Дама бальзаковского возраста — это сколько лет. "Бальзаковский возраст" - это сколько

Не принято напрямую говорить о возрасте женщин, поэтому часто применяют иносказания и метафоры. Некоторые женщины остро реагируют на разговоры о возрасте и поэтому существует много иносказательных выражений для названия женского возраста. Фраза «бальзаковский возраст» возникла после написания всемирно известным писателем Оноре де Бальзаком романа «Тридцатилетняя женщина». И поэтому появилась традиция называть всех женщин после 30 лет дамами бальзаковского возраста.

Но в наше время такое выражение для тридцатилетнего возраста уже неактуально. Дамы ведут более активный стиль жизни и только после сорока лет становятся уже более зрелыми и степенными. Современный жизненный темп накладывает свои отпечатки на возраст женщины. Многие стараются сперва приобрести образование, выстроить карьеру и затем только создать семью. Дети сейчас во многих семьях появляются после тридцатилетнего возраста мамы. Не стоит обижаться если в разговоре вас назвали женщиной бальзаковского возраста. Это скорее комплимент вашей зрелости и опыту состоявшейся женщины.

С точки зрения психологов и социологов в наши дни бальзаковский возраст – это совершенная свобода для женщины. Женщина может самостоятельно распоряжаться своим распорядком дня и большую часть времени уделить обожаемому занятию. Дамы в таком возрасте делаются более мудрыми и больше разбираются в жизни. У них большой жизненный опыт за плечами. Все что в более юном возрасте было проблемой и сложностью, сейчас воспринимается по-другому. Меньше начинает беспокоить плохое поведение супруга. Женщины проще относятся к изменам или злоупотреблению алкоголем мужа. Они проще переживают развод и меньше конфликтуют с окружающими на работе и дома. Знания и жизненный опыт помогают ей избежать конфликтных ситуаций в жизни. У многих появляется более четкое понимание смысла жизни и возрастает потребность радоваться жизни.

Психологами доказано что женщины этого возраста более беззаботнее и свободнее. Они готовы к новым увлечениям и новым целям. Не стоит думать о приближающейся старости. До тех пор, пока разрешает здоровье нужно наслаждаться жизнью. Даме столько лет насколько она себя чувствует.

Для того чтобы продлить себе жизнь и поддержать себя в тонусе стоит соблюдать несколько правил:

  1. Нужно заняться своим здоровьем и фигурой. Подберите подходящие для вашего возраста нагрузки, правильно питайтесь, следите за весом. Нужно отказаться от вредных продуктов и больше есть рыбу, пить зеленый чай, употреблять фрукты и овощи.
  2. Нужно следить за внешним видом. Из-за постоянного закрашивания седины волосы становятся более ослабленными и нуждаются в усиленном питании и уходе. Пигментные пятка на лице и руках можно убрать с помощью косметических процедур или скрыть с помощью декоративной косметики.
  3. Можно подобрать себе новое хобби, которое принесет вам наслаждение.
  4. Если у вас уже есть внуки – помогайте детям в их воспитании. Ваш ценный житейский опыт поможет вырастить достойных потомков. Ваши дети и внуки — это ваш смысл жизни, но не навязывайте им свое мировоззрение – они уже люди другого современного поколения с другим менталитетом.
  5. Ведя активный образ жизни всегда помните о своем здоровье. Насколько бы хорошо и комфортно ни ощущала себя женщина – возраст может взять свое и нужно быть готовой ко всему.
  6. У каждой женщины в организме неизменно случаются процессы, отображающие трансформации с возрастом. Выделяют три физиологических этапа: половое созревание, половая зрелость и половое угасание. Через все эти возрасты неизбежно проходит каждая женщина. Берегите себя.

Нужно любить и дорожить собой в каждом возрасте.

Бальзаковский возраст – это сколько?

О бальзаковском возрасте в истории

Взгляд на возраст сейчас и раньше – две разные вещи. Многие молодые женщины удивятся, узнав, сколько это – бальзаковский возраст. Какие у вас ассоциации? Кажется, будто речь идет об уже пожившей и умудренной опытом женщине? А вот и нет! Это от 30 до 40 лет – период, который по современным меркам считается самым плодотворным в жизни человека. Все дело в различии взглядов на возраст.

Во времена Оноре де Бальзака, который написал шедевр «Тридцатилетняя женщина», юными красавицами считались девушки 16 лет. В эти годы они выходили замуж, рожали детей, блистали в обществе. А потом все – период угасания. После 20 красотка уже была отнюдь не юной, а в 30−40 лет считалась если не старухой, то уже пожилой. Современный взгляд изменился кардинально, а выражение осталось. Говоря о том, сколько это – бальзаковский возраст, специалисты склоняются больше к 45 годам. Намечается тенденция его увеличения до 50−55 лет, потому что отношение к тридцатилетним уже давно не соответствует понятию.

Оценка термина со стороны специалистов

Возрастная психология значительно развилась со времен Бальзака. Согласно науке, в период с 30 до 40 лет люди испытывают тяжелейший кризис среднего возраста. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, но подавляющее большинство женщин переживает серьезную переоценку ценностей именно в бальзаковском возрасте. В «Тридцатилетней женщине» 30 лет рассматривались как возможность стать самостоятельной, пережить вторую молодость. Сегодня – это период кризиса, сложнейшей перестройки личности, соотношения желаемого и того, что уже удалось достичь. А вторая молодость для современных женщин наступает после 40, даже ближе к 50, именно поэтому сроки бальзаковского возраста перенеслись на 10−20 лет.

Красота и возраст

В 30 лет женщина и так красива, сейчас это не возраст. А вот после 40 начинается увядание природной прелести, поэтому целесообразно позаботиться о красоте. Вот некоторые советы.

1. Ведите здоровый образ жизни, правильно питайтесь, больше гуляйте.

2. Своевременно посещайте врача и следите за здоровьем, особенно женским.

3. Не нервничайте, наслаждайтесь положительными эмоциями.

4. Пользуйтесь косметикой на натуральной основе и народной мудростью.

Так все-таки женщина бальзаковского возраста – это сколько же лет? Смотря как воспринимать термин. Если с точки зрения времен Оноре да Бальзака, который любил «преклонных» красавиц, то 30 лет. Если же в ракурсе современной жизни, то около 45−50. Как говорится, в 45 открывается второе дыхание. Дети выросли, впереди свобода. Живите и радуйтесь тому, как сложилась жизнь!

А что произойдёт, если незнакомец вдруг назовёт Вас дамой бальзаковского возраста? Вы мгновенно обидитесь на нахала, явно не воздержанного на язык, или расцените данное Вам определение как комплимент, машинально втянув живот и кокетливо поведя плечами?

Выражение «бальзаковский возраст» обязано своим появлением роману «Тридцатилетняя женщина», вышедшего из-под пера знаменитого французского писателя. Главная героиня – виконтесса де Боссеан – была описана как женщина самостоятельных взглядов и независимых суждений, отличающаяся свободой в выражении собственных чувств и впечатлений.

По утверждению историков, первоначально формулировка «бальзаковский возраст» с некоторой долей иронии применялась к дамам, стремящимся своими вольнолюбивыми воззрениями казаться похожими на героиню романа. И лишь спустя годы это выражение стало использоваться в прямом, более узком смысле, обозначая исключительно возраст женщины – от двадцати пяти до тридцати пяти лет.

Наталья: «Безусловно, бальзаковский возраст сегодня – это возраст женщины между сорока и пятьюдесятью годами. Суровый девятнадцатый век – время творчества писателя – от тридцати лет и старше и в плане замужества, и в плане деторождения. А сегодня, в начале века двадцать первого, у многих представительниц прекрасного пола в тридцать лет ещё только всё начинается. Да и не только в тридцать – в сорок ещё масса планов и вагон желаний».

Светлана: «Мне кажется, что само название возраста как бальзаковского – это чистая условность. С таким же успехом возраст зрелой женщины можно было бы назвать «толстовским» или «пушкинским». Со школьных времён у меня в памяти запечатлелась фраза об Анне Павловне Шерер, которая, «несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов». Как будто в сорок лет нужно уже укладываться в гроб! В современном обществе сорок лет – это возраст самого расцвета женского ума и обаяния»

Григорий: «Я бы не рискнул назвать ни одну знакомую дамой бальзаковского возраста, разве что шестидесятилетнюю Степаниду Африкановну, нашу старшую по подъезду. Да и то сделал бы это с изрядной оглядкой на её любовь к зарубежной литературе, химическую завивку и непременные . В самой формулировке «бальзаковский возраст» даже я, мужчина, явно слышу прощальные нотки уходящей молодости. И не только молодости, а даже женственности и всего, что с ней связано: любви, возможности иметь детей, стройности, яркому макияжу и смелым экспериментам в одежде. Обидное какое-то словосочетание, по-моему.

Мне кажется, что не нужно делать акцент на формулировках: бальзаковский то возраст или возраст последней . Искать и находить позитив можно в любом возрасте».

Елена: «Бальзаковский возраст – это время самодостаточных, сильных и уверенных в себе женщин. Время, когда давно окончен университет и всякие курсы по повышению квалификации, когда уже не только ты сама, но и твои коллеги воспринимают тебя как крепкого профессионала.

Время, когда бесследно канули в Лету разборки, притирки и войны с супругом за главенство в семье.

Время, когда навсегда закончились бессонные ночи, связанные с прорезыванием у ребёнка зубов или тяжело протекающей ветряной оспой.

Это прекрасное время делать карьеру, путешествовать по всему миру, дружить со своими подросшими умными детьми, встречаться с подругами, баловать себя посещением косметических салонов и экспериментировать с новыми цветами волос.

Это возраст, когда уже можно подводить первые итоги и ещё выстраивать самые . Это канун золотой женской осени – тёплое и благодатное бабье лето со спелыми яблоками, свежим пахучим мёдом и яркими звёздными астрами».

Анжела: «Конечно, осознание себя дамой бальзаковского возраста – это, прежде всего, повод задуматься о сохранении собственной природной красоты. В этом смысле на первый план для женщины выходят проблемы здорового образа жизни и правильного питания. Решения здесь простые: соблюдать водный режим, выпивая в сутки до двух литров воды, принимать все необходимые витамины и микроэлементы, не увлекаться алкоголем и никотином, высыпаться досыта.

Не изнуряя организм ежедневными напряжёнными физическими нагрузками, всё же нужно находить время для нескольких упражнений для укрепления мышц груди или брюшного пресса. Для пеших прогулок, для походов в бассейн, для утренних пробежек. Вроде бы прописные истины, знакомые многим с детства, но как немного женщин следуют им, будучи загружёнными работай или домашним хозяйством. А зрелость – как раз то время, когда уже нельзя забывать о себе».

Анна: «Хоть выражение «бальзаковский возраст» прямо подразумевает под собой французские корни, именно в странах, бывших когда-то республиками Советского Союза, эта формулировка воспринимается женщинами как намёк на уходящую молодость. Я бы даже сказала так: бальзаковский возраст – это чисто постсоветская примочка.

Поясню свою мысль: а только начинает подбирать себе пару. Она увлечена карьерой, поездками, образованием, литературой, театром и живописью и планирует создать настоящую семью и стать матерью лишь спустя несколько лет. Западная дама так называемого бальзаковского возраста – это молодой перспективный кадр в любом отношении.

А в России? Старая дева или пожилая первородящая – это самые мягкие определения для женщины, лишь вступившей одной ножкой на первую ступеньку лестницы, ведущей к эпохе элегантности. Российская женщина бальзаковского возраста зачастую воспринимается на любом рынке, от ярмарки невест до биржи труда, как товар четвёртого сорта. Поэтому если западная дама игриво улыбнётся на слова о ней как о женщине бальзаковского возраста, то российская женщина на эти же слова моментально напряжётся и начнёт суетливо вспоминать, выключила ли она утюг после того, как погладила мужу рубашку, и перекрыла ли газовый кран на кухне после того, как накормила детей перед школой горячим завтраком».

Татьяна: «Передо мной никогда не стояла проблема возраста - возраста вообще, ни бальзаковского возраста конкретно. Так же, как и проблема детей. Ни своего, ни чужого возраста не замечаю и удивляюсь, когда мне говорят, что я уже немолода. Но поскольку опять же для меня это не актуально, то ни порадовать, ни огорчить меня упоминанием о моем возрасте нельзя. Одинаково равнодушно воспринимаю высказывания, что выгляжу моложе своих лет, и что с возрастом я изменилась.

Наверное, почувствую возраст,
когда утрачу легкость походки и способность , типа возможности разглядеть оленя в лесу за полкилометра, расслышать шепотом сказанные по-русски слова среди разноязыкой шумной толпы чужого города, читать круглосуточно при любом освещении и самостоятельно засадить обе террасы цветами, включая перетаскивание мешков с землей и цветочных горшков».

Михаил: «Мне очень хочется пожелать всем нашим милым дамам научиться гордиться своим возрастом, сохранив самое главное — душевную красоту и способность улыбаться каждому наступившему утру!»

У многих людей подчас возникает вопрос, "бальзаковский возраст" - это сколько лет? На самом деле это довольно расплывчатое понятие, ведь это время для всех приходит по разному. В общеупотребительном смысле - это возраст от 30 до 40 лет. В большинстве случаев подобный термин применяют исключительно к женщинам, да ещё и в ироничном смысле. "Бальзаковский возраст", так говорят о даме, которую уже нельзя назвать молодой, но ещё не достигшую "мудрых" лет. В этом возрасте надежды на романтические отношения ещё не исчезли, женщина ещё с большой силой жаждет любви и нежности. Жаль, что теперь у неё огромный жизненный опыт, багаж знаний, от которого никуда не деться. Теперь она прекрасно разбирается в мужчинах и не поверит их льстивым словам. А иногда так хочется всё забыть и отдаться на волю течения. Этот термин стал популярен после того, как был напечатана повесть "Тридцатилетняя женщина " популярного французского писателя Оноре де Бальзака.

"Отдельно располагается роман Бальзака "Тридцатилетняя женщина ". Хотя на самом деле это произведение сложно назвать романом. Он представляет из себя ряд отдельных сцен, которые разбросаны по всей книге подобно мозаике. Когда его читаешь, то понимаешь, что автор никогда не собирался объединить их под одним сюжетом. И это действительно так, оказывается, книга собрана из отдельных рассказов. Первый из них увидел свет в 1831 году в малотиражной газете, "Карикатура".
Этот рассказ называется "Последний парад Наполеона". Сюжет достаточно прост, но поражает владение автора своим языком. Молодая особа просит отца отправится с ней на парад, который проводили в Тюильри, поскольку она влюбилась в юного полковника. Бальзак срывает покровы с жизни французских горожан того времени. Показывает их быт и нравы, о чём они мечтали и к чему стремились.
Проходит месяц и в следующем рассказе под названием "Две встречи" Оноре показывает, как живёт жена одного генерала. Некоторые экзальтированные дамы предпочитают считать, что это тот самый красавец полковник из предыдущего рассказа. Она терпеть не может своего супруга, поэтому завела себе любовника, а её дочь глядя на свою мамочку сбегает с каким то странным человеком, который утверждает, что он пират. Через некоторое время она понимает, что он не "парижский пират", а самый настоящий байроновский корсар"

"К глубокому сожалению, этот рассказ получился весьма слабым, в духе первых "чёрных" романов Бальзака.
Через несколько месяцев газета публикует следующее его произведение "Свидание". Которое является новеллой состоящая из пяти частей. В этом рассказе сюжет раскрывается и мы понимаем, что действительно во второй части жена генерала, та самая девушка, которая бегала на парад В Тюильри. Муж ей уже не мил, и она влюбилась в чопорного англичанина А. Гренвиля.
Спустя какое-то время эти рассказы были обработаны, дополнены и объединены. Теперь они издаются под общим для всех новелл названием "Та же история". И только спустя 11 лет в 1842 году Оноре де Бальзак наконец завершил своё произведение окончательно.
По мнению ценителей творчества этого автора, это произведение выглядит наименее завершённое, все его главы почти не связаны друг с другом. Впрочем, есть в этой повести и идеальные моменты..."

("Прометей или жизнь Бальзака" Андре Моруа)

"Мне кажется, что у меня уже бальзаковский возраст потрясённо подумала Анна Ивановна, разглядывая себя в зеркало. Она стала вспоминать тех печальных тридцатилетних женщин, которые в этом возрасте впадали в меланхолию"
("Около господ" Мамин-Сибиряк)

В наше время порог бальзаковского возраста в отличии от 19-го столетия заметно сдвинулся. Ведь всё это время медицина не стояла на месте, изобретались новые препараты и средства для омоложения кожи, придумывались специальные диеты и т. д. Теперь бальзаковским возрастом по праву можно считать и 40 и даже 50 лет. Всё это сугубо индивидуально, данный возраст зависит от того, как вы жили до этого, были ли у вас вредные привычки. Вообще сложно представить определение бальзаковский возраст и женщину, которая укладывает шпалы на железной дороге.

Какой возраст наибольшей привлекательности для мужчин

Предисловие, или что такое женщина бальзаковского возраста

Бальзаковский возраст - это когда замуж уже не зовут, а в гроб еще рано.

Возраст для женщины не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца своих дней.

Коко Шанель

Как видно из подобранных эпиграфов, отношение к бальзаковскому возрасту может быть самым разным. Так что же это такое и откуда появился этот весьма неоднозначный термин?

Любой филолог вам скажет, что термин «бальзаковский возраст» стал общеупотребительным после появления в 1831 году романа Оноре де Бальзака «Тридцатилетняя женщина». Героиня этого романа отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств. В результате в первые годы после выхода романа в свет это выражение употреблялось иронически по отношению к женщинам, которые были похожи или стремились походить на героиню бальзаковского произведения.

К сожалению, позднее это значение термина забылось. Более того, термин приобрел какое-то шутливо-ироническое звучание, порой очень даже обидное для женщин. В результате бальзаковским возрастом стали называть возраст от 30 до 40 лет. Причем употреблялся этот термин не только по отношению к независимым женщинам, свободным в своих чувствах, но и ко всем женщинам примерно этого возраста.

Это выражение активно используется в кино, книгах и СМИ. Достаточно назвать популярный телефильм «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», который содержит около сорока серий. Но в настоящее время многое изменилось со времен Бальзака. Прежде всего, если в XIX веке к 30 годам женщина уже должна была иметь детей юношеского возраста, то сейчас 30 лет - это для многих только возраст вступления в брак. Да и современная косметология стала творить такие чудеса, что понятие «бальзаковский возраст» еще более сдвинулось - в сторону 40–45 лет. Типичный пример - известная поговорка: «В сорок пять - баба ягодка опять!»

Разные люди вкладывают в эту фразу совершенно различный смысл. Одни считают, что женщина бальзаковского возраста - это женщина, имеющая жизненный опыт и свое собственное суждение о многих житейских и не только ситуациях. Другие уверены, что это женщина в самом расцвете, уже не девочка, но еще не начавшая увядать.

А что же Бальзак? Он прекрасно умел использовать женщин, которые любили его и были старше по возрасту. Сам он родился 20 мая 1799 года. Его первая женщина, Лора де Берни, родилась 23 мая 1777 года, то есть была на 22 года старше.

Герцогиня Лора д’Абрантес родилась в 1784 году, и она была на 15 лет старше Бальзака.

Зюльма Карро родилась в 1796 году, и она была всего на 3 года старше Бальзака.

Маркиза де Кастри тоже родилась в 1796 году, и она была на 2,5 года старше Бальзака.

Эвелина Ганская родилась в 1801 году, и она была моложе Бальзака.

А графиня Гидобони-Висконти вообще родилась в 1804 году.

Что это за женщины? Это вы узнаете, прочитав книгу. Но одно точно - все они сыграли очень важную роль в жизни великого писателя. Более того, именно они помогли ему стать великим писателем.

Как видим, разница в возрасте Бальзака и его очередной женщины снижалась. Но все они были типичными женщинами «бальзаковского возраста». Самый типичный пример - Лора де Берни. Когда они познакомились, Бальзаку было 23 года, а ей - 45 лет.

Лора д’Абрантес была моложе Лоры де Берни. Но с Бальзаком они познакомились, по разным данным, в 1825 или в 1829 году. То есть герцогине тогда был или 41 год, или все те же 45 лет.

Анриетта де Кастри была еще моложе, но когда Бальзак начал встречаться с ней, ей было 36 лет. С Зюльмой Карро он начал переписываться, когда той исполнилось 33 года, Эвелине Ганской, ставшей потом женой Бальзака, когда писатель повстречался с ней, было 32 года, да и графине Гидобони-Висконти, когда они познакомились, был 31 год.

Итак, мы видим, что и в биографии самого Бальзака значимым для него женщинам было от 31 года до 45 лет. И это в момент, когда они знакомились, ибо потом, в процессе общения, все они становились только старше. И это удивительно, ведь в те времена женщины старше 30 лет уже просто обязаны были быть замужем (тогда девушки выходили замуж в 14–18 лет). Поэтому считалось, что 30-летняя женщина уже вроде бы как и не имеет права на любовь…

Впрочем, как уже говорилось, к середине прошлого столетия временные рамки бальзаковского возраста уверенно сдвинулись к 40 годам, а потом и еще дальше.

Почему все эти женщины так привлекали Бальзака? Потому что они были взрослыми, опытными, вполне сложившимися натурами. Ему нужно было что-то брать от них, и он брал. У кого-то - деньги, у кого-то - полезные советы или знакомства. Короче, он их использовал в своих собственных интересах. А что возьмешь с 18-летней дурочки? Да, она может быть прекрасной, как цветок, но чем она может помочь, поддержит ли в трудную минуту…

Ну а с чисто социальной точки зрения сегодня бальзаковский возраст женщины означает для нее полную свободу. Она уже многое имеет, дети (если они есть) подросли, и женщина может вновь подумать о себе. Она может распределять день по своему собственному усмотрению и посвящать больше времени своим любимым занятиям. Женщина в этом возрасте становится мудрее, она уже научилась разбираться во многих вопросах. Ведь в ее распоряжении - огромный жизненный опыт, которого просто не может быть у 18-летних.

И главное, женщину бальзаковского возраста уже меньше беспокоит плохое поведение мужа, ведь в 40–50 лет многие мужчины уже имеют приличный животик и злоупотребляют алкоголем. А порой и гуляют на стороне… И если для 18-летней девушки это катастрофа, то женщина бальзаковского возраста на это смотрит уже совсем по-другому. Она же личность, ее жизненные интересы давно обрели четкость, и она способна радоваться жизни самостоятельно. Как говорится, «что-нибудь из двух: вас любят или не любят. В обоих этих крайних случаях ревность оказывается совершенно бесцельной». Кстати, знаете, кто это сказал? Между прочим, Оноре де Бальзак.

Американские психологи, проводившие опрос среди женщин бальзаковского возраста относительно их жизнеощущения, с удивлением для себя узнали, что почти все женщины в этот период жизни живут беззаботнее и свободнее, чем раньше, и только теперь могут по-настоящему наслаждаться жизнью.

Да и опросы в нашей стране показывают, что женщины бальзаковского возраста более уверены в себе и более независимы. В большинстве своем они не думают о старости, не записывают себя в старухи. Пока здоровье позволяет, они наслаждаются окружающим миром и жизнью. Ведь человеку именно столько лет, на сколько он себя ощущает.

Сейчас даже русские женщины, которым давно надоело останавливать на скаку коней и входить в горящие избы, научились любить себя. И посмотрите, кто сейчас в основном заполняет тренажерные залы, посещает выставки и ездит на экскурсии… Закрасить седину сейчас - не проблема. Сбросить пяток лишних килограммов - тоже. И нормальная женщина бальзаковского возраста уже не позволит себе быть «разведенной» каким-то юнцом из провинции, она сама кого угодно «разведет», особенно молодого и неопытного. И использует она его так технично, что мужчина при этом будет уверен, что это он ее использовал…

А, кстати, вы заметили, что термин «бальзаковский возраст» не употребляется в отношении мужчин? И это потому, что современные мужчины в 40–50 лет в большинстве своем представляют собой весьма жалкое зрелище. А на некоторых и в 30 лет без смеха не взглянешь. Это и понятно, ведь путь к их сердцу лежит через желудок, и молчаливы они лишь потому, что им нечего сказать, и от мальчишек они отличаются лишь стоимостью своих игрушек. И пусть вести здоровый образ жизни модно, но они-то за модой не гонятся…

И что удивительно, именно такие вот мужчины очень любят говорить про женщин бальзаковского возраста с оттенком презрения, связывая его с физическим и психологическим увяданием и развивая в женщинах комплексы по поводу собственного возраста.

А что тут комплексовать? Ведь «женщина всегда на семь лет моложе, чем утверждают ее подруги, и на пять лет старше, чем дают ей мужчины». Это Джина Лоллобриджида сказала, одна из красивейших женщин на свете, секс-символ 50-х гг. Она, кстати, родилась в 1927 году, и ей сейчас далеко за восемьдесят…

Правда, есть и иные мнения. Например, вот такое:

«И вот, нежданно-негаданно, ты становишься женщиной среднего возраста. Никто не замечает тебя. Ты обретаешь удивительную свободу - свободу человека-невидимки».

А это слова английской писательницы Дорис Лессинг. Но она, между прочим, родилась в 1919 году, а Нобелевскую премию по литературе получила в 2007 году, то есть в 88 лет. Так что правы те, кто считает, что в пятьдесят жизнь только начинает заканчиваться. Ну и, конечно, «каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает». А это уже слова знаменитой Коко Шанель, которая умерла в 1971 году в возрасте 87 лет.

А что же Бальзак? Да, он использовал женщин бальзаковского возраста. Он стал тем, кем стал, во многом именно благодаря им. Но, кстати, последняя его женщина, Эвелина Ганская (практически наша, между прочим, соотечественница), когда Бальзак умер 18 августа 1850 года, печалилась недолго. Сначала она нашла утешение в объятиях молодого литератора Жюль-Франсуа Шамфлёри, изучавшего жизнь и творчество Бальзака, а затем, в 1852 году, стала любовницей художника Жана Жигу. Ей тогда был 51 год, а умерла она в возрасте «за восемьдесят», прекрасно подтвердив тезис о том, что хороши женщины, не скрывающие своего возраста, но еще лучше те, которым и незачем это делать.

И кто после этого скажет, что после пятидесяти женщина оказывается на излете своей сексуальной привлекательности, за порогом своего женского счастья…

А вот Лора де Берни умерла в 1836 году в возрасте 59 лет. Она так и продолжала любить Бальзака, а он в это время веселился с другой женщиной. Да, он любил Лору, но по-своему. Слишком уж «по-своему». Она стала ему больше чем матерью. Она всегда поддерживала его словом и делом. Она думала о нем даже в последние минуты своей жизни.

В психологии это называется «якориться». Под этим подразумеваются события или люди, когда-то вызвавшие у человека сильные эмоции, а потом зафиксированные его бессознательным и многие годы спустя вызывающие схожую эмоциональную реакцию.

«Якориться» неправильно, а порой и весьма опасно. «Заякоренную» эмоцию можно и нужно перебивать другой сильной эмоцией или, в конце концов, каким-то делом. Недаром же меньше всего депрессий бывает у людей в деревне, ведь им надо и корову подоить, и дрова наколоть, и печь растопить, и за водой сходить - короче, куча дел, переживать некогда. А в городе «не якориться» женщинам помогает карьера, а также такое универсальное средство, как дети и внуки, в которых многие, став мамами и бабушками, растворяются практически полностью.

Но проблема Лоры де Берни была гораздо сложнее, ведь Бальзак был на 22 года ее моложе. Это для женщин бальзаковского возраста нередко становится вопросом непреодолимым. Тут очень часто происходит трансформация ума и характера, ибо увядающая женщина проецирует на значительно более молодого партнера свою, как ей кажется, последнюю любовь.

Дело в том, что молодая женщина всегда сексуально одаривает молодого мужчину (я молода и красива, и тем самым я уже есть счастье) и требует за это благодарности. А вот женщина бальзаковского возраста уже понимает, что и ее возлюбленный в равной мере осчастливливает ее. Если он намного моложе, то он дарит ей свою мужскую силу, свое тело, свое внимание. И она учится принимать этот дар, учится быть за него благодарной. Она становится мудрее…

И хорошо, когда между молодым мужчиной и женщиной бальзаковского возраста в главном имеет место некий паритет: она - ему, а он - ей. И плохо, когда этот паритет нарушается. К сожалению, большинство мужчин откровенно не ценят опыт и душевное богатство той, которая «уже достигла вершины своей горы жизни и начала спуск в долину женского забвения». Их этому просто не научили. А ведь любовь уже стареющей женщины может стать исключительным счастьем для мужчины. У таких женщин любовь - как лебединая песня. И тут ценится все… Как в последний раз… И любой пастушок может показаться принцем. А если женщина бальзаковского возраста опытна и мудра, она, конечно же, видит, что никакой это не принц, но… она так рада обманываться…

О первой любви много всего написано. О последней - гораздо меньше. А между тем именно последняя любовь женщины, женщины мудрой и опытной, - это любовь исключительная, ибо стареющая женщина умеет мужчину любить. Умеет его ценить. Умеет быть ему благодарной. Жаль только, что не все мужчины понимают это. Вот и Бальзак сменил женщину, которая была на 22 года его старше, на ту, что была старше «всего» на 15 лет. А потом - на два-три года… А потом нашел себе тех, кто помоложе. Но вот стал ли он от этого счастливее…

Из книги Алла и Рождество автора Скороходов Глеб Анатольевич

Анита Цой: восточная женщина такое себе не позволит! В ноябре девяносто седьмого года я выпустила альбом «Полет», и мы его презентовали в ресторане «Прага», где собралось много красивых, хороших людей. Я пригласила и Аллу Борисовну, но шансов на то, что она придет, не

Из книги Маяковский - сам. Очерк жизни и работы поэта автора Кассиль Лев Абрамович

Что такое хорошо и что такое плохо Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет. Маяковский исключительно работоспособен. Он работает ежедневно, круглосуточно, самоотверженно. Со страниц «Комсомольской правды» на всю страну гремят его стихотворные

Из книги Профессия - летчик. Взгляд из кабины автора Качоровский Илья Борисович

Что такое хорошо и что такое плохо Казалось бы, логическим итогом всего написанного выше должно быть четко сформулированное требование: какими качествами должен обладать «настоящий» летчик. Откровенно говоря, мне хотелось бы это сделать, так как найти такие критерии,

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Что такое женщина? В мае 1959-го я жила у родителей в Харькове и ждала мальчика, которого хотела назвать Марком. Далеко запрятала альбомы с фотографиями из фильмов, приклеенными столярным клеем так, что теперь их можно оторвать только вместе с картонными листами. Сняла со

Из книги Статьи из еженедельника «Профиль» автора Быков Дмитрий Львович

Три возраста Ходорковского Не мной замечено, что большинство биографий в стране развивается по тем же законам, по каким существует сначала фольклорный, а потом и литературный герой. Не берусь объяснить, что тут первично: сами ли мы подсознательно выстраиваем свои судьбы

Из книги Гончаров автора Лощиц Юрий Михайлович

ДВА ВОЗРАСТА («Обыкновенная история») Итак, племянник и дядя. Юноша Александр Адуев и зрелый муж Петр Адуев. Провинциальная расплывчатая мечтательность и столичный практицизм.Расплывчатость дает о себе знать уже на уровне слов, интонаций.«- Куда ты едешь, мой друг,

Из книги 80 лет одиночества автора Кон Игорь Семёнович

Психология юношеского возраста А как невообразимо отрочество, каждому известно. Сколько бы нам потом ни набегало десятков, они бессильны заполнить этот ангар, в который они залетают за воспоминаниями, порознь и кучею, днем и ночью, как учебные аэропланы за бензином.

Из книги Вокруг и около автора Баблумян Сергей Арутюнович

Орехи для младшего школьного возраста Сурен Арсентьевич Мелкумян, мужчина во всех отношениях видный, производил впечатление еще и тем, что в общении с окружающими был вежлив, одевался с иголочки, мужскому одеколону «Шипр» предпочитал ароматы эксклюзив-пикант, отдыхать

Из книги Всё на свете, кроме шила и гвоздя. Воспоминания о Викторе Платоновиче Некрасове. Киев – Париж. 1972–87 гг. автора Кондырев Виктор

Книги для старшего возраста Сколько раз парижские записки Некрасова сравнивались с путеводителем! Дескать, они мало чем отличаются от Бедекера. Пеняли и Синявские, и Максимов. И Ефим Эткинд намекал, вроде бы в шутку.Не понимают они, говорил мне Вика, что это моя давнишняя

Из книги Ирина Мирошниченко автора Ярошевская Анна

Параллель жизни Петр безумно любил Катю. Она была похожа на солнышко – огненно рыжие волосы, стройная фигура и искорки в карих глазах очаровали молодого военного. С ней было ужасно легко и надежно, как это ни странно. Потому что она была сильной женщиной, в одиночку

Из книги Татьяна Самойлова автора Ярошевская Анна

Женщина без возраста Татьяна Евгеньевна свои дни рождения отмечать не любит. А юбилеи - и подавно! Самойлова просто очень не любит, когда ей напоминают о годах. Актриса, имя которой значится во всех киноэнциклопедиях, а отпечаток руки красуется перед Дворцом

Из книги Forex Club: Win-win революция автора Таран Вячеслав

Мой кризис среднего возраста Период с 2003 по 2008 год был очень успешным для компании. Академия исправно работала на благо форексовского рынка. Клиенты с небольшими (от 500 до 10 000 долл.) депозитами тянулись потоком, благодаря нашим инновационным продуктам и широко развернутой

Из книги Байки офицерского кафе автора Козлов Сергей Владиславович

Что такое хорошо и что такое плохо Эту историю рассказывал Иван Игнатьевич Зайцев, еще будучи начальником штаба 12 бригады спецназначения, а мне ее пересказал Валерий Иванович Якимовский, мой первый ротный.В молодости Зайцеву, тогда майору, довелось служить на Дальнем

Из книги Признания в любви. «Образ чистой красоты» [антология] автора Хепберн Одри

Мой дорогой Роб Счастье не зависит от возраста Без этого человека не было бы меня. Вернее, я не была бы такой, какой стала в конце жизни. Можно много лет и даже десятилетий искать счастье, а потом найти его неожиданно и… так поздно!После стольких разочарований, стольких

Из книги Коко Шанель автора Надеждин Николай Яковлевич

39. Женщина без возраста Потрясения 1920 года, пережитые Коко, оставили явный след. Нет, она не постарела – она была ещё слишком молода, чтобы говорить о старости. Она… повзрослела. Избавилась от последних иллюзий, стала практичней, расчётливей, жёстче. И неважно, как она

Из книги Илья Фрэз автора Павлова Мария Ивановна

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?» От фильма к фильму взрослели, становились старше герои Ильи Фрэза. Дошкольницу Лидочку из картины «Слон и веревочка» сменила первоклассница Маруся Орлова, затем - пятиклассник Васек и подростки Мишка Стрекачев, Коля Голиков, Митя

Статьи по теме: