Путешествия с детьми: о чем нужно знать родителям? Что нужно знать о психическом развитии ребенка.

Внимательно наблюдая за развитием ребенка в интервале от 1 до 3 лет, можно предотвратить задержку психического и речевого развития. О некоторых моментах развития ребенка мы поговорили с детским психиатром, врачом высшей категории медицинского центра "София" Ольгой Гуленко.

Несколько способов, которые помогут малышу проснуться легко и комфортно. Положите телефон или будильник так, чтобы для его выключения нужно было подняться с постели. Когда используете 2–3 пробуждающих звонка, лучше, если их мелодии будут разными. Больше уюта. Пусть у кровати ребенка ждут мягкие тапочки и теплый халат, а на кухне – плед, в который можно завернуться. Учитывайте особенности ребенка. Кому-то поможет проснуться яркий свет или легкий массаж, а кого-то нужно рассмешить.

На что обращать внимание

В возрасте 1-3 года родители сами, наблюдая за своим ребенком и другими детьми, могут заподозрить проблему в психофизическом развитии малыша. Для этого важно обращать внимание на такие основные моменты:

ребенок вовремя начал поднимать головку, в возрасте один год и один-два месяца должен уже начать ходить. Если ребенок еще не ходит самостоятельно, и у него при этом нет ортопедических проблем, то такая задержка физического развития должна настораживать родителей и педиатров, поскольку означает вероятность формирования задержки психофизического развития. Кроме этого, дети в этом возрасте начинают приседать, залезать на диван, к 2 годам уже подпрыгивают и умеют бить мяч, качаться на качелях;

уже к году дети могут сосредотачиваться на игрушке, заниматься с взрослыми совместными действиями, складывать пирамидку, кубики, конструкторы, играть с песком, пытаются рисовать карандашом или фломастерами;

дети уже с 9-12 месяцев начинают имитировать действия взрослых: "ладушки", "сорока-белобока", "до свидания", воздушный поцелуй;

развивается моторика. Ребенок после года уже учится пользоваться ложкой, чашкой, самостоятельно есть, разрывать бумагу.

Что касается речевого развития, то в 1 год в лексиконе должно быть порядка 3-10 слов, в 2 года ребенок должен составлять предложения из двух слов, в 2 с половиной года – предложения до 3-4 слов, а в 3 года словарный запас должен быть уже достаточно большой. Уже в 2,5 года ребенок может знать названия основных цветов. При этом он может не только назвать цвет, но и соотносить предметы по цветам: например, красный фломастер и красный же колпачок, зеленое блюдце к зеленой чашке. В этом возрасте дети уже могут определить форму предмета: треугольник, круг и т.д.

Как спрогнозировать задержку психического развития

Еще до того момента, как ребенок начнет говорить первые слова, важно не пропустить моменты, которые могут свидетельствовать об особенностях психического развития ребенка. Ребенок не удерживает зрительный контакт, не фиксируют свой взгляд на игрушке, развитие моторики не соответствует возрасту, ребенок не сидит в 7-8 месяцев. Кроме этого, важно помнить, что психофизическая патология очень часто сопровождает неврологическую. Дети, которые в первый год жизни обследуются у невропатолога по поводу повышенного или пониженного тонуса, отстают в физическом развитии, у них очень часто проявляется и психиатрическая патология. В истории болезни ребенка 3-4 лет с проблемами психического развития очень часто прослеживается тот факт, что они наблюдались у невропатолога в связи с неврологическими проблемами. Однако это не значит, что все дети с нарушениями тонуса на первом году жизни, потенциально будут с задержками, но в этой группе выше вероятность того, что они могут иметь задержку психоречевого развития.

Сколько заниматься с ребенком

В современных семьях возможны как недостаток занятий с ребенком, например, в случае работающей матери-одиночки, так и излишнее рвение мамы заниматься с ребенком 24 часа в сутки. В первом случае возможна задержка развития ребенка по причине так называемой педагогической запущенности (задержка психического развития вследствие депривации). Есть дети, у которых лучше компенсация, то есть вечером, например, работающая мама может компенсировать недостаток общения. Однако некоторым детям такого общения мало.

В норме нужно чередовать развивающие методики и самостоятельные игры, двигательные игры. Ребенок сам покажет, если ему занятия уже неинтересны. Тем более что нельзя насильно заставлять ребенка заниматься, если он не хочет. Насильно не надо хватать и заниматься.

К кому обращаться

Если вы обнаружили, что ваш ребенок как-то отличается от сверстников, но отличие несущественное, то, чтобы унять тревогу, можно проконсультироваться у педиатра. С более существенной проблемой стоит обратиться к невропатологу. Если же у ребенка уже явно выраженная задержка (от 1 года до 2-3 лет не расширился словарный запас, не понимает обращенной речи, не выполняет простые инструкции, к 3 годам ребенок не ест, у ребенка не формируются навыки опрятности, он не просится в туалет), можно напрямую обращаться к детскому психиатру, чтобы не терять время.

Татьяна Корякина

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Несколько способов, которые помогут малышу проснуться легко и комфортно. Положите телефон или будильник так, чтобы для его выключения нужно было подняться с постели. Когда используете 2–3 пробуждающих звонка, лучше, если их мелодии будут разными. Больше уюта. Пусть у кровати ребенка ждут мягкие тапочки и теплый халат, а на кухне – плед, в который можно завернуться. Учитывайте особенности ребенка. Кому-то поможет проснуться яркий свет или легкий массаж, а кого-то нужно рассмешить.

Весна всегда радует нас первым теплым солнышком, но еще дают о себе знать зимние заморозки и холодные дожди со снегом, поэтому каждый родитель должен знать, как одеть ребенка весной так, чтобы он не простудился и получил максимум пользы от прогулки. Предлагаем вашему вниманию 8 рекомендаций о том, как одеть ребенка весной: Не стоит сильно кутать ребенка, собираясь на весеннюю прогулку, ведь уже все-таки не зима, одетый в два свитера ребенок быстро вспотеет и простудится.

Появление первых зубов у детей: что нужно знать?

Появление первых зубов у малыша - волнующее событие не только для ребенка, но и для его родителей. Процесс проходит болезненно, малыш становится беспокойным, и родители готовы на все, чтобы как-то помочь своему маленькому чаду. Когда у детей прорезаются первые зубки, и что родителям нужно знать об этом – читаем в нашем материале. Как правило, первые зубки появляются в период от 3-х до 8-и месяцев. Учитывайте, что у каждого ребенка свой график развития, и если первый зуб прорезался только в год - не стоит переживать по этому поводу.

Как правильно выслушать ребенка

Умение слушать - ключ к взаимопониманию Будьте доступны для разговора: пусть ребенок знает, что вы при необходимости отложите все дела и выслушаете его проблему. Покажите свой интерес, но не перехватывайте инициативу, не перебивайте, дослушайте. Не реагируйте слишком эмоционально, иначе в следующий раз ребенок вряд ли поделится с вами чем-то важным.

Как правильно укачивать ребенка

Лучше всего новорожденные дети засыпают под маминой грудью. Сосание и ритмичное покачивание успокаивают малыша. Так что оптимальный вариант, когда мама в конце кормления ребенка начинает слегка покачиваться вместе с ним. Чтобы кроха уснула с соском во рту. Это самый естественный вариант. При этом помните, что укачивание плодотворно влияет на детскую психику, лишь при наличии прямого контакта с матерью. Малыша, как минимум, до полугода лучше всего укачивать на руках, а не в коляске.

Родители часто задаются вопросами: «Как лучше воспитать ребенка?», «Что для него полезно, а что нет?»… Специально для мам и пап мы составили небольшой список интересных фактов на основе нескольких современных исследований психологов. Они помогут по-новому взглянуть на устоявшиеся стереотипы:

Проявляя любовь к ребенку, родители сами становятся счастливее

Постоянно разговаривая и играя с малышом, проводя с ним максимум времени, искренне интересуясь им и проявляя свою любовь, люди ощущают себя счастливыми. Они находят в ребенке такой неиссякаемый источник позитива, который никогда не обрести горе-родителям, стремящимся жить только для себя.

И пускай со стороны слишком заботящиеся взрослые выглядят смешными, их упрекают в том, что они избаловали свое чадо – они то знают, что живут по-настоящему гармоничной и полной жизнью. Секрет в том, что все, что они вкладывают в своего ребенка, возвращается к ним «той же монетой».

Строгость

Всем так или иначе приходится ругать своего ребенка за шалости или плохую успеваемость. Родители делают это уверяя, что такие меры предпринимаются во благо, и с годами чадо их обязательно поймет и простит.

В США, где стараются блюсти права ребенка всеми способами, провели эксперимент. В нем приняло порядка 1000 семей с детьми. Они показали, что если чрезмерно грубо ругать подростков, то вероятность потерять над ними контроль значительно возрастает. Выслушивая нападки по поводу малейших провинностей, со временем чаша их терпения может переполниться. Это приведет к активному протесту, и не исключено, что он перестанет блюсти авторитет родителей, и выпустит на свободу всех своих демонов.

«Многие держат детей в ежовых рукавицах, потому что так для них лучше, потому что делается это из любви. Но последствия такой чрезмерной требовательности могут оказаться непредсказуемыми», – говорится в исследовании.


Режим помогает ребенку стать умнее

Оказывается, придерживаться графика активности и отдыха необходима для нормального развития мозга. В эксперименте участвовали более 10 тысяч детей детсадовского возраста. Режим активности и сна влияет на когнитивные функции мозга. Малыши, которым давали вволю беситься, когда нужно было идти спать, демонстрировали худшие навыки в математике, чтении, даже физическом развитии. Особенно важно соблюдать режим в три года, говорят ученые.

Пение с малышом объединяет

На первый взгляд это еще одна игра или просто прихоть крохи, но на самом деле совместные пения дают ребенку мощный заряд счастья и единения с другими членами семьи. А еще это способ ненавязчиво приучить его к домашней работе. Не зря хоровые песни лежат в основе разнообразных ритуалов – они способны сплотить даже взрослых и направить их энергию в нужное русло.

Отгораживая ребенка от отца, женщина оказывается в стрессе

Когда исследователи опросили около 200 женщин, они выяснили следующую закономерность: мамы, которые пытаются препятствовать общению крохи с папой, сами повергают себя в депрессию. Те же, кто не ревнует детей к отцам или по другим причинам не мешает им взаимодействовать, реже подвергаются нервному напряжению.

Также в постоянном стрессе оказываются мамы, решившие полностью посвятить себя ребенку, отказавшиеся от своей личной жизни. Забота о чаде полезна для психики только если она идет от сердца, и не воспринимается самой мамой как непосильный крест, который она вынуждена нести.

Для родителей, воспитание ребенка всегда стоит на первом месте. Но, к сожалению не все могут найти правильный подход к своему малышу. С этого в основном начинаются все разногласия в семье и продолжаются они порой до самой старости.

Что нужно знать родителям о своем ребенке?

Интересы ребенка

Внимательные родители во время заметит выдающиеся способности ребенка, чтобы в будущем развивать их. Порой ребенок сидит долго за компьютером и у родителей складывается впечатление, что он увлекается компьютерными играми, хотя на самом деле он просто рисует, и ему нравится рисование. Также вас может заинтересовать комплекта постельного белья из бязи , подробнее на сайте по ссылке.

Круг общения

Мама должна знать с кем ее ребенок общается в школе, и после школы. Из каких семей друзья вашего ребенка. Кто из всех его друзей ему ближе всего, а с кем натянутые отношения. Такие знания помогут маме, позаботится о безопасности ребенка и узнать о его интересах.

Страхи

Заботливая мама всегда чувствует, чего боится ее ребенок. Не нужно говорить ребенку, что его страх - это детский лепет. Старайтесь вовремя определить страх и объяснить ребенку, что он не должен пугаться. Если не определить страхи ребенка вовремя, то они могут перерасти в фобии.

Самовыражение

У каждого ребенка есть свой способ самовыражения. Одни само выражаются танцами, музыкой, спортом или рисованием, другие обладает феноменальной памятью. Если ребенок увлекается компьютерными играми, не всегда нужно резко пресекать это увлечение. Часто достаточно просто ограничить время игр и внимательно следить за выбором этих игр. Если во время заметить эти способности, можно открыть большой талант в ребенке.

Любимые игрушки

У каждого ребенка есть любимая вещь или игрушка, с которой он почти не расстается, берет с собой в постель, ухаживает за ней как за членом семьи. Нужно знать, что это за игрушка или вещь, ведь она символизирует его интересы. Не стоит такую игрушку отбирать у ребенка в целях наказания.

Конфликты

Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного с неразрешенными конфликтами и проблемами. Наладьте доверительные отношения и ребенок обязательно расскажет вам о своей проблеме. С вашей стороны будет правильным, дать ему дельный совет для выхода из конфликтной ситуации.

Секреты

Если у мамы сложились доверительные отношения с ребенком, то он обязательно поделится с ней своими секретами. Многие мамы при конфликте с ребенком выкладывают рассказанный им секрет против него. Этого делать нельзя, иначе ваш ребенок больше никогда не поделится с вами своими секретами.

Зная все интересы ребенка, вы сможете общаться со своим малышом, обсуждать планы на будущее, а главное, укрепить доверие между вами. Удачи!

Фото: Natalii Sdobnikova/Rusmediabank.ru

Дорогие читатели, сегодня поговорим об особенностях развития детей от рождения и до полутора лет. Конечно, в одной статье рассказать обо всем невозможно, но основные моменты я затрону, чтобы у вас уже сложилось понимание о том, как жить и что делать, с новорожденным.

После рождения мир для ребенка новый и кажется ему недружелюбным – нужно дышать самому, есть самому, а еще колики в животике, влияние погоды, рост зубов. У малыша на этом этапе много тревог и стресса. Поэтому это период максимального присутствия мамы в жизни ребенка. Маме необходимо всегда быть рядом, не отлучаться дольше, чем на 3-4 часа и своевременно реагировать на плач, транслируя крохе: «Я всегда рядом»; «Я сильная и помогу тебе»; «Вместе мы справимся».

Первые полгода – это ребенок-нарцисс, необходимо показать ему, что он важен для вас, он первый, главный. Малышу стоит давать максимальное внимание и бежать со всех ног при первом требовании. Не давайте ему долго плакать, берите на ручки, чаще прислоняйте тело к телу, смотрите в глаза, поглаживайте, агукайте вместе с ним. или хотя бы прикладывайте к груди, даже если нет молока. Грудь для ребенка нечто большее, чем просто источник молока – это способ близкого общения с мамой.

Тогда у ребенка укрепляется доверие к жизни и крепчает его эго. Если игнорировать его призывы о помощи, то у ребенка выработается недоверие к жизни, ненужность этому миру, травма отвергнутого. Ребенок будет зависимым, ведомым, а иногда и агрессивным, драчливым. И если он решит, что он плохой, никому не нужный, а мир недружелюбный и холодный, потом убедить его в обратном будет сложно.

Поэтому мамочке необходимо заботиться о ребенке и о своем спокойствии. Отдавая ему положительную спокойную энергию, мамочка тем самым уравновешивает его нестабильное состояние и формирует позитивное отношение к миру.

До 3-х лет не рекомендуется оставлять ребенка с и бабушкой на целый день. Для ребенка это страшная потеря. Мама ушла, где она? Он не может себе объяснить, не понимает, что вы на важной встрече и вернетесь через 8 часов или условно в 18:00. Ему не понятны ваши благие намерения заработать, дать все самое лучшее, поэтому если хотите вырастить счастливого ребенка и у вас есть возможность, то будьте с ним до 3-х лет, ну или минимум до 1,5 лет.

Папа тоже крайне важен в это время, так как его основная задача обеспечивать защиту, безопасность и комфортную обстановку маме, чтобы она была спокойна, имела возможность отдыхать, гулять, не отвлекаясь на другие дела и тем самым максимально быстро и качественно заботилась о ребенке, наполняла его своим теплом и любовью. Тогда у младенца активно развивается эмоциональный интеллект и в будущем он будет свободен от всякого рода зависимостей и соблазнов.

До года малыш все активно тянет в рот. Потому что удовольствие в этом возрасте ребенок получает только через рот. Мамина грудь, собственные пальчики на руках и ногах, соски, пустышки, игрушки, погремушки, ванночка, ботиночки, ложки, тарелочки. Все что только можно дотянуть до рта, ребенок будет тянуть. Не стоит кричать, ругаться, вырывать из рук предмет. Если он тянет в рот, что-то опасное/грязное, то аккуратно уберите и замените этот предмет игрушкой, например той, которую можно погрызть.

Старайтесь отвлекать ребенка и во всем придерживаться правила замены – убрать его ручку от чего-то нежелательного, найти замену опасным предметам. Если ботинок в рот нельзя, то погремушку можно. Если нож в руки нельзя, то ложку можно. Если на обоях не рисовать, то на огромных листах ватмана можно.

От полугода нужно постепенно отдалять ребенка от себя. Когда малыш проснулся и зовет вас можно уже крикнуть ему: «Иду, иду!» и чуть-чуть подождать/доделать дела. Здесь уже важно давать ребенку пространство и время побыть одному, поиграть без мамы.

От 7-9 месяцев до полутора лет – это этап отделения от мамы. Здесь ребенок начинает кусаться, щипаться, бросаться игрушками. Это все действия направленные на отделение. Он как бы проверяет, что вы разные части. Что мама это другой человек. Но все равно мысли мамы не менее важны для ребенка, вплоть до подросткового возраста именно мысли, самоощущения мамы имеют огромное влияние на ребенка.

Как раз в это время с 7-8 месяцев активно вводится прикорм в рацион малыша, и грудь перестает для него быть единственным источником пищи, а скорее остается больше как источник общения и успокоения. Многие мамы оставляют грудь до 2-х лет именно из-за болезненного появления зубов. Но исследования психологов показывают, что самое оптимальное и полезное для малыша время кормления грудью – до года. Считается, что постепенно общение и успокоение грудью стоит заменять общением словами, поглаживанием. После у ребенка наступает следующий этап развития психики, и если его затянуть будет наблюдаться отсталость в психологическом развитии ребенка.

Пусть ваши детки растут открытыми и счастливыми, а не удобными и послушными.
Напишите в комментариях, интересна ли вам эта тема? Тогда я продолжу ее развивать и расскажу подробнее об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

P.S. Помните о том, что каждый ребенок индивидуален. Не стоит всех строго загонять под правила психологии и ставить диагнозы из материалов статей.

Так же хочу обратить внимание тех родителей, чьи дети уже старше 1.5 лет. Прочитав статью, у вас может возникнуть чувство вины. Ни в коем случае не обвиняйте себя – это пустое. Лучше старайтесь сделать все возможное на тот момент, который есть у вас сейчас.

Человек меняется и развивается на протяжении всей жизни, от рождения до смерти. Это касается и его психосексуальной сферы. Но о развитии сексуальности мы знаем очень мало. Наименее изучен период детства — своеобразная прелюдия сексуальной жизни взрослого человека.

До появления психоанализа младенчество и раннее детство считались асексуальными , а то и вовсе бесполыми. Выражение «детская невинность» до сих пор означает блаженное неведение и отсутствие каких бы то ни было эротических интересов. Напротив, Фрейд и его последователи считают, что почти все сексуальные проблемы и трудности взрослого человека определяются «травматическими переживаниями » его раннего детства. Не вступая в теоретические споры, перечислю основные проблемы, с которыми сталкиваются обычно родители.

Маленькие дети обоего пола испытывают повышенный интерес к своим половым органам, испытывают даже оргазмоподобные ощущения. Первоначально интерес ребенка направлен просто на собственное тело: трогая свои половые органы, он играет с ними точно так же, как и с другими частями тела. Если это доставляет ему чувственное удовольствие, интерес усиливается, игра превращается в мастурбацию (онанизм). Обычно мастурбация носит спонтанный, бессознательный характер.

Но особенно часто она наблюдается у детей, которым не хватает эмоционального тепла, одиноких, заброшенных. В подростковом и юношеском возрасте мастурбация — самая распространенная форма сексуального удовлетворения.

У детей младше 10 лет мастурбация, как правило, собственное открытие, у более старших — результат общения со сверстниками. Родители, обнаружив такую склонность у своего ребенка, очень переживают, боятся, что он вырастет «испорченным», будет неправильно развиваться. Однако мнение, будто мастурбация может стать причиной импотенции или других сексуальных расстройств, ошибочно. Забегая вперед, скажу, что, по данным сексопатологов, среди сексуально здоровых людей очень много тех, кто в отрочестве «грешил» онанизмом. У женщин, занимавшихся мастурбацией до начала половой жизни, аноргазмия (сексуальная холодность) встречается втрое реже.

Но вернемся к раннему возрасту. Более или менее осознанный интерес к половой сфере связан с осознанием ребенком собственной половой принадлежности и проявляется между двумя и пятью годами. Именно в этом возрасте дети замечают анатомические различия между полами, задают бесконечные вопросы, подглядывают за взрослыми, за тем, что происходит в туалетах, ванных комнатах и так далее. Особенно часто это случается в детских садах и яслях. Широко распространены игры в «папу-маму» или «доктора», когда дети, раздеваясь, рассматривают и даже ощупывают друг друга.

Термин «сексуальная игра» здесь очень условен, потому что мотивы участвующего в таких играх ребенка могут быть самыми различными. Иногда в них вообще нет ничего эротического. Это обычная ролевая игра, в ходе которой ребенок осваивает определенные социальные роли и ситуации. В других случаях эротическая окраска вполне очевидна. Тем не менее родителям на надо пугаться! И уж, во всяком случае, показывать свой страх ребенку. Панический ужас взрослых может только травмировать детей.

Когда малыш настойчиво вторгается в запретную область или нарушает общепринятые правила, например, демонстрирует свои половые органы или произносит «неприличные» слова, — это не столько сексуальный, сколько социальный эксперимент, нарушение правила как способ его проверки и познания. Здесь действует та же логика, что и в детских словесных игровых перевертышах, блестяще описанных Чуковским в книге «От двух до пяти».

Ничего нет страшного в том, что ребенок увидит родителей, не говоря уж о братьях и сестрах, обнаженными: это избавит его от необходимости подсматривать и научит воспринимать наготу как нечто естественное. Однако нужно помнить, что если ребенок расскажет об этом сверстникам, он может оказаться в центре далеко не благожелательного внимания. Так что правила внутрисемейного поведения не могут не учитывать тех норм и традиций, которые приняты в окружающей среде.

Сейчас много спорят о том, как и в каком возрасте родители должны открывать ребенку тайну деторождения. Прежде чем решить для себя этот вопрос, обдумайте такой факт: в подавляющем большинстве случаев сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека зависят от морально-психологической атмосферы, в которой протекало его раннее детство. Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью, эмоциональная раскованность, теплота и открытость семейных отношений, готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы, отсутствие запретов на темы разговоров — все это облегчает ребенку формирование здорового отношения к сексуальности.

Но чем он становится старше, тем меньше влияние на него взрослых, тем сильнее влияние сверстников и старших ребят. Фрейд считал, что в психосексуальном развитии существует так называемая латентная фаза, когда ребенок вообще не интересуется вопросами пола. Это мнение кажется мне ошибочным. Просто 7-10-летний ребенок уже знает основные правила приличия, поэтому его поведение более скрытно и отличается от поведения дошкольника. Однако интерес к этим проблемам у него не исчезает, а видоизменяется.

Современные дети интересуются вопросами секса и знают о них гораздо больше, чем подозревают их родители и учителя. Жизнь показывает, что чем сильнее запреты на вопросы секса в семье и школе, тем выше стена между поколениями и тем сильнее влияние сверстников и старших подростков, со всеми вытекающими отсюда порой нежелательными последствиями.

Информация, которую ребенок получает от сверстника, часто недостоверная и односторонняя.
А процесс полового созревания вызывает множество психологических проблем и трудностей. Прежде всего подросток вынужден заново оценивать — а иногда и переоценивать себя с точки зрения своего соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о фемининности (женственности) и маскулинности (мужественности). Появляется тревога из-за слишком большого веса или недостаточного роста. Само половое созревание протекает крайне неравномерно. Мальчики, которые отстают в половом развитии, с завистью смотрят на своих более маскулинных сверстников. Бывает и наоборот, когда мальчики стесняются появления волос на лобке или возникающих в самый неподходящий момент эрекций — им кажется, что все это замечают. Девочки стесняются увеличения груди, начавшихся менструаций, поэтому бестактные шутки и замечания взрослых или сверстников по этим поводам больно ранят подростков.

В период полового созревания впервые отчетливо проявляется тип половой конституции. Особенно важен в этом смысле возраст пробуждения полового влечения и первого семяизвержения. Чем раньше начинается половое созревание, тем более бурно оно обычно протекает и тем быстрее заканчивается. Более позднее начало созревания, напротив, чаще сопровождается и более вялым его течением.

Не менее важны социальные и культурные факторы. Американские ученые обследовали 7,5 тысячи подростков от 12 до 17 лет, сопоставив данные врачебных осмотров с результатами опросов. Оказалось, что возраст, когда подростки начинают ухаживать и назначать свидания, статистически связан с уровнем их индивидуального полового созревания, но еще больше — с нормами возрастной субкультуры. Многие подростки проявляют интерес к противоположному полу не столько вследствие собственного полового созревания, сколько под влиянием своей возрастной группы, нормы которой диктуют: надо ухаживать, пора влюбляться. Напротив, у детей с ранним, даже преждевременным половым созреванием наступление физиологической половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью. Их сексуальное поведение соответствует больше их психическому, чем гормональному возрасту.

В подростковых юношеских увлечениях очень много головного, нарочитого, придуманного. Влюбленность, ухаживание, об­мен записочками, первое свидание, первый поцелуй в этом возрасте важны не только и не столько сами по себе, как ответ на внутреннюю потребность, сколько как со­циальные символы, знаки взросления.

Подростковая любовь часто вообще отделена от секса. Мечта о любви и образ возлюбленной сплошь и рядом асексуальны, лишены чувственной окраски. Когда подростки называют свои зарождающиеся привязанности «дружбой», они не лицемерят. Они и вправду испытывают прежде всего потребность в общении, самораскрытии, эмоциональном тепле.

В то же время подросток, особенно мальчик, часто находится во власти сильных сексуальных переживаний. Его эротические фантазии проецируются на образ, представляющий собой только сексуальный объект, лишенный всяких психологических характеристик. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают повышенный интерес, позволяя заземлить, снизить волнующие подростков эротические переживания, к которым они не подготовлены ни психологически, ни общим уровнем своей культуры.

Не нужно думать, что это удел только испорченных мальчиков . Очень часто откровенный секс и возвышенный идеал прекрасной возлюбленной сосуществуют, не пересекаясь, в сознании одного и того же подростка. Впрочем, многих вполне устраивает чисто физиологический, «безлюбовный» секс. Они не знают, что простое прикосновение к руке любимой дает мужчине гораздо больше, чем самые изощренные ласки женщины, которая ему безраз­лична. Подростковая сексуальность — сложная психолого-педагогическая проблема. Взрослые должны подготовить подростка к новой стадии жизни своевременно, заранее дать ему необходимые анатомо-физиологические сведения о менструациях, ночных поллюциях — семяизвержении , научить его правилам сексуальной гигиены . А самое главное и трудное — помочь овладевать культурой общения, преодолевать собственную застенчивость и одновременно научиться чуткости к переживаниям другого.

Статьи по теме: