Проект на тему: Сказки в детском саду. Старшая группа
анна
Родительский клуб как форма взаимодействия с семьей в ДОУ
Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Необходимость работы с родителями диктуется не столько потребностью помощи детскому саду со стороны пап и мам, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка.
Родители сейчас , не смотря на обилие информации , а может и вопреки ей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Им необходимы точные, однозначные ответы на вопросы о развитии своих малышей, о том, как с ними взаимодействовать , что читать, о чем говорить, как себя вести в сложных ситуациях.
Консультации необходимы родителям всех социальных групп. Даже если никаких особых проблем во взаимодействии с ребенком у родителей нет , им хочется узнать что-то новое о своем чаде, научиться чему-то новому, послушать других родителей и педагогов . Родителям не нужны долгие лекции, сложные научные выкладки, им интересно познакомиться с основными этапами развития самооценки и саморегуляции, психических процессов, разных структур личности ребенка; знать, какими способами можно развивать своего малыша, как помочь ему в общении с другими детьми, обучении и личностном росте.
Некоторые из родителей , приводя ребенка в группу детского сада, проявляют интерес к вопросам воспитания, но при этом в каждом конкретном случае педагогического взаимодействия оказываются в растерянности и затрудняются сделать необходимый выбор.
Именно поэтому в нашем детском саду созданы клубы «Ступеньки роста» и «Школа родительской мудрости » » для родителей воспитанников .
Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся программой
Клубная форма взаимодействия обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах педагогов, психологов, родителей .
При наличии развитых форм клубной работы встречи в клубе могут проводиться в форме дискуссий , тренингов, развивающих игр и пр. В клубе руководитель выступает в качестве организатора и эксперта, находясь на втором плане обсуждений. Обмен родительским (педагогическим) опытом – главное и основное, что организуется в наших Клубах .
Для удовлетворения потребностей родителей в психолого-педагогических знаниях в настоящее время лекционная форма работы перестала себя оправдывать. Это можно объяснить тем, что лекционная информация воспринимается современными родителями как давление со стороны педагогов. При этом известно, что в процессе пассивного слушания усваивается только 10-20% информации , да и мотивация участников снижается, поскольку, как правило, лектором не учитывается жизненный опыт участников и их личный запрос к специалисту.
Главным условием нашей работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми.
Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные :
лекция - диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;
дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой-либо проблемы;
психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т. д.) ;
диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания) .
На встречах с родителями для усиления их эффективности мы используем анкеты, рисуночные пробы, цветодиагностика и многое другое.
Основные этапы работы по организации клубов в учреждении :
1. Теоретический- Изучение опыта работы клубов для родителей социально-психологической направленности в городе и регионе,
2. Подготовительный
2.1 Работа специалистов ДОУ
Мотивационный семинар по вопросу организации родительского клуба
Поиск эффективных форм работы с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания детей; развитие отношений взаимопонимания и сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями
2.2 Работа с родителями
Мотивационные встречи с родителями в группах ДОУ
родителями , изучение их мнения о целесообразности организации в ДОУ клуба для родителей
3. Организационно-методический
Создание творческой группы по руководству Клубом .
Разработка положения о Клубе .
Разработка тематического плана работы
4. Теоретико-практический (апробирование деятельности родительского клуба )
Разработка сценариев тематических встреч
Проведение тематических встреч с родителями дошкольников
Анализ предварительных результатов
5. Научно-методический
Анализ результатов проведения родительского клуба в ДОУ
Описание этапов работы
Обобщение опыта работы
Основные функции групповой работы :
Коммуникативная – создание и сплочение родительского коллектива как субъекта педагогической деятельности.
Личностно-ориентированная - раскрытие родительского и педагогического потенциала участников.
Инструментальная - выработка у родителей умений и навыков анализа, саморефлексии.
В начале каждого года мы проводим анкетирование родителей по вопросу работы клуба . Это позволяет выявить наиболее интересные темы для обсуждения, время заседаний, ожидания родителей от работы Клуба .
72% родителей желают посещать заседания Клуба . Основными условиями, которые необходимы для этого, были названы : вечернее время проведения – 46%, наличие свободного времени – 35%, интересные темы – 9%.
Наиболее интересными формами проведения заседаний были выбраны : обсуждение – 42%, дискуссия – 20%, круглый стол – 14%.
Также родители указывают темы , которые были бы им интересны, исходя из этих запросов и были выбраны темы для заседаний Клуба .
Во время наших заседаний мы пришли к следующим выводам о том, как повысить эффективность групповой работы :
1. Ориентироваться на интеллектуальные и эмоциональные ресурсы родителей .
2. Учитывать предпочтения и пожелания участников.
3. Выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решений.
4. Обсуждаемая проблема должна приниматься и осознаваться участниками.
5. Оказывать помощь друг другу в решении проблем детей.
Преимущества клубной организации состоят в следующем :
1. Появляется возможность объединять родителей , сплачивать родительский коллектив , благодаря доброжелательной атмосфере, свободному добровольному участию, выбору тем с учетом общих интересов.
2. Атмосфера свободного общения позволяет более открыто выражать свое мнение, увереннее чувствовать себя всем участникам, без опасения негативных последствий.
4. Формат свободного общения , вопросов и ответов, обмена мнениями позволяет не учить родителей педагогике и психологии, а дать им возможность самим придти к разрешению своих сомнений.
5. Темы для обсуждения выбираются из предложенных самими родителями , таким образом, в рамках Клуба реализуется социальный заказ.
Правила взаимодействия участников Клуба :
1. Уважение мнения каждого участника.
2. Активная работа всех членов Клуба
3. Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме.
4. Обсуждение ПРОБЛЕМЫ, а НЕ личности!
5. Взаимная помощь и поддержка .
6. Говорим только от себя и за себя.
7. Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей .
Правильно организованные встречи специалистов детского сада с родителями помогают позитивному общению, способствуют выработке единой стратегии воспитания детей той или иной возрастной группы, анализу и коррекции поведения детей.
Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей .
Педагог-психолог,
воспитатели,
музыкальный руководитель,
старший воспитатель Н. П Озерина,
МОУ детский сад № 000
Команда педагогов хотела бы представить опыт работы с родителями в форме семейной гостиной, где дети, родители, педагоги являются активными участниками встречи, создателями единого воспитывающего, эмоционально благополучного образовательного пространства для развития гармоничной личности ребенка.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
К сожалению не все родители осознают это предназначение, не обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми. Семья в наше время становится нестабильной, конфликтной, разрушается культура семьи, теряются навыки материнского и родительского поведения. Педагоги, сталкиваясь с проблемами ребенка, понимают, что за ним стоит его семья и вместе они составляют единое целое. И чтобы помочь нужно входить в контакт с этим сложным организмом и влиять на него. Как это осуществить в современных условиях общественного воспитания, учитывая особенности современной семьи?
В течение веков в России общество вырабатывало систему воспитания и обучения детей, подростков, молодежи. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписанной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, семьи; предполагалось также привить умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.
Именно поэтому педагоги в наше время ищут новые подходы и методы использования национальных ценностей народной педагогики
Одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ является возрождение семейно-родовых ценностей, традиций и культуры родного края. Мы ставим для себя задачу выбрать и представить то, что составляет непреходящую ценность, что сохранилось, считалось важным, что предавалось будущим поколениям вопреки реальным будням. Мы обращаемся к золотому фонду культуры, к кладезю мудрости, опыта, хранителю национального сознания.
В сложившейся системе работы ДОУ используются разнообразные формы взаимодействия детей, педагогов и родителей – это семейные календари, газеты, выставки поделок, проекты, родительские клубы, викторины, гимнастика с мамами, эстафеты. В последние годы популярными стали семейные гостиные, в которых участвуют все – дети, их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, творческая команда детского сада.
Семейная гостиная - это альтернатива родительскому собранию, в которой психолого-педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников, самих воспитанников и педагогов.
Цели и задачи семейной гостиной:
Просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста в лучших традициях русской культуры и современной психолого-педагогической практики.
· Информирование родителей о закономерностях развития детей дошкольного возраста, об эффективных стратегиях внутрисемейных отношений.
· Содействие развитию творческого взаимодействия детей и взрослых, в процессе подготовки и проведения семейной гостиной.
· Получение опыта позитивного, интересного общения детей, родителей, педагогов.
· Презентация опыта семейного воспитания в организации досугов, сохранения истории семьи, продолжения семейных традиций.
· Актуализация воспитательного потенциала семьи через совместную деятельность.
Семейная гостиная дети-родители-педагоги решает 3 важные функции:
1.Познавательная функция. Получение знаний становится инициативой
самого человека, упор делается на самообразование.
2. Коммуникативная функция - это общение. Доброжелательная среда формирует добровольные, открытые, эмпатийные взаимоотношения .
3. Преобразовательная функция - это творческий подход в решении проблемы.
Мы разработали содержание 5-ти семейных гостиных, в которых мы основываемся на опыт традиционного русского воспитания и на теорию и практику современно и психологии:
1) «Играйте вместе с нами: семейный театр!»
2) «Как мы трудимся: посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер!»
3) «Наши самые родные: посвящение семье!»
4) «Любимым мамам и бабушкам: хранительницы семейного очага!»
5) «Мужчины моей семьи: русские богатыри!»
Структура встреча в семейной гостиной:
l Встреча-вступление
l Выступления родителей и детей с опытом семейного воспитания (театр, песня, стихи, газета, мультимедийная презентация, видеоролик).
l Совместная деятельность детей и взрослых.
l Ритуал расставания, совместная фотография
Семейная гостиная способствует взаимопроникновению и взаимовлиянию образовательного пространства ДОУ и семьи, созданию оптимально-благополучных условий для воспитания и развития личности ребёнка. В качестве критерий оценки успешности встреч в семейной гостиной для нас стали позитивные изменения во взаимоотношениях родителей с детьми: понимание и доброжелательность; интерес родителей к совместному творчеству в семье и детском саду; инициативность, находчивость и фантазия детей и родителей в подготовке к встрече; активное участие в семейной гостиной.
Команда детского сада находится в постоянном поиске форм работы с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества, включения родителей в воспитательно-образовательный процесс. На протяжении ряда лет мы сотрудничаем с в рамках программы «Воспитание маленького волжанина», образовательной программы для родителей «Мудрая мама» и одной из самых привлекательных сторон этого сотрудничества - возможность принципиального изменения взаимоотношений детского сада и семьи. Мы понимаем, что путь этот труден и не все всегда получается, но радостно осознавать, что преодолеваем эти трудности мы вместе, с семьями наших воспитанников, и сейчас нам есть чем гордиться.
Мы не останавливаемся на достигнутом, мы стремимся и делаем многое для взаимного обогащения друг друга всем самым лучшим, ценным в воспитании и развитии наших детей. И в этом поиске мы не одни, с нами мамы, папы, бабушки, дедушки наших воспитанников, мы – семья.
Рубцова Анна Васильевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ "ЦРР -д/с №108"
Населённый пункт:
г.Сыктывкар, Республика коми
Наименование материала:
статья
Тема:
"Семейная гостиная -как эффективная форма работы с родителями"
Дата публикации:
28.03.2017
Раздел:
дошкольное образование
Статья из опыта работы по взаимодействию с семьями по теме
«Семейная гостиная» - новая и эффективная форма работы с родителями
в МАДОУ в рамках проведения тематических недель и проектов.
Новая и эффективная форма работы
с родителями в МАДОУ - «Семейная
гостиная»
совместная
взаимодействия
музыкального
руководителя Романовой Натальи Владимировны, воспитателя Рубцовой Анны
Васильевны,
родителей группы № 11
в рамках проведения тематических
недель и проектов.
Семейная
го с т и н а я
возможно сть
родителя м
н ау ч и т ь с я
взаимодействовать
ребенком
музыкально-художественной
деятельности,
совместную
музыкально-театрализованную
деятельность понять его чувства и переживания, увидеть достижения своего
продемонстрировать
творческие
способности
р од и т е л е й
музыкально-художественной деятельности.
проводимые
форме музыкальных
праздников,
позволяют
организовывать
равноправное
родителей
музыкально-
художественной,
театральной
деятельности.
р е з ул ьт а т е
т а к о г о
взаимодействия
родителями
происходят
положительные
изменения
отношениях.
Детско-родительские
отношения
приобретают
конструктивный характер. Это особенно важный результат работы семейной
гостиной.
Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены
привлеченные
специалисты
(педагог-психолог,
медицинские
работники,
изодеятельности
встречам
семейной гостиной готовятся все участники: педагоги, дети и родители.
Положительный
эмоциональный
удовлетворения от совместной музыкально-художественной деятельности
помогают создать музыкальные игры с детьми и родителями, выступления
родителями
родителей
выставки
детского
творчества, музыкальное оформление. Но главное – это общий настрой всех
участников.
Итоговые мероприятия, проведенные в рамках работы семейной гостиной:
«День Матери» (ноябрь, 2015)
праздника
«Воспевание
женщины-матери,
женщины-рукодельницы, женщины-хранительницы семейного очага». В ходе
родители
удивляют
творческими талантами. Вок. ст. мал. «Домисолька» радовала своих мам
чудесными песнями, папы рисовали мамин портрет на воздушных шариках,
были выступления семейного дуэта «Вдохновения», а так же вок.гр.мам
«Берегиня».
«Рождественские встречи» (январь, 2016)
«Широкая масленица» (апрель, 2016)
Основная цель этих праздников – это возрождение забытых национальных
ценностей, погружение в истоки национальной культуры.
«Мамин день» (март, 2016)
концерта,
родители
порадовали
присутствующих
концертной программой, в которой принимали
участие не только дети и
родители, но и бабушки были активными участниками. Тепло и с восторгом
воспринимали зрители номер семейного вокального ансамбля «Элис».Свой
номер представила танцевальная группа мам «Сударушка». Дети с восторгом
и гордостью смотрели на своих замечательных мам в танце. Благодаря таким
мероприятиям дети и их родители погружаются в разные формы музыкально-
художественной деятельности.
Конкурс – шоу «Минута Славы» (май, 2016).
зрелищное
мероприятие
выявление
творческих
способностей
родителей
деятельности (танец, песня, чтение собственных стихов, различные виды
фигурное
тхэквондо,
художественная
гимнастика,
акробатика, а также иллюзионисты-фокусники). Эти способности надо было
представить через музыкально-художественную деятельность. Результатом
родитель
«Вечер поэзии» (октябрь, 2017).
Самым эмоциональным и трогательным стал «Вечер поэзии» - основной
которого
проявление
родителями
литературного
творчества
музыкально-художественную
деятельность.
посвященные
танцевали
«Домисолька» дарила свой музыкальный подарок мамам – песня «Смешной
человечек»-солист
Лужецкий.
придуманы
муз.конкурсы
различные
Подарком
аппликация созданная детьми «Птица счастья».
семейной
гостиной
признание
стороны детей, родителей, педагогов МАДОУ.
Организация работы семейной гостиной
как эффективной формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях.
Процесс становления новой системы образования в России, ориентированной на мировое образовательное пространство, сопровождается изменениями в педагогической теории и практике. Главной целью дошкольного образования на современном этапе является развитие свободной, любознательной, творческой эмоционально отзывчивой личности.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» был объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. В указе говорится о том, что дети должны стать активными участниками решения важнейших задач, направленных на возрождение и всестороннее укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Образовательные организации призваны оказывать помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Кроме того, согласно новому закону об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а так же с оценками успеваемости своих детей.
Важнейшим направлением обеспечения качества дошкольного образования является поиск новых форм сотрудничества педагогов с родителями. Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы акцентировали внимание на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в подходах к решению задач образования детей. С этой целью родителей необходимо знакомить с динамикой развития способностей детей, с достижениями в образовании детей, по желанию родителей - с материалом, осваиваемым в дошкольном учреждении.
Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи - семейная гостиная, участие в работе которого является добровольным. Свой вклад в организацию деятельности гостиной вносят разные специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники). Общение в рамках семейной гостиной создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
В рамках работы семейной гостиной проводятся совместные праздники, творческие мастерские для детей и родителей.
Цель работы гостиной : гармонизация детско - родительских отношений.
Задачи:
Формирование у родителей способности понять потребности ребёнка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития;
Формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а так же позитивного отношения к себе, взрослым и к окружающему миру.
Формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка;
Поддержание интереса родителей к внутреннему миру своего ребенка.
Периодичность : встречи семейной гостиной проводятся 4–5 раз в год.
Работа в семейной гостиной реализовывается через игровую деятельность детей и взрослых, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Для активизации воспитательных возможностей родителей используются разнообразные активные формы общения с ними:
Семейные игровые программы;
Совместный досуг взрослых и детей;
Познавательно-игровые викторины;
Творческие мастерские;
Дискуссионные встречи, практикумы, тренинги.
В процессе проведения таких программ родители могут вместе с ребенком играть, лепить, рисовать, выполнять спортивные и танцевальные упражнения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться.
Одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями в процессе формирования ценностных ориентиров - защита детско-родительских проектов. Проект строится на основе интересов детей и взрослых. Любознательность детей, желание узнать новое и интересное служит поводом для разработки и реализации проекта. Работа проходит в несколько этапов.
1 этап - выбор темы. Совместно с детьми определяется тема, собирается информация, используя «модель трех вопросов»: что мы знаем? что еще хотим узнать? как мы можем это сделать?
2 этап - подготовительный, на основе интересов и особенностей детей, а также возможностей тематического проекта подбирается соответствующий инструментарий, материал, музыкальный репертуар и атрибуты.
3 этап - реализация проекта в разных видах деятельности в центрах активности. Совместными усилиями педагогов и родителей создаются центры активности - особая предметно-развивающая среда, обеспечивающая каждому ребенку право выбора деятельности.
4 этап - заключительный - презентация проекта в виде музыкального спектакля или праздника, досуга, где дети совместно с родителями демонстрируют свои музыкальные и творческие способности.
Современные формы организации работы семейной гостиной позволяют активизировать взаимодействие с родителями по вопросам всестороннего личностного развития воспитанников, создают атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Литература:
И. Н. Каменская [и др.] Использование интерактивных форм работы с родителями // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014.
Майер А. А., Давыдова О.И., Воронина Н. В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М., 2011.