует ли он всю сумму в понедельник или равномерно в течение недели? Покупает ли что-то именно тогда, когда есть потребность? Тратит карманные деньги или откладывает их?

Старайтесь не поучать ребёнка, если он тратит деньги не совсем так, как вам кажется правильным. Ведь младшему члену семьи необходимо получить свой собственный опыт. И будет лучше, если этот опыт он получит в детстве с небольшими суммами. Например, потратив все деньги в первый же день их получения, он поймёт, что всю оставшуюся неделю он уже не сможет ничего купить.

Что же касается подростка, то иметь карманные деньги ему просто необходимо. Если для младшего школьника деньги - это возможность что-то купить, то для подростка - возможность провести время с друзьями.

Я всегда обращаю внимание на то, как дети ведут себя в школьной столовой. Младшие школьники чаще всего заказывают полноценный обед. Они внимательно читают меню, подсчитывают, сколько им нужно денег, а потом с удовольствием, очень обстоятельно делают заказ и едят. Им важен факт того, что они как взрослые сами выбирают еду и сами расплачиваются. Кстати, младшие школьники чаще едят в одиночку. Подростки же прибегают стайками - быстро покупают по пирожку и стакану чая, садятся группой, сдвигая пару столов. Им важно пообщаться, а еда становится средством. Но увы, без денег в этом случае подросток чувствует себя неуютно.

Если вы решили давать подростку какую-то сумму еженедельно (или ежемесячно), будьте последовательны. Не наказывайте его лишением карманных денег. Это приведёт только к тому, что ради их получения подросток начнёт скрытничать и лгать вам, стараясь избежать наказания.

Карманные деньги выдаются ребёнку родителями на маленькие радости. Это первый и очень важный опыт планирования бюджета.

Иллюстрация : Настя Григорьева

Статьи по теме: