Большая энциклопедия нефти и газа. Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся

Совершенствование методов обучения и воспитания,

использование новых образовательных технологий.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС НОО, определяют цели образования,

как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Цель моей педагогической деятельности - создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.

Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный

процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога.

Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь-учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:

Технология ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет).

Традиционные технические средства заменяю компьютерными, которые делают процесс обучения и воспитания наглядным, способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, повышают интерес учащихся. Например, к уроку русского языка в 3 классе по теме «Все падежи» (урок закрепления и систематизации знаний) подготовила презентацию, на которой дети увидели таблицу с падежами, вспомогательными словами, падежными вопросами, предлогами, текст с ошибками для фронтальной работы, задания по

группам. На уроках математики, русского языка, окружающего мира,литературного чтения использую электронные приложения к учебникам.

Технология индивидуального и группового обучения (работа в группах, парах, индивидуально)




Работа в группе Работа в парах Индивидуальная работа

Индивидуальную работу организую на всех этапах урока, начиная с этапа актуализации знаний и заканчивая рефлексией.

Работа в парах способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

Групповая работа способствует реализации технологии сотрудничества и развитию навыков совместной работы с учебным материалом.

Технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности)

Использую три варианта дифференцированного обучения:

    на основе предварительной диагностики характеристик личности;

    уровня овладения общеучебными умениями учащихся;

    внутриклассная дифференциация происходит в зависимости от познавательных интересов к изучению отдельных предметов.

Все задания можно объединить в две группы: первая - учитель дает задание каждому ученику, вторая - ученики сами выбирают предложенные учителем разноуровневые задания.

Во время выполнения задания обучающиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения.

Здоровьесберегающие технологии (классные часы о ЗОЖ, уроки здоровья, физкультминутки, динамические паузы, рефлексия)

Применяю зд оровьесберегающие технологии в следующих формах:

    гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение;

    формирование гигиенических навыков обучающихся;

    правильная осанка (поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от

характера выполняемой работы);

    физкультурные минутки на уроках (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук,

упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица)

    физические упражнения и подвижные игры на переменах;

    классные часы, беседы, пропагандирующие здоровый образ жизни;

    подвижные игры на открытом воздухе;

    каждый год принимаю участие с детьми в общешкольном Дне Здоровья;

    ежегодно принимаю участие в месячнике военно-спортивных мероприятий, приуроченный ко Дню Защитника Отечества (А ну-ка, мальчики);

    организую спортивные праздники для родителей и детей;

    при использовании ИКТ соблюдаю требования, прописанные в Санитарных правилах и нормах;

    согласно плану работы по охране труда и здоровья обучающихся провожу инструктажи по технике безопасности.

Технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами)

Провожу систематическую работу с родителями своих учащихся, большое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей.

Выступаю на классных собраниях с вопросами повышения мотивации и интереса

к изучению учащимися отдельных предметов, оказываю психолого-педагогическую поддержку учащихся в образовательном процессе, занимаюсь просветительской деятельностью и диагностической работой, выявляя проблемы обучения и др.

Привлекаю родителей к организации и проведению совместных праздников,

поездок, экскурсий, различных внеклассных мероприятий. Родители не только помогают

изготавливать декорации и костюмы к праздникам, но и участвуют в постановке, являются самыми активными зрителями.

Технология проблемного обучения (учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию на различных этапах урока, определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся).

Технология проектной деятельности (мини-проекты, учебные, творческие и социальные)

Мини-проект по окружающему миру.

Проект по русскому языку «Рассказ о слове» (презентация)

Игровые технологии (уроки и задания в игровой форме, деловые игры, подвижные игры)

Совершенствование методики преподавания и методов обучения.

Учитель математики ГБОУ

с углубленным изучением

математики №1360

Голованова Н.В.

.

Введение …………………………………………………..

2

II .

Формирование навыков самоконтроля ……………...

2

III .

Использование учебного оборудования при организации самостоятельной работы учащихся …..

8

IV .

Использование тестов …………………………………..

15

Список литературы ……………………………………..

19

I . Введение.

Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности учащихся.

Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а осуществление его – решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека.

Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность. Вот почему эти вопросы всегда были предметом пристального внимания учителей, методистов и ученых.

II . Формирование навыков самоконтроля.

Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, является самоконтроль, назначение которого заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Формирование навыков самоконтроля – процесс непрерывный, осуществляющийся под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.), и начинается он еще в младших классах. Остановимся на специфике формирования навыков самоконтроля при проведении в 5 классах математических диктантов, являющихся одной из форм организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках.

Математические диктанты желательно проводить после изучения соответствующего материала каждого пункта (параграфа) учебника. Их содержание записывается на магнитофон в двух вариантах соответственно мужским и женским голосами. Каждый ученик готовит двойной лист тетради и лист копировальной бумаги. При разработке содержания диктантов следует:

    исходить из заданий для проверки знания объяснительного текста изучаемого пункта (параграфа) учебника;

    включать задания, решения которых слабо усвоены, или задания на повторение;

    использовать задания, способствующие усвоению сущности приемов самоконтроля, применяемых при решении математических задач;

    все задания максимально приближать к содержанию изучаемого материала.

Естественно, что задания необходимо составлять с учетом особенностей подготовки каждого конкретного класса.

Регулярная проверка понимания содержания объяснительного текста учебника приучает школьников к систематической самостоятельной работе с книгой. Начать эту работу можно на уроке с постановки вопросов по изучаемому материалу. Так к пункту 6 «Сложение» («Математика 5») можно поставить следующие вопросы:

Сколько всего задач рассмотрено в данном пункте?

С помощью какого действия решались все задачи?

Какие величины складывались в процессе решения этих задач?

Какие фигуры рассматривались в данном пункте?

Если фигура разделена на части, то чему равна ее площадь?

Подобные вопросы затем включаются в содержание математических диктантов.

Разнообразие вопросов, включающих формулировки правил и законов; равенств, выражающих соответствующие законы; восстановление чертежей; написание отдельных слов и т.д. диктуются непосредственным содержанием изученного материала.

Тщательная систематизация и учет ошибок, допускаемых учащихся, позволяют бороться с пробелами в знаниях учащихся. Задания на повторение желательно составлять с учетом их важности и степени усвоения учащимися пройденного материала. Не следует избегать неоднократного использования в нескольких диктантах подряд заданий на отработку плохо усвоенного материала.

В задачах, направленных на усвоение сущности приемов самоконтроля, предполагается использование приемов, составляющих основу различных видов проверки, применяемых при решении математических задач. Такие задачи учителю большей частью приходится составлять самому, так как число задач с установкой на самоконтроль составляет менее 2% от общего числа заданий, имеющихся в учебниках. В процессе составления задач важно уметь упрощать задания, сохраняя их направленность на развития тех или иных учебных навыков, ибо на решение задач, включенных в содержание математического диктанта, отводится весьма короткий промежуток времени. Сравним два условия фактически одной и той же задачи:

а) через вершину угла СОК провести луч, не являющийся биссектрисой угла;

б) начертите угол СОК и проведите луч ОР, не являющийся биссектрисой угла.

Во втором случае описание условия

С задачи с применением символики

Р ставит перед учащимися дополни-

О тельные трудности, что приводит к

О К ошибке, показанной на рисунке.

При самостоятельном решении этой же задачи в первой формулировке подобной ошибки учащиеся, как правило, не допускают.

При составлении математического диктанта целесообразно использовать пять заданий – это дает возможность самостоятельной оценки диктантов: оценка за работу равна числу верно выполненных заданий.

Пример диктанта по теме «Упрощение выражений».

Вариант I

    С помощью букв а, b , с запишите равенство, выражающее сочетательный закон умножения.

    Запишите выражение xy . Чему равен коэффициент этого выражения?

    Упростите выражение 3 b 4 a и подчеркните его числовой коэффициент.

    Выполните удобным способом умножение: 125 23 8.

    Вычислите 8 11 + 8 29.

Вариант II

    С помощью букв a и b запишите равенство, выражающее переместительный закон умножения.

    Упростите выражение 2 x 3 y и подчеркните его коэффициент.

    Запишите выражение ab . Чему равен коэффициент этого выражения?

    Вычислите: 36 184 + 36 816.

    Выполните удобным способом умножение: 11 16 125.

Как только диктант закончится, дети по команде учителя вынимают копирку, после чего они лишаются возможности делать новые пометки, связанные с решением заданий, так как в зачет идут только записи имеющиеся на обоих листах, а второй лист является копией первого. С первого момента начинается важный этап формирования самостоятельной деятельности учащихся – непосредственное обучение их самопроверки. Опыт работы показывает, что здесь следует отдать предпочтение использовать такого приема самоконтроля, как сверка с образом. Образец может:

    подаваться в виде полного решения задачи;

    включать только промежуточные и конечный результаты, получаемые при решении задачи;

    состоять только из конечного результата.

Например, для задания №3 варианта I приведенного диктанта указанная последовательность такова: 3а 4 b = 3 4 а b = 12 ab .

В этих случаях ответы (образцы) к заданиям заготавливаются на переносной доске или любым другим способом, позволяющим сразу же по окончании диктанта представить их для пользования учащимися. На втором листе учащиеся исправляют ошибки, записывают решение невыполненного задания и т.д. (правка учащихся заметно отличается от записи решения заданий диктанта, так как оттиск на втором листе имеет специфическую окраску). В случае необходимости работа над ошибками может завершаться взаимооценкой либо самооценкой (оценку дети выставляют на втором листе). Двойные листы (не разрывая) сдаются учителю. За диктант могут выставлять две оценки -–учителя и ученика, но всякий раз вне поля зрения не может оказаться критическая деятельность каждого учащегося, так как учитель имеет в своем распоряжении вторые листы с коррективами учащихся.

При проведении диктантов учитель должен четко представлять себе результативность следующих видов работ:

    проверка диктантов только учителем;

    взаимопроверка работ соседями по парте;

    взаимопроверка работ соседями по варианту;

    самопроверка.

Наиболее высокий процент объективных оценок (оценок школьников, совпадающих с оценкой учителя) на начальном этапе обучения самоконтролю, как правило, бывает при взаимопроверке соседей по варианту. Самый низкий процент – соседей по парте, так как обмен работами в этом случае приводит к перемене варианта задания.

Итак, проведение математических диктантов по рассматриваемой методике дает возможность многоплановому развитию навыков самоконтроля учащихся в процессе их самостоятельной учебной деятельности: от побуждения к самоконтролю до его непосредственного формирования.

    Использование учебного оборудования при организации самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа является важным и обязательным этапом процесса усвоения знаний. Она играет роль своеобразного мостика, который должен пройти каждый ученик на пути от понимания учебного материала к овладению им.

Однако организация самостоятельной работы на уроке вызывает большие трудности. Здесь нельзя ограничиться фронтальными воздействиями: учителю необходимо дифференцировать работу учащихся, организовать управление ею, приблизить самостоятельную работу к реальной практической деятельности. Решение каждой из этих задач достигается с помощью учебного оборудования. Уже давно и прочно в практику школы вошли дидактические материалы, составленные по вариантам с различным уровнем трудности заданий.

Значительно труднее обеспечить управление самостоятельной работой учащихся. В этом плане дидактические материалы оказываются неэффективными. Помочь направить, не подсказывая, каждого ученика на правильный путь одному учителю трудно. Кардинальным решением проблемы управления самостоятельной работой учащихся можно в значительной мере поручить так называемым тетрадям с печатной основой (ТПО), содержащим задания с пропусками. При работе с ТПО облегчается управление классом со стороны учителя.

Некоторые виды работ с использованием ТПО.

Тематические и итоговые тестовые задания делятся на три вида в зависимости от целей проверки и формы их предъявления учащимся.

Первый вид тестовых заданий предполагает верное заполнение пропусков в утверждениях, формулировках определений и правил здесь же, в тексте. Эти задания в основном направлены на проверку степени овладения учащимися обязательным теоретическим учебным материалом и понимания смысла изученного на репродуктивном уровне в письменной или устной форме при самостоятельном изучении учебного материала (изучение и одновременное заполнение пропусков) с последующей проверкой учителем. Кроме того, этот вид тестовых заданий может быть использован учителем для проведения математического диктанта. Например:

    Сумму, в которой все слагаемые равны друг другу, записывают короче: вместо 42 + 42 + 42 + 42 пишут _______________.

    Выражение m n и значение этого выражения называют _____________ чисел m и n . Числа m и n называют ______________________________.

    Произведение двух чисел не изменяется при ______________ множителей. Это _________________ свойство умножения.

    Свойство умножения: a ( b c ) = ( a b ) c называют _______________.

    1 n = ______________.

    m 0 = ______________.

    Число, которое делят, называют ______________________.

    Число, на которое делят, называют ____________________.

    Результат деления называют _________________________.

    Ни одно число нельзя делить на ______________________.

    0: a = _________, если a не равно нулю.

    Если делимое – 25, делитель – 3, то неполное частное - __________ и остаток __________.

    Произведение n n называют __________ числа n и обозначают _____.

14 * . Если произведение двух чисел больше одного из них в 20 раз и больше другого в 5 раз, то произведение этих чисел равно ___________.

№ задания.

Баллы.

Второй вид тестовых заданий – на установление учащимися истинности или ложности сформулированного утверждения. Эти задания в основном направлены на проверку понимания изученного учебного материала на продуктивном уровне и могут быть использованы при первичном закреплении пройденного в письменной, устной или полуустной форме (с использованием тетради учащихся). При работе с этим видом тестовых заданий можно предложить школьникам отметить условным знаком (например, обвести кружочком) в тексте порядковый номер задания, утверждение в котором истинно. Например:

«Умножение и деление натуральных чисел»

    Сумму одинаковых слагаемых можно найти с помощью умножения.

    Деление обладает переместительным свойством.

    Равенство ( a + b ) c = a c + b c выражает распределительный закон умножения относительно сложения.

    Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное разделить на делитель.

    Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

    При делении с остатком остаток всегда меньше частного.

    Площадь квадрата со стороной а вычисляется по формуле S = a 2 .

    Если упростить выражение 7 y + y 2 y , то оно будет равно 6 y .

    Умножение и деление относятся к действиям первой ступени.

    При z = 15 сумма 3 z и 13 z равна 240.

    Если делимое и делитель умножить на одно и то же число, не равное нулю, то частное не изменится.

    Если периметр квадрата равен 60 см, то его площадь равна 225 см 2 .

13 * . Корнем уравнения 2 2 5 5 3 = 36 + 2 ( x + 1) + 64 является

число 101 .

№ задания.

Баллы.

Третий вид тестовых заданий предполагает выбор из трех предложенных ответов (А, Б, В) верного, который отмечается в тексте, например, обводится кружочком. Эти задания в основном направлены на проверку умений учащихся применять полученные знания на практике, и работать с ними можно в полуустной и письменной формах (с использованием тетради учащихся). Например:

«Умножение и деление натуральных чисел»

    Составьте выражение по данному условию: разность чисел 275 и 25 разделить на квадрат числа 5.

Ответы: А) 275 – 25: 5 2 ;

Б) (275 – 25) : 5 2 ;

В) 275 – 25: 5 · 2.

2. Найдите значение выражения 13 · а + 13 · b , если a + b =13.

Ответы: А) 338; Б) 26; В) 169.

3. Неизвестное число разделили на 225, получили 15. Найдите это число.

Ответы: А) 15; Б) 3 375; В) 450.

4. Выберите из предложенных равенств равенство, соответствующее распределительному свойству умножения относительно вычитания.

Ответы: А) 23 · (m n ) = 23 · m 23 · n ;

Б) 24 – (17 – a ) = 7 + a ;

В) 18 · b – 6 · b = 12 · b .

5. Запишите формулу, по которой можно найти цену изделия (a ), если стоимость изделий обозначить буквой b , а их количество – буквой n .

Ответы : А ) a = b : n ; Б ) a = n : b ; В ) a = b · n .

6. Запишите в общем виде правило для равенства 0: 100 = 0.

Ответы: А) 0: a = a ;

Б) 0: a = 0, если a не равно нулю;

В) 0: a = 0.

7. Найдите произведение наименьшего трехзначного числа и десяти.

Ответы: А) 9 990; Б) 10; В) 1 000.

8 * . Решите уравнение: ((422 – x ) : 12) · 4 = 24.

Ответы: А) 414; Б) 350; В) 430.

№ задания.

Баллы.

Существенной особенностью предлагаемых видов тестовых заданий является наличие в каждом из них неидентичных вариантов, что дает возможность использовать данный материал повторно и усиливает индивидуализацию обучения. Тесты содержат как материал, позволяющий проверить базовый уровень, так и нестандартные задания для более подготовленных учащихся (отмечены звездочкой). Такая форма подачи учебного материала позволяет реализовать дифференцированный подход при обучении школьников.

Важным обстоятельством является время, отводимое на выполнение теста, которое учитель устанавливает по своему усмотрению с учетом уровня математической подготовки класса. Однако не следует занижать темп работы учащихся.

После каждого варианта теста дана таблица баллов, присвоенных каждому заданию, из расчета 18 баллов за всю работу, исключая нестандартные задания (за которые учащиеся получают дополнительную оценку). Примерная шкала балловой оценки работ учащихся такова:

12-14 баллов – «удовлетворительно»;

15-17 баллов – «хорошо»;

18 баллов – «отлично».

Следует отметить, что тест как форма проверки результатов обучения используется только в сочетании с традиционными контрольными и самостоятельными работами.

Аналогичные задания учитель может подготовить на пленки. Например, задания с пропусками. Учащиеся заполняют пропуски фломастерами, после чего учитель выборочно показывает с помощью графопроектора некоторые работы и обсуждает их с классом.

Составление заданий с пропусками должно осуществляться с учетом двух требований:

    пропуски не должны приводить к двусмысленности, неоднозначности в тексте и особенно в той его части, которая определяет условие задачи;

    пропускаются ключевые слова, правильное заполнение которых свидетельствует о понимании материала.

Эти материалы можно использовать при составлении таблиц.

Таблица 1 справочная. Она содержит материал, к которому ученики обращаются по мере необходимости. Обращение к таким таблицам не только способствует непроизвольному и прочному запоминанию, но и учит самостоятельному получению нужных сведений, работе со справочной информацией.

Чтобы повысить выразительность таблицы, следует использовать различные цвета, шрифты, рамки. Элементы таблицы, относящиеся к одной и той же порции материала, к одной и той же содержательно-методической идее, следует выдерживать в одном цвете. Наиболее полно и эффективно цвет работает в том случае, когда он фиксирует некоторую последовательность операций, тот или иной алгоритмический процесс. В самом деле, как на одной таблице показать, например, последовательность решения основной задачи на построение? Одно дело, когда на уроке, в ходе изложения материала учитель постепенно пополняет чертеж до получения результата. Другое дело, когда чертеж со всеми дополнительными построениями виден учащимся в справочной таблице сразу в готовом виде – усмотреть в нем последовательность построений затруднительно. Можно, конечно, попытаться выделить эту последовательность серией рисунков, каждый из которых полнее предыдущего, но в этом случае таблица становится слишком громоздкой.

Таблица 1.

ПОСТРОЕНИЯ

a

Треугольник

с данными b

сторонами

c

C

Угол

равный

данному

A

B

B

Биссектриса

Угла A

C

Перпендикулярная

прямая А О В Е

Деление

отрезка А В

пополам

Шаги: 1 ; 2 ; 3 ; 4 .

Различие в структуре линий можно заменить различием в цвете.

При рассмотрении задач на построение учитель сначала показывает порядок построения на классной доске, а затем поясняет суть структуры линий, цветового кода. В дальнейшем ученики пользуются таблицей самостоятельно: она может оставаться вывешенной достаточно долго, например вплоть до IX класса (при проведении контрольных работ, содержащих задачи на построение, таблица снимается).

Для того чтобы самостоятельную работу приблизить к практической деятельности, полезно проводить лабораторные работы. Их можно дифференцировать как по содержанию, так и по методам выполнения – от простейших задач практического характера на непосредственное применение знаний до серьезных исследовательских работ, связанных с конструированием и математическим моделированием.

    Использование тестов.

Планируемые результаты обучения математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме курса, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной индивидуальной работы.

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым критериям. Это позволит определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями, но может применять их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

Задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе. За нижнюю границу успешности выполнения задания на оценку «3» может быть принято 70 % правильных ответов на обязательные вопросы. Этот критерий основан на том, что до уровня усвоения примерно 30 % общего объема знаний и умений учебная деятельность учащегося находится в стадии формирования. Если учащиеся овладели более чем 70 % объема знаний и умений, то в дальнейшем они могут успешно пополнять знания и развивать умения и со временем достигнуть планируемого уровня обучения.

Оценка «4» должна ставиться при успешном выполнении всей обязательной части задания. Оценка «5» ставится при успешном выполнении всей обязательной части задания и правильных ответах хотя бы на часть вопросов, требующих проявления самостоятельности, способности применять знания в новой ситуации.

Для облегчения проверки результатов выполнения заданий с выбором ответа учащиеся должны делать записи в стандартной форме. Это может быть полоска бумаги, на которой нанесен ряд чисел, означающих номера вопросов, под которыми учащиеся записывают код выбранного ответа:

При проверке эталонную полоску с кодом правильных ответов следует расположить рядом с проверяемой, сравнить.

Тесты позволяют оценить успешность обучения группы учащихся на основе поэтапного анализа знаний. Для проведения такого анализа целесообразно составить таблицу, отмечая правильные ответы на вопрос знаком «+», а ошибочные ответы знаком «–».

Контрольные вопросы

учащегося

Всего правильных

Процент «правиль-

Анализ результатов, представленных в таблице, позволяет по каждому вопросу определить процент учащихся класса, давших правильный ответ. Если доля правильных ответов превышает 75 %, то можно считать, что данный элемент знаний (умений) усвоен и в дальнейшем не нуждается в отработке со всеми учащимися.

При более низких результатах по отдельным вопросам задания необходимо провести работу со всем классом, анализируя характерные ошибки.

Приведенная таблица дает информацию об усвоении темы каждым учащимся, выявляет характерные ошибки. Это позволяет учителю дать необходимую консультацию каждому ученику. Кроме того, каждый ученик имеет возможность четко представить себе объем обязательных требований по каждой теме, объективно оценить свои успехи.

Составленные с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и итогового контроля знаний и умений учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих знаний.

* * *

По всем рассмотренным вопросам методические рекомендации должны способствовать усилению внимания к одному из самых важных аспектов учебного процесса – самостоятельной деятельности учащихся.

Список литературы:

1. Манвелов С.Г. Развитие самостоятельности учащихся через

формирование навыков самоконтроля. М.,

Просвещение, 1988.

2. Нодельман В.С. Использование учебного оборудования при

организации самостоятельной работы учащихся. М.,

Просвещение, 1988.

3. Жиркова С.А. Использование тестов при самостоятельной работе

учащихся. М., Просвещение, 1988.

4. Короткова Л.М., Савинцева Н.В. Математика: Тесты: Рабочая тетрадь.

5 класс. М., Рольф, Айрис-пресс, 1998.

Cтраница 1


Совершенствование методики преподавания на современном этапе требует широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс. Значительный интерес в этом направлении представляет разработка программного обеспечения технологии проведения лабораторного практикума по курсу железобетонные конструкции при подготовке высококвалифицированных инженеров-строителей 21 века. Компьютеризация лабораторного практикума имеет ряд несомненных и очевидных преимуществ, связанных, во-первых, с возможностью динамического моделирования процессов измерений, во-вторых, с возможностями использования компьютерных разработок лабораторных работ в режиме тренинга и совмещения процесса обучения и тестирования. Информационно-компьютерная система лабораторного практикума представляет значительный интерес для внедрения на заочной и дистанционной формах обучения с учетом неограниченных возможностей по многовариантности заданий и фронтальности проведения лабораторных работ в виртуальном режиме. Программа лабораторного практикума прошла апробацию на четвертом курсе специальности 2903 Промышленное и гражданское строительство. Студент выбирает нужную лабораторную работу и запускает се на выполнение. На экране монитора с помощью компьютерной графики изображаются образцы для испытаний, лабораторная установка, выводится таблица данных, фиксируемых в работе. Программа позволяет изучить работу в динамике, автоматически заносит регистрируемые данные в таблицу, проводит необходимые расчеты и строит графики. Лабораторный практикум может проводиться как на отдельных индивидуальных ЭВМ, так и в компьютерном классе, рассчитанном на академическую группу. Можно выделить следующие особенности компьютерного лабораторного практикума: а) каждый, студент выполняет свою работу индивидуально, что значительно повышает понимание исследуемых процессов; б) в случае неудачного проведения работы за весьма короткий промежуток времени можно повторить выполнение как всей работы, так и отдельных ее этапов; в) при выполнении работы на компьютере отсутствует так называемый эффект страха перед реальной лабораторной установкой; г) значительно снижается риск травмирования; д) компьютерный вариант работы позволяет детально обсудить особенности экспериментальной установки; е) многовариантность работы позволяет моделировать эксперимент в условиях, недоступных в реальной обстановке.  

Без непрерывного развития науки и совершенствования методики преподавания и самостоятельная работа студентов быстро выдохнется, превратится в некий шаблон, в стандарт, а это, как известно, злейший враг воспитания и образования молодежи. Огромнейшую роль в развитии самообразование и самостоятельности студентов, в расширении их кругозора, научных и общекультурных интересов играет книга, умение ее - найти и своевременно прочитать.  

На заседаниях совещания-семинара заслушано 24 доклада, посвященных совершенствованию методики преподавания теоретической механики в университетах и технических вузах, организации и проведению НИРС и УИРС на кафедрах теоретической механики, использованию в учебном процессе технических средств обучения, организации машинного и безмашинного контроля знаний студентов, а также повышению квалификации преподавателей и работе общегородских межвузовских семинаров преподавателей теоретической механики.  

Одной из мер повышения качества подготовки специалистов со средним специальным образованием является совершенствование методики преподавания.  

Третье издание (2 - е - 1987 г.) дополнено рекомендациями по самообразованию и совершенствованию методики преподавания.  

К сожалению, этот преподаватель успел забыть давно проходившееся им дифференциальное исчисление и неодобрительно отнесся к нашей первой попытке совершенствования методики преподавания.  

Пленум поручает новому составу президиума Совета, руководствуясь решениями XXIV съезда КПСС, разработать перспективный план деятельности Совета и его секций на ближайшее пятилетие, в котором предусмотреть мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение качества обучения студентов по курсу теоретической механики, повышение научного и идейного уровня читаемых курсов, совершенствование методики преподавания и широкий обмен опытом этой работы, развитие научно-исследовательских работ по проблемам методики преподавания, дальнейшее повышение качества учебников, учебных и наглядных пособий, повышение квалификации преподавательского состава, улучшение воспитательной работы со студентами.  

Научно-методическая работа кафедры предусматривает развитие педагогики высшей школы с учетом работы конкретного вуза. Многие положения дидактики высшей школы требуют дальнейшего научного углубления и развития, и чем шире на кафедрах ставятся проблемы педагогики высшей школы, тем эффективнее претворяются в практике учебного процесса результаты методических исследований, тем быстрее идет совершенствование методики преподавания.  

Здесь кроется основной резерв повышения эффективности обучения и качества подготовки специалистов. В современной высшей школе учебный процесс все в большей мере приобретает характер самостоятельного труда студентов, организуемого и управляемого преподавателем на основе новейших методов и средств обучения. Наряду с совершенствованием методики преподавания важнейшими задачами вузов является планирование, рациональная организация и контроль за самостоятельной работой студентов. Пути совершенствования управления самостоятельной работы студентов конкретизированы в прилагаемой схеме.  

Частью общей культуры являются культура умственного труда, способность работать с разньши видами текстовой информации, умение учиться. Между тем исследования показывают, что скорость чтения научно-популярных текстов у преподавателей профтехучилищ примерно соответствует нормам чтения для старших классов средней школы. В работе с книгой преобладает репродуктивная ориентация: чтение рассчитано на простое воспроизведение материала, не анализируется степень усвоения прочитанного, его содержательная связь с потребностями совершенствования методики преподавания дисциплин.  

Значительный интерес представляют соображения В, А. Здесь автор рассматривает модельное изучение как средство развития творческих способностей и научного осмысливания практики, как путь оценки качества учебных программ, форм обучения, совершенствования контроля знаний, совершенствования методики преподавания, как средство согласования различных компонентов системы учебного процесса. Большое значение придает автор роли методов моделирования для создания науки о педагогике высшей школы.  

Правильное и оправданное применение ТСО ведет к повышению эффективности обучения, в противном случае - к формальному их задействованию. Кафедра не может допускать использование технических средств обучения в тех случаях, когда это не диктуется методической целесообразностью, а применяется как атрибут современного уровня обучения. Важной задачей является определение критериев оценки эффективности применения ТСО. Последнее возможно на основе обобщения результатов научно-исследовательской работы кафедр по совершенствованию методики преподавания.  

Например, сравнительные данные экзаменационных сессий показывают, что в зимнюю сессию 1973 / 74 учебного года было получено на 253 неудовлетворительные оценки меньше, чем в зимнюю сессию 1968 / 69 учебного года. Заслуживает особого внимания тенденция заметного уменьшения доли неудовлетворительных оценок по таким трудным для усвоения дисциплинам, как высшая математика, физика, химия, теоретическая механика и другим. Конечно, приведенные данные не могут быть охарактеризованы только как результат внедренной системы аттестации. В этом процессе находит отражение действие всех форм совершенствования методики преподавания и организации учебного процесса, новой среди которых является рассматриваемая система активизации самостоятельной работы студентов с помощью систематических проверок.  

Страницы:      1

«Воспитание детей» - Я не храбр. Лень и дети. Родительское собрание по теме «Отцы и дети. Как сформировать волю? Ребёнок должен на деле почувствовать силу авторитета родителей и педагогов. Что делать? Умение беречь время – важная черта организованного человека. По отношению к упрямым, избалованным детям рекомендуется строгость и твердость.

«Метод проектов в литературе» - Ведущая идея. Команды не соревнуются. Методика работы команд. Продукт. Портфолио. Результат проектной деятельности. Что дает применение таких уроков? Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Проектная Личность деятельность. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

«Активные методы обучения» - Признаки методов активного обучения Проблемность. Активные методы обучения: игровое моделирование. Индивидуализация. Активные методы обучения: обучение с помощью специальных средств. Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Активные методы обучения: обучение на практических примерах и ситуациях.

«Интерактивные методы обучения» - Решает три главные задачи: Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно): Учебно-познавательная задача (нр.: узнать, определить…) Коммуникативно-развивающая (нр.: развитие учебных умений) Социально-ориентированная. Карусель Кластер Паучок. Интерактивные методы обучения.

«Метод проектов в обучении» - Подготовка. Предложенный Дж. Границы и трудности использования метода проектов. Заключительный этап. Конструкторский этап. Оценка результатов и процесса. Планирование. Исследование. Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: Характер педагогической деятельности в методе проектов.

«Методы воспитания» - Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. Доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: Классификация методов воспитания И.Г. Щукиной построена на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование

Морщакина Т.Н.

Рославль

Введение

Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями

задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно

приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной

действительности проблемы и искать пути рационального их решения,

используя современные технологии;

Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть

применены в окружающей их действительности;

Грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в

различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в

различных ситуациях;

Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта,

культурного уровня.

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.

«Скажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я пойму»

Конфуций

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов

обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.

Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения

современного качества образования, воспитания информационно-компетентной

личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.

Работать преподавателем я пришла имея за плечами двадцатилетний багаж производственной работы: инженером – механиком и руководящим работником. Первый этап своей трудовой деятельности в должности преподавателя- освоение и применение традиционных технологий.

Второй этап совпал с межаттестационным периодом.(2012-2016гг.)

На протяжении межаттестационного периода изучены и реализованы следующие инновационные технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения

Реализуемая цель:

Организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной

ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.

Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения заключается:

В правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации,

При изучении конкретной темы учебных занятий - сравнение и анализ результативности

полученных знаний, умений и навыков;

Поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности

обучающихся.

Результатами использования мною технологии являются:

Активная самостоятельная деятельность обучающихся;

Повышение интереса к избранной профессии;

Раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.

Инфомационно-коммуникационные технологии

Цель:

- активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического

обучения;

Внеурочных мероприятиях;

Обогащение содержания изучаемых предметов.

Результаты:

- развитие различных видов мышления; -углубление межпредметных связей;

Расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;

Обогащение содержания изучаемого материала.

.

Цель: Способствование формированию психически устойчивой, физически развитой,

нравственной личности обучающегося.

Результаты:

- сохранение здоровья обучающихся;

Повышение качества образовательного процесса:

Удовлетворение личностных потребностей обучающихся в образовании;

Усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.

Укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении

грамотно заботиться о своем здоровье.

Построение урока с учетом работоспособности обучающихся;

Благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.

Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

Воспитательные технологии -реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

Диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

Целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

Мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

Развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса к курсу);

следует добавить:

Обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

Корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Проектное обучение - развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Учатся пользоваться приобретѐнными знаниями для решения познавательных и

практических задач;

Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения

гипотез, обобщения);

Развивают системное мышление.

В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

    Игровые технологии;

    Проблемное обучение;

    Технология коммуникативного обучения.

Игровые технологии

Деловая игра- в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Деловая игра это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия

профессиональной деятельности, деловая игра выступает как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

Формируют устойчивую мотивацию учения;

Формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.

Результат:

Переход от игровой деятельности к учебной

Проектные методы обучения - в своей работе широко использует метод защиты курсовых проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.

Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам,предполагающим владение определенной суммой знаний и через

проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем,

умение практически применять полученные знания.

Формируются компетенции: учебно-позновательные, ценностно-смысловые.

Результат:

Усвоение способов организации целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Практикую работу с применением технология развития критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию спозиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы,принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышленияпосредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

Критическое мышление:

Способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми;

Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

Позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся:

Критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

Оценка (Где ошибка?)

Диагноз (В чѐм причина?)

Самоконтроль (Каковы недостатки?)

Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

Прогноз (Постройте прогноз).

Основные методические приемы развития критического мышления :

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

Также в начиная с прошлого учебного года внедряю в в практику метод кейс-

технологий.

Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивают у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, изменяют мотивацию к обучению.

Стараюсь реальный профессиональный случай перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.

Результат:

Эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

Развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;

Освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

Повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий :

Ориентированы на получение конкретного результата;

Цель урока с их использованием – приобретением знаний в процессе деятельности;

Индивидуализация процесса обучения;

Способствует социализации обучающихся в процессе обучения и после окончания колледжа;

Использует другие инновационные технологии;

Требует от преподавателя организации образовательного пространства урока;

Устанавливает качественно новые взаимоотношения преподавателя и обучающегося на уроке;

Способствует творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.

Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.

Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий

Название

Механизм реализации

Сущность

технологии

Технология проблемного обучения

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.

Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций.

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.

Технология модульного обучения

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки.

Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения.

Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе.

Технологии развивающего обучения

Всестороннее развитие личности и ее способностей.

Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Технология дифференцированного обучения

Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса.

Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения.

Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.

Информационные технологии обучения

Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения.

Активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др.

Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения.

Технология деловой игры

Обеспечениеличностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений.

Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность.

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний.

Проектная технология

стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

наличие проблемы требующей исследования,

организация и осуществления деятельности,

защита проекта

развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

здоровье- сберегающая технология

сохранение и повышение работоспособности, укрепления здоровья

поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна; физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки; динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке

активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

Осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

Целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

Использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;

Активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

Деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

кейс технологии

повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивает у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

вычленение проблемы из той информации, которая содержится в описании кейса и решению ее.

усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Таблица 2. Результаты использования современных образовательных технологий

технология

уровень использования

дисциплина, МДК,ПМ

результат использования технологий

Личностно-ориентированное обучение

Методические приёмы. Отдельные компоненты

все дисциплина, МДК

Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности.

Здоровьесберегающие технологии

Отдельные компоненты

Компоненты технологии используются на всех все дисциплина, МДК

Уменьшение пропусков

по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся.

Исследовательские методы обучения

Методические приёмы

ПМ.01, ПМ02специальность 110809 «Механизация сельского хозяйства»

МДК.01.01 «Устройство автомобиля»

Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения; подготовка и защита ВКР

Информационно-коммуникационные технологии

Отдельные компоненты

Компоненты технологии используются на всех изучаемых дисциплинах и МДК,ПМ.

Создание и грамотное

оформление творческих работ.

Обновление дидактического материала,

Работа в веб-сайтах,

Тестирование при входном контроле,

Подготовка презентаций, -использование электронных учебников,

Участие в сообществах по интересам,

Повышения эффективности своей профессиональной деятельности,

Принимать

участие в онлайн конференциях,

Преподаватели и собучающиеся могут постоянно работать и взаимодействовать друг с другом, в том числе непосредственно в ходе занятий и в виртуальном режиме.

кейс- технология

Методические приёмы

дисциплина, МДК,ПМ

совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию - возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Проектные методы обучения

Методические приёмы

При применении инновационных технологий встречаются проблемы, рассмотрим пути их решения :

    Возрастающая роль преподавателя - как непосредственного носителя знаний - не только профессиональных по предметной дисциплине, но и современных: в области педагогики, психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе у преподавателя формируется готовность к восприятию, оценке и реализации инновационных проектов в образовании.

Для решения этой проблемы мною

- пройдены курсы повышения квалификации по темам :

«Организация процесса профессионального обучения в современных профессиональных образовательных организациях»,

«Разработка основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов»,

«Психолого-педагогическое и учебно- методическое сопровождение образовательного процесса(для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций).

-изучена литература :

Столяренко Л.Д. «Основы психологии», «Хрестоматия по возрастной психологии» под редакцией Д.И. Фельдштейна, «Курс общей психологии», «Психологический смысл труда» автор Н.С.Пряжников, «Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях» - Н.И.Леонов и другие работы. Изучены методики: А. К. Марковой, А.И.Савенкова, Амтхауэра, Торренса, Хеллера,Дж. Холланда, Гилфорда, Дембо-Рубинштейн в модификации А.Прихожан, М. Лукьяновой и А.А. Реана.

Работаю над темами самообразования:

«Формы и методы повышения мотивации к обучению и создание условий для формирования учебной деятельности»,

«Использование ИКТ и совершенствование методики проблемного обучения для развития познавательной деятельности обучающихся»

    внесение изменений в цели, содержание, методы и технологии, форму организации урока.

Решение проблемы - в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся и их реализацию, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность новых дидактических и воспитательных программ. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, – основные цели инновационной деятельности.

    проблема изучения, обобщения и распространения современных педагогических технологий.

Решение: принимала активное участие в региональных педагогических научно-практических конференциях , посвящённых совершенствованию и модернизации современного образовательного процесса:

Научно-практическая конференция "Использование инновационных образовательных технологий в системе профессионального образования" -доклад на тему "Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО", 2014 год.

Научно-практическая конференция "Формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО" - доклад на тему "Технология проектирования экзамена (квалификационного) ", 2015 год.

Научно - практическая конференция " Непрерывное профессиональное образование в региональном контексте"

Международная научно- практическая конференция " Информационно - методическое сопровождение внедрения ФГОС опыт, проблемы, перспективы" и публикация статьи "Ресурсное обеспечение непрерывного профессионального образования"

Приняла участие в Московском международном салоне образования. - апрель 2016 года.

Принимаю активное участие в конкурсах сети «Портал педагога»:

Всероссийский конкурс «Развитие профессиональны педагогических концепций, Социокультурная практика»- 2 место;

«Основы компьютерной грамотности педагога как фактор повышения профессионального статуса. Высокий уровень»- второе место.

Разработка материала для классного часа «Дети Смоленщины на войне» заняла 2 место во всероссийском конкурсе «Лучший классный час»

4) внедрения достижений инновационных проектов в образование на практике.

Транслирование опыта через проведение открытых уроков, написание методических разработок, проведение открытых внеклассных мероприятий:

Открытые уроки:

- «Машины для внесения минеральных удобрений»;

- « Выбор посадок по предельным натягам с использованием таблиц допусков»

Урок- конференция на тему «Зерноуборочные машины. Современные тенденции в комбайностроении».

- «Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»

Открытое внеклассное мероприятие, посвященное дню автомобилиста.

Курсовое и дипломное проектирование выходит за рамки отдельно взятого профессионального модуля и носят исследовательский характер с переходом на практическую направленность.

Разработка рабочих программ по профессиональным модулям, пакетов контрольно оценочных средств.

Результаты использования инновационных технологий:

Повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;

Обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи;

Качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;

Усиление мотивации на успешную учебную деятельность;

Повышения умения адекватно оценивать себя:

Развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;

Развитие исследовательских способностей;

Развитие умения мыслить адекватно;

Развитие «чувства локтя», коммуникабельности.

IV - этап работы 2017-2019г.

1. Внедрить в свою работу бинарные уроки- нетрадиционную

форму занятия.

2. Продолжить мониторинг интеллектуального развития.

3.Шире внедрят в учебный процесс возможности ИТК технологий.

4.Углубить уровень использования проектной технологии.

5. Продолжить реализовывать технология портфолио.

6. Продолжать использовать здоровьесберегающие технологии.

Заключение

Использование в педагогической деятельности различных образовательных

технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением

эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат

образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих

кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Литература.

    Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько – М.,1989. – С.126

    Выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс] – URL: 2002.kremlin.ru events/284.html

    Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.

    Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

    Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К,Селевко. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.

Статьи по теме: