Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшей группы Игра «Дракон кусает свой хвостик»

, Коррекционная педагогика

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование познавательной активности.

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, воображение.
  • развивать зрительное и слуховое восприятие.
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на невербальном уровне.
  • развивать зрительную память.
  • обучать приемам расслабления, снятие психомышечного напряжения.
  • развивать умение определять свое настроение
  • развивать чувство единства, сплоченности группы.
  • создать положительный эмоциональный фон.

Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, игрушка Мышонок.

Ход занятия

1. приветствие. Упражнение "Здороваемся ладошкой".

Здравствуйте ребята, я рада встречи с вами, и для начала мне очень хочется с Вами поздороваться. Я предлагаю вам поздороваться необычным способом - ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу).

2. упражнение "Ласковое слово".

Появляется мягкая игрушка - Мышонок. Дети говорят игрушке и друг другу ласковые слова.

3. упражнение "Цвет моего настроения".

Давайте представим, что на нас сейчас надеты майки, цвет которых является цветом нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет своей волшебной майки.

4. упражнение "Последовательные картинки". Слайд №2.

Вы, конечно, знаете русскую народную сказку теремок. Посмотрите на доску перед вами картинки к этой сказке. Правильно ли они расставлены? Давайте вспомним сказку и расставим картинки в правильном порядке.

5. упражнение "Теремки". Слайд № 3.

Давайте немного изменим окончание сказки. Представьте, что вы решили помочь животным - построить для каждого из них отдельный теремок. Сколько же домиков нужно построить? Назовите героев сказки и сосчитайте их. Правильно шесть. Стали наши герои ссориться, спорить, кому в какой домик поселиться. Поможем им?

6. игра "Муха". Слайд №4.

Стали животные жить отдельно, но скоро заскучали друг без друга. Они решили собираться вместе, чтобы играть, загадывать друг другу загадки, решать интересные задачки. Лисичка предложила поиграть своим друзьям в игру "муха". Поиграем вместе с ними? Итак, лисичка говорит, в какую сторону и сколько клеточек муха переползает, а вы назовите цвет клетки, в которой оказалась муха.

7. упражнение на расслабление "Солнышко и тучка", "Загораем".

Предлагаю пригласить героев сказки к нам в гости и вместе с ними немного отдохнуть.

Солнышко зашло за тучку, стало прохладно, сжались в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко, расслабились, разморозило нас оно. (Повторяется 2-3 раза)

Представьте, что мы загораем на солнышке, закройте глаза. Подбородок загорает, подставим его к солнышку, разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается залететь в рот - крепко закрыли рот. Жучок улетел - открыли рот, выдохнули. Нос загорает - подставим свои носики к солнышку. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть - сморщили нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот полуоткрыт. Бабочка улетела - расслабим нос. Снова прилетела бабочка, покачаем ее на качелях, поднимаем брови вверх, опускаем вниз. Бабочка улетела, а мы совсем расслабились, спать хочется. Устройтесь, так как вам удобно и отдохните (релаксационная музыка ).

Отдохнули, набрались сил и продолжим наше занятие.

8. упражнение "У кого больше?". Слайд №5.

Мышка просит определить, чего она собрала больше орехов или желудей? Считать животные не умеют как им быть? Правильно можно рядом с каждым орехом положить желудь, а потом посмотреть, что останется. Мы ответим мышке чего больше.

9. игра "Четвертый лишний". Слайд № 6, 7.

Готовы ли вы выполнить задание, которые предложили волк и медведь. Рассмотрите картинки, назовите животных, которые изображены. Кто лишний? Почему так решили?

10. упражнение "Выбери дорожку". Слайд № 8.

Лягушка предлагает найти дорожку, по которой ей нужно пойти, чтобы оказаться на болоте.

11. игра " Пара картинок". Слайд № 9, 10, 11, 12.

Зайчик предлагает поиграть с картинками. Посмотрите, рядом с картинкой нарисован значок-фигурка. Запомните, пожалуйста, какой значок нарисован с картинкой. Зайчик вам покажет значок, вы вспомните, и назовите картинку.

12. Обратная связь. Ритуал прощания. "Ладошки".

Взрослый на свою ладонь приглашает положить ладони детей, каждый следующий участник кладет свою ладонь на ладонь предыдущего. Когда ладони участников собраны хором говорят: "До свидания!"

Цель: создание условий для снижения агрессивности, снятия мышечных зажимов.

Задачи:

1. Снизить психоэмоциональное напряжение, импульсивность, агрессивность.

2. Поднять эмоциональный тонус.

3. Снять общее и мышечное напряжение.

4. Помочь детям позитивно взаимодействовать друг с другом.

Методы, используемые на занятии: Беседа; игра; рисование; обсуждение; релаксация.

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. Время проведения занятия – 20-25 мин.

Материалы и оборудование: Лист бумаги (формат А3); карандаши; аудиозапись с расслабляющей музыкальной композицией; магнитофон; мяч; мольберт; обручи.

Ход занятия:

Участники становятся в круг.

1. «Приветствие».

Педагог: Поприветствуем друг друга: спинками, щёчками, плечиками и т.д. Подарим улыбку.

По часовой стрелке каждый участник улыбается своему соседу слева.

2. Беседа.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказочной поляне. На этой поляне живут сказочные существа. Во время нашего путешествия с нами будут происходить разные истории, а самое главное - это превращения. А отправимся на полянку мы на поезде.

3. Игра «Паровозик». Цель: сплочение группы, умение работать в команде.

Дети встают в круг друг за другом и отправляются в путешествие, изображая паровозик. Педагог: В начале пути идем медленно, затем быстрее, тихо, как мышки, затем топаем громко, как слоны. И вот мы оказались на полянке.

4. Игра «Несуществующее доброе животное». Цель: снятие негативного настроения и восстановление сил.

Первое сказочное существо, живущее на полянке это «несуществующее животное», оно очень доброе и ласковое. А как оно выглядит, мы сейчас узнаем, но для этого мне понадобится ваша помощь.

На листе формата А 4 предложить каждому ребенку нарисовать детали животного (уши, лапы, глаза, рот и т.д., обязательно проследить, чтобы животное на рисунке получилось добрым).

Придумать имя «несуществующему животному.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Педагог: Давайте подышим, как дышит наше животное. Все вместе вдох-шаг в круг, выдох-шаг назад.

Педагог: Ребята, давайте погуляем по полянке.

5. Игра «Путешествие по полянке». Цель: снять психофизическое напряжение, агрессивность, страхи.

Детям предлагается прогуляться по полянке. На пути у них встречаются воображаемые преграды: перейти грязь, перешагнуть лужу, пройти по узенькому мостику.

Педагог: Итак следующее превращение.

6. Игра «Дракон кусает свой хвост». Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Дети стоят друг за другом. Впереди стоящий ребенок - голова дракона, последний ребенок - хвост. Задача головы схватить хвост. Тело дракона неразрывно (в роли головы дракона должны побывать все дети).

Педагог: А еще на нашей полянке живут маленькие и очень добрые приведения, и мы сейчас их изобразим.

7. Игра «Маленькое привидение». Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Дети сначала изображают злых приведений (кричат, рычат, топают ногами, показывают злые гримасы), затем добрых приведений (улыбаются, гладят друг друга по голове и т.п.)

Педагог: Ребята, пока мы с вами путешествовали, неожиданно набежала тучка, и пошел дождик.

8. Игра «Дождь». Цель: развить чувство эмпатии.

Дети встают в круг друг за другом. Руки кладут друг другу на спины.

Педагог: Начинается сильный дождь. Крупные капли дождя падают на спинки (дети начинают энергично стучать пальчиками рук по спинам впереди стоящих детей), затем дождь стал стихать, (движения детей становятся более спокойными). Дождь перестал идти, но капли остались на кончиках пальцев (детям предлагается стряхнуть кисти рук). Выглянуло солнышко, и на полянке появился солнечный лучик.

9. Игра «Солнечный лучик». Цель: снятие психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально-выразительных движений.

Лучик прыгнул на лоб (нахмурить лоб), прыгнул на глаза (закрыть глаза), прыгнул на нос (сморщить нос), прыгнул на плечи (поочередно поднять правое и левое плечо).

Педагог: На нашей поляне живут еще одни сказочные существа – кошки.

10. Игра. «Добрые – злые кошки». Цель: снятие общей агрессии.

Дети по очереди встают в синий обруч, изображая злых кошек, затем в желтый обруч, изображая добрых кошек.

Педагог: Мы так долго путешествовали, что устали. Предложить детям лечь.

Релаксационный этап.

11. Упражнение «Плывем в облаках». Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

Педагог: Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день. На счет три открываем глаза и встаем.

Педагог: Дети, наше путешествие подошло к завершению, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Используем снова игру «паровозик».

12. Рефлексия.

Дети сидят в кругу на стульчиках. Каждый ребенок по очереди проговаривает, что ему понравилось больше всего во время путешествия.

"Детский сад №243

"Российские железные дороги"

"Стеснительная улитка"

(смешанная группа)

Педагог - психолог:

Латышева Н.А.

Ноябрь 2013г.

Цель занятия

: 7 – 10 детей 4 – 5 лет.

Продолжительность занятия : 45 минут.

Оборудование

Ход занятия

  • Ритуал приветствия

(3 минуты)

(10 минут)

Сказка

  • Обратная связь

(5 минут)

  • Психогимнастический этюд

«Стеснительная улитка»

(5 минут)

(7 минут)

(10 минут)

  • Подведение итогов занятия

(5 минут)

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №243

Открытого акционерного общества

"Российские железные дороги"

"Стеснительная улитка"

Групповое коррекционное занятие

(смешанная группа)

Педагог - психолог:

Латышева Н.А.

Ноябрь 2013г.

Цель занятия : создание условий для приобретения позитивного опыта преодоления стеснительности, робости, застенчивости.

Количество и возраст участников : 7 – 10 детей 4 – 5 лет.

Продолжительность занятия : 45 минут.

Оборудование : большой светлый кабинет, разделённый на две зоны: одна – с ковром и детскими стульчиками по количеству детей, стоящими полукругом, и вторая – со столами; кукольный театр: куклы – перчатки улитки, мамы – птицы, птенец, лесные жители; вырезанные улитки и наборы цветных карандашей по количеству детей.

Ход занятия

  • Ритуал приветствия

(3 минуты)

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. А когда я радуюсь, я улыбаюсь. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь Коле, Коля улыбнётся Кате, Катя Свете и т. д.

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом, и по очереди улыбаются друг другу.

  • Сказка «Стеснительная улитка»

(10 минут)

Сегодня мне хочется рассказать вам одну историю. Смотрите и слушайте внимательно, а потом мы с вами поиграем.

Педагог – психолог с помощью элементов кукольного театра показывает детям сказку «Стеснительная улитка».

Дети смотрят и слушают сказку, сидя на стульчиках.

Сказка

На большой лесной поляне жила Улитка. Она была очень стеснительная. Когда к ней подходили лесные звери, чтобы познакомиться с ней, позвать её играть или что – то спросить, она тут же начинала стесняться и прятала голову в раковину.

Так, однажды мимо улитки прыгала семья лягушек. Лягушонок заметил Улитку и захотел с ней познакомиться. Он подобрался к ней поближе и проквакал: «Привет! Меня зовут Ква. А тебя?» Но Улитка очень застеснялась и поспешила спрятать голову в свою раковину. Лягушонок лишь пожал плечами и упрыгал восвояси.

В другой раз к маме Улитки пришла в гости тётушка Сова и хотела поговорить с маленькой Улиткой, но та так застеснялась, что тут же спрятала голову в раковину. Маме Улитке даже стало стыдно за дочку.

Однажды на лесной поляне маленькие лесные жители затеяли весёлую игру в мяч. Ёжик, Зайчонок, Лягушонок и Бельчонок бегали и смеялись. Улитке тоже очень захотелось поиграть с ними. Но она стеснялась попроситься в игру.

Так шло время. Лесные звери давно привыкли к стеснительности Улитки и уже не обращались к ней, не звали поиграть, не знакомились с ней. Улитка проводила время в одиночестве дни напролёт, пока однажды в лесу не случилась одна история.

Как – то летним утром лесную тишину нарушил страшный птичий крик. Это Галка потеряла своего птенца. Тот выпал из гнезда, пока Галка летала за кормом. Она металась по лесной поляне и кричала: «Птенец пропал! Птенец пропал! » Все звери всполошились и принялись искать пропавшего Галчонка. Ежиха поискала в овраге, Зайчиха с зайчатами – под листьями лопуха, Лягушонок – в пруду, а Бельчонок проверил кусты орешника. Мудрая Сова успокаивала не находившую себе места от волнения Галку.

Наша знакомая Улитка сидела на шляпке гриба рядом с тем деревом, где было гнездо Галки. Вдруг она заметила шевеление в зарослях крапивы под деревом. Через минуту из крапивы высунулся клюв Галчонка. Галчонок нашёлся!

Но как Улитке рассказать о счастливой находке?!

Ведь она никогда ещё не заговаривала ни с кем первой!

«А вдруг его утащила лиса? А вдруг деревенская кошка решила им позавтракать?» - донеслись до Улитки причитания Галки.

Ну что ж! Делать нечего. Надо торопиться. А то чего доброго и вправду лиса или кошка пожалуют. Улитка поспешила к зверям.

На поляне стояла страшная суета, и никто из зверей не обратил на Улитку внимания. Улитка набралась смелости и тихо прошептала: «Я больше не стесняюсь». Но её никто не услышал.

Улитка расстроилась и повторила ещё раз, но уже громче: «Я больше не стесняюсь!» Но её по- прежнему никто не слышал, все были заняты поисками. Тут Улитка не выдержала и прокричала что есть мочи: «Я больше не стесняюсь!» Звери оторопели и затихли. Они никак не ожидали от Улитки такого. А Улитка, воспользовавшись наступившей тишиной, сказала: «Я видела Галчонка, он в крапиве».

Через минуту Галка уже обнимала Галчонка и вместе со всеми лесными зверями благодарила Улитку.

С тех пор Улитка стала меньше стесняться, у неё появились друзья, её стали приглашать в игры и другие затеи. И дни стали проходить гораздо веселее.

  • Обратная связь

(5 минут)

Педагог – психолог собирает впечатления от сказки, ассоциации, мысли и чувства, которые вызвала в детях сказка.

Ну что, понравилась вам сказка? Про кого эта сказка? А кто из вас иногда стесняется? Как можно победить стеснение?

Дети по желанию делятся своими впечатлениями, рассказывают о стеснении и робости и способах их преодоления в собственном опыте.

  • Психогимнастический этюд

«Стеснительная улитка»

(5 минут)

А теперь мы с вами поиграем в нашу улитку.

Педагог – психолог раздаёт всем детям куклы – перчатки улиток.

Давайте покажем, как сидит стеснительная улитка. А теперь – как сидит улитка, которая перестала стесняться.

Дети сидя позой и мимикой показывают стеснение, а затем уверенность.

Давайте постоим, как стоит стеснительная улитка. А теперь – как стоит улитка, которая перестала стесняться.

Дети стоя позой и мимикой показывают стеснение, а затем уверенность.

Давайте походим, как ходит стеснительная улитка. А теперь – как улитка, которая перестала стесняться.

Дети походкой, мимикой и жестами показывают стеснение, а затем уверенность.

Педагог выполняет упражнение вместе с детьми, комментирует получающиеся у детей наиболее характерные при стеснении и уверенности мимику, жесты, позы, движения. Поощряет стеснительных детей.

По завершении упражнения все игрушки собираются педагогом- психологом.

  • Проигрывание ключевого эпизода сказки

(7 минут)

А теперь мы с вами будем говорить, как наша улитка. Помните, как она набралась смелости и сначала тихо, а потом всё громче и громче, увереннее и увереннее стала повторять: «Я больше не стесняюсь!» Сейчас каждый из вас по очереди попробует изобразить этот момент сказки. Мы будем произносить эту фразу и изображать состояние улитки мимикой, позой, движениями. И не забудем похлопать нашим уверенным улиткам.

Педагог начинает выполнять упражнение, держа в руках улитку, которую затем передаёт первому ребёнку, и далее по кругу. Каждый ребёнок с места несколько раз произносит фразу «Я больше не стесняюсь!», каждый раз стараясь сказать её громче и увереннее.

Педагог – психолог не настаивает на выполнении задания, в случае если кто – то из детей отказывается. Детей, которым произнести фразу громко особенно тяжело, педагог – психолог поощряет особо.

Каждому ребёнку после последнего уверенного произнесения фразы педагог – психолог и другие аплодируют.

  • Рисование глаз и рта у улиток

(10 минут)

Дети переходят в зону со столами.

  • – Ребята, посмотрите что у вас на столах? Давайте выберем из них: одну стеснительную, а одну уверенную. А теперь нарисуем им глазки и улыбки.Педагог – психолог раздаёт детям бумагу и карандаши только после того, как каждый ребёнок расскажет, какой эпизод сказки он будет рисовать. Дети рисуют иллюстрации к понравившимся эпизодам.
  • – Давайте разделим лист на две половины. На левой половине листа нарисуйте, пожалуйста, улитку, которая стесняется. А на правой улитку, которая больше не стесняется, уверенную в себе улитку. Подумайте, чем будут отличаться изображения. Какой цвет вы выберете для одной и второй картинки, какого размера будут изображения улитки, в какой позе вы её нарисуете, какое настроение у неё будет?

При необходимости педагог – психолог помогает детям, задавая уточняющие вопросы уже в процессе рисования.

  • Подведение итогов занятия

(5 минут)

Дети возвращаются в зону со стульчиками со своими рисунками.

Ну что же, наше занятие заканчивается. Давайте покажем друг другу, что у нас получилось. А теперь мы все по очереди скажем, что нам больше всего понравилось, а что нет на занятии.

Дети в одном – двух предложениях рассказывают о своих впечатлениях от занятия. Педагог – психолог принимает и поддерживает любые высказывания, касающиеся занятия; следит, чтобы все высказывались коротко. Если ребёнок отказывается говорить, педагог – психолог не настаивает.


Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;

Помогать детям преодолевать замкнутость;

Развивать эмоциональную, когнитивную сферу и мелкую моторику руки;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: смайлики с разным настроением; фото людей, на лице которых различные эмоции; сказочные герои; мультфильм «Крошка Енот»; мандалы для раскрашивания, бумага, краски, фломастеры, карандаши, губки.

Ход коррекционно-развивающего занятия психолога в детском саду

(Психолог приветствует детей, сообщает им, что сегодня они отправятся к королеве Эмоции на праздник Радости.)

Доброе утро, дорогие дети!

Все ли в порядке у нас в группе?

Вы вокруг оглянитесь,

Друг другу улыбнитесь.

Чтобы никто не унывал,

Со всеми радовался и играл!

Психолог. Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.)

Нас пригласила королева Эмоция на праздник Радости.

Упражнение «Выбери эмоцию на праздник»

Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения; учить детей проявлять свои эмоции и чувства .

Психолог. Каждому нужно свою фотографию поместить в уголок эмоций, выбирая, если ты веселый - к солнышку, печальный - к капелькам. занятия с детьми

Психолог. Отправляемся на праздник!

(Под музыку дети идут в гости к королеве Эмоции на праздник Радости. Психолог и дети здороваются с королевой.)

Психолог. Добрый день, королева, мы пришли к тебе на праздник Радости!

Королева Эмоция (плачет). Я не могу начинать праздник, потому что злой колдун оторвал все лепестки моего цветка настроения и заколдовал их.

Психолог. Не волнуйся, королева, наши дети умные, сообразительные, они смогут расколдовать. (После выполнения заданий каждый лепесток прикрепляется)

Лепесток Печали.

Задание:

1. Узнать эмоцию (эмоция печали изображена песком на стекле).

2. Показать печаль (дети показывают).

3. Отыскать детей с печальным лицом (картинки с изображением детей с различными эмоциями).

4. Упражнение «Когда мне грустно, я...»

Варианты ответа:

Устраиваю с друзьями веселые игры;

Смотрю веселый фильм;

Слушаю веселую музыку.

Лепесток Злости.

Задание:

1. Узнать эмоцию (на песке изложена с помощью камешков)

2. Показать злость (дети показывают)

3. Найти сказочных героев, с такой эмоцией;

class="eliadunit">

4. Упражнение «Способы борьбы со злостью» (ответы детей):

Сделать несколько глубоких вдохов;

Порвать газету или помять пластилин, сказав при этом: «Беги, гнев, беги!»;

Выполнить несколько физических упражнений;

Бить по подушке, представляя себе человека, который тебя обидел;

Топать ногами по полу;

Обхватить ладонями локти и сильно прижать к груди

Стать в позу устойчивого солдатика: встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить вдоль тела. Постоять так несколько секунд, а затем поменять ногу;

Надуть воздушный шарик;

Покидать мяч о стену.

Лепесток Страха

Задание:

1. Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

После этого психолог спрашивает детей, что помогло еноту побороть свой страх, что смешного было в его страхе, предлагает им нарисовать лицо Енота, когда он испугался и когда он подружился со своим страхом.

2.Покажи эмоцию (дети показывают)

3. Способы преодоления страха (ответы детей):

Страх-страх-страшилка,

Вон, вон катись:

В смех-смех-смешинку

Превратись.

Лепесток Удивления.

Задание:

1. Рисование с помощью свечи (изображение эмоции появляется после нанесения краски)

2. Показать эмоцию (дети показывают).

Лепесток Радости.

Задание:

1. Рисование мандалы (предлагаю детям проверить силу волшебного круга, разрисовать его различными цветами, которыми им хочется)

2. Показать эмоцию (дети показывают)

3. Игра «Если весело живется, делай так...»

Психолог. Дети, Королева Эмоций приглашает вас поиграть в очень веселую и подвижную игру «Если весело живется, делай так...»

Если весело живется, делай так - хлоп-хлоп (дети хлопают в ладоши)!

Если весело живется, делай так - топ-топ (дети шагают на месте)!

Если весело живется, каждый другу улыбнется (дети поворачиваются и улыбаются)!

Если весело живется, делай так - прыг-скок (дети прыгают на месте)!

Рефлексия.

Психолог. А сейчас мы возьмемся за руки и каждый расскажет, что ему понравилось, запомнилось, что было интересным в гостях у королевы Эмоции.

Изменилось ли у Вас настроение?

Если изменилось, переставьте свою фотографию.

Прощание.

Александра Чернецкая
Коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере

Занятие 1 . Знакомство. Педагог – психолог предлагает ребятам познакомиться. Педагог бросает каждому ребенку по очереди мячик и просит назвать свое имя.

После знакомства с группой все участники садятся за круглый стол. Педагог предлагает сочинить вместе сказку. Для этого используется сказка «Теремок» в виде матрешки. Каждому ребенку определяется герой и ребята по очереди должны составить связный рассказ.

Следующим этапом мы знакомимся с эмоциями . Перед зеркалом ребята по очереди показывают эмоции , которые они испытывают в различных ситуациях. Педагог – психолог показывает и рассказывает о тех эмоциях , которых дети не назвали. В конце занятия проводится игра «Разговор с рукой» . (Шевцова И. В.)

Цель : Научить детей контролировать свои действия.

Ребенку предлагают обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем «оживляем» ладошки - нарисуем им глазки, ротик, раскрасим цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите : «Кто вы, как вас зовут?» , «Что вы любите делать?» , «Чего не любите?» , «Какие вы?» . Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с активными детьми , еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела : мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия через заранее оговоренный промежуток времени, необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Занятие 2 . Приветствие : "Здравствуй, друг!"

(либо мама, либо детеныш)

Здравствуй друг! (рукопожатие)

Как ты тут? (похлопывание по плечу)

Где ты был?

Я скучал!

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимают друг друга) .

Педагог – психолог просит ребят сесть за стол и вспомнить, какие эмоции они узнали на прошлом занятии . Ребята показывают и рассказывают про эмоции .

Для детей с нарушениями поведения очень важно развивать внимание и умение владеть собой . Игра «Сделай так» (Черепанова Г. Д.) На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них.

Затем взрослый дает инструкцию : «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете, изображать человечков на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т. д.

На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога.

Игру можно повторить несколько раз.

Для развития мышечного контроля проводим игру «Археология»

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кист руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

Ритуал прощания «Большое доброе животное» . Все встают в круг, держась за руки. Педагог говорит ребятам, что вместе мы одно большое доброе животное. Все прислушиваются к его дыханию. На вдох шаг вперед, на выдох – назад. Далее все прислушиваются к биению сердца животного. На один стук два шага вперед, на второй – два назад.

Занятие 3 . Приветствие : "Здравствуй, друг!"

Дети стоят в кругу, психолог достает коробочку и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках карточка с животным (либо мама, либо детеныш) . Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.

Здравствуй друг! (рукопожатие)

Как ты тут? (похлопывание по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимают друг друга) .

Игра на развитие скорости реакций и моторной ловкости «Услышь свое имя» . Играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто большее число раз поймал мяч.

Для развития умения концентрировать внимание на деталях проводим игру «Что нового» .

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди ходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

Прощание «Большое доброе животное» (см. занятие 2 ) .

Занятие 4 «да» говорят «привет» ).

В целях развития двигательной активности и воспитания умения сдерживаться проводим игру «Крокодил в болоте» . На ковре раскладываем «кочки» (вырезанные из картона геометрические фигуры) . Дети ловят крокодила (педагог – психолог, молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку. Крокодил ловит тех, кто шумит.

Сидя за столом, проводим игру «Говори» .

Цель : Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее : «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду : «Говори!» . Давайте потренируемся : «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори!» . «Какого цвета у нас в группе потолок?» . «Говори» . «Какой сегодня день недели?» . «Говори» . «Сколько будет два плюс три» и т. д.

Рефлексия «Радуга»

Занятие 5 . Приветствие. У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет» ).

«Маленькое привидение»

Цель : Научить, в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Содержание : «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук,У”. Если буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми

С целью снятия эмоционального напряжения предлагаем детям игру «Волшебные шарики» (Павлов Я. А.)

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку» . Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик - «болик» - и дает инструкции : «Возьмите шарик в ладошки , согрейте его, сложите ладошки вместе , покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнению.

Рефлексия «Радуга» . Ребята закрывают глаза и пытаются представить перед собой радугу. Затем мысленно передвигаемся по радуге, как по лестнице, при этом каждый вдох – это шаг.

Занятие 6 . Приветствие : "Здравствуй, друг!"

Дети стоят в кругу, психолог достает коробочку и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках карточка с животным (либо мама, либо детеныш) . Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.

Здравствуй друг! (рукопожатие)

Как ты тут? (похлопывание по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимают друг друга) .

Детям необходимо развивать умение слушать и концентрировать внимание, а так же важно уметь высвобождать энергию. Для этого мы проводим игру «Мирные» и «Воинственные» . Все дети выбирают себе музыкальный инструмент. Те, кто выбрал тихо звучащие – племя «мирных» , а кто выбрал громкие – «воинственные» . По легенде племена живут на разных берегах и могут общаться только посредством звука музыкальных инструментов. Дети могут сопровождать исполнение танцами. Через некоторое время предложим ребятам поменяться музыкальными инструментами. Это хорошая возможность попробовать разные стили поведения.

«Менялки игрушек» (Карпова Е. В., Лютова Е. К.) Эта игра учит взаимодействовать с окружающими при помощи вербальных, но и невербальных средств, например, осуществлять контакт глаз. Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, сколько попыток дается ведущему для отгадывания.

Рефлексия Что больше всего понравилось на занятии ? Какие возникли трудности?

Занятие 7 . Дети и психолог приветствуют друг друга, передавая привет пожатием руки по кругу.

Для развития коммуникативных навыков, доверия, эмпатии и моторной ловкости предлагаем ребятам сыграть в игру «Старенькая бабушка» . Дети разбиваются на две команды – бабушки (дедушки) и внуки (внучки) . «Старичкам завязывают глаза, так как они очень старенькие и ничего не видят и не слышат, но им непременно надо попасть в больницу. Задача «молодых» перевести «старичков» через дорогу с оживленным движением.

«Мысленная картинка» (активизация воображения) . Дети закрывают глаза, вслушаться в тихую музыку и пробуют придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

Статьи по теме: