Что читать в месяц рамадан для поста. Польза от соблюдения поста

МОСКВА, 16 мая — РИА Новости, Наталия Федотова. Рамадан — священное время для мусульман. Верующие считают, что в дни этого месяца открываются небеса и Бог точно услышит их молитву. От рассвета до заката мусульмане не принимают ни пищу, ни воду, чтобы исполнить повеление Всевышнего, ставшее одним из пяти столпов ислама, воздержаться от запретного и почувствовать, как приходится бедным, не имеющим еды, а иногда даже питья. О предписаниях Рамадана, его особенностях в современном мире, о прихожанах Московской соборной мечети и истории соблюдения поста православной верующей в мусульманской стране — в материале РИА Новости.

Рамадан — пост для сильных

Рамадан — священный месяц поста по лунному календарю — длится 30 дней. Он выпадает на разные месяцы григорианского календаря, по которому живет весь светский мир, и может наступать весной, как в этом году, а может — летом, осенью или зимой. Это переходящий пост ("савм" — по-арабски). Заключается главным образом в воздержании от еды и питья в светлое время суток, а также в воздержании от интимных отношений и вредных привычек. Для мусульман с момента совершеннолетия он обязателен.

"Согласно богословскому заключению ученых совета улемов Духовного управления мусульман России и Совета муфтиев России, месяц Рамадан в этом году наступает с заходом солнца 15 мая. Первым днем поста считается 16 мая, когда верующие начинают воздерживаться от еды и питья до захода солнца. Последний день поста — 14 июня, а Ураза-байрам — праздник прекращения поста — мусульмане отметят 15 июня", — поясняет муфтий Москвы, главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов.

По его словам, к определению начала месяца Рамадан есть несколько подходов. При одном решающим фактором выступает появление на небе новой луны в каком-то уголке мира. При другом — засвидетельствование новолуния в своей местности. Или за основу берутся астрономические расчеты. Из-за этого в отдельных регионах пост могут начинать с разницей в один день. Во избежание разногласий верующие в этом вопросе ориентируются на местное духовное управление, религиозного руководителя.

Рассуждая о сути поста, муфтий цитирует Коран: "О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными. Пост продолжается считаные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот (пусть) перенесет пост на другие дни. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни (по причине старческой немощности или неизлечимой болезни), должны накормить бедняка. Кто сделает больше (чем накормит бедняка), то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься (например, путник, которого не затруднит пост в пути) — это наилучшее для вас, если бы вы только знали!" (Св. Коран, 2:183-184).

Пост, по мнению собеседника агентства, это еще и "очищение организма, вслед за которым проявляются другие положительные эффекты, такие как похудение, оздоровление, избавление от определенных заболеваний и омоложение".

Важна не только духовная и оздоровительная, но и социальная роль поста. "В это время, когда человек испытывает голод и жажду, он входит в состояние людей, которые не имеют доступа к пище и воде. <…> Пост заставляет более милосердно относиться к людям, входить в их положение, давать больше милостыни. В Коране написано: "Богатство, состояние человека не уменьшится от того, что он дает милость, а только увеличится", — отмечает экскурсовод Московской соборной мечети Вера Репина.

Неизменность предписаний

Мусульмане должны строго выполнять все предписания религии в Рамадан. По учению ислама, даже если человек, пропустивший один день поста в священный месяц, будет усиленно поститься все последующие дни, он не сможет восполнить ту награду, которая дается Всевышним за соблюдение заповеди.

При этом ни о каких послаблениях или изменениях в практике поста в исламе с учетом реалий сегодняшнего "потребительского" времени быть не может. "В исламе, — поясняет муфтий Ильдар Аляутдинов, — все предписания направлены на принесение пользы человеку, как духовной, так и физической. Пост полезен в духовном и социальном плане, а также с точки зрения медицины… Всевышний не возлагает на человека сверх его возможностей, как неоднократно говорится в Коране и Сунне".

Действительно, при современном темпе жизни пост, на первый взгляд, может показаться затруднительным. Один из распространенных страхов — длинный световой день в летний период времени, когда пост длится около 20 часов и лишь три-четыре часа отводятся на пополнение жизненных сил. Однако, как показывает практика, верующим успешно удается преодолеть психологический и физический дискомфорт в первые дни Рамадана. "Пост необычайно легок в это благословенное время", — отмечает муфтий.

Послабления поста в исламе касаются путников, больных, беременных и кормящих матерей, стариков и детей. Если есть проблемы со здоровьем или реальная угроза жизни, пост искупается так называемой фидьей-садакой. Это установленный размер суточного питания в денежном или продуктовом эквиваленте. В 2018 году Совет улемов ДУМ России определил, что фидья-садака составляет минимум 250 рублей и увеличивается в зависимости от дневного рациона человека. Средства за каждый день поста, пропущенный по уважительной причине, отдаются на пропитание нуждающимся лично или через соответствующие организации.

"Пересмотреть нужно не предписания Всевышнего — они мудры и неизменны на все времена, а образ жизни верующего в течение года. Это и физическая активность, и периодическая практика поста, и спорт, и здоровое питание, и, конечно же, отказ от вредных привычек. Тогда пост окажется легким, необременительным, комфортным, заряжающим хорошим настроением и, что важнее всего, — дарующим довольство Всевышнего", — добавляет муфтий Москвы.

"Быть оптимистами и нести свет"

"Когда человек держит пост, его молитва принимается Господом. Поэтому это чудесное время. Рамадан — месяц прощений и щедрости. Мы ждем его с трепетом и радостью. Это очищение души от грехов и непристойных дел", — рассказывает 29-летняя прихожанка Московской соборной мечети Айгуль.

Мы сидим без обуви на голубом ковре в женской части мечети, и беседа получается по-женски доверительной.

"В этот период люди стараются больше следить за своим физическим здоровьем, за питанием. Это важно, так как душа и тело связаны. <…> На ифтар (вечерний прием пищи после молитвы. — Прим. ред.) рекомендуются вода, фрукты, овощи, салаты, орехи. Мясо, тесто утяжеляют пищу, дают нагрузку на пищеварительный тракт. Поэтому акцент надо делать на здоровом щелочном питании", — говорит Айгуль.

Во время поста мусульмане стараются больше молиться и читать Коран, восхваляя Создателя.

"Молитва должна идти от души, со слезами. Нельзя отчаиваться — это грех. Жизнь многогранна: бывает черная полоса, бывает белая, но, проходя эти жизненные уроки, мы становимся сильнее, мудрее. Господь, проводя через какие-то испытания, делает нас грамотнее. Поэтому мы должны благодарить Его и быть довольными. Мы должны быть оптимистами и приносить свет в жизнь", — продолжает собеседница.

Еще одна прихожанка мечети, 21-летняя Фатима, подчеркивает, что ислам — это не только запреты. "Надо соблюдать аурат (закрывать определенные части тела — кисти, ноги. — Прим. ред.), но физические упражнения, танцы, плавание приветствуются — движение обеспечивает приток крови к мозгу. Женщине дается множество возможностей быть социально активной, целеустремленной, самостоятельной, материально независимой", — добавляет Фатима.

Переходя к теме благотворительности, девушки приводят слова из Корана: "Соревнуйтесь в благих деяниях".

"Мы стараемся проявлять сострадание и милосердие к тем, кто нуждается в нас, оказывать поддержку родным, близким. В Сирии сейчас война, голод, дети не могут учиться. Огромная благодарность фонду "Закят" (благотворительный фонд при мечети. — Прим. ред.), они регулярно отправляют гуманитарную помощь в Сирию. Мусульмане России пытаются помочь. Прихожане жертвуют средства, кто сколько может. Это то, чему нас учит ислам — религия мира и добра, — сопереживанию нашим близким. Кем бы ни был человек — христианин, иудей, мусульманин, — мы должны проявлять милосердие ко всем людям", — поясняет Айгуль.

В фонде "Закят" много волонтеров. Нуждающимся там помогают с жильем, оплачивают операции.

При мечети на Поклонной горе, построенной в честь погибших воинов-мусульман, каждый год устраивается "Шатер Рамадана", где угощают всех: и постящихся мусульман, и просто пришедших с улицы. Каждый вечер там в рамках просветительских программ рассказывают о регионах, где исповедуют ислам, — в России и за рубежом. Так что можно прийти на вечер Чечни, Татарстана, Узбекистана, Турции.

"Будем молиться, чтобы Аллах даровал кому мужа, кому здоровье. Люди молятся, и ждут, и уповают на милость и прощение Господа", — заключает Айгуль.

Рамадан глазами православной петербурженки

Отец Екатерины — ливанец, а мама — петербурженка. Она никогда не была мусульманкой, но, учась в Ливане в школе, соблюдала Рамадан из уважения к людям, у которых жила.

"Когда я была там, в нулевых годах, Рамадан проходил зимой. Зимой поститься проще, потому что вечер наступает раньше. Во время дневных часов — с рассвета и до заката — ты ничего не ешь и не пьешь, даже глоток нельзя сделать. Зимой это с пяти утра и до пяти вечера, то есть двенадцать часов", — вспоминает Екатерина.

Для чего постятся? "Чтобы почувствовать себя так же, как и бедные люди, которым нечего есть и иногда даже нечего пить. В те дни как-то особенно ощущалось чувство общности", — отвечает она.

Соблюдающие пост мусульмане говорят, что во время месяца Рамадан небеса открыты и все твои молитвы будут услышаны. Можно поститься за кого-то, если, например, родственник больной или у тебя есть какое-то желание или просьба к Богу, то своим постом и молитвой ты должен показать свою верность.

Когда Рамадан только начинается, все друг друга поздравляют и говорят: "Рамадан, карим!" ("Доброго Рамадана!" — Прим. ред.) Ведь Рамадан должен проходить с радостью.

Солить на глаз

"В Ливане в дневные часы, чтобы забыть о голоде и жажде, можно умыться водой. Дети после того, как приходят из школы (при желании постятся с семи лет), могут лечь спать, чтобы скоротать часы", — отмечает Екатерина.

С заходом солнца постящиеся разговляются. "В древние времена пророк Мухаммед разговлялся лабаном (вид кефира) и финиками, сейчас же разнообразие еды поражает воображение. Обычно каждый день готовится свежая еда. При этом все блюда заправляются на глаз, так как попробовать на соль, или доварилась ли картошка в супе, невозможно", — объясняет собеседница агентства.

Обычный ифтар у нее был такой: свежевыжатый апельсиновый сок (в Ливане урожай апельсинов дважды в год, поэтому они недорогие и очень вкусные), салат (фаттуш или табулле), суп и второе. Затем чай или кофе со сладостями.

Во время Рамадана готовят особенные сладости. Они очень калорийные, чтобы восполнить потери энергии за день, — и в период поста это не так пугает женщин.

Мировые новости

18.06.2015

Согласно ханафитскому фикху, время нията начинается с наступлением ночи (т. е. после наступления времени вечернего намаза) и заканчивается с наступлением времени «дахватуль-кубра». Следовательно, если человек забыл о намерении или не исполнил действия, указывающие на непоколебимую решимость держать пост, а потом до времени «дахватуль-кубра» вспомнил о том, что он не ел и не пил лишь потому, что постится в Рамадан, это вспоминание будет считаться правильным намерением, и, соответственно, пост этого человека будет действительным.

Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара (разговления). Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но обязанности совершить каффару (искупление) на нём не лежит» («Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи», с. 271).

Отрезок времени от азана на утренний намаз до восхода солнца следует разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденного намаза.

Например: азан на утренний намаз даётся в 4 часа утра, а солнце восходит в 6 часов утра, таким образом, отрезок между азаном на утреннюю молитву и восходом составляет два часа, делим на 2, получаем 1 час. Обеденный намаз начинается в 12.30. Отнимаем от 12.30 один час, получаем 11.30. В результате установлено, что время «дахватуль-кубра» наступает в 11.30.

Действия, которые не нарушают пост

Выделяют более 24-х действий, которые не нарушают пост.

Пост не нарушается, если человек по забывчивости попил, поел или вступил в половую связь. Пост не нарушается даже в том случае, если он, забыв, что постится, совместил эти действия (например, совершил половой акт, а потом выпил воды). Доводом для данного положения служит хадис со следующим смыслом: «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост» (приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи). Хотя в этом хадисе не упоминается половой акт по забывчивости, ханафитские учёные (да будет милостив к ним Аллах) в данном случае относят его по кыясу (по аналогии) к еде и питью. Если мужчина вспомнил, что постится, во время полового акта, он обязан немедленно прекратить его и отстраниться от жены. Если мужчина немедленно, как только вспомнил, что постится, прекратил половой акт и отошёл от жены, его пост не нарушается. Если мужчина во время полового акта по забывчивости вспомнил, что постится, но продолжил его, то его пост нарушается, и он должен будет не только восполнить день поста, но и понести наказание за свой поступок в виде каффары (искупительного поста в течение 60-ти дней непрерывно).

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек:

1. Если у того, кто забыл, что постится, достаточно сил, чтобы воздерживаться от еды и питья до конца дня поста (например, если это молодой сильный мужчина), обязательно нужно напомнить ему, что сейчас время поста. Молчание в данном случае является макрухом тахрими, т. е. напомнить нужно обязательно, иначе тот, кто не стал напоминать, впадает в грех. Если человеку напомнили, что он постится, а он всё равно продолжает принимать пищу или пить, его пост нарушается, и он обязан возместить этот день, но без каффары (данное мнение относят к имаму Абу Юсуфу).

2. Если человек, который начал принимать пищу по забывчивости, внешне слаб и со стороны видно, что ему будет тяжело воздерживаться от еды и питья до конца дня, лучше не напоминать ему о том, что сейчас время поста, при этом не имеет значения, молод этот человек или стар. В данном случае забывчивость постящегося следует воспринимать как проявление милости Всевышнего Аллаха к этому человеку.

Если у мужчины в результате размышления или взгляда на половой орган женщины вышла семенная жидкость, его пост не нарушается. Хотя данное действие является харамом, его запретность не означает, что оно автоматически нарушает пост.

Если человек встал под холодный душ и почувствовал холод внутри, пост действителен.

Использование косметики для глаз (будь то сурьма или тени для век), втирание масла в усы, а также нанесение на тело и втирание в кожу крема, мази или масла не влияют на действительность поста. При этом, согласно самому верному мнению, пост не нарушается даже в том случае, если человек после нанесения сурьмы почувствовал её вкус во рту или увидел, что его слюна окрашена в цвет сурьмы. Не имеет значения, исходит от сурьмы запах благовония или нет.

Введение пальца в половой орган не нарушает пост при условии, что палец был сухим (т. е. не был смочен водой или, например, лекарством) и был введён неглубоко в наружную часть полового органа (если палец был ввёден глубоко во внутреннюю часть полового органа, это нарушает пост). Данное правило относится к обследованию женщины у гинеколога. Во время обследования пост не нарушается, если осмотру подверглась только наружная часть полового органа, и в половой орган не было введено ничего влажного.

Хиджама (кровопускание) не нарушает пост. На этот счёт существует хадис, в котором говорится, что во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хиджама (данный хадис приводят имамы: Ахмад, Шафии, Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи и др.). Существует также хадис со смыслом: «Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание», но, согласно толкованию учёных, смысл данного хадиса в том, что кровопускание уменьшает награду за пост, при этом действительность поста не нарушается. Тем не менее, совершать кровопускание дозволено, но только в том случае, если человек уверен, что эта процедура не ослабит его, и он сможет продолжить пост.

Гыйбат (злословие о другом человеке в его отсутствие) также не нарушает пост, хотя есть хадис, внешний смысл которого указывает на обратное действие.

Изменение намерения не влияет на действительность поста. Если человек во время поста решил прервать пост, но не сделал этого, его пост остаётся действительным.

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но, если человек намеренно вдохнул дым или пар через рот или нос и он попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был - дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.

Пост не нарушается, если человеку в горло попала пыль, даже если это была пыль от муки.

Если человеку в рот залетела муха и он случайно проглотил её, пост действителен.

Если человек принял лекарство до начала дня поста, но уже во время поста почувствовал его привкус во рту, это не влияет на действительность поста.

Состояние «джанаба» (большого осквернения) никак не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен, даже если он пробыл в таком состоянии несколько дней подряд (хотя оставаться в таком состоянии для него запретно, потому что он не сможет молиться, так как для совершения ежедневного намаза обязательно нужно очиститься от большого осквернения). В целом пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.

Согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, в случае если мужчина ввёл воду в свой половой орган, пост не нарушается. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если вода достигла мочевого пузыря, пост нарушается.

Попадание воды в ухо во время купания в реке или во время совершения полного омовения не нарушает пост. В ханафитском мазхабе существует разногласие относительно того, нарушается ли пост, если человек сам закапал воду или лекарство себе в ухо (если при этом жидкость проникла в среднее ухо, находящееся за барабанной перепонкой). Согласно самому верному мнению в мазхабе, пост нарушается. Если человек чистит уши, например с помощью палочки, и несколько раз вводит внутрь уха палочку, на которой уже есть грязь, это не нарушает пост.

По ханафитскому мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться от неё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной, и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста. По шафиитскому мазхабу, в случае если человек проглотил скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, пост нарушается, поэтому учёные ханафитского мазхаба рекомендуют не проглатывать скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, чтобы преодолеть разногласие между мазхабами.

В книге «Аль-Худжа» сказано: «Шейха Абу Ибрахима спросили, нарушается ли пост человека, проглотившего слизь (имеется в виду слизь/желчь, которая попала в рот изнутри). Шейх ответил: «Если речь о малом количестве слизи, то пост не нарушается, согласно иджма ханафитов. А если слизь заполнила рот и вышла наружу, то пост нарушается, согласно мнению Абу Юсуфа, и не нарушается, согласно мнению Абу Ханифы».

Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе, высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно. На эту тему существует хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, пост его нарушается» (хадис приводят имам Малик, ад-Дарими, Абу Дауд, Тирмизи). Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот) и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается. Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться. Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот (т. е. её можно было удержать во рту). При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты. Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае - проглотил он рвотные массы или нет.

Если у человека после сухура (утреннего приёма пищи) застрял в зубах маленький кусочек пищи (меньше горошины) и он проглотил этот кусочек во время поста, пост не нарушается. Под малым количеством пищи следует понимать такое количество, которое человек легко проглатывает вместе со слюной, не прибегая к помощи языка и не прилагая никаких усилий, чтобы проглотить его.

В книге «Аль-Кяфи» сказано, что, если у человека на губе (т. е. за пределами ротовой полости) остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот и растворился там, при этом он не почувствовал никакого вкуса во рту, это не влияет на действительность поста.

Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине?
Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Существует несколько категорий таких людей:

1. Женщина, у которой закончился хайд (месячные) или нифас (послеродовое очищение) после рассвета в день поста. Она должна провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день после Рамадана.

2. Путник, который не соблюдал пост в пути, но до окончания дня поста прибыл на место, где собирается остаться на 15 дней и более, либо вернулся домой, тоже должен провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день поста после Рамадана.

3. Больной, который выздоровел до окончания дня, должен остаток дня поститься, а также восполнить день поста. Но если больной человек отказался от права не соблюдать пост и, выразив намерение в положенное время, постился и выздоровел до конца дня, его пост засчитывается как пост в Рамадан. И восполнять этот день не нужно. То же касается путника, который соблюдал пост в пути и до конца дня поста перестал быть путником.

4. Человек, который стал совершеннолетним в день поста, должен с момента наступления совершеннолетия соблюдать пост оставшуюся часть дня.

5. Если неверующий принял Ислам в месяце Рамадан, он должен остаток дня провести в посте вместе с остальными мусульманами. При этом на неверующем, который принял Ислам, и на ребёнке, который стал совершеннолетним, не лежит обязанность восполнения этого дня поста.

6. Сумасшедший, который обрёл рассудок в день поста после времени «дахватуль-кубра», должен остаток дня поститься, хотя на нём лежит обязанность также восполнить этот день. Если он обрёл рассудок до «дахватуль-кубра» и успел выразить намерение на пост, его пост действителен и не требует восполнения.

К макруху (порицаемому) во время поста относятся семь вещей:

1. Пробовать пищу на вкус (даже во время поста нафль). Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой (это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда), пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.

2. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае жевать её является харамом. Данное правило относится как к мужчинам, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку - мустахаб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.

3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится семя. То же относится к «мубашаратуль-фахиша» (соприкосновение половых органов мужчины и женщины без совокупления).

4. Покусывать губу жены (при этом подразумевается, что её слюна не попадает в рот мужу, иначе это действие нарушает пост).

5. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны за раз.

6. Выполнение тяжёлой работы, если у человека есть уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост.

7. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден совершить ифтар.

К макруху не относятся следующие семь действий:

1. Поцелуи и «мубашаратуль-фахиша», если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. На это положение указывает довод в виде хадиса, в котором Айша, говорит, что Посланник Аллаха e совершал подобные действия во время поста (хадис приводят имам Бухари и имам Муслим).

2. Нанесение жира или масла на усы.

3. Нанесение сурьмы на ресницы.

4. Хиджама (кровопускание) при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар.

5. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня. В шафиитском мазхабе использование сивака во время поста после наступления обеденного намаза является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу использование сивака является сунной в любом случае. Доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха e сказал: «Одно из лучших качеств постящегося - это использование сивака» (хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни), а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха e использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня (хадис приводит имам Ахмад). Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой.

6. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения.

7. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха e во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.

Желательные (мустахаб) действия во время поста

Сухур и ифтар. Посланник Аллаха e сказал: «Совершайте сухур, воистину в сухуре заключён для вас баракат» (хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим).

Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается. Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста (пост предполагает определённую тяжесть для человека).

Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника e: вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы» (приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки).

Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды.

В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха e сказал: «В сухуре содержится баракат, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».

Ситуации, в которых дозволено прервать пост

В некоторых случаях для человека дозволено, а иногда даже обязательно, прервать пост. Выделяют несколько причин, по которым человек может не поститься: болезнь; путешествие; принуждение; беременность; кормление грудью; голод; жажда; старость.

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь в противном случае затянется.

Если человек точно знает, что его болезнь протекает по определённому циклу, например в начале каждого месяца у него начинается сильная лихорадка, ему дозволено прервать пост в начале месяца, не дожидаясь, пока болезнь проявит себя (то же относится к женщине, которая, основываясь на своём опыте и знании об особенностях своего менструального цикла, почти на 100 % уверена, что у неё в начале месяца начнётся хайд). Если болезнь человека не проявится в обычное для неё время (например, окажется, что он выздоровел), согласно самому верному мнению в мазхабе, на нём, помимо восполнения поста, не будет лежать обязанность совершить каффару за то, что он нарушил пост (то же относится к женщине, у которой не начался хайд в обычное для этого время).

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развился понос, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка. В хадисе сказано: «Поистине, Всевышний Аллах создал послабление для путника, который может оставить пост и сократить молитву, а также послабление для беременной и кормящей женщины, которой дозволено не держать пост» (приводят имам Мухаммад, имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Как определить истинность опасений за своё здоровье

При определении, насколько оправданным является страх болезни или смерти, необходимо обратить внимание на два фактора:

1. Опыт . Имеется в виду ситуация, когда человек ранее уже наблюдал, что в результате воздержания от еды и питья его здоровье значительно ухудшилось, болезнь усугубилась /затянулась или возникла опасность, что он умрёт.

2. Диагноз врача . Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил врач. В книге «Аль-Бурхан» говорится, что врач, который проводит медицинский осмотр, должен быть мусульманином, а также должен быть врачом-профессионалом и обладать качеством «адаля». Однако имам аль-Камаль высказал мнение, что наличие качества «адаля» в данном случае необязательно. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост.
Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару.

Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. п. При этом ставится условием, чтобы голод или жажда не были вызваны человеком сознательно (например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде). Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару.

Путник имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра. На этот счёт Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Тот, кто болен, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Они должны восстановить дни поста, которые пропустили, в другом месяце» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Если путник может поститься в пути и это не навредит ему, лучше не прерывать пост, так как в Коране Всевышний Аллах сказал: «Но если вы будете поститься - это лучше для вас». Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом. То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, - человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату.

В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан (например, он болен или находится в пути), и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос - обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью (накормит бедняков) за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит. Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет. Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост (то есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана, когда мог восполнять пост), и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. д.

Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься. Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился - фидья выплачивается за весь месяц. Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф (да будет милостив к ним Всевышний Аллах). Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день - день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его. Фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа.

Если у человека накопились долги по посту, например, десять дней, желательно восполнить эти дни поста сразу же, как только появится возможность, не откладывая на потом, а также поститься все 10 дней подряд. Однако это не является условием действительности восполнения поста - дозволено восполнять пост постепенно в течение какого-то периода времени.

Если человек не успел восполнить пропущенные дни поста и уже начался новый месяц Рамадан, он должен отложить свои долги и начать совершать обязательный пост, а оставшиеся дни за прошлый год восполнить уже после окончания Рамадана этого года. Если человек во время Рамадана выразил намерение на пост када (восполнение поста), его пост будет засчитан как обязательный пост в Рамадан при условии, что этот человек здоров и не является путником. Если путник во время Рамадана выразит намерение на восполнения поста за прошлый Рамадан, его пост будет засчитан в соответствии с намерением. А относительно поста больного в данном случае среди шейхов существует разногласие. Платить фидью за то, что отложил восполнение обязательного поста на потом, человек не обязан.

Выплата фидьи

Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка (при этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился), либо отдавать бедняку каждый день половину са (примерно 4 кг) пшеницы. Кроме того, дозволено вместо продуктов отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор: выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.

Если состояние старого человека улучшилось, и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.

Если человек дал обет поститься постоянно (например, каждый день), а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.

Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.

Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, - отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае если у человека нет возможности накормить бедняков (или вид каффары, который он должен совершить, в принципе не предполагает такой альтернативы, как кормление бедняков), он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Материал подготовил преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы

В священный для всех мусульман месяц Рамазан, каждый верующий соблюдает Уразу — пост продолжительностью 30 д. по лунному календарю. В отличие от христианского, мусульманский пост не налагает ограничений на количество и состав пиши. Запрет ложится на время приема пиши, а именно, есть не разрешается с восхода солнца и до его заката. Как и любой пост, Ураза – это не диета, в первую очередь, это возможность очистить и оздоровить душу, путем отказа от дурных мыслей и поступков. Но и очищению организма в культуре ислама уделяется большое внимание. Как правильно держать Уразу женщине и не нанести вреда организму вынужденным голоданием?

Зачем держать Уразу в месяц Рамадан?

Уразу в Рамадан держат, прежде всего, для отпущения грехов, это возможность для правоверного мусульманина искупить грехи, сотворенные им со дня окончания предыдущего поста. Двадцать девять или тридцать дней девятого месяца по лунному календарю – это Рамадан, месяц строго поста. Верующему не разрешается принимать не только пищу, но даже воду в дневное время суток, так же обязательным является совершение добрых дел, ими могут быть:

  • Покаяние.
  • Чтение Корана.
  • Проявление щедрости и милосердия.
  • Усердие в поклонении.

В этом месяце особое внимание уделяется молитвам, их количество увеличивается. Если мусульманин нашел причины, чтобы не совершать намазы (молитвы), то он может легко вернуться к этой практике с началом месяца Рамазан. За пару часов до рассвета, верующий произносит намерение, в котором обязуется сегодня соблюдать Уразу, после чего совершается обязательный намаз, и только после этого можно приступать к приему пищи. Если мусульманин находится в регионе, где день значительно длиннее ночи, то он сам, либо его община могут самостоятельно принять норму усредненного времени, чтобы не усложнять соблюдение поста.

Не забывайте совершать добрые дела

Как держать Уразу женщине?

В Уразу мусульманам, как мужчинам, так и женщинам, запрещено иметь интимную связь в светлое время суток. Запрещены даже поцелуи, если они ведут к проглатыванию слюны. Истинно верующие пары полностью отказываются от интимной жизни на протяжении всего тридцатидневного поста. Наказанием за половой акт служит продление поста еще на 60 суток, или оказание помощи 60 нуждающимся.

Традиционно после заката солнца правоверные с соседями и своей семье собираются вместе, чтобы помолиться и отведать еду, приготовленную женщинами в дневное время. К процессу приготовления допускаются только женщины, и им разрешено пробовать пищу при готовке, сильный пол такой возможности лишен.

Женщина в Уразу должна оказывать помощь нуждающимся

Как правильно принимать пищу?

Продолжительность дня и ночи в месяц Рамадан меняется день ото дня. Поэтому первые дни поста, когда световой день значительно больше ночи, соблюдать особенно тяжело. Отвечая на вопрос «Как правильно держать Уразу женщине без вреда для здоровья?», имамы и диетологи советуют сосредоточить утренний рацион на продуктах богатых клетчаткой, а это:

  • Цельные зерна.
  • Рыба.
  • Рисовые отруби.
  • Греча.
  • Бобовые.
  • Орехи.
  • Фрукты.
  • Семена.
  • Овощи, в основном, зеленые.

Питание в Рамадан должно быть максимально простым без изысков, не стоит перегружать рацион сложными блюдами. Пост — это, прежде всего, ограничение во внешних удовольствиях и развлечениях отказ от излишеств, все это справедливо и для пищи. Рацион, не содержащий сложных жареных блюд, множество специй и острых соусов, проще усваивается организмом, а это немало важно в условиях ежедневного многочасового голодания. Особенно стоит избегать злоупотребления лука, чеснока, острого перца, тмина и горчицы, эти продукты способствуют повышения уровня соляной кислоты, что вредно для голодающего организма. На ужин необходимо стараться употреблять блюда с низким содержанием калорий и не перебарщивать с мясом.

Правила мусульманского поста запрещают употребление воды днем, поэтому потребность в жидкости нужно обязательно удовлетворить ночью. Для этого потребуется выпить не меньше двух литров жидкости. Вода не должна быть газированной, предпочтительней, чтобы это был травяной чай или минералку.

Пост предполагает ограничение во внешних удовольствиях и отказ от излишеств

Молитва

В культуре ислама особое место уделяется молитве, в Рамадан число ежедневных намаз увеличивается. После традиционного ночного Иша приходит время, обязательной для всех правоверных держащих Уразу, намаза Таравих, который длится до первых лучей солнца. Молиться в одиночестве можно только в том случае, если верующий находится далеко от мечети или в окружении лиц другого вероисповедания. Восхвалять Аллаха и пророка Мухаммеда принято коллективной молитвой.

Чего запрещается делать?

У мусульман, держащих Уразу, есть строгие и не очень строгие запреты. Нарушив строгий запрет, правоверный должен будет понести наказание в виде замены дня, в который был нарушен запрет, на 60 дней строгого поста, без права его прерывать. Такое строгое наказание понесут те, кто в Рамадан преднамеренно будет принимать пищу, вступать в половую связи или вызывать рвоту. Это правило распространяется так же на применение лекарств, микстур, уколов.

За нарушение не строгих запретов, тоже предусмотрено наказание, но менее серьезное. Одно нарушение будет стоить мусульманину один дополнительный день поста. Эту ношу необходимо будет понести за следующие проступки:

  • Употребление пищи по забывчивости.
  • Непреднамеренная рвота.
  • Сглатывание того, что нельзя отнести ни к пище, ни к лекарствам.
  • Прикосновения к супругу, поцелуи в светлое время суток или ночью, если они не привели к соитию.

Любой день до наступления нового Рамадан подходит для возмещения платы за нарушение запрета.

Посвятите свое время молитве

В каком возрасте постятся девушки?

Девушка может не придерживаться поста до своего пятнадцатилетия. Существуют несколько причин, по которым верующая мусульманка в праве начать держать Уразу до наступления этого возраста. Первая – это, конечно же, желание самой девочки. Вторая, ранняя менструация, половозрелые девушки до 15 лет могут держать Уразу.

Многие ученые и медики разделились во мнениях, споря на счет пользы и вреда голодания, но все-таки большинство занимают позицию положительных эффектов этого процесса.

Так как во время постепенного отказа от пищи организм избавляется от всех излишеств, которые успели накопиться. Это и соли, и вредные желчные кислоты, и избытки жиров и другие вещества, отрицательно сказывающиеся на нормальном функционирование организма.

Соблюдая законы Уразы, люди испокон веков вылечивались от многих хронических и острых заболеваний, укрепляли свой иммунитет и защитные механизмы.

Новичку, прежде всего, следует помнить, что Рамадан – это не месяц диеты, а тридцать дней отказа от излишеств путем усмирения своих плотских желаний, а так же возможность посвятить себя Аллаху и прославлять имя пророка Мухаммеда. Есть несколько очевидных и простых правил, дающих представление о том, как правильно держать Уразу женщине и мужчине, если они правоверные мусульмане. Отказ от приема пищи и жидкости, от интимной близости в светлое время суток. Помощь и милосердие к нуждающимся. Это примеры богоугодного поведения, приводящие к отпущению грехов.

На вечерний прием пищи принято приглашать мусульманина, который отлично знает Коран и может интересно рассказывать священные истории и повести о деяниях святых. Во время трапезы так же допустимы разговоры на житейские темы.

Соблюдая законы Уразы, вы вернете себе спокойствие и духовное равновесие

Можно ли держать Уразу беременным и кормящим женщинам?

Мусульманка, носящая под сердцем своего ребенка или мать, кормящая новорожденного, в праве сама решать придерживаться ей Уразы или нет. Это решения необходимо принимает, учитывая состояния здоровья матери и ребенка, а так же вероятность потенциального вреда для каждого из них.

Верующая во время менструации не соблюдает Уразу, таков закон. Менструация в исламе, как и в христианстве, считается нечистой вещью, поэтому нарушает соблюдение Уразы.

Женщина сама вправе решать следует ли ей возмещать пропущенные дни поста, после того, как причины, мешавшие этому, перестанут существовать.

Ураза без полного омовения

Ритуальная чистота необходима женщине только для молитвы. Если в силу обстоятельств полное омовение не было совершено до начала Уразы, это не может помешать женщине соблюдать пост. Даже в тех случаях, когда накануне первого дня Рамадан между супругами была интимная связь, или менструация закончилась в ночь перед Уразой.

Когда идут месячные

Следуя канонам Ислама, в менструальный период женщина должна отказаться от соблюдения Уразы. Нет необходимости голодать и совершать Намазы. Это особенности отнюдь не послабления, а напротив наказание женщине за ее телесную нечистоту. Совершать священный ритуал Намаз правоверная мусульманка должна только при условии соблюдения ритуальной чистоты. Нельзя прославлять Аллаха, будучи нечистой. Пропущенные дни Рамадана должны быть восстановлены по окончании женского цикла. Пропущенные молитвы не восполняются.

Ритуальная и телесная чистота — залог правильного соблюдения Уразы

Как поститься в жару?

Зачастую так получается, что месяц Рамадан выпадает на жаркую погоду, когда отказ от воды может отрицательно сказаться на самочувствии людей. Ведь в Уразу мусульманам запрещено не только пить, но и просто набирать воду в рот, чтобы ополоснуть его. Считается, что ни единая капля не должна попасть в желудок человека.

По закону Ислама для тех, чье здоровье может оказаться под угрозой в знойные дни действует послабления.

Как поститься больным?

Если женщина-мусульманка болеет, а ее болезнь может усилиться при голодовке (например, сахарный диабет), то в таких случаях женщина имеет право принимать пищу через день. Цель Уразы не голодовка, а совершенствование своего духа и тела.

Нельзя переедать, особенно в день великого Ураза Байрам. В рацион пищи мусульманок могут входить – свежие фрукты, орехи, некоторые овощи.

Видео: Как держат Уразу в первый раз

Самый первый раз держать Уразу женщине всех сложнее, ведь ей заранее, до того как наступит Рамадан, нужно подготовить себя, и самое главное думать, что ее ждет величайший праздник.

За соблюдение всех правил поста человек будет награжден умножением сделанных добрых дел. При выходе за рамки закона Уразы, не имея крайней необходимости, женщина обязана отдать некоторое количество денег бедняку и голодать.

У последователи ислама сейчас священный месяц Рамадан, в который каждый верующий придерживается поста. Они живут по лунному календарю, а значит каждый год период духовного очищения начинается в разное время, но непременно на 9 месяц в году. В 2018 году Рамадан начался 15 мая, а закончится 14 июня. Все это время мусульманам запрещено принимать пищу и воду в световой день. И только после захода Солнца начинается привычный образ жизни: семья приступает к трапезе.

Священный месяц создан для духовного и телесного очищения. Рамадан чтят как память о том, что пророку Мухамеду именно в этот период явились первые строки Корана. Считается, что в этот период открыты врата Рая и закрыты двери в ад и даже шайтаны сидят на цепи. Целый месяц те, кто чтят исламские традиции молятся больше обычного и придерживаются строгого поста.

Но за день до наступления Рамадана, нужно подготовиться. Осуществить полное омовение тела и озвучить свое намерение поститься. Потом произнести специальную молитву и на следующее утро забыть о еде в дневное время. Главное делать добрые дела, давать милостыню нуждающимся и кормить голодных.

Сторонники ислама утверждают, что пост помогает осуществлять контроль мусульманам над эмоциями. Так они освобождаются от всего негативного: гнева, зависти, соблазнов. Основной задачей праведных является приближение к Аллаху. Пост способствует этому как нельзя лучше, усмиряя душу и плоть.

Во сколько можно кушать сегодня в пост: кому разрешено не воздерживаться

Есть некоторые исключения для определенных категорий людей, которые по объективным причинам не могут придерживаться традиций. Речь идет о беременных и кормящих женщинах, детях не достигших совершеннолетия, больных и пожилых людях. Им разрешено не соблюдать пост, иначе есть риск ухудшения состояния их здоровья.

Если в силу обстоятельств приходится отступить от поста на несколько дней, то после окончания Рамадана важно компенсировать эти дни, столько же дней следуя воздержанию от пищи и воды днем. Другой вариант - накормить голодного. При этом на ту сумму, которую человек обычно тратит на продукты для себя на один день. За каждый день отступления от поста - один голодный должен.

Таким образом мусульмане в Рамадан едят от заката до рассвета, а днем молятся и на первый взгляд ведут привычный образ жизни. Ночные часы становятся маленьким праздником в такой сложный и ответственный период жизни, как пост. На весь период священного месяца нужно отказаться от вредных привычек и днем ни в коем случае не вести интимную жизнь. Это одно из самых тяжких нарушений.

Существуют два следующих предписания (то есть обязанности) – это намерение и воздержание :

  1. Намерение (нийят).

Его место в сердце того, кто решил соблюдать Пост. Ему необязательно говорить о своем намерении вслух. Необходимо сделать намерение ночью, то есть в период времени от полного захода солнца и до начала рассвета дня Поста, в любое время этого периода. Для каждого дня Рамадана нужно сделать отдельное намерение сердцем с ночи до рассвета, а также, если он выполняет долг за нарушенный им Пост. Например, если даже человек, соблюдавший Пост, после захода солнца сделал намерение соблюдать Пост следующего дня Рамадана до того, как разговеться, а затем не повторил своего намерения, этого достаточно для соблюдения Поста .

В намерении необходимо определить какой Пост решил соблюдать, например, это соблюдение Поста Рамадана или Пост-наз р , или Пост-искупление (даже если при этом не определил причину искупления). По маз hабу имама Аш-Шафи‘ий одного намерения в начале месяца на целый месяц недостаточно.

Исламские теологи сказали, что наиболее полным намерением для соблюдения Поста в месяце Рамадан является следующее:

«نَوَيْتُ صَوْمَ غَدٍ عَنْ أَدَاءِ فَرْضِ رَمَضَانِ هَذِهِ السَّنَةِ إِيمَاناً وَاحْتِسَابًا للهِ تَعَالَى»

Это означает: «Я намерился соблюдать Пост завтрашнего дня Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаhа » .

Принятие пищи и питья, сон, а также половые отношения после того, как человек сделал намерение, не нарушают его, если все это происходило до начала рассвета.

Кто проспал ночь, не сделав намерения, и проснулся только после начала рассвета, тот обязан отказаться от всего, что нарушает Пост, но этот день остается ему долгом.

Для соблюдения необязательного Поста, то есть Сунны, не обязательно, чтобы намерение было ночью до наступления рассвета, поэтому, если человек проснулся после начала рассвета и ничего не ел и не пил, он может сделать намерение соблюдать Пост-Сунну этого дня до времени зенита, такой Пост будет правильным.

  1. Отказ от всего, что нарушает Пост.

Обязательно воздержаться от:

Если человек, забыв, что он соблюдает Пост, пил воду или ел, даже в больших количествах, то его Пост не нарушается.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

«مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ»

Это означает: «Тот кто, забыв о том, что он соблюдает Пост, ел или пил, пусть продолжит свой Пост. Воистину, Аллаh даровал ему еду и питье».

Передал имам Аль-Бухарий.

  1. Вызывания рвоты у себя при помощи пальца или какого-либо предмета, даже если при этом ничего не попало обратно внутрь. Это нарушает его Пост.

Если же рвота произошла непроизвольно, и при этом человек не проглотил ничего из рвоты, его Пост не нарушается. Однако он обязан очистить рот от нечистой слюны до того, как глотать её.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

«مَنْ ذَرَعَهُ القَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ وَمَنِ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ»

Это означает: «У кого во время Поста была рвота не по его воле, то его Пост не нарушается и за ним нет долга, а тот, кто сам вызвал у себя рвоту, обязан исполнить долг» .

Передал имам Аль-Х аким и другие.

  1. Совершение полового акта, даже если не было семяизвержения, а также мастурбация, если было семяизвержение, или семяизвержение произошло из-за непосредственного прикосновения – это нарушает Пост. В случае, если семяизвержение произошло вследствие наблюдения (в том числе за чем-либо запретным), а также в результате мысленного самовозбуждения, Пост не нарушается.

А также каждый мусульманин обязан как в месяце Рамадан, так и в другое время сохранять свою Веру от всего того, что её нарушает, то есть от вероотступления, которое делится на три вида:

1) в словах : например, если кто-то ругает Бога, К ур`ан, Ислам ;

2) в убеждениях : например, если кто-то думает, что Бог – это тело, дух, свет ;

3) в поступках : например, бросить книгу К ур`ан в грязь или совершить саджда идолу .

Отступление от Ислама (вероотступление) нарушает Пост, так как Вера для постящегося является условием правильности Поста.

Если у человека, соблюдавшего Пост, произошло что-либо, нарушающее его Веру, то его Пост нарушен. Он обязан немедленно вернуться в Ислам, произнеся Исламские свидетельства , а также он обязан отказаться от всего, что нарушает Пост, до конца дня. Он обязан возместить этот день Поста сразу после окончания Рамадана и Праздника Разговения.

Пост нарушается при потере рассудка (сумасшествии) даже на мгновение, а также при потере сознания на целый день (т.е. от рассвета и до захода солнца). А если постящийся потерял сознание не на весь день, то его Пост не нарушается.

Пост того, кто сделал намерение его соблюдать, а затем уснул до рассвета и проснулся после захода солнца, принимается, и он не совершает грех.

_____________________________________

По маз hабу имама Абу Х анифы намерение для Поста месяца Рамадан можно сделать до полудня, если до этого не сделал ничего нарушающего Пост (полдень по Шари‘ату – это время между рассветом и заходом, незадолго до наступления зенита).

Торжественный религиозный обет.

Надеясь на вознаграждение, прося вознаграждение от Аллаhа.

Согласно маз hабу имама Малика

Полное ритуальное омовение.

Например, голову, живот и т.п.

Является неверием ругать или оскорблять все, что возвеличено в Исламе, как Намаз, Пост, Аз ан и тому подобное.

Является неверием приписывать Аллаhу качества созданных, например, приписывать Аллаhу местонахождение, направление, движение, и другие недостатки.

Земной поклон.

А также человеку с намерением поклонения ему.

Слова: «Нет божества, кроме Аллаhа, Мух аммад – Посланник Аллаhа».

Вам может понравится

Что такое Пост

Кто такой достоверный свидетель-мусульманин, увидевший начало месяца Поста

Когда начинается и заканчивается Пост месяца Рамадан

НЕЛЬЗЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛО МЕСЯЦА РАМАДАН МЕТОДОМ РАСЧЁТА

Кто обязан и кто не обязан держать Пост месяца Рамадан

При каких условиях и кому разрешено не держать Пост месяца Рамадан

Как выполняется намерение для соблюдения Поста месяца Рамадан

Что нарушает Пост месяца Рамадан

В какие дни запрещено держать Пост

Что делать тому, кто нарушил Пост месяца Рамадан без рухса (разрешения)

К сожалению, в наше время среди мусульман распространены некоторые неверные мнения относительно месяца Рамад ан. В этой статье будет дано опровержение некоторых из этих мнений.

Они не имеют подтверждений в К ур`ане или изречениях Пророка Мух аммада, мир Ему.

Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ан-Нах ль», Аят 116), что означает: «Не говорите, ложно измышляя от себя, это разрешено, а это запрещено».

  1. Некоторые неверно утверждают, что ночью после совершения намерения о соблюдении Поста запрещено кушать.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что пить, кушать, иметь половые отношения разрешается ночью, после намерения о соблюдении Поста.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у человека, который проспал весь день.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Пост того, кто сделал намерение соблюдать Пост, уснул до рассвета и проснулся после захода солнца, принимается, и он не совершает грех. А, что касается совершения Намаза, то если человек не проснулся или его не разбудили, то он совершает его в качестве долга и также не совершает грех. Пророк Мух «Не отвечает за свои действия: спящий, пока не проснется».

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя (нежелательно) жениться в месяц Рамад ан.

Опровержение: Исламские ученые сказали, что разрешено жениться в месяц Рамад ан и это не является нежелательным (макруhом). Разрешено посвататься и прочитать никях. А, что касается половых отношений в дневное время, то это нарушает Пост, а сознательное нарушение обязательного Поста является грехом. Половые отношения супругов после захода солнца разрешены. Если же человек боится, что не сможет удержаться от половых отношений днем, то может перенести свадьбу на более позднее время.

  1. Некоторые неверно утверждают, что заключение бракосочетание между праздниками х арам или нежелательно.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что тот, кто утверждает подобное противоречит Шари‘ату так как передал имам Муслим, что ‘Аиша сказала, женился на мне Пророк Мух аммад, мир Ему в Шауу аль (следующий месяц после Рамадана) и наша свадебная ночь тоже была в Шауу аль.

  1. Некоторые неверно утверждают, что начало и конец месяца Рамад ана можно узнать путем расчетов у астрологов.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что месяц начинается с появления молодой луны. За этим нужно вести визуальное наблюдение. Если не удастся увидеть молодой месяц, то месяц Ша‘бан считаем 30 днем.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что означает: «Держите Пост, когда увидите молодой месяц (Рамад ан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан тридцатым днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шауу аль» .

Передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

Также Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил, что означает: «Мы община, которая не занимается расчетами дней месяца. Месяц будет так или так то есть 29 дней или 30».

  1. Некоторые неверно утверждают, что злословие нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что злословие в адрес мусульманина без сомнения грех, но злословие не нарушает Пост. Сказал имам Ах мад ибн Х анбаль: «Если бы злословие нарушало Пост, то тогда не был бы принят наш Пост» то есть многие люди, даже соблюдая Пост, злословят.

  1. Некоторые неверно утверждают, что Закят оплачивается только в месяц Рамад ан.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Закят необходимо выплачивать за имущество, которое будет в распоряжении человека в течение лунного года. Например, если имущество было в течение года от Рамад ана до Рамад ана, то в Рамад ан, если от Шауу аля то в Шауу аль и т.д. Если человек опаздывает с оплатой Закята по истечении срока без религиозного оправдания, то совершает грех.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у тех, кто не совершает Намаз.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что принимается Пост у постящегося мусульманина, пока не нарушил свой Пост (принятием пищи, питья, совершением полового акта, отступлением от Веры). Мусульманин, который соблюдает Пост и не соблюдает Намаз, совершает каждый день 5 больших грехов из-за того, что не совершает Молитву, но его Пост действителен.

  1. Некоторые неверно утверждают, что если человек нюхает цветы, то его Пост нарушается.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если нюхать цветы, благовония и любые запахи, это не нарушает Пост, так как ничего имеющего объем не попадает вовнутрь через открытые отверстия в теле.

  1. Некоторые неправильно поступают, делая сах ур (принимая пищу и питье) в первую половину ночи.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что время сах ур наступает во второй половине ночи. Поэтому тот, кто хочет получить благословение от этого времени сах ур необходимо сделать в это время. Можно выпить хотя бы глоток воды.

  1. Некоторые неверно утверждают, что проглатывание слюны нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что проглатывание чистой слюны из полости рта, не нарушает Пост. А кто полагает, что проглатывание чистой слюны (ни с чем не смешанной) нарушает Пост, попадает в неверие (куфр) . Потому что в этом мнении, не соответствующем религии, есть осложнения для мусульман. Поэтому некоторые несведущие люди постоянно плюются, боясь проглотить свою чистую слюну.

  1. Некоторые неверно утверждают, что удаление зубов нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что удаление зубов не нарушает Пост, если человек сознательно не проглатывает кровь, даже если малое количество. А кто проглотил кровь случайно, то это не нарушает Пост.

  1. Некоторые поступают неправильно, прекращая Пост, основываясь на календаре.

Опровержение : Исламские теологи сказали, что время «аль-фаджр» (время начала Поста) имеет свои признаки, а время захода солнца (время окончания Поста) свои. Если человек руководствуется на Аз ане, то нужно руководствоваться Аз аном богобоязненного человека. Поэтому, кто хочет соблюдать религиозные обязанности правильно должен удостовериться во времени, чтобы его не терзали сомнения.

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя поститься джунубу.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если человек был в состоянии джунуб в течение месяца Рамад ан и при этом держал Пост, то его Пост принимается, но совершил много больших грехов, потому что он не совершал Намазы-Фард . ‘Аиша – жена Пророка Мух аммада, мир Ему, рассказывала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб, после совершения полового акта с женой, Он купался и держал Пост (Аль-Бухарий).

  1. Некоторые неверно утверждают, что пять действий нарушают Пост: запретный взгляд, ложь, злословие, сплетни и поцелуй и говорят, что, якобы, это Х адис Пророка Мух аммада, мир Ему.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что эти слова не являются Х адис ом и являются ложью в адрес Пророка Мух аммада, мир Ему, но некоторые из этих действий аннулируют вознаграждение за Пост, например, сплетни – это передача разговоров с целью навредить мусульманам.

Имам Абу Дау д передал по достоверной цепочке от Анаса, да будет ему больше милости Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, пришел к Са‘д ибн ‘Убада, да будет ему больше милости Аллаhа. Пророку, мир Ему, принесли хлеб и оливковое масло, Он поел, а затем сказал:

«أَفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ وَأَكَلَ طَعَامَكُمُ الْأَبْرَارُ وَصَلَّتْ عَلَيْكُمُ الْمَلَائِكَةُ»

Это означает: «У вас завершили свой Пост постившиеся, пусть вашу пищу едят благочестивые люди и пусть Ангелы читают для вас Ду‘а!»

Имам Абу Дау д передал от Му‘аз а ибн Зуhра, что тот слышал, как Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил во время ифтара:

«اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَعَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ»

Это означает: «О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пищу, которую Ты даровал мне»

Абу Дау д передал от Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаhа, мир Ему, говорил завершив Пост на ифтаре:

«ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ»

Это означает: «Утолена жажда и тело наполнилось силой, и надеюсь на получение вознаграждения, если даст Аллаh».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«إِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ وَصُفِّدَتْ الشَّيَاطِينُ»

Это означает: «Когда приходит месяц Рамадан, открываются врата Рая и закрываются врата ада, а также главных шайтанов заковывают в цепи» .

Т альх а ибн ‘Убайдилляh, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророк Мух аммад, мир Ему, видел новолуние, то говорил:

«اللَّـهُمَّ أَهِلَّهُ عَلَيْنَا بِالأَمْنِ وَالإِيمَانِ وَالسَّلاَمَةِ وَالإِسْلامِ»

Это означает: «О, Аллаh! Пусть этот новый месяц будет для нас наполнен спокойствием, безопасностью, здоровьем, чтобы мы смогли сохранить и укрепить нашу Веру и чтобы лучше соблюдали требования нашей Религии».

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» (хорошую).

Имам Муслим передал от Абу К х аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘Арафат (9 З уль-Х иджа), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ وَالْبَاقِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за год прошлый и следующий».

Имам Муслим передал от Абу К атады, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророка Мух аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘А шу ра ’ (10 Мух аррам), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за прошлый год».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إيِمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ»

Это означает: «Тот, кто соблюдал Пост месяца Рамадан с Верой, искренне (с надеждой получить вознаграждение от Аллаhа) и правильно, тому прощаются прошлые грехи».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от ‘Аиши, да будет ей милость Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, делал и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан, и так Он поступал до самой смерти. После Его смерти Его жены также делали и‘тикяф.

‘Аиша, да будет ей милость Аллаhа, сказала, что обратилась к Пророку Мух аммаду, мир Ему: «О, Посланник Аллаhа! Если я пойму, что настала ночь Аль-К адр, что мне тогда читать?», на что Он ответил: «Скажи:

«اللَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي»

Это означает: «О, Аллаh! Воистину, Ты Прощающий и Милостивый, любишь прощать, даруй мне прощение!» .

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» и «с ах их » (хорошую и достоверную).

____________________________________

И‘тикяф для мужчин – это неотлучное нахождение в мечети с намерением ради Аллаhа, а для женщин и‘тикяф выполняется дома там, где выделено место для Намаза.

Статьи по теме: