Логопедические упражнения 5 лет ребенку. Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

Первые звуки и слова малышей очень смешные и провоцируют у взрослых неконтролируемые улыбки. Но все резко перестают веселиться, когда слышат невнятные фразы от школьников или студентов. Общение – важнейшая составляющая жизни каждого человека. Структурировано выражать свои мысли, грамотно формулировать ответы на заданные вопросы, а также красиво и правильно говорить – умения, к которым следует начинать стремиться еще в раннем детстве.

К сожалению, процессу развития речи у детей большинство родителей уделяет не так много времени. Взрослые наивно считают, что ребенку 5–6 лет еще рано идти к логопеду, мол, все дефекты пройдут с взрослением сами по себе. Но ведь есть шанс, что проблемы с речью не исчезнут. Зачастую неправильное произношение звуков у взрослого начинается именно с ранних «недоучек».

Ребенок с кривой речью обречен на постоянное высмеивание со стороны. И если не справиться с проблемой вовремя, то во взрослой жизни он станет жутко закомплексованным, замкнутым и малообщительным человеком. Сегодня исправить ситуацию могут логопеды, предлагающие системное развитие речи с помощью специальных игр и упражнений. Однако устроить обучающие занятия для ребенка реально и в домашних условиях.

Виды дефектов речи

Прежде чем приступать к упражнениям и занятиям, рекомендуем разобраться с основными видами нарушений при произношении звуков. У ребенка речь может исказиться из-за:

  • Заикания. Наиболее распространенный речевой дефект. Определить наличие заикания у ребенка можно ближе к возрасту 3 лет, поскольку в этом периоде он начинает строить первые большие предложения. Занятий с опытным логопедом в этом случае не избежать. Специалист предложит игры на устранение дефекта и развитие речи, которые гарантировано дадут положительный результат. Заикание – коварная проблема. Важно не бросать занятия с ребенком даже после достижения успехов, ведь нередки случаи, когда проблема возвращалась.
  • Дислалии. Подобный дефект часто встречается у ребенка 3 5 лет. Если не вдаваться в науку, то дислалия – путаница в произношении некоторых согласных звуков («л», «р», «ш» и другие). С этой проблемой стоит обратиться к логопеду, как только стала заметна кривая речь, желательно в тот же год.
  • Гнусавости. Это явление также относят к категории дефектов, однако основной корень проблемы здесь находится в неправильном строении речевого аппарата. Обнаружив подобную проблему, обязательно обратитесь к отоларингологу, логопед помочь ребенку в этой ситуации не сможет.
  • ОНР (общее недоразвитие речи). Речь ребенка к 6 годам должна быть связной и интересной. Если же дошкольник испытывает определенные трудности при разговоре, то вероятнее всего причина лежит в неправильном подходе к общению с ним. ОНР часто встречается у малышей, чьи родители много сюсюкали, коверкали окончания и произносили только уменьшительно-ласкательные формы слов. Все это создало огромную «кашу» в детской голове, из-за чего теперь ребенок уже самостоятельно путает окончания и использует неверные предлоги. Вовремя устранить дефект можно, если отвести малыша к логопеду до 6 лет.
  • Заболевания на неврологической почве. Если вы заметили, что занятия с ребенком дома не приносят никаких результатов, проконсультируйтесь с квалифицированным неврологом. Возможно требуется особое лечение. Важно отметить, с этой проблемой логопед вашему ребенку помочь не сможет.
  • ЗРР (задержка речевого развития). К 3-5 году каждый среднестатистический ребенок начинает болтать без умолку. Если же вы заметили, что у вашего малыша маленький словарный запас, стоит обязательно посетить логопеда для проверки речи.

Наблюдайте за своим ребенком и его речью. Регулярно общаясь с малышом, вы обязательно заметите присутствие каких-либо проблем с произношением звуков. В случае обнаружения таковых, обязательно запишитесь на прием к логопеду независимо от того, сколько ребенку лет.

Когда обратиться к логопеду?

Каждый ребенок уникален, поэтому уровень развития речи может немного отличаться. Обычно к 5 годам малыш уже умеет:

  • Проговаривать все существующие звуки. Исключением могут быть шипящие, редко «Л».
  • Составлять предложения из 5-7 слов.
  • Понимать разницу между единственным и множественным числом.
  • Описывать вещи с указанием на их основные качества и характеристики.
  • Вести диалог с ровесниками и взрослыми.
  • Быстро говорить имя, фамилию и отчество, свой возраст.

Если ребенок 5 лет не умеет делать что-то из перечня, ему будет полезно посетить несколько уроков логопеда.

Логопедические занятия для детей направлены на увеличение словарного запаса, развитие мелкой моторики и правильного дыхания, коррекцию дефектов звукопроизношения.

Стоит сказать, что сразу же вести к логопеду ребенка не стоит. Дети лучше развиваются в домашних условиях. Здесь они чувствуют себя более комфортно.

Домашние игры на развитие речи

Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.

Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:

  • игры с пальчиками;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звукоподражание и логоритмика;
  • игры на расширение словарного запаса ребенка.

Игры с пальчиками на развитие речи

Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.

Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:

  • «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
  • «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
  • «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
  • «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
  • «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».

Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.

Артикуляционная гимнастика

Логопедические занятия для 5-6-летних детей обязательно должны включать артикуляционную гимнастику, представляющую собой комплекс упражнение на разогрев языка и губ. От того, насколько натренированы и развиты язык и губы, зависит возможность малыша выполнять некоторые движения, необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы занятия с ребенком были эффективными, обязательно используйте зеркало подходящего размера. Малыш должен видеть, как работают его органы речи. Не нужно быть логопедом, чтобы показать ребенку как правильно выполнять упражнения:

  • «Качели». Улыбнитесь, показав все зубки. Сначала опустите кончик языка к нижним зубам, затем поднимите его и спрячьте за верхними. Получаются своеобразные качели. Попросите ребенка в процессе игры повторить за вами упражнение 4-5 раз.
  • «Чистим зубы». Малыши к 5 годам уже умеют самостоятельно поддерживать чистоту в ротовой полости. В этом упражнении нужно имитировать чистку зубов и процесс их полоскания, но без использования зубной пасты и щетки. Исходное положение: улыбнуться, широко открыв рот. Далее необходимо напрячь кончик языка и изо всех сил очистить нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять кончик вверх и тщательно проработать верхние зубы. Важно, рот закрывать нельзя. Повторите упражнение 8-10 раз. Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
  • «Варенье». Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Регулярные повторения этих несложных логопедических упражнений активно поспособствуют развитию речи у 5 6 летнего малыша.

Звукоподражание и логоритмика

Занятия с логопедом в клинике часто включают блок упражнений на формирование правильного слуха. В домашних условиях вы легко можете создать схожие условия, чтобы развить у ребенка речь и слуховое восприятие при помощи незатейливых упражнений. Все, что потребуется – это время, телефон или компьютер с колонкой, подручные приспособления.

Игры, направленные на развитие слуха:

  • «Ушки». Возьмите несколько предметов, изготовленных из различных материалов. Подойдут металлические и деревянные ложки, стеклянные и хрустальные бокалы. Предложите ребенку послушать как звучат эти предметы, затем попросите его закрыть глаза и отгадать, что это за вещь только на слух.
  • «Мяу». Найдите в сети запись с голосами известных малышу животных. Включите ее и попросите малыша отгадать, кому из зверей принадлежит голос.
  • «Улица». Скачайте запись со звуками различного транспорта. Предложите ребенку ее прослушать и сказать, какой транспорт проехал. Для узнаваемости лучше взять знакомые виды средств передвижения – грузовик, авто, мотоцикл, трактор.
  • «Где шумят?». Отличная игра на развитие пространственного слуха. Посадите ребенка в центре комнаты и завяжите ему глаза. Возьмите колокольчик и бесшумно ходите вокруг него, периодически побрякивая. Малышу необходимо на слух определить источник шума и указать рукой в его сторону.

Логопеды для развития слуха и речи часто просят малышей подражать голосам животных и птиц, а также бытовым шумам. По очереди проговаривайте с ребенком «тик-так», «чик-чик», «кап-кап», «гав-гав», «ж-ж-ж» и подобное.

Логоритмика – комплекс упражнений, включающий одновременное задействование движения, речи и музыки (не обязательно). С помощью таких игр сформировать у ребенка речь проще простого. Вспомните про бычка, который идет и шатается. Проговаривайте текст, показывайте движения. Пусть малыш повторяет за взрослыми. Весело будет и ребенку, и вам.

Расширение словарного запаса и развитие речи

Для ребенка игры по развитию речи, в первую очередь, должны быть интересными. Скороговорки – то, что нужно для полезного и продуктивного общения в игровой форме. Короткие рифмованные фразы легко запоминаются, что позволяет серьезно расширить словарный запас малыша. Ребенок 5 лет использует пассивный и активный словари. Первый состоит из слов, которые он понимает, второй – из тех, что часто использует. Чтобы улучшить оба словаря, обязательно включите в игры для развития речи упражнения со скороговорками.

Чтобы ребенку логопедические упражнения давались легко, а положительный результат появился как можно раньше, следуйте этим простым рекомендациям:

  • Даже не будучи логопедом по профессии, объясните ребенку смысл занятий. Расскажите, что все игры направлены на развитие его речи, а умение красиво и четко говорить – атрибут каждого взрослого человека.
  • Логопед игры с детьми должны проходить в легкой форме. Если ребенок увлечется происходящим, то направит все свои силы в нужное русло.
  • Ограничивайте время, которое уходит у ребенка на занятия по развитию речи и другие уроки по подготовке к школе. Желательно, чтобы упражнения были ежедневными, но не более 15 минут каждое, поскольку ребенку 5 лет еще сложно концентрировать внимание.
  • Хвалите малышей за успехи. К играм для развития речи привить интерес ребенка будет гораздо проще, если он будет уверен, что его не накажут, а поддержат.
  • Станьте объектом для подражания. У ребенка формируется речь из наблюдений за вашим поведением. Поэтому всегда говорите правильно, четко и с выражением.

Сколько бы не было лет ребенку, улучшать его речь и помогать со всесторонним развитием – одна из важнейших обязанностей родителей. Дополнительным помощником в этом нелегком деле может стать сервис BrainApps. На портале собраны сотни высокоэффективных тренажеров, занятия на которых улучшат память, внимание, мышление и концентрацию и взрослого, и ребенка. Если вы устали от обычных игр на развитие правильного звукопроизношения, попробуйте с малышом позаниматься на тренажерах BrainApps. Результат сможет вас приятно удивить и, вероятно, логопед ребенку не потребуется.

Гита Кудзиева
Логопедические занятия для детей 5–6 лет в домашних условиях

1 Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

2 Правила для логопедических занятий дома

3.1 Развитие фонематического слуха

3.2 Пальчиковая гимнастика

3.3 Артикуляционная гимнастика

4 Логопедические задания

4.1 На букву Р

4.2 На букву Л

4.3 На букву Ш

Речевое развитие - важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях .

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с :

освоением сонорных и шипящих звуков;

звуковым анализом слов;

развитием повествовательной речи;

составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР) . Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна .

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка , ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Мама смотрит на ребенка во время занятия

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом . Очень большое значение имеет сама организация занятий . Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата :

Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии » .

Не заставляйте выполнять задания «из-под палки» , развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков, подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки, устраивайте физ-минутки.

Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.

Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать) . Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь» , успех.

Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков - сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов . Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Мама занимается с ребенком

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно :

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести :

подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;

подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры ;

составление звуковой схемы слова;

придумывание рифм и коротких стихов;

проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников» :

маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки) ;

ножницы для вырезания;

пластилин;

бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества - отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий .

пальчиковые игрушки

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии .

Упражнение Варенье

Упражнение Лопата

Упражнение Иголка

Упражнение чашечка

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков - Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения :

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит) .

Упражнения на звук Р

2. «Где спрятался Р?» (в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

Игра Потерялся звук

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

Упражнение на автоматизацию звука р

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов :

Ра-ра-ра - убежали со двора.

Ро-ро-ро - а они нашли ведро.

Ру-ру-ру - мы придумали игру.

Звуковые дорожки

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры, малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

Игра Подставь слог

6. «Посмотри и назови»

Упражнение Посмотри и назови

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

Упражнение с загадками на букву Р

Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А. В.

Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома :

Логопедические задания на букву Р

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет . Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения :

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

Упражнение Скажи красиво

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

Упражнение Игрушки для Ларисы

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А. В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20 ) .

Упражнение Один много

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

Упражнение Отыщи звук

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Задание к потешке на букву л

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л :

Логопедические задания на букву Л

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры :

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

Упражнение Кто как шипит

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других) .

Упражнение Поймай звук

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША , ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо) .

4. «Как зовут ребят»

Упражнение Как зовут ребят

4. «Сочиняем логопедические стишки »

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша - убежала каша,

Шо-шо-шо - отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу - грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Упражнение Слова со звуком Ш

Логопедические задания на букву Ш

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет , но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию.

Если вам потребовался квалифицированный специалист по устранению нарушений речевой функции у детей, воспользуйтесь сайтом Юду. Закажите услуги профессионального логопеда для ребенка в Москве любым удобным способом:

  • заполните форму обратной связи на этой странице
  • оставьте заявку по телефону или через мобильное приложение

Опытные педагоги проводят индивидуальные занятия, направленные на эффективное развитие речевой функции. Проверенные специалисты готовы приехать по указанному вами адресу в любое время для проведения консультации и постановки диагноза. Цена курса логопедической коррекции у частных специалистов Юду ниже, чем во многих крупных логопедических центрах.

Профессиональный курс по исправлению нарушений речи

Оформите заявку на сайте сайт и выберите частного логопеда из числа откликнувшихся. Квалифицированный специалист разработает развивающий курс для вашего ребенка, чтобы устранить дефекты дикции в короткие сроки.

Профессиональные логопеды, имеющие многолетний опыт работы с детьми, разработают комплекс эффективных упражнений для коррекции речи:

  • гимнастика для развития артикуляционного аппарата
  • корректировка произношения звуков
  • обогащение словарного запаса, развитие грамматической составляющей речи и др.

Закажите на сайте Юду услуги частного логопеда в Москве - цена индивидуального курса занятий будет зависеть от квалификации специалиста и типа нарушения речи у ребенка. Посмотрите примерную стоимость занятия, подготовленного по индивидуальной программе, в прайс-листах исполнителей YouDo.

Путешествие в город звуков

Цель: развитие фонематического восприятия.

1. Коррекционные:

    закрепить навыки дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах;

    развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

2. Развивающие:

    упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе;

    упражнять в делении слов на слоги;

    закрепить понятия “звук”, “слог”, “слово”.

3. Воспитательные:

    воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу.

Оборудование: мольберт;картинки в названии которых есть звуки [С] и [Ш]; схемы; колокольчик; очки – невидимки; “кочки”- 4 шт., “Слоговые домики” - два комплекта.

Ход занятия

1.Организационный момент

Ребята, хотите отправиться в путешествие? Возьмитесь за руки и скажите друг другу слова удачи.

В добрый путь, счастливого пути, ни пуха - ни пера,

Цель нашего путешествия – город звуков. Мы побываем в гостях у согласных звуков.

На картинки посмотри,
Звуки общие - найди.

На экране картинки:

гармошка, неваляшка и матрешка

Звук [Ш] “живет” в гармошке,
Неваляшке и матрешке.

На экране картинки:

стакан, сковорода, сметана.

Звук [С] “живет” в стакане,
Сковородке и сметане.

Вы догадались к каким звукам мы пойдем?

Мы пойдем в гости к звуку [С] и звуку [Ш]

2. Основная часть

В пути нас ожидают интересные встречи и неожиданности, к которым нам нужно подготовиться, вспомнить все об этих звуках.

Дети садятся за столы, на которых

стоят зеркала и лежат счётные палочки

Что можно сказать о звуке [Ш]?

Дети дают характеристику звуку [Ш]

Рассказ подкрепляется схемой:

Губы трубочкой; широкий язык “чашечкой” поднят кверху, края прижаты к верхним зубам; теплая воздушная струя. Согласный, твердый,глухой, шипящий.

Что можно сказать о звуке [С]?

Губы растянуты в улыбке; язык внизу, упирается в нижние зубы; воздушная струя-холодная. Согласный, твердый, глухой, свистящий.

Чем похожи звуки [С] и [Ш]?

Согласные, твердые, глухие

Чем они отличаются?

Игра “Кулачок – ладошка” (Дифференциация звуков)

В страну звуков могут попасть только внимательные ребята, которые не путают звуки [С] и [Ш]. Я буду произносить звуки, а вы, если услышите звук [С] – покажите кулачок, если звук [Ш] – ладошку.

Ж, Ш, З, Ш, С, Ш, С…

СА, ШИ, ОС, УШ, ШТА, СТА, АСТ, ОШТ…

Молодцы! Пришла пора отправиться в путь. Но у нас на пути болото, нужно пройти по кочкам по одному и не упасть. Послушайте, что же шепчет болото.

Игра: “Повтори не ошибись”

(воспроизведение слоговых рядов)

Ребята, мне кажется, что мы заблудились. Как же быть? Кто же нам поможет найти город звуков?

Раздается звук колокольчика

Что же это за звук раздается?

Игра “Где звенит?”

Мы пойдём на звук колокольчика. Но колокольчик звонит только тогда, когда его никто не видит. Закройте глаза, а правой рукой следите за звуком.

Логопед звенит колокольчиком и меняет местоположение,

дети указывают правой рукой на звук

Звучит запись – звуки речи

Уже слышны звуки речи, значит мы на верном пути.

На экране город звуков, на котором изображены герои из мультфильмов, в названии которых есть звуки [С] и [Ш](например, Смешарики), а на облаках изображены буквы С и Ш

Открывайте глаза.

Город звуков нас встречает

И к себе он приглашает

Город звуков разделяет река. Справа от реки улица Шипящая. Посмотрите на неё.

Дети смотрят на правую часть города

Как вы думаете, почему она так называется?

Ответы детей

Слева от реки – улица Свистящая. Кто же живёт на этой улице?

Ответы детей

Как вы думаете, все ли жители сейчас находятся на своих улицах?

Ответы детей

Давайте на улицу Свистящую позовём жителей, в названии которых есть звук [С].

Дети находят картинки, в названии которых есть звук [С].

На улицу Шипящую позовём жителей, в названии которых есть звук [Ш].

Дети находят картинки, в названии которых есть звук [Ш].

Самоделкин выстроил трехэтажный дом для друзей на улице Свистящей. Посмотрите на балконы дома. Как вы думаете, кто будет жить на первом этаже? На втором? На третьем?

Мы с ребятами шагаем,
Части слова мы считаем.

Игра: “Новоселье” (деление слов на слоги)

Дети расставляют картинки в зависимости от количества слогов в слове.

А теперь, посмотрите на улицу Шипящую.Как вы думаете, кто из жителей в каком доме живет? Почему?

Дети расставляют картинки в зависимости

от местоположения звука в слове

Ребята, звуки любят ходить друг другу в гости, но мост на реке сломался. Как же им помочь?

Дети: отремонтировать мост

Отремонтировать мост нам помогут слова, но для этого нужно в слове звук [С] заменить на [Ш]. После правильного ответа на экране появляется прямоугольник, а затем и мост через реку.

Сутки – шутки миска – мишка усы - уши

Каска – кашка маска – Машка Марс - марш

Игра “Чудесные превращения”

Молодцы! Славный получился мост.

Звучит запись шума – всплеск воды

Ребята, что за звук? Посмотрите, да это же необычные рыбки плавают в реке.

Поймайте рыбку, на которой в названии картинки звук [С]. Со звуком [Ш]. Со звуком [С] и [Ш].

Игра “Рыбалка”

На контур рыбки прикреплены картинки, на носике рыбки магнит. Удочка с магнитом.

А ещё в городе звуков есть школа. Там живёт волшебный колокольчик.

Звук колокольчика

Колокольчик зазвонил,
Ребят в звуки превратил.

Игра “Живые звуки”

Выходят 5 детей: 1 – звук [М], 2 – звук [И], третий – [А],

четвертый – [Ш], пятый – [ К].

Составьте слово - МИШКА

Я – звук [М]

Я – звук [И]

Я – звук [Ш]

Я – звук [К]

Я – звук [А]

Какое слово получилось?

Звукобуквенный анализ слов МИШКА и МИСКА

Чем похожи слова – МИШКА и МИСКА

В чем отличие?

3. Итог занятия. Рефлексия

Вы отлично справились с заданиями волшебного колокольчика. Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте оставим жителям города звуков на память о себе подарок – букет цветов наших успехов.

Выставить на мольберт изображение вазы.

Посмотрите на цветы. Что у вас сегодня получалось лучше? Что вам особенно запомнилось? Выберите нужный цветок и поместите его в вазу.

В середине цветка – фотографии заданий, которые дети выполняли.

Дети оценивают своё участие в занятии и выставляют цветы в вазу.

Какой пышный букет у нас получился, а это значит, что вы сегодня многому научились и многое узнали. В гостях, у каких звуков мы побывали?

Статьи по теме: