Празднование нового года и рождества. Новый год и Рождество: история праздников

Рождественские праздники или можно смело назвать самыми любимыми и веселыми. Их с нетерпением ждут и взрослые, и дети. А все потому, что именно с этими праздниками связано множество красивых обрядов и традиций.

Новогодние и рождественские праздники

Зимние празднества начинаются со встречи в ночь с 31 декабря на 1 января Нового года. Наряжается елка, готовится обильное угощение. Нередко, празднование может проходить вне дома, например, в ресторане или кафе. Затем следуют Рождество и Крещение, между которыми в народе принято еще отмечать так называемый старый Новый год (встречу Нового года по старому календарю) или Щедрый вечер (в некоторых регионах – Меланку). И если встреча Нового года это, скорее, светское мероприятие, то Рождество - сугубо домашний праздник с глубокими православными корнями. Поэтому немного об истории Рождественских праздников. Эти праздники посвящены рождению Иисуса Христа, его крещению в водах реки Иордан и поклонению волхвов. Между Рождеством и Крещением Христианской Церковью (аж в 451 году) установлены 12 праздничных, святых, дней. Поэтому этот период и называется Святками. По церковным канонам до Рождества соблюдался пост, нельзя было петь, веселиться, совершать различные обряды. Но, в народе эти догмы никогда строго не соблюдались. Многие занимались и занимаются до сих пор святочными гаданиями, а при встрече Нового года мы накрываем богатый стол. Но, тем не менее, некоторые традиции рождественских праздников сохранены и соблюдаются по сей день. Так, вечером в канун Рождества (6 января ), в так называемый Сочельник, накрывается стол к семейному ужину. На стол стелиться белоснежная скатерть, под которую укладывается сено (память о том, что Иисус родился в яслях). На стол подается 12 постных блюд (по числу первых апостолов), среди которых обязательно должна быть кутья (сочиво – откуда и название Сочельник). Мясные блюда разрешено есть на само Рождество (7 января ) после утренней литургии. К трапезе приступают после восхода первой звезды (память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам о рождении Христа). Ну, и, конечно же, до восхода первой звезды (до начала семейного ужина) ходят колядовать.

На Меланку (встреча старого Нового года) также устраивается богатое (щедрое) застолье, а в ночь с 13 на 14 января ходят щедровать – почему и вечер называется Щедрым. На (19 января ) принято окунаться в прорубь (иордань), вырубленную в виде креста, или запастись освященной водой в храме.

Понятно, что в современных условиях нет строго соблюдения всех догм. Но, если возникнет вопрос, как провести рождественские праздники, вспомните и о народных традициях.

Вообще же традиция встречи Нового года повсеместно распространена в цивилизованных и примитивных (архаических) обществах. Возникла она в глубоком прошлом и связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира. Отправным моментом, видимо, послужили наблюдения за биокосмическими ритмами: все в этом мире имеет свое начало и свой конец; луна растет, становится полной, а затем уменьшается и исчезает, природа расцветает весной и умирает зимой, все живое проходит стадии развития, старения и смерти. Но за каждой смертью следует новое рождение, поэтому весь мир, время и сам человек нуждаются в периодическом обновлении, которое свершается в Новый год. У различных племен и народов наступление Нового года приходилось, да и ныне приходится, на различное время года, но каждому празднику присуща общая черта – в Новый год гибнет старый мир, гибнет со всем плохим, что в нем было, а на смену ему рождается новый мир.

Новый год – не момент, а промежуток между смертью и новым рождением. Чтобы начать новую жизнь, человек должен посредством специальных ритуалов очиститься от грехов, от старения и разложения мира. В наше время у православных христиан это осуществляется во время постов, в том числе рождественского, после которого они исповедуются и причащаются. У древних славян существовал ритуал омовения в бане, соответствующий по своему значению крещению, то есть очищению и приобщению к Богу. У евреев и мусульман до сих пор существует обряд омовения перед трапезой или молитвой, у христиан – чин водосвятия и крещение водой.


В архаических обществах сотворение нового мира происходило ежегодно, иногда несколько раз в год. В Месопотамии в третьем тысячелетии до новой эры Новый год встречали в период весеннего равноденствия (марте – апреле). Считалось, что в это время светлый бог неба Мардук, описываемый в поэме «Энума элиш» как «ребенок-солнце», побеждает дракона Тиамат – воплощение мирового хаоса. Мардук разрубает тело Тиамат на две части, из нижней части создает землю, из верхней – небо, а из крови демона Кингу – человека. Во время праздника, продолжавшегося двенадцать дней, две группы людей разыгрывали все перипетии этого мифологического сюжета.

У древних египтян Новый год также символизировал сотворение нового мира. Его отмечали в период разлива Нила, воды которого смывали все старое, а принесенный ими ил служил основой для будущего урожая и процветания страны. В Израиле в Новый год бог Яхве побеждал силы хаоса (исторических врагов Израиля) и становился королем мира, в результате чего происходило обновление мироздания.

В дохристианский период многие индоевропейские народы праздновали наступление Нового года в период зимнего солнцестояния. В III веке христианские историки приняли за начало года 1 марта, а с V века на этот стиль перешли во многих городах и областях Европы, в том числе на островах Венецианской лагуны и во Франкском государстве. Вместе с тем папская канцелярия использовала благовещенский стиль – от «воплощения Господа» – с началом года 25 марта. Он был весьма популярен также во Флоренции, Пизе, Кельне и Мюнстере.

В Римской империи с IV века счет дней в году вели от 25 декабря – рождества Христова. С IX века этот стиль стали применять (наряду с благовещенским) на территориях германских герцогств, а с 1310 года вплоть до второй половины XVI века он оставался там практически единственным. В Англии Новый год долгое время встречали 25 марта и только в 1752 году парламент принял решение перенести его на 1 января. На территории Франции с 420 по 752 год началом года считалось 1 марта, с 753 по 987-й – рождество, с 988 по 1563-й – первый день Пасхи. В 1563 году Карл IX повелел начинать год с 1 января, парламент противился этому до 1567 года, а затем все же подчинился нововведению. В Дании и Швеции в прошлом тысячелетии год начинался 12 января (в день окончания праздника «зимней ночи»), в 940 году король Гакон перешел в христианство и совместил начало года с рождеством Христовым, с 1559 года его перенесли на 1 января. В Испании на эту систему перешли с 1556 года, в Нидерландах – с 1575-го, в Шотландии – с 1600-го, в папской канцелярии – с 1691-го.

1 марта, 25 марта и 1 сентября являются днями «сотворения мира» в соответствии с константинопольской (и древнерусской), александрийской и антиохийской эрами. Другие варианты начала года в христианских странах тесно связаны с ключевыми моментами в жизни Спасителя и соотносятся либо с днем его рождения в человеческом образе – рождеством, либо с днем его Крещения, либо с его возрождением после физической смерти – Пасхой.

В Древней Руси год начинался в марте – в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Возможно, такой отсчет начала года был принят по примеру ветхозаветной церкви, которая начало своего церковного года приурочивала к месяцу нисану, примерно соответствующему нашему марту. В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и еще одна новогодняя дата – 1 сентября, которая пришла к нам вместе с религией из Византии. Связано это с особым почитанием православными римского императора Константина I Великого, который в этот день в 312 году разбил своего главного соперника Максенция. Через год миланским эдиктом император Константин I допустил свободное вероисповедание христианства, а с 325 года сделал его государственной религией Римской империи. Поворот Константина I к христианству произошел в день его битвы с Максенцием. В 312 году сам Константин I ввел счисление, согласно которому год начинался 23 сентября – датой рождения первого римского императора Октавиана Августа. Такое счисление было принято во многих странах Востока и просуществовало до 462 года, когда из практических соображений (удобства расчета 15-летнего индиктового цикла сбора податей с провинций) начало года перенесли на 1 сентября. Видимо, тогда же родилось и обоснование этой даты – «в честь императора Константина».

В Литве и Польше с 1362 года новый год начинался 1 января, а летосчисление велось «от рождества Христова». Такая же система была распространена и на территориях, находившихся под влиянием этих государств, в частности встречается в украинских летописях того времени. На территориях независимых русских княжеств новый год долгое время мог начинаться 1 марта и 1 сентября, пока в 1342 году московский митрополит Феогност, а затем и церковный собор 1492 года не узаконили начало года с 1 сентября. Великий князь Московский и «всея Руси» Иван III утвердил постановление церковного собора, причем с 1 сентября стал начинаться не только церковный, но и гражданский год. Возможно, инициатором этого решения был сам Иван III, поскольку вторым браком (1472 год) он был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора.

Интересно, что 1492 год от рождества Христова ожидали как «роковой» год – год «конца мира», поскольку еврейские, а затем и христианские толкователи Библии полагали, что мир будет существовать то ли 6000, то ли 7000 лет от его сотворения – эквивалентно числу дней творения или полной седмицы. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин пишет:
«Истекла седьмая тысяча лет от сотворения мира по Греческим Хронологам: суеверие с концом ее ждало и конца миру. Сия несчастная мысль, владычествуя в умах, вселяла в людей равнодушие ко славе и благу отечества… думая, что все ненадолго».

Уверенность в конце мира была настолько велика, что пасхальные таблицы в Греции и Руси ограничились 1492 годом. Однако год истек, все «успокоились, увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется», а Московский церковный собор сразу же в сентябре утвердил пасхалию на последующие годы и перенес начало года на 1 сентября.

Последний раз осенний Новый год был отпразднован в 1699 году и проведен был "весело и в пиршестве". Воевода Шеин устроил все с царской пышностью, собрав на праздник множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число гвардейцев и матросов. К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя "братом". Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из двадцати пяти орудий. Затем Царь, явившись в Успенский собор в сопровождении своего сына Алексея и жены царицы Евдокии, сам поздравлял народ с Новым годом.

Но уже следующий Новый год Петр хочет праздновать по-новому . Отменив летосчисление от дня сотворения мира, он "лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах" устанавливает отсчет времени по рождеству Христову. А заодно, и все по той же причине, переносит празднование Нового года с сентября на январь.

Петр понимает, что его шаги могут встретить непонимание и уже в самом указе оправдывается: "Не только во многих христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы [малороссы] и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. января первого числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах".

И все же по России прокатился глухой ропот. Возмущались не только простецы. От многих "благородных", занятых "подобно черни предубеждениями", слышались даже и "хульные слова". "Как мог Государь переменить солнечное течение?" - спрашивали друг друга они, свято веруя, что Бог "сотворил свет в сентябре месяце".

И тут на помощь Царю и вовремя подоспел Феофан Прокопович, знаменитый церковный деятель. В своих "обличительных опусах" он обрушился на "пономарей и апостатей", недовольных "погублением лет Божиих". И крепко побил их своим словом. "Что приличнее и честнее? Праздновать ли новолетие в память даней и податей или тогда, когда празднуем пришествие в мир Сына Божия. Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свобождаемся?"

Произведя риторическим вопросом необходимый эффект, Феофан уже снисходительнее поясняет: "От начала Христовой церкви не писали христиане числа лет ни от сотворения мира, ни от рождества Христова. Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от рождества, а в греческой за полторы тысячи лет не означивали и недавно означать стали, и то еще не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепые хронологи?"

20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от рождества Христова. Далее в указе говорилось:
«В знак того доброго начинания и нового столетняго века после должного благодарения Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своему, по большим и преезжим знатным улицам знатным людям и у домов Нарочитых духовнаго и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а людям скудным хотя бы по древцу, или ветве на воротья, или над хроминою своею поставить, а стоять тому украшению Генваря по 7 день тогож 1700 года.

Да Генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи жгут и стрельба будет, потом по знатным дворам Боярам и Окольничим и Думным и Ближним и знатным людям палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушек, буде у кого есть, и из нескольких мушкатов или инаго мелкого ружья, учинить трожды стрельбу, и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, Генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров и хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках поставить по одной или по 2 или по 3 смоляные и худыя бочки, и наполня соломой или хворостом, зажигать».

1700 год начался службами во всех церквах «с испрашиванием благославления на Новый год». Указания царя были выполнены со всей тщательностью, асам Петр, по сообщению австрийского резидента О.-А. Плейера, «в этот вечер устроил очень красивый фейерверк, целый день приказал стрелять из пушек, которых более 209 везено было к Кремлю, и эта стрельба из пушек и фейерверки, как и стрельба из мелкого ружья по всем домам, также иллюминации и другие изъявления радости в течение шести дней заключены были обыкновенным освящением воды, или Иорданью, в день св. Богоявления».

Традицию веселой встречи Нового года Петр I поддерживал в течение всего царствования. Сохранилась она при дворе последующих правителей, но прежнего размаха праздники уже не достигали. Для большинства населения России Новый год остался всего лишь одним из дней веселых зимних святок. В XIX веке, к примеру, по случаю наступления Нового года в православных храмах служили Божественные литургии, но одновременно молились во славу Бога, даровавшего победу русскому оружию в войне 1812 года, и поминали павших защитников отечества. В столицах и провинции устраивались карнавалы и балы, но они производились и по другим, менее значительным поводам. Газета «Санктпетербургские ведомости» 1 января 1853 года сообщала:

«Петербург проводит Васильев день точно так же, как и все другие вечера: так же играет в карты, так же танцует, так же ужинает и пьет шампанское, с той только разницею, что прибавляет поздравление с Новым годом».

Только на окраинах города и в провинции отношение к Васильеву вечеру было особенным, да и то потому, что вечер этот посвящался святочным гаданиям.

Рождество Христово

В 1582 году папа Григорий XIII ввел новую календарную систему, которая получила название григорианской или «новый стиль». Реформа эта сопровождалась протестами и ожесточенной полемикой среди ученых и священников, но католические страны перешли на новый стиль практически сразу – ослушников ждало отлучение от церкви. Постепенно к ним стали присоединяться страны с протестантским вероисповеданием, и к 1782 году почти все государства Европы перешли на новое летосчисление. Православная церковь на Константинопольском соборе 1583 года признала неточность юлианского календаря, но на григорианский переходить отказалась, поскольку по новому стилю христианская Пасха иногда совпадает с еврейской или наступает раньше нее, что запрещено «Апостольскими правилами». Не перешла на григорианский стиль и Россия, хотя с 1700 года она и встречала новый год 1 января, но все же на 11 суток позднее других европейских государств. В нашей стране календарную реформу провели большевики сразу после прихода к власти: 16 ноября 1917 года этот вопрос обсуждался в правительстве, а 24 января 1918 года был принят декрет о введении в Российской Республике западноевропейского календаря:

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:
1. Первый день после 31 января сего года считать не 1-ым февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15-м».
Декрет подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин), помощник Народного Комиссара по Иностранным Делам Г. Чичерин, Народные Комиссары: А. Шляпников, Г. Петровский, А. Амосов, В. Оболенский, Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов. Он был опубликован на следующий день в «Правде».

Обращает на себя внимание сходство формулировки причин перехода на новый календарь Петром I и большевиками. У Петра I – «…по примеру всех христианских народов…», у большевиков – «…в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени…».

Видимо, изменение календаря для новой власти в немалой степени диктовалось стремлением разделить светскую и духовную жизнь, повернуть сознание людей к новым идеям и ценностям, которые усиленно внедрялись. Церковь переходу на новый календарь воспротивилась, и до сих пор устройство церковного года осуществляется по юлианскому календарю. В результате советский Новый год предшествует православному рождеству Христову, а православные по-прежнему встречают Новый год по старому летосчислению, то есть 14 января, называя его «старым Новым годом».

Истоки рождества

рождество Христово в католическом и протестантском мире празднуется 25 декабря по григорианскому календарю, тогда же, 25 декабря, оно празднуется и в православном мире, но до сих пор по юлианскому календарю. В XX и XXI веках это соответствует 7 января по новому стилю, а в XXII веке – 8 января. Для католиков и протестантов – это самый главный праздник в году. Для православных – большой, но не самый великий праздник. Его затмевает Пасха, ибо духовное возрождение важнее земного рождения. Древние христиане вообще называли днем рождения человека день его смерти, поэтому и праздник рождества Христова появился не сразу, а, можно сказать, под давлением внешних обстоятельств.

Древней церкви был неизвестен не только день, но и месяц рождения Иисуса Христа . Одной из причин появления праздника явилась борьба с еретиками – гностиками, которые придавали самое большое значение в жизни Спасителя его крещению, считая, что Дух Святой сошел на Иисуса в Иордане, а до того он был простым человеком, доступным греху.

Чтобы противопоставить гностическому празднику свой такой же, древняя церковь установила праздник Крещения и назвала его Богоявлением, тем самым внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя в этой ипостаси. По своему смыслу слово «богоявление» означало не только Крещение, но и рождество Христово, поэтому в этот день праздновалось то и другое.

В начале нашей эры в греческо-римском мире одновременно с распространением христианства происходило распространение языческой религии: культа солнца. Более того, в 70-х годах III века римский император Аврелиан сделал эту религию официальной для империи. Главным праздником религии солнца были дни зимнего солнцестояния – время, когда происходит переход от зимнего умирания к весеннему воскресению природы. В центре этого божественного чуда, победы света над тьмой, было солнце – источник света и жизни. Новый праздник назначили на конец сатурналий - древнеримского праздника который до тех самых пор еще не потерял своего значения и массово праздновался римлянами.

В 325 году, когда император Константин I делает христианство государственной религией, христиане составляли примерно десять процентов всего населения империи. Главным методом обращения в христианство остального населения стало использование самих языческих верований, очищенных и наполненных новым смыслом. По этой причине праздник рождества Христова отделили от праздника Крещения и перенесли на день рождения солнца (25 декабря) , «как рождение подлинного духовного солнца, вхождение в мир подлинного духовного света».

С тех пор в главном песнопении праздника сохранились слова: «рождество Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом познания. Ибо в нем служащие звездам были научены поклоняться Тебе, солнцу правды…». Таким образом, праздник рождества Христа был произвольно назначен на 25 декабря .

Символика рождества

В силу своего происхождения праздник рождества Христова несет в себе некоторые элементы символики праздника солнцестояния - символики циклического возрождения мира. Это же значение придают Пасхе, - другому важнейшему христианскому празднику, - пасхальное яйцо и кролик. Вспомним хотя бы сказку о Кащее Бессмертном, сюжет которой восходит к языческим верованиям индоевропейцев. Смерть Кащея (воплощение сил зла и хаоса) заключена в яйце, яйцо находится в утке, утка - в зайце (кролике), заяц - в сундуке, сундук - на дереве. Если разбить яйцо, то Кащей (старый мир) гибнет и рождается новый мир, новая вселенная.

История рождения, смерти и воскресения Иисуса Христа напоминает ритуалы, связанные с символизмом ежегодного возрождения мира, где другие «спасители» -боги или полубоги - преуспели в своем назначении, были убиты и возрождены, а вместе с ними возродился и мир. Однако, при всей схожести христианства с циклическими религиями, где смерть и возрождение бога, будь то Озирис, Таммуз или Орфей, были вечно повторяющимся мифом, Христос родился, был распят, воскрес и вознесся по правую руку Бога Отца один раз и навсегда. Завершенность воскресения приводит к тому, что в христианских ритуалах, в том числе и праздника рождества Христова, празднуется уже совершенное, но одновременно и как духовное событие, происходящее именно сегодня и с самими верующими.

Люди и весь мир возродятся только один раз, когда во второй раз явится Спаситель и у каждого спросит по делам его.

Казалось бы, христианство дает человеку наивысшую свободу, которую он только может себе вообразить, - человек может все, даже влиять на вселенную. Только верь, и все сбудется по вере твоей, только не сомневайся в сердце своем. Однако достигнуть этого могут только избранные: святые, мученики и праведники, только их ждет восхождение на Небеса, в рай и общение с Богом, только они обретут вечное спасение. Путь этот не закрыт никому, но, по наблюдению М. Элиаде, у большинства современных людей, в том числе и у христиан, где-то глубоко внутри сидит мысль, «что жизнь нельзя исправить, а можно только создать заново». Поэтому многие из нас считают возможным начать новую, незапятнанную жизнь, новое, добродетельное существование с Нового года, рождества, дня рождения или, к примеру, с понедельника. В этом, несомненно, прослеживаются архетипические воззрения наших предков на возможность уничтожения времени, многократного периодического возрождения не только природы, но и человека.

Традиционный атрибут празднования рождества во многих странах мира - рождественская ёлка представляет собой хвойное дерево (ель, пихта, сосна) или искусственную его имитацию, украшенное гирляндами, специальными ёлочными игрушками и свечами или лампочками.

Дети и Санта Клаус у «дерева Клауса» (нем. Klausbaum). Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

Каких-либо указаний на дерево как символ празднования рождества Христова в Новом Завете нет. Однако, согласно британской энциклопедии, "Использование вечнозеленых деревьев (венков и гирлянд из них) символизирующих вечную жизнь был в обычае древних египтян, китайцев и евреев. Также поклонение деревьям было распространено среди дохристианских языческих европейцев и этот обычая выжил и после обращения их в христианство.

Формирование современного рождественского ритуала произошло в немецкой традиции уже в конце Средневековья и начале Нового времени. До сих пор продолжаются споры, где и когда была впервые документально зафиксирована установка рождественской ёлки. Есть краткие упоминания о похожей церемонии в канун 1510 года в Риге и Ревеле. Дерево было установлено на Ратушной площади, где члены гильдий танцевали вокруг него. Бременская хроника 1570 года сообщает, что небольшая елка была поставлена в благотворительных целях для сбора лакомств для детей и была украшена "яблоками, орехами, финиками, кренделями и бумажными цветами". Нередко в качестве первой рождественской ёлки предлагается та, которую Лютер установил у себя в доме на рождество.

Немецкая рождественская ель восходит к райскому дереву предрождественской мистерии — 24 декабря западными христианами отмечалась память Адама и Евы. Рождественское дерево по аналогии с Древом познания украшалось сначала яблоками, а потом просто красными шарами.

К началу 18-го века, обычай стал общим в городах верхнего Рейна, но еще не распространился на сельские районы. По нижнему Рейну, в связи с наличием римско-католического большинства, до 18 века елка считалась чуждым протестантским обычаем. В начале 19-го века, обычай стал популярным среди европейской знати и распространился на несколько королевских дворов, в том числе и российский императорский двор.

В России наружное украшение зданий ветвями хвойных деревьев впервые было приказано царским указом к 1 января 1700 года, но оно не имело ничего общего с традицией вносить на рождество дерево в дом и украшать его; эта традиция в Россию приходит спустя полтора века. Ель на Руси традиционно связывалась со смертью, погребальным обрядом, и о том, чтобы вносить её в дом, речи не шло. Единственными, кем был выслушан царский указ, стали владельцы кабаков, на протяжении XVIII века обозначавшие вход в заведения еловыми ветвями, отчего горького пьяницу прозывали «ёлкиным».


Сцены из семейной жизни императора Николая I.
Рождественская елка в Аничковом дворце.
Чернышев А.Ф.

В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны, которая сама была немка, была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце.

До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал, дворцовые ёлки были исключением. До начала 1840-х годов о ёлках в столичных домах в литературе не упоминается, но в начале 1840-х, как о большой новинке, уже пишут о продаже в кондитерских «прелестных немецких ёлок, убранных сластями, фонариками и гирляндами».

В середине сороковых годов уже встречаются отдельные удивлённые упоминания, что «в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». Всё, что находилось на ветках ёлки и на столе под нею, было подарками. Подарок всегда имел своего определённого дарителя. Обычай приписывать появление подарков сказочным существам появился лишь в начале ХХ века.

В середине 1840-х годов ёлки переживают необыкновенный подъём интереса, так что в конце сороковых годов в Петербурге уже повсеместно ставятся ёлки. Ф. М. Достоевский в рассказе «Ёлка и свадьба» 1848 года упоминает ёлку как нечто уже общеизвестное.

Борьба с рождеством

В наши дни многих западных школах ученикам запрещают упоминать рождество и Санта-Клауса. И, конечно, никакой елки. Похожего принципа придерживаются многие муниципалитеты, не ставя на главных площадях ёлки по причинам "политкорректности". Оставив в стороне верность подобного отказа от своей национальной традиции, посмотрим в историю. Первый ли это подобный запрет в истории?


В 1902 году
незадолго до рождества газета The Sun сообщила, что президент Теодор Рузвельт и его семья встретят рождество в Белом доме, обменяются подарками, но не будут ставить рождественскую елку. Одни говорили, что это решение жены Рузвельта, которая стремилась к простоте и минимализму. Рождественские елки и раньше появлялись в Белом доме далеко не каждый год — например, президент Линкольн всегда обходился без елки, и никто не обращал на это особенного внимания.

Рождество в Белом Доме. Рузвельт смирился с ёлкой

Но крестовый поход Рузвельта против рождественской традиции оброс легендами благодаря сыновьям президента. Восьмилетний Арчи и пятилетний Квентин никак не могли смириться с тем, что елки не будет, и поэтому протащили ее в Белый дом тайком. После праздника, 26 декабря, удивленный Рузвельт написал своему приятелю такое письмо:
Вчера утром в четверть седьмого дети, уже одетые, начали стучаться в нашу дверь — у нас над камином висели рождественские чулки, набитые подарками. Мы с женой встали, разожгли камин, закрыли окно и открыли дверь — приготовились поздравлять детей. Но сначала нас самих ждал сюрприз — оказывается, Арчи подговорил плотника, который работает в Белом доме, и они протащили в здание крохотную елку, поставили ее в уборной и нарядили. Арчи повесил на ее ветки подарки для каждого из нас, даже для собаки, кота и пони, на котором Арчи катается.

Рузвельт, хоть и был тронут такой заботой, пригласил в Белый дом своего знакомого специалиста по природным ресурсам Гиффорда Пинчота, чтобы он, как эксперт, рассказал мальчикам, почему не стоит рубить деревья. Но тот неожиданно встал на сторону детей: он сказал, что периодически ели все-таки нужно срубать, чтобы другим доставалось больше света и они лучше росли. Правда, президента это не убедило. Через год The Sun сообщила, что на рождество дети Рузвельта поедут в гости к родственникам, которые наряжают у себя дома елку. А вот уже в 1906 году елку все-таки поставили. Кто переубедил президента — неизвестно, но 25 декабря, наутро после рождества, газета The Washington Herald вышла с заголовком «Дети наполнили Белый дом весельем», а в тексте пояснялось, что на этот раз в здании стоит большая елка.

В дореволюционной России рождество было одним из самых любимых праздников. Но во время Первой Мировой войны в стране началась массовая германофобия. Переименовали Петербург в Петроград, толпы сжигали заведения на вывесках которых стояли немецкие фамилии... В народной памяти еще осталось что елка это привозной, германский обычай и новогоднюю елку объявили «вражеской немецкой затеей» и стали запрещать в некоторых учреждениях.

«Петроградский училищный совет воспретил во всех церковных школах устраивать елки, т.к. обычай елок перенесен к нам от немцев », — писала в 1914 году газета «Московская копейка». Когда в 1915 году немецкие военнопленные в саратовском госпитале устроили новогодний праздник с традиционной елкой, в прессе это назвали «вопиющим фактом нарушения морали ».

В 1916 году против ёлки выступила и церковь: Священный синод вовсе запретил установку елок по всей стране. Правда, на этот запрет мало кто обратил внимание: даже солдаты, которые воевали против Германии, ставили елки на позициях. «Прием, который мы встретили у наших героев, не поддается передаче, — писала одна из артисток Мариинского театра после посещения фронта. — Нам пришлось также присутствовать и принимать участие на позиционной рождественской елке ».

После революции 1917 года , большевики вознамерились создать новый мир:
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим – кто был ничем, тот станет всем».

Однако в первые годы Советской власти никакой войны с рождеством и ёлками не было и в помине. 31 декабря 1917 года во всех районах Петрограда были организованы «пролетарские ёлки» для детей рабочих. В 1919 году Ленин посетил ёлку в школе-интернате для детей в московском районе Сокольники. Заранее зная о готовящемся вечере, Владимир Ильич распорядился «отписать для школы яблок и конфет». 7 января 1924 года уже смертельно больной Ленин, безвыездно живущий в Горках, организовал ёлку для детей совхоза и санатория.

После смерти Ленина многое изменилось в руководстве страной. Ни Богу, ни старым праздникам места в новой России не было, поэтому началась активная кампания борьбы с ними. Руководили большевики, а непосредственными исполнителями стали комсомольцы. Обстановку борьбы с религией и праздником рождества Христова наглядно передают газеты и журналы того времени. Вот, к примеру, заголовки статей «Комсомольской правды» конца 20-х годов накануне «нового» и «старого» рождества: «Научной плеткой по религиозному дурману», «В поход на религию и пьяный, обжорный праздник», «Провести комсомольское рождество разумно, не в пьянке и обжорстве, а на гуляньях, вечерах и на спорте».

На тропу войны с религией и старыми праздниками встали пролетарские поэты. Демьян Бедный в апреле – мае 1924 года опубликовал в «Правде» «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», где Иисус Христос представлен неполноценным от рождения человеком, к тому же наделенным многими пороками. Владимир Маяковский клеймил некоего Лебита за то, что «он, приведя резоны разные, по-христиански елку празднует» («Комсомольская правда», 1928, 22 дек.). Александр Введенский написал строки, ставшие популярными: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов» («Чиж», 1931, № 12). Семен Кирсанов в стихотворении «рождество» («Комсомольская правда», 1928, 25 дек.) обратился к комсомольцам с призывом: «Праздновать рождество – значит праздновать рабство с невежеством!.. Елки сухая розга маячит в глазища нам, по шапке деда Мороза, ангела – по зубам!»

Комсомольцы в Москве (сорок тысяч человек) и других городах «весело» похоронили религию, героев старого быта, любителей побездельничать в рождество – Макдональдов, священников, пьяниц, монахов, гадальщиц. Они осмеивали елки и церкви, рядились в попов, ксендзов, пасторов, раввинов и читали «проповеди», а потом под музыку, хохот и пляски жгли иконы, макеты церквей, ризы священников.

Особых нападок на Новый год не было, его терпели, но видели в нем что-то чуждое советскому режиму – «обывательское» и старались приспособить к своим нуждам. Пропагандировался опыт клубов по организации детских новогодних инсценировок, маскарадов и живых газет. «Комсомольская правда» приводила в пример, как культурно, «…необычно, на удивление всем, не танцуя, не хмелея, скромно шагнула в новый год замоскворецкая молодежь – смотрела в театре революции премьеру спектакля „Купите револьвер"» (1927, 4 янв.).

Ёлка — приманка для простачков. Карикатура 1930 года.

Начиная с декабря 1931 года активная антирелигиозная пропаганда почти прекратилась. Дело в том, что, в соответствии с декретом Совнаркома СССР от 24 сентября 1929 года, страна перешла на пятидневную рабочую неделю (четыре дня рабочих, пятый – выходной, причем не совпадающий для большинства рабочих и служащих), при которой праздникам, за исключением революционных, места не было. Считалось, что переход на пятидневку вызван необходимостью рациональной организации труда, однако (судя по тексту декрета, это тоже планировалось) такой режим работы способствовал еще большему отдалению верующих от церкви. Неясно, насколько была эффективна пятидневка в экономическом плане, но просуществовала она только несколько лет, а затем Советский Союз постепенно перешел на шестидневную рабочую неделю. Возможно, что пятидневка была по-своему хороша и задачи по преобразованию экономики страны выполнила, но оставалась задача воспитания нового советского человека. Добиться этого при разобщенности людей вне производственного процесса было трудно. Вместе с тем известно, что праздники являются очень эффективным способом сплочения коллектива, средством воздействия на человека и управления им. Поэтому реабилитация новогодней елки скорее всего явилась продуманной акцией.

28 декабря 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья П.П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку»:
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.
Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»

Обратим внимание, что елка из рождественской превратилась в новогоднюю, а сама статья воспринимается как руководство к действию. Судя по развернувшейся кампании, все было согласовано заранее. В той же газете помещена заметка «Продажа елок на рынках Москвы», в которой буднично сообщается, что на некоторых рынках появились елки и их охотно раскупают жены рабочих, служащих, инженеров, командиров Красной Армии, дети и подростки. Далее сообщалось, что достать елки и игрушки к ним очень трудно, поскольку директора крупнейших рынков не разрешают их продавать, считая это нарушением каких-то никому не ведомых правил и «баловством».

В тот же день ЦК ВЛКСМ принимает постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового 1936 года», фабрикам и заводам дается поручение подготовить детям подарки, а райлесхозам – заготовить елки. В следующем выпуске «Комсомольская правда» заранее осудила возможных противников новой кампании:
«Нет сомнения, что и сейчас найдется немало таких блюстителей „современности», которые сочтут детскую елку за буржуазный предрассудок и лишат детвору прекрасного удовольствия. Комсомольцы первые должны осудить этих „сухарей», уже немало навредивших делу воспитания здорового, веселого и жизнерадостного поколения».

Одновременно с устройством елок для детей власти стали поощрять коллективную встречу Нового года взрослыми. 31 декабря того же 1935 года «Комсомольская правда» опубликовала статью «Студенческий бал-маскарад«:
«Яркие ленты, плакаты, панно, карикатуры, маски, рисунки, вырезанные фигуры украшали коридоры, стены зала, колонны и каждый уголок институтского здания. Даже громкоговорители, непрерывно разносившие по институту звуки танцевальных мелодий, прятались под большими открытыми поющими масками…
В зале шум. Это на огромном коне въехал Дон-Кихот Ламанчский со своим верным слугой Санчо Пансой. Но вдруг конь упал, и из него стали вылезать Коломбины, Арлекины, и опять все закружилось, затанцевало и запело.
Уже 2 часа ночи. Но это мало кого волнует – „Счастливыe часов не наблюдают», эту надпись на всех часах держит Амур, или она написана на огненно-красном сердце, подвешенном к часам»…

Новый год мгновенно перешел из неофициального статуса в статус государственного праздника, а с 1 января 1948 года (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 года) первый день нового года стал нерабочим днем. А что же с рождеством? Не то чтобы бороться с ним перестали – боролись, но не так шумно и крикливо, как раньше. И агитацию вели, и церкви закрывали… Так продолжалось вплоть до конца 80-х годов, а 7 января 1991 года Россия вновь на государственном уровне отметила православное рождество Христово. Однако пройдет еще немало времени, прежде чем этот праздник займет свое особое место в нашей жизни, и, видимо, он будет во многом отличаться от дореволюционного рождества: нарушилась преемственность традиции, изменились мы, к тому же привычная нам встреча Нового года разрушает нормальное течение рождественского поста, обязательного для верующих.

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают одним из "местных" гномов. В других средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.

Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что местечковый святой Николай стал широко известен и объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Румынии - Мош Джарилэ, в Голландии - Синте-Клаас, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.

С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы (-;

Новый год

Знаете ли вы, что Новый год – самый старинный праздник, который дошел до наших дней? Его отмечали еще в Древнем Египте. Но тогда он приходился на сентябрь: в конце этого месяца разливался священный Нил, даруя людям плодородие их земель, а значит, сытую и безбедную жизнь. Египтяне в Новый год ставили в лодку скульптуры бога Амона, а также его жены и сына и пускали их по реке, веселясь и танцуя почти целый месяц.

В Древнем Риме Новый год сначала праздновали в марте. Люди дарили друг другу подарки и устраивали шумные гуляния, украшали свои дома. Но затем Юлий Цезарь ввел новый . Таким образом человечество получило новую дату любимого праздника – 1 .

Вавилоняне встречали Новый год весной. У них была интересная традиция: царь в дни праздника покидал столицу, а народ делал, что ему вздумается, отдыхал и веселился.

В века во многих странах этот праздник тоже отмечали весной. Так было в том числе и в Англии. Но когда парламент решил перенести празднование на 1 января, этому воспротивились женщины. Они были не согласны с тем, что законодатели сделают их на полгода старше!

На Руси Новый год сначала отмечали 1 . Он символизировал возрождение матери-природы. Потом церковь в XIV веке привела праздник в соответствие с греческим календарем и перенесла на 1 сентября. А в 1699 году Петр I издал указ, повелев вести отсчет каждого нового наступившего года с 1 января, как уже делали к этому времени в Европе.

Рождество

Интересно, что в прошлом Рождество отмечали не 25 декабря по старому стилю или 7 января – по новому, а 6 января или 19-го (сегодня в этот день отмечают Крещение и Богоявление). Это было связано с тем, что в древности христиане считали Иисуса вторым Адамом – первый привел человеческий род к грехопадению, второй искупил грехи. Церковь полагала, что Христос родился в тот же день, что и Адам – шестой день первого месяца в году.

Однако позже многие святые отцы стали иначе высчитывать Иисуса. Так, Иоанн Златоуст и Августин были убеждены, что Христос был зачат в еврейскую Пасху, тогда же, когда был распят. Она в тот год отмечалась 25 марта. Теологи отсчитывали от этой 9 месяцев и получали 25 декабря. Эта дата совпадала с языческим римским праздником Дня Солнца. Церковники решили предложить язычникам поклоняться в этот день не физическому Солнцу, а «Солнцу правды», которым именовали Иисуса.

Окончательно новая традиция окрепла в середине IV века, после речи святого Иоанна Златоуста, в которой он призвал всех верующих праздновать Рождество 25 декабря. Люди, даже те, которые до этого колебались, приняли его точку зрения.

Спустя время на Западе появился Григорианский календарь, поэтому получилось, что стали католики и протестанты стали отмечать Рождество на две недели раньше, чем это делали православные.

У каждого народа есть свои обычаи и легенды, связанные с празднованием Нового года и Рождества. Sputnik предлагает познакомиться с традициями и обычаями празднования в разных странах этих главных праздников.

Эстония

Эстония — страна с несколькими религиозными конфессиями, поэтому здесь уважительно относятся к православному, католическому и лютеранскому Рождеству. Многие традиции Эстония заимствовала у Скандинавских стран. Так что неудивительно, что и Рождество у них носит название Йыулунд, по имени шведского божества Зимнего солнцестояния. А эстонского Деда Мороза зовут Йыулувана.

В Эстонии существует интересная новогодняя примета. К счастью считается встретить на улице трубочиста с орудиями ремесла - высоким цилиндром и гирей на веревке с ершиком. Фигурка такого испачканного сажей трубочиста очень популярна в качестве новогоднего подарка в Эстонии.

Начало Адвента особенно важно для маленьких детей, который ждут к себе в гости маленьких гномов, называемых на эстонском языке päkapikud (пякапикуд), которые живут в соседней с Эстонией Лапландии. Считается, что по ночам в течение декабря месяца ходят по домам волшебные гномы, которые дарят детям подарки и угощения.

SPUTNIK / ВАДИМ АНЦУПОВ

Характерная особенность празднования новогодней ночи в Эстонии - это сытный стол. На рождественском столе обязательно есть свинина, традиционный эстонские колбасы, жаркое, тушеная капуста, холодец, а также домашние хлеб и пиво.

В канун Рождества эстонцы обязательно читают рождественскую молитву, в которой просят дать силы не обижать ни людей, ни животных, быть внимательными, уметь прощать, заботиться не только о близких, но и о незнакомых людях - особенно стариках. Приметы: в канун Рождества у эстонцев дело не обходится без похода в баню. Купание в канун Рождества и Нового года, по древним эстонским поверьям, помогает избавиться от всех болезней, а еще - разжечь внутренний огонь, который будет согревать человека изнутри весь последующий год.

Латвия

В Латвии празднование Рождества и Нового года ("Зиемассветки") — это синтез языческих, советских и заимствованных на Западе в постсоветский период традиций. Но традиционно Рождество в Латвии принято праздновать шире, чем Новый год.


Рождественский рынок на Ратушной площади/ SPUTNIK / SERGEY MELKONOV

Главное блюдо латышского Рождества - вареный серый горох с жареным шпеком — свиным салом. Весь сваренный горох в этот день обязательно надо доесть - чтобы слезы этого года не оставались на следующий. Кроме того, на латвийском рождественском столе популярным блюдом является вареная свиная голова с вареным серым горохом и рыба - например, карп со сладким мясом и крупными чешуйками, которые принято складывать в кошельки и карманы, чтобы в новом году всегда быть с деньгами. А также в канун Рождества латыши вспоминают о некогда популярной кровяной колбасе.

Самый популярный вид праздничного печенья - пипаркукас, который аналогично актуален в Эстонии и Финляндии. В тесто перед выпечкой добавляется особый сорт ароматного перца и других пряностей, что создает узнаваемый приятный запах. Кроме того, из теста пипаркукас латышские кондитеры делают настоящие пряничные домики, которые часто становятся подарком к Рождеству.

Главное украшение к Рождеству в Латвии - адвентский венок, который изготавливается из подручных материалов: прутьев, сена, соломы, стеблей растений. Встреча Нового года в Латвии отличается изобилием праздничных блюд на столе. На богатых новогодних столах латышей, кроме коронной свиной головы и рыбы, всегда есть пироги, пирожки со шпеком, домашний глинтвейн, запеченный в печи картофель, тушеная капуста с медом и тмином, жаркое, салат "рассол" и пиво. Традиционный напиток для латышей - шампанское. Приметы: в первый день нового года в Латвии во всех домах принято разбрасывать горох, символизирующий обильный и урожайный год. Встречая Новый Год, необходимо съесть хотя бы одну горошину.

Армения

Новый год в армянской традиции является символом обновления и переосмысления прошлого. Празднование Нового года у армян имеет древнейшую традицию. По дошедшим до современников данным, армяне имели целых три новогодних праздника: Аманор (21 марта), Навасард (11 августа) и Новый год 1 января.


Армянский дед Мороз - Каханд пап/ SPUTNIK / АСАТУР ЕСАЯНЦ

У армян есть одна древняя поговорка: "Без вина придет новый год, а без нгатзахика - запоздает". В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Арарата. Его собирали и сушили, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Новый Год он всегда в новогодних блюдах применял сушеный нгатзахик. Эта традиция была символом национального единения армян.

Во многих районах Армении была распространена еще одна традиция "Кахука" или "Готекаха". Суть ее состояла в том, что молодежь накануне новогодней ночи опускала через дымоволок взятые с собой корзины, сопровождая это песнями и пожеланиями, поздравляющими домочадцев. А хозяйка этого дома должна была наполнить опущенные корзины фруктами и сладостями.


Новогодняя ярмарка на Северном Проспекте в Ереване/ SPUTNIK / ASATUR YESAYANTS

Часть новогодних традиций связана непосредственно с культами огня, деревьев, воды. В отдельных районах Армении вечером Нового года было принято "кахандовать". Брали бревно, которое надо было сжечь в Новом году, его называли "Бревном начала года". После сожжения, искрящие головешки закапывали в полях, чтобы новый год был урожайный, и в новом году не было потерь.

Прошли века и, конечно, многое изменилось. Но Новый год и сейчас остается у армян самым веселым и любимым праздником. Обычно Новый год в Армении встречают в семейном кругу и за столом, полным еды. Примечательно, что 1 января в список новогодних блюд по древней традиции включаются продукты, названия которых начинаются с буквы Н: Нгатзахик, Нур (гранат), Нуш (миндаль) и др. Традиционно армянскими новогодними блюдами являются также "ануш апур" (суп с сухофруктами) и "хапама" (тыква с начинкой из риса, меда, орехов, сухофруктов). До сих пор в некоторых областях Армении широко распространена выпечка праздничного новогоднего хлеба - "тареац". Ну и естественно, армянское вино и коньяк.

На детских праздниках Новый год в Армении традиционно встречают с Дедом Морозом — Каханд Пап и Снегурочкой — Дзюнанушик, звучат мелодии современных и народных армянских песен. Интересно, что в Армении подарки дарит глава семейства, их также вешают на елку.

На Рождество в Армении готовят сладкий "постный" рисовый плов с сухофруктами, орехами и фисташками, обязательно варят, жарят или запекают рыбу (традиционно форель), пекут куличики. В "счастливый" куличик вкладывают монету: кому достанется такой куличик — для того год и будет счастливым.

Приметы: Чтобы в следующий год не познать горя, следует перед тем, как отведать другие блюда, съесть немного меда. По древнему поверью, иногда приглашенные гости и соседи, придя в дом, разбрасывают по дому орехи.

Узбекистан

Новый Год в Узбекистане отмечают два раза в год: первый раз по европейскому стилю - 1 января, а второй — 21 марта. Оба этих дня являются выходными. Новый год 1 января в Узбекистане это больше светский праздник, отмечаемый с советских времен с присутствием всех традиционных празднику атрибутов. Как и во всем мире в Узбекистане есть свой Дед Мороз - его называют Корбобо и своя Снегурочка - ее именуют Коркиз. Вместо оленей - Ослик. Правда, редко можно увидеть на улицах Узбекистана Корбобо на ослике.


Дед мороз и Снегурочка на площади Независимости в Ташкенте/ SPUTNIK / СТРИНГЕР

На главной площади Ташкента устраивают народные гуляния: розыгрыши, танцы разных народов, продаются маски, елочки и подарки.

К новогоднему столу в Узбекистане принято подавать большое количество фруктов. Помимо традиционных национальных блюд непременно должен быть арбуз. Если он спелый и сладкий, то Новый год будет счастливый.

Этот большой интернациональный праздник приходит в каждую семью и, конечно же, широко и весело отмечается по всей стране. В столице на главной площади появляется сверкающая огнями гирлянд и украшенная шарами любимица всей детворы - живая елка - символ Нового года. Молодежь собирается здесь, чтобы в волшебную полночь услышать бой ташкентских курантов. А в последующие дни площадь становится эпицентром массовых гуляний. Особенно резвится детвора, ведь здесь их ждут Дед Мороз и Снегурочка.


Арбуз - неотъемлемая составляющая узбекского Новогоднего стола/ SPUTNIK / ВИКТОР ЧЕРНОВ

Приметы: пока часы отсчитывают секунды до наступления Нового года, многие в Узбекистане стараются успеть съесть 12 виноградинок. Кто выполняет этот ритуал, верит, что загаданное желание обязательно исполнится. По другой счастливой примете следует разбить все старые, треснувшие керамические тарелки перед Новым годом, тогда ничего плохого из старого года не повторится в наступающем.

Таджикистан

Праздновать Новый год в Таджикистане начали только с приходом советской власти. До этого таджики отмечали начало зимы, празднование приходилось на ночь с 21 на 22 декабря — самую длинную в году. Сейчас жители Таджикистана отмечают и древний праздник, и традиционный Новый год — с елками, мишурой и Дедом Морозом. Дед Мороз по-таджикски — Бобои Барфи, что означает Снежный дедушка. Со своей внучкой Барфак — Снежинкой — они желанные гости каждого таджикского ребенка.

Первый снег в Душанбе: мороз и новогоднее настроение

Отмечать приход зимы — это давняя традиция таджиков, пришедшая в Таджикистан из доисламских времен. С 21 на 22 декабря отмечают самую длинную ночь в году. Читают стихи, готовят угощения. Именно в этот день разрезается спелый арбуз или гранат. Эта традиция пришла в страну из зороастризма.

Календарный Новый год таджики отмечают с большим удовольствием. Улицы городов украшают гирлянды, фонарики и прочая мишура. В городских магазинах и на базарах бойко идет торговля новогодней атрибутикой. За окнами домов угадываются силуэты елок, а со дворов доносятся вкусные ароматы. На центральных площадях в городах и районах установлены елки и организованы новогодние представления для детей.

В парках Душанбе проходят праздничные мероприятия. А на столичной площади Дусти, где красуется самая большая елка страны, днем — грандиозная ярмарка, а вечером — праздничный концерт с участием звезд таджикской эстрады, который завершает великолепный фейерверк.



Праздничное застолье

Казахстан

В Казахстане новый год ("Жаңа жыл") отмечается два раза: 1 января — в соответствии с европейской традицией, и 21—23 марта — после наступления весеннего равноденствия ("Наурыз мейрамы"). Оба праздника отмечаются на государственном уровне.

Празднование Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января уходит корнями в советское прошлое Казахстана, поэтому мало чем отличается от встречи Нового года в России. Сейчас это один из самых массовых и любимых праздников в стране.

Улицы городов максимально украшаются новогодней символикой. Однако в отличие от Европы на улицах редко можно встретить Деда мороза (Аяз ата) со Снегурочкой (Акшакар) — они обычно являются гостями корпоративных мероприятий. Новогодний праздник стал отмечаться на территории Казахстана в середине XIX века, когда здесь поселились русские переселенцы. При встрече Нового года близкие друзья и родственники собираются за столом, чтобы встретить Новый год. Сначала все "провожают" Старый год и вспоминают, что хорошего в нем было, а в 00 часов 00 минут, начинают бить куранты, отсчитывая последние секунды Старого года.



Последние минуты старого года в Казахстане провожают, вспоминая хорошие моменты/
SPUTNIK / АЛЕКСЕЙ ДАНИЧЕВ

С наступлением 1 января все поздравляют друг друга и пьют шампанское, которое считается традиционным напитком на Новый год. Казахи очень любят праздники, поэтому застолья у них могут длиться до самого утра.

Молдова

Новый год в Молдавии отмечается 1 января. Дата празднования Нового Года, как и традиции, связанные с ним, претерпели существенные изменения за последние столетия. Кроме того, за последние полвека Новый Год превратился в самый широкомасштабный и популярный праздник в стране: он традиционно отмечается в семейном кругу, хотя народные гулянья происходят как до, так и после его наступления.

У молдаван свои новогодние персонажи, пришедшие из молдавского фольклора — это Мош Крэчун (Дед Мороз) и Фата де Зэпадэ (Снегурочка), ставшие любимыми гостями детских утренников. Как правило, злая Баба Яга (Баба Хырка) пытается помешать наступлению праздника, но ее планы терпят поражение.

Пироги плацынды - новогодние лакомства с предсказаниями. Внутрь каждой плацынды вкладывается листок бумаги с написанным предсказанием-пожеланием на Новый год. Предсказания эти читают все вместе и долго смеются, если старушке выпадает встретить и полюбить красивого парня.

Жители республики Молдова до сих пор продолжают отмечать приход Нового года два раза — первый раз по московскому времени в 22:00, а второй раз по-местному 24:00. Народные гулянья происходят на площадях крупных городов, где устанавливают елки и наряжают улицы. В Кишиневе самым нарядным является проспект Стефана Великого. По старым традициям, на новогоднем молдавском столе должно стоять 12 блюд по числу месяцев в году, чтобы каждый месяц в новом году нес достаток. В центре в самой красивой тарелке ставится кутья и новогодний калач. В сельской местности также сохраняется обычай принимать в новогоднюю ночь поздравления от ряженых, которые ходят от дома к дому. Поход ряженых возглавляет переодетый в костюм козла мужчина, олицетворяющий нечистую силу, о приближении которой извещают звенящие в колокольчики спутники.



Украшение Новогодней елки в центре Кишиневе/
SPUTNIK / MIROSLAV ROTARI

Одна из самых интересных предновогодних традиций в Молдавии - празднование Дня святого Андрея, когда незамужние девушки гадают на суженого. Также в эту ночь молодые люди крадут у девушек ворота. Для этого юноши договариваются, собираются и снимают ворота с петель, а, чтобы потом эти ворота вернуть, девушки должны угостить их свежеиспеченными пампушками с чесноком.

Всем известные колядки тоже относятся к молдавским рождественским обычаям. Как правило, в Молдове колядуют только парни и девушки. Но иногда даже взрослые отправляются поздравлять своих соседей, родных, близких, а иногда даже незнакомых людей с Рождеством. Колядующие поют прекрасные песни и взамен получают сладости, подарки и даже деньги. Приметы: в Молдавии "сеют" счастье — приходя к кому-то в дом, гости разбрасывают по дому зерна пшеницы, кукурузы и прочих зерновых. Считается, что благодаря этому наступающий год будет благополучными и урожайным.

Беларусь

Белорусские новогодние традиции — это смесь старых и новых веяний. Традиционный белорусский Дед Мороз — это Св. Николай (Святы Мікола). В белорусской мифологии есть персонаж, сильно повлиявший на представление белорусов о том, как выглядит Дед Мороз. Это древнее божество Зюзя, которое является олицетворением зимней стужи. С советских времен его неизменной спутницей и помощницей в раздаче подарков является Снегурочка.

Новый год белорусы традиционно отмечают в семейном кругу, молодежь ходит в рестораны, на дискотеки, встречает его на площадях крупных городов. Старшее поколение любит смотреть концерты с участием звезд эстрады.


На Октябрьской площади Минска зажгли новогоднюю иллюминацию/ SPUTNIK / ВИКТОР ТОЛОЧКО

Накануне самого главного религиозного праздника — Рождества Христова — верный традициям белорусский народ садится за праздничный стол — щедрый, но постный. Шестого января — Святая Вечеря, которую готовят после наведения порядка в домах. Очищаются и духовно — исповедуются. Обязательно на столе наличие 12 блюд — в честь 12 Апостолов Христа. Традиционными яствами всегда были рыба, грибы, каша, фасоль (бобы), картофель, голубцы, печенье, кутья. Ни в коем случае нельзя в этот день ругаться, спорить, все члены семьи должны быть дома. Дети должны помогать в приготовлениях.

У предков белорусов существовал интересный новогодний ритуал. За 15 минут до окончания старого года семья ставили на середину стола глиняную посудину, наполовину наполненную водой. По очереди все члены семьи протягивали левую руку и ровно минуту держали ее над этой посудиной. При этом каждый из присутствующих в мыслях отдавал воде болезни, потери, зависть, неурожай - то есть все то, что его в первую очередь не устраивало в прошедшем году. А потом выливали воду со всеми бедами в окно. Как только наступала полночь, та же посуда снова наполнялась водой до самого края и ставилась на стол. А семья вновь по очереди протягивала над ней правую руку и про себя проговаривала пожелания добра, здоровья, успехов, удачи, семейного благополучия. Через минуту ритуальную чашу пускали по кругу и каждый выпивал свою "долю пожеланий".



Новогодние шары на Октябрьской площади/
SPUTNIK / ВИКТОР ТОЛОЧК

По традиции перед новогодними праздниками белорусы стараются вернуть все долги, так как были уверены, что если этого не сделать, то весь год придется расплачиваться.

Приметы : многие белорусы верят, что если на Новый год, как только часы начинают отбивать полночь, на листе бумаги записать самое заветное желание и успеть сжечь бумагу с последним, двенадцатым ударом, то желание обязательно сбудется.

Россия

В России Новый год — главный праздник, который в стране принято встречать за столом в кругу семьи или друзей. Традиционные для русского новогоднего стола блюда — салаты "Оливье" и "Сельдь под шубой". А самый "новогодний" фрукт — мандарины, напиток - шампанское.

Российский Новый год представить без елки невозможно — это один из важнейших символов праздника, под которым под утро дети находят подарки.


Салат "Оливье"/ SPUTNIK / АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО

Во многих семьях принято для новогоднего стола печь специальные пирожки с пожеланиями: в пирожок заворачивается кусочек бумаги в фольге, на котором написано приятное пожелание. Вместо пожелания бывает и сюрприз. Например, в один пирожок из большой партии кладут монетку, один пекут сильно соленым, и еще один — очень сладким. Тот, кто вытянет под бой курантов пирожок с монеткой, в этом году станет богатым. Соленый пирожок символизирует трудности и испытания, сладкий — "сладкую" жизнь.

В российских семьях, чтобы атмосфера на Новый год в доме стала еще более праздничной, вырезают снежинки из бумаги и клеят на окна. Главный персонаж Нового Года — Дед Мороз, добрый волшебный старик с белой бородой в красной, белой или голубой шубе и валенках. Ездит Дед Мороз на тройке лошадей, а помогает ему внучка Снегурочка.


Дед Мороз из Великого Устюга/ SPUTNIK / ГРИГОРИЙ СЫСОЕВ

И, разумеется, перед каждым Новым годом в России по телевизору показывают "новогодние фильмы" — "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Иван Васильевич меняет профессию", "Карнавальная ночь", "Джентльмены удачи" и "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Еще одна особенность, присущая только России и странам СНГ — это не менее масштабное празднование Старого Нового года в ночь с 13 на 14 января и Рождества.

Рождество православные христиане отмечают 7-го января. В Рождественскую ночь у русских девушек принято гадать: языческая традиция сохранилась и до наших дней. Считается, что в эту особую ночь можно точно узнать свою судьбу и узнать, когда и за кого выйдешь замуж.

Приметы: в Новогоднюю ночь в России принято одеваться в новую и лучшую одежду, так как если войти в Новый год с обновкой, то целый год будешь ходить в обновках. Также считается, что нельзя отдавать деньги в канун Нового года, иначе весь год придется их отдавать. Перед Новым годом также рекомендуется выбросить из дома всю битую посуду, перемыть окна и зеркала. Спать в новогоднюю ночь тоже нельзя, иначе весь год пройдет вяло и неинтересно.

Грузия

На Новый год (на грузинском "Ахали цели") в Грузии принято, чтобы стол в прямом смысле ломился от яств. Жаренный поросенок, сыр, аппетитные рулетики из баклажанов с начинкой, блюда из мяса, птицы и рыбы, горы зелени и пряных овощных маринадов, нежнейшие хачапури и лобиани, тающие во рту, а также любимая детьми и взрослыми сладкая чурчхела.


Праздничный фейерверк над проспектом Агмашенебели/ SPUTNIK / ALEXANDER IMEDASHVILI

Самым любимым блюдом и неотъемлемым атрибутом новогоднего грузинского стола является сациви. Пикантное, неповторимое и многогранное вкусовое качество этого грузинского блюда нельзя описать словами. Традиционное новогоднее лакомство грузин - это гозинаки (обжаренные грецкие орехи в меду). С советских времен осталась традиция готовить "Оливье".

На праздничном столе, разумеется, наряду с бутылкой шампанского, присутствует грузинское чача и вино. Вино выпивается из разнообразных рогов и глиняных сосудов. Так жители Грузии пьют "гансхвавебули" — это обычай пить "особые тосты" из нестандартных по размеру бокалов.


Сациви

Когда наступает Новый год, везде в стране слышится "Мравалжамиэр" — это традиционная грузинская застольная песня, которую исполняют национальным грузинским многоголосьем. Среди главных новогодних легенд Грузии значится и таинственный Меквле. Меквле — это человек, которому суждено первому переступить порог вашего дома в новогоднюю ночь. Именно его нога, по древней легенде, приносит счастье или несчастье.

Грузинский Дед Мороз или "Товлис бабуа" — седой старик с длинной бородой, в черной, или белой чохе с белой буркой. Иногда дед носит кинжал. Примечательно, что внучки у грузинского Деда Мороза нет. Зато есть персонаж "Пипкия" — снежинка или снежная фея, которая сопровождает Товлис Бабуа. У грузин есть и своя новогодняя елка — чичилаки. Это небольшое белоснежное деревце, изготавливаемое вручную из веток орешника, украшают конфетами и ягодами.

На Рождество в Грузии есть одна красивая традиция "Алило" — от слова "Аллилуйя", то есть восхваление Бога. Это древняя традиция и красивейшее шествие в честь рождения младенца Иисуса. Праздничную процессию возглавляют символизирующие ангелов и с венками на головах "Махаробели" ("вестники радости" — груз.). За ними следует молодежь с пастушьими посохами в руках, в сванских пушистых шапках и в одежде из овечьей шерсти.

Они олицетворяют пастухов, пришедших к родившемуся Спасителю. Другие участники "Алило" - в белых плащаницах с красными крестами — несут иконы, хоругвь — религиозное знамя с образом Христа и светильники. Все участвующие в крестном ходе поют особое песнопение - "Алило", которое исполняют исключительно в этот праздник. А впереди шествия следует арба на волах, и в ней большие корзины, в которые собирают пожертвования для нуждающихся. Кругом толпа людей в нарядах и колядных костюмах - все поют, приплясывают, играют на музыкальных инструментах.



Шествие "Алило"

В Рождественскую ночь, по традиции которую ввел Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй, в каждом грузинском доме на окне зажигается свеча, принесенная из храма - в память о далеких библейских событиях, когда Иосиф и Мария, скитаясь, искали приют для рождения своего сына.

Приметы: 2 января в Грузии издавна празднуют День судьбы или Бедоба. Есть поверье, что, как этот день встретишь и проведешь, так и проведешь год. Поэтому жители Грузии стараются провести этот день благополучно и беззаботно, а главное — вместе с любимыми и близкими людьми.

Статьи по теме: