Беседы с учащимися к дню семьи. Беседа «Моя семья

Беседа с детьми 4-5 лет по теме "Моя семья"


Лайкам Ольга Васильевна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР Детский сад №121 г.Калининград
Описание работы: Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме "Моя семья"
Цель: Формирование представлений о семье и родственных отношениях.
Задачи:
- учить отвечать на вопросы предложением;
- упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.
- расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях;
- воспитывать положительные взаимоотношения в семье,чувство любви и уважения к членам своей семьи.
Материал: семейные фотографии детей и воспитателя.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр "Моя семья", "Кто живет в семье";
чтение и рассказывание сказок "Три медведя","Гуси-лебеди", "Волк и семеро козлят";разучивание стихотворения М.Шварца"Семья"; сюжетно-ролевые игры: "Дом", "Семья"; дидактические игры "Чьи детки","Поможем маме".

Ход беседы:

Воспитатель:
-Ребята, попробуйте отгадать загадки и вы узнаете,о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо: -
Всех милее наша...мама.

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно...папа.

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... бабушка.

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый...дед.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... семья.
Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.
-Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Правильно.Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят,уважают друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель: Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье? Но сначала я хочу вам рассказать о моей семье,послушайте. (Выставляю фотографию на доску). На этой фотографии изображена моя семья.Моя семья маленькая.Здесь мои самые близкие родственники это- мой муж Юрий и наш сын Лев.Мы всей семьей любим на выходные ездить отдыхать на море,там мы загораем, купаемся. Я очень люблю свою семью.
А теперь, давайте послушаем ваши рассказы о своей семье.
(Желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Воспитатель хвалит ребят за интересные рассказы,при затруднении помогает наводящими вопросами,обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи веселые, улыбаются, значит любят друг друга).
Воспитатель: Молодцы,хорошие получились рассказы,но не все ребята смогли рассказать,а мне хочется услышать от всех, какая у вас семья.Предлагаю поиграть в игру,которая так и называется "Какая у вас семья?"(игра проводится с мячом).
Дети встают по кругу, в центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и спрашивает:-Какая у вас семья? Ребенок, поймавший мяч, должен ответить подбирая прилагательное.
(большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастлива)
Если дети затрудняются подобрать прилагательное,применяю метод прямой подсказки, например: -А если у вас в семье много людей....большая; -А если у вас все живут дружно....дружная; -А если в семье все друг о друге заботятся...заботливая.
Воспитатель: Молодцы,вижу, замечательные у вас семьи.А еще мне хочется узнать,кто чем занят в вашей семье.Давайте поиграем в игру "Кто, что делает в нашей семье?"(игру можно проводить с мячом,можно заменить на флажок).
Воспитатель задает вопрос,например:-Что делает мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?) Дети подбирают глагол (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги,проверяет уроки,
ходит в магазин за покупками,учит уроки, ухаживает за цветами, вытирает пыль, играет, читает, мастерит...)
Воспитатель: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье.Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас пройдем в нашу художественную мастерскую и каждый из вас нарисует свою семью, а вечером вы подарите свои рисунки родителям.
Дети садятся за столы и под легкую музыку создают портреты своей семьи.(для закрепления материала рисование можно провести в другое время или на следующий день)

Цели:

Раскрыть важность семьи для становления человека

Формировать основные правила семейных взаимоотношений

Прививать учащимся семейные ценности

Способствовать сближению и взаимопониманию между детьми и родителями

Воспитывать чувства любви и уважения к своим родителям, гордости за свою семью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа: « Семья. Семейные традиции».

Цели:

Раскрыть важность семьи для становления человека

Формировать основные правила семейных взаимоотношений

Прививать учащимся семейные ценности

Способствовать сближению и взаимопониманию между детьми и родителями

Воспитывать чувства любви и уважения к своим родителям, гордости за свою семью.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход мероприятия.

1.Организационный момент.

В-ль : Здравствуйте, ребята. Сегодня нас с вами ждет очень интересное занятие. Поэтому я прошу вас оставить только хорошее настроение и настроиться на работу.

2. Введение в тему.

В-ль : Сегодня мы с вами на протяжении всего занятия будем узнавать много нового и интересного, казалось бы, о том, что давно для нас стало привычным, повседневным, но в тоже время необходимым в нашей жизни. Поэтому я прошу вас сегодня быть не просто слушателями, а принимать активное участие в обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения.

Ребята, посмотрите на доску, давайте отгадаем ребус, где зашифрована тема нашего мероприятия. (слайд)

7 Я

Дети : Это слово СЕМЬЯ.

В-ль: Так о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии?

Дети: Мы сегодня будем говорить о семье.

В-ль : Правильно. (слайд)

Тема нашего занятия: «Семья. Семейные традиции».

В-ль : А знаете ли вы, что есть несколько праздников, относящихся к празднику семьи?

Ответы детей

В-ль : (дополняет) Действительно 14сентября отмечается день семьи. 15 мая –Международный день семьи. 8 июля –день семьи, любви и верности. 1 июня – день защиты детей. Как вы думаете? Наверно потому, чтобы мы поняли, что семья – это одна из главных общечеловеческих ценностей.

Давайте послушаем стихотворение Марии Лангер, которое нам прочитает Влад

Семья-это счастье, любовь и удача,

Семья-это летом поездки на дачу.

Семья-праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья-это труд, друг о друге забота,

Семья-это много семейной работы.

Семья-это важно!

Семья-это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая это семья!»

В-ль: -А что значит слово «семья» для вас?

Дети: …………….

В-ль: Из всего сказанного, я могу сделать вывод, что семья для каждого из вас – это самое важное, ценное, дорогое. И, действительно, что может быть дороже семьи?

Давайте посмотрим значение этого слова в словаре Ожегова,

семья – это …..(слайд) и на доске

1. Группа живущих вместе близких родственников.

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

В-ль : Давайте посмотрим на 1 значение -«живущих вместе» . Действительно, слово «семья» у нас часто ассоциируется со словом «дом». (слайд)

Дом – это слово знакомое нам с детства. От него веет теплом и уютом. Дом для каждого из нас – убежище, которое оградит нас от всех напастей, место, где мы всегда найдем любовь, взаимопонимание, где мы счастливы. Здесь живет наша семья.

До начала 20 века русские семьи состояли из нескольких поколений (не случайно и слово такое образовалось: «семь»-«я»). В ней были дедушки, (слайд)

бабушки, мамы, папы, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Отношения родителей и детей в семье не возможны без слов любви и ободрения.

В-ль: Ребята, давайте вспомним те ласковые слова, которые вам говорят родители чаще всего.

Дети:…..

В-ль : Душой любой семьи всегда является мама. Материнская любовь греет нас всегда, потому что самое дорогое для матери – дети.

Мама – это солнечный свет,

Взгляд чудесных ласковых глаз. (слайд)

Сохранит от тысячи бед

И поможет тысячу раз.

В-ль : Каждый человек мечтает о теплом, уютном доме, где его понимают и любят. Предлагаю вам построить такой дом: «Дом моей мечты». (слайд)

Сейчас вы получите специальные кирпичики. На них вы можете рисовать и напишите те качества, какими должен отличатся ваш дом, что в нем будет главным. (Затем дети приклеивают кирпичики к доске).(слова: любовь, забота, дружба, здоровье, уют, спокойствие, согласие и т.д).

В-ль: Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. (слайд)

Традиции передаются из поколения в поколения. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. (слайд)

В-ль: Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей. (слайд)

Человек всегда чтил своих предков. Раньше происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же богачем. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь все упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей, тетей и т.д.

В-ль : Какие семейные традиции есть в ваших семьях?

Дети : Отмечать семейные праздники; петь и играть на музыкальных инструментах; приглашать гостей и собирать застолья; собирать и хранить семейные фотографии; хранить вещи и т.д.

В-ль : Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Дети: рассказывают о династиях в их семье.

В-ль: Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

В-ль: Ребята, а знаете ли вы, в честь кого были названы вы?

Дети:……

В-ль : Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Дети : Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Давайте еще раз посмотрим с вами, что же составляет основу семейных традиций. Я предлагаю на наши кирпичики поставить крышу. (Схема)

Вот такой у нас получился крепкий дом с семейными традициями.

В-ль : А теперь мы поиграем. Приглашаю вас принять участие в конкурсной программе.

1 задание: Интеллектуальная разминка. (слайды)

Как называется дом:

В белорусской или украинской деревне? (хата)

Перевозное жилище у кочевых народов? (кибитка)

Дом кавказских горцев, сложенный из камня? (Сакля).

Постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой, где рай с милым. (Шалаш).

Название отдельного жилого помещения с кухней, передней, комнатами. (Квартира).

В-ль : Вы справились с этим заданием. Молодцы! А теперь задание сложнее.

Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Человек, который хорошо знает пословицы и правильно их употребляет, сам становится умнее.

2 задание: «Закончи пословицу». (слайд)

Не красна изба углами, а (красна пирогами).

В гостях хорошо, а (дома лучше).

В своем доме и стены (помогают).

Где родился (там и пригодился)

Не нужен и клад, (коли в семье лад)

Яблоко от яблони (не далеко падает).

В-ль : А сейчас ребята из этих слов соберите пословицу. (слайд)

(СЕМЬЯ, ЕСЛИ, ДУША, ТО, И, ВМЕСТЕ, НА, МЕСТЕ).

Если семья вместе, то и душа на месте.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети: Беды и радости бывают в каждой семье, но если в семье есть взаимопонимание и любовь. То все проблемы обязательно решаются, и на душе у всех легко и радостно.

Составление законов дружной семьи.

(На доске изображение семьи, занятой общим делом.) (слайд)

В-ль : - Как вы считаете, какая семья здесь изображена? (Дружная, счастливая, в которой все любят и понимают друг друга.)

В-ль : - Наверно, эта семья счастлива потому, что в ней соблюдают традиции, правила и законы совместного проживания

Давайте подумаем, какие правила должен соблюдать каждый член семьи.

В начале классного часа вы расшифровали ребус

7 я

Давайте выведем 7 правил, а начинать фразу будем со слова «я»

Даю вам подсказку – опорные слова.

Законы дружной семьи .

(На доске карточки (Возможные ответы детей.)

с опорными словами)

Забота и

помощь

1) Я забочусь и помогаю родным и близким.

Уважение и внимание

2) Я уважаю родных и внимательно к ним отношусь.

Любовь и

понимание

3) Я люблю своих родных и понимаю их.

Доверие и

советы

4) Я доверяю родным, честно обсуждаю

проблемы и советуюсь с ними.

Радость и

доброта

5) Я стараюсь приносить радость и быть добрым ко всем.

Раздражение и обида

6) Я не раздражаюсь и не обижаю родных.

Грубость и

огорчение

7) Я не грублю и не огорчаю родных, всегда прошу прощения.

Сложные правила? Нет. Но выполняя их, в семье будет радость, счастье, понимание. А это и есть все составляющие крепкой дружной семьи.

(воспитатель еще раз обращает внимание детей какие слова написаны на кирпичиках)

В-ль: И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину : «И в шутку и в серьез». (слайд)

  1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а). трое в лодке.

б). четверо за компьютером.

в). пятеро в ванной.

Г). Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «33 родных сестрицы». Что это за семья? (АЛФАВИТ) .

3. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (МАТРЕШКА).

4. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? (« Яблоко от яблони недалеко падает»).

5. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (В ДОМЕ).

В-ль: Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем

В нашем классе тоже есть свои законы. Давайте вспомним о них.(девиз класса,законы)

Класс наш в школе самый умный,

Есть отличники всегда!

Мы вам скажем без стесненья:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе самый шумный,

Идет кругом голова!

Мы вам скажем честно-честно:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе всех активней

И при деле он всегда!

Мы вам скажем откровенно:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе самый дружный,

Не пугает нас беда!

Мы вам скажем без сомнений:

Это мы 6 класс

А какой веселый самый?

Улыбается всегда!

Мы вам громко все воскликнем:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Вам секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!

В-ль : Сегодня много серьезных слов было сказано о семье. Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

Ответы детей

(слайды)

Что на свете всех дороже?

СЕМЬЯ.

А что значит семья?

ЭТО – СЕМЬ Я.

Без чего не может быть она?

БЕЗ ПАПЫ, МАМЫ И МЕНЯ.

А чем же скреплена она?

ЛЮБОВЬЮ, ЗАБОТОЙ И ТЕПЛОМ.

Ведь все мы связаны семьей.


с обучающимися старших классов МОУ «УНООШ с коррекционными классами»

педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны

на тему:«Семья в моей жизни»

Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

1. Что для тебя означает понятие Дом?

3. Какая семья считается счастливой?

4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?

5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Основные понятия:

Конфликт- противоборство, столкновения, серьезное разногласие.

Эмоции- волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.

Подготовительный этап:

Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.

1. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»

2. Сочинение ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается предварительно).

Алгоритм деятельности:

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.

В современной песне поется:

Родительский дом- начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

* Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом- это….(крепость, очаг…)

* Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

* Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

Итак, что можно….., что нельзя…..

А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)

2. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.

(«Строительные бригады» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».

Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.

Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

Проблемная ситуация 1.

Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра- у телефона.

Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:

а) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно-достойном.

Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?

Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.

Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.

(Обсужение.)

Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.

1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:

«Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»

(Развивается способность самоанализа)

2. Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?

(Развивается способность понимать причины действий других)

3. У тебя есть человек, который тебе не нравится?

Подумай, в чем причина этого неприятия?

(Анализ по аналогии)

4. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.

Подведение итогов.

Семья. Семейные ценности.

Счастье – это когда у тебя есть

большая, дружная, заботливая семья.

Д.Бернс.

Цель : формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, к жизненным ценностям семьи.

Задачи: развивать ответственность за свою семью,

помочь оценить свое место в семье и роль семьи в жизни ребенка.Воспитатель.

Всем говорю я: «Здравствуйте!»

Добрый день, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем ВЫ и Я!»

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

Воспитатель. Сегодня тема нашей беседы посвящена семье и семейным ценностям. - А что такое семья в вашем понимании? (семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети, это близкие люди, родные, любимые люди, готовые тебе помочь в любую минуту, это опора и защита и др.)

Семья- это самое главное в жизни. Это близкие и родные люди, без которых не может быть нас, это те, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем также.

Семья – это святое слово

И обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

А сейчас я хотела бы, чтобы вы на мгновение закрыли глаза и представили ваших родных и близких людей, тех,кто живет рядом с вами. Кого вы себе представили? (Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Все они – ваша семья).

Большинство из вас счастливы в своих семьях.

А что такое счастливая семья?

А какую роль играет семья в вашей жизни и какую роль играете вы в семье?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы разделимся на 2 группы.

Итак, задание для 1 –ой группы: написать на листочке, что делает семья для вас, а 2-ая группа пишет, что делают они для семьи.

Как вы думаете, что важнее, вы для семьи или семья для вас?

Воспитатель : Действительно, семья - это частичка тебя самого, это самое главное,что есть в жизни человека. Здесь мы учимся жить, строить отношения с людьми, любить, заботиться о близких и отвечать на заботу.

В семье вы чувствуете тепло и заботу, потому что вас окружают добрые люди: мама и папа, братья и сестры. Семья для вас является опорой и защитой.

Ваши родители, бабушки и дедушки - это самые близкие люди, которых вы радуете своими успехами, добрыми делами, вы заботитесь о них и бережете их.

Семья – это место, где вас ждут, любят, понимают и принимают такими, каковы вы есть.

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи, который отмечают 15 мая.В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, затем бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, их воспитывали и заботились о них, став родителями, они заботятся о детях и о своих родителях. И так идёт из поколения в поколение.

Запомните основную обязанность семьи: «Воспитание детей и уход за больными и пожилыми членами семьи».

Учитель - Ребята, как вы думаете, что такое настоящая семья?

(отвечают учащиеся).

Настоящая семья, это не семья из 3-х человек, как принято сегодня. Идеальная настоящая семья это: бабушка, дедушка, мама, папа и трое детей. Так и получается – семь я . Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья. Таких семей у нас – …! Ребята расскажите о своих семьях. (Рассказы учащихся).

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете свою семью. (анкеты №1,2)

Воспитатель. Ребята, а что же в ваших семьях самое дорогое, что берегут и передают из поколения в поколение?

Верно, это традиции и семейные ценности . Наверное, в ваших семьях есть какие-то свои традиции. Расскажите о них. (Дети рассказывают). А какие семейные ценности для вас самые важные? (Отвечают).

Скажите, куда вы возвращаетесь каждый день после школы? (домой).

А что же такое дом? Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, - ещё не дом.

И даже люстра над столом, - ещё не дом.

И на окне с живым цветком – ещё не дом.

И даже с чайником баском – ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим Теплом.

О каком же Тепле идёт речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

Воспитатель. Конечно, в ваших юных сердцах зарождается и с годами будет крепнуть это чувство - Любовь к дому своему.

Воспитатель. А как создать Тепло нашего дома? Расскажите, пожалуйста, о тёплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. (Дети рассказывают).

Действительно, хочется вернуться и жить в том доме, где живет счастье!

Воспитатель . Среди народов бытует огромное число пословиц, касающихся семьи и семейных ценностей. Вдумаемся же в их мудрые суждения.

Вашему вниманию представлена русская пословица: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как вы это понимаете? (отвечают) (все в доме, здоровые, счастливые, в семье сложены тёплые отношения) и т.д.

Лучше матери друга не сыщешь. (Русская)

Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская)

Материнская забота и на дне моря спасёт. (Русская)

Отец сына на худо не научит. (Русская)

Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская)

Береги отца и мать – других не сыщешь. (Русская)

Наши родители не – гонители. (Русская)

У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская)

Родители детям плохо не скажут. (Мордовская)

Что есть в сыне лучшего – от родителей. (Армянская)

Ради ребёнка мать и в огонь бросится. (Белорусская)

Слушай наставления отца- матери – не заблудишься. (Белорусская)

Воспитатель. Разминка прошла успешно. Теперь конкурсные задания.

Задание№1

Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу.

Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.

Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)

Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)

Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)

Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)

Задание№2

Вам надо поправить то, что будет неверно.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Задание№3

А теперь продолжите пословицу.

Гость на пороге – счастье в … (доме).

Дом без хозяйки … (сиротка).

Дом вести … (не бородой трясти).

Яблоко от яблони … (не далеко падает).

Чем богаты, … (тем и рады).

В гостях хорошо, … (а дома лучше).

--Когда семья вместе,… (так и душа на месте).

-- Ребенок учится тому, …(что видит у себя в дому, родители – пример тому).

Воспитатель. Итак, я надеюсь, ребята, сегодня вы поняли, что Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи, ее традиций и ценностей.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Воспитатель: У меня для вас, дорогие ребята, есть пожелания.

Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.

Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

И помните слова Марины Цветаевой:

«Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Анкета «Я и моя семья» №1

Вопросы анкеты:

    Кто глава вашей семьи?

    Чем ты огорчаешь родителей?

    Чем ты их радуешь?

    Как тебя наказывают родители?

    Просишь ли ты прощения?

    Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

    Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?

    Какие у тебя отрицательные черты характера?

    Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?

    Что хотел бы ты изменить в своей семье?

Анкета «Я и моя семья» №2

    Любимая песня мамы.

    Любимое воспитательное выражение твоих родителей.

    Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы?

    Назови лучшие черты характера папы.

    Есть ли у тебя тайны от родителей?

    Ты получил двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

    Ты на неделю уезжаешь из дома. Будешь ли скучать?

    Если бы ты стал волшебником, что сделал бы ты для семьи?

    Что для тебя главное в семье?

    Какая семья будет у тебя?

Литература: Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов / Авторы-составители: Лунина Е. И., Шепурёва Н. С. – Ростов р/Д: Феникс, 2002. Изд. 2-е. – 384

Статьи по теме: