Что такое анима и анимус в психологии. Главные архетипы психики: Анима

Юнг считал очевидным, что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал ее анимой у мужчины и анимусом у женщин. Эта основная психическая структура служит средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя мужчиной или женщиной. Таким образом, насколько женщина осознанно представляет себя в границах того, что свойственно женщинам, настолько ее анимус будет включать те непознанные тенденции и опыт, который она считает свойственным мужчинам. Для женщины процесс психологического развития влечет за собой начало диалога между ее эго и анимусом. Анимус может патологически доминировать благодаря идентификации с архетипическими образами (например, заколдованного принца, романтического поэта, призрачного любовника или мародерствующего пирата) и/или из-за чрезвычайно сильной привязанности к отцу. Анимус рассматривается Юнгом как отдельная личность. Когда анимус и его влияние на человека осознаны, анимус берет на себя роль связующего звена между сознанием и бессознательным, пока последнее постепенно не интегрируется в самость. Юнг рассматривает черты этого союза противоположностей (в данном случае, мужского и женского начал) как главную детерминанту выполнения личностью женской роли. Подобный же процесс происходит между анимой и маскулинным эго у мужчины. Пока наша анима или анимус неосознанны, не приняты как часть нашей самости, мы будем стремиться проецировать их на людей противоположного пола: “Каждый мужчина несет внутри себя вечный образ женщины, не образ той или другой конкретной женщины, но определенный феминный образ. Этот образ является… отпечатком или „архетипом“ опыта всех женских предков, хранилищем, так сказать, всех впечатлений, когда-либо приобретенных женщинами. …Так как этот образ является неосознанным, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека, и это одна из главных причин для страстного влечения или отвращения». Согласно Юнгу, родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на развитие анимы или анимуса ребенка. Все связи с объектами противоположного пола, включая родителей, подвержены сильному воздействию фантазий анимы или анимуса. Этот архетип является одним из наиболее влиятельных регуляторов поведения. Он проявляется в снах и фантазиях как персонажи противоположного пола и функционирует в качестве важнейшего посредника между процессами сознания и бессознательного. Он ориентирован преимущественно на внутренние процессы, так же как персона ориентирована на внешние. Это источник проекций, источник создания образа и доступ к творчеству. (Креативное влияние анимы видно на примере художников, рисовавших своих муз как богинь.) Юнг еще называл этот архетип и «образом души». Так как он способен приводить нас в соприкосновение с силами нашего бессознательного, то часто является ключом, открывающим нашу креативность.

Самость

Самость - наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Самость - архетип центрированности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость определяет функционирование целостной психики методом интеграции. Согласно Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является самостью». Юнг открыл архетип самости только после своих исследований других структур личности. «Архетипом человека является самость. Самость всеобъемлюща. Бог - круг чей центр везде, и границ у него нет». Самость изображается в снах и образах или безлично (как круг, мандала, кристалл, камень), или персонифицированно (как королевская чета, божественный ребенок или другие символы божественности). Великие духовные учителя, такие, как Христос, Магомет и Будда, являются также и символами самости. Это символы целостности, единства, примирения противоположностей и динамического равновесия - целей процесса индивидуации. Юнг так объясняет функцию самости: «Эго получает свет от самости. Мы что-то знаем о самости, но все же мы о ней не знаем… Несмотря на то что мы получаем от самости свет сознания и знаем об источнике, который освещает нас, мы не знаем, хранится ли он именно в сознании… Если бы самость была целиком выводима из опыта, она бы и ограничивалась опытом, тогда как в реальности этот опыт неограничен и бесконечен… Если бы я был один со своей самостью, я бы знал обо всем, говорил бы на санскрите, читал бы клинопись, знал бы о доисторических событиях, был бы знаком с жизнью на других планетах и т. д.». Самость - глубокий внутренний руководящий фактор, который может показаться легко отличимым от сознания и эго, если не чуждым им. «Самость - не только центр, но и периферия, которая охватывает и сознание, и бессознательное: это центр всего, так же как эго - центр сознания». Самость может проявляться в первую очередь в снах, как небольшой, незначительный образ. Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней. Развитие самости не означает исчезновения эго. Эго остается центром сознания, важной структурой психики. Оно обретает связь с самостью в результате долгой, тяжелой работы понимания и принятия бессознательных процессов.

Психотехнологии измененных состояний сознания Козлов Владимир Васильевич

АНИМА И АНИМУС

АНИМА И АНИМУС

Чрезвычайно трудно описать этот тренинг и его упражнения. С одной стороны, сама психотехнология уже выстроена и апробирована (В. Козлов, 1993 – 2004) и используется в структуре профессиональных тренингов Международной Ассоциации Свободного Дыхания, специализации по интенсивным интегративным психотехнологиям при МАПН, интегративной психологии в Международном ин-L|J

статуте интегративной психологии, существуют тренинги, посвященные этим архетипическим началам в человеке.

Уникальный язык сознания, живо и многогранно ретранслирующий ткань переживаний, целостных ситуаций опыта, – это язык архетипов. Он присутствует во всех сказках, мифах всех народов. Язык архетипов ближе к языку переживаний, нежели то, с чем мы имеем дело в теоретических конструкциях современной психологии и психотерапии.

Под архетипами К. Г. Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь человеческой личности и взаимопонимания людей.

Юнг писал: «Любое отношение к архетипу, переживаемое или просто именуемое, «задевает» нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий праобразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечносущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь» (Юнг К. Г., 1987).

Архетип в наиболее обобщенном смысле является сгустком энергии коллективного бессознательного, формой энергии, несущей в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца – это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявляется во всех человеческих традициях. Это и появление на свет, первичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистота духа. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, на языке метафор и эмоционально насыщенных праобразов проявляющих первичные протосценарий человеческого сознания.

Рассмотрим пару архетипов – Анима и Анимус, которые оказывают на сознание человека особенно сильное воздействие.

Анима и Анимус являются архетипическими конструктами в юн-говской психологии, выражающими женское (Анима) и мужское (Анимус) начало в коллективном бессознательном.

Антропологически женское начало соответствует пассивному принципу природы.

В «Символах трансформации» К. Г. Юнг утверждает, что древние видели в женщине либо Еву, либо Елену, Софию или Марию (соответствуют импульсивности, эмоциональности, интеллектуальности и доб-родетели). Одним из чистейших и наиболее всеобъемлющих представлений архетипа женщины как Анимы является Беатриче в «Божественной комедии» Данте. Все аллегории, построенные на персонификации Анимы, неизменно сохраняют в себе все три вышеупомянутые импликации.

Анима представляет собой архетипический образ высокой степени сложности, где решающим фактором могут оказаться наложенные друг на друга символические аспекты. Например, высшие аспекты женщины в качестве Софии или Марии определяют ее функцию персонификации знания или высшей добродетели; а когда женщина предстает как образ души, она оказывается высшей по отношению к мужчине, поскольку является отражением самых возвышенных и чистых его качеств. * В своих низших формах, как Ева или Елена – инстинктивный и эмоциональный аспекты, – женщина стоит на уровне более низком, нежели мужчина. Она выступает в своей наиболее характерной роли – соблазнительницы, «вечной женственности», влекущей все вниз за собой, непоследовательной, ветренной, неверной, лицемерной и в то же время влекущей, таинственной, очаровывающей. Именно здесь проявляются аспект сирены, очаровывающей, отвлекающей, уводящей мужчин в сторону от пути прогресса, эволюции, и аспект воды, аспект непроявленности, тайны, бездны, бессознательного.

Как мы указывали выше, Анима является архетипической репрезентацией женского начала. Она внутренне неоднородна. Общую структуру Анимы мы можем выразить в качестве троицы, вычленив три ее основных аспекта.

Первым, самым светлым, благородным, чистым и божественным аспектом анимы является Анима сатьва. Мифологическими персонификациями Анимы сатьвы можно считать Майядеву, мать Будды Ша-кьямуни, и Деву Марию, мать Иисуса Христа. Персонификацией анима сатьвы является и выражение женской земной, материнской, а в аспекте стихий – водной мудрости. Это гибкость, открытость, защищающая жизнь и любую манифестацию жизненности, мудрость. Это аспект Деметры и Софии. В славянской мифологии это Василиса Премудрая и другие сказочные персонажи, выражающие женскую мудрость, мудрость земли. При этом нужно отметить, что Анима сатьва не обладает демиурговым качеством, но манифестирует консервативные тенденции: анима выступает как хранительница очага жизни.

Духовный, божественный, материнский аспект анимы сатьвы недоступен для мужчин хотя бы потому, что им никогда не приходится испытывать чувство материнства, материнский инстинкт. Весьма важно, что так же фатастично для Анимуса выражение безусловной любви, которое испытывает почти любая женщина к ребенку (даже к идее ребенка). Именно по этой причине Анимус (архетип мужского нача-ла) подавляет Аниму сатьву, девальвирует ее, манифестируя при этом другие аспекты Анимы – раджас и тамас. Это является выражением комплекса неполноценности Анимуса по отношению к Аниме сатьве, так как высокие духовные области ему недоступны.

Второй аспект Анимы – раджас Анима – аспект ветрености, непостоянства, текучести женского характера. На уровне персонификаций это Елена или вечно молодая и вечно влюбленная Афродита. Аспект раджас выражается в страсти, вожделении и одновременно неустойчивости и быстрой смене желаний, интересов, влечений. Елена – это яркое выражение иррациональности Анимы, ее бессознательности. Аспект Елены – это и эмоциональный аспект Анимы. Елена отличается тем, что спокойно принимает любую форму. При этом на сущностном уровне она не является ни одной из этих форм.

Тамас Анима – третий, последний аспект Анимы. Если рассматривать его на уровне персонификаций, то это аспект Сирены или Евы, косной животной энергии женщины, увлекающей мужчину со столбовой дороги прогресса, духовного пути и творчества. Аспект Евы является наиболее выраженным природным естественным аспектом Анимы. Часто аспекты сатьва и раджас Аниме просто недоступны, поскольку вся культура выстроена таким образом, что основную ценность и манифестацию имеет Анима тамас.

Из книги Она. Глубинные аспекты женской психологии автора Джонсон Роберт

Анимус Юнг отмечал, что анима и анимус сильнее всего проявляют себя в качестве посредников между сознательной и бессознательной частями психики. Вернувшись в мир Афродиты, Эрос стал помогать Психее наладить отношения с Афродитой, Зевсом и другими богами и богинями

Из книги Психология сказки. Толкование волшебных сказок автора Франц Мария-Луиза фон

Глава 7 Тень, анима и анимус в волшебных сказках Хотя почти все в волшебных сказках в конечном счете вращается вокруг символа Самости (или «упорядочивает» с его помощью), во многих из них также можно обнаружить мотивы, заставляющие нас вспомнить о таких понятиях Юнга, как

Из книги Человек и его символы автора Юнг Карл Густав

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора

АНИМА И АНИМУС Чрезвычайно трудно описать этот тренинг и его упражнения. С одной стороны, сама психотехнология уже выстроена и апробирована (В. Козлов, 1993 – 2004) и используется в структуре профессиональных тренингов Международной Ассоциации Свободного Дыхания,

Из книги Книга сказочных перемен автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Анима - Анимус Продолжая тему предыдущей главы и возвращаясь к упомянутому выше различению личностного и коллективного, следует указать, что между ними располагается психическая структура, связывающая эти уровни и умеющая быть одновременно и там, и тут. Имеются в виду

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

44. Анима Пес и волчица (из «Приключений принца Эно»)Любимая собака короля (она стоила двести сто миллионов тысяч) однажды на охоте увидела волчицу. Охотники отстали, но уже слышен был вдали топот их коней, а волчица не убегала, она стояла на пригорке и насмешливо глядела на

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Афродита как Анима мужчины Анима (и Анимус) всегда связаны с другим в человеке и в его окружении, в партнере противоположного пола. Поэтому особенно важен оказывается опыт переживания контакта с этой частью нашей души. Когда мы проецируем Аниму (или Анимус) на другого

Из книги Через испытания – к новой жизни. Причины наших заболеваний автора Дальке Рудигер

Геката как Анима мужчины Архетип Гекаты в Аниме мужчины может быть отражением архетипа Ужасной Матери, всемогущей и властной (часто обладающей некоей тайной властью). Тогда уже нет амбивалентности в матери Щедрой и Ужасной, каковая обычно присутствует в архетипе

Из книги Опасные желания. Что движет человеком? автора Фрейд Зигмунд

Маскулинный анимус или фемининный архетип? Анализ субъективных переживаний и содержания снов женщины помогает выяснить, чем обусловлена ее жизненная активность - маскулинным анимусом или образом женской богини. Например, если женщина чувствует чуждость своей

Из книги Ведьмы и герои [Феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар] автора Янг-Айзендрат Полли

Обретение напористости: через Артемиду, Афину или анимус Кроме маски женщине-Гестии необходимо обрести способность быть напористой; ей необходим активный аспект в личности для взаимодействия с другими или заботы о себе в этом мире. Богиня-Гестия не пробивала себе дорогу

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Женщина-анима Эстер Хардинг, видный юнгианский аналитик, начала свою книгу «Путь всех женщин» описанием типа женщины, являющейся «всем для всех мужчин». Этот тип - «женщина-анима», которая «приспосабливает себя к его желаниям, старается быть прекрасной в его глазах,

Из книги автора

Анимус и анима Обращение в жизненном образце относится не только к смене направления, но и к собственной половой роли. Юнг исходил из того, что женщина должна заботиться и о мужской части своей души, которая называется анимус. А мужчина должен принять свои женские

Из книги автора

Из книги автора

Анимус и самоощущение женщины Юнгианские психологи называют аниму и анимус архетипами, а иногда комплексами. Я называю их комплексами и считаю, что в этом случае мое применение теории Юнга в терапии становится более системным. Эти противостоящие друг другу половые

Из книги автора

Анима и анимус Возвращаясь к упомянутому выше различению между личностным и коллективным, следует указать, что между ними располагается психическая структура, связывающая эти уровни и умеющая быть одновременно и там и тут. Имеется в виду анима у мужчин и анимус у женщин.

Анима и анимус – архетипы коллективного бессознательного. Термины «коллективное бессознательное», «архетипы», как и названия последних, были введены Карлом Густавом Юнгом. Для того чтобы разобраться с понятием архетипа, нужно окунуться в аналитическую психологию.

История понятия «бессознательное» уходит ко временам расцвета человеческой мысли, но первым, кто начал его пристальное изучение, был отец психоанализа – . Открытие роли бессознательного в обычной жизни человека считается одним из важнейших достижений психологии.

Бессознательное – это те мотивы, желания, стремления, страхи и другие процессы и явления, которые нами не осознаются. Как показал Фрейд, они могут существенно влиять на нашу жизнь, иногда превращая её в ад.

Коллективное бессознательное и первичный образ

Если Фрейд выделял бессознательное как неосознаваемую область психики, в которой обитают личные стремления, желания, страхи, воспоминания, связанные с индивидуальной историей личности, то впервые заговорил о коллективном бессознательном. В процессе анализа психоаналитики сталкивались с явлениями, которые нельзя было объяснить опытом отдельно взятого человека.

Образы и мотивы, присущие древним культурам, с которыми не мог быть знаком этот человек, вдруг оказывались в его снах или фантазиях. Как же они туда попали? Да и почему различные культуры из века в век, не вступая в прямое взаимодействие, оперировали сходными образами практически одинакового содержания?

Отвечая на этот вопрос, Юнг и ввел понятие «коллективное бессознательное», выделив в психике область, в которой находятся элементы, свойственные всем людям в целом, – производные всей истории человечества, идентичные у каждого из нас.

Элементы, которые находятся в этой области, он назвал или исконными образами. Если попытаться сказать просто, то архетипы – это формы психических содержаний, представления, наполненные энергией, которые закрепились в психике в процессе жизни всего человеческого рода от начала времен и влияют на восприятие человеком реальности, его воображение и мышление. Юнг утверждал, что каждый индивид, какого бы высокого уровня развития он ни достиг, в более глубоких слоях психики содержит все того же архаичного человека.

Итак, мышление, восприятие и воображение регулируются отчасти архетипами. И одними из главных архетипов, оказывающих непосредственное влияние на жизнь человека, стали Анима и Анимус.

Важность образов

Анимус и Анима – сосредоточивающие все, что не соотносится с сознательным образом «я» как мужчины или женщины, – становятся мостом между бессознательным и сознательным. Анима открывает для мужчины путь к туманному, фантазийному, интуитивному, пассивному, к умению наблюдать и делать выводы без достаточных оснований, руководствуясь дымкой предчувствий.

Анимус женщину ведет к точности, знанию, методичности, ясности, активности, пониманию смысла, тщательному анализу. Юнг подчеркивал важность осознания архетипов Анимы и Анимуса. Они обладают большой энергией, поэтому сознательность позволяет использовать её, но если никакого контакта между архетипом и человеком нет, то эта сила бесконтрольна и начинает действовать хаотично внутри бессознательного, подавляя разум.

По предположению Юнга, которое он формулирует в сочинении «Архетип и символ», Анимус – это психическая сущность, проявляющаяся в зависимости от суммы мужских генов в теле женщины. Аналогичная природа и у Анимы в мужчине. Мужчины и женщины отличаются тем, какой набор хромосом представлен в их клетках (у мужчины – XY, у женщины – ХХ). Различие в генах ведет, в частности, к различию в гормональной системе, но не кардинальному, а лишь количественному, что влияет на:

  • Особенности эмоционального поведения.
  • По мнению некоторых неврологов, на развитие мозга (тестостерон, который начинает вырабатываться у мальчиков еще в утробе матери, по их предположениям, стимулирует рост левого полушария, замедляя развитие правого).

В целом, если взять случайно женщину и мужчину из толпы, они не обязательно будут являться выразителями своей половой роли в поведении – фемининность и маскулинность варьируются от человека к человеку. Мужчина может вести себя нежно и заботливо или взбалмошно и истерично, что часто приписывают женщинам, а женщина может быть волевой и страстной натурой или жесткой и деспотичной, что опять же приписывают «типичным» образам хорошего или плохого мужчины.

Коллективное бессознательное в женщине приобретает образ мужчины – Анимуса – и поддерживается теми качествами, которые возникают от её внутренней маскулинности. Фигура, которая играет женскую роль в мужчине, – Анима. Юнг полагал, что эти образы являются суммой всего опыта мужчины и женщины соответственно. Коллективное бессознательное содержит информацию о том, как, каким образом были прожиты жизни представителей разных полов, их характерные, наиболее существенные черты впечатываются в архетипы. Анима и Анимус – выразители всех прошлых женщин и мужчин.

Кроме того, есть еще влияние значимых взрослых, на которых впервые происходит проекция Анимы и Анимуса. После этапа идентификации с родителями архетипы открепляются от родительских фигур, которые, впрочем, оседают в самом архетипе и продолжают оказывать влияние на выбор детей.

Пока мы не интегрировали наших бессознательных «двойников» противоположного пола, мы не достигнем целостности, не сможем проявить все лучшее, что в нас уже заложено. В сказках, фильмах, сериалах – везде обыгрывается мотив «дополнения», будто человек — это половинка, которая нуждается в другой половинке, чтобы стать целым и полноценным. Юнг же утверждал, что мы любим в других уже существующих в нас «двойников», мы их проецируем. Архетипы и есть те, с кем нам действительно нужно соединиться, чтобы стать целыми.

Первичные образы

Если вы – женщина и в снах в детстве видели преследования и угрозы от безликих мужчин, то это был именно Анимус. По мере взросления начинают проявляться его положительные стороны. В снах мы уже уверенные в себе, самодостаточные, сильные, яркие, смелые, воодушевленные – это тоже Анимус, и как тоскливо бывает проснуться без его света, сталкиваясь один на один с реальностью.

Анимус – первообраз мужчины в психической жизни женщины, творческая и производительная сила, разум и дух. Может находиться на четырех этапах развития:

  • Олицетворение власти и силы.
  • Деловитость, планирование, .
  • Ораторство, умение владеть словом.
  • Воплощение смысла, катализатор глубокого погружения в размышления и знания.

Стадии соответствуют разным уровням развития талантов женщины и влияют на все аспекты её жизни. Проекция осуществляется на те фигуры, что подходят под образ, который в данный момент имеет её архетип. Молодая женщина восхищается спортсменами, легендарными героями и т.д. Чуть выше – люди инициативные, увлеченные, творящие.

Дальше начинается интеллектуальная стезя, слово и смысл – проекция осуществляется на профессоров, наставников, на тех, кем женщина может восхищаться в интеллектуальном плане. (Посмотрите на то, кем восхищается женщина, и станет ясно, на каком этапе находится её архетип!)

Когда интеграция не состоялась, Анимус в жизни женщины может проявляться как вздорность, самоуверенность, властность, подавляя фемининность. Если женщина знает ответ абсолютно на все, не дает себе времени подумать, не считается с мнениями других, ей стоит задуматься о том, чтобы наладить диалог со своим архетипом.

Для этого придется постараться разделить личные реакции и те, что поднимаются откуда-то из глубины и к актуальному или индивидуальному опыту вообще не имеют отношения. Последние – реакции Анимуса.

Успешная интеграция характеризуется гармоничным восприятием себя, других людей и мира. Женщина открыта, дружелюбна, активна, обладает энергией, смелостью, задором и умеет защищать свои границы, но уважает границы других людей.

Основная проблема в жизни многих женщин – провести подобную интеграцию, чтобы силы Анимуса можно было пустить на развитие и раскрытие своего потенциала. Если энергия архетипа не используется, психологический потрет личности становится все более тусклым, а её внутренняя жизнь путается и теряется, обрастает неврозами и всяческими проблемами.

Женщина в мужчине

Анима – символ женщины в психике мужчины, соединение чувств, влияющих на понимание мира. У Анимы есть четыре уровня развития.

1. Ева. Характеризуется теплом и заботой при отсутствующем стремлении к духовному росту.

2. Елена. Совершенная, прекрасная, но притягивает как недосягаемый образ, а не реальный человек.

3. Мария. Невинность, непорочность, милосердие, доброта.

4. София. Мудрость, сознательность. Будучи интегрированным, архетип позволяет мужчине свободно творить, создавать и радоваться без желания превзойти или покорить кого-то.

Первый этап соответствует восприятию мужчиной женщины как объекта сексуального желания. Второй – образ женщины дополняется способностью к успеху, самодостаточностью, умом, проницательностью, но отсутствием добродетельности.

Образ Марии соответствует христианскому пониманию Девы Марии, добродетельной, человечной. И на завершающем этапе развития Анима предстает в образе Софии – женщины рассматриваются мужчиной как равные, отдельные от него лица, обладающие и положительными, и отрицательными качествами.

Благодаря становлению архетипа в себе он сам становится полнее, богаче, лучше, видит дальше и больше, осознает скрытое и находит ответы там, где раньше бы развел руками в силу отказа от интуиции, блуждания и воображения. Впрочем, могут быть и негативные последствия: так, при отождествлении с архетипом Анима изнеживает характер мужчины, он становится раздражительным, тщеславным, капризным. Утрата Анимы – безжизненность, отсутствие доброты, понимания, безответственность и косность.

Любовь и проекции

По мысли Юнга, сильное влечение к противоположному полу объясняется архетипами. В «Душе и мифе» он говорит о том, что женская часть мужчины переносится на женщин, с которыми он строит романтические отношения, как и мужская часть женского бессознательного становится образом, проецируемым на мужчину.

Анима и Анимус в виде проекций становятся причинами того, что мы влюбляемся в людей, которых совершенно не знаем. То, что мужчина или женщина говорят о внутреннем мире партнера, обычно основывается на проекции, поэтому является ложным.

Сама проекция осуществляется полностью тогда, когда человек сильно влюблен в партнера. У более холодного проекция не осуществилась, образ партнера однозначен и прост, так как архетипы многосторонние и очень глубокие, они просто не заполняются «простотой», остаются висеть в воздухе.

Какая женщина сможет вынести проекцию образа Анимы? Анимы, которая пленяет мужчину и тянет к себе? Образ женщины должен быть многогранен, загадочен, игрив, он не может быть определен до конца.

Юнг проводит явную параллель с образом, данным в манускриптах Наг-Хамманди: «Я первая и последняя, я чтимая и я хулимая, я блудница и я святая», — который вмещает в себя все: хаос и порядок, святость и блуд, добро и зло, знание и незнание, начало и конец.

Мужчина, на которого прекрасно ляжет образ Анимуса, тоже должен быть не до конца понятен другим. Если в его слова можно вложить что-то еще, какие-то другие смыслы, если он противоречит миру, является неоднозначным героем, то проекция Анимуса придется ему впору.

Проекции могут помочь человеку проявиться, осознать архетип и стать глубже, полнее, интегрировать эти силы и направить их на свое развитие. Раскрытие творческого потенциала, интеллектуальный и духовный рост, гармоничные отношения и жизнь – все это могут обеспечить архетипы. И они же могут поработить, выпить до дна, бросить человека в объятия хаоса, поэтому их важно осознавать и понимать. Автор: Екатерина Волкова

Статьи по теме: