Что предпочтительней для ребенка до школы: детский сад или "домашнее" воспитание? Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки Воспитание детей в детских садах.

Детский садик - первый серьезный жизненный опыт для ребенка. Поэтому важно правильно настроить своего малыша и подготовить к посещению этого учреждения .

Не вешай на ребенка свои страхи

Многие мамы настолько сильно привязываются к ребенку, что одна только мысль о необходимости отправлять его в детсад вгоняет их в самую настоящую депрессию. И даже непонятно, кто больше страдает от предстоящих перемен, - женщина или ее малыш.

Как показывает опыт наших родителей, от садика никто не умер. Поэтому всякие страхи на тему «злые воспитатели», «невнимательные нянечки», «недостаточный присмотр» оставь в покое. Чтобы быть уверенной, что с ребенком все будет хорошо, предварительно посети садики в твоем районе, познакомься с воспитателями. Поговори с мамочками, чьи дети туда ходят, почитай форумы и отзывы. Тебе никто не запретит посмотреть, какие условия для игр и отдыха предоставлены ребенку. Каждое дошкольное заведение обязательно имеет стенд, где рассказывается не только история и достижения детсада, но также меню, расписание дня и так далее.

Начинай с малого

Польза детского сада

Пользу детского сада для развития и социализации ребенка трудно переоценить. Здесь он учится жить в коллективе, обслуживать себя сам, строить взаимоотношения со старшими и сверстниками. В средней и старшей группах дети получают знания, которые постепенно подводят их к следующему этапу - школе. Методичная и систематическая работа воспитателей прививает малышам навыки поведения на занятиях, способствует соблюдению режима дня, формирует понятия об обязанностях и прочее.

Случается, что ребенок, который сначала с удовольствием ходил в детсад, вдруг ни с того, ни с сего начинает бояться, плакать. По утрам собирание сопровождается ревом и воплями. Вполне возможно, причина этому - психологическая травма, полученная в садике, конфликт с кем-то из детей либо же невосприятие нянечки или воспитателя. Если малыш еще не может толком объяснить, что произошло, поговори с воспитателями или с психологом. Возможно, какое-то время придется подержать кроху дома, пока он успокоится и у него снова появится желание отправиться к своим друзьям.

Простуды - частая составная детсадовской адаптации

Будь готова к тому, что первые полгода или даже год тебе придется столкнуться с таким явлением, как частые простуды. Попадая в коллектив, «домашний» ребенок очень уязвим для всяких вирусов и бактерий. Поэтому должен пройти какой-то период, пока у ребенка выработается определенный иммунитет. Поддерживай его организм витаминами, старайся всячески укреплять иммунитет. Тогда адаптация пройдет более спокойно.

  1. Выбор садика - это ваше общее дело
    Ходи смотреть детские садики с ребенком. Если ему сразу что-то не понравилось, то из этого стоит сделать вывод. Дети бывают очень чувствительны и хорошо ощущают обстановку и общее настроение того или иного коллектива. Но это не работает в том случае, когда у ребенка острое нежелание идти в садик вообще. Тогда он тебе о любом садике скажет, что тот чем-то плох.

    Одна моя знакомая так и поступила, взяла дочурку с собой на поиски садика. Мама присмотрела хороший детский сад недалеко от дома, который, по отзывам, был на хорошем счету в районе. Там, мол, и еда приличная, и воспитатели отлично обучены, и кружки есть. Но вот когда они пришли в садик, их сразу встретили не очень-то гостеприимно, а после заведующая начала рассказывать, что это садик престижный, сюда так просто не попасть.

    Семья у них не самая бедная, они готовы были и заплатить, но девочка всё решила сама. С очень серьезным видом, прямо при заведующей, она заявила: «Мама, в этот садик я не пойду! Давай поищем другой». Заметь, не заявила, что вообще не пойдет в садик, а просто не захотела в этот. В итоге девочка выбрала обычный детский сад. Ни родители, ни сам ребенок о выборе не пожалели.

    В этом есть огромный плюс, ведь ребенок чувствует, что ему можно выбрать, что его мнение учитывается. К тому же, участвуя в выборе садика, ребенок, скорее всего, не будет потом устраивать истерики, что не хочет туда идти. Это возможность немного облегчить весь этот процесс.

    © DepositPhotos

  2. Выбирай не садик, а воспитателя
    Воспитатель - это человек, который будет проводить с твоим ребенком очень много времени. Узнай, что это за человек, какое у него образование, какие отзывы дают другие родители. Важно, чтобы воспитатель смотрел на процесс воспитания так же, как ты сам. Тут уж выбирай критерии под себя, что важнее тебе. Кому-то важно, чтобы воспитатель был строгим и дисциплинировал ребенка, а кому-то нужен творческий подход к воспитанию.

    Знакомясь с воспитателем, постарайся не вызвать у него напряжения своими вопросами. Ведь контакт родителей и воспитателей - это залог успешного посещения садика ребенком.

    © DepositPhotos

  3. Узнай, сколько детей в группах
    Это один из важнейших критериев. Даже если садик будет самым лучшим, с новым ремонтом и прекрасными игрушками, это утратит смысл, если группы будут переполнены. В больших группах атмосфера более накаленная, а воспитателю просто не хватает времени уследить за всеми детками и уделить внимание каждому.

    Большие группы редко бывают сплоченными, ведь дети слишком разные. Не получается уютного общения, а еще дети болеют чаще. К тому же многим детям не комфортно среди большого количества других детей, им очень скоро надоедает садик. А уж каждый родитель понимает, что такое ребенок, который не желает идти в сад.

    © DepositPhotos

  4. Выясни всё о питании в детском саду
    Вкусная еда - тоже далеко не залог счастья. Есть много садиков, в которых готовят действительно хорошо и кормят детей полезной едой. Это куда лучше, чем вкусная, но абсолютно не полезная еда. Узнай, насколько продуман этот вопрос в учреждении, куда ты собираешься отдать ребенка.

    Другой вопрос, который нужно выяснить, заставляют ли детей доедать. Есть много историй о том, как воспитатели наказывали деток, которые отказывались всё доедать: вылитая за шиворот еда, публичные наказания. Нужно понимать, что ребенок тоже не любит какие-то продукты, и, если запихивать их в него насильно, можно дитя травмировать. Убедись, что в садике такого не допускают.

    © DepositPhotos

  5. Узнай, как детей наказывают за проступки
    Наказание - один из элементов воспитания, без которого не обойтись. Но и оно должно быть адекватным и справедливым. Этот вопрос нужно оговорить заранее. Наказания не должны быть унизительными, вроде битья по голове за то, что малыш не может уснуть.

    Наткнулась как-то на одну жуткую историю, когда ребенка выставляли без трусиков на подоконник за то, что он не мог уснуть днем, чтобы ему было стыдно за это перед мимо проходящими людьми. Это же настоящая дикость. Как потом такому ребенку вырасти без комплексов?

    Поэтому важно оговорить этот вопрос заранее и выяснить все нюансы. Наказание - это лишь маленький пунктик, по которому можно оценить отношение персонала к детям в целом.

    © DepositPhotos

  6. Определись, что важнее всего для тебя
    Выбирай сад, основываясь на том, как ты хочешь, чтобы развивался ребенок. Если ты хочешь, чтобы ребенок развивался физически, ищи садики с наличием спортивных занятий. Если тебе важен творческий подход, то найди садики, где будут заботиться об этом. В целом подбирай, основываясь на своих личных предпочтениях.

    © DepositPhotos

  7. Позаботься о своем удобстве
    Нет ничего плохого, если ты выберешь садик, который ближе к дому или к твоей работе. Заботиться о своем комфорте - это нормально. Так что не забывай учитывать этот фактор, выбирая детский сад для ребенка.

Воспитательная работа в ДОУ сложна и многообразна: это воспитание в процессе совместной жизнедеятельности детей и взрослых, воспитание в детском коллективе, это педагогическая поддержка, социальная защита, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, творчества. Поэтому работа ДОУ в летний период рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей.

Одним из факторов, влияющих на становление личности является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования» говорится о том, что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке ребенка к жизни, способности к успешной социализации в обществе. В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования личности человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. И.П. Подласый, дает такое определение: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу ».

Цель воспитания - это ожидаемые изменения в личности ребенка (или группе детей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий.

Основная цель воспитания, в настоящее время, это - всестороннее развитие гармоническая личности ребенка. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового, экологического воспитания и элементов экономического воспитания.

Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

· - приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

· - обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;


· - развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

· - стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

· - развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

· - выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении выделяются такие основные задачи по воспитанию, обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении(ДОУ) - это:

· охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

· обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

· воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

· взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. В Федеральных государственных требованиях выделяются наиболее близкие и естественные для ребенка - дошкольника виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях.

В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы:

· создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

· стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

· передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

· научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Таким образом, для реализации цели и воспитательных задач важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить, что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.

Дошкольный возраст - период, когда у ребенка закладывается основа умений, знаний, навыков, формируется социальное поведение. Уже в этом возрасте маленький ребенок становится личностью: со стадии индивида он переходит на этап индивидуальности с присущими только ему привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детсадах осуществляют воспитатели посредством занятий, игр , прогулок, индивидуальной работы, развлечений, праздников, взаимодействуя с родителями и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.

Обучение детей в детском саду - это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно.

От рождения до 6 лет дитя достаточно активно развивается физически. В 6 лет ребёнок умеет не только ходить и бегать, а и прыгать, ползать, лазать по лестнице, выполнять множество упражнений на координацию движений. Все это достигается путем планомерных занятий физкультурой в детском саду, программа которых предусматривает в каждой возрастной группе на конец года формирование определенных физических умений и навыков . Это предусмотрено методикой физического воспитания, основой которой является укрепление мышц и костной системы ребенка, совершенствование его движений, развитие ловкости, скорости, выносливости, самостоятельности.

Важным элементом методики физического воспитания является ежедневное проведение утренней зарядки в детском саду как активной формы приобщения детей к физическим нагрузкам, формирования здорового образа жизни.

Физическое воспитание дошкольника связано с умственным. Благодаря физической активности дети проявляют любознательность, познавая мир, наблюдая, изучая, экспериментируя. Так, физические упражнения с мячом закрепляют сенсорные навыки, познания о круглой форме предмета, умение действовать с ним. Разнообразные атрибуты и инструменты на занятиях физкультурой помогают закрепить знания о цвете, размере, форме, формируют и усовершенствуют навыки счета, ведь упражнения выполняются под счет.

В процессе занятий у детей возникает масса вопросов, в которых проявляется их любознательность и желание познавать мир. Юные почемучки порой задают такие вопросы, на которые трудно получить однозначные и доступные ответы. Но взрослые (и педагоги, и родители) должны удовлетворять любопытство детей, делать это корректно, спокойно, просто. Познавательные интересы дошкольников - это их тяга к знаниям и науке. Неумение взрослых дать исчерпывающий и грамотный ответ на вопросы малыша приводит к тому, что у него угасает интерес к той или иной сфере познания.

Кроме окружающего мира детей интересует их внутренний мир, свой организм, чувства и переживания. Это определяется как самопознание. Процесс самопознания проходит следующие этапы:

  • отделение себя от окружающего мира,
  • осознание своего имени,
  • формирование самооценки,
  • осознание своего пола и соответствующее поведение,
  • осознание своих прав и обязанностей.

Последнее очень важно для подготовки дошкольников к школе . К первому классу мальчики и девочки уже умеют управлять своими чувствами и эмоциями, что является результатом целенаправленного процесса воспитания в детском саду и показателем готовности малыша к обучению в школе.

Умственное и физическое развитие дошкольника в детском саду осуществляется посредством трудовой, игровой, художественной деятельности. Трудовое воспитание - это приобщение детей к самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду. Художественная деятельность - это музыкальные занятия, рисование, лепка, аппликация, в процессе которых осуществляется эстетическое воспитание дошкольников. Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников. Развивающие и двигательные, математические и музыкальные игры помогают в доступно формировать и закреплять навыки и умения детей.

Методика дошкольного воспитания - это и усвоение нравственных норм поведения. Наиболее действенное средство нравственного воспитания - личный пример взрослых, поскольку у детей преобладает подражание как форма социальной адаптации.

Ребёнок подражает папе с мамой, воспитателю и другим детишкам во внешнем виде, поведении, эталонах оценки окружающих. Обсуждая жизненные ситуации и рабочие моменты, родители применяют конкретные оценочные слова («плохо», «хорошо», «прав», «не прав»), что и становится для ребенка ориентиром для оценивания ним поведения сверстников, сестрички или братика, чужих людей. В дошкольном возрасте важно хвалить и поощрять малыша за щедрость, доброту, уважение к старшим, выполнение поручений, активность. Только так у него будут развиваться эти положительные качества.

Важно также формировать и поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками, умения действовать сообща, в команде с другими детьми. Это важно для социального развития детей, приобщения к жизни в коллективе.

Согласно программе дошкольного образования и воспитания, одной из главных форм работы с детьми в детском саду являются занятия. Это форма образовательного взаимодействия педагога с воспитанниками в осуществлении физического, трудового, эстетического, умственного воспитания. Все занятия в детских дошкольных учреждениях имеют такую структуру:

  1. Вводная часть. Она предусматривает концентрацию внимания детей, возбуждение их интереса к предстоящей работе.
  2. Основная часть занятия. Это непосредственно передача знаний педагогом детям и активная их деятельность.
  3. Заключительная (закрепляющая) часть занятия, связанная с итогами работы, анализом и оценкой.Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения дошкольников.

Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения детей дошкольного возраста:

  1. Словесные методы - это использование объяснений, слов, ответов на вопросы. С постепенным развитием у детей наглядно-образного мышления педагог все чаще прибегает к рассказам, беседам, чтению.
  2. Наглядные методы - это использование предметов и картинок, иллюстраций и дидактических пособий в процессе формирования знаний дошкольников.
  3. Практические методы - это применение полученных знаний в практической деятельности, овладение навыками посредством упражнений.
  4. Игровые методы предусматривают использование подвижных игр, сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, загадок, упражнений-имитаций.

Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому дидактическая (обучающая) игра занимает важное место в процессе дошкольного образования. Иногда занятия проводятся в форме дидактических игр. Их особенность состоит в том, что они предусматривают вариативность решения поставленных задач. Это и позволяет ребенку повторять практические операции, ощущая результаты своих усилий.

Семья для дошкольника - источник опыта, среда обитания, форма социальной адаптации. Воспитание нравственно здорового, умного ребенка невозможно без тесного взаимодействия педагогов в дошкольном учреждении с родителями детей. Поэтому детские сады используют разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.

Такие формы работы делятся на индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные.

Коллективные формы работы с родителями наиболее популярны, поскольку дают возможность донести максимум информации к большому числу родителей. Это родительские собрания и конференции, круглые столы и праздники. Индивидуальные формы работы - это педагогические беседы с родителями, консультации, обмен мнениями по проблеме, касающейся конкретного малыша.

Наглядно-информационные методы - это знакомство родителей с режимными моментами в детском саду, дни открытых дверей с посещением занятий и развлечений в детсаду, стенды, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы работы с родителями сегодня вытесняют традиционные родительские собрания. Такие формы работы построены на образцах развлекательных программ и направлены на укрепление неформальных контактов с родителями.

Они могут привлекаться к подготовке детских утренников, участвуют в играх на этих утренниках, конкурсах. Совместные мероприятия, требующие взаимодействия детей, родителей, педагогов, позволяют наладить тесные контакты, получить эмоциональное и моральное наслаждение от результатов такой работы. Поэтому, например, „День бабушек” сегодня в детском саду более востребован, нежели проведение родительского собрания на тему закаливания и профилактики гриппа.

Работа детского сада и родителей направлена на реализацию принципа социального партнерства и эффективного диалога с целью поиска взаимоприемлемых способов развития и воспитания ребенка.

Специально для - Диана Руденко

Статьи по теме: