Что делать чтоб ребенок был умный. Общение со сверстниками

Как вырастить умного ребёнка? Попробуем найти ответ в личном опыте тех, кто уже сумел воспитать детей с выдающимися интеллектуальными способностями.

Новосибирский школьник Максим Борисов – финалист телеигры «Самый умный». На протяжении нескольких лет он принимает участие в проекте, удивляет зрителей своей эрудицией и глубокими знаниями.

В этом интервью мама Максима, Татьяна Юрьевна отвечает на вопросы, есть ли у неё какие-то собственные секреты обучения, с какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей и как школа может убить интерес к знаниям.

— Многие мамы, вдохновившись идеями раннего развития, учат малышей с двух месяцев читать, с трёх - считать, в надежде, что в школе ребёнок будет показывать выдающиеся результаты. У вас есть собственные секреты воспитания?

— В ситуации с Максимом процентов восемьдесят заложено генетикой, я в этом уверена абсолютно. Потому что когда совершенно независимо от твоих усилий ребёнок в три года, ещё не умея толком говорить, начинает читать бегущую строку, по-другому это невозможно объяснить. Есть такое выражение «природа отдыхает», я думаю, природа отдохнула на мне, потому что мне всё доставалось с трудом – и отличная учёба в школе и всё остальное.

А у Максима как-то всё легко и само по себе, с малолетства. Первая книжка, которую он начал читать - толстенный справочник товаров, в нём маленькие картинки и подписи к ним. Он сидел и листал их до бесконечности. Начал показывать буквы, ещё когда не умел говорить. Читать стал сразу словами. До сих пор не понимаю, как это всё происходило, но о том, что слова делятся на слоги, он узнал, только когда пошёл на подготовительные занятия к школе.

Читал он всегда очень много. Каждый день мне нужно было вернуться домой с работы с какой-нибудь книжкой, любой, даже самой маленькой. С малолетства он включал в речь какие-то фразы из книг. Так однажды в песочнице, когда я забирала его домой, он громко произнёс: «Друзья, смеркается, не пора ли нам по домам!». Мамочки рты пораскрывали, дети вообще не поняли, о чём это он.

Никаких специальных методик или занятий у нас не было. Он был самым обычным, далеко не идеальным, очень шумным ребёнком. Даже если он читал книги, он тут же бегал, одновременно могло быть открыто три книги.

Действительно необычно то, что память у ребёнка феноменальная, этого не отнять. Но это всё было дано природой. И я думаю, что большинству детей по определению очень много природой отпущено. Просто кто-то из родителей в силу занятости сажает ребёнка в три года за компьютер, и он там пропадает навсегда. А кто-то не сажает. У нас, так получилось, компьютер появился уже в классе седьмом. Поэтому всё детство Максим читал книги, в основном энциклопедии.

И, как ни странно, нашим другом был телевизор. Ребёнок смотрел на всё широко открытыми глазами. Тогда появились первые познавательные каналы, вроде Animal Planet, смотрел их и мультфильмы. Он впитывал всё в себя, как губка. Единственное, что нам оставалось, это не мешать, а помогать: покупать бесконечные книжки, игрушки, кассеты.

В четыре года мы стали учить Максима английскому, на шахматы записали. Если ребёнок быстро всё схватывает, надо было его чем-то занимать.

Мы самые обычные люди. Я не знаю, откуда у него всё это, природой дано. Я до сих пор, когда мне нужно до него достучаться, говорю: «Тебе столько отмеряно, что если ты это не будешь использовать, Господь тебя накажет».

— Получается, как будто он сам всему научился?

— Далеко не всё было гладко. Были проблемы с любыми занятиями, связанными с мелкой моторикой. Он не брал в руки карандаши и ручки, не хотел писать, а я насильно не заставляла. Ему не была интересна лепка или конструкторы. До сих пор, всё что нужно делать руками, не любит.

С почерком проблемы. Когда мы поступали в первый класс, на тестировании психолог попросила нарисовать рисунок на тему «я пошёл в школу». Максим пыхтел долго, приносит рисунок: на листке наискосок какой-то заборчик. Вгляделись и видим, он написал «я пойду в школу» одной строчкой. Не нарисовал, а записал фразой, так как понял. Он через буквы и фразы воспринимает этот мир.

И при этом терпеть не мог писать сочинения. Я до сих пор помню его первое сочинение в школе. Дали задание на дом: написать текст из пяти предложений про осень. Написал, подхожу, читаю: «Осень. Тихо. Падают листья. Иногда идёт дождь. Какая прекрасная пора!»

— Может быть, это чувство юмора такое тонкое!

— Да какое там чувство юмора! Нет, лень двигатель прогресса. Вообще я никогда не заставляла его особо что-то делать, не хочешь рисовать - не рисуй, возьми книжку почитай. И особых проблем никогда не было. Главное, чтобы было чем заняться. Это был главный «гундёж»: давай что-нибудь поделаем, давай поиграем. Это так трудно, с такими детьми надо постоянно разговаривать, не отмахиваться. Вот мы гуляем по зоопарку четыре часа, домой приходим, укладываю спать, сажусь рядом, и он просит рассказать ему о том, как мы с ним ходили в зоопарк. Представляете, сижу час и рассказываю: «Мы с Максимом сегодня ходили в зоопарк, он там видел медведя, ел мороженое…». Зачем ему это надо было?

— И всё-таки о раннем развитии детей, вы «за» или «против»?

Мне все мои друзья говорят, что я «балованая мать». Потому что мне кажется, что все дети такие. Со мной спорят, а я пытаюсь доказать: они все талантливые, просто вы этого не замечаете.

Моё убеждение: если что-то не дано, не стоит мучить ребёнка. Не надо мамочкам реализовывать в детях собственные амбиции, надо просто остановиться, посмотреть и послушать своего ребёнка. Да, он не станет никогда ни счетоводом великим. Но, может быть, у него руки золотые, и его нужно вовремя отдать в художественную школу. Не мучить его с чтением, а купить карандаши и краски, позволить изрисовать ваши обои, и, может быть, это и будет для него самым лучшим. И дальше в нём эти способности развивать, пускай даже он при этом будет иметь самый средний интеллект.

Другой ребёнок любит спорт, и пока он маленький, ведите его в фигурное катание или в бассейн. Пускай он не станет знаменитым спортсменом, но с малолетства будет в нём заложено стремление к лидерству. Но здесь, конечно, нужно всегда быть в напряжении, чтобы это стремление к лидерству не привело к чему-то плохому. Это трудно, это работа. Мало наклеить табличек, следуя методикам, пока он маленький. Гораздо сложнее воспитывать детей, когда они начнут подрастать. Они становятся такими неуправляемыми.

Нужно прийти к пониманию того, что дети нам ничего не должны. А мы вот обязаны, потому что мы их дали им жизнь. Я не говорю, что их нужно одеть в самое лучшее или накормить самым вкусным, нет, мы должны им в плане отношений.

— То есть, по вашему мнению, наблюдать и поддерживать достаточно, чтобы из ребёнка вырос умный и успешный человек?

— Я убеждена, чтобы ребёнок правильно развивался, нужны три составляющие .

Первое , это, конечно, поддерживать то, что дала природа, помогать развивать.

Второе - окружение, оно имеет огромное значение. Человек - создание не статичное, он постоянно меняется и либо дотягивается до уровня тех, кто умнее и успешнее, либо становится хуже, чем есть, равняясь на окружающих людей. Всё зависит от того, кто рядом. Я иногда завидую семьям академиков: показывают их в каких-то программах, за спиной - книжные стеллажи во всю стену. Представляете, как такая среда сама по себе воспитывает!

Ну и третья, очень важная составляющая - педагоги. Прежде чем повести ребёнка в школу, не надо смотреть на её регалии и престиж. Сходите и посмотрите в глаза учителям младших классов, и вы сделаете правильный выбор.

Нам очень повезло с первой учительницей, они отлично с Максимом сошлись по темпераменту, она его понимала и заинтересовала учёбой. Он из школы не хотел уходить! Он очень любил выступать у доски и расстраивался, когда его не спрашивали. Она умела найти подход и объяснить, что он не один в классе и у доски должны отвечать все, а не только он. Потом тоже были очень хорошие учителя. Максим любил выступать на научно-практических конференциях. Однажды делал проект по экологии, и учительница всместе с ним ходила на улицу брать у прохожих интервью: «Что вы думаете насчёт загрязнения окружающей среды?». В итоге удивительная работа получилась.

А на следующий год была другая учительница, просто дала книжек почитать. И на этом как-то интерес утих. Педагоги играют очень важную роль.

В средней школе вообще интерес к учёбе пропал. Вместо любимой учительницы пришла педагог старой формации, которая говорила, что «он звездит». В итоге они не нашли общий язык. А я понимала, что он не охладел к информации, а просто исчез живой интерес к учёбе и школе. Я считаю, что это проблема нашего образования, среднее звено в школе провальное, 30% детей «теряются» как раз в этот период.

— В нашей стране «одарённые дети» – особая категория школьников. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов и возможностей, чтобы такие дети могли разивать свои таланты?

— В моём понимании, возможности есть, но их нужно уметь разглядеть и правильно использовать. Проходят олимпиады, конкурсы, но нужно о них вовремя узнать и найти подходящие. Многое зависит от школы. Есть ли там учителя-энтузиасты, заинтересованные в продвижении своих учеников. И конечно, от родителей, которым тоже нужно быть в теме, интересоваться. Для начала нужно захотеть заниматься развитием своего ребёнка.

— На сайте программы «Самый умный» постоянно повторяют, что «умным быть модно». Вы согласны с этим утверждением?

— Согласна абсолютно. Если применять терминологию наших детей, то есть «ботаники», а есть умные. Вот «ботаники» как раз не умные, а просто заучки. А умным быть даже не столько модно, сколько важно. Мне кажется, сейчас довольно много таких детей, которые совсем не такие, как наше поколение. Они просто фантастические дети, с необыкновенным интеллектом, невероятным объемом знаний, информационные ходячие энциклопедии. Это люди новой формации. И мне кажется, именно они принесут что-то новое в нашу жизнь.

Они, мне кажется, изначально рождаются уже с каким-то запасом знаний, только потом одни вспоминают больше, а другие меньше. Они обсуждают темы, которые требуют широкого кругозора. Когда встречаются с ребятами из телепроекта, обсуждают не шмотки или путешествия, а спорят на какие-то сложные темы, апеллируя к фактам, датам, фамилиям, которые я даже и не слышала никогда. Если у тебя нет этого запаса знаний, о чём и с кем ты будешь разговаривать? А так им интересно общаться друг с другом. Так что, мне кажется, не надо сейчас грешить на детей.

Но при всём при этом, они такие конформисты. Они умеют говорить то, что хотят слушать, то, что от них ждут. Главное, чтобы отстали. Приведу пример. У нас полугодие заканчивается, а пятерок Максим получил не достаточно, на мой взгляд. Едем в машине, он мне говорит: «Мам, я понимаю, я полгода ваньку валял, не учился. Всё, надо со следующего полугодия взяться за ум». Я всё слушаю, когда он замолчал, говорю: «Ты мне всё это говоришь, чтобы я сама не тратилась на эти речи?». То есть он сказал всё то, что я по этому поводу думаю. Как-то умеют они приспосабливаться, чётко знают, чего от них хотят и «на тебе, мама».

— А на самом деле хотят чего-то другого?

— Вот вы знаете, самое страшное, что на самом деле они ничего не хотят. Вернее, они не знают, чего хотят. Мы, их родители, выросли во времена, когда нас отпускали гулять с ключами от квартир на шее, был один на всех во дворе велосипед. Мы к моменту рождения наших собственных детей ещё сами не наигрались в игрушки, и поэтому, как только появилась возможность, стали буквально закидывать их всем. У них всё есть, им нечего хотеть.

Мы о чём мечтали? Чтобы во всём мире был мир, чтобы не было войны, потому что бабушки и дедушки наши воевавшие были ещё живы и это было нам близко. Мы живо обсуждали историю девочки, которой доктор пообещал выздоровление, если она соберет тысячу бумажных журавлей, и искренне хотели, чтобы эта девочка не умерла. Я нисколько не придумываю, так большинство из нас думали. Мы переживали за угнетённых в Африке, про которых нам рассказали на уроках политинформации и радовались, что живём в Советском Союзе, и у нас такого нет.

Поймите, это не ностальгия. Просто у современных детей такого нет, они этого хотеть не могут по определению. Нет идеи как таковой. О чём они могут мечтать? Чтобы наша экономика стала лучше? Да вряд ли. Обладать каким-то запасом знаний? Да их и так полно. Это хорошо, если ребёнок, например, в детстве нашёл собачку раненую и понял, что всю свою жизнь посвятит животным, и все его мечты и планы вокруг этого строятся. А если не нашёл своё?

Сегодня им не надо соревноваться, они все одинаковые. Вот мы, наше поколение, почему такие: всё берём и берём, потому что мы начали с одного уровня жизни и всё время достигаем чего-то. А у них и так всё есть, они сытые. Они отдыхают за границей. Мы не олигархи, но даже семья со средним достатком может позволить себе отправить ребёнка, например, учиться языку в летний зарубежный лагерь. Есть возможности. Я недавно сына спрашиваю: «Хочешь в Австралию на лето?» – такое ощущение, что в Тогучинский санаторий я ему предложила поехать.

Они очень просто относятся к деньгам. Даже если один разговаривает по айфону, а другой по простому телефону, они всё равно одинаковые, и им хорошо. У Максима и ребят, с которыми он общается, совершенно нет «вещизма», заставить купить новые джинсы невозможно, ему не надо.

Я недавно была в Австрии, и меня там поразили люди: они тоже ничего не хотят! У них всё хорошо, у них чистые, незамутнённые тревогой лица. И у них всё просто: если он сын пекаря, то будет пекарем всю жизнь. И ему от этого хорошо, у него достаток, он социально защищён, он печёт вкусные булки, которые нравятся людям, у него достойный образ жизни. Может быть, и наши дети к такому отношению к жизни постепенно идут.

Максим, при всём своём развитом интеллекте, выдаёт хороший, но средний результат. Мне-то надо лучше, мне надо больше пятёрок, чтобы на все олимпиады ходил и побеждал! А он всё время: «А зачем?». На все предложения «Мне не надо, мне и так хорошо».

— Вы не боитесь, что при таком отношении к жизни, при всех великолепных данных ребёнок просто не найдёт себя?

— Когда я над этим задумываюсь, меня это, конечно, тревожит. С одной стороны, он, конечно, амбициозен. С другой – не хочет ничего никому доказывать и очень ленив, по моим меркам.

Мне говорят: «Ты много хочешь от него». Но я уверена, чем выше планка, тем лучше. Пусть он не допрыгнет до неё, но он прыгнет явно выше, чем если заранее опустить планку. Так бы ходил легко и перешагивал.

Я понимаю, что тот уровень жизни, который мы сейчас имеем, он обеспечит без особого труда. В нашей стране нехватка кадров катастрофическая, это я вам как предприниматель говорю, у меня свой маленький бизнес. Если человек что-то из себя представляет, то можно вырасти. Пахать, конечно, нужно, но успехов можно добиться любому человеку, и без «богатого папы». Разница лишь в том, что стартовые возможности у всех разные, кто-то начинает с хорошей финансовой подушки, а кто-то с нуля.

А может быть, и не нужно стремиться быть олигархом. Если он не добьётся каких-то особых успехов, я к этому готова. Я просто знаю цену этих успехов. Я хочу, чтобы у меня был счастливый и здоровый ребёнок, и чтобы он дожил до старости. Главное, чтобы бревном на диване не лежал. Может быть, так должно быть, что лучше заниматься в жизни тем, что нравится, не напрягаясь. И может быть, Максим будет счастлив работать экскурсоводом в музее или обсерватории, тут вам и благодарные слушатели, и есть, где показать свои знания. Я для себя решила: всё что я могла ему дать, я в него вложила, а дальше, как будет. Главное, чтобы был счастлив.

Каждый родитель считает своего малыша самым лучшим и талантливым на свете. Однако чтобы он действительно вырос умным и образованным, старшему поколению придется долго и упорно трудиться. И, как это ни удивительно, начинать следует еще до появления младенца на свет.

Хотя психологи давно изучают детский интеллект, однако единой формулы по воспитанию гения не существует. И все же специалисты выделили несколько аспектов, которые помогут развить у детей природные задатки.

Прежде всего, будущей маме следует правильно питаться и передавать малышу положительные впечатления от музыки, посещения интересных мест.

Как вырастить умного ребенка?

Кроха появился на свет, а значит, вашего внимания ему потребуется еще больше, причем на каждом этапе развития. Безусловно, многие современные мамы вынуждены много работать, чтобы обеспечить детей всем необходимым. Но не забывайте, что материнская ласка даст фору всем самым «навороченным» игрушкам. О чем еще следует помнить?

1. Чаще обнимайте малыша

Американские нейропсихологии установили, что материнские ласки, прикосновения, объятия и поцелуи влияют на определенные участки головного мозга новорожденного, которые отвечают за обучаемость, эмоциональное равновесие, развитие памяти и устойчивость к стрессу.

Все эти качества обязательно пригодятся крохе, когда он станет немного старше.

2. Общайтесь с детьми

Чем чаще взрослые разговаривают с грудничком, тем выше будет его уровень интеллекта. Да, сейчас он мало что понимает, однако каждое слово, произнесенное родителями, создает в мозгу новую связь.

Когда ребенок начнет говорить, внимательно слушайте его, поощряя тем самым желание общаться. Используйте в речи неизвестные слова, употребляя их в знакомом контексте.

Вместо закрытых вопросов («Ты играл в садике?»), задавайте открытые: «Во что ты сегодня играл с ребятами?» Подобные вопросы помогают детям рассуждать, высказывать собственное мнение.

3. Читайте книги

Умный человек – читающий человек.

Попробуйте заинтересовать малыша литературой практически с младенческого возраста, сначала читая короткие стихи, а затем сказки и басни.

Ежедневные 20-минутные сеансы чтения помогут речевому, эмоциональному, познавательному развитию, привьют моральные ценности.

4. Играйте

Что помогает интеллектуальному развитию ребенка? Конечно, игра!

Именно в игровой деятельности малыши знакомятся с окружающим миром, учатся новым навыкам, ненавязчиво развивают речь, воображение, творческое и логическое мышление.

Чтобы игра-занятие приносила не просто удовольствие, но и была полезной, соблюдайте определенные несложные правила:

  • первую половину дня посвятите упражнениям со схемами, цифрами, буквами, лабиринтами, геометрическими фигурами и прочими головоломками. Они задействуют левое полушарие головного мозга;
  • во второй половине займитесь «правополушарными» или творческими играми, например, пальчиковым рисованием, лепкой из пластилина или теста, гимнастикой для пальчиков.

5. Занимайтесь физкультурой

Оказывается, физические упражнения великолепно развивают детский интеллект. При занятиях спортом значительно увеличивается приток крови к мозгу, которая доставляет глюкозу и кислород. Благодаря этому повышается умственная концентрация, объем и распределение внимания.

К примеру, прыжки со скакалкой развивают вестибулярный аппарат, который, в свою очередь, совершенствует пространственные представления и пространственное мышление.

6. Познакомьте с музыкой

Многочисленные психологические исследования показали, что регулярное прослушивание музыкальных произведений (не обязательно классических) улучшает внимание и память у детей.

Изучение нотной грамоты, игра на музыкальных инструментах помогает в формировании абстрактно-логического мышления, что благоприятно влияет на понимание основ математики.

7. Расширяйте кругозор

Во время прогулок показывайте малышу все, что вы видите. Например, заприметив мост, объясните, для чего он необходим: «Посмотри, по нему катаются машины, похожие на те, с которыми ты дома играешь. Только эти машинки намного тяжелее».

Ходите на экскурсии в дельфинарий, зоопарк. Сначала сами рассказывайте, какие животные находятся в той или иной клетке, затем спрашивайте ребенка о главных отличительных чертах тигра, слона, дельфина. Подобные упражнения развивают словарный запас и память.

8. Поощряйте фантазирование и творчество

Начиная с трех лет, дети становятся удивительными фантазерами, а родители каждый день слушают невероятные истории.

Научитесь отличать фантазии от преднамеренной лжи, и ни в коем случае не пресекайте детское воображение.

Наоборот, предложите ребенку творческие занятия: рисование, лепка.

Старшему дошкольнику наверняка понравится выжигание по дереву, фотографирование, составление гербариев. Попробуйте сочинять с малышом волшебные истории, придумывая разные ситуации и благоприятный выход их них.

9. Ограничьте просмотр телевизионных передач

По мнению зарубежных психологов, значение развивающих телепрограмм для самых маленьких деток сильно преувеличено. Многие специалисты вообще крайне негативно относятся к просмотру телевизора детьми младше двух лет.

Если кроха очень долго сидит перед голубым экраном, он пропускает более важные для его умственного развития занятия: взаимодействие со сверстниками, игры, чтение книжек.

10. Обеспечьте здоровый сон

Полноценный отдых необходим ребенку точно так же, как еда и вода.

Если дошкольник спит меньше нормы, его родители рискуют столкнуться с регулярными нервными срывами и истеричностью. У малышей из-за недостатка сна ухудшается память, внимание и даже зрение.

Дети во сне не только физически отдыхают, но и набираются новых сил для дальнейшей умственной работы. Постарайтесь с раннего возраста приучить кроху к правильному распорядку дня, режиму сна и бодрствования.

11. Развивайте упорство и целеустремленность

Хотите воспитать умного ребенка целеустремленным, трудолюбивым и выносливым? Приучайте доводить начатые дела до логического завершения, не вмешивайтесь сразу, если кроха столкнулся с затруднением. Помните, что упорство порой намного важнее для человека, чем врожденные задатки и способности.

12. Кормите правильно

Для активизации мыслительных процессов необходимы продукты, богатые белками: яйцо, мясо, орехи, рыба. Находящиеся во фруктах и злаках углеводы помогают детскому мозгу с «топливом».

Для полноценного развития организма нужны минеральные вещества и витамины.

А вот к обработанным углеводам, которые содержатся в пакетированных соках, булочках, сладостях и гамбургерах, стоит относиться с настороженностью.

13. Выбирайте правильные компьютерные игры

Не секрет, что многочисленные гаджеты, компьютеры и информационные технологии все активнее проникают в жизнь ребенка. Предпочитайте те компьютерные приложения, которые учат малышей азбуке, математическим навыкам, музыке и другим полезным умениям.

Однако не забывайте, что в детском возрасте намного важнее общение с родителями и сверстниками.

14. Учите самостоятельности

Предоставьте ребенку действовать самостоятельно в играх и познании окружающего мира. Маленькому умнику нежелателен излишне строгий контроль со стороны родителей, поскольку ограничение независимости – главная преграда на пути к высокому интеллекту.

Конечно, в определенных «проблемных» ситуациях без взрослой помощи кроха не обойдется. Однако попробуйте руководствоваться девизом школы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

15. Учитывайте детскую индивидуальность

Большая ошибка родителей – стремление вылепить из своего чада идеального ребенка. Такой неосмотрительный шаг может убить в малыше индивидуальность. Поэтому если в вашей семье подрастает холерик, не следует ругать его за чрезмерную активность. И, наоборот, нельзя отчитывать маленького флегматика за постоянную медлительность. Обращайте внимание на сильные стороны своего отпрыска.

Итак, каждый малыш – это уникальная личность, обладающая неповторимыми способностями. Задача родителей – развить его природные задатки. Но даже если у вас не получится воспитать маленького гения, не расстраивайтесь. Все равно ваш ребенок неповторим, поэтому старайтесь любить его таким, какой он есть.

Другая информация по теме


  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

Многие родители, считают, что они Боги и знают все в теме воспитания ребенка. Как это не прискорбно, но это не так. Опытом воспитания могут похвастать только родители с многолетним опытом, либо детские психологи, или педагоги.

В данной статье вам будет предоставлена информация о том, как воспитать своего малыша образованным. Не путайте с понятием «вундеркинд». Воспитать ребенка так, чтобы он сам тянулся к новым знаниям и отлично чувствовал себя в социуме – это далеко не тоже самое, что чрезмерно умный ребенок.

Что есть образованность?

Начнем с примерной оценки образованного человека. Какие у него характеристики. Они немного притянуты и могут быть индивидуальны для каждого человека. Просто так это будет намного проще объяснить. Так какие все-таки характеристики несет в себе образованный человек?

  1. Чтение.
  2. Грамотность.
  3. Общение со сверстниками.
  4. Общение со старшими.
  5. Адекватная реакция на критику.

Раннее чтение

1) Многие родители считают, что для того, чтобы ребенок читал, его нужно заставлять и контролировать. Это ошибочное мнение. Многие психологи говорят, что для того, чтобы ребенок что-то сделал, его нужно заинтересовать.

И как это сделать спросите вы. Как можно заинтересовать малыша заниматься по сути нудным занятием? Прежде всего родители должны быть сами читающие. Это тоже самое, что запрещать ребенку курить и самому держать сигарету в руках. Ребенок до десяти лет равняется на своих родителей. Он буквально копирует их поведение.

Обсуждайте в кругу семьи прочитанные произведения и ваш ребенок рано или поздно подойдет к вам и скажет «я тоже хочу». Самое главное не перебейте это зародившийся интерес своими советами. Пусть ребенок сам выберет книгу, которая ему понравится.

Мотивируйте своего малыша разного рода бонусами. Например, когда прочитаешь книгу мы пойдем с тобой кататься на каруселях. Это раззадорит ребенка. Но не увлекайтесь с этим. Если ребенок привыкнет к бонусам, он перестанет читать, когда бонусы закончатся.

Учитывайте то, что для хорошего воспитания требуется участие обоих родителей. Воспитание – большой труд, который требует большое количество времени.

Знание русского языка

2) Если ваш ребенок быстро научился читать, то у вас не возникнет больших проблем с грамотностью. Даже не зная правил русского языка, он инстинктивно будет писать и говорить правильно. Дело в том, что информация из книг, автоматически впитывается в сознании ребенка.

Помогайте ребенку готовиться к урокам в школе. Разговаривайте с ним на разные темы, а не только как у тебя дела. Задавайте ему сложные вопросы, на которые он не сможет ответить сразу, и ему придется где-то искать информацию.

Водите ребенка по музеям и театрам. Школа не дает полного развития для маленького человека. Вам нужно, чтобы малыш как можно меньше был занят просмотром телепередач или игрой на компьютере.

Общение с друзьями

3) Чтение и развитие – это конечно хорошо, но не забывайте о том, что вашему ребенку не всю жизнь придется сидеть дома. Ему требуется общение со своими сверстниками. Причем здесь необходим как положительный, так и отрицательный опыт. Это сравнимо с огнем. Пока не обжегся так и будешь в костер лезть. Интересуйтесь его личной жизнью, но не навязчиво. Ваш ребенок – это человек. У него есть своя голова на плечах. От вас требуется только направить его на верный путь, и как бы «через глазок» наблюдать за ним.

Многие родители считают, что лучший способ хорошо воспитать ребенка – это оставить его на домашнем обучении. Это очень большая ошибка. Домашним обучением вы лишаете своего ребенка общения. Он должен почувствовать на себе, что такое радость, любовь, удовольствие, но никуда не деться от стыда, позора, зависти, ненависти. Человек, ни разу не испытавший эти чувства, не сможет приспосабливаться в коллективах, а они за жизнь будут меняться далеко не один раз.

Уважение к старшим

4) Общение со старшими – это не только общение со старшим поколением. У вашего ребенка будет не маленький круг общения. Даже в школе он не ограничивается одним классом или даже параллелью. Ему придется общаться и со старшими классами. Но для этого требуется определенный подход. Ребенку нужно будет доказать своим поведением, что он уже взрослый.

Воспитывайте уважение к старшим (дедушкам, бабушкам, учителям). Без чувства уважения он далеко не пойдет. Он должен будет следить за своей субординацией, приучайте называть его старших на «вы» с детства. Во многих семьях этому не учат, малыш с самого детства начинает «тыкать» всем взрослым.

Не ограничивайте его круг общения. Чем он шире, тем больше информации он для себя берет. От вас требуется только фильтровать полученные им знания.

Реакция на критику

5) Учитывайте тот факт, что вашего сына или дочь будут критиковать. Поднимайте самооценку вашего ребенка. Ваш подрастающий малыш не должен зависеть от чьего-то мнения, но должен к ним прислушиваться.

Обеспечивайте вашему ребенку возможность реализовывать себя в искусстве, спорте. В любом роде занятия, который ему будет интересен. Привлекайте его внимание к различному роду научных кружков где к его мнению будут прислушиваться, и где он сможет черпать информацию от других участников.

В целом воспитание ребенка – это интересный и увлекательный процесс. Но он требует отдачи большого количества времени и сил. Никто не обещает простоты, особенно когда у вас нет опыта.

Будьте внимательны к своим детям. В наше время интернет технологий очень быстро растет безграмотность, благодаря новомодным течениям. Новое поколение часто пренебрегает правилами этикета, общения.

Нужно начинать исправлять деградирующее общество. Но никто этого не начнет без вас. Любите и уважайте своих детей.

Видео о воспитании ребенка

На видео известный знаток Анатолий Вассерман расскажет, как лучше воспитать своего ребенка умным и образованным:

Ученые утверждают, что современное поколение намного умнее своих прародителей. Научные исследования в разных странах показали, что с каждым годом происходят видимые улучшения в детском развитии. Хорошая новость! Но какие конкретные действия родителей могут поспособствовать тому, чтобы сделать ребенка умнее.

Как воспитать умного ребенка

1. Отвести ребенка в спортивную школу

Абсолютно все знают, что спорт- это хорошо для физического здоровья. Но знаете ли вы, что это полезно и для умственного развития? Например, после физических нагрузок способность запоминать информацию увеличивается на 20%. После занятий спортом дети быстрее запоминают слова, тем самым пополняют свой словарный запас. Это- то, что нужно для раннего развитияумного ребенка. Дети слышат новые слова, учатся строить предложения и общаются со своими сверстниками и взрослыми.

На самом деле, наличие хобби в жизни- очень важно, и необходимо привить эту мысль ребенку в раннем детстве. На первоначальном этапе, возможно это сделать, подав личный пример. Очень важно вовлекать детей в свое хобби, и это может быть что угодно: езда на велосипедах, кулинария, музыка, рисование. Не надо воспринимать это, как навязывание своих интересов детям. Наоборот, чем больше они попробуют, тем легче им будет выбрать свое хобби в будущем.

3. Поддерживать инициативу ребенка и хвалить их за то, что они не сдаются

Если ребенок выказывает интерес к чему-либо, необходимо поощрять это. Дети очень благодарно откликаются на поддержку, и если они видят, что взрослые поощряют их интересы, это заставит их прилагать усилий ещё больше. Важно хвалить детей не только за хороший результат, но и за то, что они стараются и не сдаются на пути к этому результату. Необходимо рассказать ребенку, что секрет успеха зачастую скрывается в настойчивости. В современном обществе только умные люди с широким спектром интересов и знаниями в разных областях смогут добиться успеха.

4. Давать детям спать

Польза сна для умственного развития неоспорима. Сон, питание и физическое развитие- это три фундаментальных условий для развития здорового и умного ребенка. На первый взгляд, нехватка сна может отразиться только на здоровье, но исследования доказали, что умственное развитие и психическое состояние ребенка напрямую зависят от достаточного времени сна. Если ребенок не досыпает, он не сможет воспринимать информацию, быть внимательным, концентрированным и активным.

5. Сделать всё, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым

Как не парадоксально это звучит, надо начать с себя. Надо стать счастливыми родителями, легче сказать, чем сделать, не так ли? Когда у вас много незаконченных дел, мозг занят мыслями о проблемах, очень сложно расслабиться и почувствовать себя счастливым.Но постарайтесь на время забыть об этом, и качественно провести время с ребенком, зная, что это позитивно повлияет на него. Исследования социально-эмоциональных факторов детского развития показали, что счастливые дети хотят учиться, они более любознательны и, соответственно, умнее.

6. Читать вместе с ребенком

Все родители читают книги маленьким детям, которые ещё не умеют этого делать сами. Очень важно не просто читать, но и вовлекать ребенка в этот процесс: показывать картинки, обсуждать героев и тому подобное. Но когда ребенок уже научился читать сам, мы прекращаем совместное чтение. И зря! Давайте вспомним, как в прошлые времена семьи собирались в гостиных и читали книги вслух. Совместное чтение - это, во-первых, развитие воображения, что необходимо для воспитания умного ребенка, во-вторых, это общение в кругу семьи, а в-третьих, это приобщение к культуре.

Представляя жизнь своих детей, все родители хотят, чтобы они были здоровыми, счастливыми и умными. При этом, зачастую родители действуют интуитивно, методом проб и ошибок. Но лучше не экспериментировать на своих детях и прислушаться к советам, как вырастить умного ребенка!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным. Что нужно, чтобы сделать из ребенка вундеркинда? Есть множество систем раннего развития, например, метод Монтессори, Вальфдорская педагогика, система Никитиных, методика Глена Домана, кубики Зайцева и другие, менее известные, которые помогают развитию задатков и становлению способностей ребенка.

Каждый родитель сам выбирает , какая методика лучше подходит к темпераменту и способностям ребенка, и также ближе к ценностям самого родителя.

Но помимо известных систем раннего развития, есть общие правила, которые способствуют расцвету способностей и задатков ребенка, а также известны закономерности или стадии интеллектуального развития ребенка.

Какие это закономерности? Обратимся к теории Пиаже, в которой наиболее четко и полно отражены стадии интеллектуального развития ребенка.

В целом он выделил 3 стадии развития, при этом обращая внимание на то, что интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. Стадии - это уровни развития, сменяющие друг друга.

1. Сенсомоторная стадия (до 2 лет), дооперациональная стадия (2-7 лет)

В этот период набирается кинестетическая база знаний, которая станет основой для дальнейших стадий развития – ребенку надо все пощупать, подергать, послушать, даже попробовать на вкус.

2. Стадия конкретных операций или репрезентативный интеллект (7-12 лет)

Стадия, когда разбираются-собираются вещи – игрушки или даже вещи взрослых. Эта стадия необходима, чтобы перейти к этапу формальных, логических операций – сначала эти операции нужно проделать наглядно, самому ребенку, чтобы потом не сомневаться (продумывая их только в уме), что так оно и есть.

3. Стадия формальных операций (12-17 лет) или основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой умение строить умозаключения по правилам логики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, продумывать их проверку на опыте, делать выводы.

Основа интеллекта человека закладывается в первые годы жизни ребенка – от рождения и до 5-6 лет, потому что мозг растет и развивается в усиленном темпе только в самом раннем детстве. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни человека. Главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра.

Итак, правила для того, чтобы вырастить гения.

1) Общайтесь с ребенком. Общаться – значит рассказывать, слушать и отвечать на вопросы. Единственным авторитетным источником знаний для маленького исследователя является авторитетный взрослый. Задавая вопросы, малыш не только получает сведения об окружающем мире. Ваша реакция на его вопросы формирует такие качества личности, как уверенность в себе или заниженная самооценка, любознательность или погашение интереса во всем, развитое творческое мышление или просто следование инструкциям.

Планируя что-то, пусть меню ужина – привлекайте ребенка к обсуждению. Именно такие дети, к чьему мнению прислушиваются, легче всего проходят через период подросткового кризиса.

Когда трехлетнее чадо рассказывает историю, произошедшую в детском саду – наберитесь терпения и дослушайте до конца. Если взрослый раз за разом отмахивается от ребенка, он делает вывод “Меня не любят”, “Я не нужен и не интересен”. За таким выводом следует потеря как доверия к взрослому, так и вера в себя, плохое поведение (с целью привлечь внимание взрослого), растет тревожность ребенка.

Отвечайте на вопросы ребенка. Задавая вопрос, малыш как бы спрашивает: “Ты считаешь, что я достоин ответа, ты меня любишь?..” Все это может скрываться за невинным вопросом, “Почему дует ветер или деревья растут?” Для детей очень важно родительское уважение, в том числе внимание к их вопросам – это воспитывает в ребенке самоуважение.

2) Давайте ребенку красивые, развивающие воображение игрушки – вы не просто тратите деньги, а вкладываете их в воспитание гения. Позволяя ребенку рисовать, пусть на стенах, хотя конечно лучше на ватмане, наклеенном на обои, разбирать те же игрушки, слушать, как звучит погремушка, смотреть, как рассыпаются брошенные на пол предметы, лепить что-то из пластилина или теста, – вы обеспечиваете ребенку успешную сенсомоторную стадию развития.

Нельзя принуждать в раннем возрасте ребенка к обучению – это может надолго отбить у него желание учиться. Но и нельзя мешать ребенку играть, так как он хочет – это может сделать его пассивным и затормозит его дальнейшее развитие. В идеале нужно играть и обучать одновременно. Например, на кубиках Зайцева написаны буквы и слоги так, что в процессе строительства домика или паровозика получаются целые фразы. Сами кубики набиты опилками: древесными, если на них написаны глухие согласные, и металлическими - если звонкие.

В возрасте до пяти лет дети легко могут выучить до пяти языков. Важным фактором успешного обучения является естественность – общение с носителями языка или в форме игры, например, читая сказки, слушая песенки.


3) Используйте яркие детали в оформлении детской, пусть ребенок с детства знакомится с разными цветами. Приобщайте ребенка уже в детстве к искусству – это разовьет в нем чувство прекрасного. Воспитывайте даже тогда, когда вас нет дома – украсьте стены географическими картами, страницами из энциклопедий, на которых изображены виды животных, растений, музыкальные инструменты, картины известных художников.

Не обязательно ребенок станет великим художником или музыкантом, но это будет способствовать его общему развитию. Чем больше информации из разных областей есть в распоряжении ребенка, тем проще раскрыться его таланту и развиться задаткам и способностям. Но у ребенка должна быть возможность выбора.

4) Гуляйте с ребенком – ведь мозг нужно насыщать не только полезной информацией, но и кислородом. Отправьтесь с ребенком в лес, к реке, рассматривайте окружающие предметы, беседуйте. Например, возьмите в руки листья нескольких деревьев и покажите многообразие цветов и разнообразие форм. И это будет не просто информация, но и система взаимосвязанных представлений ребенка о себе и своем месте в окружающем мире. Малыш с удовольствие бегает, прыгает и лазает? Отлично, ведь активность стимулирует развитие умственных способностей.

5) И последнее, не одергивайте ребенка. Не заставляйте ребенка читать книгу, когда он хочет рисовать, чтобы не отбить у него желание к чтению и не помешать развитию его художественных способностей. Ребенок, которому постоянно делают замечания и подсказывают, вырастает неуверенным в себе, закрытым для восприятия информации. Если ребенок чувствует себя нужным, понятым, принятым – он учится находить в этом мире любовь.

Вот какие особенности воспитания будущих гениев отметил в своей книге “14 гениев” (Наполеон Бонапарт, Уолт Дисней, Айседора Дункан, Пабло Пикассо, Мария Монтессори, Никола Тесла и другие) автор исследователь Джин Н. Ландрам:

  • Снисходительные родители. Обращаясь с ребенком как с уникальной особенной личностью, вы привьете ему стойкое самолюбие и уверенность в себе.
  • Демонстрируйте свою независимость. Деловая или предпринимательская деятельность родителей прививает ребенку те же поведенческие модели.
  • Многочисленные путешествия и частые переезды. Новые культуры и знакомства положительно влияют на развитие отваги и учат не бояться неопределенных ситуаций.
  • Свобода поступков и движений. Позвольте детям испытать риск, конечно, не допуская катастрофы. Ребенку должна быть предоставлена свобода исследования мира, в то время как родители отслеживают его деятельность, чтобы новый опыт не повредил здоровью и жизни их чада.
  • Развивайте сильные стороны, не обращая внимания на слабости. Оптимизм - вот что должно быть главным в закреплении поведенческих качеств. Никогда не позволяйте рационализму и негативизму направлять ваши действия.
  • Внушите ребенку, что отличаться от других - это здорово. Лидеры отличаются от других. Риск следует поощрять, не ругая за ошибки, позволить детям экспериментировать и учиться на ошибках.
  • Игровое обучение учит решению абстрактных проблем. Конструкторы, мозаики-головоломки и радиоконструкторы - игрушки гения. Решение эвристических проблем развивает целостное понимание мира и творческие способности. Интуиция для гения - золотое качество.
  • Книги, фильмы и воображаемые герои. Воображаемые и мифологические герои открывают перед ребенком неограниченные перспективы, становятся примерами для роста и высвобождают его энергию. Книги и жадное чтение - ключи к успеху.
  • К знаниям и любознательности следует относиться с почтением. Знания рождают энтузиазм. Дети должны получать знания в искусстве , точных науках, журналистике, поэзии и философии.
  • Помещайте ребенка в обстановку, стимулирующую его, бросающую ему вызов. Бессознательное впитывает в себя все как губка, и мы становимся побочным продуктом окружающей обстановки. Старайтесь обогатить ее, а не обеднить.
  • Гиперактивность - чрезвычайно полезное качество. Высокая энергичность и скорость всегда выигрывают. Наблюдайте за чересчур активными детьми, но не успокаивайте их лекарствами и не наказывайте. Подобным поведением управляют, но переменить его нельзя. Многие сильные мира сего были в детстве весьма активны.
  • Не ограничивайте воображения. Все творческие начинания взрослых родом из детских фантазий, которые являются побочным результатом развитого правого полушария (отвечающего за пространственно-образное мышление) и целостного видения мира.

4.5 Rating 4.50 (1 Vote)

Статьи по теме: