Бездетный брак. Как Церковь относится к бездетным бракам? Считается ли наказание бога если нет детей

Протоиерей Сергей Филимонов


Духовные причины бесплодия



Во время совершения таинства венчания иерей испрашивает у Господа для новобрачных о еже податися им чадом к продолжению рода . Однако, как показывает жизнь, дети рождаются не во всех семьях. Кто-то сознательно откладывает этот счастливый момент, кого-то подводит здоровье. Но бывает и так, что при отсутствии у обоих супругов объективных признаков бесплодия, зачатие не происходит по причинам духовного характера.




ЧТО ТАКОЕ БЕСПЛОДИЕ


Бесплодие - это неспособность женщины детородного возра-ста к зачатию, а мужчины - к оплодотворению. По данным Все-мирной Организации Здравоохранения, бесплодие в современ-ном мире - проблема каждой пятой супружеской пары. В 40% случаев «виноватой» стороной оказывается женщина, еще в 45%-мужчина, остальные 15% приходятся на случаи «несовместимо-сти» супругов.


Бесплодие не является самостоятельным заболеванием. Это, скорее, следствие тех или иных отклонений в развитии организма или перенесенных болезней: врожденное недораз-витие или пороки развития половых органов наследственно-го или приобретенного характера, острые и хронические за-болевания половой сферы (в том числе венерические), заболевания других органов и систем. Часто к бесплодию приводят нарушения обменных процессов в организме (след-ствием чего могут являться ожирение, диабет и др.), гормо-нальные нарушения, голодание, недоедание, витаминная не-достаточность. Многим парам, обращающимся за помощью к врачам, удается помочь — на сегодняшний лень существуют различные программы лечения бесплодия, среди которых есть как консервативные (медикаментозные), так и хирурги-ческие методы.


Однако помимо физических причин супружеского беспло-дия, существуют и причины духовные. О них и пойдет речь.


НАКАЗАНИЕ


ЗА ГРЕХОВНУЮ ЖИЗНЬ


Причин духовного характера, препятствующих рождению ребенка, может быть много. Постараюсь перечислить основ-ные. Старец Паисий Святогорец в IV томе своих трудов, на-зываемом «Семейная жизнь», отвечает на некоторые вопро-сы, связанные с бесплодием и трудностями , возникающими с рождением детей. На вопрос, почему у тех или иных жен-щин развивается бесплодие, старец Паисий отвечает следую-щим образом:


«Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тог-да, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отно-шению к ним действуют духовные законы. Некоторые приве-редливые девушки начинают выбирать женихов: "Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу". Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому "нет", и он хочет покон-чить жизнь самоубийством. Э-э, ну какую семью создаст та-кая девушка? А есть женщины, которые бесплодны потому, что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых - в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу хи-микатов и гормонов».


По поводу девушек, ведущих беспорядочную половую жизнь, можно заметить, что для них существует не только ду-ховная, но и медицинская предпосылка к возникновению бес-плодия. При греховно-блудном образе жизни у женщин (да и у мужчин) очень велика вероятность развития различных ин-фекций, которые могут привести к хроническим заболевани-ям половой сферы и повлечь за собой неспособность к дето-рождению. Духовная составляющая заключается в том, что Господь может попустить девушке или юноше за их желание «нагуляться» в молодости (то есть, называя веши своими име-нами, максимально удовлетворить свою похоть) наказание и не подать детей за такую развратную жизнь.


НЕГОТОВНОСТЬ ДОВЕРИТЬСЯ БОГУ


Следующая причина, которую отмечает старец Паисий: «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духов-ной колее.


Иногда Бог сознательно медлит и не лает какой-то супруже-ской паре детей. Поглядите: ведь и святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарии и его супруге Елизавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.


Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?..


Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм, Бог не исполняет их желания... Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны ска-зать: "Боже мой, Ты печешься о нашем благе, да будет воля Твоя (Мф. 6, 10)". В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим да будет во-ля Твоя и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и го-ворим да будет воля Твоя , одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?»


ЭГОИЗМ РОДИТЕЛЕЙ


Причиной бесплодия может быть также эгоизм родите-лей , когда молодая семья оттягивает рождение ребенка , рас-суждая примерно так: «Дети - это огромная забота. Сначала нам надо доучиться, встать на ноги, заработать на квартиру, построить дачу, купить машину, а уж потом и заведем ребен-ка». Заметьте: не «Бог даст ребенка», а именно «заведем», как будто ребенок - это кошка или собака. Когда Господь ви-дит такое отношение к Своему благословению на деторожде-ние, пренебрежение к заповеди «Плодитесь и размножай-тесь», то по прошествии некоторого срока, когда у семьи уже есть все - и квартира, и дача, и машина, и работа - Он не подает детей. И кроме кошек и собак такая семья «завес-ти» уже никого не может. Хотя с медицинской стороны пре-пятствий для деторождения нет.


ПРОМЫСЛ БОЖИЙ О СЕМЬЕ


Старец Паисий выделяет еще две возможные причины бес-плодия: «Многим людям Бог не дает детей для того, чтобы воз-любив детей всего мира как своих собственных, эти люди помог-ли их духовному возрождению». Старец Паисий приводит следующий пример: «Один человек не имел детей, но, когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему идти на работу. Ви-дите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца а он помогал им духовно. Суды Божии - это бездна».


«А в других случаях Бог не дает супругам детей, чтобы пристроить какую-нибудь сирот-ку ». Старей Паисий рассказывает об одном своем знакомом христианине - адвокате, чело-веке духовной жизни. Однажды старей остано-вился у него на денек погостить и познакомил-ся с его благочестивой супругой, помогающей многим бедным детям. Она пожаловалась на то, что Господь не дает ей детей, на что старей Паисий ответил с укором: «У тебя, сестра, бо-лее пятисот детей. И ты еше жалуешься? Хрис-тос видел твое благое произволение. И Он воз-даст тебе за него. Сейчас, помогая духовному возрождению стольких детей, ты являешься ма-терью лучшей, чем многие другие. Ты оставля-ешь позади всех многодетных матерей! И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают свое будущее в вечной жизни».


Поэтому бывает так, что Господь не подает семье детей не как наказание, а проявляет та-ким образом Свой особый Промысл, чтобы че-рез этих людей получил помощь какой-нибудь несчастный ребенок, оставленный своими ро-дителями.


Я знаю некоторые семьи, в которых проис-ходило следующее. Как только супруги прояв-ляли желание усыновить сироту из детского дома, женщина и сама зачинала ребенка. В се-мье таким образом появлялось сразу двое де-тей - один усыновленный и второй, посланный Господом, разрешившим чрево прежде бес-плодной женщины. Когда врачи обследовали таких женщин, они не находили у них патоло-гии, препятствующей деторождению. Но воля Господа была такова, чтобы в этих семьях вос-питывали не только своего ребенка, но и при-емного.


РОДОВЫЕ ГРЕХИ И ПРОКЛЯТИЯ


Существуют и другие причины беспло-дия. К ним можно отнести так называемые родовые проклятия — когда мать или отец проклинают своих детей. Иногда, когда дети докучают своим родителям, те вместо своего родительского благословения посылают де-тям укоры, которые могут «сработать» как проклятия. Например, когда мать говорит своим дочерям: «Чтоб вам пусто было» или посылает их к нечистой силе. Когда такие родители раскаиваются затем в своих про-клятиях, жизнь их детей устраивается и Гос-подь подает им детей.


Существуют также «родовые» грехи про-тив Бога и против ближнего , когда Господь наказывает бесплодием за грехи, совершен-ные против Него. Например, если кто-то ру-шил храмы, снимал кресты, резал иконы, сме-ялся над церковью, Господь может посылать бесплодие в семьи потомков глумителей до тех пор, пока они не осознают этого греха и не покаются за родителей. Известен случай, когда священник после революции отрекся от своего сана и так и умер без покаяния. В сле-дующих поколениях в его семье рождались одни девочки, а мальчики, если и появлялись на свет, вскоре умирали, не дожив до взрос-лого возраста. В 1 930-е годы в колхозах, ра-бочих коллективах и институтах детей за-ставляли принародно отрекаться от своих родителей. Такого рода грехи против Бога (осквернение церквей, богохульства, отрече-ние от родителей) нередко сказываются на последующих поколениях.


Иногда люди совершают и грехи против ближнего - выкапывают могильные плиты и строят из них свои лома, делают аборты или совершают другие кощунственные поступки, а потом их дети или внуки становятся бесплод-ными.


«ПОРЧА» И «СГЛАЗ»


Конечно, «порча», «сглаз» - это не цер-ковные понятия. Но иногда люди используют такую терминологию - в большинстве случа-ев, пол этим следует понимать зависть. На-пример, «сглаз» может случиться, если одна женщина зло завидует другой - красивой, ма-териально благополучной, вышедшей замуж и счастливой в браке. И в силу подобной чер-ной зависти может получиться так, что у женщины будет все, но забеременеть она не смо-жет. Или если женщина-мать насмехается над соседкой, лишенной счастья материнст-ва, Господь может лишить насмешницу ре-бенка или «затворить» ее чрево так, что она больше никогда не сможет иметь детей по своей гордости и превозношению над страдальцами.


ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ


Бесплодие может быть послано и как испы-тание веры человека. В материалах Юбилейно-го Архиерейского собора РПЦ 2000 года и в святоотеческом учении указывается, что бес-плодие может рассматриваться как крест, ко-торый возлагает Господь на супружескую па-ру. «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. На-ряду с плодом чрева на пользу супругам испра-шиваются дары непреходящей взаимной люб-ви, целомудрия, единомыслия душ и телес . Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а те-рапевтические и хирургические методы лече-ниябесплодиянепомогают супругам,им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов ». Такое бесчадие - крест, в котором супружеская пара должна проявить терпение, смирение, упова-ние на волю Божию.


Однако бывает, что Господь по прошест-вии многих лет все же дарует супругам дитя. Яркими примерами здесь служат праведные Авраам и Сарра, которые около 90 лет молились о рождении ребенка, Захария и Елизавета, Богоотцы Иоаким и Анна. Их дети, рожденные после стольких молитв, терпения, упования на Бога, были благословенны.


Испытание веры может быть важным мо-ментом для супружеской пары. Такая семья проявляет свою верность Богу, если не роп-щет на Него, а благодарит за посылаемую скорбь. Подобное испытание веры в какой-то момент может закончиться, и женщина, бес-плодная в течение многих лет, родит еще много детей.


ЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО ОСВЯЩЕНИЯ БРАКА


Очень важным для решения проблемы бес-плодия является церковное освящение брака. В молитвах на освящение церковного брака есть такие слова, в которых призывается бла-гословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна:


Иже за неизреченный Твой дар и многую благость, пришедый в Кану Галилейскую, и та-мошний брак благословивый: да явиши, яко Твоя воля есть законное супружество, и иже из него чадотворение...


Помяни Госполи Боже наш раба Твоего, (имярек), и рабу Твою, (имярек), и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес. Возвыси я яко кедры ливан-ские, яко лозу благорозгную . Даруй им семя класяно, да всякое смодовольство имуще, изо-билуют на всякое дело благое, и Тебе благоуголное: и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждение масличная окрест трапезы их.


Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не дает возможности женщине стать матерью до тех пор, пока супружеский союз не будет освя-щен благодатью церковного брака. Также из-вестны случаи, когда женщины, которым был поставлен диагноз «бесплодие», прожившие много лет со своими мужьями в официально зарегистрированных, но невенчанных бра-ках, зачинали уже через несколько дней по-сле венчания.


ГОСПОДИ, НЕ КАК Я ХОЧУ, НО КАК ТЫ!


Можно рассмотреть еще несколько при-чин бесплодия. Когда Господь видит, что воз-можный в семье ребенок будет очень болен или будет инвалидом, Он попускает, чтобы этот младенец не родился. Из церковных па-териков известны случаи, когда матери под угрозой потери ребенка горячо и усердно мо-лились Богу, Господь открывал им через тех или иных святых, что их молитва неугодна, потому что этот ребенок родится злодеем, убийцей, святотатцем. Если же матери не от-ступали, желая во что бы то ни стало выпол-нить свою волю, удовлетворить свой материнский эгоизм, Господь попускал рождение та-ких детей, которые потом становились поругателями семьи.


Хорошо известен случай с декабристом Ры-леевым, которого мама вымолила, когда он в пятилетнем возрасте умирал от дифтерии. Господь затем показал ей, что сын выздорове-ет, но закончит свою жизнь на виселице. Так впоследствии все и произошло. Мать потом ка-ялась, но было уже поздно, Господь уже отве-тил на ее молитвы. Поэтому очень важна мо-литва: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь».


ЛЮБОВЬ - ОСНОВА ПОЛНОЦЕННОЙ СЕМЬИ


Господь может не давать детей по неготов-ности, незрелости мужа и жены к воспитанию ребенка , по безответственности или злобности одного из супругов, или из-за возможности взаимных измен. Например, если в семье по-стоянные ссоры и скандалы, муж и жена эгоис-тичны, не готовы жертвовать собой ради ре-бенка, не готовы о нем заботиться, отдать ему свою любовь, Господь, провидя это, задерживает рождение ребенка на несколько лет, пока супружеская пара не созреет, пока в семье все не устоится, пока муж с женой не придут к со-гласию. Ребенок должен рождаться в любви. Если же с самого начала своей жизни он будет испытывать злобу родителей друг к другу и по отношению к себе, то кем вырастет этот ребе-нок, что будет с его душой, что он впитает в се-бя от таких родителей?


Известны также бездетные пары, в кото-рых жены ходили ко многим врачам и обива-ли пороги медицинских центров, а мужья при этом унижали их, оскорбляли и укоряли не-возможностью деторождения. Женщины эти шли на всякого рода медицинские процеду-ры, однако ничего не помогало. В последст-вии такие мужья изменяли своим женам, ухо-дили в другие семьи. А женщины, бывшие бесплодными, выходили замуж за других мужчин и благополучно рождали детей. Бес-плодие их оказывалось мнимым. Господь, провидя, что муж с женой не готовы к сохра-нению супружеского союза, иногда попуска-ет, что ребенок в такой семье не рождается, потому что он уже с малого возраста обре-чен остаться сиротой.

Для большинства семей рождение ребёнка - это желанное счастье, но, к сожалению, не всегда возможное. И, невзирая на медицинские показания, многие склонны считать бездетность еще и чем-то вроде наказания от Бога.

«Народ Божий»

Для людей ветхозаветных времён, как и вообще для древних племен, «многочадие» было величайшим благословением. Населить земли, максимально умножив свой род, было главной задачей в те времена, когда смерть от войн и болезней забирала детей ещё в младенчестве.

Потому многие праведники Ветхого завета имели по несколько жён – верный Богу израильский народ был обязан продолжить род и населить землю. К тому же, он всю ветхозаветную историю ожидал рождения Мессии, и потому, бесплодные супруги воспринимались как отверженные Богом изгои общества, не причастные грядущей «славе Израиля».

Такими «изгоями» были будущие родители Богородицы, Иоаким и Анна, и родители Иоанна Крестителя – Захария и Елизавета. Они были праведниками, но долгое время не имели детей, о чём сокрушались и долго молились, обещая посвятить своих детей Богу. Однако, парадокс промыслительной Божьей любви проявился в том, что именно у них, по логике иудейского общества, отверженных «неплодных» супругов, родились величайшие личности новозаветной истории.

В Новом завете люди получили «новое рождение» - «в Духе и истине». Обетование исполнилось, Христос изменил сам тип отношений Бога с человеком. Евангелие стало распространяться по миру, умножая таким образом «народ Божий» - уже не в национально-родовом смысле, а в духовном.

Бездетность для христиан перестала быть клеймом, ибо продолжение своего рода на земле перестало быть главной целью «нового человека». Теперь он был призван к вечности, и смыслом жизни для него стало стяжание любви и благодати.

Не наказание, а Промысел

В христианстве брак, прежде всего, союз двух любящих друг друга и Бога людей. И конечно, общий ребёнок – это чудо и величайшее выражение этой любви. Испытать это ощущение хочется многим, и часто невозможность стать родителем приводит людей в отчаяние.

Наверное, в этот момент очень важно вспомнить, что существует такое понятие как Промысел Божий. Очень часто лишь оглядываясь назад мы способны понять, что на самом деле хотел от нас Господь, от чего Он нас уберёг, а что подарил, вопреки ожиданиям.

Бывает, что события жизни, казавшиеся человеку непреодолимыми трудностями и незаслуженным наказанием, оборачиваются для него удивительным опытом, в котором ему является любовь и забота Божия.

Невозможно понять намерения Бога, но можно попытаться Ему довериться. Попытаться спросить не Его - «за что», а себя - «для чего». Возможно, лишая человека радости родительства, Бог пытается вывести его на какой-то новый уровень самопознания, открыть ему иной способ реализации себя в мире.

Возможно, призывает к тому, чтобы стать любящей семьёй для брошенного ребенка. А может быть, Он, видя человеческую душу, даёт понять, что при всём желании, люди ещё не готовы стать родителями, и им надо поработать над собой, сблизиться сильнее и укрепиться духовно.

Часто вполне понятные желания, заглушают в нас здравый смысл и способность прислушиваться с Богу. Если вспомнить историю, то можно увидеть, например, какие последствия подчас имело страстное желание вопреки всему иметь наследника. Василий III, насильно отправивший бесплодную (как он утверждал) жену Соломонию в монастырь, попирая каноны, при живой супруге вторично обвенчался с Еленой Глинской, а долгожданным плодом этого союза оказался очень противоречивый русский царь – Иван Грозный.

В семье последнего императора России также долго не было наследника – было лишь четыре дочери, но царственная чета прилагала все мыслимые усилия. В итоге на свет появился несчастный Алексей, наследовавший вместо обширной империи гемофилию и тяжкую судьбу рода Романовых.

Если не имеющая детей женщина не относится к своему положению духовно, то она страдает. Как же я намучался с одной женщиной, не имевшей детей! Муж этой несчастной занимал высокий пост. Ей принадлежало несколько домов, которые она сдавала внаём. Кроме того, у них был большой дом, в котором она жила с мужем, взявшим за ней в своё время немалое приданое. Но всё ей было в тягость: и на рынок сходить, и пищу приготовить... Да и не умела она готовить-то. Сидя дома, звонила в ресторан и оттуда ей приносили готовые кушанья. Всё у неё было, однако она терзалась, потому что ничего её не радовало. Целыми днями она сидела дома: то ей было не так, это — не эдак. Одно делать скучно, другое — тяжело... Потом её начинали душить помыслы, и она была вынуждена пить таблетки. Её муж брал работу на дом, чтобы ей было повеселей, а она, не зная, чем убить время, стояла у него над душой. Конечно, она надоела этому бедняге: ведь, помимо всего прочего, человеку надо было и работу выполнять! Встретившись с ней, я ей посоветовал: "Не сиди ты целыми днями дома! Ведь так ты совсем заплесневеешь! Сходи в больницу, посети больных..." — "Да куда я там, отец, пойду? — ответила мне она. — Разве мне такое дело по силам!" — "Тогда, — говорю, — сделай вот что: как придёт время читать первый час, читай его, потом в свое время читай третий час и так далее . Положи и один-другой поклончик..." — "Не могу", — отвечает. "Эх, — говорю, — ну тогда берись-ка ты за Жития Святых". Я велел ей прочитать жития всех женщин, достигших святости, чтобы что-нибудь из прочитанного запало ей в душу и помогло. С превеликим трудом удалось вернуть её в нормальную колею, чтобы она не докатилась до сумасшедшего дома. Эта женщина привела себя в совершенную негодность. Мощный мотор, но масло в нём подзастыло.

Всем этим я хочу сказать, что женское сердце приходит в негодность, если та любовь, которую она имеет в своём естестве, не находит себе выхода. Ты погляди: у другой женщины может быть пять, шесть или даже восемь детей. За душой у несчастной может не быть ни гроша, однако она радуется. У неё есть и благородное великодушие, и мужественная стойкость. Почему? Потому, что она нашла свою цель.

Один случай врезался в мою память. У моего знакомого было две сестры. Одна вышла замуж очень юной и родила много детей. Эта женщина приносила себя в жертву. Помимо прочего, будучи портнихой, она шила одежду и таким образом оказывала милостыню беднякам. А на днях приехала и говорит мне: "У меня ведь теперь и внучата есть!" При этом её сердце трепетало от радости. А другая сестра замуж не вышла. Однако и духовной пользы из своего беззаботного положения она не извлекла. В каком же она находилась состоянии! Как она жила — лучше даже не спрашивать... Она ждала, чтобы старуха-мать её обслужила, да ещё и жаловалась, что та делает это недостаточно усердно. Видите как? Она не стала матерью, и поэтому у неё внутри ничего не изменилось. Но, помогая тем, кто находится в нужде, она могла бы пустить в дело ту любовь, которая уже присутствует в женском естестве, извлечь из неё пользу. Однако она этого не сделала.

Поэтому я говорю, что женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина — даже если он не возделает в себе любовь, особого ущерба не терпит. Однако женщина, имея в себе любовь и не направляя её в нужное русло, уподобляется включённому станку, который, не имея исходного сырья, работает вхолостую, трясётся сам и сотрясает других.

Часы — краткое богослужебное последование, входящее в состав суточного богослужебного круга. Богослужебные часы, читаемые в определённое время, освящают те часы, на которые был разделён день в Римскую эпоху. Время чтения первого часа — около 6 часов утра, третьего — около 9 часов утра, шестого — около полудня и девятого ~ около 3 часов пополудни.

Святые праведные Иоаким и Анна жили столь добродетельной, смиренной и богоугодной жизнью, что Господь сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предызбранной Божьей Матери. Однако святая Анна долгое время была бесплодна, и супруги до глубокой старости скорбели и плакали, что у них нет детей.

Израильтянами многочисленное потомство воспринималось как высшее счастье и благословение Божие еще и потому, что они надеялись обрести обетованное Богом «Семя жены» – Мессию. Вот поэтому бесчадие считалось у евреев позором – тяжким несчастьем и наказанием Божиим за грехи. И на людей, не имеющих детей, смотрели как на великих грешников.

Насмешки и презрение приходилось сносить святым праведным Иоакиму и Анне, но они никогда не роптали, а неустанно молились Богу, смиренно уповая на Его волю. И через 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий.

О том, как современными христианами воспринимается бездетность, и что нужно делать, чтобы Господь сотворил чудо, – протоиерей Георгий Гуляев, клирик Свято-Духовского кафедрального собора (г. Херсон).

Нужно просто доверять Богу

– Тот, кто рассуждает, что бездетность – это наказание Божие, наверное, забывает библейские истории Рождества Божией Матери и Рождества Иоанна Крестителя. Святых праведных Иоакима и Анну, святого пророка Захарию и святую праведную Елисавету Церковь почитает не только как родственников столь важных для спасения человечества людей, но и как святых, стяжавших добродетель терпения.

Сколько упреков, поношений, оскорблений и непонимания претерпели они со стороны своих современников. Потому что большинство людей Ветхого Завета мыслили прямолинейно, рассуждая простыми категориями: раз дети – это хорошо, то тот, кто не имеет детей, – грешники, которым послано наказание Господне. И, как обычно, осуждающий берет на себя роль Бога. Не ведая причин, по которым Господь тому или иному человеку благословил определенный жизненный подвиг и крест, этот человек выносит свои скоропалительные суждения.

Думаю, что для каждого из нас у Господа есть свой путь, который Он уготовил для спасения. И мой опыт общения с семьями, у которых нет деток, подсказывает, что в каждом случае это своя история.

Вот, к примеру, есть одна донецкая семья, с которой мы вместе ездили в паломничество, потом я их повенчал, но детей у них долгое время не было. И только когда началась война на Донбассе, у них самым естественным образом была зачата и родилась замечательная девочка, которую я покрестил. Хотя до этого они прибегали к разным медицинским методам, но ничего не получалось.

Но кроме радостных случаев, есть и такие семьи, которые я сопровождаю, наставляю и подкрепляю, а деток у них нет, хотя супруги живут в браке уже много лет. У них своя история и свой подвиг.

Реакция верующего человека

– В Псалтири неоднократно встречаются слова о том, что «на земле грешных род прекратится». Как относиться современным христианам к таким утверждениям Ветхого Завета?

– Скорее, нужно относиться к этому как к предупреждению. Потому что мы знаем, что в Священном Писании часто приводится отношение к детям с целью обращения к естественным человеческим чувствам заботы и любви.

«Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). И если даже у язычников отношение к детям считается добрым и хорошим, то и в этом присутствует педагогическая мера, не то чтобы устрашения, а вразумления тех людей, которые творят грех. Это памятка о том, как нужно себя вести, чтобы Господь не вразумлял.

Но уже совершившийся акт отсутствия детей не стоит толковать прямолинейно – что это и есть наказание за грехи. Тогда мы снова отходим в категоричные ветхозаветные рассуждения, о которых я уже сказал.

– Тем не менее, наши современники относятся к супругам, которые не обзаводятся потомством, как к тем, кто не оправдывает определенных ожиданий. «Вы уже три года женаты, а детей еще нет». И это несмотря на то, что в обществе популярны идеи планирования рождаемости и т.п. Многие воспринимают так: если нет детей, значит, в этой семье не все в порядке. Как реагировать на это бездетным парам?

– Это очень деликатная тема. В ней есть медицинский аспект, который постоянно озвучивается врачами: половое воспитание, культура общения между людьми, вредные привычки – все это, в любом случае, влияет на репродуктивные функции.

А есть и часть, связанная с экологической ситуацией, с наследственностью, мутациями, когда страдает способность давать потомство и у женщины, и у мужчины. Знаете, у нас в обществе вообще отношение к тем, кто на нас не похож, достаточно болезненное. Есть некий стереотип, сколько должно быть детей. Нет детей – плохо и не как у всех, а много рожают – тоже непонятно, «зачем нищету плодить?!».

Но окружающие иногда могут побудить нас и к чему-то хорошему. В данном случае, возможно, супругам, не имеющим детей, нужно обратить внимание на свое физическое здоровье, пройти обследование. Может, они просто не обращали внимания на этот вопрос и думали, что у них все хорошо.

Также нужно внимательно посмотреть на свое здоровье духовное. Потому что человек считает, что он благополучен и благословен Господом, а потом – раз, что-то случилось, и он уже думает: почему Господь такое попустил. И оказывается, что не так уж и здорово у него в душе, и приоритеты разные человек выставляет в своей жизни.

Понятно, что не нужно ругаться и ссориться с любопытными. И пример нужно брать с той же праведной Анны – ведь она испытывала это осуждение, но вряд ли она с кем-то ругалась. Она страдала и молилась. И это была реакция верующего человека на то, что происходит. Мы не можем понять механизма действия молитвы, но, наверное, сердце наше должно быть готово, чтобы принять это Божие благословение.

Это нужно делать

– К каким средствам можно прибегать верующим людям, если они бесплодны?

– Мы иногда противопоставляем дух и тело, а это заблуждение, на самом деле. С христианской точки зрения тело – это храм живущего в нем Святого Духа. И о нем тоже нужно заботиться. Поэтому я часто останавливаю прихожан, которые берутся исключительно за духовные средства, когда кроме молитвы больше ничего не считают нужным делать. Ведь нужно и обследование провести, и обратиться к помощи медиков. Если есть возможность лечить тело, это нужно делать. И в этом тоже есть некое смирение, которое проявляет человек.

Понятно, что случай со святыми и праведными Иоакимом и Анной, Захарией и Елизаветой – уникальный по тому, кто родился от этих некогда бездетных пожилых пар. Но я верю, что молитва к этим святым укрепит современные благочестивые пары принять волю Божию. И тогда Господь сотворит чудо.

Сотворилли Бог женщину неравной поотношению кмужчине? Осуждаетли Церковь феминисток иправдали, что бездетность- это наказание загрехи? Ответы нанесколько острых женских вопросов оцерковном учении читайте в этой статье.

Говорят, христианство учит, что Бог изначально сотворил женщину как низшую поотношению кмужчине. Такли это?

Насамом деле отношения подчиненности возникли лишь после грехопадения. Изначально жена была сотворена равной почести мужу исама отвечала завсе свои решения ипоступки. Иоанн Златоуст пишет обэтом так: « Вначале Я, говорит Господь, создал тебя равночестною мужу ихотел, чтобы ты, будучи одного сним достоинства, вовсем имела общение сним, икак мужу, так итебе вверил власть над всеми тварями. Ноиз-за того, что тыневоспользовалась равночестием как должно, заэто подчиняю тебя мужу» .

Вкусив запретный плод раньше мужа, непосоветовавшись сним иединолично приняв решение нарушить заповедь, жена первой попыталась нарушить это равенство чести первых людей, полученное ими при сотворении. Послову преподобного Ефрема Сирина, она « … из ревности недопустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адамуже предоставить вторую. Поскольку пожелала поработить себе мужа, тоГосподь обличил еетайны исказал ей: той тобою обладати будет» .

Однако эта подчиненность неявляется для мужей-христиан оправданием самодурству идомашней тирании. Ведь господство над женой, данное мужу после грехопадения, вовсе небыло наградой- нузачто можно награждать того, кто исам согрешил? Это, скорее- тяжкая обязанность, необходимость принимать всемье решения инести бремя ответственности нетолько засебя самого, ноизасвою любимую половинку, засвое прекрасное ребрышко, зату, которая- плоть отплоти твоей.

Правдали, что Церковь осуждает движение феминисток?

Насамом деле Церковь неосуждает тоили иное идеологическое или политическое движение. Церковь осуждает только грех. Иесли видеологической программе феминисток есть какие-либо призывы ксовершению греха, то, конечноже, Церковь относится кним негативно. Так, например, защита феминистками права женщины нааборт никогда неполучит церковного благословения, поскольку Церковь считает искусственное прерывание беременности грехом убийства. Втоже время, идею равных гражданских прав женщин имужчин всовременном мире Церковь приветствует, делая важное уточнение: « … Высоко оценивая общественную роль женщин иприветствуя ихполитическое, культурное исоциальное равноправие смужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции кумалению роли женщины как супруги иматери. Фундаментальное равенство достоинства полов неупраздняет ихестественного различия инеозначает тождества ихпризваний как всемье, так ивобществе. Представители некоторых общественных течений склонны принижать, аиногда ивовсе отрицать значение брака иинститута семьи, уделяя главное внимание общественно значимой деятельности женщин, втом числе несовместимой или мало совместимой сженской природой (например, работы, связанной стяжелым физическим трудом). Нередки призывы кискусственному уравниванию участия женщин имужчин вкаждой сфере человеческой деятельности. Церковьже усматривает назначение женщины невпростом подражании мужчине иневсоревновании сним, авразвитии всех дарованных ейотГоспода способностей, втом числе, присущих только ееестеству» (Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви).

Говорят, что бездетность- это наказание загрехи женщин. Церковь действительно так считает?

Насамом деле: сполной уверенностью утверждать подобное можно лишь, когда бездетность оказалась медицинским следствием сделанного когда-то аборта. Идаже вэтом случае источником такого наказания является самаже эта несчастная женщина, лишившая себя радости материнства.

Мысль отом, что бездетность является божественной карой загрехи родителей была присуща традиционным обществам, вкоторых продолжение рода было одним изглавных смыслов брака, даивсей человеческой жизни. Логика там была примерно следующая: человек согрешил- Бог решил прекратить его род, чтобы потомки грешника неумножали грех своих родителей. НовБиблии мывидим множество примеров, когда угрешников рождались дети. И, напротив- ублагочестивых иправедных родителей могло небыть детей доглубокой старости, как это случилось сродителями Пресвятой Богородицы иИоанна Крестителя.

Если убездетной женщины были вжизни какие-то тяжелые грехи, вних нужно покаяться наисповеди нескакой-то « практической» целью (например, чтобы родить ребенка), адля того, чтобы очистить свою душу, восстановить прерванную грехами связь соХристом. Адети- благословение Божие. Господь Сам призывает кбытию новую человеческую жизнь, родителиже являются лишь служителями этого чуда- рождения человека. Иникакая бездетность несможет стать препятствием, если Онрешит, что женщине пришла пора стать матерью.

Статьи по теме: