Что делать, если ребенок все время ноет. Что делать, если ребенок постоянно хнычет

Многие маленькие дети ноют, хнычут и плачут , чтобы привлечь внимание родителей. Обычно с возрастом это проходит, но до определенного времени это нытье сильно раздражает родителей и они попросту не понимают, как отучить ребенка ныть .

Часто родители идут на уступки ребенку, лишь бы только не слышать его нытья. Родители знают, что поступают неправильно, но они попросту не могут терпеть, когда ребенок ноет или не выносят детского плача. Однако после уступки, они неизменно читают ребенку маленькую нотацию о том, как им надоело слушать нытье, плач или хныканье . Эта лекция, как правило, полностью игнорируется ребенком и, к сожалению, не меняет его поведение.

Лучшим способом поведения родителей, когда ребенок ноет , будет полное игнорирование.

Если родителю трудно это выносить, когда ребенок постоянно ноет или когда ребенок хнычет , то ему нужно удалиться в такое место, куда ребенок за ним не может последовать. Если вы находитесь дома, то можно запереться в ванной до тех пор, пока ребенок не прекратит нытье.

Очень эффективным способом в обращении с хнычущим ребенком может быть «шоковая терапия». Вместо того, чтобы требовать прекратить нытье и хныканье, можно попросить ребенка ныть каждый раз, когда он начинает что-нибудь говорить. Одна из мам, использовавших этот прием в общении со своим сыном-нытиком, напоминала ему, что настолько привыкла к нытью, что если сын не ноет, она начинает по нему скучать. После этого нытье полностью прекратилось, а мама никогда больше не упоминала о нем.

Иногда достаточно бывает не вмешиваться, ничего не говорить, не ругать, и просто не уделять поведению ноющего ребенка внимания. В этом случае ребенок часто сам решает свои проблемы. Например, одна мама рассказала мне, что ее дочь любила ныть о том, что ей скучно. Мама полностью игнорировала поведение дочери и, в конце концов, та объявила, что пойдет слушать диски в своей комнате.

Психолог на консультации может предлагать родителям разные варианты реакции на нежелательное поведение детей, иногда какая-то рекомендация может и не сработать. В таком случае консультант в следующий раз предложит другой вариант. Но бывает и так, что, поняв общий подход к проблеме, родители и сами придумывают новые приемы, которые оказываются эффективными.

Ноющий, капризный и истеричный ребенок - страшный сон любых родителей. Он сводит с ума дома, устраивает спектакли на улице, а уж если вы возьмете его с собой в магазин и откажетесь купить то, что он хочет - ждите грандиозного действа с гипертрофированной обидой, выстраданными слезами или, возможно, даже с падением на пол и судорожными брыканиями, во время которых вы будете всерьез опасаться, что малыш расшибет себе голову.

Нельзя сказать, что ноющий ребенок, который капризничает по любому поводу - это такая уж редкая проблема. Вероятно, с ней сталкиваются практически все родители, разница заключается лишь в остроте и продолжительности ее проявления. Решить эту проблему вполне реально, но, как ни странно, далеко не самыми широко известными способами: не шлепками, не руганью, и уж точно не фразами в духе: «Если ты не перестанешь, я одна уйду домой и оставлю тебя здесь!» или «Если ты не успокоишься, вон та тетя тебя накажет!». Попробуем разобраться во всем по порядку.

Почему дети ноют и капризничают?

Основных глубоких причин подобного поведения может быть несколько:

  1. Ребенку не хватает внимания. Да, это банально, но это так. Как часто вы уделяете своему малышу время? Насколько внимательны вы к тому, что он вам рассказывает, что делает, явно ожидая вашего одобрения, о чем спрашивает? Не отвлекаетесь ли вы на работу, на телефон, на разговоры со взрослыми, не отсылаете ли от себе ребенка в принципе со словами «не мешай, я сейчас занята»? Ведь если малыш будет испытывать нехватку вашего внимания и непосредственной заботы (а не заработка денег на его отдаленное будущее), то он неизбежно начнет добиваться этого через капризы.
  1. У ребенка что-то болит. Варианты могут быть разные: режутся зубики, пучит животик, поднимается температура и так далее. Маленькие дети еще не способны четко идентифицировать подобные ощущения и вербализировать их (даже если они уже умеют разговаривать). Они просто чувствуют себя плохо, некомфортно, и из-за этого начинают ныть или истерить. Поэтому если капризы вашего ребенка сопровождаются его болезненным (или просто отличным от обычного) видом, на всякий случай выясните, не «бо-бо» ли у малыша что-нибудь, а не обостряйте ситуацию криками и руганью.
  2. Малыш пытается проявить свою индивидуальность. Вы должны понимать, что для ребенка, даже для маленького (особенно начиная с 2-3-летнего возраста) абсолютно естественно начинать осознавать себя, как личность, и стремиться ее реализовать. Да, в раннем детстве это выглядит достаточно мило и смешно: малыш хочет сам выбирать, с какой игрушкой ему играть, во что одеваться и как кушать. Но это по-настоящему важно, и вы не должны этому препятствовать, равно как и создавать в семье атмосферу, при которой ваше слово будет считаться законом, а любое не соответствующее ему слово ребенка - ересью. Ведь в таком случае будет очевидно, что ребенок истерит по каждому поводу из-за подавляемого вами стремления к самостоятельности.
  1. Ребенок хочет получить что-то, в чем вы ему отказываете по непонятным для него основаниям. В детстве сложно понять, почему нельзя вон ту красивую блестящую игрушку, прямо сейчас пойти в гости к тете Маше или съесть пять шоколадок на обед. Это вы понимаете, что игрушка стоит дорого, что заявляться к тете Маше без приглашения невежливо, а от такого количества сладостей заболит живот и зубы. Для малыша же эта логика не действует, и чтобы понять ее, он должен услышать терпеливое и доходчивое объяснение всех причинно-следственных связей отнюдь не один раз.
  2. Ребенок плохо чувствует себя не в физическом, а в психологическом контексте. Наверняка у вас бывают такие дни, когда вам без каких-либо причин грустно, или когда вы всем раздражены, или когда вам по любому поводу хочется плакать. У ребенка, психика которого находится в стадии бурного развития, постоянных изменений и преобразований, такие дни тоже бывают, причем чувствует он их гораздо ярче. И, поскольку он еще не умеет справляться с «разладом» с самим собой, не умеет контролировать свои эмоции, это состояние неизбежно выливается в то, что он постоянно ноет, капризничает или закатывает истерики. Ему просто нужно пережить свой неудачный день, справиться со своим психологическим дискомфортом, избавиться от беспричинных негативных переживаний, причем сделать это с минимальными потерями и в максимально спокойной обстановке с как можно меньшим количеством раздражающих факторов.
  1. У малыша эмоциональное перенапряжение. Особенно часто такое состояние возникает в первые годы жизни, и проявляется оно в наибольшей степени вечером. Большое количество впечатлений, собранных за день, оказывается просто чрезмерным для маленького человечка, из-за чего и начинаются капризы и истерики. Все, что ему нужно в такой ситуации - это хорошенько отдохнуть и выспаться, после чего дурное поведение как рукой снимет.

Что точно не стоит делать, если ваш ребенок ноет и истерит?

Чтобы отучить ребенка ныть и капризничать, в первую очередь, вы должны сами избавиться от вредных привычек. Правда, от вредных привычек несколько другого рода.

Итак, первая из них - это неумение слушать своего ребенка. Проявляться оно может по-разному: например, в перечислении возможных причин плохого поведения малыша. Может, его кто-нибудь обидел? Или он что-нибудь хочет? Или у него что-нибудь болит? Как бы то ни было, вы должны понимать, что, во-первых, не сможете перечислить абсолютно все возможные варианты. А во-вторых - что ребенок просто выберет из предложенных тот, который в данной ситуации будет ему наиболее выгоден, а не который будет соответствовать реальному положению вещей.

Другой вариант этой же ошибки - простое игнорирование слов малыша. Вы можете просто в принципе пропускать их мимо ушей, или даже возражать, говоря что-нибудь в духе: «Зачем ты меня обманываешь? Я лучше знаю, в чем дело!». Тем самым вы не только не поймете, что в данный момент испытывает ваш ребенок и почему он ведет себя именно так, а не иначе, но и в принципе отобьете у него охоту делиться с вами своими мыслями и переживаниями.

Вторая вредная привычка , которая присуща очень большому количеству родителей - это непоследовательность в собственных высказываниях и действиях. Например, вы говорите ребенку, что если он не успокоится - вы уйдете домой и оставите его на улице одного, но вы этого, само собой, никогда не делаете. Или, заходя в магазин, вы заявляете малышу, что сегодня не будете покупать ему новые игрушки, но он юлит, выпрашивает и ноет, из-за чего вы сдаетесь и все-таки совершаете запрещенную покупку вместо того, чтобы отучить его от подобного поведения.

На самом деле, примеров можно привести очень много. Смысл всегда один: вы говорите одно, а делаете другое. Из-за этого ребенок начинает понимать, что своими скандалами, истериками, просьбами и прочими способами манипулирования он может добиться от вас желаемого. Кроме того, в его глазах вы теряете авторитет, ведь вы не оказываетесь способны следовать своим же правилам.

Третья вредная привычка , на которую тоже стоит обратить внимание - это борьба между родственниками за выбор стиля воспитания малыша. Распространенная в нашей стране ситуация, когда мама воспитывает ребенка одним образом, папа - другим, бабушка с дедушкой - третьим, и так далее. И все эти воспитатели постоянно тянут одеяло на себя, как будто соревнуются друг с другом, не желая уступать. А бедный ребенок, постоянно получающий противоречивые указания, в результате не может нормально приспособиться ни к одному стилю.

Вы должны всегда помнить, что воспитание детей - это не спорт. Это серьезная и кропотливая работа, ради успешного выполнения которой все должны сплотиться. Да, искать компромиссы, отстаивать перед бабушками-дедушками свою точку зрения и добиваться того, чтобы концепция отношения к малышу всей близкой родни была более-менее единой, достаточно сложно. Но это очень важный этап, который вы не должны полениться пройти.

И, наконец, четвертая привычка , отучить себя от которой, возможно, важнее всего. Это осознанное или подсознательное стремление срываться на ребенке, выплескивать на него свои негативные эмоции, нежелание разобраться в ситуации из-за усталости, и т.п. Всем нам порой бывает тяжело, и нередко стремление просто прикрикнуть на малыша пересиливает готовность его понять и выслушать. Но вы - на то и взрослый, гораздо более опытный и мудрый человек, чтобы не позволять себе подобных поступков. Сэкономьте энергию на чем-нибудь другом, а не на общении со своим ребенком.

Что делать, чтобы ребенок перестал ныть?

Откровенно говоря, если вы избавитесь ото всех перечисленных выше вредных привычек, то, вполне возможно, отучать ребенка от нытья уже и не понадобится. Во всяком случае, капризничать и истеритьвсе время он точно перестанет. Но если проблема все-таки сохранится, в той или иной степени, то можно будет воспользоваться следующими советами:

  • Всегда ищите настоящую причину того, что ребенок вечно ноет. Ищите ее кропотливо и глубоко, и не только в словах малыша, потому что о своих настоящих желаниях и потребностях он вполне может не говорить. Учитывайте, что логика маленького ребенка порой абсурдна для взрослых, но от того она не перестает быть логикой для него самого.
  • Никогда не бойтесь и не ленитесь доходчиво объяснять ребенку причины своих поступков, цели своих действий, а также особенности и следствия его собственных поступков. Причем ваши объяснения должны касаться не только материальной сферы («Если ты уронишь вилку, то она станет грязной, и кушать ею будет нельзя»), но и чувственной, эмоциональной («Я понимаю, что ты хочешь на ручки, но я очень устала. Может, ты пожалеешь меня и еще немного пройдешь своими ножками? Я буду тебе очень благодарна»).
  • Ищите золотую середину между недостатком внимания и его переизбытком. Если у вас появился ребенок - то вы должны быть готовы тратить на него немало времени и сил. Но, в то же время, превращать его в центр Вселенной, 24 часа в сутки бегать вокруг него и исполнять любые его прихоти вы тоже не должны. Ведь обе эти крайности нередко провоцируют нытье и капризничаньедетей.
  • Не мешайте ребенку самоутверждаться. Позволяйте ему принимать собственные решения в тех сферах жизни, где это не может повлиять негативным образом на его здоровье или самочувствие. Не надо во всем и всегда «знать лучше него, что ему нужно». Отучите себя от комплекса Всевышнего для малыша, уважайте его личность с ранних лет.
  • Сохраняйте спокойствие и самообладание. Да, это бывает сложно, когда ребенок без конца ноет, но воспитание детей - это в принципе не самая простая задача. Помните, что как только вы начинаете отвечать истерикой на истерику малыша - вы проигрываете этот раунд. Ни о каком конструктивном решении проблемы, ни о каких возможностях отучить ребенка от нытья речи не идет, если вы начинаете кричать, ругаться и шлепать его по попе.
  • Учитесь грамотно отвлекать внимание малыша. Если истерика уже произошла, и если вам здесь и сейчас нужно как-то с ней справиться, вы можете использовать проверенный способ: переключить внимание ребенка на какую-нибудь интересную вещь, на его любимую игрушку, можете сопровождать это коротким веселым стишком или песенкой. Однако вы должны понимать, что это не способ отучить ребенка от нытья - это именно способ сгладить, смягчить конкретную истерику. Одним им вы успеха не добьетесь, с проблемой нужно бороться более глубоко и комплексно.

Мы надеемся, что эта статья поможет вам лучше понять своего малыша, отучить его от нытья и установить с ним более близкие, теплые и доверительные отношения. Любите себя и своих детей, и будьте счастливы!

Здравствуйте, дорогие родители!

Самым первым способом общения для маленького человека является плач. Когда малыш плачет, он сообщает о своих потребностях, родители с нетерпением ждут, когда малютка подрастёт и заговорит, чтобы спокойно объясняться и не «гадать» о желаниях своего чада.

Но случается, что, даже научившись говорить и сигнализировать о своих потребностях спокойно, ребёнок постоянно хнычет, чтобы обратить на себя внимание и добиться своего.

Для родительского уха это настоящее испытание. Доказано, что детское нытье является одним из сильнейших раздражающих звуков для материнской нервной системы.

Он сродни звуку трущегося пенопласта или назойливого скрипа. Для того, чтобы хныканье не переросло в привычку, которая будет раздражать уже не только родителей, но и окружающих, чтобы научить малыша просить и обращать на себя внимание правильными способами, нужно начинать корректировать поведение крохи как можно раньше.

Возможные причины подобного поведения

Почему же малыш вместо того, чтобы пользоваться словами начинает хныкать? К этому его подталкивают несколько причин:

  • Родители обращают внимание на ребёнка только в такие моменты. Дети очень быстро учатся и понимают, какие приёмы работают, а какие нет. В том случае, если малышу не достаточно внимания, и он замечает, что вся семья собирается вокруг него, если он начинает плакать или хныкать, то очень скоро при любом удобном случае малыш будет прибегать к этому методу.
  • Добиться желаемого любой ценой . Если мама покупает игрушку или даёт телефон, может что-то вкусное, чтобы малыш перестал плакать или канючить. То ребёнок начинает этим пользоваться, особенно в общественных местах.
  • Кроха чем-то недоволен . Момент, когда у малыша действительно появилась какая-то потребность, но он не может понять, что это. Довольно частая ситуация, которая приводит к плохому настроению и естественно к хныканью. Это может произойти, например, в период усталости, чувства голода, когда ребёнку жарко или наоборот холодно.

Зачастую при возникающих физических потребностях дети оповещают об этом родителей привычным и самым доступным способом. Начало заболевания так же может стать причиной хныканья, режущиеся зубки или головная боль.

К возможным причинам можно отнести скуку. Да, малышам, так же как и взрослым может быть скучно, поэтому своё недовольство они проявляют подобным поведением.

Считается, что периодическое нытье и хныканье детей говорит о возрастных изменениях или так называемых . Они происходят на фоне роста ребёнка. Психологического изменения, приобретения новых умений и навыков, гормональных и физических изменений, поэтому психологически дети подобным образом подготавливаются и облегчают процесс.

Для корректировки поведения крохи маме нужно действовать согласно алгоритму: «найти причину — устранить её — показать другой способ выражения».

В следующий раз, когда ребёнок начал ныть, мама должна сначала исключить физические причины, т.е. посмотрите на состояние, нет ли температуры, возможно малыш перегрелся или слишком утомился, напоите водой или сводите в туалет.

Любую, даже самую идеальную мамочку порой раздражает ее ребенок. Будь то плач, неуемные вопросы или гиперактивность. Но нытье - это особая форма экзекуции мамочек. Когда это монотонное, уже еле игнорируемое хождение по пятам перерастает в хождения по мукам, надо предпринимать какие-то действия. сайт объяснит, почему ребенок "постоянно ноет", и как это остановить.

ПОЧЕМУ ребенок все время ноет

1) Манипуляция

Ваш малыш, вероятно, не может чего-то добиться от вас приемлемыми способами в виде просьб или вопросов. И он использует более совершенную тактику - нытье. Когда мамочка чем-то занята, устала или ей совсем не до ребенка, она часто разрешает и уступает даже то, что в обычное время не допускается. Заметив это, даже маленький кроха запоминает метод нытья как безотказно действующее средство. И затем, малыш проектирует ситуацию на обычную ежедневную жизнь и использует средство для всех своих запросов. Интуитивно.

2) Привлечение внимания

Еще один частый сценарий - когда малыш чувствует себя обделенным вниманием. Для маленьких человечков родители - вся их жизнь, их связь с миром. Поэтому оставаясь одни, они чувствуют себя гораздо более сложно, чем просто одинокими. Поэтому нередко малыши готовы даже на негативную реакцию, лишь бы мама обратила на них внимание. Пусть это будет даже резкое "Отстань!".

3) Защитная реакция

Ребенок может постоянно ныть, говорить плаксивым голосом в том случае, когда чувствует себя неуверенно. Он не знает, чего ждать от родителей, не понимает закономерности и выдает симптомы: нытье и плач. Такие обстоятельства складываются из-за невыполнения родителями своих обещаний.

4) Желание оставаться маленьким

Также, по предположениям психологов, нытье может служить, своего рода, трансформацией младенческого плача - сигнала о потребностях ребенка. Кроме того, возможно, ребенок не может привыкнуть к изменившемуся отношению родителя: "ты уже взрослый", "не веди себя, как маленький". Когда ребенок считался маленьким, ему все прощалось и позволялось. А теперь, когда его призывают к ответственности, он старается казаться младше используя капризы. Такое часто происходит в возрасте 2-3-х лет, когда родитель признает сознание в ребенке и пробует воспитывать его самостоятельности. Поэтому, задаваясь вопросом "почему ребенок все время ноет в 3 года?", не удивляйтесь тому, что это происходит по изложенной выше причине.

После того, как вы разобрались почему ваш ребенок постоянно ноет, необходимо понять КАК ЭТО ПРЕКРАТИТЬ:

1) Проследите в каких случаях, и при каких обстоятельствах ваш ребенок используют метод нытья.

2) Общайтесь с вашим малышом. Подробно выясняйте, что его беспокоит, чего он боится и о чем переживает. Говорите спокойным тоном, присядьте с ним на один уровень.

3) Выполняйте свои обещания, будьте последовательны. Старайтесь избежать неопределенности, не давайте вашему ребенку сомневаться в вас или ваших действиях, пусть он всегда будет уверен и спокоен в завтрашнем дне.

4) Объясняйте мотивы, по которым вы не сможете уделить время ребенку в конкретный момент времени. Разъясните важность звонка или дела, которым вы занимаетесь. Затем обязательно уделите время на дела малыша, которые вы отложили.

Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от общепринятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Школьное образование может восприниматься как неотвратимая повинность для ребенка и его родителей, а может стать счастливым временем получения необходимых умений для реализации в жизни. Все зависит от грамотного подхода к ребенку.

Дети , как правило, охотно идут в детский сад и в школу. Секрет в том, что эти разговорчивые малыши хотят быть услышанными и стремятся к другим детям, находя в них свою аудиторию. О воспитании оральных детей вы можете почитать . В этой же статье мы поговорим об обучении детей с оральным вектором в школе.

Обучение в школе - важный этап, задающий направление развитию детского интеллекта, который в дальнейшем обеспечит человеку высокий уровень реализации в социуме.

Развивать интеллект - непростая задача. И для начала родителю необходимо выяснить тип интеллекта своего ребенка. Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от принятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Вербальный интеллект отличается тем, что сначала такой человек говорит, а потом уже понимает, что сказал. Вербальный интеллект дан оральнику для выполнения своей видовой роли. Так как задача его - оповещать стаю об опасности, то и делать он это должен сразу же, не замедляя выполнение обдумыванием. Тут возникает естественный вопрос: а что же тогда проговаривает оральный ребенок, пока учится? Он проговаривает то, что привлечет внимание родителей, его окружения в целом, так как хочет только одного: чтобы его слушали. Опираясь на это, и следует построить его обучение в школе.

Маленький говорун

«Ребенок постоянно разговаривает. Просьбы и грубые окрики родителей наконец замолчать не помогают», - обычные нарекания по поводу орального малыша. Он изводит своими разговорами родных и всех тех, кто оказывается в пределах досягаемости, и чем больше они его обрывают и не слушают, тем меньше развивается его речь. Поскольку оральный ребенок испытывает потребность в говорении, то делать это он, как правило, начинает рано, а сама его речь на первых порах отличается быстротой, невнятностью, несвязностью, шепелявостью, при разговоре он даже может брызгать слюной, торопясь проговорить как можно больше. Для развития способностей к говорению у орального ребенка, который в потенциале может стать гениальным оратором, нужно приложить немало усилий.


Прежде всего всех родителей хочется предупредить: говорить он будет постоянно. Можно выбросить радио и телевизор - фоновый шум в доме будет столько времени, сколько там будет находиться ваш оральный малыш, и ничего больше вам не понадобится. Задача родителя тут не в том, чтобы заставить ребенка замолчать и думать «про себя», в его случае это невозможно, а в том, чтобы производимый им «шум» был осмысленной и грамотной речью.

Обучая ребенка чтению и счету, приучите его проговаривать новую информацию. Он не будет молча соображать, что там написано. Ему нужно это произнести, попробовать слово «на вкус». Пусть ребенок повторяет вслух все, что вы будете с ним проходить, как бы утомительно это ни было для вас. В этом плане отечественная индустрия детских учебников позаботилась о родителях: в продаже существуют говорящие книги. Они полезны для детей, но особенно важны для оральных детей. Потому что повторять произношение букв, слов, цифр, издаваемых книгой или компьютерной программой, для него не только познавательно, но и полезно. Он, повторяя на разный лад одни и те же буквы, узнает их лучше и лучше. Сам родитель может при этом на некоторое время отлучиться, функцию слушателя возьмет на себя компьютер (особенно если там настроен контроль произношения).

Конечно, такому малышу важно читать вслух и, конечно, иметь при этом слушателя. Передвигаясь с ребенком вне дома, попросите его описывать все увиденное вокруг. Если зрительный ребенок может это делать непроизвольно и выборочно, то оральному ребенку нужно указать несколько акцентов: говорение должно быть полноописательным, он не должен ничего упускать, если он отвлекается на собственные рассуждения или вопросы, то только касательно увиденного.

По ходу речи его нужно поправлять и уточнять услышанное, чтобы он говорил верно и чисто. Приучите ребенка к тому, что рассказывание небылиц и выдумок неуместно, и вас интересует только реальное положение вещей. Направляйте его в выборе тем для разговора и слушайте его, это важно. Убежденность в том, что его слушают, дает оральному ребенку базовое чувство безопасности, что позитивно влияет на его развитие.

При поступлении в первый класс родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок тут же подружится со всем классом, будет шутить и балагурить, наслаждаясь всеобщим интересом. Часто учителя жалуются на таких детей, потому что оральник легко перебивает, «переговаривает» учительницу, привлекая внимание всего класса и не реагируя на замечания. Поэтому важно переключить его свойства в конструктивное русло.

С первого класса его желательно подключить ко всем детским общественным мероприятиям: спектаклям, выступлениям и т. п., а также к факультативам по чтению и развитию навыков публичного выступления. Дайте своему ребенку выговариваться там, где это уместно.

Чтение - это то, что напрямую связано с говорением. От первого и до последнего слова оральный ребенок должен читать с выражением, выдерживая темп, правильно выставляя логические ударения, паузы. Если зрительные и звуковые дети по смыслам текста делают это сами, то оральному ребенку это нужно привить. Изначально ему свойственно воспроизводить безэмоциональный речевой поток, порой очень плотный. Чем раньше удастся разделить его на интонационно-смысловые узлы, тем лучше и четче будет поставлена его речь. Со временем ребенок привыкнет это использовать.

Когда молчание не золото: слушаем наших детей

Особой спецификой отличается воспроизведение информации оральным ребенком. Домашнее задание должно выполняться дома по тому же принципу проговаривания. Только в книгах не ведающих, что пишут, детских психологов можно найти фразу о том, что болтливость ребенка замедляет его умственное развитие. Сразу скажем, что оральный ребенок легко опровергнет это утверждение, когда начнет вслух рассуждать о том, чего он не понимает в домашнем задании.

В процессе говорения он начинает из услышанного выводить основные мысли, приводящие к правильному ответу. В результате к нему приходят озарения. Он будто задает вопрос самому себе и сам же на него отвечает. Это связано с тем, что оральный человек всегда проговаривает подсознательные смыслы, а сознательно воспринимает их только после озвучивания.


Приучите своего ребенка к тому, что, прочитав условие непонятного задания, неплохо бы проговорить его вслух: озвучить вопрос. В начальных классах это легитимно делать, вслух читая условия задач. В средней школе - уже нет. Для ускорения мышления оральному ребенку полезны задачи на описание ситуации. Проговаривая ее, он глубже понимает и осознает материал. С каждой последующей задачей он нарабатывает для себя нужный багаж первичных понятий, благодаря чему впоследствии уже сможет и не проговаривать вслух полученные задания.

Таким образом, оральный ребенок, готовясь дома к школе, должен это делать разговаривая. Если родители в этот момент дома, то они могут быть убеждены в том, что домашнее задание сделано, поверив собственным ушам. Желательно всегда оставлять двери открытыми при выполнении домашнего задания, чтобы создавалось ощущение того, что у ребенка есть слушатель, для которого он, собственно, это и проговаривает.

Очень важно не запирать такого ребенка дома наедине с домашним заданием. В течение дня у него обязательно должно быть время, которое он должен проводить с друзьями, в компании других детей также помимо школы. Если это не двор, то пусть это будет любой ближайший клуб развития творчества или дискуссионный клуб.

В свободное время с оральным ребенком можно проговаривать школьные дела, но не с точки зрения слухов, сплетен или описаний произошедших событий, а обсуждая пройденные задания, все то новое и интересное, что он усвоил в школе. Такие беседы помогут ему путем вербализации систематизировать полученный материал.

Роль литературы в развитии

Нигде не сверкает звезда орального дара так, как это происходит на уроках литературы. Из всех школьных дисциплин именно эта - ключ к здоровому психическому развитию для такого ребенка. Начиная с 5-го класса, важно сделать акцент на этой дисциплине. Для того чтобы чисто и грамотно говорить, нужно знать язык и правильно его воспринимать.

Декламация стихов - это регулярные выступления перед классом в средней школе. Обсуждения литературных произведений, пересказ, устные сочинения - значительный стимул к развитию орального ребенка. Все это позволяет ему экстравертировать свои свойства в русле хорошей и грамотной базы классической и художественной литературы.

Во многих школах существуют факультативы и отдельные курсы занятий по выразительному чтению и рассказыванию, на которых ребенок овладевает изобразительно-выразительными средствами языка, изучает разные манеры повествования, что самое главное - практикует их. Убедившись в том, что программа этих курсов имеет под собой хорошую литературную базу, орального ребенка можно отдать туда заниматься до последнего школьного звонка. Ведь важно не только то, что он говорит, но и какой познавательный смысл несет его сообщение.


Речевая коммуникация и объединение на идее

Реализация орального вектора - это не просто процесс говорения, а говорение для кого-то, для реальных слушателей. Так или иначе ребенок будет этих слушателей к себе привлекать, а вот какими способами он научится это делать - это уже вопрос, который должен беспокоить родителей. Врать, рассказывать небылицы и сплетни или с упоением озвучивать важные смыслы, дурачиться матерными анекдотами и шутками или вести осмысленную грамотную речь - в случае с оральным человеком возможны все варианты.

Развитый вербальный интеллект - это мощный инструмент для объединения людей. И в развитии умений орального человека это играет ключевую роль. Поэтому сверх того, что за время школьной учебы оральный ребенок научится красиво говорить, он должен всегда объединять своими словами группу людей, перед которой говорит. Причем объединение это возможно на разных уровнях: на самом низком - когда мы телесно расслабляемся, умирая от смеха, или на самом высоком - когда все объединены в один порыв общей идеей. Более высокий уровень - более высокая реализация для человека, а значит, больше радости и удовольствия от жизни.

Для того чтобы было возможно объединять людей на уровне идеи, эту идею надо ощущать самому, а также обладать развитыми ораторскими способностями. Достигнет ли ребенок максимального уровня реализации своих природных возможностей, зависит от его развития до пубертата, которое обеспечивают ему родители и школа. Системное понимание особенностей ребенка дает все необходимые инструменты, чтобы сделать это максимально правильно.

Корректор: Елена Лавецкая

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »
Статьи по теме: